как ученый примирил религию и науку — Моноклер
Рубрики : Наука, Последние статьи
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
«Бог не играет в кости», — сказал как-то Эйнштейн. Но что ученый вкладывал в эти слова? Разбираемся вместе с обозревателем Nautilus Брайаном Галлахером, что говорил Эйнштейн о боге и религии, почему ученый считал, что проблема Бога и устройства Вселенной слишком сложна для нашего ограниченного ума, существует ли вообще конфликт науки и религии и что общего у Эйнштейна, Спинозы и Илона Маска.
Отношение Альберта Эйнштейна к религии было своеобразным. Из современников его можно сравнить с Илоном Маском. Недавно на конференции с Axios у него спросили, верит ли он в Бога, — на что генеральный директор компаний SpaceX и Tesla сделал небольшую паузу, окинул взглядом аудиторию и произнес такую фразу: «Я думаю, что есть какое-то объяснение всей этой вселенной. То, что вы можете называть богом».
Эйнштейн называл это Богом.
Немецкий еврей, физик, известный открытием специальной и общей теории относительности и узнаваемый по своей безумной копне седых волос, говоря о непредсказуемой природе квантовой механики, он однажды произнес фразу «Бог не играет в кости». Эйнштейн полагал, что если и существует некое универсальное уравнение для описания вселенной, то в нем нет места случайности, поскольку, в таком случае, это уравнение было бы недостаточно полным (как копенгагенское объяснение квантовой механики). Интересно, что в настоящее время физики сходятся во мнении, что он был неправ: Бог – это и есть
«Все доказательства указывают на то, что он ([Бог]) заядлый игрок, который играет в кости при каждом возможном случае».
Но что же с отношением Эйнштейна к религии? Новые ответы на этот вопрос могут появиться после аукциона Christie’s в Нью-Йорке. Ожидается, что на этом аукционе письмо Эйнштейна, написанное в 1954 году, будет продано не менее чем за 1,5 миллиона долларов ([«Письмо» было продано на аукционе 4 декабря 2018 г. за $2,892 млн.]). По этому случаю в Принстонском клубе проводится дискуссия о том, существует ли в принципе конфликт науки и религии, или его на самом деле нет. В дискуссии принимают участие физик-теоретик Брайан Грин, философ Ребекка Ньюбергер Гольдштейн, когнитивный психолог Таня Ломброзо и раввин Джефф Мительман, а также директор-основатель компаний Sinai и Synapses, поощряющих уважительный диалог религии и науки (данное мероприятие было проведено в декабре 2018 г.).
«Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей»
Эта фраза из письма, которое Эйнштейн адресовал философу Эрику Гаткинду после прочтения его книги «Выбери жизнь: Библейский призыв к восстанию» («Choose Life: The Biblical Call to Revolt») – поверхностной критики религии в стиле Ричарда Докинза, Сэма Харриса или Кристофера Хитченса.
«Слово „Бог“ для меня, − писал Эйнштейн, − не более чем выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — свод благородных, но все же примитивных легенд. Никакая интерпретация, даже самая изощрённая, не сможет для меня это изменить».
На протяжении десятилетий взгляды Эйнштейна на религию представлялись обществу крайне запутанными: в одной беседе у Эйнштейна Бог означает одно; в другой – совершенно иное. Читающим его письмо Гаткинду Эйнштейн видится атеистом. Но если послушать, что говорит Эйнштейн в других интервью, становится ясно, что это не совсем так.
«Я не атеист, − сказал он в интервью, опубликованном в 1930 году. – Я не знаю, могу ли я охарактеризовать себя как пантеист. Эта проблема слишком сложна для нашего ограниченного ума».
В этом интервью Эйнштейна спросили, считает ли он себя пантеистом. Остальную часть его ответа стоит процитировать полностью:
«Могу ли я не отвечать притчей? Человеческий разум, независимо от того, как хорошо он обучен, не может понять Вселенную. Мы подобны маленькому ребёнку, зашедшему в огромную библиотеку, стены которой забиты книгами на разных языках до потолка. Ребёнок понимает, что кто-то должен был написать эти книги. Но он не знает, кто и как их написал. Он не понимает языков, на которых написаны книги. Ребёнок замечает определённый порядок этих книг, порядок, который он не понимает, но смутно представляет. Это, как мне кажется, отражает отношение человеческого разума, даже наилучшего и самого культурного, к Богу. Мы видим, что Вселенная устроена удивительно, подчиняется определённым законам, но мы понимаем эти законы лишь смутно. Наш ограниченный разум не способен постичь загадочную силу, которая качает созвездия. Я очарован пантеизмом Спинозы. Я ещё больше восхищаюсь его вкладом в современную мысль. Спиноза — величайший из современных философов, потому что он первый философ, который относится к душе и телу как к одному целому, а не как к двум разным вещам».
