02.05.2024

Чтоб муж жену слушался заговор: Заговор, чтобы муж слушался жену: 7 способов усмирить супруга

Содержание

Чтобы муж слушался: заговоры и молитвы

Иногда в жизни возникает такая ситуация, когда стоит взять «бразды правления» в свои руки и с уверенностью направить своего мужчину по верному пути, а порой и попробовать заставить его свернуть с неправильного. Женщина, у которой возникли подобные обстоятельства, должна абсолютно адекватно отвечать за свое решение, также, как и за его последствие. Но, если все-таки ситуация возникла, она требует решения.

Как же сделать так, чтобы ваш муж стал послушным? Существует заговор послушания, который очень помогает женщинам. Такой заговор жена читает на своего мужа, чтобы тот к жене прислушивался, ее советам следовал. Мужчины подвергаются на робе и в жизни большому стрессу. Они часто принимают импульсивные, необдуманные решения. Они азартны. Для семейной жизни некоторые эти проявления бывают опасная, расточительны. А от жены муж отмахивается, слушать советов не хочет. В этом случае заговор поможет. Ваш мужчина теперь к вашим словам всегда внимателен, делает то, что вы ему советуете, не спорит. Это может помочь женщине наладить мир в семье, а дети получат хороший пример взаимопонимания.

Зачем нужен заговор на послушание

Не стоит применять его просто так, раз развлечения или чтобы манипулировать мужчинам. Чтобы муж всегда слушался жену, не нужна магия, нужно лишь взаимопонимание, добрые отношения и любовь. Да и жена не должна быть истеричной, недалекой женщиной. Тогда каждый ее совет будет восприниматься как нужно, обсуждаться. Если же вы видите, что муж попал в трудную ситуацию, а выхода не видит, то помогите ему.

  • Жену слушаться иногда очень нужно, нет в этот зазорного. Например, семья попала в сложное положение, а муж слишком гордый, чтобы за помощью обратиться;
  • мужчина принимает много неверных решений, поддается чужому влиянию;
  • родители мужа влияют на него, на жену наговаривают.

Все это неприятные ситуации, когда приходится идти на крайние меры. Заговор поможет в этом случае. Мужу он не навредит, а дети вам потом еще спасибо скажут, что семью сохранили.

В этих случаях вам просто необходимо взять всю ответственность на себя, мужу помочь. В жизни каждой семьи случаются непредвиденные трудности, неприятности, но не нужно паниковать. Одна голова хорошо, а две очень хорошо.

Заговор если муж не раскаивается

Нередки случаи, когда обидевший муж не только не раскаивается в своих поступках, а наоборот, злорадствует при виде ваших страданий. С помощью данного заговора вы сможете вызвать у мужа пробуждение совести, возникновение чувства вины, которая приведет к тому, что он будет просить прощения.

Слова заговора читать ночью, став у открытого окна, при этом, нужно касаться правой рукой стены или угла комнаты, в которой находишься. Заговор:

А если дело даже не в гордости? Иногда обидевшему человеку доставляет удовольствие наблюдать за терзаниями жертвы. Попробуйте пробудить в человеке крепко спящую совесть.

«Матушка ты моя, ночь, нынче я буду для тебя дочь. Открой мне девяносто девятую звезду, я, раба Божья (собственное имя) эту звезду найду и к ней пойду. Ночь, вызывай ты душу мужа моего (имя), извиниться заставляй, а коли не помогает, то бей его и терзай. На девяносто девять кусков сердце его разрывай, спать ему ночами не давай. Пусть хлеба он не будет доедать, пусть воды не будет допивать. Раны его ты коли, пытай, солью посыпай, уксусом поливай. Пока в дом мой не войдет, пока на порог не придет, пока прощения у меня не попросит. Будет ночь на него страх, да жуть на него нагонять. Слово мое, станет делом. Да будет так. Аминь. Аминь. Аминь».

Ритуал с бумагой и водой

Для проведения обряда понадобится чистый лист бумаги формата A4, синяя шариковая ручка. С этими предметами нужно отправиться к ближайшей реке или ручью. На бумаге нужно описать все свои обиды на мужа, все то, за что вы хотите, чтоб у вас просили прощения. В это время читаем слова:

«Как бумага на себя всю обиду мою принимает, так и водица-сестра всю ее на себя примет и мужа моего раба Божьего (имя) просить прощения за обиды заставит. Аминь. Аминь. Аминь».

Теперь нужно положить свернутый лист бумаги на воду и читать:

«Водица, водица, ты моя сестрица, неси ты, милая водица, обиду мою от меня подальше, в края дальние, в леса темные, за болота вонючие, да за пески сыпучие. Заставь ты, водица, просить раба Божьего (имя) прощения, за свои злодеяния. Аминь. Аминь. Аминь».

Чтобы обряд набрал силы и был максимально эффективным, можно принести дары воде. В качестве благодарности, можно высыпать в реку немного пшеницы и произнести слова:

«Спасибо тебе, сестрица моя, быстрая водица, за помощь твою, в деле моем непростом. Прости ты меня за просьбу мою, прими дар этот и мою благодарность бескрайнюю».

Семейная магия на страже вашего счастья

Семейная магия, это особый раздел магии, который помогает тем, кто решился на создание семьи. Она защищает жену, мужа и детей от всех невзгод. Женщины, которые знают правила обращения с обрядами семейной магии, всегда счастливы. они умеют и мужа на свою сторону расположить, со свекровью договориться. В доме порядок, чистота и спокойствие. Именно в такой дом хочется приходить почаще.

Чтобы вас слушались в доме, нужен авторитет. Его можно получить с помощью простых заговоров. Они не навредят вашим домашним, зато хорошо помогут.

Простые заговоры, чтобы муж не перечил, а слушался

Они все простые. Любая женщина сможет справиться с этим ритуалом. Главное, чтобы верила. В то, что все получится, а муж будет слушаться. Иначе не получится ничего. Не нужно платить деньги и ходить к колдунам, в ваших силах самостоятельно сделать такой заговор сильным и действенным.

Заговор от ссор и обид с мужем или женой

Часто ссоры настолько заслепляют близких до недавнего времени людей, что они даже не могут находиться рядом друг с другом. Меня всегда поражало насколько черна бывает обида! Встречаются случаи, когда ни слова извинения, ни слова раскаяния не действуют на обиженного. В этом случае для восстановления доверия и взаимопонимания между людьми можно воспользоваться специальными:

Использование магии в этом случае направлено на возобновление мира и теплоты в человеческих отношениях. Заговоры и молитвы используются как для улучшения атмосферы в семье, между любимыми, сглаживая действие ссор и мелочных обид, так и для возобновления дружеских отношений.

Иногда заговор на прощение является единственно возможным средством, которое способно потушить назревающий скандал.

Заговор с использованием церковного ладана

Заговор на мир в семье, чтобы муж не обижался, часто проводится параллельно с очистительным обрядом, для которого используют церковный ладан. Его зажигают и обходят все углы в доме, чтоб изгнать всю нечесть из него. Во время окуривания помещения читают вслух следующие слова:

«Бесы-разлучники убирайтесь, да больше здесь не появляйтесь. Ладан Господень вас изгонит, снова мир в этом доме заронит. Снова будем в мире да любви поживать, Счастье да радость пожинать. Все ссоры да обиды навеки уйдут. Больше к дому нашему не повернут».

