26.11.2024

Грамотную речь: 20 секретов развития красивой грамотной речи

20 секретов развития красивой грамотной речи

Нам всем со школьной скамьи твердят, как важно и нужно развитие грамотной речи для учебы, работы, общения, взаимопонимания. И мы все примерно понимаем, что имеется в виду. Почему же тогда эта проблема все еще актуальна для значительной части взрослого населения? А дело как раз вот в этом «примерно», когда вроде все понятно, а что именно – так сразу и не скажешь.

Давайте предметно разберемся, что такое грамотная речь, и тогда нам всем станет ясно, как над ней работать. На нашей программе «Современная риторика» мы разбираем все аспекты грамотной речи самым подобным образом и учимся говорить красиво и правильно. Однако некоторые секреты нашего платного курса мы готовы раскрыть прямо сейчас. Итак, что же такое «грамотная речь»?

Что такое «грамотная речь»?

Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателей или слушателей, быть правильно понятым и исключить двоякое толкование своего месседжа.

Мы все помним облетевшую в свое время все юмористические сайты выдержку из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку». В целом, конечно, понятно, что травка в контексте «щипать» заинтересует скорее коня, чем Алешу Поповича. Однако считать такую подачу мысли в сочинении грамотной никак нельзя.

В раздел «юмор» можно отправить и обсуждение на форуме молодых матерей, когда в ответ на вопрос «Ребенок не хочет есть мясо, чем можно заменить?» какой-то шутник посоветовал заменить «собакой, потому что собака всегда хочет есть мясо». Можно, конечно, сказать, что слово «чем» может относиться только к неодушевленному предмету, поэтому вопрос должен быть понятен.

Однако можно и ответить, что людям некогда вчитываться и лучше сразу уточнять, что именно вы хотели бы заменить: ребенка или мясо. Тем более что уровень жизни многих российских семей не слишком высок и поговаривают, что в многодетных семьях нагулявших аппетит детей не кормят, а бьют, пока не видят сотрудники ювенальной юстиции. Это была шутка, а если серьезно, то неграмотные формулировки могут существенно исказить любую, даже самую умную мысль.

Ничуть не меньше читателей юмористических порталов смешит обсуждение имиджа одного известного актера, который «побрился налысо и сделал это своей визиткой». Изумленная собеседница только и смогла поинтересоваться, как же актер «смог побриться налысо визиткой».

Примеров таких казусов при желании можно найти очень много. У нас же есть желание, чтобы с вами таких казусов не случалось, поэтому разберем детальнее, из чего складывается красивая грамотная речь и как научиться говорить красиво и грамотно.

Литературный язык как составляющая грамотной речи

Под литературным языком подразумеваются нормы языка, которые обязательны для использования в официальных документах, системе образования, науке, культуре, публицистике, художественной литературе. Именно на них и следует ориентироваться в повседневной жизни и ежедневном общении.

Так, в любом языке существуют свои правила построения предложений. Где-то они очень строгие, как, например, в английском языке. Там предусмотрен определенный порядок слов для повествовательных и вопросительных предложений. В русском языке зачастую достаточно сменить интонацию, чтобы сделать повествовательное предложение вопросительным.

Однако во всех случаях должно быть четко понятно, где тут подлежащее, где сказуемое, и к какому из слов относится глагол. Например, глагол «щиплет» или любой другой, встретившийся нам в предложении. Кроме того, все слова должны быть согласованы между собой и корректно употребляться в нужном числе, склонении, спряжении.

И, конечно, литературный язык не приемлет слов-паразитов и неоправданно частого повторения междометий и прочих вспомогательных лексических единиц. Все эти «ну», «это», «вот» могут играть роль вводных слов, но никак не слов-связок в предложении.

Если с пониманием всего вышеизложенного пока есть нюансы, рекомендуем нашу программу «Русский язык», после которой станет понятно, как сделать речь грамотной. Также вам поможет «Книга о хорошей речи», где на примерах из классики разобраны особенности правильной русской речи и приемы усиления ее выразительности [Д. Розенталь, И. Голуб, 1997].

К слову, соавтор книги Дитмар Эльяшевич Розенталь (1900-1994) является составителем «Справочника по правописанию и стилистике» русского языка [Д. Розенталь, 1997]. Кроме того, он выступает соавтором знаменитого «Словаря трудностей русского языка», который также полезен для желающих научиться красивой грамотной речи [Д. Розенталь, М. Теленкова, 2003].

Эти и многие другие книги, словари, справочники по правописанию обладают поистине чудодейственным эффектом, когда грамотная речь и русский язык обретают совершенно иное, качественно новое звучание. И, кстати, расширяют словарный запас.

Словарный запас для красивой грамотной речи

Наша речь состоит из слов. Грамотная речь и словарный запас идут рука об руку. Именно поэтому мы в нашей статье постоянно обращаемся к такому понятию, как «слово» в контексте «порядок слов», «согласование слов», «слова-связки», «слова-паразиты» и т. д.

Для того чтобы грамотно выразить свою мысль и правильно сложить слова в предложение, у человека «должно быть, что складывать». Иначе потом придется извиняться за свое косноязычие насмешившей фанатов одной певицы фразой «У меня не очень большой этот… как его… словарный запас!»

Тут есть только один универсальный совет: больше читать. Предпочтение следует отдавать классике и прочим, выверенным с лингвистической точки зрения, образцам литературного творчества.