Бенедикт Спиноза, еврейско-голландский философ 17-го века, также был в свое время принят за атеиста за свою фразу из трактата «Этика»:
«Все вещи составляют необходимое следствие данной природы Бога и определены к существованию и действию по известному образу из необходимости Божественной природы».
В 1929 году Эйнштейн ответил на телеграмму Герберта С. Гольдштейна (раввина из Нью-Йорка), в которой тот хотел узнать об отношении Эйнштейна к религии. Гольдштейн ссылался на высказывание Бостонского кардинала о том, что релятивистские взгляды физика – это «чистой воды атеизм». Эйнштейн ответил Гольдштейну так: “Я верю в Бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия, но вовсе не в Бога, который хлопочет о судьбах и делах людей”.
Согласно выводам исследования 2006 года, для Эйнштейна это означало «космическое религиозное чувство», которое не подразумевает существование «антропоморфной концепции Бога».
Более полно эта мысль раскрывается в его интервью журналу New York Times:
«Религиозные гении всех времен были отмечены этим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди, в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего».
Таким образом, как сказал бы Эйнштейн, нет необходимости в конфликте науки и религии, или конфликте между наукой и «религиозными чувствами».
Статья впервые была опубликована на английском языке под заголовком «How Einstein Reconciled Religion to Science» в журнале «Nautilus» 30 ноября 2018 г.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
наукарелигия
Похожие статьи
«Письмо о Боге» Эйнштейна ушло с молотка почти за три миллиона долларов
https://ria.ru/20181204/1543474667.html
«Письмо о Боге» Эйнштейна ушло с молотка почти за три миллиона долларов
«Письмо о Боге» Эйнштейна ушло с молотка почти за три миллиона долларов — РИА Новости, 04. 12.2018
«Письмо о Боге» Эйнштейна ушло с молотка почти за три миллиона долларов
РИА Новости, 04.12.2018
2018-12-04T23:29
2018-12-04T23:29
2018-12-04T23:59
в мире
сша
альберт эйнштейн
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1543474667.jpg?1530803061543957183
МОСКВА, 4 дек — РИА Новости. «Письмо о Боге» Альберта Эйнштейна, написанное за год до смерти учёного, было продано на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за сумму около трёх миллионов долларов, сообщает аукционный дом.»Письмо о Боге» Альберта Эйнштейна продано на аукционе Christie»s Нью-Йорк за 2,892,500 долларов», — сообщается в Twitter аукционного дома. Отмечается, что лот изначально был оценен в 1,5 миллиона долларов.Письмо в оригинальном конверте датировано 3 января 1954 года и написано на немецком языке, текст включает несколько исправлений, сделанных рукой ученого. Подпись гласит «А. Эйнштейн». Послание заняло две страницы размером 215 на 280 миллиметров. Оно предназначалось немецкому философу еврейского происхождения Эрику Гуткинду, который работал в Принстонском университете. К лоту прилагалась черно-белая фотография Гуткинда.По данным сайта Christie’s, Эйнштейн написал Гуткинду после прочтения его книги «Выбери жизнь: Библейский призыв к восстанию» (1952 год), которую выбрал по совету голландского математика и философа Лёйтзена Брауэра (1881-1966). Гуткинд отправил экземпляр своей книги в 1954 году.Как сообщает аукционный дом, это «самое известное письмо Эйнштейна о боге, его еврейской идентичности и вечном поиске смысла человеком». «Это удивительно откровенное, личное письмо было написано за год до смерти Эйнштейна и остается наиболее полно сформулированным выражением его религиозных и философских взглядов», — говорится в описании лота. «Слово «бог» для меня не более чем выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — собрание почитаемых, но все еще довольно примитивных легенд. Никакая интерпретация, независимо от того, насколько она тонкая, не может для меня изменить что-либо в этом», — говорится в тексте письма.Отмечается, что Эйнштейн так же воспринимал и иудаизм, хотя открыто идентифицировал себя с этой религией. «Для меня настоящая еврейская религия, как и все другие религии, является воплощением примитивных суеверий», — писал ученый.Ранее на аукционах были проданы письма Эйнштейна с формулами, рассуждениями о боге и политике, письмо о печальном будущем нацистской Германии, назидательные записи ученого, которыми он 95 лет назад отблагодарил посыльного в токийской гостинице, и даже послание девушке, отказавшей ему в свидании.
