Иерархия мотивов
К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образовывают мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов.
Мотив проявляется с различной силой в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, влияния других людей, временных факторов и т.п. Поэтому и иерархия мотивов, невзирая на относительную стабильность, не является абсолютно устойчивым психическим образованием. «Вес» (побудительная сила) отдельных мотивов время от времени может меняться под влиянием различных социальных и психологических факторов.
Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются
Каждый из мотивов имеет различную силу. Одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на деятельность человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах (и в большинстве случаев являются потенциальными мотивами).
Виды мотивов.
Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).
Мотив идентификации с другим человеком. Идентификация с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.
Мотив власти — это стремление субъекта влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) — одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.
Процессуально-содержательные мотивы
Экстринсивные мотивы — это такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые не посредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы). Среди экстринсивных мотивов выделяют:
а) мотив долга и ответственности перед обществом, группой отдельными людьми;
б) мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
в) стремление получить одобрение других людей;
г) стремление получить высокий социальный статус – при отсутствии интереса к деятельности существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятеленость — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе будущем;
д) мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием н которых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть случае невыполнения деятельности.
Мотив саморазвития. Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию — это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. По мнению А.Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.
Мотив достижения — это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.
Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Мотивация достижения (и поведение, которое направлено высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности.
36 Иерархия мотивов Леонтьев, Научные и учебные работы
метки:Мотив, Человек, Личность, Деятельность, Жизнь, Ситуация, Условие, Становиться
Личность как иерархия мотивов и смыслов деятельности (школа А. Н.
Леонтьева и современное ее развитие)
А.Н.Леонтьев (1903-1979) — выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности (послед-ль Выготского).
Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития.
Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении — от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение.
В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы — действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие. Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений. При выделении таких единиц деятельности можно задать следующие три вопроса: «Ради чего совершается деятельность?» (мотив деятельности), «На что она направлена?» (цель), «Какими способами реализуется?» (средство).
Личность по Леонтьеву — внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид — продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.
Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности.
4 стр., 1649 слов
Развитие личности донаучн. период
… Вся жизнь, по Аристотелю, есть процесс, который совершается прежде всего как внутреннее развитие. Аристотель не сомневался в существовании реального внешнего мира и за основу … формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выделяя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул …
основание личности – иерархия мотивов деятельности, чтобы понять структуру личности, нужно проанализировать ее деятельность, Движущей силой которой яв-ся мотив.
деятельность определяется мотивом и иерархией потребностей. Вместе с этим потребности человека порождаются развитием деятельности. схема деятельности выглядит как деятельность-потребность-деятельность. То есть потребности человека развиваются во время деятельности. Деятельность при этом понимается в глобальном смысле. Потребности у человека сначала витальные (не биологические!) и деят-ть, направлена на реализацию базовых потребностей, затем эта деятельность оборачивается, т.е. человек начинает удовлетворять свои витальные потребности, чтобы действовать. «Едим, чтобы работать».
Мотив – движущая сила деятельности, потребность, которая имеет определённый предмет. мотивы – смыслообразующие и мотивы-стимулы. Смыслообразующие отличаются тем, что в иерархии занимают более существенное место. не обладают прямой побудительной силой.
Мотивы не отделены от сознания, но и не всегда осознаются. есть категория, скрывающая истинные мотивы, — понятие мотивировки. Мы всегда можем дать ответ на вопрос, зачем мы что-то сделали
Личность рассматривается как иерархия мотивов: Мотивы конфликтуют и вступают в противоречие, личность складывается от осознания, что есть истинные мотивы.
Эмоции помогают осознать собственные истинные мотивы. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, отражающих отношение между мотивами и успешностью той или иной деятельности. Исходя из того, какие у нас эмоции, можем догадаться о мотивах.
анализ собственных эмоций – это задача на личностный смысл, на соотношение мотивов, которые характеризуют личность. Личность – рефлексирующий человек, который отслеживает свои эмоции, когда ему становится грустно, то он думает: что же это такое, кто я такой, что мне стало грустно? Это есть задача на смысл.
личностн смысл понимается как отражение в сознании чела отношен мотива к цели. Ли смысл может меняться при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента. Значит разные ли смыслы у людей.
развитие личности: личность рождается дважды. Первый раз – ее можно назвать «ребёнок с горькой конфетой» (5-6 лет).