Кроме того, весьма развивает кругозор и пополняет словарный запас чтение литературы по специальностям, смежным с вашей основной профессией. С одной стороны, вы точно поймете, о чем речь. С другой стороны, вы будете узнавать много нового, новые слова, новые термины, которые затем сможете использовать в повседневной практике.

Еще очень полезны книги, посвященные собственно особенностям русского языка и нюансам применения тех или иных слов. Например, «Слово о словах» известного писателя Льва Успенского (1900-1978) [Л. Успенский, 1971]. Не менее интересна книга писателя Корнея Чуковского (1882-1969) «Живой как жизнь», посвященная русскому языку [К. Чуковский, 1962].

Конечно, за прошедшие с момента выхода этих книг десятилетия в русском языке появилось немало новых слов и речевых оборотов. Быть в курсе изменений и изъясняться грамотно в современном сотрясаемом переменами мире вам поможет книга известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» [М. Кронгауз, 2007].

Другие полезные книги для грамотной речи вы найдете в обзоре «9 лучших книг для развития речи и словарного запаса» [М. Лисицына, 2017]. В общем, читайте, читайте и снова читайте! Идея не нова, однако лучше пока ничего не придумали.

Техника речи

Техника речи – это набор практических навыков изложения информации в устном формате или, если проще, то, как мы говорим. Если грамотная письменная речь достигается путем работы над словарным запасом и литературными нормами языка, для речи устной важно еще и донести красиво сформулированную мысль так, чтобы она не утратила своей красоты и силы.

Именно этому посвящен наш специальный курс «Развитие голоса и речи». Пройти этот курс можно буквально за пару месяцев, а грамотно поставленная речь будет вашим верным спутником на всю жизнь. Красивая грамотная устная речь невозможна без хорошо поставленного голоса, поэтому над голосом нужно работать, даже если вам кажется, что у вас и так все хорошо.

Уточним, что голос – это звук, который формируется с помощью выдыхаемого воздуха, колебаний голосовых связок и резонирования воздушного потока внутри полостей организма: глотки, трахеи, ротовой и носовой полостей, черепной коробки.

Условно различают 4 резонатора: грудной, головной, ротовой и носовой. Условно потому, что названия резонаторов придуманы, исходя из того, где субъективно ощущается звук, и тут не имеется в виду, что, допустим, грудной резонатор – это некая единая полость или нечто конкретное, как какой-либо орган в организме. Названия резонаторов – это скорее для удобства работы логопедов, преподавателей сценической речи, вокала, ораторского мастерства и прочих дисциплин, где, так или иначе, задействуются голос и речь.

Подробно о характеристиках и свойствах голоса мы рассказываем в уроке №2 курса «Развитие голоса и речи». Там же можно найти упражнения, как работать над каждым из резонаторов и как соединить резонаторы для красивого звучания голоса.

Для того чтобы получилось соединить резонаторы и зазвучать красиво, важно работать над опорой голоса. Для мощного красивого звука важно научиться задействовать нижнюю часть легких и делать настолько глубокий вдох, чтобы нижние ребра слегка «разошлись», а бока и живот немножко надулись.

Такой глубокий вдох является залогом того, что вам хватит дыхания на длинную фразу, а голос не потеряет силу и полетность к концу предложения. В то же самое время, не стоит делать избыточно глубокий вдох, чтобы не создавать избыточного давления на голосовые связки.

Необходимость и достаточность любых действий нарабатывается с практикой, а для лучшего контроля над голосом и речью важно следить за состоянием своего тела: плечи должны быть на месте и не должны подниматься при вдохе, мышцы должны быть свободны и не должны быть «зажаты», в горле не должно возникать ощущения «сдавленности».

В целом, хороший оратор может говорить часами, не уставая и не напрягая голосовые связки, «переложив» основную работу на мышцы и направляя поток выдыхаемого воздуха в нужные резонаторы. Для более высокого и звонкого голоса следует задействовать головной резонатор, для более глубокого и томного звучания нужен грудной резонатор.

Кроме того, улучшить звучание голоса можно при помощи развития дикции и правильной артикуляции, которая должна быть достаточной, но не должна быть избыточной. Слишком старательное артикулирование звуков ведет к мышечным зажимам и придает неприятный оттенок голосу, а недостаточная артикуляция делает речь нечеткой и неразборчивой. Как найти «золотую середину», работая над дикцией и артикуляцией, вы узнаете из урока №3 курса «Развитие голоса и речи».

Следующий нюанс, напрямую влияющий на красоту речи и ее восприятие как грамотной или не очень грамотной, – это интонация. Так, если вы задаете вопрос, но не придаете голосу вопросительную интонацию, ваши собеседники могут попросту не понять, что вы хотите у них что-то спросить.

Еще хуже, если вы не можете взять голос под контроль настолько, чтобы выделить ударные слоги. Если в устной речи не ставить ударения там, где нужно, такая речь бедует казаться безграмотной. Для тренировки интонирования рекомендуется чаще читать вслух стихи и прозу. А также пытаться имитировать разные эмоции при чтении (радость, грусть, задумчивость и прочие). Больше информации о работе над интонацией вы найдете в уроке №4 курса «Развитие голоса и речи».

Немаловажны тембральная окраска и высота голоса. Вам точно приходилось слышать нечто наподобие «какой бархатистый тембр», «какой молодой звонкий голос» в отношении кого-либо из говорящих. Это как раз про тембр и звуковысотность.