Заговор на сладкий пирог

Чтобы муж только вас слушал, а к советам других не прислушивался, нужно сделать заговор на сладкий пирог. Испеките его самостоятельно с любимой начинкой вашего мужчины. Как только вынете из печи, еще горячий, скажите:

«Пирог-пирожок, помоги нам в семье согласие снискать. Сделай так, чтобы мы как отведали тебя, так и зажили счастливо. Чтобы муж мой слушал меня, любил, почитал да уважал. Чтобы слово мое для него законом было. Пускай в семье у нас мир да согласие поселятся. Аминь!»

Пусть ваш муж съест столько сколько захочет. Сладкий пирог принесет скорый мир в семью, ведь муж теперь к любому вашему слову внимателен, против вашей воли не пойдет.

Заговор на воду

Заговаривается вода, с которой потом будет приготовлен напиток. Чай или кофе, компот. На воду нужно в пятницу вечером 12 раз наговорить:

«Донный камень молчит, ничего не говорит. Покорен он моей воле, будет жить отныне в неволе. Так бы и мой муж мне, рабе, покорялся, из-под воли моей не вырывался. Я ему пища, я и вода. Да будет воля моя во всем навсегда. А кто заговор мой перебьет. Тому шипицы в ресницы, типун на язык пойдет. Ключ, замок, язык. Аминь».

Напиток готовится утром в субботу. Мужу нужно выпить с этой водой три чашки. Тогда уже через 3-4 дня увидите, не может вам муж сказать «нет». Всегда соглашается, защищает вас и ваше мнение. Очень полезный и простой ритуал, но выполнить его нужно полностью.

Обряд чтобы муж не слушался сестру и мать

Чаще всего причиной разладов в семье, является зависимость мужа от мнения матери или сестры. Близкие люди, сами того не понимая, своими советами рушат жизнь и семейное счастье того, кто им так дорог.

Наиболее распространён вариант, когда родная женщина критикует невестку и оговаривает её. Разборки и выяснения отношений в таких случаях делают только хуже. Решить проблему можно при помощи магического ритуала.

В православном Храме, не посещая службы, нужно купить свечи в количестве 13-ти штук. Уединиться и зажечь их. Необходимо успокоиться и представить, что муж полностью на вашей стороне. Мысленно поставить запрет, на понимание слов со стороны родственниц. Далее многократно и уверенно нашёптывать специальные написанные предварительно на листке, магические заговоры, которые помогут в данной ситуации.

«Обращаюсь я к Луне вековой, пусть супруг мой не изменит с другой. Станет слушать только то, что твержу, согласится с тем, что строго скажу. Не посмеет ни перечить, ни лгать, будет делать все, чтоб мне угождать. Да будет так. Аминь! Аминь! Аминь! О, Вселенная, мой брак сохрани, злопыхателей от нас отведи. Пусть доверится всецело жене, за советом обратится ко мне. Под влияние родных не попадет, от меня он никогда не уйдет. Да будет так. Аминь! Аминь! Аминь! Не послушаешь ни мать, ни отца, будешь мужем ты моим до конца. Коли скажут, уходи от нее, ты ответишь, что все это враньё. Только я смогу тебя убедить, как достойно нам и правильно жить. Да будет так. Аминь! Аминь! Аминь!»

Свечи затушить, огарки собрать в заговорный листок. Отнести в такое место, где их никто не найдёт и там оставить. Лучше всего — закопать.

Защита от свекрови

Иногда свекрови так сильно досаждают своим невесткам, что сил терпеть нет больше, а приходится. Особенно свекрови любят давать «вредные» советы сыновьям, чаще всего по поводу семейной жизни. А ведь сделать в такой ситуации практически ничего нельзя. Порядочная женщина никогда не станет вступать в конфликты с пожилой матерью супруга. Да и супругу вряд ли понравиться подобное. Решить ситуацию поможет специальный обряд.

Для него понадобится рушник умершего. Главное, чтобы после похорон того человека прошло не менее 9-ти дней. В полночь требуется стать на полотенце и произнести такие слова:

«Как старец — мудрец не ходит к ребёнку за советом, так и тебе (имя мужчины) к матери за советами не ходить. Советуйся да любуйся со мной (имя своё), отныне, во вечно, и во все времена. Аминь».

Полотенце дать супругу утром утереться. После чего вынести из дома и закопать в безлюдном месте, чтобы никто и никогда не смог его найти.

Используя речные камни

При подготовке к обряду следует запастись речными камнями, которые нужно достать из реки самостоятельно. Собирают их только правой рукой, таким образом, заряжая правильной энергетикой. Делать это нужно в одиночку, чтобы никто не видел. Если это невозможно, то стоит избегать любого общения, пока камни не будут доставлены домой. С вечера их нужно положить у изголовья кровати.

Утром следующего дня проводится обряд. Для него ещё понадобится сито и ёмкость и вода. Камни насыпают в сито и сквозь него льют воду.

«Камни молчат, не говорят. Подвластны моей воле, жить теперь будут в неволе. Так бы и мужу моему, рабу божьему (имя) мне, рабе божьей (имя), покоряться, предо мной приклоняться. Из — под воли моей не вырываться. Я ему пища, я и вода. Я ему мать, я и отец. Будет моя во всём воля, всегда. Камни молчат, со мною не спорят. Слова мои слышат и запоминают. Ключ. Замок. Язык. Аминь. (трижды)»

Воду, что прошла сквозь камни, необходимо дать выпить супругу. Можно добавить её в еду или чай, кофе, в спиртные напитки. Камни оставить в спальне. Периодически ритуал можно повторять, используя их многократно. Внимание! Камни есть не во всех речках. Их можно купить, но обязательно без сдачи, берут их при покупке правой рукой.

С использованием рыбы

Исключить разногласия и ссоры из семейной жизни можно при помощи ритуала с использованием рыбы. Он поможет не только наладить взаимоотношения между супругами, но и снять постороннее магическое воздействие, если оно есть. Так, как обряд этот положит начало чему — то новому и хорошему, то для его усиления проводится на растущей Луне. Потребуется максимально свежая рыбина и церковная восковая свеча. То, каким именно способом будет приготовлена рыба, не имеет решающего значения. Рыбину нужно очистить от потрохов, помыть, положить на столе и возле неё зажечь свечку. Затем три раза подряд зачитать заговорные слова:

«Эта рыба нема и потому вежлива. Все, кто её отведает, между собой будут добры и ласковы. Голоса не повысят, грубых слов друг — другу говорить не станут. Пусть возродиться любовь и взаимное уважение между (имя своё) и (имя его). Аминь».

После прочтения заговора приступить к приготовлению рыбного блюда. Лучше всего, когда она будет в целом виде, чтобы есть «из одного куска». Свечу не тушить, а дать полностью догореть до конца.