https://ria.ru/20181114/1532731348.html
https://ria.ru/20181113/1532679563.html
сша
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2018
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в мире, сша, альберт эйнштейн
В мире, США, Альберт Эйнштейн
МОСКВА, 4 дек — РИА Новости. «Письмо о Боге» Альберта Эйнштейна, написанное за год до смерти учёного, было продано на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за сумму около трёх миллионов долларов, сообщает аукционный дом.
14 ноября 2018, 00:47
Редчайший розовый бриллиант продали на аукционе за $50,37 миллиона
«Письмо о Боге» Альберта Эйнштейна продано на аукционе Christie»s Нью-Йорк за 2,892,500 долларов», — сообщается в Twitter аукционного дома. Отмечается, что лот изначально был оценен в 1,5 миллиона долларов.
Письмо в оригинальном конверте датировано 3 января 1954 года и написано на немецком языке, текст включает несколько исправлений, сделанных рукой ученого. Подпись гласит «А. Эйнштейн». Послание заняло две страницы размером 215 на 280 миллиметров. Оно предназначалось немецкому философу еврейского происхождения Эрику Гуткинду, который работал в Принстонском университете. К лоту прилагалась черно-белая фотография Гуткинда.
По данным сайта Christie’s, Эйнштейн написал Гуткинду после прочтения его книги «Выбери жизнь: Библейский призыв к восстанию» (1952 год), которую выбрал по совету голландского математика и философа Лёйтзена Брауэра (1881-1966). Гуткинд отправил экземпляр своей книги в 1954 году.
Как сообщает аукционный дом, это «самое известное письмо Эйнштейна о боге, его еврейской идентичности и вечном поиске смысла человеком». «Это удивительно откровенное, личное письмо было написано за год до смерти Эйнштейна и остается наиболее полно сформулированным выражением его религиозных и философских взглядов», — говорится в описании лота.
«Слово «бог» для меня не более чем выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — собрание почитаемых, но все еще довольно примитивных легенд. Никакая интерпретация, независимо от того, насколько она тонкая, не может для меня изменить что-либо в этом», — говорится в тексте письма.
13 ноября 2018, 13:05Культура
Вещи Фрэнка Синатры будут представлены на аукционе Sotheby’s в декабре
Отмечается, что Эйнштейн так же воспринимал и иудаизм, хотя открыто идентифицировал себя с этой религией. «Для меня настоящая еврейская религия, как и все другие религии, является воплощением примитивных суеверий», — писал ученый.
Ранее на аукционах были проданы письма Эйнштейна с формулами, рассуждениями о боге и политике, письмо о печальном будущем нацистской Германии, назидательные записи ученого, которыми он 95 лет назад отблагодарил посыльного в токийской гостинице, и даже послание девушке, отказавшей ему в свидании.
«Письмо к Богу» Альберта Эйнштейна, размышляющее о религии, продано с аукциона за 3 миллиона долларов | Альберт Эйнштейн
Рукописное послание Альберта Эйнштейна, известное как «письмо Бога», было продано на аукционе почти за 3 миллиона долларов во вторник.
Аукционный дом Christie’s в Нью-Йорке заявил во вторник днем, что письмо, включая премию покупателя, было продано с молотка за 2,89 миллиона долларов. Это почти в два раза больше ожидаемой суммы.
Письмо на полутора страницах, написанное в 1954 году на немецком языке и адресованное философу Эрику Гуткинду, содержит размышления о Боге, Библии и иудаизме.
Эйнштейн говорит: «Слово Бог для меня не более чем выражение и продукт человеческих слабостей, Библия — собрание почтенных, но все же примитивных легенд, которые тем не менее довольно детские».
Приговор был воспринят как доказательство того, что физик, один из самых уважаемых мыслителей 20-го века, был атеистом. Но Эйнштейн временами говорил, что он не атеист, и возмущался, когда его называли таковым.