Тембр и высота голоса в изрядной степени предопределены от рождения нашими анатомическими особенностями строения голосового аппарата. Однако можно поработать над тембром и высотой голоса и научиться управлять ими. Как именно, читайте в уроке №5 курса «Развитие голоса и речи». Или прямо сейчас выполните

5 упражнений для голоса, направленных на улучшение ключевых характеристик звучания:

В принципе, человек способен научиться регулировать практически все характеристики своего голоса:

  • Силу и громкость голоса, чтобы звучать одинаково внятно и когда речь громкая, и когда тихая.
  • Тембр и высоту голоса, расширив разговорный диапазон и сделав речь более выразительной.
  • Подвижность голоса, научившись быстро переходить с высокого голоса на низкий, с громкого на тихий и обратно.
  • Полетность голоса, чтобы речь была отчетливо слышна даже в дальнем углу большой аудитории без необходимости напрягать голосовые связки.
  • Темп и ритм речи, позволяющий говорить не слишком быстро и не слишком медленно и обеспечить комфортный режим восприятия информации.
  • Чистоту и благозвучность речи, позволяющую произносить слова без лишних призвуков, сиплости, гнусавости, ощущения зажатости и напряжения в голосе.

Заметим, что на характеристики голоса и речи влияют не только анатомия и работа над собой, но и наличие либо отсутствие заболеваний органов дыхания и нарушений в речевом аппарате. Так, при заикании или картавости красивая, правильная и грамотная речь попросту невозможна, потому что из текста «выпадают» буквы и слоги, нарушаются темп и ритм звучания, затрудняется процесс интонирования и выделения смысловых частей сообщения.

Если речь идет о развитии грамотной речи у ребенка, его следует, в первую очередь, показать психотерапевту и неврологу, чтобы исключить задержки умственного и, как следствие, речевого развития. Речь и интеллект тесно взаимосвязаны, а разновидностей нарушений в этой сфере очень много, поэтому не стоит полагаться на самодиагностику или на то, что все «пройдет само».

Кроме того, ребенка следует обследовать у отоларинголога и фониатра на предмет наличия заболеваний органов, ответственных за звукоизвлечение. Таких заболеваний и нарушений, влекущих за собой проблемы с голосом и речью, настолько много, что мы им посвятили специальный урок №8 в курсе «Развитие голоса и речи».

Физические дефекты речевого аппарата, такие как неправильный прикус или укороченная подъязычная связка (так называемая «уздечка») успешно устраняются, если вовремя спохватиться и принять меры. Далее следует поработать с логопедом, который поставит правильное звукоизвлечение и поработает над речью.

Чем раньше показать ребенка логопеду, тем больше шансов на успех. Во взрослом возрасте, когда формирование речевого аппарата и речевых привычек уже завершилось, изменить что-либо радикально уже практически невозможно. Однако всегда можно научиться говорить лучше, чем вы говорили раньше, и такой возможностью нужно обязательно воспользоваться.

Для этого мы вас приглашаем на нашу программу «Современная риторика», где вы узнаете, как научиться грамотной речи и что для этого нужно, во всех нюансах и подробностях. Кроме того, рекомендуем книги, которые помогут натренировать красивую и грамотную устную речь. Это, в частности, книга «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013].

Для желающих научиться говорить «на публику» полезна книга «Основы ораторской речи» [Н. Кохтев, 2013]. Имеющим далеко идущие амбиции и развивающим голос и речь с прицелом на дальнейшую актерскую карьеру советуем издание «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е.

Царегородцева, 2016]. Много полезных упражнений можно найти в книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» [В. Емельянов, 2015].

И, конечно, нельзя обойти вниманием книгу известного консультанта по вопросам лидерства Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора. 10 глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично» [Р. Гандапас, 2016]. Кстати, там содержится немало практических советов, как научиться красивой грамотной речи, о которых мы сейчас расскажем подробнее.

Как научиться красивой грамотной речи

Мы уже достаточно плотно затронули вопрос, как развить грамотную речь и как научиться говорить красиво. Теперь подытожим все вышеизложенное, откроем еще несколько секретов и дадим еще несколько практических советов, которые, в свою очередь, дадут достаточно быстрый результат.

Топ-20 секретов красивой грамотной речи:

