Как морально уничтожить человека?
Полное собрание материалов по теме: как морально уничтожить человека? от специалистов своего дела.
Содержание
- 1 Как морально убить человека, сохраняя достоинство
- 2 Фразы, унижающие человека за оскорбление достоинства
- 3 Фразы, морально убивающие человека за унижения
- 4 Стратегии
- 5 Книги
- 6 Пара советов от психолога
Как морально убить человека, сохраняя достоинство
Допустим, наглец публично высказывается, оскорбительно, язвит, отпускает неуместные шуточки, всячески издевается.
- Сохраняйте невозмутимость. Спокойное, ироничное отношение к нападкам отрезвляет обидчика, интригует наблюдателей.
- На оскорбительные вопросы вроде “Ну как там… то-то?” можно просто сказать: я же не знаю, тебе это известно лучше..
- Все гадости можно обернуть против нападающего, спокойно иронизируя над его словами без грязи, оскорблений. Не опускайтесь до уровня своего оппонента.
- Наблюдатели быстро потеряют интерес к инциденту или даже посмеются над неуклюжими попытками вас унизить.
- Видя ваше духовное превосходство, внутреннюю силу, насмешник быстро отступит в поисках более слабой жертвы.
Бывают ситуации, когда мы переживаем вероломное предательство. Большинство сразу же думает о мести, мысленно смакуя детали, представляя, как поступит в ответ. Но гораздо сильнее можно морально убить человека, сохраняя достоинство, душевное благородство. Поверьте, склоки, планы мести, различные гадости в ответ унижают вас, делая мелочным. Позже будет самому неприятно, может даже стыдно.
Гораздо мудрее поступить разумно, взвешенно. Клевету опровергнуть. Скрытые происки сделать публичными. Обернуть низость обидчика против него самого. Хуже всего — общественное осуждение. Однако сто раз подумайте, наказывая так других: может, люди достойны второго шанса?
Лучший способ морально убить человека — показать ему его низость так, чтобы тот ее четко осознал. Муки совести, душевное унижение, осуждение окружающих заставят серьезно подумать над собственным поведением. Возможно, даже исправиться. Желаю всем быть достойными, мудрыми, сильными людьми, способными дать отпор любому наглецу!
Автор: Администратор сайта | 23. 06.2014
Из этой полезной статьи Вы узнаете о том, как унизить человека умными словами, не пуская в ход кулаки.
Грех обижать хорошего человека, помните об этом.
За любое унижение невинного Вам придется расплачиваться наказанием свыше.
Но нередки случаи, когда Вас размазывают по стенке, произнося фразы непристойного содержания.
Конечно же, Вы можете ответить обидчику тем же или вдарить по зубам со всего размаху.
Но это не совсем деликатный метод, друзья мои.
Намного сложнее унизить человека, не положив его на лопатки, а подобрав такие фразы, чтобы они в моральном смысле уничтожили его.
Вот этим мы и займемся.
Фразы, унижающие человека за оскорбление достоинства
Если Ваше достоинство поставили под сомнение- не важно кто Вы- мужчина или женщина, попробуйте ответить этими фразеологизмами:
1). Оскорбить женщину может лишь моральный импотент или существо, опущенное жизнью.
2). Ты сейчас бросаешь оскорбления потому, что упорно скрываешь свою собственную несостоятельность.
3). Мое достоинство не на высоте, но оно и не на дне. А Вы выдаете в себе слабую и морально убогую личность.
4). Ваши оскорбления звучат как беспомощная попытка доказать свое превосходство.
Этими фразами Вы унижаете человека осторожно и деликатно. Интеллигентно опуская его, Вы сами не уподобляетесь злому обидчику.
Фразы, морально убивающие человека за унижения
Сразу хочу предупредить, что их использовать следует с глубокой осторожностью. Все дело в том, что Вы наделены способностью запрограммировать человека на негативные последствия. Его платой за причиненную Вам обиду станет неблагополучное событие, которое произойдет в тесной связи со словесным “пророчеством”.
Не совсем ясно?
Сейчас все поймете.
Примеры фраз, морально убивающие и фатально программирующие обидчика на “вечную память”:
5). Я ничего тебе не отвечу. Но ты потом поймешь, что все несчастья ты нажил с этого дня.
6). Очередь к онкологу очень длинная, и ты встанешь в конец. (Произнесите эти слова только в случае жестокого унижения).
7). За все в этой жизни придется расплачиваться. Не забывай этот день, чтобы потом не думать за что Бог тебя наказал.
8). С этого момента в твоей жизни начнутся несчастья. Я не пугаю, а знаю об этом.
Немного пофантазировав, Вы можете изрядно дополнить предложенный список.
Только не перегибайте палку и не программируйте неплохого человека на худой фатализм.
Вполне возможно, что Вас унизила достаточно мнительная и слабая личность, которая начнет угасать после всего произнесенного.
Теперь Вы знаете о том, как морально унизить человека умными фразами.
Да и сами не забывайте о том, что за слово придется также платить, как и за скверное дело.
Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.