В письме, выставленном на аукцион Christie’s в Нью-Йорке во вторник, Эйнштейн, еврей, также выражает свое разочарование в иудаизме. «Для меня еврейская религия, как и все другие, является воплощением самых детских суеверий. И еврейский народ, к которому я с радостью принадлежу и с чьим менталитетом я глубоко близок, ничем не отличается для меня от всех других людей», — писал он.
Первая страница «Письма Богу» Альберта Эйнштейна, датированного 3 января 1954 года. Фотография: AP«Насколько я могу судить, они ничем не лучше других человеческих групп, хотя и защищены от самых страшных видов рака отсутствием сила. В противном случае я не вижу в них ничего «избранного».
Письмо было написано в ответ на книгу Гуткинда «Выбери жизнь: библейский призыв к бунту».
Письмо хранилось среди бумаг Гуткина, но в 2008 году оно было выставлено на лондонский аукцион. Биолог-эволюционист Ричард Докинз проиграл торги, закончившиеся 170 000 фунтов стерлингов.
Признавая свое разочарование в связи с тем, что не удалось получить предмет, Докинз сказал: «Я подозреваю, что это письмо было о чем-то очень важном для Эйнштейна».
Согласно биографии «Эйнштейн: жизнь», опубликованной в 1996 году, в детстве он был искренне религиозен. Но в возрасте 13 лет он «отказался от своего некритического религиозного рвения, чувствуя, что его обманом заставили поверить в ложь».
В детстве Альберт Эйнштейн был искренне религиозен, но в возрасте 13 лет он «отказался от своего некритического религиозного рвения». Фотография: Hulton Archive/Getty ImagesОн сказал, что верит в «Бога Спинозы», имея в виду Баруха Спинозу, голландского мыслителя 17-го века, «который раскрывает себя в законной гармонии мира, а не в Бога, который заботится о судьбах и делах человечества». ».
В другой раз он подверг критике «фанатиков-атеистов, чья нетерпимость того же рода, что и нетерпимость религиозных фанатиков».
Ник Спенсер, старший научный сотрудник христианского аналитического центра Theos, сказал: «Эйнштейн слабо утешает любую из сторон в этом споре. Его космическая религия и далекий деистический Бог не соответствуют ни повестке дня верующих, ни племенных атеистов.
«Как часто в жизни, он отказывался и нарушал принятые категории. Мы оказываем великому физику медвежью услугу, когда обращаемся к нему, чтобы узаконить нашу веру в Бога или в его отсутствие».
Читая письмо Альберта Эйнштейна Богу
У Эйнштейна было то, что можно было бы назвать теологией ночного неба, ощущение величие Вселенной, которое ощущают даже атеисты и материалисты. Фотография Эрнста Хааса / Гетти
Письмо Бога впервые появилось в 2008 году, когда оно было продано за четыреста четыре тысячи долларов на аукционе в британском доме. Письмо снова появилось в новостях в начале этого месяца, когда его владелец или владельцы снова продали его с аукциона, на этот раз на Christie’s в Нью-Йорке, и кто-то заплатил 2,9 доллара.миллион за это, довольно хорошая окупаемость инвестиций и, по-видимому, рекорд на рынке букв Эйнштейна. Бывший бестселлер был копией письма Франклину Рузвельту от 1939 года, в котором предупреждалось, что Германия может разрабатывать ядерную бомбу. Тот был продан на Christie’s за 2,1 миллиона долларов в 2002 году.
Если у вас завалялись лишние буквы Эйнштейна, возможно, самое время пойти на аукцион.Хотя на нем стоит его подпись, Эйнштейн на самом деле не писал письмо о бомбе. Он был написан физиком Лео Силардом на основе письма, продиктованного Эйнштейном. Но если аукционная цена хоть сколько-нибудь соотносится с исторической значимостью, то это письмо должно быть гораздо более ценным, чем письмо Бога. Однако письмо Бога было искусно рекламировано. «Письмо не только содержит слова великого гения, который, возможно, чувствовал быстрое приближение конца, — говорится на сайте Christie’s, — оно затрагивает философские и религиозные вопросы, над которыми человечество билось с незапамятных времен: есть Бог? Есть ли у меня свобода воли?» В пресс-релизе это было названо «одним из окончательных утверждений в дебатах между религией и наукой». Журналистский интерес был вызван вопросом о том, может ли письмо противоречить другим комментариям Эйнштейна, которые, как записано, он сделал о Боге.
Все это сделало письмо более задумчивым, чем оно есть на самом деле. У Эйнштейна действительно были взгляды на Бога, но он был физиком, а не философом-моралистом, и, наряду со склонностью к гномическим высказываниям («Бог не играет в кости со вселенной» — его самое известное высказывание по этой теме), — он кажется, придерживался стандартного убеждения для ученого его поколения. Он считал организованную религию суеверием, но считал, что посредством научных исследований человек может проникнуть в суть изысканной рациональности устройства мира, и назвал этот опыт «космической религией».
Это был ошибочный выбор слов. «Космическая религия» не имеет ничего общего ни с моралью, ни со свободной волей, ни с грехом, ни с искуплением. Это просто признание того, как обстоят дела в конечном счете, что Эйнштейн имел в виду под «Богом». Причина, по которой Бог не играет в кости во вселенной Эйнштейна, заключается в неумолимости физических законов. И именно принимая, что они неумолимы, мы испытываем это религиозное чувство. Для Эйнштейна не существует сверхъестественных сущностей и беспричинных причин. Единственная загадка заключается в том, почему что-то существует, когда не может быть ничего.
В письме Бога предметом не является космическая религия ученого. Это организованная религия верующего, совершенно другой предмет. Эйнштейн написал это письмо в 1954 году немецкому писателю-эмигранту Эрику Гуткинду, чью книгу «Выбери жизнь: библейский призыв к бунту» он прочитал по настоянию общего друга, и она так не понравилась ему, что он был вынужден поделиться свое мнение об этом с автором. Через год Эйнштейн умер. Гуткинд умер в 1965 году; именно его наследники выставили письмо на аукцион в 2008 г.
В письме к Гуткинду явно мало метафизики. По сути, это жалоба на традиционный иудаизм. Эйнштейн говорит, что он счастлив быть евреем, но не видит ничего особенного в еврействе. Слово «Бог», говорит он, «не что иное, как выражение и продукт человеческой слабости», а еврейская Библия представляет собой собрание «благородных, но все же чисто примитивных легенд».
В некоторых новостях цитируется, что Эйнштейн назвал библейские истории «тем не менее довольно детскими», но это не то, что говорится в его письме. Эта фраза была вставлена переводчиком, видимо, во время первого аукциона. Эйнштейн также не называет иудаизм «воплощением самых детских суеверий», что также является ошибкой перевода. Слово, которое он использует, это « примитивный » — то есть «примитивный», то есть донаучный. Он говорит, что до того, как люди развили науку, они должны были каким-то образом объяснить вселенную, поэтому они изобрели сверхъестественные истории. (Однако такова природа нашего собственного сверхнаучного века, что если вы выполните поиск по запросу «детский бог Эйнштейна», вы получите тысячи результатов. Эйнштейн будет вечно ассоциироваться с характеристикой, которую он никогда не давал.)
У Эйнштейна было то, что можно было бы назвать теологией ночного неба, чувство величие Вселенной, которое ощущают даже атеисты и материалисты, когда смотрят на Млечный Путь. Это слишком удивительно для человеческого разума, чтобы знать? Ученый, живший за поколение до Эйнштейна, Уильям Джеймс, думал, что, может быть, мы не можем — может быть, наш мозг слишком мал. Там действительно может быть что-то похожее на Бога; мы просто не можем засечь его нашим радаром. По прекрасной метафоре Джеймса: «Мы можем быть во вселенной, как собаки и кошки в наших библиотеках, видя книги и слушая разговор, но не имея ни малейшего представления о значении всего этого».
Самое лучшее в письме Эйнштейна Гуткинду — это не ворчливое пренебрежение традиционной теологией. Это заключительный абзац, где Эйнштейн откладывает все это в сторону. «Теперь, когда я совершенно открыто высказал наши различия в интеллектуальных убеждениях, — пишет он, — мне еще ясно, что мы очень близки друг другу в существенном, т. е. в наших оценках человеческого поведения». Он думает, что если бы они с Гуткиндом встретились и поговорили о «конкретных вещах», они бы прекрасно поладили. Он говорит, что не имеет значения, каковы наши религиозные или философские убеждения. Единственное, что имеет значение, это то, как мы относимся друг к другу. Я не думаю, что нужно быть гением, чтобы понять это, но приятно, что он это сделал.