  1. Много читать: классику, художественную литературу, специальную и профессиональную литературу, научно-популярные издания.
  2. Много читать вслух: стихи, рассказы, анекдоты, театральные репризы, да хоть учебник квантовой механики. Главное, читать вслух с выражением и настроением.
  3. Пополнять словарный запас: этому способствуют чтение, просмотр научно-популярных передач, общение с профессионалами из разных сфер деятельности.
  4. Ликвидировать пробелы в знаниях языка: грамматики, орфографии, синтаксиса.
  5. Избавиться от слов-паразитов: бесконечные «ну», «это», «вот» мешают воспринимать суть, а то и попросту раздражают слушающих.
  6. Целенаправленно работать над техникой речи: дыханием, дикцией, артикуляцией, темпом, тембром, громкостью, звуковысотностью, благозвучием и полетностью голоса.
  7. Следить за здоровьем: организма в целом и дыхательных путей в частности. Здоровье – это ваша жизненная энергия, который вы сможете поделиться со слушателями, и ваша техническая возможность произнести все звуки четко, внятно, красиво.
  8. Научиться справляться с беспокойством, если предстоит ответственное выступление или важная встреча: выпрямить осанку, сделать серию глубоких вдохов и выдохов, попробовать говорить чуть медленнее, чем обычно.
  9. Отрабатывать мимику и жесты: невербальные сигналы способны многократно поднять доверие к вашей речи, если вы научитесь использовать их правильно.
  10. Освоить актерское мастерство: артистичного спикера всегда слушают более охотно, а его речь с большей вероятностью будет воспринята как красивая и грамотная.
  11. Заранее представлять результат, который хотите получить: это позволяет структурировать мысли, изъясняться по существу и подбирать нужные интонации, хотите ли вы устроиться на работу топ-менеджером, убедить аудиторию бросить курить или клиента подписать договор, уговорить мужа купить вам шубу или «поднять» публику на танцпол в качестве ведущего вечеринки.
  12. Репетировать и отрабатывать выступление: составить план или полный текст выступления, проговорить его вслух, подкорректировать сложные для произношения моменты, заменить длинные предложения более короткими, еще раз проговорить и записать текст на диктофон, еще раз подкорректировать текст и записать выступление на видео.
  13. Продумать, с чего начать выступление перед конкретной аудиторией или диалог с конкретным слушателем: в каком-то случае будет уместно поинтересоваться «Как дела?» или «Как настроение?», в каком-то сделать комплимент или поблагодарить аудиторию за интерес к вашему докладу.
  14. Продумать резюме и концовку выступления: например, тезисно подытожить основные мысли и сказать нечто вдохновляющее, почему все должны проникнуться вашими идеями, взять вас на работу, подписать с вами договор, бросить курить, купить вам шубу или прямо сейчас идти танцевать.
  15. Запрашивать обратную связь и стимулировать взаимодействие: по некоторым подсчетам, люди забывают до 90% того, что слышат, 60% того, что видят, и только 10% того, что делают [Р. Гандапас, 2016]. Поэтому стоит задавать вопросы по ходу своего выступления, позволять высказаться собеседнику, давать задания аудитории и т.д.
  16. Делить на смысловые части любое выступление длительностью более 20 минут: для каждой такой части применимы все рекомендации, как для самодостаточного выступления. Между частями можно делать паузы для вопросов и ответов или отдыха, а следующую часть начинать с вопросов «Отдохнули немного? Тогда давайте продолжим?»
  17. Иногда ошибаться: не обязательно явно и грубо, сказав, что дважды два будет пять. Вполне достаточно для какого-нибудь второстепенного факта уточнить, что вы не помните в точности всех деталей, поэтому изложите только суть. Так вы расположите к себе аудиторию и, возможно, дадите кому-то ощутить собственную значимость и «помочь» вам вспомнить детали упомянутого факта или события.
  18. Анализировать свои ошибки и исправлять: если это возможно по ходу выступления, делать это по ходу выступления, если можно сделать после перерыва, делать после перерыва, если нет, учесть на будущее. Много лет тому назад одну измотанную гастролями, запутавшуюся в названиях городов и плохо говорящую по-русски певицу разыграли, сообщив ей, что сейчас у них концерт в Мухосранске. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволил ей почувствовать настроение слушателей, понять, что тут что-то не так и вскрыть розыгрыш, а второе отделение пришлось начать с извинений за первое отделение, которое певица начала словами «Привет, Мухосранск!»
  19. Искать и находить вдохновляющие примеры: слушать живые и онлайн-лекции, выступления политиков и парламентариев, интервью певцов и артистов. Так вы скорее найдете полезные лайфхаки, которые помогут сделать вашу речь более красивой и яркой.
  20. Всегда помнить, что с людьми нужно общаться, а не просто выступать перед ними или доносить до них свои мысли. И тогда ваша речь будет восприниматься положительно независимо от того, является ли она безупречно грамотной или вы пока только работаете над этим.

Практически все вышеперечисленное касается не только устной, но и письменной речи. В том и другом случае мы пользуемся все теми же словами, фразами, речевыми оборотами, с чего-то начинаем и чем-то завершаем свое обращение, имеем какую-то цель и хотим, что нас правильно поняли и содействовали в достижении нашей цели. Разница лишь в формате донесения информации: устном или письменном. И, конечно, в любом случае наша речь должна быть грамотной, потому что это облегчает восприятие и понимание информации.

И вот тут хотелось бы затонуть еще один аспект. А зачем нам всем развивать грамотную речь? Так ли уж важно, чтобы нас всегда и все понимали правильно? Быть может, если кто-то что-то не понял, так это его проблемы, а не ваши?

Конечно, такое тоже может быть. Иногда встречаются индивиды, которым тяжело что-либо объяснить даже самым правильным литературным языком и хорошо продуманными формулировками ввиду их, то ли не слишком большой сообразительности, то ли слабой способности к концентрации внимания.

И действительно, это их проблема, потому что такие люди обычно не преуспевают ни в учебе, ни в работе, ни в личной жизни, потому что не могут внятно объяснить, чего они хотят. Если вы заинтересованы преуспеть во всех вышеперечисленных сферах, грамотная речь вам необходима.

Для чего нужна грамотная речь:

  • Для общения и взаимопонимания.
  • Для передачи информации.
  • Для обмена сведениями.
  • Для адекватного и наиболее полного выражения собственных мыслей, эмоций, чувств.
  • Для успешной учебы: написания сочинений, выступления на семинарах, ответов «у доски», устных и письменных экзаменов.
  • Для успешной карьеры: написания резюме, прохождения собеседования, ведения переговоров, подготовки отчетов, презентаций, формулировки технических заданий, маркетинговых стратегий, рационализаторских предложений и прочего.
  • Для плодотворного творчества: написания художественной прозы, статей, обзоров, ведения личного блога, подготовки и проведения интервью, составления каталога своих картин, аннотаций к своим книгам, описаний к музыкальным альбомам.
  • Для преподавательской работы, в том числе в режиме онлайн.