Подчинить волю мужа

С этим заговором муж подчинится вам. Полезно тогда, когда он сам теряет способность здраво мыслить. В результате алкоголизма. наркомании, зависимости. Тут нужно действовать серьезно и подчинение воли — лучший способ. Работает безотказно. Чтобы все получилось, делается в среду на фото мужа. Муж на ней должен быть один, без очков.

Скажите три раза:

«Сговорилась луна, сговорилась звезда, сговорилось солнце. Все меж собой сговорятся, и все мои слова утвердятся, исполнятся и закрепятся. Все мои указы будьте для (имя) приказы. Послушно дитя, послушен богам я, послушен будь для меня мой раб (имя). Во имя марса, во имя воли моей! Да будет так!»

Это фото заверните в три носовых платка, черной ниткой перевяжите. Его нужно положить под матрас вашей кровати так, чтобы пролежало три ночи. После этого, отнесите фото на кладбище, положите на могилу с таким же именем, как у вашего супруга. Уходите, не оборачиваясь.

Заговор покорности

Чтобы муж покорным мыл, жену во всем слушался, нужно каждый четверг говорить на Луну:

«Будьте мои слова крепки, дела — лепки. Аминь. Конь хомутом покорен стоит, не брыкается, не кусается, не бежит, вожжи его направляют, куда идти наставляют. Так и я, божья раба (имя), накидываю свой хомут тому, кто дорог сердечку моему. Будь отныне во всем моя волюшка, в моей царской власти твоя долюшка. Стерпись с хомутом, смирись, как холоп, барской воле покорись. На все дни, на все века, на все божьи времена. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь»

Скажите и спать ложитесь. На утра уже от его упреков и несогласия ни следа не останется. Сами удивитесь, как быстро и эффективно работают простые деревенские заговоры. Такими наши бабушки мужа своего не только послушным делали, но и к себе привязывали. Повторяйте обязательно каждую неделю, иначе эффект пропадет. Так многие годами живут с согласия и мире.

Привязать к своему слову

Делается на три черные нитки. Нитки нужно смазать своей менструальной кровью на третий день месячных. Еще влажные нити свяжите на три узла и каждый раз говорите:

«Нить моя, не рвись, А ты, раб Божий (имя) мне покорись. Губы мои медные, Зубы мои – уклад. Что я скажу, все будет так. Губы. Зубы. Ключ. Замок. Язык. Аминь. Аминь. Аминь».

Эту нить нужно зашить мужу в ворот темной рубашки, тогда он будет привязан к вашим словам, слушаться будет. Очень полезный и сильный ритуал, ведь он содержит вашу кровь. Это самый сильный биологический материал.

Заговор на грязные вещи мужа

Заговор делается на грязные вещи. Чтобы муж ничего не заподозрил, собирайте в отдельный пакет его трусы, носики, майку. Все то, что близко к телу. Над вещами скажите:

«Твою грязь смываю, тобой повелеваю. Я перед тобой, ты за моей спиной. А кто станет супротив меня говорить, к тому твои ноги не будут ходить. Слово мое крепко, дело мое лепко. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.»

Постирайте их и высушите. Давайте мужу по одной вещи надевать так, чтобы все время у него была заговоренная одежда. Повторяйте каждую неделю.

Если вам стыдно применять такой заговор, боитесь мужу навредить, то отбросьте все предрассудки. Заговор, который приносит послушание, не может навредить никому. Муж не узнает об этом, не почувствует какого-то принуждения. Чтобы взять ситуацию в свои руки, вам бывает нужна особая помощь и поддержка. Заговор ее дает. Ваши слова приобретают большой вес в семье.

Желательно, чтобы супруг ничего не знал о заговоре, иначе может жену во всем обвинить. Главное, чтобы он использовался по назначению, только в самые серьезные моменты, когда нужна трезвая голова и другой взгляд на проблемы. Если же жена хочет манипулировать мужчиной, настраивать его против друзей, родных и коллег, то Проведение жестоко ее покарает, может даже супруга из семьи забрать.

Заговоры семейной магии призваны защищать покой любым путем. Дети, родители, семья будет благодарна вам, ведь именно вы — хранительница домашнего очага.

Заговор на послушание мужа – чтобы слушал только жену

Большинство мужчин не советуется со своими женами по важным вопросам, не считается с их мнением и чувствами, делает все на свой лад. Необдуманные поступки приводят к семейным разногласиям, ссорам и конфликтам. Исправить ситуацию и восстановить испорченные отношения помогут заговоры, чтобы муж слушал жену и был более сговорчив.

1. Что дают заговоры на послушание

2. Простые заклинания без ритуалов

3. Заговоры с обрядами

3.1. На сладкий пирог

3.2. На воду

3.3. На ношеные вещи

4. Заговор, чтобы подмять под себя

5. Стоит ли пользоваться такой магией

Что дают заговоры на послушание

Заговор, чтобы муж слушал жену, не приносит никому вреда.

Семейное счастье — это любовь, вера друг в друга и терпение. Добиться полного взаимопонимания между супругами достаточно трудно, особенно если у мужа неуступчивый сложный характер. Магия способна наладить мир и согласие в семье, способствует послушанию любимого человека и проявлению уважения к жене. Мужчина будет меньше слушать друзей, коллег и своих родственников, начнет дорожить мнением возлюбленной. В семье постепенно наладятся отношения, которые смогут показать хороший пример детям.

Заговор на покорность мужа — это особые магические слова, которые создают вокруг семейной пары общее информационно-энергетическое поле. Оно неразрывно связывает обоих партнеров, интерпретирует информацию, исходящую от исполнителя к жертве, в положительном ключе.

Мужчина становится покладистым, внимательным и послушным, но при условии, что женщина также должна уступать избраннику, всегда быть ему интересной и способной идти на компромисс.

Простые заклинания без ритуалов

В практической магии существуют заговоры на послушание мужа без проведения специальных ритуалов. Исполнять их нетрудно, но результат не менее эффективен.

Считается, что в день полной Луны женская энергетика имеет особенную силу.

Самым простым приемом является произнесение магических слов на луну. Лунный белый свет — сильный поток энергии, способный исцелить, приворожить или заговорить любого человека. Действие проводят против негативного воздействия свекрови на своего сына с целью испортить его отношения с собственной женой.

Поздним вечером, когда месяц поднимется высоко в небо, нужно, наблюдая за его движением, прошептать следующее:

Как небо без луны пусто, так и милый (имя мужа) без меня грустен. Чтобы любящей жене не перечил, а слушался ее во всем. Для любимой был опорой и помощником, в радость ему покорность собственная. Стать благоверному покорным да верным. Коль сама луна — рабе (имя жены) наставница.

Если муж не слушается супругу, в понедельник или четверг можно прочитать другое заклинание. Для этого выходят на улицу или настежь открывают окно, чтобы ночное светило освещало комнату. Утром ворожея милого не узнает. Его отношение к ней изменится за почти сразу.

Заговоры с обрядами

Магические обряды с целью подчинения супруга делают на сладости, питье или личные вещи. Все действия проводят в период растущего месяца в тишине. Предварительно следует подготовить помещение для ритуала:

  1. Убрать лишние предметы.
  2. Вымыть пол.
  3. Выключить шумные приборы и бытовую технику.
  4. Окурить комнату приятными благовониями.

Заговоры читаются в спокойной обстановке без стороннего присутствия. Исполнительница должна очистить душу, вспомнить приятные моменты жизни с супругом и дать себе установку на хороший результат. Затем приступают к магическим действиям.

На сладкий пирог

Наиболее действенным является заговор на сладкий пирог. Его готовят с начинкой или без нее в соответствии с предпочтениями супруга. Печь необходимо вечером. Пирог вынимают из духовки или печи, несут горячим в комнату и совершают ритуал.

Верные шаги для получения быстрого эффекта:

  1. Зажечь на столе свечу.
  2. Выключить освещение в помещении.
  3. Поставить горячий сладкий пирог на стол возле свечи.
  4. Тихим голосом прочесть заклинание.
  5. Затушить свечу, дым развеять по комнате (можно открыть форточку), восковые остатки спрятать.
  6. Оставить пирог до утра, накрыть чистым полотенцем.
  7. Лечь спать, ни с кем не разговаривая.
  8. Подать мужу на завтрак.

Чем больше пирога он съест, тем быстрее сработает заговор.

На воду

В пятницу вечером исполнительница должна подготовить чистую питьевую воду и прочитать на нее 12 раз заговор покорности. Из заколдованной жидкости в субботу рано утром готовят чай, кофе или компот, дают любимому. Он должен выпить не менее 3 чашек, тогда заклинание сработает через 3 дня.

На ношеные вещи

Для поднятия авторитета жены в глазах мужа можно провести следующий обряд:

  1. Собрать в пакет ношеные личные вещи возлюбленного. Подойдет та одежда, которая соприкасается с телом, например, майка, трусы, футболка, носки.
  2. В полночь занести пакет в комнату для ритуала.
  3. Проговорить заклинание над грязными вещами.
  4. Утром постирать их и высушить.

Муж должен надевать чистую заговоренную одежду по 1 предмету в день. Ритуал проводят каждую неделю.

Заговор, чтобы подмять под себя

Если любимый человек в результате своего поступка, например, драки, пьянства, наркомании или другой зависимости обидел жену, не признает своих ошибок и не желает их исправить, поможет наговор на фотографию, выполняемый в среду. Избраннику станет стыдно за свои действия, он попросит прощения и навсегда подчинится воле ворожеи.

Руководство для выполнения обряда по фото мужа:

  1. Подготовить следующие предметы:
    1. свечи;
    2. свежую фотографию жертвы без очков и присутствия других лиц;
    3. 3 носовых платка;
    4. катушку черной нити.
  2. В полночь в комнате зажечь свечи.
  3. Разместить на столе фотографию.
  4. Смотря на изображение мужа, произнести 3 раза слова заговора.
  5. Снимок не складывать, завернуть его в носовые платки.
  6. Крепко обвязать черной нитью.
  7. Положить замотанный предмет под свою подушку или матрас на 3 ночи.
  8. Пойти на кладбище, найти могилу покойника с тем же именем, как у супруга.
  9. Оставить мотанку и уйти не оборачиваясь.

Стоит ли пользоваться такой магией

Магией пользуются в следующих случаях:

  1. Если мужчина постоянно совершает неверные действия, приводящие к семейным конфликтам.
  2. При отрицательном воздействии свекрови на разум ее сына, что плохо сказывается на его отношении к жене.
  3. При решении жизненно важного вопроса, когда муж не идет на уступки.
  4. При наговорах на супругу со стороны друзей возлюбленного, его коллег и других женщин.

Если женщина с помощью колдовства желает подмять под себя избранника ради капризов и необоснованных причуд, или ей хочется послушания от злости и обиды, заговор не даст эффективного результата, а может только навредить и ухудшить семейную жизнь.

Профессиональные маги не советуют в домашних условиях проводить сильнодействующие обряды на подчинение любимого человека. Они приводят к уничтожению собственного мнения заговоренного и потере воли мужчиной. Такие представители сильного пола быстро надоедают женщинам и становятся со временем им неинтересны.

Вам понравится

Комментарии

Почему христиане так подвержены заговорам? – Baptist News Global

Эпоха Интернета быстро усилила способность теорий заговора распространяться среди больших групп людей, но почему христиане так восприимчивы к заговорщическим идеям? Эти грандиозные нарративы о предполагаемых махинациях гнусных фигур все чаще проникают в основное русло как американской политической жизни, так и американской религиозной жизни.

Аарон Койл-Карр из BNG недавно углубился в быстрорастущее движение QAnon, которое служит полезным примером для размышлений об отношении христианства к заговору. Его последователи недавно добились выдвижения кандидатов в Палату представителей и все больше создают напряженность в религиозных общинах по всей стране.

Ответы на эту статью варьировались от «Почему меня это должно волновать?» до «Боже мой, это пугает».

Дэвид Рейнерт держит знак Q в очереди на участие в предвыборном митинге с президентом Дональдом Трампом и кандидатом в Сенат США Лу Барлеттой, штат Пенсильвания, 2 августа 2018 г., в Уилкс-Барре, штат Пенсильвания ( AP Photo/Matt Rourke)

QAnon, для тех, кто не знаком, это широкое движение, которое следует за неизвестным человеком или группой лиц, известных под именем «Q», которые «сбрасывают» загадочную информацию в онлайн-сообщениях о грядущей конфронтации. между президентом Трампом и тайной кликой политиков-демократов и элиты Голливуда, которых движение называет педофилами. Последователи создают и добавляют к более широкому разговору другие заговорщические идеи. Они расшифровывают онлайн-сообщения Q и распространяют идеи о делах этой тайной клики по всему миру.

Последователи QAnon предполагают, что Хиллари Клинтон, Барак Обама, Опра Уинфри и даже Папа Франциск приставают к детям, а затем убивают и едят этих детей, «чтобы извлечь из их крови химическое вещество, продлевающее жизнь». Президент Трамп назвал последователей QAnon людьми, «любящими нашу страну», и пока не осуждал их идеи.

Кейтлин Бити из Службы новостей религии описала это движение как своего рода синкретическое смешение «традиционных христианских верований» с другой духовной системой. Бити объясняет, что Q часто использует библейские стихи для поощрения последователей. Харизматическая церковь в Индиане показывает, «как библейские пророчества подтверждают послания Кью». Христиане-евангелисты и харизматы, похоже, очень близки утверждениям, которые торгует Канон.

История теорий заговора

Теории заговора сами по себе не являются проблематичными или опасными только потому, что это теории, истинность которых еще не доказана. Например, Уотергейт начинался как теория заговора, и после того, как были собраны доказательства, она оказалась теорией, которая была фактом.

Проблема с теориями заговора заключается в том, что трудно доказать их ложность . Теоретики заговора не заинтересованы в доказательствах, которые не доказывают, что их убеждения не соответствуют действительности; скорее, они в основном озабочены только доказательствами, которые поддерживают или продолжают их теорию.

Историк двадцатого века Ричард Хофштадтер описал эту склонность к теориям заговора как часть параноидального стиля Америки.

Ричард Хофштадтер

«Я называю это параноидальным стилем, — писал Хофштадтер, — потому что ни одно другое слово не вызывает в достаточной мере те качества горячего преувеличения, подозрительности и заговорщической фантазии, которые я имею в виду». Хофштадтер привел в качестве примеров этого параноидального стиля убеждения в отношении убийства Кеннеди и страх перед фторированием муниципального водоснабжения.

Хофштадтер, однако, относит веру в теории заговора к виду психического заболевания, характерного для представителей правого крыла американского политического спектра. Однако более поздние исследования предполагают, что заговорщическое мышление не имеет отношения к политическому спектру. Республиканцы и демократы, с высшим образованием и без образования, а также представители всех расовых групп склонны к заговорщическому мышлению. Люди склонны верить, что большие события требуют больших ответов.

Твой заговор или мой?

Статья 2014 года из Американского журнала политических наук предполагает, что, хотя теории заговора часто понимаются как радикальные или маргинальные убеждения, «данные общенационального репрезентативного опроса дают гораздо более сложную картину». Исследователи в этом исследовании обнаружили, что по крайней мере «половина американской общественности постоянно поддерживает по крайней мере одну теорию заговора».

В ходе исследования также были выявлены два фактора, способствующие возможности принятия конспиративного мышления. Во-первых, люди, которые верят в сверхъестественные или паранормальные явления, с большей вероятностью поддержат теорию заговора. Во-вторых, люди, поддерживающие тип манихейского мировоззрения, превращающего реальность в грандиозные повествования о добре и зле и правильном и неправильном, более восприимчивы.

Исследователи обнаружили, что по крайней мере «половина американской общественности постоянно поддерживает по крайней мере одну теорию заговора».

С другой стороны, политическое невежество, как показало исследование, не часто коррелирует с конспирологическим мышлением. Хотя корреляция не требует причинно-следственной связи, многие христианские богословские взгляды поощряют и питают оба этих типа мышления.

Превращение Второго пришествия в теорию заговора

Одно из самых устойчивых христианских теологических верований во многом напоминает теорию заговора — возвращение Христа. Опять же, теории заговора по своей сути не проблематичны, равно как и вера в то, что Христос вернется на землю.

В то время как апостол Павел верил, что возвращение Христа было неизбежным в первом веке, важно понимать, как это учение интерпретировалось на протяжении последних 200 лет. Современные христианские общины создали сложные системы, которые стремятся предсказывать и находить доказательства, подтверждающие их особую веру в то, что Христос вернется и возвестит конец времен в не столь отдаленном будущем.

Уильям Миллер

Уильям Миллер служит классическим примером этого предсказательного теологического режима. Выйдя из баптистской традиции в США, Миллер стал лидером миллеристского движения в первой половине XIX в.век. Он предсказал, что Христос вернется и очистит землю 18 апреля 1844 года. Он ошибался. Пересмотрев свои толкования Библии, он скорректировал дату на 22 октября 1844 года. Он снова ошибся, и этот день стал известен как «Великое разочарование» для миллеритов, которые с нетерпением ждали и были готовы приветствовать возвращение Христа.

Миллеровская «премилленаристская» теологическая модель утверждала, что Христос вернется до года, когда наступит тысячелетнее правление христианства.

Другие баптисты, такие как Вальтер Раушенбуш, выступали за «постмилленаристскую» интерпретацию Откровения, согласно которой Христос вернется после тысячелетнего правления христианства. С этой теологической точки зрения христиане должны теперь трудиться, чтобы установить Царство Божье на земле, и Христос вернется по завершении этого тысячелетнего царствования. Раушенбуш видел в «христианизации» или, в действительности, демократизации различных слоев общества признаки того, что Царство Божие «всегда грядет».

Третьи предложили метафорическое тысячелетие.

Это были три основных способа толкования конца света до конца 19 века.

Диспенсационализм добавляет изюминку

Повторяя интерпретационную стратегию Миллера, рост и популяризация того, что стало известно как премилленаристский диспенсационализм в конце 19-го и начале 20-го веков, создали интеллектуальную почву для христианской теологической традиции, подготовленной для теорий заговора.

«Премилленаристские диспенсационалисты превратили возвращение Христа в великий заговор».

Разделив историю на эпохи или диспенсации Божьего излияния Духа, диспенсационализм предложил теорию для объяснения харизматических элементов движения святости. Он предложил респектабельность и своего рода науку для толкования Писания и понимания грядущего конца дней.

Такие ресурсы, как Справочная Библия Скоуфилда, позволяли христианам находить связи между библейскими стихами с похожими темами с помощью «перекрестных ссылок». Чтение Священного Писания и раскрытие его секретов превратилось в сложный поиск, поскольку отрывки из одной книги Библии давали ключ к пониманию других отрывков.

Премилленаристы-диспенсационалисты пришли популяризировать таблицы пророчеств, чтобы объяснить траекторию человеческой истории. Эти замысловатые диаграммы стали инструментом для объяснения не только нынешней эпохи, но и того, куда движется мир. Приверженцы этой теологической традиции искали библейские отрывки, объясняющие место современного общества в этом великом повествовании о человеческой истории.

Премилленаристы-диспенсационалисты превратили возвращение Христа в великий заговор.

Как помочь сегодня

Для конгрегаций, которые сегодня борются с противоречивыми теориями заговора, распространяющимися среди их членов, найти общий язык может быть сложно или почти невозможно. Наказание или порицание кого-либо за его убеждения редко меняет чье-то мнение и может привести к дальнейшему укреплению убеждений.

«Стремитесь помочь прихожанам понять свое место в мире, особенно во времена неопределенности».

Более эффективные стратегии включают в себя подтверждение любопытства и беспокойства человека и попытку перенаправить это любопытство и беспокойство на самое простое решение, а не на самое сложное. Поощрение людей читать не сенсационные источники новостей служит еще одной помощью. Важно также признать, что даже самые лучшие стратегии зависят от правильного выбора времени, когда человек готов слушать.

Для христианских пасторов признание того, что вера в великие повествования между добрыми и злыми космическими силами, сражающимися друг с другом, коррелирует и, возможно, даже подпитывает заговорщическое мышление, может изменить то, как вы общаетесь со своей паствой. Акцент на более гуманистических компонентах христианской веры, таких как призыв Иисуса любить ближнего, как самого себя, может помочь разрядить теологическое мышление, поддающееся сенсационным теориям заговора.

Хотя может быть интересно подумать о том, что скрывается в тенях и за пределами нашего поля зрения, важно помнить о физической природе нашей плоти. Гностицизм, несмотря на все его преобладание духа над плотью и тайным знанием, был признан ересью.

Стремитесь помочь прихожанам понять свое место в мире, особенно во времена неопределенности. Вместо того, чтобы находить прихожан в битве космических сил, помогите им найти себя в местном сообществе — как бы трудно это ни было во времена физического дистанцирования.

В это время такой подход разрывает межпартийность.

В то время как сторонники QAnon предупреждают о грядущей «буре» между Трампом и тайной кликой элит, Джо Байден и демократы предупреждают о битве за «душу» Америки. Такая риторика убедительна, но на самом деле мы описываем выборы. Не заблуждайтесь, что это последовательные выборы, но у страны нет метафизической души.

Человеческий разум способен создавать опьяняющие и волнующие истории, возникающие из нашего опыта, но мы должны помнить о том, что должны опираться на реальность.

Статьи по теме:

Церковь в эпоху теорий заговора

QAnon пророк или провокатор? И как должны реагировать христиане?

 

Эндрю Гарднер имеет докторскую степень. в американской религиозной истории и является автором книги  Переосмысление Сиона: история Альянса баптистов.

 

 

Когда дело доходит до теорий заговора, является ли христианство частью проблемы или частью решения?

Почему в рядах современных конспирологов так много христиан? Просто подумайте о популярности такого движения, как QAnon, которое утверждает, что Дональд Трамп ведет тайную войну против «всемирной клики педофилов, поклоняющихся Сатане» среди евангелистов. Как видно из свидетельства Лорри Шок, сам язык евангельского христианства поддается приверженности QAnon:

Я чувствую, что Бог привел меня к Q. Я действительно чувствую, что Бог подтолкнул меня в этом направлении. Я чувствую, что если бы это было обманчиво, в моем духе Бог сказал бы мне: «Хватит». Но я этого не чувствую. Я молюсь об этом. Я сказал: «Отец, должен ли я тратить на это свое время?» … И я не чувствую, что должен остановиться.

Но это не просто «евангелическое право». Как утверждает Джозеф Ушински, «склонность к конспирологическому мышлению [не] предсказуема с точки зрения идеологии». Это проблема и для многих исламских общин. И хотя QAnon имеет отчетливо евангельский привкус, другие мировоззрения и традиции подвержены своим собственным формам интеллектуальной эрозии. Распространение теорий заговора является общим явлением, и каждый, кто населяет наш эпистемически фрагментированный мир, подвержен их очарованию.

Как же тогда христианство может помочь или помешать распространению теорий заговора? И под «христианством» я подразумеваю его идеи — его богословие . Связь между посещением церкви и заговорщическим мышлением, например, здесь не рассматривается. Вместо этого я хочу предложить честное самоанализ христианской веры . С этой целью я хочу исследовать ряд «эпистемических скелетов» в шкафу христианина — те верования, которые могут предрасполагать христиан к участию в заговорах, — и ряд «эпистемических сокровищ» в нашей традиции — те верования, которые могут помочь христианам привиться против теории заговора.

Вера без зрения

Христианин верит, что в реальности есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Апостол Павел писал ранней церковной общине: «Мы живем верою, а не видением» (2 Коринфянам 5:7). И Иисус учил своих учеников: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоанна 19:29). Я не могу видеть или наблюдать Бога, как я мог бы видеть клетку под микроскопом, и поэтому я живу верой или доверием к предыдущему откровению Бога в истории.

В связи с такими верованиями Дэвид Робертсон утверждает, что теории заговора и христианство очевидным образом эквивалентны: «с философской точки зрения нет ничего более иррационального по своей сути ни в одном из этих [заговорщических] утверждений» по сравнению с христианской верой. Причина, по которой QAnon считается странным, а не христианство, чисто контекстная — результат выработанной приемлемости с течением времени.

Многие христиане согласились бы с утверждением Робертсона, приняв свою религиозную веру за отстранение разума — вот что на самом деле означает «вера без зрения». Они чувствуют, что их вера не так уж сильно отличается от теорий заговора, по крайней мере, с точки зрения наличия веских причин верить в них. Эта уступка обязательно вызовет некоторый когнитивный диссонанс, пусть и не полностью осознанный: «Как я могу высмеивать теории заговора, когда мои собственные убеждения кажутся столь же необоснованными?» Они могут заключить, что христианство так же абсурдно, как и заговоры, над которыми они смеются.

Но такая уступка часто оказывается первой костяшкой домино, катализатором эпистемологической цепной реакции. Смягчение критериев первоначального конкретного убеждения рискует распространиться на другие общие убеждения: «доказательств моей веры мало, и я все равно придерживаюсь ее, так что я мог бы с тем же успехом верить в другие вещи, столь же необоснованные ». Мировоззрение христианина становится проницаемым. Первоначальная приостановка разума — определенная концепция «веры без зрения» — сводится к пористой бреши в их структурах убеждений, через которую разум могут затопить всевозможные заговорщические идеи.

Безумие мудрецов

Убеждение христианина в том, что даже «мудрые» часто бывают глупцами, — еще одно убеждение, заслуживающее внимания. «Глубинное государство» является центральной концепцией многих теорий заговора:

Нашими жизнями управляют заговоры, вынашиваемые в секретных местах. Хотя мы якобы живем в условиях демократии, всем управляет небольшая группа людей, но мы не знаем, кто они. Когда происходят большие события — пандемии, рецессии, войны, террористические атаки — это происходит потому, что эта секретная группа работает против всех нас.

Справочник по теории заговора аналогичным образом отмечает, что определяющей чертой конспирологического мышления является «непреодолимое подозрение» в отношении любой «официальной версии», что все такие версии основаны на «обмане». Верить власть имущим — элитам — нельзя: за кулисами происходит нечто большее.

Христианская вера в безрассудство мудрецов рискует породить такое мышление. Например, Иисус молился: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и знающих и открыл то детям» (Луки 10:21). Для Иисуса знающие часто были незнающими: реальности Бога «сокрыты» от них, «мудрых и ученых».

Эту тему далее развивает апостол Павел (1 Коринфянам 1:18–20; 25):

Ибо написано: «Погублю мудрость мудрых; разум разумных я расстрою». Где мудрый человек? Где учитель закона? Где философ этого века? Не ослепил ли Бог мудрость мира сего? … Ибо безумие Божие мудрее человеческой мудрости…

Для Павла учитель или философ на самом деле не мудр. Именно смиренный ученик — «дурак» — имеет доступ к сокровенным вещам Божьим посредством Духа.

«Главное подозрение» в заговорщическом мышлении может быть легко спровоцировано или увековечено этой теологией, поскольку она поощряет отказ от «официальной» версии вещей. И это только усугубляется тем, что Павел говорит дальше: «Никто из правителей века сего не разумеет [мудрости Божией], ибо если бы понимали, то не распяли бы Господа славы» (1 Коринфянам 2:8). Эта мысль соответствует остальной части Нового Завета: «Ирод и Понтий Пилат собрались вместе с язычниками и сынами Израилевыми в этом городе, чтобы составить заговор против святого раба Твоего Иисуса» (Деяния 4:27).

Богословие Павла рискует соединить две черты заговорщического мышления. В Справочнике по теории заговора говорится, что наряду с «непреодолимым подозрением» «гнусные намерения» являются вторым важным компонентом заговорщического мышления — у участников заговора никогда не бывает благожелательных мотивов. Пол объединяет эти два ингредиента в опасную смесь. Мудрецы века были не просто заблудшими, но в равной степени злонамеренными — гнусными — в своем заговоре с целью распятия Иисуса из Назарета.

Неудивительно, что «обида элит» является общей чертой евангелизма — движения, во многом переплетенного с QAnon. Вера в то, что сила и авторитет могут быть ошибочными и злонамеренными, находится в самом сердце христианской веры: в распятии. Конечно, люди делают заговорщиков и отвратительно злоупотребляют властью, что подкрепляется собственными моральными преступлениями церкви. Но в основе христианской веры лежат представления о безрассудстве мудрецов, злонамеренном использовании власти и заговорах элит. Неудивительно, что христиане поддерживают идеи «глубинного государства» и другие формы заговорщического мышления.

Апокалипсис

Демонология и апокалиптические предположения также могут склонить верующих к теориям заговора. 8 апреля 2020 года анонимный «Q» опубликовал для своих подписчиков несколько типично загадочных сообщений. Он обвинил демократов в преднамеренном разжигании «массовой истерии» по поводу коронавируса ради политической выгоды:

В чем основная польза от массовой истерии по поводу COVID‑19? Подумайте о голосовании. Ты не спишь еще? Q.

И затем, что примечательно, пост заканчивался этими библейскими стихами из Ефесянам 6:

Наконец, будьте сильными в Господе и в могуществе Его могущества. Наденьте всеоружие Божие, чтобы вы могли твердо противостоять козням дьявола.

Это классические отрывки о «духовной войне», касающиеся христианской веры в то, что наша борьба в жизни «не против плоти и крови, но против правителей, против властей, против сил этого темного мира и против духовных сил мира сего». зло в поднебесной» (Ефесянам 6:12).

Демонологии, которые часто возникают из этих библейских тем, могут быть заговорщическими и насильственными. Это можно наблюдать, утверждает Дэвид Франкфуртер:

в литературных записях многих раннехристианских монахов [и] в деятельности многих монахов позднего средневековья и раннего Нового времени в Западной Европе, которые активно переплетали местные традиции злонамеренного колдовства с официальной христианской демонологией. и ересиография в попытке разветвить популярное представление о ведьме.

Смешение христианской теологии и поп-демонологии породило «жестокие чистки», подпитываемые личными убеждениями в «проницательности и непосредственности сатанинского заговора».

Сегодня то же самое. Франкфуртер отмечает его появление в современной Африке к югу от Сахары с «традиционными демонологическими интересами и экзорцистическими заявлениями пятидесятничества». Он добавляет, что нам нужно только взглянуть на «готовность, с которой христианские пасторы-пятидесятники в Нигерии и Анголе руководили выявлением детей-ведьм или [как] католические священники и монахини способствовали истреблению руандийских тутси в 1919 году».94», чтобы увидеть реальность и опасность поп-демонологии, формирующей христианское богословие. Действительно, движение QAnon как своеобразное проявление этого самого феномена — своего рода постхристианская, политическая поп-демонология, которая также привела к насилию.

Наблюдение Франкфуртера за этими повторяющимися явлениями привело его к вопросу: «В какой степени само христианство как межрегиональная идеология может нести особую ответственность за религиозное насилие…?» Он заключает:

Христианство привлекло особое внимание и артикуляцию к определению зла в обществах… [его] явное внимание к абсолютному злу сатанинского воинства занимало его самые ранние писания и пронизывало его исторические переговоры с нехристианскими культурами… Социальные и земная чистота, утопия, апокалиптическое очищение, борьба с сатаной на многих аренах — эти фундаментальные идеалы христианского писания, практики и общности давали скрытую идеологическую предрасположенность к мифу о зле разного масштаба.

Франкфуртер особенно интересуется насилием на религиозной почве. Но идея о том, что определенные христианские верования порождают «скрытую идеологическую предрасположенность» к вере в «миф», имеет отношение к моему аргументу. И его анализ указывает на тенденцию: некоторые ошибочные демонологии могут сделать кого-то уязвимым для веры в «миф о зле» и соответствующие теории заговора.

Эти демонологии часто переплетаются с верованиями об апокалиптическом «конце времен». Для недавней статьи в The Atlantic Эдриенн ЛаФранс поговорила с Артуром Джонсом, режиссером документального фильма Feels Good Man :

QAnon напоминает ему о детстве, когда он рос в евангелистско-христианской семье в Озарке. Он сказал, что многие люди, которых он знал тогда, и многие люди, которых он встречает сейчас в самых набожных частях страны, глубоко интересуются Книгой Откровения и пытаются расшифровать «все ее довольно трудно поддающиеся расшифровке пророчества». ». Джонс продолжил: «Я думаю, что такой же человек внезапно начнет дергать за нити Q и начнет чувствовать, что все начинает становиться на свои места и обретать смысл».

Это глубокая связь между конспирологическим мышлением и милленаристскими интерпретациями Книги Откровения . Термин «милленарист» относится к сложной смеси идей об окончательном спасении и судном дне. Это центральные темы христианского богословия, но милленаризм уделяет особое внимание вере в то, что грядущие «последние времена» являются одновременно земными — «это сейчас происходит на земле, пора действовать, разве вы не видите?» — и неизбежно — «поверь мне, это не за горами!»

Я полагаю, что существует наглядная связь между миллениалистской теологией и конспирологическим мышлением: «Катастрофическое мышление среди миллениалистских групп также часто подкрепляется их частым принятием различных теорий заговора». Таким образом, неудивительно, что среди приверженцев QAnon, таких как Шелли, можно найти миллениалистский язык:

Есть последователи QAnon, которые предполагают, что то, через что мы сейчас проходим, в этой сумасшедшей политической сфере, в которой мы находимся сейчас, со всеми вещами, которые происходят во всем мире, очень библейские, и что это Армагеддон.

Значит, христианство просто проблема? Бесполезна ли христианская вера в эпоху заговоров и дезинформации? Ответить на эти вопросы утвердительно было бы слишком поспешно. Ибо в христианской традиции можно найти не только скелеты, но и ценные «эпистемические сокровища». Действительно, христианская вера может выступать в качестве эффективного буфера против пагубного распространения теорий заговора. Таким образом, он играет роль как вакцины, так и противоядия: он может как превентивно «запрещать» верующих, прививая их от вредных теорий заговора; и он может «разоблачать» заговоры, как только они приобретают популярность среди верующих христиан.

Вера

Самая опасная ложь часто бывает в основном правдой (см. Бытие 3:1–4). Ряд эпистемологических скелетов, которые я идентифицировал, хотя и получил широкое распространение и тесно связан с ортодоксальной христианской верой, тем не менее представляют собой тонкие искажения их правильной артикуляции. Поэтому важно тщательно отличать христианскую веру собственно от ее видоизмененных форм.

Например, нужно пояснить, что «вера без зрения» никогда не понимается как «вера без оснований» во всем Писании. Христианин не должен пренебрегать верой, основанной на доказательствах, ибо апостолы всегда призывали к вере, основанной не на зрении, а на свидетельствах очевидцев (см. 1 Коринфянам 15:3–8; 1 Петра 5:1; 1 Иоанна 1–1). 3), и они были счастливы принять фальсифицируемость веры, заявив, что «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, как и вера ваша» (1 Коринфянам 15:14).

Точно так же христианское противоядие от заговоров будет включать в себя учение о том, что «безумие мудрых» не равняется «безумию всех мудрецов». Ибо Иисус знал, что даже мудрая и образованная элита может ответить «мудро» и приблизиться к Царству (Марка 12:34, см. также Иоанна 3:1–15; 7:50; 19:39). Павел знал, что даже философы и поэты его века могли различать теологическую истину (Деяния 17:16–34, см. 1 Коринфянам 15:33; Титу 1:12).

Более того, любое противоядие будет адресовано там, где христианская «демонология» расходится с «поп-демонологией». Ибо силы зла в нашем мире нельзя высокомерно считать столь явно злыми или ясно различимыми: «сам сатана принимает вид ангела света» (2 Коринфянам 11:14). Это будет включать в себя подчеркивание того, что «апокалипсис» не является ни земным, ни предсказуемым. Ибо, как учил Иисус Христос, день или час, когда «небо и земля прейдут… не знает никто, ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец» (Мф. 24:36). С надеждой и эпистемическим смирением мы ожидаем восхода Его света над нашей тьмой (Исаия 9).:2).

Это всего лишь первый шаг к христианской вере собственно , которая могла бы исправить эпистемологические скелеты в христианском шкафу. Это не означает, что требуется всего лишь доза здравого богословия, просто это будет частью решения. Эта форма взвешенного учения, насыщенная нюансами и тонкостями, отделяющая ложь от истины, отличающая исторические христианские верования от заговорщического мышления, является необходимым противоядием.

Доверие

Мир мыслей христианства может привить верующего от распространения заговоров; он может «предварительно замочить» верующих, как вакцину, повышая «устойчивость к сообщениям заговорщиков». Есть ряд христианских верований, которые могут иметь такой эффект; Я сосредоточусь на самом главном: вере христианина в Бога, которому можно доверять.

В 2008 году тогдашний архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс заметил в отношении формирующейся в Европе безрелигиозной постмодернистской культуры, что «все большее число европейских мыслителей в последние годы признают, что чистый плюрализм некоторых видов постмодернистской теории не обеспечивает очень надежная или убедительная альтернатива «монотеистическим» убеждениям других философий». Он правильно предвидел «большие риски», которые повлекут за собой эти замещающие или «альтернативные» постмодернистские философии: «полностью фрагментированный культурный мир, в котором у нас больше нет никакой уверенности в том, что является и что не является ценным и серьезным», точно охарактеризованный как «лабиринт неопределенностей», сопровождаемый духом, который «бесконечно подозрительный» и успокаивается «с представлением, что нигде не чему доверять».

Теперь ясно, насколько прав был Уильямс. Нынешний культурный климат, в котором преобладают неразбериха, дезинформация и распространение теорий заговора, — это просто жизнь ниже по течению от этой формирующейся эпистемологической среды. Изгнание одного интеллектуального демона из нашей культуры — властная монотеистическая уверенность — просто оставило нас опустошенными, создав пустоту для множества плохих идей, оставив нас в еще худшем положении, чем в начале (см. Луки 11:24). –26).

Христианская вера может защитить верующего от этой интеллектуальной эрозии. Роуэн Уильямс утверждает:

Христианская вера говорит нам, что, поскольку Богу нужно доверять, мы можем быть очень смелыми в отношении степени скептицизма, которую мы относим к тому, что меньше Бога. В контексте веры — это та «невыносимая легкость», которая дается нам по отношению к системам и ожиданиям окружающего мира, ирония, которая еще совместима с любовью и посвящением во имя Бога.

Этот общий принцип применяется в конкретном случае теорий заговора: окончательный, заслуживающий доверия источник истины — Бог — защищает христианина от уязвимости перед силами заговора. Это потому, что вера в этого благонадежного Бога не культивирует наивного легковерия — как раз наоборот. это способствует здоровый скептицизм — не постмодернистский порыв «разрушить все уверенности и оставить нас изолированными, выбирающими машины в рыночной пустыне», — а своего рода легкое отстранение, осторожность в отношении окружающих вещей и убеждений, которые меньше, чем Бог.

Более того, по словам Уильямса, это «совместимо с любовью». Ибо легкая отстраненность не равносильна высокомерному увольнению. Это не заставляет меня грубо увольнять или бросать своих соседей из-за их причудливых убеждений. Скорее, этот здоровый скептицизм приводит к через СМИ — искреннее слушание, но в то же время сдержанное, непредубежденность, которая, тем не менее, избегает наивности и легковерия. Поскольку Богу можно доверять, христианин может спокойно относиться к распространению идей вокруг себя, оставаясь осторожным в отношении заговоров, но также и не закрываясь от дискурса: «открываясь [к] дальнейшим горизонтам, дальнейшим глубинам понимания как комедии, так и трагедия человеческого существования». Такое поведение, сформированное верой в заслуживающего доверия Бога, является столь необходимой вакциной против распространения теорий заговора в эпоху эпистемической раздробленности.

Но, возможно, это не та нота, на которой следует заканчивать эти замечания. Стоит обратить внимание на вступительный абзац Справочника по теории заговора :

Настоящие заговоры существуют. Volkswagen сговорился с целью сфальсифицировать тесты на выбросы своих дизельных двигателей. Агентство национальной безопасности США тайно шпионило за гражданскими пользователями интернета. Табачная промышленность ввела общественность в заблуждение относительно вредных последствий курения для здоровья. Мы знаем об этих заговорах из внутренних отраслевых документов, правительственных расследований или осведомителей.

Точно так же психолог Роб Бразертон утверждает : : «Если бы мы могли просто запретить всем верить в любую теорию заговора, мы потеряли бы что-то важное», а именно, критическое мышление и допрос власти. Бывший теоретик заговора Эллен Кушинг говорит о своем собственном опыте:

Я искренне сожалею о тех моментах, когда повторяла то, что не знала, что это правда, но я не сожалею о том, что стала одержима чем-то, что открыло более глубокий взгляд на системную несправедливость. . Почему я должен? Я был прав! Было бы наивно полагать, что власть всегда действует прозрачно, щедро и добросовестно. Иногда даже заведомо ложные теории заговора содержат толику правды. Иногда то, что кажется абсурдной выдумкой, оказывается правдой.

Кушинг приходит к выводу, что сторонниками теории заговора движет не «в корне плохие импульсы», а скорее «заговор и критическое мышление — это две точки одного спектра». В конспирологе есть что утверждать, пусть и сдержанно.

Я думаю, христианин должен сказать что-то подобное. Послание Евангелия одновременно бросает вызов и утверждает сторонников теории заговора. Это бросает им вызов всеми способами, которые я уже описал. Тем не менее, христианская вера также мягко подтверждает определенные заговорщические импульсы — почти так же, как это делают Кушинг и Бразертон. Христианство предполагает, что за видимым глазом действительно существует более глубокая реальность. Христианская вера утверждает, что за нашим наблюдаемым космосом действительно стоит «божественный заговор». За пределами нашего мира разворачивается великая божественная история, увиденная в жизни Иисуса Христа.

Но эту историю — эту тайну — нельзя полностью разглядеть сейчас, каким-то образом уловив прозрения такого движения, как QAnon. Это, скорее, объект надежды, ориентированной на будущее, похожей на пришествие — тайна, которая полностью раскрывается только тогда, когда закрываются страницы истории, когда наш заслуживающий доверия Бог нисходит и отрет всякую слезу, делая все новым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *