Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание
Илья Павлов
Автор Викиум
Существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Они имеют тесную взаимосвязь и могут пересекаться. В данной статье вы более подробно познакомитесь с характеристикой каждого вида внимания.
Содержание:
- 1 Непроизвольное внимание
- 2 Произвольное внимание
- 3 Послепроизвольное внимание
- 4 Внешнее и внутреннее внимание
Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание можно назвать бесцельным, оно не предполагает волевого усилия. Непроизвольное внимание может возникать при любых обстоятельствах, в любом месте под влиянием внешних раздражителей. Такая форма внимания присуща как людям, так и животным. Главным отличием непроизвольного внимания у человека является то, что при усилии он может из самопроизвольного сосредоточения перейти в сознательное.
Если говорить о непроизвольно возникшем внимании, то его проявление связано с тем, что посторонние раздражители действуют сильнее, чем осознанно действующее возбуждение. К возбудителям непроизвольного внимания можно отнести внешние факторы, потребности, эмоциональное состояние и переживания. К примеру, когда человек испытывает большое переутомление. Такое внимание может характеризоваться кратковременностью, но при этом сильно мешать основной деятельности.
Произвольное внимание
Понятие произвольного внимания подразумевает сознательное сосредоточение индивида на внешних объектах и явлениях. В основу произвольного внимания положена воля, с помощью которой человек способен концентрироваться на определенной деятельности, занимаясь чем-то длительное время. К основным компонентам произвольности можно отнести:
- целеустремленность;
- умение сосредотачиваться, не отвлекаясь на посторонние объекты;
- умение действовать последовательно;
- способность к организации деятельности.
Механизмом возникновения произвольности является сложная цель, которая в меньшей мере привлекает человека, требуя большего напряжения сознания. Умение произвольно сосредотачиваться преимущественно относится к работе или обучению.
Послепроизвольное внимание
Определение послепроизвольного внимания подразумевает результат сознательного сосредоточения на явлениях и предметах. Когда индивид преодолевает трудности, он переходит на новый уровень, а деятельность начинает в нем пробуждать интерес. Послепроизвольное внимание обрело также название вторичного произвольного внимания.
На данном этапе воля человека несколько слабеет, при этом интенсивность внимания остается на уровне произвольного. Данный вид внимания является таким же контролируемым, как и в случае с произвольным. В ходе исследований в области психологии стало понятно, что деятельность становится гораздо продолжительней и приносит большие результаты за счет повышения интереса и снижения напряжения. Главным условием во время обучения или работы является умение перейти к послепроизвольному вниманию, чтобы добиться хороших результатов. Обучение чему-либо очень быстро надоедает и утомляет, поэтому важно уметь вызвать у детей послепроизвольное внимание. Основной причиной успешного выполнения учебных задач является появление послепроизвольного внимания.
Внешнее и внутреннее внимание
Внимание может направляться как на внешние явления и объекты, так и на психическую деятельность. Внешнее внимание помогает определить, как отражаются в сознании человека предметы с явлениями, за которыми он наблюдает. Такое внимание может проявляться в выражении лица, движении глаз и готовности выполнять определенные задачи.
Внутреннее внимание предполагает анализ деятельности психических процессов, проявляющихся в воспоминаниях, или мысленных решений задач. Умение концентрироваться на внутренней деятельности обусловлено способностью представить предметы или какие-либо действия. При внутреннем внимании человек будто перестает связывать себя с реальностью и не слышит, что происходит вокруг. При работе или обучении не стоит требовать от людей одновременной работы внешнего и внутреннего внимания, например, вспомнить какое-то название, демонстрируя в это время что-то на доске. Для такого распределения внимания требуется обладать отличными способностями.
Тренажеры Викиум эффективно развивают внимание и другие когнитивные функции.
Что такое внимание и как его тренировать
Что такое внимание и как его тренироватьКатегория: Тренировка внимания
Внимание – это избирательная направленность сознания при выполнении какой-то работы. Читаете вы книгу, разговариваете с подругой, решаете задачи, гуляете по парку – по сути ни один мыслительный процесс или деятельность не обходится без внимания.
Обычно выделяют три вида внимания:
- Непроизвольное – не требует усилий и возникает само по себе. Проявляется в реакции человека на все яркое, шумное и необычное. Это может быть звук сирены, необычный внешний вид кого или чего-либо. Челябинцы, вспомните, падение метеорита…
- Произвольное – обычно формируется к 7-ми годам и развивается по мере развития человека. Характеризуется тем, что ребенок сосредотачивается на том, что он должен сделать, а не том, что хочется. От таких действий требуется усидчивость, сила воли и самодисциплина. Не хочется делать уроки; не хочется учить стихотворение или правила, но надо…
- Послепроизвольное внимание – возникает аналогично с произвольным, однако характеризуется тем, что человек в процессе работы, например, чтения книги, находит какой-то интерес. И начинает выполнять деятельность с удовольствием, вдохновением и без напряжения.
В дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает его непроизвольное внимание. Заинтересовать ребенка в этот период можно чем-то новым или ярким. С началом обучения в школе очень важна тренировка произвольного внимания. Сделать это можно с помощью повышения мотивации к обучению, а также с помощью увлекательных игр и упражнений, которые вы найдете на страницах нашего сайта.
Еще больше игр и упражнений для развития детей — в нашей группе ВК здесь
Поделись с друзьями!
Назад к списку статей
Профессия «Тренер по майнд-фитнесу»
Видео
Читать полностью
Как работать с цифрами
Видео
Читать полностью
Встреча с педагогами
Видео
Читать полностью
Трасса скорости чтения в «Аксонии»
Скорочтение
Читать полностью
Какие канцтовары выбрать?
Разное
Читать полностью
Как учить стихи быстро, легко и с удовольствием
Магазин программ
Читать полностьюСмотреть все статьи
Для детей
7-10 лет 11-13 лет
Для взрослых
Развитие памяти, внимания. Работа с информацией
Для преподавателей
Инструктор развития памяти, внимания, скорочтения
Полезное
Об Академии Отзывы
Произвольное внимание увеличивает воспринимаемую пространственную частоту
Anstis, S. (1996). Адаптация к периферийному мерцанию. Vision Research , 36 , 3479–3485.
Артикул пабмед Google ученый
Антон-Эркслебен, К., Абрамс, Дж., и Карраско, М. (2010 г., май). Внимание изменяет кажущийся контраст: оценка суждений о сравнении и равенстве
Антон-Эркслебен, К., Хенрих, К., и Трею, С. (2007). Внимание изменяет воспринимаемый размер движущихся визуальных паттернов. Journal of Vision , 7 (11, ст. 5), 1–9.
Артикул пабмед Google ученый
Антон-Эркслебен, К., Стефан, В.М., и Треу, С. (2009). Внимание изменяет структуру рецептивного поля центр-окружение в области коры макака MT. Кора головного мозга , 19 , 2466–2478.
Артикул пабмед Google ученый
Balz, GW, & Hock, HS (1997). Влияние рассеяния внимания на пространственное разрешение. Vision Research , 37 , 1499–1510.
Артикул пабмед Google ученый
Карраско, М. (2006). Скрытое внимание повышает контрастную чувствительность: психофизические, нейрофизиологические и нейровизуализационные исследования. В S. Martinez-Conde, SL Macknik, LM Martinez, JM Alonso, & PU Tse (Eds.), Зрительное восприятие: Часть 1. Основы зрения (стр. 33–70). Амстердам: Эльзевир.
Глава Google ученый
Карраско, М. (2009a). Внимание: Психофизические подходы. В Т. Бейне, А. Клиремансе и П. Уилкене (редакторы), Оксфордский спутник сознания (стр. 78–84). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Google ученый
Карраско, М. (2009b). Кросс-модальное внимание усиливает воспринимаемый контраст. Труды Национальной академии наук
, 106 , 22039–22040.Артикул Google ученый
Карраско М., Фуллер С. и Линг С. (2008). Преходящее внимание действительно увеличивает воспринимаемый контраст надпороговых стимулов: ответ Prinzmetal, Long, and Leonhardt (2008). Восприятие и психофизика , 70 , 1151–1164.
Артикул Google ученый
Карраско, М., Джордано, А.М., и МакЭлри, Б. (2004). Временные поля производительности: визуальные факторы и факторы внимания. Vision Research , 44 , 1351–1365.
Артикул пабмед Google ученый
Карраско, М., Джордано, А. М., и МакЭлри, Б. (2006). Внимание ускоряет обработку эксцентриситета: поиск признаков и соединений. Vision Research , 46 , 2028–2040.
Артикул пабмед Google ученый
Карраско М., Линг С. и Рид С. (2004). Внимание меняет внешний вид. Nature Neuroscience , 7 , 308–313.
Артикул пабмед Google ученый
Карраско, М., Лула, Ф., и Хо, Ю.-Х. (2006). Как внимание улучшает пространственное разрешение: данные выборочной адаптации к пространственной частоте. Восприятие и психофизика , 68 , 1004–1012.
Артикул Google ученый
Карраско, М., и МакЭлри, Б. (2001). Скрытое внимание ускоряет скорость обработки зрительной информации. Труды Национальной академии наук ,
Артикул Google ученый
Карраско М., Уильямс П.Е. и Йешурун Ю. (2002). Скрытое внимание увеличивает пространственное разрешение с масками или без них: поддержка усиления сигнала. Journal of Vision , 2 (6, ст. 4), 467–479.
Артикул пабмед Google ученый
Карраско, М., и Йешурун, Ю. (2009). Влияние скрытого внимания на пространственное разрешение. В С. Нараянан (ред.), Attention (стр. 65–86). Амстердам: Эльзевир.
Google ученый
Феттерман, Дж. Г., Дрейфус, Л. Р., и Стаббс, Д. А. (1996). Оценка относительной продолжительности: роль правила и учебных переменных. Журнал экспериментальной психологии: процессы поведения животных , 22 , 350–361.
Артикул пабмед Google ученый
Фишер, Дж. , и Уитни, Д. (2009). Внимание сужает настройку позиции популяционных ответов в V1. Современная биология , 19 , 1356–1361.
Артикул пабмед Google ученый
Фуллер С. и Карраско М. (2006). Экзогенное внимание и восприятие цвета: производительность и внешний вид насыщенности и оттенка. Vision Research , 46 , 4032–4047.
Артикул пабмед Google ученый
Фуллер С., Парк Ю. и Карраско М. (2009). Контрольный контраст модулирует влияние экзогенного внимания на внешний вид. Vision Research , 49 , 1825–1837.
Артикул пабмед Google ученый
Фуллер, С., Родригес, Р. З., и Карраско, М. (2008). Кажущийся контраст различается по вертикальному меридиану: визуальные факторы и факторы внимания.
Артикул пабмед Google ученый
Джорджсон, Массачусетс (1985). Кажущаяся пространственная частота и контраст решеток: отдельные эффекты контраста и продолжительности. Vision Research , 25 , 1721–1727.
Артикул пабмед Google ученый
Джордано, А.М., МакЭлри, Б., и Карраско, М. (2009). Об автоматизме и гибкости скрытого внимания: анализ компромисса между скоростью и точностью. Journal of Vision , 9 (3, ст. 30), 1–10.
Артикул пабмед Google ученый
Гобелл, Дж., и Карраско, М. (2005). Внимание изменяет внешний вид пространственной частоты и размера промежутка. Психологические науки , 16 , 644–651.
Артикул пабмед Google ученый
Голла Х., Игнащенкова А., Хаармайер Т. и Тьер П. (2004). Улучшение остроты зрения за счет пространственных ориентиров: сравнительное исследование у человека и нечеловеческих приматов. Исследование зрения , 44 , 1589–1600.
Артикул пабмед Google ученый
Горовиц, Т.С., Вулф, Дж.М., Альварес, Г.А., Коэн, М.А., и Кузьмова, Ю.И. (2009). Скорость свободы воли. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 62 , 2262–2288.
Артикул Google ученый
Кон, А. (2007). Зрительная адаптация: физиология, механизмы и функциональные преимущества. Журнал нейрофизиологии , 97 , 3155–3164.
Артикул пабмед Google ученый
Кусуноки, М., и Голдберг, М.Э. (2003). С течением времени перисаккадическое рецептивное поле смещается в латеральную интратеменную область обезьяны. Журнал нейрофизиологии , 89 , 1519–1527.
Артикул пабмед Google ученый
Ленни, П. (2003). Стоимость корковых вычислений. Современная биология , 13 , 493–497.
Артикул пабмед Google ученый
Линг С. и Карраско М. (2006a). Устойчивое и кратковременное скрытое внимание усиливает сигнал за счет различных функций контрастной реакции. Vision Research , 46 , 1210–1220.
Артикул пабмед Google ученый
Линг С. и Карраско М. (2006b). Когда постоянное внимание ухудшает восприятие. Nature Neuroscience , 9 , 1243–1245.
Артикул пабмед Google ученый
Линг С. и Карраско М. (2007). Преходящее скрытое внимание действительно меняет внешний вид: ответ Шнайдеру (2006). Восприятие и психофизика , 69 , 1051–1058.
Артикул Google ученый
Лю, Т., Абрамс, Дж., и Карраско, М. (2009). Произвольное внимание усиливает контраст внешнего вида. Психологические науки , 20 , 354–362.
Артикул пабмед Google ученый
Лю, Т., Фуллер, С., и Карраско, М. (2006). Внимание изменяет внешний вид когерентности движения. Psychonomic Bulletin & Review , 13 , 1091–1096.
Артикул Google ученый
Лю Т., Пестилли Ф. и Карраско М. (2005). Кратковременное внимание улучшает перцептивные характеристики и реакцию фМРТ в зрительной коре человека. Нейрон , 45 , 469–477.
Артикул пабмед Google ученый
Лофтус, Г. Р., и Массон, М. Е. Дж. (1994). Использование доверительных интервалов в внутрисубъектных планах. Psychonomic Bulletin & Review , 1 , 476–490.
Артикул Google ученый
Лу, З.-Л., и Дошер, Б.А. (2000). Пространственное внимание: разные механизмы центральных и периферических временных предвестников? Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 26 , 1534–1548.
Артикул Google ученый
Удача, SJ (2004). Понимание осознанности: на один шаг ближе. Nature Neuroscience , 7 , 208–209.
Артикул пабмед Google ученый
Магнуссен С. и Джонсен Т. (1986). Временные аспекты пространственной адаптации: исследование последействия наклона. Vision Research , 26 , 661–672.
Артикул пабмед Google ученый
Монтанья, Б., и Карраско, М. (2006). Преходящее скрытое внимание и воспринимаемая частота мерцания. Journal of Vision , 6 (9, ст. 8), 955–965.
Артикул пабмед Google ученый
Монтанья, Б., Пестилли, Ф., и Карраско, М. (2009). Внимание жертвует пространственной остротой. Vision Research , 49 , 735–745.
Артикул пабмед Google ученый
Монтасер-Кушари, Л., и Раджимехр, Р. (2004). Внимательная модуляция адаптации к иллюзорным линиям. Journal of Vision , 4 (6, ст. 3), 434–444.
Артикул пабмед Google ученый
Моран, Дж., и Десимоне, Р. (1985). Избирательное внимание блокирует визуальную обработку в экстрастриарной коре. Наука , 229 ,782–7844.
Артикул Google ученый
Морган М. Дж., Уорд Р.М. и Кастет Э. (1998). Визуальный поиск наклонной цели: тесты моделей пространственной неопределенности. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 51A , 347–370.
Google ученый
Мюллер, Х. Дж., и Рэббит, П. М. (1989). Рефлексивная и произвольная ориентация зрительного внимания: динамика активации и сопротивление прерыванию. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 15 , 315–330.
Артикул Google ученый
Накаяма, К., и Маккебен, М. (1989). Устойчивые и преходящие компоненты фокуса зрительного внимания. Vision Research , 29 , 1631–1647.
Артикул пабмед Google ученый
Паркер, А. (1981). Сдвиги в воспринимаемой периодичности, вызванные временной модуляцией, и их влияние на настройку пространственной частоты двух последействий. Vision Research , 21 , 1739–1747.
Артикул пабмед Google ученый
Пестилли Ф. и Карраско М. (2005). Внимание повышает контрастную чувствительность в определенных местах и ухудшает ее в неподдерживаемых местах. Vision Research , 45 , 1867–1875.
Артикул пабмед Google ученый
Пестилли Ф., Линг С. и Карраско М. (2009 г.). Модель популяционного кодирования влияния внимания на контрастную реакцию: оценка нервных эффектов на основе психофизических данных. Vision Research , 49 , 1144–1153.
Артикул пабмед Google ученый
Пестилли Ф., Виера Г. и Карраско М. (2007). Как внимание и адаптация влияют на контрастную чувствительность? Journal of Vision , 7 (7, ст. 9), 1–12.
Артикул пабмед Google ученый
Петров А. А. (2009). Основанная на симметрии методология идентификации правил принятия решений в одинаковых и разных экспериментов. Psychonomic Bulletin & Review , 16 , 1011–1025.
Артикул Google ученый
Познер, М. И. (1980). Ориентация внимания. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 32 , 3–25.
Артикул пабмед Google ученый
Принцметал, В., Амири, Х., Аллен, К., и Эдвардс, Т. (1998). Феноменология внимания: 1. Цвет, местоположение, ориентация и пространственная частота. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 24 , 261–282.
Артикул Google ученый
Принцметал, В., Лонг, В., и Леонхардт, Дж. (2008). Непроизвольное внимание и яркостный контраст. Восприятие и психофизика , 70 , 1139–1150.
Артикул Google ученый
Принцметал В., Нвачуку И., Бодански Л., Блюменфельд Л. и Симидзу Н. (1997). Феноменология внимания: 2. Яркость и контрастность. Сознание и познание , 6 , 372–412.
Артикул Google ученый
Рейнольдс, Дж. Х., и Дезимон, Р. (1999). Роль нейронных механизмов внимания в решении проблемы связывания. Нейрон , 24 , 19–29.
Артикул пабмед Google ученый
Шнайдер, К. А., и Бавелье, Д. (2003). Компоненты визуального предварительного входа. Когнитивная психология , 47 , 333–366.
Артикул пабмед Google ученый
Шнайдер, К.А., и Комлос, М. (2008). Внимание искажает решения, но не меняет внешний вид. Journal of Vision , 8 (15, ст. 3), 1–10.
Артикул Google ученый
Шалев Л. и Цал Ю. (2002). Обнаружение пробелов с вниманием и без него: еще одно свидетельство существования полей восприятия внимания. Европейский журнал когнитивной психологии , 14 , 3–26.
Артикул Google ученый
Шор Д.И., Спенс К. и Кляйн Р.М. (2001). Визуальный предварительный вход. Психологические науки , 12 , 205–212.
Артикул пабмед Google ученый
Смит Р.А. (1971). Исследования временной частотной адаптации зрительной контрастной чувствительности. Журнал физиологии , 216 , 531–552.
ПабМед Google ученый
Сниппе, Х. П., Пут, Л., и ван Хатерен, Дж. Х. (2004). Асимметричная динамика адаптации после начала и прекращения мерцания. Journal of Vision , 4 (1, ст. 1), 1–12.
Артикул пабмед Google ученый
Сниппе, Х. П., и ван Хатерен, Дж. Х. (2003). Восстановление после контрастной адаптации соответствует предсказаниям идеального наблюдателя. Журнал Оптического общества Америки , 20 , 1321–1330.
Артикул пабмед Google ученый
Штёрмер, В.С., Макдональд, Дж.Дж., и Хиллъярд, С.А. (2009). Кросс-модальные сигналы внимания изменяют внешний вид и раннюю корковую обработку зрительных стимулов. Труды Национальной академии наук , 106 , 22456–22461.
Артикул Google ученый
Талгар, С.П., и Карраско, М. (2002). Асимметрия вертикального меридиана в пространственном разрешении: факторы зрения и внимания. Psychonomic Bulletin & Review , 9 , 714–722.
Артикул Google ученый
Тьювес, Дж. , Годейн, Р., и Пратт, Дж. (2004). Новая оценка продолжительности задержки внимания. Psychonomic Bulletin & Review , 11 , 60–64.
Артикул Google ученый
Трей, С. (2004). Перцептивное усиление контраста вниманием. Тенденции в когнитивных науках , 8 , 435–437.
Артикул пабмед Google ученый
Цал Ю. и Шалев Л. (1996). Невнимательность увеличивает воспринимаемую длину: гипотеза рецептивного поля внимания. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и производительность, 22 , 233–243.
Артикул Google ученый
Цал Ю., Шалев Л. и Закай Д. (2005). Новый взгляд на эффект удлинения: ответ Принцметалу и Уилсону (1997) и Масину (1999). Psychonomic Bulletin & Review , 12 , 185–190.
Артикул Google ученый
Це, П. У. (2005). Произвольное внимание модулирует яркость перекрывающихся прозрачных поверхностей. Vision Research , 45 , 1095–1098.
Артикул пабмед Google ученый
Туратто, М., Вескови, М., и Вальсекки, М. (2007). Внимание заставляет движущиеся объекты восприниматься как движущиеся быстрее. Vision Research , 47 , 166–178.
Артикул пабмед Google ученый
Валсекки, М., Вескови, М., и Туратто, М. (2010). Являются ли эффекты внимания на суждения о скорости действительно перцептивными? Внимание, восприятие и психофизика , 72 , 637–650.
Артикул Google ученый
Wichmann, FA, & Hill, NJ (2001). Психометрическая функция: I. Подгонка, выборка и точность подгонки. Восприятие и психофизика , 63 , 1293–1313.
Артикул Google ученый
Womelsdorf, T. , Anton-Erxleben, K., Pieper, F., & Treue, S. (2006). Динамические сдвиги зрительных рецептивных полей в области коры МТ при пространственном внимании. Nature Neuroscience , 9 , 1156–1160.
Артикул пабмед Google ученый
Янтис С. и Джонидес Дж. (1990). Внезапные визуальные приступы и избирательное внимание: произвольное или автоматическое выделение. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 16 , 121–134.
Артикул Google ученый
Йешурун, Ю., и Карраско, М. (1998). Внимание улучшает или ухудшает визуальную производительность за счет увеличения пространственного разрешения. Природа , 396 , 72–75.
Артикул пабмед Google ученый
Йешурун Ю. и Карраско М. (1999). Пространственное внимание повышает производительность в задачах пространственного разрешения. Vision Research , 39 , 293–306.
Артикул пабмед Google ученый
Йешурун Ю. и Карраско М. (2000). Локус эффектов внимания при сегментации текстуры. Nature Neuroscience , 3 , 622–627.
Артикул пабмед Google ученый
Йешурун, Ю., и Карраско, М. (2008). Влияние кратковременного внимания на пространственное разрешение и размер сигнала внимания. Восприятие и психофизика , 70 , 104–113.
Артикул Google ученый
Йешурун, Ю., Монтанья, Б., и Карраско, М. (2008). О гибкости постоянного внимания и его влиянии на задачу сегментации текстуры. Vision Research , 48 , 80–95.
Артикул пабмед Google ученый
Скачать ссылки
произвольное и непроизвольное внимание — Parentpal | Блог
В прошлом году на семинаре для педагогов несколько воспитателей дошкольных учреждений сказали мне, что им не нужны iPad в их классах. Однако были представлены iPad, потому что некоторые родители твердо считали, что дети должны начинать рано, чтобы быть технически компетентными в школе. Каков наилучший путь к технологической компетентности для вашего ребенка?
СПРОСИТЕ 5-ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
В следующий раз, когда вы озадачитесь Windows, подумайте об этом: прошлой осенью Аян Куреши из Ковентри, Англия, сдал общеотраслевой экзамен Microsoft Certified Professional. Аяну пять лет. По его словам, испытание было «трудным, но приятным».
Путь Аяна начался в возрасте трех лет. Ему нравилось сидеть рядом со своим отцом, ИТ-консультантом, и смотреть. Со временем отец объяснил ему основы и отдал старые компьютеры на разборку. Аян игрался с жесткими дисками и материнскими платами.
В то время как другие дети были увлечены приложениями для iPad и телевидением, Аян устанавливал и настраивал операционные системы, возился с маршрутизаторами и коммутаторами и читал книги Microsoft. «Я знал, что если я познакомлю его с играми, он на это не пойдет», — проницательно заметил его папа. Сегодня Аян проводит два часа в день в своей самодельной компьютерной лаборатории. Кажется, он сохранил свое детское удивление. Ему нравятся компасы, телескопы, и он сказал репортеру: «Свет цвета радуги, отраженный через призму, удивителен».
ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ
Аян исключительный. Но вот что мне особенно нравится в его истории.
1. Отец Аяна приветствовал присутствие сына рядом с ним. Несомненно, у него, как и у всех, были сроки, которые нужно было уложиться, требования клиентов и большой объем работы. Тем не менее, он нашел время и отправил своему сыну манящую вибрацию «счастлив ты здесь со мной».
2. Папа Аяна обратил внимание на сына . Он признал умение Аяна обращаться с компьютерами, терпеливо обучал его и выбирал практические учебные материалы.
3. Аяна поощряли, а не подталкивали, с духом исследований и открытий, а не со стрессом и соперничеством.
4. Аян был активным учеником. Требуется больше усилий, чтобы разобраться в компонентах компьютера и сосредоточиться на книге Microsoft, чем учиться на видео и играх. Аян тренировал и укреплял свое произвольное внимание.
5. Родители Аяна имели мужество в своих убеждениях . Они действовали, зная, что Аян слишком молод, чтобы предпочесть добровольное внимание непроизвольному. Взрослому достаточно сложно дотянуться до текста Microsoft вместо видеоигры.
УЧАСТВУЙ!
Чтобы направлять развитие технической компетентности вашего ребенка, помните о разнице между вниманием, захваченным экраном (непроизвольным), и более активным, самонаправленным вниманием (произвольным), как у Аяна. По мере того, как ваши дети взрослеют, помогайте им понять это важное отличие. Защищайте маленьких детей, поощряя произвольное внимание, как это делали родители Аяна.
Вам не нужно быть ИТ-специалистом, как отец Аяна, чтобы направлять своего ребенка.