Модная нынче тема онлайн-образования зиждется не только на том, чему учить и что рассказывать слушателям, но и как это делать. Крутой спикер всегда имеет больше шансов собрать подписчиков и поставить онлайн-обучение «на поток», нежели тот, кто так и не смог научиться красивой грамотной речи. Так что грамотная речь – это не только помощь в карьере наемного работника, но и вполне монетизируемый навык, на основе которого можно построить собственный бизнес.

Мы желаем, чтобы ваша речь была красивой и грамотной, чтобы вас всегда понимали правильно, а вы получали от жизни все, чего хотите. И, как обычно, у нас к вам один вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Риторика, 1Русский

6 советов, как развить грамотную речь

Восприятие окружающими человека как личности во многом зависит от его речи, так как мысли формируются и выражаются, преимущественно, в словах. От способности понимать речь зависит возможность получения новых знаний, умений, расширение круга общения. Ведь не зря одной из основных целей дошкольного образования и воспитания детей является обучение общению.

Независимо от государства, в котором воспитывается ребенок, на обучение разговору, чтению и письму на родном языке приходится львиная доля времени, отводимого на обучение. При этом по мере освоения базовых навыков обучение затрагивает все больше и больше различных тонкостей. Но на определенном уровне познания многие люди прекращают обучение в данной области, что является в корне ошибочным решением.

Давно доказано, что чем больше развит у человека его навык общения и богаче словарный запас, тем легче и скорее он добивается поставленных целей. Это связано с тем, что люди, грамотно формулирующие свои мысли, воспринимаются обществом как более интеллектуальные и вызывают больше уважения и доверия. Предлагаем несколько советов, как развить грамотную речь.

1. Не ленитесь пользоваться словарями

Словари должны стать настольными книгами. Причем словари самые разнообразные: орфографические, толковые, грамматические и прочее. Узнавайте с их помощью правильность написания незнакомых слов, их происхождение и различные значения, подбирайте синонимы. Значительно облегчают изучение новых слов компьютерные словари.

2. Читайте как можно больше и чаще

Сегодня большинство людей настолько погружено в работу и решение множества бытовых проблем, что основной объем информации получает при помощи телевидения, радио, интернета. На чтение книг, газет или журналов времени и сил почти не остается. А ведь классические романы, произведения современных авторов, научная и периодическая литература являются незаменимым и, что немаловажно, легкодоступным средством для пополнения словарного запаса. Отличным упражнением для развития навыков общения может послужить сравнение современной и классической поэзии.

Читая, мы не только знакомимся с сюжетной линией или получаем другую информацию – мы запоминаем правила построения фраз, написания слов. Помимо прочего читатель узнает новые речевые обороты, понимает смысл и значение метафор, а также имеет возможность освоить уникальный стиль изложения автора и, впоследствии, использовать его при желании в повседневной жизни.

Если у вас есть друзья, увлекающиеся чтением литературы – проводите тематические встречи, читайте с выражением понравившиеся отрывки произведений, обсуждайте сюжет, высказывайте свое мнение. Почувствуйте себя студентами на литературных занятиях.

3. Осмысленно используйте в общении новые слова

Еще один совет, как повысить грамотность речи — активно изучайте и используйте новые слова и выражения. Старайтесь запоминать новые для себя слова, узнавать их смысл и возможные значения. Но пользуйтесь этим способом с осторожностью: собеседнику может показаться не понятной ваша фраза, наполненная ничего не значащими для него сочетаниями звуков. В разговоре лучше использовать простые, ясные и короткие выражения, но именно богатый словарный запас позволит уточнить формулировку, избежать двусмыслиц.

4. Упражняйтесь, работая с текстом

Излагая информацию в текстовом виде – рекламное предложение, электронное или СМС сообщение – всегда можно лишний раз потренировать свой навык общения. Для этого достаточно вдумчиво прочесть написанный текст и оценить его по следующим пунктам:

— четко ли изложена цель письма или сообщения?
— насколько основная идея и цель будет ясна получателю?
— можно ли передать свою мысль короче и яснее?

Такое несложное упражнение научит отфильтровывать «мусор» — слова, выражения, обороты, отвлекающие от содержания.

5. Учитесь играя

Следуя примеру развивающих заданий, игр, тестов для детей, можно с пользой провести случайно появившуюся свободную минутку. Для взрослого человека также найдется множество интересных занятий, которые, кроме занимательного времяпрепровождения, позволяют развить свой интеллект. Разгадывание и решение всевозможных кроссвордов, ребусов, шифров, анаграмм – вот лишь несколько примеров таких занятий. Несколько человек могут заняться определением слов, значение которых один из них будет читать из словаря.

6. Слушайте себя сами

Этот метод особенно полезен, если предстоит важный разговор, встреча или выступление. Сняв видео своего разговора и, потом, просматривая его, можно заметить, иногда с удивлением, множество недостатков собственной речи. Это могут быть слова-паразиты, неверно построенные фразы, интонация, громкость и скорость разговора, несоответствующая теме сообщения мимика. Повторив это действие несколько раз, исправляя увиденные и услышанные недостатки, можно значительно повысить эффективность своего общения.

Старайтесь больше времени уделять собственному развитию. Совершенствование речи не требует титанических усилий и жертв, а скорее наоборот – увлекательное и интересное занятие. Вы будете не только удивлены, насколько быстро окружающие начнут замечать и оценивать результаты самосовершенствования, но и довольно быстро почувствуете от этого явную пользу.

Светлана, www.poznaysebia.com

Toastmasters Обзор руководства по грамотному общению

  ОБЗОР РУКОВОДСТВА ПО КОМПЕТЕНТНОМУ ОБЩЕНИЮ

Проект 1. «Ледокол»

В ходе первого проекта выступления вы представитесь своим товарищам по клубу и расскажете им о своем прошлом. , интересы и амбиции. Попрактикуйтесь в выступлении перед друзьями или членами семьи и постарайтесь установить зрительный контакт с некоторыми из вашей аудитории. Вы можете использовать заметки во время выступления, если хотите. Прочтите весь проект, прежде чем готовиться к выступлению.

  Время:

  Цели:

4–6 минут

 Начать выступать перед аудиторией.

 Чтобы открыть для себя навыки разговорной речи, которые у вас уже есть, и навыки, которые требуют некоторого внимания.

 Чтобы представиться другим членам клуба.

Проект 2. Организуйте свою речь

Хорошая организация речи необходима, если ваша аудитория хочет понять вашу презентацию. Вы должны найти время, чтобы систематизировать свои идеи. Вы можете организовать свою речь несколькими различными способами; выберите план, который лучше всего соответствует вашей теме. Начало должно привлекать внимание аудитории, основная часть должна поддерживать идею, которую вы хотите донести, а заключение должно подкреплять ваши идеи и запоминаться. Переходы между мыслями должны быть плавными.

  Время:

  Цели:

5 7 минут

 Выберите подходящий план, который позволит слушателям легко следить за вашей речью и понимать ее.

 Сделайте свое сообщение ясным, со вспомогательными материалами, непосредственно способствующими этому сообщению.

 Используйте соответствующие переходы при переходе от одной идеи к другой.

 Создайте сильное начало и заключение.

Проект 3. — Ближе к делу

Каждая речь должна иметь общую и конкретную цель. Общая цель — информировать, убеждать, развлекать или вдохновлять. Конкретная цель — это то, что вы хотите, чтобы аудитория сделала после прослушивания вашей речи. Как только вы определите свои общие и конкретные цели, вам будет легко организовать свою речь. Вы также будете более уверены в себе, что сделает вас более убедительным, восторженным и искренним. Конечно, чем лучше организована речь, тем больше шансов, что она достигнет вашей цели.

  Время:

  Цели:

5 7 минут

 Оформите речь таким образом, чтобы наилучшим образом достичь этих целей.

 Убедитесь, что начало, основная часть и заключение усиливают цель.

 Проявляйте искренность и убежденность и контролируйте любую нервозность, которую вы можете испытывать.

Проект 4. — Как это сказать

Слова имеют силу. Они передают ваше сообщение и влияют на аудиторию и ее восприятие вас. Выбор и расположение слов требуют не меньшего внимания, чем организация и цель речи. Выберите четкие, точные, описательные и короткие слова, которые лучше всего передают ваши идеи, и организуйте их эффективно и правильно. Каждое слово должно добавлять ценность, смысл и изюминку речи.

  Время:

  Цели:

5 7 минут

 Выберите правильные слова и структуру предложения, чтобы четко, точно и ярко передать свои идеи.

 Используйте риторические приемы, чтобы усиливать и подчеркивать идеи.

 Удалите жаргон и ненужные слова. Используйте правильную грамматику.

Проект 5. Ваше тело говорит

Язык тела является важной частью разговора, поскольку он усиливает ваше сообщение и повышает доверие к вам. Это также помогает избавиться от любой нервозности, которую вы можете испытывать. Поза, движения, жесты, выражение лица и зрительный контакт помогают передать ваше сообщение и достичь цели вашего выступления. Язык тела должен быть плавным, естественным и передавать то же самое сообщение, которое слышат ваши слушатели.

  Время:

  Цели:

5–7 минут

 Используйте позу, движения, жесты, мимику и зрительный контакт, чтобы передать сообщение тура и достичь цели своего выступления.

 Сделайте язык тела гладким и естественным.

 Сосредоточьтесь на способах доставки, но не упускайте из виду содержание речи.

Проект 6. — Вокальное разнообразие

Ваш голос оказывает большое влияние на вашу аудиторию. Живой, взволнованный голос привлекает и удерживает внимание слушателей. Голос должен быть приятным, естественным, сильным, выразительным и хорошо слышимым. Используйте громкость, высоту тона, скорость и качество, а также соответствующие паузы, чтобы отразить и добавить смысла и интереса к вашему сообщению. Ваш голос должен отражать мысли, которые вы представляете.

  Время:

  Цели:

5 7 минут

 Используйте громкость, высоту, скорость и качество голоса, чтобы отразить и добавить смысла и интереса к вашему сообщению.

 Используйте паузы, чтобы улучшить ваше сообщение.

 Используйте вокальное разнообразие плавно и естественно.

Проект 7. — Исследуйте свою тему

Ваша речь будет более эффективной, если вы сможете подкрепить свои основные положения статистикой, свидетельствами, историями, анекдотами, примерами, наглядными пособиями и фактами. Вы можете найти этот материал в Интернете, в библиотеке и в других местах. Используйте информацию, собранную из многочисленных источников, и тщательно подкрепляйте тезисы конкретными фактами, примерами и иллюстрациями, а не только собственным мнением.

  Время:

  Цели:

5 7 минут

 Соберите информацию по вашей теме из многочисленных источников.

Тщательно подкрепляйте свои точки зрения и мнения конкретными фактами, примерами и иллюстрациями, собранными в ходе исследований.

Проект 8. Освоение с помощью наглядных пособий

Наглядные пособия помогают аудитории понять и запомнить то, что они слышат; они являются ценным инструментом для ораторов. Наиболее популярными наглядными пособиями являются компьютерные изображения, диапозитивы, флип-чарты, доски и реквизит. Тип визуального пособия, которое вы выбираете, зависит от нескольких факторов, включая информацию, которую вы хотите отобразить, и размер аудитории. Визуальные элементы должны соответствовать вашему сообщению и аудитории и отображаться правильно, легко и уверенно.

  Время:

  Цели:

5 7 минут

 Выберите наглядные пособия, подходящие для вашего сообщения и аудитории.

 Используйте наглядные пособия правильно, легко и уверенно.

Проект 9. — Сила убеждения

Умение убедить других людей понять, принять и действовать в соответствии с вашими идеями является ценным навыком. Ваши слушатели с большей вероятностью будут убеждены, если они будут считать вас заслуживающим доверия, если вы используете логику и эмоции в своем обращении, если вы тщательно структурируете свою речь и если вы обращаетесь к их интересам. Избегайте использования заметок, поскольку они могут вызвать у слушателей сомнения в вашей искренности, знаниях и убеждениях.

  Время:

  Цели:

5 7 минут

 Убедить слушателей принять вашу точку зрения или идеи или предпринять какие-либо действия.

 Обращение к интересам аудитории.

 Используйте логику и эмоции, чтобы поддержать свою позицию.

 Избегайте использования заметок.

Проект 10. Вдохновите свою аудиторию

Вдохновляющая речь побуждает аудиторию к личному, эмоциональному, профессиональному или духовному совершенствованию и во многом зависит от эмоциональной привлекательности. Он объединяет аудиторию в настроении товарищества и общего желания, вызывает у аудитории энтузиазм, затем предлагает изменение или план и призывает аудиторию принять это изменение или план.

Это выступление продлится дольше, чем ваши предыдущие выступления, поэтому заранее договоритесь с вашим вице-президентом по вопросам образования и о встрече с Тамадой о дополнительном времени.

  Время:

  Цели:

8–10 минут

 Вдохновлять аудиторию, обращаясь к благородным мотивам и побуждая аудиторию достичь более высокого уровня убеждений или достижений.

 Апеллируйте к потребностям и эмоциям аудитории, используя истории, анекдоты и цитаты, чтобы добавить драматизма.

 Избегайте использования заметок.


Разговорные навыки | Принципы публичных выступлений

Мы предполагаем, что вы читаете эту книгу или главу, потому что хотите улучшить свои разговорные навыки — достойная цель. Как намекает Айн Рэнд в своей цитате, желание добиться успеха — это первый шаг к достижению этой цели. Тем не менее, вы не можете поразить цель, если не знаете, что это такое. Таким образом, заключительная часть этой главы посвящена обзору одиннадцати разговорных компетенций, которые мы считаем стандартами для оценки различных презентаций на каждом уровне мастерства. Они основаны на Публичные выступления Рубрика компетенции [PSCR]. [1] Полную копию рубрики можно найти в разделе Действия.

1. Полезная тема. Первое умение говорить состоит в том, чтобы выбрать тему, подходящую для аудитории и случая . Продвинутый спикер выбирает достойную тему, которая привлекает аудиторию. Его тема также преподносит слушателям новую информацию, о которой они не знали до выступления. Начинающий оратор выбирает тему, которой не хватает оригинальности или она устарела. Его тема не дает аудитории никакой новой информации. Неэффективный оратор может произнести речь, в которой аудитория не может понять ни одной темы.

«Без названия» Кристл. CC-BY.

2. Увлекательное введение. К сформулируйте введение, которое ориентирует аудиторию в теме, а говорящий является второй речевой компетенцией. Продвинутый оратор пишет введение, которое отлично привлекает внимание. Она твердо устанавливает ее авторитет. Она дает четкое представление о теме, четко формулирует свой тезис и аргументированно и запоминающе излагает свои тезисы. Для начинающего оратора ее привлечение внимания обыденно, и она несколько повышает доверие к себе. Ее диссертация неуклюже составлена, и она мало что дает аудитории. У неэффективного оратора нет вступительной техники, нет заявления о правдоподобии, и он не дает никакой информации по теме. Кроме того, у нее нет тезисов и предварительного просмотра ее пунктов.

3. Четкая организация. Компетенция 3 заключается в том, чтобы использовать эффективную организационную модель . Продвинутый оратор очень хорошо организован и произносит речь с четкими основными моментами. Его пункты взаимоисключающие и напрямую связаны с тезисом. Кроме того, он использует эффективные переходы и указатели, чтобы помочь плавному течению речи. У начинающего оратора основные моменты несколько организованы, но содержание этих пунктов может частично совпадать. В его речи также могут присутствовать переходы, но они не особенно эффективны. В речи неэффективного оратора нет четкой организационной схемы, нет переходов, звучит так, как будто информация преподносится хаотично.

Не оставляйте выводы, когда можно представить доказательства. -Ричард Райт

4. Поддерживаемые идеи. Четвертым в списке навыков говорения является поиск, синтез, и использование убедительных вспомогательных материалов . В выступлении продвинутого спикера ее ключевые моменты хорошо подкреплены разнообразными достоверными материалами, а ее источники отлично подтверждают ее тезис. Кроме того, все ее источники четко цитируются. У начинающего оратора есть точки, которые обычно поддерживаются приличным сочетанием материалов. Только некоторые из ее доказательств подтверждают ее тезис, и ее цитаты из источников нуждаются в уточнении. Неэффективный спикер произносит речь без вспомогательных материалов или ссылок на источники.