Он понимает, что он поступил нечестно, несмотря на то, что его не ругают. У ребёнка появляется полимотивированность, есть разные противоположно-направленные мотивы, ребёнок пока их полностью не осознаёт, но чувствует. Второй раз – возникновение соотношения мотивов друг с другом и подчинения одних другим – происходит становление личностного смысла, а значит и становление личности.
Структура личности — устойчивая иерархия мотивов. У личности мотивационная сфера многовершинная, между этими вершинами возникает борьба; гармоничная личность – не та, которая не знает внутренней борьбы, но такая, которая периодически пересматривает свои приоритеты, согласует разные мотивы, то есть структура личности включает в себя борьбу мотивов. Если эта борьба становится главной чертой, это – трагическая личность.
8 стр., 3707 слов
Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей
. .. и философии. 1. Мотивационная сфера личности Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация определяется …
проблема Я: как соотносятся самосознание и личность. Ощущение своего Я – не центр личности. Центр личности – в бытии человека, во множестве его деятельностей и общественных отношений. Полемика с Рубинштейном: личность – связанность внутренних условий, которые преломляют все внешние воздействия, то есть внешние условия д-ют через внутренние; у Леонтьева личность человека создаётся общественными отношения, в которые индивид вступает в своей деятельности (субъект д-ет через внешнее).
Современное развитие:
Дмитрий Алексеевич Леонтьев.
личность как единство возможного и необходимого: человек может, задействуя рефлексивное сознание, выходить за границы необходимого в возможное.
Человек как необходимое: пассивное, влекомое, управляемое, предсказуемого существо
Чек как возможное: «человек рефлексивный», выступающий субъектом собственной активности
Переосмысливая теорию отца, пытается понять тот уровень активности человека, на котором он не только развивается, но и строит себя.
Основные тезисы новой, «возможностной» теории личности по Д.А. Леонтьеву:
- Психология личности охватывает собой группу феноменов, относящихся к области «возможного», причём эти феномены не порождаются причинно-следственными закономерностями. Феномены не яв-ся должными, это не автоматизированный механизм, «возможностная» психология – личность – недетерменированный человек
- Чек может жить то интервалами «необходимого» (под давлением жизн обст-в, мех-м энергосберегающего функционир-ия), то интервалами «возможного» (самодетерминация, жизнь исходя из использов-я человеч потенциала, энергозатратен).
- превращение возможностей в действительность происходит не в результате какого-либо причинного детерминирования, но в результате самодетерминации, через совершение выбора и принятие решения субъектом. Даже «смыслы», «ценности» и «истины» в человеческой жизни не являются автоматическими, самостоятельно срабатывающими механизмами; они влияют на жизнь человека, только через его самоопределение по отношению к ним как субъекта.
- На протяжении жизни у человека степень детерминированности одних и тех же психологических феноменов может изменяться.
- Самодетерминация своей жизнедеятельности человеком, как произвольное воздействие субъекта на причинно-следственные закономерности, влияющие на эту жизнедеятельность, становится возможной через задействования рефлексивного сознания.
- Уровень личностного развития определяет характер взаимосвязи между переменными в личности: на более низком уровне характер взаимосвязи переменных более жёсткий, и носит детерминистический характер; на более высоком уровне развития, одни выступают по отношению к другим лишь как предпосылки, не определяя их однозначно.
- Эмпирическим индикатором действия в поле возможного, а не необходимого служит неспровоцированный выход за задаваемые ситуацией рамки.
- Признание психологической реальности и значимости категории возможного переносит нас из ясного и чётко структурированного мира в мир, где господствует неопределённость, и совладение с её вызовом выступает залогом адаптации и эффективного функционирования. экзистенциальное миропонимание.
- Введение категории возможного дополняет описание взаимодействие человека как субъекта с миром экзистенциальным измерением, и в таком «расширенном» описании обнаруживается место как для ориентации на определённость, так и для ориентации на неопределённость
Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта, который воспринимает их как возможности для себя, что-то выбирает из них и делает свою «ставку», вкладывая себя и свои ресурсы в реализацию выбранной возможности
19 стр., 9287 слов
Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики
Животные проявляют избирательность по отношению к пище. Она может проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту . [прим. 2] Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3]. Среди животных, питающихся живой пищей ( …
— предлагается рассматривать людей, как находящихся на пути к самореализации, мерой которой собственные шаги людей, сделанные в этом направлении, а также приложенные усилия. Однако самореализация, здесь — это не реализация того что заложено наследственностью или средой, но путь свободных, не детерминированных средой и наследственностью решений и выборов самого человека
Ключевыми понятиями для психологии личности, развиваемой Д.А. Леонтьевым, являются: пространство возможного, рефлексивное сознание и поступок (не вписывается в традиционные действия, осознанное ответственное действие, основанное на личностной причинности и продвигающее личность в измерении личностного пути).
Одной из ключевых проблем психологии личности для Д.А. Леонтьева является осуществление перехода человека из режима детерминированности в режим самодетерминации при подключении рефлексивного сознания
Механизмы перехода личности из режима детерминированности в режим самодетерминации — это определённые психотехнические действия или «экзистенциальные психотехники», выработанные в различных культурах, и осмысленные, преимущественно экзистенциальной философией, экзистенциальной психологией, а также диалогическим подходом к пониманию человека и его жизнедеятельности.
(Осознание ответственности за выбор, вкладывание себя в избранную альтернативу, Выявление альтернативности любых выборов и поиск неочевидных альтернатив, Осознание цены, которую приходится платить за каждый из возможных выборов, т.е. — экзистенциальный расчёт.Посмотри на себя со стороны. Включение рефлексивного сознания, и вдумчивое осмысление и осознание всех вариантов и альтернатив приводит к возможности сделать любой выбор).
человек использует 2 стратегии определения своей идентичности
- стратегия социальной идентичности предполагает определение себя через принадлежность группе; при этом как правило, человек отказывается от собственной личности полностью или частично, через её минимизацию в мире больших социальных групп.\
- стратегия личностной идентичности предполагает: самостоятельности и автономности; обнаружение границы между мной и «не мной», которая позволяет человеку самоотождествляться, делать нечто своим, тем самым расширяя себя, границы себя, а также отграничивать себя от другого. преемственность себя во времени. наличие себя как некой точки в мире, некоего, единственного, уникального места, которое я занимаю в мире и которое не занимает никто другой, способность в любой группе сказать: Кто Я? Я- Я!
В обществе это критическая масса людей, имеющих опору и источник собственной активности внутри себя, способных на поступок и принимающих за него на себя ответственность.
3 стр., 1227 слов
Совладание с трудными жизненными ситуациями
… требует обращения к грустным страницам нашей жизни. Перед Вами описание различных трудных жизненных ситуаций. Внимательно прочитайте описание каждой из них и попытайтесь представить, что это … выработке плана действий и следования ему. 8. Стратегия позитивной переоценки описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации …
Братусь Б.С. «Смысловая сфера личности»
Личность как несводимая к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т.д.) конструкция не является самодостаточной.
Она не сама в себе несёт конечный смысл своего существования. Этот смысл обретается в зависимости от складывающихся отношений. Смысл сущности личности – в сущности человека: Действует, любит и борется не личность, а человек, обладающий личностью. Через неё.
Стать личностью =
*Занять определённую жизненную позицию (межлюдскую, нравственную)
*Осознать её и нести за неё ответственность
*Утверждать её своими поступками, делами, всей своей жизнью.
Именно общие смысловые образования (при их осознанности – личностные ценности) являются основными образующими единицами сознания личности. Они определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни (к миру, к другим людям, к себе)
Эти отношения имеют 2 стороны: динамическую и содержательную.
Динамическая сторона – совокупность основных отношений к миру, к людям и к себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своём единстве свойственную человеку нравственную позицию.
Смысловые образования – это основные конституирующие единицы сознания личности. Их специфические функции: создание образа, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Смысловые образования – основа этого возможного будущего.
Деятельность человека оценивается и регулируется: Успешностью и Нравственной оценкой.
Уровни смысловой сферы личности:
0. Ситуационные смыслы (нет смысла стоять в очереди, билетов нам всё равно не достанется, так как их меньше, чем перед нами народа).
Смысл здесь выполняет служебную регулятивную роль в осознании ситуации.
1. Эгоцентрический (исходный момент – личная выгода).
Все люди подразделяются на помогающих и препятствующих.
2. Группоцентрический. Люди: свои и чужие. Не только личная выгода, но и выгода и благополучие определенной группы близких людей.
3. Просоциальный. Внутренняя смысловая устремленность человека на создание результатов, которые принесут равное благо другим.
Василюк «Психология переживаний». Модель Ли:
исследует переживания человека в различных критических ситуациях и на основании анализа этих переживаний и поведения людей строит модель «жизненных миров» людей.
Жизненный мир каждого человека имеет 2 аспекта: внутренний мир (потр-ти чка и его отнош к себе и окр миру. ПРОСТОЙ: 1 потребность; СЛОЖНЫЙ: много потребностей) и внешний мир (предметы, к-е м удовлетв потреб-ти чка. ПРОСТОЙ: один объект для удовлетворения; СЛОЖНЫЙ: множество объектов).
Т.О., возможны 4 типа психологических жизненных миров.
1.внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае у такого субъекта есть только одна потребность и один предмет для ее удовлетворения. Он пассивен, для него нет ни времени, ни пространства и только 2 состояния: удовольствие, оно же жизнь и неудовольствие, равное смерти. Собственно психики у такого существа нет. Прототипом такого существа является эмбрион в утробе матери. В последствии этот жизненный мир проявляется в инфантильных переживаниях, нереалистических стремлениях к положительным и избеганиям отрицательных эмоций, не учитывающих жизненных реалий. Психика такого человека в каждый момент времени содержит только одно отношение или переживание.
4 стр., 1805 слов
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА …
… в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существо-вания образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. Жизненный путь личности – путь становления ее … индивидуальности (Рубин-штейн, Ананьев). Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, надо проследить направление от личности к …
Т.О., Внутренняя необходимость: удовлетворение потребности «здесь и сейчас», нормальные условия для жизни – данность этих благ.
такая критическая ситуация – стресс для чка.
2.внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека внешний мир насыщен проблемами и помехами для удовлетворения его единственной потребности, которая обладает абсолютной ценностью.
Внутренняя необходимость: реализация мотива, удовлетворение потребности
критическая ситуация: фрустрация
3.внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека одновременно сопрягаются несколько мотивов и переживаний из которых он сознательно делает выбор исходя из принципа ценности, то есть появляется необходимость в сознании. Но, выбрав мотив, человек не встречает никаких психологических проблем в его реализации, результат всегда равен цели, воплощение — замыслу. Для такого человека характерны внутренние конфликты между ценностными переживаниями. Такой тип жизненного мира реализуется в случаях нравственного выбора.
Внутренняя необходимость: внутренняя согласованность, работа со своими ценностями
критическая ситуация: конфликт
Четвертый тип — внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. В этом случае у человека имеется несколько конкурирующих мотивов и разнообразные условия, как помогающие, так и мешающие их реализации. Для организации деятельности у человека должны быть не только психика и сознание, но и воля. Человек должен сознательно выбрать мотив и выбрать или, возможно, создать, условия для его реализации, то есть появляются необходимость в творчестве. В полной мере такой жизненный мир создается при переживании кризисных ситуаций.
Внутренняя необходимость: реализация жизненного смыла, самоактуализация
критическая ситуация: кризис
Выделенные «жизненные миры» и переживания — это компоненты единого психологического мира человека, и на основе описанной модели Ф. Е.Василюк строит особую систему психологической помощи
Иерархия потребностей
Пирамидальная модель «Иерархия потребностей» Абрахама Маслоу является очень влиятельным способом организации человеческих потребностей от самых «основных» до самых продвинутых. Аргумент Маслоу заключается в том, что самые основные потребности должны быть удовлетворены, прежде чем люди смогут перейти «наверх» к более продвинутым потребности. Однако важно отметить, что Маслоу не утверждал, что каждый человек должен удовлетворить 100% каждой потребности, чтобы «продвинуться вверх». Например, обучающийся может быть немного голодным и все же учиться, но хронический голод — это проблема.
Потребности, которые Маслоу развивает в этой теории, снизу вверх: физиологические, безопасность, любовь и принадлежность, уважение и самореализация. Потребности можно сгруппировать в две категории: «потребности дефицита» и «потребности роста». Большая часть пирамиды состоит «дефицитных потребностей». Эти потребности со временем ухудшаются, и по мере потребность становится сильнее, мотивация человека к удовлетворению потребности также усиливается. Снова, кто-то может немного проголодаться и дождаться обеда, но голодный человек съест что-нибудь и найти это, чтобы быть вкусным. Самоактуализация, с другой стороны, «потребность роста». Это тип потребности, который не характеризуется «отсутствием» чего-либо. Наоборот, наша потребность в самоактуализации является внутренней, а сама можно рассматривать как группу связанных «потребностей роста», которые могут быть индивидуальными для каждого человек.
В течение жизни и даже в течение одного дня учащиеся может двигаться вверх и вниз по пирамиде Маслоу. Например, молодой студент может прийти в класс проголодался, съел школьный завтрак и очень хорошо учился в классе, пока не произошел инцидент с сверстник угрожает их чувству безопасности или уважения. К концу дня соц. давление может быть устранено внимательным учителем или опекуном, но ребенок то обеда дома не дают, и ложатся спать голодными. Взрослые могут иметь свои потребности также нарушены, как из-за мирских причин, таких как диета (!) или из-за более серьезных нарушений например, стать жертвой преступления или пережить развод.
Следующее короткое видео содержит дополнительную информацию и примеры об иерархии Маслоу. Потребностей:
Иерархия потребностей Маслоу: что это такое?
Написано Сайрусом Вахоме
Медицинский обзор Пунама Сачдева 27 апреля 2022 г.
В этой статье
- Физиологические потребности
- Потребности в безопасности
- Потребности в любви и принадлежности
- Учительные потребности
- Потребности самореализации
- Как пройти через пирамиду потребностей
- Типы потребностей Maslow’s Pyramid
- Применение MASLOW HIERARCHY HIERARCHY HIERARCHY 922392.2HIRESEDENTED HIERARCHY HIERARCHY HIERARCHY HIERARCHY223.223.22.2029223.2.90022292239223.222.shipered at emperarch. of Needs
- Иерархия потребностей Маслоу. Резюме
Иерархия потребностей Маслоу — это мотивационная теория в психологии, которая объясняет пять различных уровней человеческих потребностей. Эта теория, созданная Абрахамом Маслоу, основана на том, как люди вдохновляются удовлетворять свои потребности в иерархическом порядке. Начиная снизу вверх, пять потребностей: физиологические, безопасность, любовь и принадлежность, уважение и самореализация.
Иерархия идет от самых основных до самых сложных потребностей. Конечная цель — достичь высшей ступени иерархии, то есть самореализации.
Ниже описаны пять уровней иерархии.
Физиологические потребности
Физиологические потребности являются самыми основными в иерархии Маслоу. Это предметы первой необходимости, необходимые людям для физического выживания. Примеры включают воздух, пищу, питье, кров, одежду, тепло, сон и здоровье.
Если вы не сможете удовлетворить эти потребности, ваше тело не сможет функционировать должным образом. Физиологические потребности считаются наиболее важными, потому что вы не можете удовлетворить другие потребности, пока ваши физиологические потребности не будут удовлетворены. Мотивация на этом уровне исходит из инстинкта человека к выживанию.
Потребности в безопасности
Как только вы удовлетворите свои физиологические потребности, вам понадобится безопасная и надежная среда. Потребности в безопасности и безопасности связаны с потребностью чувствовать себя в безопасности в своей жизни и окружающей среде. Потребность в безопасности очевидна, начиная с детства. Когда эти потребности не удовлетворяются, дети естественным образом реагируют страхом и тревогой.
Эти потребности также включают стремление к порядку, предсказуемости и контролю. Примеры потребностей в безопасности включают эмоциональную безопасность, финансовую безопасность (социальное обеспечение и занятость), закон и порядок, социальную стабильность, свободу от страха, здоровье и благополучие.
Потребность в любви и принадлежности
Это третья и последняя из низших потребностей в иерархии потребностей Маслоу. Это включает в себя потребность чувствовать чувство принадлежности и принятия. Это мотивировано естественным инстинктом людей к взаимодействию. Этот уровень иерархии включает романтические отношения и связи с семьей и друзьями. Это также включает в себя потребность чувствовать, что вы принадлежите к социальной группе. Кроме того, эта потребность включает в себя чувство любви и чувство любви к другим. Если вы не сможете удовлетворить эти потребности, вы можете испытать одиночество и депрессию.
Потребность в уважении
Это первая из высших потребностей в иерархии потребностей. Потребность в уважении мотивирована желанием чувствовать себя хорошо.
Существует две категории потребностей в уважении: самоуважение, когда вы чувствуете уверенность и хорошее отношение к себе, и уважение, когда вы чувствуете, что другие люди ценят вас и что они признают ваши достижения.
Когда ваши потребности в уважении не удовлетворены, вы можете чувствовать себя неважным, менее уверенным, незащищенным и некомпетентным. Согласно Маслоу, уважение и репутация жизненно важны для детей и подростков и стоят выше реальной самооценки или достоинства.
Потребности в самоактуализации
Потребности в самореализации являются высшим уровнем пирамиды потребностей Маслоу. Эти потребности включают в себя реализацию своего потенциала, самореализацию, саморазвитие и пиковый опыт.
Самореализация — это желание достичь всего, на что вы способны, и раскрыть весь свой потенциал. У разных людей могут быть разные представления о самореализации, поскольку ваши желания отличаются от желаний других людей.
Теория Маслоу утверждает, что достичь уровня самоактуализации сложно. Причина в том, что люди в первую очередь сосредоточены на удовлетворении более насущных потребностей в иерархии потребностей.
Как продвигаться по пирамиде потребностей
Иерархия потребностей Маслоу часто представляется в виде пирамиды потребностей. Пирамида организована от самых основных потребностей внизу до самых сложных наверху.
Маслоу предположил, что вы должны удовлетворить эти потребности в самом низу, чтобы перейти на следующий уровень потребностей. Тем не менее, вам не нужно удовлетворять одну потребность, чтобы перейти к следующей в иерархии. Теория Маслоу также утверждает, что большинство людей сосредотачиваются на частичном удовлетворении своих потребностей, в результате чего они больше продвигаются в удовлетворении потребностей ниже по иерархии.
Типы потребностей в пирамиде Маслоу
В пирамиде Маслоу есть два типа потребностей:
Дефицитные потребности: Это потребности, которые вы развиваете из-за лишений. К ним относятся физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности и потребности в уважении. Вы должны удовлетворить эти потребности, чтобы избежать неприятных результатов.
Потребности роста: Высший уровень пирамиды Маслоу относится к категории потребностей роста. В отличие от потребностей дефицита, потребности самореализации мотивированы желанием расти как личность и полностью раскрыть свой потенциал.
Применение иерархии потребностей Маслоу
Применяя иерархию потребностей Маслоу в своей жизни, вы можете заметить улучшения в некоторых областях. Чтобы достичь высшего уровня развития в этой мотивационной теории, вы должны самореализоваться. Выявление своих потребностей и обеспечение их удовлетворения может помочь увеличить ваши шансы на успех.
Расширенная иерархия потребностей
Пятиуровневая пирамида Маслоу была расширена за счет включения когнитивных, эстетических и трансцендентных потребностей.
Пирамида теперь состоит из нескольких уровней. К ним относятся:
1. Физиологические и биологические потребности — воздух, вода, пища, кров, секс, здоровье, сон и т. д.
2. Потребности в безопасности — защита, безопасность, финансовая стабильность, закон, порядок, свобода и т. д.
3. Потребности в любви и принадлежности — дружба, доверие, близость, принятие, любовь и чувство ответной любви, принадлежность к группе (друзья, семья, коллеги по работе).
4. Потребности в уважении. Маслоу разделил их на две категории:
- Самоуважение: достоинство, самореализация, мастерство, независимость
- Потребность чувствовать себя признанным, принятым и оцененным другими
5. Когнитивные потребности. Когнитивные потребности возникают, когда вы начинаете проявлять любопытство и желание исследовать и получить знания, а также понимание и желание узнать больше о том, что вас интересует.
6. Эстетические потребности — они включают в себя признательность, стабильность, поиск красоты и т. д.
7. Потребности в самореализации — это реализация вашего потенциала, достижения, саморазвитие и пиковый опыт. У вас появляется желание быть лучшим, каким вы можете быть.
8. Потребности в трансцендентности. Вас мотивируют ценности, выходящие за рамки личного «я». Примеры включают сверхъестественные переживания, природные переживания, эстетические переживания, сексуальные переживания, служение другим, религиозную веру и занятия наукой.
Обобщенная иерархия потребностей Маслоу
Ваша мотивация зависит от иерархии потребностей. Эти потребности организованы в виде пирамиды, показывающей потребности, которые должны быть удовлетворены в первую очередь до более высоких потребностей. Тем не менее, порядок этих потребностей не является неизменяемым, поскольку их можно регулировать в зависимости от индивидуальных и других обстоятельств. Мотивация в значительной степени определяется более чем одной базовой потребностью, что может привести к полному удовлетворению нескольких потребностей.