Рекомендовано к чтению
- Как быстро набрать вес в домашних условиях, толстеем за неделю
- Как стать настоящим мужчиной, 5 полезных советов
- Как стать фотомоделью, 5 полезных советов
- Как быстро накопить большую сумму денег
- Как самостоятельно составить бесплатный личный гороскоп
Поделитесь страницей в социальных сетях
Здравствуйте, дорогие читатели блога! Человек всегда стремился к власти. Многим нравится управлять окружающими, подавлять их желания, вселять страх, чтобы те становились покладистыми. Многие из нас знают, как манипулировать поведением людей при помощи положительных эмоций, но «темная сторона» манит не меньше.
Даже если человек не собирается использовать эти приемы, то вряд ли пройдет мимо статьи «Как психологически задавить человека». Тяга к разрушению настолько же естественна, как и благие пути человечества.
Многие правители выстраивали свою политику как раз на том, что делали население покладистым, вселяя страх. Общество становится слабым и подавленным, а значит им можно управлять.
Сегодня вы узнаете какие методы давления существуют, несколько тактик, используемых в КГБ и других спецслужбах, я предложу вам несколько книг, если вы захотите углубить познания, а также дам пару полезных советов для тех, кто собирается использовать все эти приемы. В общем, скучно не будет.
Стратегии
Существует много направлений в области психологического давления на врага и мне бы хотелось рассказать об основных направлениях.
Физически-психологическое влияние
Первая стратегия заключает в себе физическое воздействие, а уж потом психическое. Это один из самых неблагоприятных способов, в некоторых проявлениях его использование противозаконно, но тем не менее применяется на практике, а значит я не могу о нем не упомянуть.
Сначала по отношению к человеку проявляется физическое воздействие. К примеру, в драке. После того, как он почувствовал превосходство соперника, его начинают «ломать» психологически. Уже не так важно, что конкретно говорит человек, он все глубже подавляет собеседника, вызывает в нем панический страх и делает покладистым.
Это один из самых неблагоприятных приемов, так как «жертва» заинтересована только в одном – избавиться от манипулятора любыми доступными для этого средствами. Он может уволиться с работы, чтобы не контактировать с агрессором, попытаться воздействовать на него при помощи правоохранительных органов или каким-то иным способом задействовать третьих лиц.
Это конфликт, доведенный до предела, после которого любые последующие манипуляции агрессора – временны. На первый план у «жертвы» выходят инстинкты самосохранения. Он обязательно найдет способ избавиться от обидчика в максимально короткий срок.
Моральное подавление
В том случае, если агрессор выбирает направление морального подавления, он всячески пытается принизить достоинство своего оппонента: играет на комплексах и ошибках, старается спровоцировать чувство вины, понизить самооценку человека, внушить ему, что тот слаб и беззащитен.
Как правило, агрессор в довольно грубых формах указывает на несовершенство своего собеседника, использует провокационные и неуместные вопросы, особенно, если эти двое находятся на публике: «Твоя мать до сих пор пьет?», «Со вчерашним отчетом ты облажался также сильно, как и с предыдущим?».
Игра на страхах
Эта стратегия не так жестока, как первые две, но приносит не меньший урон личности и его психологическому здоровью. Агрессор может довольно в мягкой форме внушать собеседнику страх, связанный с реальными или мнимыми угрозами: «Ты сейчас идешь к начальству? Слышал у шефа сегодня плохое настроение – кричит на всех подряд».
Человек невольно начинает настраивать себя на неудачи, теряет уверенность и самооценку, производительность его труда падает, а жизнь превращается в сплошные стрессы. Этот метод может использоваться дольше, чем предыдущие два, однако, психика любого человека настроена на распознавание подобных критических ситуаций, а значит, в последствии он будет невольно или направленно избегать общения с агрессором.
Книги
Если вы хотите узнать чуть больше, о методах психологического давления, чтобы не стать жертвой или самому применять некоторые технологии, прежде чем я перейду к полезным рекомендациям предложу вам несколько книг на эту тему.
Первая из них относится к серии «Легендарные бестселлеры». Речь идет о книге «Психология влияния» Роберта Чалдини: какие средства существуют, обязательство и последовательность, взаимный обмен, авторитет и расположение. В этом руководстве собраны более мягкие приемы, нежели я описывала в этой статье. От них читатель получит значительно больше пользы, а почему – я расскажу чуть позже.
Еще одна книга, которая может помочь вам решить все проблемы и при этом не обзывать другого человека или вызывать его на эмоции молчанием – «Как перехитрить кого угодно: практическое руководство» Уильяма Паундстоуна. Скачать обе эти книги вы можете на ЛитРес.
Пара советов от психолога
Нам не всегда удается распознать агрессора и манипулятивные техники, которые он применяет. Однако, каждый человек обладает врожденными инстинктами идентификации подобных ситуаций. Долгое пребывание в стрессовой, конфликтной атмосфере действует разрушающе и человек стремится избавиться от этого давления.
Нельзя забывать, что в подобных случаях предсказать поведение конкретной личности практически невозможно. Как бы вы не планировали, он может поступить совсем иначе. Это зависит от множества свойств психики, которые невозможно спрогнозировать. Поведение может быть не рациональным и не поддающимся логике.
Стремитесь использовать положительные способы воздействия и коммуникации, чтобы избежать непредвиденных ситуаций. Не забывайте также подписываться на мой блог. До новых встреч.
Автор статьи:
✔ Обо мне ✉ Обратная связьКак унизить человека морально?
Честь и достоинство всегда считались главными и уважаемыми человеческими качествами. Ради их сохранения дрались на дуэлях, ими гордились, хранили и оберегали как зеницу ока. В современном мире эти понятия немного отошли на второй план, однако и по сей день имеют большую ценность. Недаром многие спешат этим воспользоваться. Все мы прекрасно знаем, что словом можно убить человека. Моральное унижение – это своего рода психологическое оружие. С помощью него можно проводить любые манипуляции и заставить человека получить огромный стресс. Иногда это является неплохой встряской, а многие и подавно заслужили такое отношение. Итак, что такое моральное унижение и с чем его едят, расскажет эта статья.
Моральное унижение человека – в чем его суть?
Если обратиться к словарям, то унижение — это падение у человека чувства собственного достоинства в глазах окружающих. Совершается оно по разным причинам. Например, с целью воспитания или самоутверждения того, кто оказывает подобное воздействие. Практически во всех случаях оно сопровождается психической травмой и неврозом того, кто подвергся унижению. Если вспомнить знаменитую пирамиду потребностей Абрахама Маслоу, то достоинство, как человеческая ценность и нужда в уважении и общественном признании находится на четвертом, одном из важнейших, уровне. Именно поэтому, пережив унижение, жертва такого воздействия подсознательно старается избегать такого к себе обращения в будущем. Это служит прекрасным уроком для тех, кто имеет завышенную самооценку, нездоровых эгоизм и не уважает мнение окружающих.
Как можно морально унизить человека?
Самые распространенные на сегодняшний день случаи посягательства на чувство чести и достоинства встречаются у семейных пар. В одинаковой степени бывают ситуации, когда жена морально унижает мужа, либо наоборот муж морально унижает свою супругу. Здесь нет смысла делить так называемых тиранов по половому признаку. Унижение здесь является способом повысить свою самооценку за счет понижения таковой у партнера. Почему это происходит? Все дело в психике того, кто воздействует на свою половинку таким непривлекательным образом. Это могут быть внутренние комплексы, детские обиды, чувство собственной несостоятельности, эгоизм, тиранский характер и еще множество причин, пришедших из детства. Унижая партнера, такой человек чувствует свою силу. Он как бы реабилитируется за счет своей жертвы и обретает подобие чувства значимости. На самом же деле это говорит о слабости и несостоятельности со стороны унижающего. И важно научиться отвечать на такие выпады в сторону своей персоны. Это же касается тех, кто не состоит в браке, но имеет в наличии человека, которого очень хотелось бы поставить на место за счет унижения. Итак, рассмотрим примеры, как унизить человека морально.
Начнем с того, что человек может унизиться, только если задеть его за те свойства, которые он сам определил как унизительные. Иными словами унизить человека можно указывая на недостатки, внешние или внутренние качества, которые легко подвергаются критике. У представителей двух полов эти качества бывают разными. Важно обладать хоть какой-то информацией о том человеке, чувство достоинства которого вы хотите задеть.
Как морально унизить мужчину?
Здесь действовать нужно исходя из общих представлениях о сильном поле как таковом. Чем гордятся мужчины? Своей силой, красотой, мышцами и конечно принадлежности к классу самцов. Вот именно на эти качества и нужно давить. Как можно морально унизить парня? Да элементарно, проехаться по его страху быть не интересным женщинам, не состоятельным в постели (этот страх есть у всех вне зависимости от возраста), или по желанию выделиться среди женщин. Помните, что унижение – это то, что находится ниже уровня самооценки. Определите, какого о себе мнения человек, которого вы собираетесь унизить. Самый легкий способ – унизить с помощью компромата. Но он же и самый сложный.
В любом случае, прежде чем начать унижение, постарайтесь узнать получше о самом человеке и его страхах. Если он боится, что какую-то информацию о нем узнают окружающие, то именно эту информацию и нужно сделать. И конечно, чем больше свидетелей вашего нападения на достоинство, тем сильнее будет чувство унижения.Как нанести оскорбление представительнице прекрасно пола?
Это же касается и вопроса как унизить морально девушку. Здесь стоит добавить ряд особенностей. Унизить женщину проще, поскольку страхов и неприятных тем, о которых знают практически все в случае со слабым полом намного больше. Например, поводом для унижения может стать лишний вес, внешность, уровень IQ, окружение девушки (особенно если ее часто видят в компании мужчин).
Вне зависимости от пола унижаемого человека, достичь цели будет намного проще, если унижать будет тот, к кому ваша жертва неравнодушна. Уровень конфуза и психологической атаки на сознание будет намного мощнее. И не забывайте о такой важной детали как юмор и сарказм. Такое воздействие не останется незамеченным окружающими. К тому же быть осмеянным прилюдно, это худшее из всех видов унижений.
В качестве примера как можно морально унизить объект вашего раздражения, представляем несколько фраз:
— Засохни гербарий!
— Помолчи, жертва пьяной акушерки.
— О да, красотою вы мир не спасете!
— Чао персик, дозревай!
— Да тебе в бане чайной ложкой можно было прикрываться .
— Дааa… Не всех Чернобыль стороной обошел.
— Правильно делаешь, что хихикаешь. С такими зубами не смеются
— Я б вас послал, да вижу вы оттуда
— Бьюсь об заклад, что вас зачали на спор.
Подобные фразы это лишь легкая возможность задеть человека за живое. Но поняв их суть, вы уже будете знать, как унизить человека морально. И не забывайте самое главное — решившись поставить человека на место таким жестким образом, согласно уголовному праву вы рискуете быть наказанным исправительными работами на срок до 6 месяцев или штрафом.
Похожие статьи
Комплекс неполноценности Комплексом неполноценности в той или иной мере страдает большая часть человечества. Он по праву считается первым и главным в списке психологических проблем. Как научиться любить себя таким, как есть – об этом наша новая статья. |
Что такое перфекционизм? Стремление во всем и всегда быть «номером один» вполне похвально, но ровно до тех пор, пока оно не начинает мешать жизнь и подчинять себе все мысли и действия человека. Как определить, где естественное желание быть лучше, а где уже «комплекс отличника» — поможет наша статья. |
Мужские слезы В современном обществе принято считать, что слезы — удел слабого пола, а настоящий мужчина не должен плакать. Эта статья расскажет о том, так ли это на самом деле и о том, могут ли плакать настоящие мужчины, не опасаясь за свою репутацию. | Как перестать думать о плохом? Плохие мысли могут привести к не только к дурному настроению и бессилию, но и затяжным депрессиям. Эта статья расскажет о способах, как перестать о плохом и настроиться на позитив. |
Как люди наносят вред и живут с собой
Рецензия на книгу, перепечатанная здесь, любезно предоставлена редактором PsycCRITIQUES® Дэнни Веддингом. PsycCRITIQUES – это онлайн-журнал, в котором публикуются обзоры книг, монографий, фильмов и других материалов по психологии, начиная с 1956 года. Читатели также могут получить доступ к избранным обзорам и обсудить книги, важные для науки и профессии психолога, посетив PsycCRITIQUES Spotlight. Для получения дополнительной информации см. PsycCRITIQUES онлайн. Если вы заинтересованы в рецензировании, пожалуйста, свяжитесь с редактором Дэнни Веддингом.
Когда хорошие, не очень хорошие и откровенно злые люди совершают плохие поступки
Рецензия на книгу Альберта Бандуры «Моральное отчуждение: как люди причиняют вред и живут с собой». Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers, 2016. 446 стр. ISBN 978-1464160059.
Отзыв Роберта Штернберга.
Практически все иногда лгут, превышают скорость на несколько миль во время вождения или сойка идет пешком, переходя улицу. Легко понять, как люди могут жить с собой после совершения таких мелких грешков. Но как ужиться с собой людям, которые пытают или обезглавливают заключенных, нажимают кнопки для атак беспилотников, которые убивают невинных людей в качестве «сопутствующего ущерба», или рекламируют сигареты, которые отправят в могилы еще миллионы людей? Если вы никогда не могли понять это, вы не одиноки. Многие из нас читают или слышат новости и спрашивают себя: «Как люди могут делать такое?» В этой книге объясняется, как они это делают. И, конечно же, Альберт Бандура говорит не только о других непохожих на нас. Психологи регулярно оказываются в морально сложных ситуациях, с некоторыми из которых они справляются хорошо, а с другими нет (Sternberg & Fiske, 2015).
«Моральное отчуждение: как люди наносят вред и живут с собой» может быть эмоционально тяжелой и сложной книгой, поэтому, прежде чем я расскажу больше о книге, позвольте мне добавить одно более легкое замечание. Когда я был ребенком, я смотрел Шоу Сэнди Беккер (и, скорее всего, если вы не родились до 1960 года и не жили в столичном районе Нью-Йорка, шоу не было в вашем репертуаре). Единственное, что я помню, сказал Сэнди: «Все, что поднимается, должно опускаться». Когда я стал старше, я узнал, что Сэнди имел в виду принцип гравитации. Но этот принцип, по-видимому, применим и к репутации людей в научной работе: как указал Дин Саймонтон (2004), карьерный вклад, как правило, показывает восходящую траекторию с раннего возраста к среднему возрасту только для того, чтобы сходить на нет в более поздние годы. Наш карьерный вклад может угнетающе выглядеть как нормальная кривая, и мы можем надеяться, что в лучшем случае кривая останется перекошенной и пойдет вниз только в самом конце нашей карьеры. Бандура, кажется, бросает вызов всем таким вероятным кривым карьеры. Вот ученый, который пишет, как мне кажется, свою лучшую и, возможно, самую влиятельную книгу в конце своей карьеры. Навскидку я могу вспомнить только один пример великого опуса, написанного на пенсии: Джон Б. Кэрролл (1993) «Познавательные способности человека». Что еще более необычно в случае с Бандурой, так это то, что ему 90 лет. Планирует ли кто-нибудь, читающий этот обзор, написать великий опус в 90 лет? Можно было бы подумать, что одними только эффектами регрессии наиболее цитируемый исследователь современной психологии (Diener, Oishi, & Park, 2014) проиллюстрирует, что рано или поздно все, что идет вверх, должно в конечном итоге упасть. Очевидно, не в случае с Бандурой. Его и без того репутация на вершине горы будет значительно усилена этой великолепной работой, показывающей, что все, что идет вверх, может продолжать расти.
Книга состоит из восьми глав. Главный аргумент книги содержится в главе 2 «Механизмы морального отчуждения». В этой главе показано, как хорошие и не очень люди могут совершать отвратительные поступки и жить с собой. Глава 1, «Природа моральной свободы воли», закладывает основу для книги, описывая, что такое моральная свобода воли и какую роль она играет в нашей жизни. Затем в главах 3–8 механизмы, описанные в главе 2, применяются к шести различным предприятиям: индустрии развлечений (глава 3), оружейной промышленности (глава 4), корпоративному миру (глава 5), смертной казни (глава 6), терроризму. и борьба с терроризмом (глава 7) и экологическая устойчивость (глава 8).
С такими моделями, как модель Бандуры, часто возникает вопрос, работают ли модели в нескольких областях или даже в одной области, или они представляют собой «теоретическую психологию», оторванную от реального поведения. Шесть прикладных глав книги Бандуры ясно показывают, что модель не только работает во всех областях, но и надежно объясняет поведение, которое в любой области многим из нас покажется необъяснимым.
Все мы знаем из классических исследований, таких как исследования Милгрэма (2009 г.) и Zimbardo (2008), что хороших людей можно поставить в ситуации, которые заставят их делать действительно ужасные вещи. Чего раньше не хватало, так это объяснения психических механизмов, которые заставляют людей делать эти вещи. Мы знаем, например, что люди будут послушны злым властям: но как они продолжают делать плохие вещи, снова и снова, а затем возвращаются домой и хорошо относятся к своим семьям и хорошо спят по ночам?
В главе 2 Бандура утверждает, что существует четыре локуса морального отстранения: поведенческий, агентский, последствия и жертва. Рассмотрим каждый по очереди.
Поведенческий локус относится к вредному поведению, которое превращается в предположительно хорошее поведение. В поведенческом локусе действуют три механизма. Моральное, социальное и экономическое оправдание возникает, когда люди оправдывают свои действия морально, социально или экономически. Например, «Бог требует, чтобы я убил этих людей»; или «выживание нашей страны зависит от изгнания нами этих людей»; или «эти люди накопили все ресурсы и обогатились за счет всех остальных, поэтому они заслужили то, что мы с ними делаем». Эвфемистический язык относится к способам обеззараживания убийства и других вредных действий; примерами являются «сопутствующий ущерб», «обслуживание цели» и «хирургические удары». Выгодное сравнение имеет место, например, когда кто-то называет вредные действия «меньшим из двух зол» или когда те, кто совершает грубо насильственные действия, указывают, что «американская революция тоже была жестокой». Или оружейная промышленность может возразить, что даже более смертоносное оружие важно для людей, чтобы защитить себя от все более хорошо вооруженных преступников и террористов.
Локус агентства относится к смещению или запутыванию вины относительно того, кто несет ответственность за вредные действия. Два механизма являются ключевыми в этом локусе. Смещение ответственности означает минимизацию своей роли в причинении вреда или перекладывание вины на других. Например, палач или убийца, нанятый государством, может считать себя просто исполняющим приказы своего начальства. (Я использую здесь мужское местоимение, потому что агентами обычно, но, конечно, не всегда, являются мужчины.) Распределение ответственности относится к повсеместному распределению вины, например, когда сотрудник концлагеря (само по себе это эвфемизм) или особо ужасной тюрьмы указывает, что он играл лишь самую незначительную роль в жизни учреждения.
Локус эффектов относится к попыткам объяснения эффектов. Основной механизм – игнорирование, искажение и отрицание вредного воздействия. Например, причиняющий вред может отрицать, что люди серьезно пострадали, или сказать, что наказание на самом деле было хорошо для человека, потому что оно сделало его ужесточенным. Моральное отстранение наблюдателей за вредными обычаями, как и практикующих вредные обычаи, также может происходить в этом локусе. Наблюдатели просто игнорируют, искажают или отрицают ужасные действия других. Бандура показывает, например, как высшие чины в католической церкви терпели жестокое обращение с детьми и перемещали оскорбляющих священников, тем самым позволяя им переносить свои оскорбления из одной среды в другую.
Локус жертвы относится к попыткам переложить вину на жертву. Есть два основных механизма. Дегуманизация происходит, когда кто-то рассматривает жертву как, скажем, низшее животное — таракана или какую-то форму паразита — животное, на которое можно наступить и почувствовать, что он действительно сделал доброе дело. Приписывание вины происходит, когда кто-то обвиняет жертву — «она попросила об этом» или «он заставил меня сделать это с ним».
Достоинств этой книги слишком много, чтобы перечислять их. Вот несколько.
Во-первых, книга уникальна своим всеобъемлющим и убедительным описанием морального отчуждения. Книга убедительно объясняет, как люди могут вести себя ужасно. Для тех, кто задавался вопросом, как даже, казалось бы, хорошие люди могут совершать ужасные вещи, эта книга является уникальным справочником по пониманию плохого поведения, независимо от того, от кого оно исходит. Книга помогает нам понять не только моральное отчуждение, но и то, как люди могут действовать злонамеренно (Baumeister, 1999) и ненавистно (Sternberg, 2005; Sternberg & Sternberg, 2008).
Во-вторых, в то время как в некоторых исследованиях возникает вопрос, применимы ли они вне лаборатории или других контролируемых условиях, в этом исследовании сомнений нет. Бандура показывает в шести областях (на самом деле больше, если считать множество примеров в книге, которые встречаются до последних глав), как люди ведут себя ужасно и часто чувствуют себя при этом хорошо или, по крайней мере, неплохо.
В-третьих, книга показывает, как можно понять ужасное человеческое поведение, не подвергая участников экспериментов обману или даже сомнительному поведению со стороны экспериментаторов. Иногда эксперименты сомнительного этического происхождения защищались как необходимые для понимания изнаночной стороны человеческой натуры. Напротив, анализ Бандуры в «Моральном размежевании» не включал в себя его обман или плохое обращение даже с одним субъектом.
В-четвертых, книга, хотя и основанная в значительной степени на методе тематического исследования, прославленном Ирвингом Дженисом (1972) в «Жертвах группового мышления», также в значительной степени опирается на лабораторные исследования, особенно на исследование Бандуры (1976) мощных эффектов моделирования. Таким образом, книга, хотя и основана в основном на тематических исследованиях, на самом деле представляет собой широкий спектр методологий, на основе которых Бандура делает свои выводы.
В-пятых, книга Бандуры читается легко. Письмо Бандуры не похоже на то, что вы встретите в торговых книгах таких авторов, как Стивен Пинкер (например, Pinker, 2007) или Дэниел Гилберт (например, Gilbert, 2007), и трудно представить, что шутки или легкие риторические приемы уместны. в этой книге. Тем не менее, книга легко читается и воспринимается, а ее повествование убедительно.
В-шестых, Бандура показывает, насколько целеустремленно люди в некоторых отраслях, таких как развлечения, продукты питания или табачные изделия, занимаются своим бизнесом, действуя таким образом, что в конечном итоге разрушают жизни людей. В то же время он показывает, как эти люди могут вернуться домой и чувствовать себя хорошо или, по крайней мере, не особенно плохо из-за того, что они сделали. («Наше оружие позволит нам бороться против правительства, если оно зайдет слишком далеко в посягательствах на личные свободы!» «Люди должны иметь право есть и пить все, что им нравится, без того, чтобы Большой Брат говорил им, что делать!»)
Наконец, как упоминалось ранее, книга должна дать надежду тем из нас, кто находится на позднем этапе карьеры, что даже в самом конце карьеры можно написать выдающийся труд, который изменит лицо психологической теории и исследований. Это книга, которая стала бы проявлением силы на любом этапе карьеры.
В каждой книге есть задачи. Это одна из тех книг, которые бросают мне вызов, как рецензенту, понять, в чем могут заключаться трудности (необычное положение для меня, поскольку я рецензировал много книг в свое время — я даже работал редактором 9 книг).0046 Contemporary Psychology , журнал рецензий на книги и предшественник PsycCRITIQUES ® ).
Во-первых, любая книга, основанная в основном на тематических исследованиях, подвергается критике за то, что анализ тематических исследований отражает, по крайней мере частично, предвзятую повестку дня автора. Люди, которые выступают за огнестрельное оружие или смертную казнь, или которые более терпимы к экологическим затратам на развитие, чем, например, Бандура, могут иметь совсем другое отношение к доказательствам, которые представляет Бандура. Мои симпатии в значительной степени (хотя и не всегда) на стороне Бандуры, но я жил в штатах (Оклахома и Вайоминг), где многие люди придерживаются взглядов, сильно отличающихся от моих (и Бандуры) в отношении того, что представляет собой моральное поведение, и нужно быть осторожным, не отвергая взгляды, которые могут казаться морально свободными самому себе, но морально привлекательными для тех, кто их придерживается. Мы живем в обществе, которое очень поляризовано с точки зрения его взглядов на мораль, и почти любые дебаты, например, об абортах (или оружии или смертной казни), могут легко закончиться тем, что каждая сторона будет рассматривать другую как морально отстраненную. а затем приводит доказательства, которые он находит убедительными в поддержку своей точки зрения.
Во-вторых, тематические исследования, хотя и важны для книги, могут несколько повторяться. К концу я поймал себя на том, что временами думал: «Хорошо, я понял!» Я считаю, что тематические исследования важны для демонстрации общей предметной области пунктов в книге, но после определенного момента может показаться, что пункты были сделаны снова и снова. Это проблема для меня, так как я хотел бы использовать книгу в качестве дополнительного текста в курсе этики, который я преподаю. Но мне интересно, хватит ли у студентов терпения пройти все главы 3–8. Я мог бы использовать только части этих глав. Тем не менее, с научной точки зрения, книга была бы слабее, если бы Бандура не смог показать широкую общность предложенных им механизмов морального размежевания в таких разнообразных областях.
В-третьих, книга, возможно, не уделяет должного внимания вопросу о том, может ли моральное отстранение иногда иметь адаптивные функции. Например, солдатам приходится жить с ужасными вещами, которые случаются намеренно или по ошибке. Например, когда они проводят бомбардировки, погибают невинные люди. Любые боевые действия могут привести к жертвам среди невинных. Тем не менее, как указывал Эдмунд Берк, если добро иногда не сражается за то, что оно считает правильным, зло может восторжествовать. Иногда хорошие люди, пытаясь сделать добро, причиняют вред невинным людям. Возможно, им необходимо моральное отстранение, чтобы выжить в поисках блага для многих? Я не знаю ответа. Я просто знаю, что вопрос заслуживает серьезного рассмотрения. Военные должны регулярно сталкиваться с этим вопросом, как, вероятно, и все мы в какой-то момент своей жизни.
Напоследок небольшая придирка к биографии на задней обложке — по крайней мере пробного издания мне прислали. В биографии Бандура упоминается как «один из самых выдающихся психологов современности». Я считаю, что по любым разумным меркам он самый выдающийся.
Для меня было бы трудно найти более актуальную книгу, чем «Моральное отчуждение». Она окажется классикой в области психологии, и ее необходимо прочитать, если мы серьезно стремимся понять запутанный мир, в котором мы живем. Если вы прочитаете ее и обнаружите, что лучше понимаете, как другие люди могут делать такие плохие вещи и жить с ними, вы получите пользу от книги. Но если вы прочитаете ее и обнаружите, что лучше понимаете, как вы сделали некоторые плохие вещи и жили с тем, что вы сделали, вы действительно поймете смысл книги.
Ссылки
Бандура, А. (1976). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. Баумайстер, Р.Ф. (1999). Зло: Внутри человеческое насилие и жестокость . Нью-Йорк: Холт.
Кэрролл, Дж. Б. (1993). Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. http://dx.doi.org/10.1017/CBO9780511571312.
Динер Э., Оиси С. и Парк Дж.-Ю. (2014). Неполный список выдающихся психологов современности. Архив научной психологии, 2 , 20–31. http://dx.doi.org/10.1037/arc0000006.
Гилберт, Д. (2007). Споткнувшись о счастье . Нью-Йорк: Винтаж.
Янис, И.Л. (1972). Жертвы группового мышления: психологическое исследование внешнеполитических решений и фиаско . Бостон: Хоутон-Миффлин.
Милграм, С. (2009). Подчинение власти: экспериментальный взгляд . Нью-Йорк: Многолетняя современная классика Harper.
Пинкер, С. (2007). Языковой инстинкт: как разум создает язык . Нью-Йорк: Harper Perennial.
Саймонтон, Д.К. (2004). Творчество в науке: случайность, логика, гениальность и дух времени . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. http://dx.doi.org/10.1017/CBO9781139165358.
Штернберг, Р.Дж. (Ред.). (2005). Психология ненависти . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. http://dx.doi.org/10.1037/10930-000.
Штернберг, Р.Дж., и Фиске, С.Т. (Ред.). (2015). Этические проблемы в науках о поведении и мозге . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. http://dx.doi.org/10.1017/CBO9781139626491.
Штернберг, Р.Дж., и Стернберг, К. (2008). Природа ненависти . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. http://dx.doi.org/10.1017/CBO9780511818707.
Зимбардо П. (2008 г.). Эффект Люцифера: понять, как хорошие люди становятся злыми . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
Что такое моральный вред? — С терапией
В условиях сильного стресса люди могут стать свидетелями травмирующих событий, которые противоречат глубоко укоренившимся моральным убеждениям и ожиданиям. Например, тот, кто видит, как ребенку причиняют вред, но не может вмешаться и предложить помощь, рискует получить моральную травму, поскольку большинство систем верований уделяют большое внимание защите детей от вреда.
Моральная травма связана с неприятными поведенческими, социальными, психологическими, а иногда и духовными последствиями таких травмирующих событий. Люди могут получить моральную травму, когда они оказываются в ситуации, когда они должны вести себя определенным образом или становятся свидетелями поведения, которое противоречит их глубоко укоренившимся ценностям и убеждениям.
Моральную травму часто неправильно понимают, и ее трудно отделить от других диагнозов психического здоровья и борьбы. У военнослужащих, возвращающихся с боевых действий, часто диагностируют посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Среди врачей моральная травма обычно рассматривается как эмоциональное выгорание. Несмотря на то, что есть совпадение, было бы неточно и медвежьей услугой думать, что они одинаковы.
Моральная травма не всегда проявляется сразу. Некоторые люди глубоко сомневаются в себе и своих убеждениях через несколько дней после травматического события. Для других эти тревожные вопросы и мысли могут не появляться годами.
Примеры морального вреда
Терапевты, консультанты, социальные работники, ветераны вооруженных сил и медицинские работники часто оказываются на переднем крае подверженности моральному вреду. Однако более широкое сообщество также может пострадать от морального вреда. Примеры поведения или ситуаций, которые могут причинить моральный вред, включают:
- Применение смертоносной силы в бою и причинение вреда или смерть гражданских лиц
- Отдача приказов, которые приводят к ранению или смерти сослуживцев
- Принятие критически важных решений о жизни и смерти, таких как нормирование помощи ограниченному числу пациентов
- Вынужденность отдавать приоритет скорости перед качеством медицинской помощи
- Борьба за принятие этических решений в области психического здоровья или медицинской помощи в рамках противоречивых требования
- Замораживание или невыполнение своих обязанностей во время травматического события
Моральный вред медицинским работникам во время COVID-19
В системе здравоохранения дистресс среди медицинских работников может перерасти в моральный вред из-за тяжести и сложность дилемм, возникающих в связи с COVID-19пандемия. Навигация по пути среди сильно напряженных водителей, таких как чувство беспомощности в лечении пациентов с новым заболеванием или утешение пациентов, когда членам семьи не разрешается посещать их, может быть утомительной, наполненной горем и травмирующей для медицинских работников.
Принятие быстрых решений со значительными последствиями и действия, основанные на нормировании ухода, могут заставить поставщиков делать выбор среди ужасных вариантов. Типы решений, в которых глубоко укоренившиеся убеждения о святости жизни создают уязвимость к моральным травмам.
Моральная травма по сравнению с посттравматическим стрессовым расстройством и выгоранием
Хотя симптомы и концепции моральной травмы и посттравматического стрессового расстройства схожи, у них есть отличительные черты. ПТСР — это формальный диагноз, а моральная травма — нет. В упрощенной форме, по данным Министерства по делам ветеранов США, основным компонентом посттравматического стрессового расстройства является страх, когда моральная травма включает в себя чувство отчуждения от глубоко укоренившихся взглядов и убеждений.
Выгорание как понятие, особенно в помогающих профессиях, таких как психическое здоровье или медицина, не полностью отражает опыт тех, кто эмоционально и психологически испытывает трудности при выполнении своих профессиональных обязанностей. Опыт тех, кто занимается целительством и помогает, может быть лучше отражен в термине «моральная травма» как идея «…неспособности обеспечить высококачественный уход и лечение в контексте здравоохранения». То есть их тянут в несовместимых направлениях — между пациентами, ими самими, страховыми компаниями и их работодателем — и заставляют принимать решения там, где всегда кто-то проигрывает.
Найдите терапевта, чтобы справиться с моральной травмой
Получите персональные совпаденияЭмоциональные и психологические последствия моральной травмы
Наиболее распространенные последствия моральной травмы включают:
- Чувство вины: 90 164 После морального вреда лицо может испытывать угрызения совести по поводу произошедшего. Из-за чувства вины, связанного с этим событием, некоторым людям может быть трудно открыться друзьям, членам семьи или даже терапевтам из-за страха быть осужденными и рассматриваться как соучастники вреда, причиненного другим.
- Стыд: Люди могут считать себя ужасным человеком, потому что их поведение противоречит их моральным принципам (например, «Я плохой человек из-за того, что я сделал»).
- Предательство: Чувство предательства может возникнуть, когда кто-то наблюдает, как доверенные сверстники или авторитетные лица действуют против ценностей. Предательство может привести к гневу, обиде и снижению чувства уверенности и доверия.
- Депрессия: Для некоторых людей моральная травма может быть изнурительной, мешая им жить здоровой жизнью. Последствия моральной травмы могут разрушить способность доверять другим, что приводит к проблемам с психическим здоровьем, таким как депрессия.
- Суицидальные мысли: Борьба с моральной травмой может усугубить симптомы травматического стрессового расстройства, что приведет к более высокой вероятности суицидальных намерений и саморазрушительного поведения, например, употребления психоактивных веществ. Моральная травма также может усугубить симптомы других психических заболеваний, включая тревожное расстройство, биполярное расстройство или депрессию.
Что делать, если вы получили моральный вред?
Одна из самых сложных частей морального вреда заключается в том, что он может заставить людей поверить в то, что они не заслуживают лучшего самочувствия, а это означает, что они могут откладывать или никогда не обращаться за помощью и лечением. Тем не менее, существует множество форм лечения, которые могут оказать реальную помощь.
- Терапия: Работа со специалистом по психическому здоровью может помочь вам справиться со стрессом, разработать стратегии преодоления и эмоционально обработать события и убеждения, связанные с моральной травмой. Общие подходы к моральной травме включают терапию принятия и приверженности (ACT), психодинамическую психотерапию, когнитивно-поведенческую терапию (CBT) и межличностную психотерапию.
- Лечение посттравматического стресса, ориентированного на травму: Исследователи предположили, что лечение посттравматического стресса, ориентированного на травму, такое как длительное воздействие (PE) и когнитивная обработка, может быть эффективным лечением пациентов с моральной травмой. PE позволяет пациентам обработать травмирующее событие и собрать контекст, который может помочь им понять свою травму в результате воздействия.
- Социальная поддержка: Хотя это может показаться пугающим, обращение к другу или члену семьи может помочь вам справиться с тем, через что вы прошли. Они могут не до конца понимать всю сложность вашего опыта и выбор, который вам пришлось сделать, но вы можете найти большое облегчение и сострадание в их готовности слушать. Если вам неудобно говорить о своем личном опыте с любимым человеком, подумайте о том, чтобы присоединиться к группе поддержки, где люди с похожим опытом делятся своими историями и поддерживают друг друга.
- Медитация и практика осознанности: Исследования показали, что практика осознанности может помочь облегчить стресс, который может возникнуть в результате моральной травмы.
Что вам следует искать в терапевте?
Для некоторых людей, пытающихся справиться с моральной травмой, откровение с психотерапевтом может показаться пугающим. Они могут задаться вопросом: «Меня судят?» или «Это слишком много для моего терапевта?» Очень важно найти психотерапевта, с которым вам будет комфортно говорить о своем личном опыте.
Ваш терапевт должен выражать принимающую, непредвзятую и сочувственную позицию по отношению к вашей моральной травме. Если вы испытываете кризис психического здоровья, подумайте о том, чтобы обратиться к лицензированному специалисту в области психического здоровья через WithTherapy.