«Speaking Out — публичное выступление стало проще» Кристиана Хайльманна. CC-BY.

5. Закрытие в заключение. Пятая речевая компетенция состоит в том, чтобы разработать вывод, который подкрепляет тезис и обеспечивает психологическое завершение . Продвинутый оратор дает четкое и запоминающееся изложение своих тезисов и ссылается на тезис или общую картину. Его речь также заканчивается сильным доводом или призывом к действию. Начинающий оратор дает краткое изложение своих тезисов, но в нем нет четкой ссылки на его тезис. Заключительную технику его выступления также можно усилить. В речи неэффективного оратора нет заключения. Его речь обрывается резко и без завершения.

6. Ясный и яркий язык. Демонстрация тщательного выбора слов — это шестая речевая компетенция. Язык продвинутого оратора исключительно ясный, образный и яркий. Ее язык также полностью свободен от предвзятости, грамматических ошибок и неуместного использования. Начинающий оратор выбирает язык, который подходит для того, чтобы донести его мысль. У нее есть некоторые грамматические ошибки, и она иногда использует сленг, жаргон или неуклюжую структуру предложений. Неэффективный оратор имеет много ошибок в грамматике и синтаксисе. Она также неправильно произносит слова и широко использует сленг, жаргон и/или сексистские или расистские термины.

7. Подходящее выражение голоса. Компетенция номер семь заключается в том, чтобы эффективно использовать вокальное выражение и параязык для привлечения аудитории . Отличное использование вокальных вариаций, интенсивности и темпа — характеристики продвинутого оратора. Его вокальное выражение также естественно и восторженно, и он избегает наполнителей. Некоторые вокальные вариации очевидны в речи начинающего оратора. Он также четко произносит, говорит внятно и обычно избегает наполнителей (например, «гм», «э-э», «нравится» и т. д.). Неэффективный оратор неразборчив, плохо произносит и говорит монотонным голосом. Его речь также имеет плохой темп, и он отвлекает слушателей наполнителями.

8. Соответствующие невербальные сигналы. Восьмой в списке компетенций является демонстрация невербального поведения, которое поддерживает вербальное сообщение. У продвинутого оратора поза, жесты, выражение лица и зрительный контакт естественны, хорошо развиты и демонстрируют высокий уровень уравновешенности и уверенности. Некоторая зависимость от заметок наблюдается у начинающего оратора, но у нее адекватный зрительный контакт. Она также обычно избегает отвлекающих манер. Неэффективный оратор обычно смотрит вниз и избегает зрительного контакта. У нее нервные жесты и другие невербальные действия, которые отвлекают от сообщения или противоречат ему.

Язык тела — очень мощный инструмент. У нас был язык тела до того, как у нас появилась речь, и, по-видимому, 80% того, что вы понимаете в разговоре, читается телом, а не словами. – Дебора Булл

9. Адаптировано под аудиторию. Девятая речевая компетенция состоит в том, чтобы успешно адаптировать презентацию к аудитории . Продвинутый оратор показывает, насколько информация важна для зрителей, и его речь адаптирована к их убеждениям, ценностям и взглядам. Он также может намекать на общий культурный опыт. Начинающий оратор предполагает, но не формулирует важность темы. Его презентация минимально адаптирована к аудитории, а некоторые идеи, представленные в речи, удалены из системы взглядов или опыта аудитории. Речь неэффективного оратора противоречит убеждениям, ценностям и установкам аудитории. Его сообщение может быть общим или заготовленным, и не предпринимается никаких попыток установить точки соприкосновения.

«Space Apps NYC Hackathon-2014», Джонни Голдштейн. CC-BY.

10. Грамотное использование наглядных пособий. Умело пользоваться наглядными пособиями — десятая компетенция. Исключительное объяснение и презентация наглядных пособий характерны для продвинутого оратора. В ее речи есть визуальные эффекты, которые обеспечивают глубокое понимание темы выступления, и ее визуальные эффекты имеют высокое профессиональное качество. Наглядные пособия начинающего оратора, как правило, хорошо проработаны и объяснены, хотя в них могут быть небольшие ошибки. Неэффективный оратор использует наглядные пособия, которые отвлекают от его речи. Ее визуальные эффекты могут быть неактуальны или ее визуальные эффекты могут быть низкого профессионального качества.

11. Убедительное убеждение. Одиннадцатая и последняя речевая компетенция состоит в том, чтобы построить эффективное убедительное сообщение с достоверными доказательствами и здравой аргументацией . Продвинутый оратор четко и убедительно формулирует проблему и решение. Он поддерживает свои утверждения убедительными и достоверными доказательствами, полностью избегая ошибочных рассуждений. Его речь также содержит запоминающийся призыв к действию. В речи начинающего оратора проблема и решение очевидны, и большинство утверждений подкреплены доказательствами. У него также в целом здравые рассуждения и узнаваемый призыв к действию. Для неэффективного говорящего проблема и/или решение не определены. Его заявления не подкреплены доказательствами, его речь содержит плохие рассуждения, и в нем нет призыва к действию. Читатели должны отметить, что перечисленные выше компетенции не включают все. В конечном счете, нужно скорректировать, расширить и применить эти компетенции так, чтобы они наилучшим образом соответствовали требованиям разговорной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *