Тест «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ), Проективные методики
метки:Рисунок, Дерево, Ребенок, Деталь, Человек, Трудность, Симптомокомплекс, Перспектива
Американский психолог Дж. Бак (1948) первым создал и разработал детально систему интерпретации теста ДДЧ. Проективные особенности этого теста обусловлены неопределенностью предъявляемого стимула. Слова «дом», «дерево», «человек» знакомы каждому, но они неспецифичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Кроме того, сами стимульные слова «дом», «дерево», «человек» не только не являются классами объектов, но и несут определенные эмоциональные нагрузки. Поэтому эмоциональная реакция ребенка во время или в беседе после рисования чаще всего представляет личностно значимую реакцию на отношение, желание, чувство или объект, прямо или символично присутствующие в рисунке. Считается, что рисунок дома, дерева, человека – это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху написано «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции вверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО», «ЧЕЛОВЕК», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.
Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунках. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивают, когда он рисовал, возраст нарисованного мальчика или девочки, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из его знакомых. Обычно опрос о рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях ребенка.
8 стр., 3737 слов
Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года …
… Тест на оценку памяти. Двухлетний ребенок может запомнить и повторить … стул, чтобы достать игрушку. Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук. В два года ребенок уже может подражательно (после показа взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий. …
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов.
Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделения отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются аспекты оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость двумя способами: позитивными (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также, если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов).
Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным. Например, отсутствие таких основных деталей рисунка человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. В проведенном исследовании необходимо обратить внимание на то, что дети, страдающие ювенильным ревматоидным артритом, чаще рисовали детей с руками, спрятанными за спину, а также без ног, или с каким-либо образом выделенными руками или ногами. Это указывает на переживания детей в связи с болезненностью суставов, часто их деформацией.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева, человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги, или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении или желание аустически выйти из ситуации. Считается, что перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек, нарисованный в движении (бегущий, танцующий, играющий) чаще всего показывает активное творческое отношение ребенка к своей жизни.
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели были сгруппированы в следующие симптомокомпоненты:
1. Незащищенность.
2. Тревожность.
3. Недоверие к себе.
4. Чувство неполноценности.
5. Враждебность.
6. Конфликт (фрустрация).
7. Трудности в общении.
8. Депрессивность.
Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами.
При наличии большинства признаков ставится 1 или 3 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунка теста. Например, отсутствие основных деталей лица (глаз, носа или рта) – 2 балла (симптомокомплекс «Трудности в общении» (см. табл.1).
Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.
Симптомокомплексы теста ДДЧ
СИМПТОМОКОМПЛЕКС | СИМПТОМ | БАЛЛ |
Незащищенность | 1. Рисунок в самом центре листа 2. Рисунок в верхнем углу листа 3. Дом, дерево — с самого края 4. 5. Много второстепенных деталей 6. Дерево на горе 7. Очень подчеркнутые корни 8. Непропорционально длинные руки 9. Широко расставленные ноги 10. Другие возможные признаки | 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1, 2 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 |
Тревожность (страх) | 1. Облака 2. Выделение отдельных деталей 3. Ограничение пространства 4. Штриховка 5. Линия с сильным нажимом 6. Много стирания 7. Мертвое дерево, больной человек 8. Подчеркнутая линия основания 9. Толстая линия фундамента дома 10. Интенсивно затушеванные волосы 11. Другие возможные признаки | 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 1 0, 1, 2 0, 2 0, 1, 2, 3 0, 2 0, 1 |
Недоверие к себе | 1.![]() 2. Дом с края листа 3. Слабая линия ствола 4. Одномерное дерево 5. Очень маленькая дверь 6. Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой 7. Другие возможные признаки | 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 |
Чувство неполноценности | 1. Рисунок очень маленький 2. Отсутствуют руки, ноги 3. Руки за спиной 4. Непропорционально короткие руки 5. Непропорционально узкие плечи 6. Непропорционально большая система веток 7. Непропорционально крупные двумерные листья 8. Дерево, умершее от гниения | 0, 1, 2, 3 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 |
Враждебность | 1. Отсутствие окон 2. Дверь – замочная скважина 3. Очень большое дерево 4. Дерево с края листа 5. 6. Ветки двух измерений, как пальцы 7. Глаза – пустые глазницы 8. Длинные острые пальцы 9. Оскал, видны зубы 10. Агрессивная позиция человека 11. Другие возможные признаки | 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 2 0, 2 0, 1 0, 2 |
Конфликтность (фрустрация) | 1. Ограничение пространства 2. Перспектива снизу, (взгляд червя) 3. Перерисовывание объекта 4. Отказ рисовать какой-нибудь объект 5. Дерево как два дерева 6. Явное несоответствие качества одного рисунка из рисунков 7. Противоречивость рисунка и высказывания 8. Подчеркнутая талия 9. Отсутствие трубы на крыше 10. Другие возможные признаки | 0, 1, 2, 3 0, 1, 2, 3 0, 2 0, 2 0, 2 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 |
Трудности общения | 1.![]() 2. Очень маленькая дверь 3. Отсутствие окон 4. Окна – отверстия без рам 5. Излишне закрытые окна 6. Выделенное лицо 7. Лицо нарисовано последним 8. Отсутствие основных деталей лица 9. Человек нарисован схематично, из палочек 10. Дверь без ручки 11. Дом, человек в профиль 12. Руки в оборонительной позиции 13. Высказывания о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей 14. Другие возможные признаки | 0, 2 0, 1 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 0, 2 0, 2 0, 1 0, 1 0, 1 0, 1 |
Депрессивность | 1. Помещение рисунка в самый низ листа 2. Вид дерева или дома сверху 3. Линия основания, идущая вниз 4. Линия, слабеющая в процессе рисования 5. Сильная усталость после рисования 6. Очень маленькие рисунки 7. Другие возможные признаки | 0, 1, 2, 3 0,1 0,1 0, 2 0, 2 0, 2 |
Интерпретировать рисунки дома, дерева и человека можно только тогда, когда ребенок их нарисовал в стандартной тестовой ситуации. Конечно, можно психологически информативно анализировать и другую изобразительную деятельность ребенка, но в этих случаях используются несколько другие методы интерпретации. Например, если ребенок во время теста рисует только дом, или дом в каком-нибудь пейзаже, то понятно, что оценка расположения дома на листе, его величина, перспектива и дополнительные детали будут существенно различаться.
При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности. Иногда возникшие гипотезы интерпретации можно проверять в беседе с ребенком. Подростку очень интересно и самому узнать, что о нем говорят его рисунки.
Психолог должен строить беседу так, чтобы какая-либо характеристика не стала суггестивным штампом, могущим негативно влиять на формирование дальнейшего характера подростка. Избегая явной оценки выявленных психологических особенностей, можно наметить возможные пути самовоспитания ребенка.
Тест ДДЧ особенно целесообразно применять в начале психологической консультации потому, что он может показать, какова основная проблема консультируемого ребенка: эмоциональная или в сфере интеллектуального развития.
Если ребенок рисует заметно хуже, чем большинство его сверстников, если на рисунках плохая перспектива и неадекватные пропорции, не присутствуют основные детали рисуемых объектов, если качество плохое во всех трех рисунках, тогда можно думать о возможном отставании умственного развития. В таком случае, дальнейшие исследования следует направить на выявление интеллектуальных особенностей ребенка.
Если среди рисунков только один выделяется плохим качеством, можно полагать, что он вызывает наиболее яркую эмоциональную реакцию рисующего. Когда по рисункам выявляется большая выраженность нескольких симптомокомплексов, можно предположить, что для данного ребенка важно разрешение эмоциональных проблем. Конечно, часто бывает, что у ребенка личностные и эмоциональные проблемы могут возникнуть вследствие невозможности соответствовать нужному интеллектуальному уровню. Это тоже обычно проецируется в рисунках. Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию ЦНС. Существует пять показателей органического поражения ЦНС:
1. Двойные линии в рисунках.
2. Несоединенные между собой линии.
3. Сильный уклон нарисованной фигуры.
4. Очень большая голова.
5. Голова, неадекватно выделенная в рисунке человека.
Присутствие более трех признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка органическое поражение ЦНС. Эта проблема важна при психологической диагностике неуспевающих младших школьников. Но нужно иметь в виду, что наличие органической дисфункции ЦНС еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это может проявляться как локальное затруднение в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети, например, могут скорее уставать, быть менее внимательными. Эти особенности требуют особого внимания в организации учебного процесса в школе и дома. Иногда встречаются дети со слабо выраженными формами дисграфии или дислексии, которым трудно научиться читать или писать, но некоторые легко преодолевают эти трудности, когда их обучают с помощью специальных адекватных методов.
Диагностическая методика «Дом-дерево-человек»
Проективная методика «Дом — Дерево — Человек» является универсальным психологическим тестом, широко применяемым в арт-терапии. Образы, лежащие в основе задания – общедоступны, а их интерпретация является источником важной информации, позволяющей пролить свет на личностный портрет.
Особенности методики
Психологический тест «Дом — дерево — человек» проводят по схеме стандартных проективных методик. На чистом листе клиенту предлагают изобразить в произвольной последовательности три отдельных объекта: дом, дерево и человека. Рисунок создают карандашами (обычно берут не более 6 цветов), допускается использование ластика. Время, отводящееся на задание, не ограничивают. После того как рисунок готов, задают уточняющие вопросы, позволяющие прояснить моменты важные для дальнейшей трактовки.
Пути интерпретации теста «Дом — дерево — человек»
В ходе арт-терапии важно не только проанализировать три нарисованных объекта, но и обратить внимание на ряд ключевых моментов:
• последовательность прорисовки изображений, поскольку эта очередность свидетельствует о расстановке личностных приоритетов;
• характер нажима на карандаш;
• интенсивность штриховки;
• наличие пауз на 20-30 сек. перед изображением того или иного объекта, возможно, говорит о конфликтном отношении к изображаемой детали.
Расположение рисунка – важный формальный признак при расшифровке теста «Дом-дерево-человек». Он может находиться в нескольких зонах листа:
• в центре – адекватное восприятие себя и своего окружения;
• смещение влево – замкнутость, тяготение к прошлому, сильная зависимость от родителей;
• смещение вправо – открытость, сознательность, устремленность в будущее;
• вверху – целеустремлённость, завышенность самооценки;
• внизу – пониженная активность, плохая самооценка.
• рисунок не поместился на листе – импульсивность, плохой самоконтроль.
Интерпретация дома. Каждый из элементов строения принято подвергать психологической трактовке. Стены символизируют границы личности. Окна говорят о способностях человека налаживать контакты. Двери отражают степень личностной открытости. Крыша часто символизирует сферу детских фантазий и желаний. Интерпретируя элементы дома, следует обращать внимание на их размер, типичность/не типичность конструкции, линии, которыми они нарисованы и т.д.
Интерпретация дерева. Трактовку этого образа обычно начинают с его разновидности:
• лиственные – адекватность, хорошая социальная адаптация;
• хвойные – целеустремленность, сдержанность;
• тропические – авантюризм, мечтательность;
• выдуманные деревья – креативность, низкая социальная адаптация.
Крона является символом психологической защищенности личности. Кора – граница между внутренним миром человека и обществом. Листья свидетельствуют о коммуникативных качествах человека, его способности контактировать с окружающими и умении налаживать контакты.
Интерпретация человека. Этот образ является отражением представлений автора о самом себе. При трактовке этого изображения в первую очередь нужно обратить внимание на характер прорисовки:
• схематичность – неуверенность в собственных силах, проблемы при взаимодействии с окружающими;
• карикатурное изображение – поиск защиты, нехватка самовыражения;
• реалистичная прорисовка – адекватность, правильная социализация в обществе.
Символом интеллекта и рационального начала является голова, она может быть большой или малой, схематичной или детализировано прорисованной. Отражением величия (у мужчин) и красоты (у женщин) является образ волос. Учитывается их длина, количество, характер прически. Лицо и тщательность его прорисовки отражают степень открытости окружающему миру. Туловище – свидетельство заинтересованности/незаинтересованности в материальных потребностях. Руки – символика созидательной деятельности, активности или же, наоборот, пассивности (короткие либо отсутствующие руки). Ноги – это всегда жизненная устойчивость, уверенность в себе.
Дом-Дерево-Человек (H-T-P)
ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЯ
Цена $418,95
Кол-во: — +
Цена включает экономию пакета в размере 49,80 долларов США
Содержимое
House-Tree-Person (H-T-P)
H-T-P Руководство и пояснительное руководство
169,95 долларов СШАДом-Дерево-Человек (H-T-P)
Чертежи H-T-P
Иллюстрированный диагностический справочник
99,95 $Дом-Дерево-Человек (H-T-P)
H-T-P Каталог качественной интерпретации H-T-P
$99,95Дом-Дерево-Человек (H-T-P)
Буклет с интерпретацией H-T-P (25)
$54,95Дом-Дерево-Человек (H-T-P)
Форма чертежа H-T-P (25)
43,9 доллара США5
Предоставляет полезную клиническую информацию через проективное рисование — очень чувствителен к психопатологии на ранних стадиях ее развития.
Один из самых выдающихся и широко используемых прожекторов, H-T-P предоставляет обширную клиническую информацию. Он также экономит время и прост в использовании. Испытуемый просто создает, а затем обсуждает три рисунка — дома, дерева и человека.
Поскольку рисование может снизить напряжение, тест H-T-P часто назначается первым в серии психодиагностических тестов. Это идеальный способ оценить личность людей, отличающихся культурой, лишенных образования, умственно отсталых или не говорящих по-английски.
Книги и формы, представленные здесь, улучшают и упрощают администрирование, оценку и интерпретацию.
- Серийные изделия
- Дополнительная информация
House-Tree-Person (H-T-P)
H-T-P Каталог качественной интерпретации H-T-P
$99,95Дом-Дерево-Человек (H-T-P)
H-T-P Рисующий-Человек
Каталог интерпретационного анализа
$99,95Дом-Дерево-Человек (H-T-P)
Форма чертежа H-T-P (25)
43,95 доллара СШАДом-Дерево-Человек (H-T-P)
Чертежи H-T-P
Иллюстрированный справочник по диагностике
$99,95House-Tree-Person (H-T-P)
Буклет с интерпретацией H-T-P (25)
$54,95House-Tree-Person (H-T-P)
H-T-P Руководство и пояснительное руководство
169,95 долларов СШАHouse-Tree-Person (H-T-P)
Буклет с чертежами и интерпретациями H-T-P (25)
$54,95
- Дата публикации 1977
Перевод за пределами арт-терапии Терапия дома-дерева-человека
Отказ от ответственности: Занятие «Дом-дерево-человек за пределами арт-терапии» должно использоваться только специалистом в области психического здоровья. См. указания по ссылке «Техника рисования дома-дерева-человека» внизу страницы.
Вне арт-терапии
Техника рисования дома-дерева-человека Переводы:
Вне арт-терапии
Дом:
По сути, дом — это ощущение себя и эго клиента. Посмотрите на размер дома. Дом большой (возможно, очень контролируемая атмосфера или большое эго)? Дом маленький (Низкая самооценка или полный отказ от семейной жизни)?
Где он расположен на бумаге (в центре, в верхних углах или в нижних углы)? Дом заземлен или плавает? Какова атмосфера рисунок в целом? Дом выглядит теплым и привлекательным? Или дом выглядеть холодным и показным.
Линии дома тоже могут многое рассказать о клиенте / Сила эго художника и то, как он устанавливает границы. Жирные линии указывают слишком много эго, а тонкие линии означают более слабое эго. Линии также могут указывать как клиент/художник устанавливает границы вокруг своих феноменологических мир.
Есть приветственная дорожка? Это позволяет терапевту узнать
как клиент взаимодействует с окружающим миром. Дорожка рассказывает о
Терапевт, как людей пускают внутрь. Долгий ли путь? Короткий? Широкий? Посмотри на
различные сценарии, чтобы увидеть, как клиент позволяет другим войти в его
мир.
Есть ли окна и двери? Окна и двери предполагают, что клиент/художник открыт и доступен миру. Отсутствие окон и дверей предполагает, что человек замкнут и не очень открыт миру.
Если клиент рисует слишком много окон и дверей, это может указывать на то, что он очень «нуждается» и зависит от других.
Крыша может представлять религиозный, интеллектуальный или частный мир фантазий клиента Beyond Art Therapy. Дымоход может означать несколько вещей. Это может означать, насколько вы сердечны и открыты как человек.
Это также может представлять «образ отца». Дым из трубы может означать, что фигура отца была теплой и доброй, или что присутствовало беспокойство.
Если дыма слишком много, это может означать враждебность и слишком много мужской энергии. Если дымоход не вычерчен, это может означать, что семейной жизни или эго человека не хватает тепла и сострадания.
Вне арт-терапии
Дерево:
Ствол дерева — это эго клиента, его «я» и основная личность. Ветки на дереве — это то, как клиент обращается к миру. Если ветвей мало, есть вероятность личности интроверта.
Если ветки слишком большие, это может указывать на нужду. Голые ветки могут свидетельствовать о депрессии и безысходности.
Листья с дерева означают, что мы хорошо питаемся от этих взаимоотношений (подумайте о том, как листья делают пищу для дерева посредством фотосинтеза). Корни дерева показывают, насколько человек укоренен в реальности.
Beyond Art Therapy
Человек:
Где человек на рисунке? Какой рост у человека на рисунке? Размер человека на рисунке связан с его самооценкой и самооценкой.
Маленький человек может означать низкую самооценку, депрессию и недостаток энергии. Человек среднего роста может означать здоровую самооценку. Крупный человек по отношению к дому и дереву может означать раздутое эго и манию величия.
Рядом с домом или деревом? Что делают руки (вытягиваются или оборонительно сомкнуты)? Руки нарисованы? Острые пальцы часто означают наличие агрессии, в то время как руки в рукавицах могут означать наличие беспокойства.
Ноги похожи на корни деревьев и показывают, насколько заземленным может быть человек. Маленькие ступни могут означать неуверенность в себе.
Посмотрите, как нарисован рот. Это похоже на листья на дереве, поскольку именно так мы питаемся (еда, потребности и т. д.). Зубы могут означать агрессию, если они нарисованы. Часто говорят, что глаза — зеркало души.
Техника рисования дома-дерева-человека Ссылка для направления
См. дополнительные идеи для креативного консультирования здесь
Отказ от ответственности. использовать для своих клиентов/студентов по своему усмотрению.
*Если вы проигнорируете вышеизложенное заявление об отказе от ответственности, применяя эти методы на себе, и вы чувствуете какой-либо дискомфорт или расстройство, настоятельно рекомендуется немедленно обратиться к лицензированному специалисту по психическому здоровью.