Нейропсихология детского возраста только у нас!
Нейропсихология детского возраста – это востребованное направление коррекционно-развивающей помощи ребенку как с развитием выше нормы (одаренностью, гениальность), так и с особенностями развития (задержка речевого развития, СДВГ, расстройства аутистического спектра, логоневроз и т.д.)
Комплексные занятия нейропсихологической коррекции включают в себя следующие блоки:
– система специальных упражнений, основанных на естественных движениях. Выполнение растяжек способствует преодолению мышечного пониженного или повышенного тонуса, зажимов; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса, повышение общей активности, моторики, помогает в становлении саморегуляции. Развитие способности к расслаблению, релаксации решает задачу умения контролировать свое тело, повышает работоспособность. Любое отклонение в мышечном тонусе может стать причиной изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребёнка. Растяжки подготавливают ребёнка к этапу ползания и ходьбы.
Осознание ребёнком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, задней, передней, правой, левой частей тела.
Глазодвигательные упражнения
Часто у детей сужено поле зрительного восприятия. Ребёнок видит только то, что находится перед ним. Остальные предметы ребёнок замечает только с помощью поворота головы, в познавательной деятельности это приводит к быстрому утомлению. Сведение глаз к переносице, слежение за предметом в горизонтальной и вертикальной плоскости становится трудновыполнимо для детей.
К 3 годам ребёнку надо освоить навык оценивать пространство на 180 градусов по вертикали и горизонтали, отслеживая его без поворота головы. Движения слежения глазами за предметом должны автоматизироваться у ребёнка к 3 месяцам.
При фрагментарности зрительного восприятия страдают и другие сферы познавательной деятельности, например речь. Если ребёнок видит фрагментарно, то он будет слышать фрагментарно. У детей при письме, чтении и речи прослеживаются одновременные движения разных частей тела: крутиться или высовывается язык, ребёнок перебирает предметы руками, раскачивается всем телом, качает или дёргает ногой – это называется неадекватная синкинезия. Ребёнок компенсирует трудности концентрации внимания, что является очень энергозатратным процессом. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Упражнения слежения за предметом помогают разбить патологические синкинезии, которые во младенчестве были выгодны ребёнку, а теперь мешают. Выполняется в положениях лёжа, сидя и стоя. Во время усвоения упражнений ребёнком добавляются движения языка. Упражнения выполняются сначала отдельно глазами, потом глаза и язык вместе и врозь.
Дыхание
Дыхание оказывает релаксирующую функцию, способствует концентрации внимания. Оно отражает эмоциональное состояние, с помощью дыхания можно управлять эмоциями. Современные дети чаще время проводят за компьютером, это не требует активного включения волевых усилий, как при письме, счёте. Ребёнок дышит и …не о чём не задумывается.
Например, ребёнок на занятиях в школе во время выполнения трудного задания начинает волноваться и задерживать дыхание. Сбой в дыхании влияет на обделение кислородом головного мозга, т.к. не выстроено правильное дыхание и синхронизация дыхания с движением. Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, также в комплексе с различными движениями. Это способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости и улучшению общего состояния ребёнка. Дыхание способствует обильному насыщению кислородом головного мозга. Дыхательные упражнение состоят из ритмов, которые подчиняются сознательной и активной регуляции со стороны человека. Научив детей контролировать дыхание, можно включить функции произвольной регуляции у ребёнка. Так, дети постепенно переносят усвоенные правила дыхания на правила в жизни. Детям проще контролировать своё поведение и эмоциональные реакции.
Двигательно-моторная коррекция (ползанье)
У современных детей замечено в раннем и позднем возрасте нарушения координации движений. При ходьбе дети пошатываются, спотыкаются, часто падают, задевают окружающие предметы, с трудом переключаются на другие движения. Встречается двигательное беспокойство, дети не могут сидеть на месте, выполняя простые задания. Дети могут быть медлительны. Плавность и точность в овладении крупной моторики у детей, крупных движений сказывается на трудностях в овладении мелкой моторики. Застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, дети не могут ровно провести прямую линию, нарисовать круг, затрудняются нарисовать простые предметы. В школе ребята, осваивая письмо, пишут неразборчиво, буквы по размеры то большие, то маленькие или не соблюдают строку. При чтении возникают трудности последовательно проследить строку и «сложить» буквы в слоги и слова. Счёт так же может вызвать трудности.
Норма, когда ребёнок, не нарушая последовательности двигательного развития, правильно проходит все этапы, запуская важные механизмы работы мозга. Конкретному возрасту соответствуют двигательные навыки. После рождения ребёнок лежит на спине (происходит оценка пространства по горизонтали право – лево), потом переворачивается на живот (поднимая и опуская взгляд вверх – вниз, ребёнок способен оценить пространство по вертикали ). В 2 – 3 месяца удерживает голову. Приподнимает её в положении на животе и подтягивает голову к своей груди, когда находится на руках у матери. Голова совершает движение изолированно от тела. Начинается формирование опоры локти в положении лёжа на животе. 3 -4 месяца – на раскрытые ладони, этот навык нужен для удержания веса на одной руке в период переворотов, сидения и ползания.
В 4 – 5 месяцев ребёнок учится переворачиваться со спины на живот, с живота на спину, крутится в положении лёжа. Появляется возможность перемещаться в пространстве и дотянуться до игрушки. 5 – 6 месяцев. Ребёнок крутиться на животе во круг пупка. Формируется навык ползания по – пластунски и на четвереньках. Потом ребёнок раскачивается на четвереньках, опираясь на колени и ладони. Ползание начинается сначала назад, потом вперёд.
Ползание необходимо для освоения нижнего поля зрения, для скоординированной половины нижней и верхней половины тела, для поочерёдного включения правого – левого полушария головного мозга. Ползание стимулирует моторные зоны( участки коры, отвечающие за движения), способствует улучшению межполушарного взаимодействия ( согласованное перекрёстное движение рук и ног разноименных и одноимённых, регулируется противоположными полушариями), совершенствуется зрительное восприятие.
Упражнения двигательного репертуара нейропсихологической коррекции представлены в определённом порядке и повторяются последовательно. Рбёнок со специалистом проходит в качестве подготовки и осуществления этапов первого года жизни: перевороты со спины на живот, ползание по – пластунски, сидение, хождение на четвереньках и т. д.
1 этап. Переворачиваение со спины на живот, ползание на спине и на животе.
2 этапе. Ползание на четвереньках с опорой на руки.
3 этап. Хождение на коленях без опорына руки и хождения на ногах.
В процессе ползания происходит освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела ребёнка. Отработка понятий верх – низ, вперёд – назад, право – лево. Осознания пространства является профилактикой нарушений письма и счёта, чтения у старших дошкольников и младших школьников.
Важно последовательное выполнение упражнений, что влияет на тренировку удержания программы. Дети быстрее усваивают правила и последовательность действий не только во время выполнения домашних заданий и заданий в классе, но и учатся переносить навык удержания правил и программы в социуме. Формируется произвольная регуляция.
Длительность занятий для дошкольников 45-55 минут, для школьников 60-70 минут.
Приглашаем на программы РОСТа:
Нейропсихологический летний лагерь УСПЕХ
Программа обучения по нейропсихологии для родителей и специалистов
Познавательный и туристические квесты для детей
Записки психологов РОСТа:
Мотивация ребенка к учебе
Ребенок и компьютер?
Левша ли ребенок? Как определить и что делать…
Зачем ребенка отправлять в лагерь
Нейропсихология детского возраста.
— Центр психологической помощи «Просвет»- Главная
- /
- Нейропсихология детского возраста.
Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович
Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна
Психолог Копьёв Андрей Феликсович
Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна
Ночевкина Алёна Игоревна
Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.
Психолог Михайлова Анна Дмитриевна
Детский психолог Горина Екатерина
Психолог Светлана Ткачева
Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна
Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна
Психиатр Фролов Алексей Михайлович
Подростковый психолог Каравашкина Елена
Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна
Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович
Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна
Психиатр Медведев Владимир Эрнстович
Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна
Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич
Микадзе Юрий Владимирович
М59 Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.:
Питер, 2008. — 288 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
В учебном пособии рассматриваются теоретические и эмпирические основы нейропсихологии детского возраста. Описываются предмет и задачи клинической и дифференциальной нейропсихологии детского возраста. Представлен нейропсихологический анализ нарушений психических функций, психического развития, поведения, причиной которых являются органические повреждения мозга, а также минимальные мозговые дисфункции, рассматриваемые как следствие и дуальных проявлений нарушений нервной системы в раннем онтогенезе. Отдельный раздел посвящен нейропсихологии индивидуальных различий детского возраста. Дано описание методов нейропсихологической диагностики и коррекции. Пособие адресовано студентам психологических факультетов вузов, нейропсихологам, представителям других психологических, а также медицинских специальностей.
Оглавление
От автора
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Глава 1. Методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций
Глава 2. Основные понятия теории системной динамической локализации в приложении к нейропсихологии детского возраста
2.1. Понятие психической функции
2.2. Понятие локализации
2.3. Понятия «симптом» и «фактор»
2.4. Понятия «синдромный анализ» и «нейропсихологический синдром»
Глава 3. Теория функциональных систем и системогенеза
3.1. Основные понятия теории функциональных систем
3.2. Принципы системогенеза
3.3. Состав психологической функциональной системы и ее мозговая структура
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС ТЕОРИИ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ
Глава 4. Морфо- и функциогенез мозга (структурно-функциональное
созревание мозга)
4. 1. Морфогенез мозга
4.2. Функциогенез мозга
Глава 5. Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ
5.1. Нейропсихологичсский аспект периодизаций возрастного развития
5.2. Внутри- и межсистемные связи на разных этапах онтогенеза
5.3. Сенситивный период
5.4. Проблема взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психических функции
Записаться на онлайн прием
Найти:Чем занимаются детские нейропсихологи | Педиатрическая нейропсихология
Если вы считаете, что у вашего ребенка могут быть различия в обучении и мышлении, куда вы можете обратиться, чтобы выяснить это? Вы можете попросить об оценке вашего ребенка в школе. Или вы можете отвести своего ребенка к специалисту для частной оценки. Один тип специалистов, которые диагностируют, а иногда и лечат детей с отклонениями в обучении и мышлении, называется детским нейропсихологом.
Вот что вам нужно знать о детских нейропсихологах.
Чем занимаются детские нейропсихологи
Детские нейропсихологи — это лицензированные психологи, работающие с детьми. Однако у них есть дополнительная подготовка и опыт. Их внимание сосредоточено на том, как обучение и поведение связаны с развитием мозга.
Изучите темы, выбранные нашими экспертами
Основные причины
Эти специалисты имеют докторскую степень в области психологии и работают в частных клиниках и больницах. Они также проходят двухлетнюю стажировку по нейропсихологии.
Они не врачи, поэтому не могут назначать лекарства или управлять ими. Их основная роль заключается в диагностике заболеваний. Некоторые могут также обеспечить терапию и академические вмешательства.
Эти специалисты проводят для детей многие из тех же тестов, которые используются при школьном оценивании, чтобы выявить сильные и слабые стороны. Но они могут посмотреть на результаты по-разному или провести дополнительное тестирование.
Детские нейропсихологи могут выявить проблемы в следующих областях:
- Сенсорные и моторные навыки
- Внимание и сосредоточенность
- Языковые навыки
- Зрительно-пространственная обработка
- Академические навыки, такие как чтение или математика
Они используют свои знания о развитии мозга при оценке результатов теста. Оттуда они могут поставить диагноз и объяснить не только области слабости, но и то, что ее вызывает. В некоторых случаях это может быть несколько проблем или условий.
Например, если у вашего ребенка проблемы с чтением, тому может быть множество причин. Это может быть проблема с вниманием. Это может быть проблема с беглостью чтения или . Есть и другие возможности. И тестирование может выявить, что у вашего ребенка более одной проблемы, которая вызывает проблемы с чтением.
Процесс оценки у детского нейропсихолога
Процесс оценки может занять от пяти до 12 часов. Вам и вашему ребенку потребуется несколько раз встретиться со специалистом. Вот чего ожидать от этих встреч.
- Первичный визит: Нейропсихолог подробно изучит историю болезни. Вас могут попросить заполнить анкеты о развитии и поведении вашего ребенка. Оттуда специалист примет решение о подходящих тестах для вашего ребенка.
- Тестирование: Ваш ребенок вернется для прохождения от двух до четырех сеансов тестирования. Сеанс может длиться от 90 минут до трех часов. Специалист определит продолжительность сеанса, подходящую для вашего ребенка.
- Осмотр и диагностика: После того, как нейропсихолог ознакомится с результатами анализов, вы встретитесь снова. Если ваш ребенок подросток, он, скорее всего, будет частью этого обсуждения. Специалист расскажет, что показывают тесты и как они объясняют то, что вы видите в обучении или поведении вашего ребенка. Если у вашего ребенка есть одно или несколько различий в обучении и мышлении, специалист выявит их.
Нейропсихолог также может предложить виды помощи для вашего ребенка или разработать план лечения. В отчете нейропсихолог может порекомендовать вашему ребенку получить определенную поддержку и услуги в школе. Некоторые нейропсихологи также проводят более специализированную терапию в своих кабинетах или в больнице.
Вы также можете получить направление к другим специалистам. Это может быть психолог, логопед, эрготерапевт, специалист по чтению или медицинский работник, который может прописать лекарства.
Как детские нейропсихологи работают со школами
После того, как вы получите результаты теста, школьная команда соберется для их обсуждения. Часто они также проводят собственную оценку. Клинический диагноз — это не то же самое, что выявление неспособности к обучению в школе.
В школе будет заключение специалиста. Но было бы неплохо, если бы нейропсихолог был частью разговора. Это может произойти по телефону или лично. Она может помочь убедиться, что школьный план лечения решает все проблемы вашего ребенка.
Допустим, диагноз вашего ребенка . Школа может включить специальные инструкции по чтению в свой IEP. Но вашему ребенку могут понадобиться другие виды поддержки или услуги, чтобы помочь с определенными проблемами. Возможно, у вашего ребенка проблемы с фонологическим восприятием. Специалист может порекомендовать вашему ребенку заниматься с логопедом.
Детали такого типа могут быть потеряны или сведены к минимуму в длинном отчете. Наличие специалиста означает, что она может ответить на вопросы команды и объяснить ключевые детали в отчете.
Ваша роль в процессе
Поиск хорошего детского нейропсихолога — это первый шаг. Но в зависимости от того, где вы живете, у вас может не быть легкого доступа к нему.
Общение с друзьями и другими родителями — один из лучших способов найти родителя в вашем районе. Ваш педиатр может также направить вас к одному из них. Вы также можете обратиться к школьному психологу в школе вашего ребенка. Лучше всего выбрать эксперта, знакомого с вашим школьным округом.
Получить частную оценку может быть довольно дорого. В некоторых случаях школа оплачивает направление ребенка к нейропсихологу для определенного тестирования. Но если вы ищете частную оценку для своего ребенка, вам придется заплатить за нее самостоятельно (страховка может частично покрыть ее).
Возможно, вам также придется выступать за включение некоторых рекомендаций специалиста в IEP вашего ребенка. Чем больше вы знаете об этом процессе, тем лучше вы будете подготовлены. Узнайте о различиях между частной и школьной оценкой. И узнайте, что вы можете сделать, если вашему ребенку отказано в услугах.
Ключевые выводы
Детский нейропсихолог может обнаружить, что у вашего ребенка более одной проблемы.
Этот эксперт должен присутствовать на школьном собрании, на котором обсуждаются различия в обучении и мышлении вашего ребенка.
Этот специалист разработает план поддержки и услуг для решения проблем вашего ребенка.
Похожие темы
Основные причины
Что такое детская нейропсихология?
Примечание редактора: На этой неделе мы познакомим вас с приглашенным блоггером Лаурой Янсонс, Psy D. Пожалуйста, прочитайте ее полную биографию ниже.
По данным Американской психологической ассоциации, детская нейропсихология — это профессиональная специальность, связанная с обучением и поведением в отношении мозга ребенка. Детский нейропсихолог — это лицензированный психолог, специализирующийся на изучении того, как обучение и поведение связаны с развитием структур и систем мозга. Формальное тестирование таких способностей, как память и языковые навыки, позволяет оценить работу мозга. Детский нейропсихолог проводит оценку, интерпретирует результаты тестов и дает рекомендации. Нейропсихолог может работать в самых разных условиях и может играть разные роли в уходе за вашим ребенком. Иногда детский нейропсихолог является куратором, который со временем следит за ребенком, корректируя рекомендации в соответствии с изменяющимися потребностями ребенка. Он или она может также обеспечить лечение, такое как когнитивная реабилитация, управление поведением или психотерапия. Часто нейропсихолог тесно сотрудничает с врачом, чтобы справиться с проблемами ребенка. Некоторые нейропсихологи тесно сотрудничают со школами, чтобы помочь им предоставить соответствующие образовательные программы для ребенка.
Чем нейропсихологическое обследование отличается от школьного психологического обследования?
Школьные оценки обычно проводятся, чтобы определить, подходит ли ребенок для участия в программах специального образования или терапии для повышения успеваемости в школе. Они сосредоточены на достижениях и навыках, необходимых для академического успеха. Как правило, они не диагностируют расстройства обучения или поведения, вызванные изменением функции или развития мозга.
Почему детей направляют к детскому нейропсихологу?
Детей направляет врач, учитель, школьный психолог или другой специалист из-за одной или нескольких проблем, таких как:
- Трудности в обучении, внимании, поведении, социализации или эмоциональном контроле;
- Болезнь или врожденная проблема развития, которая каким-либо образом влияет на мозг; или
- Черепно-мозговая травма в результате несчастного случая, родовой травмы или другого физического стресса.
Нейропсихологическая оценка помогает лучше понять функционирование вашего ребенка в таких областях, как память, внимание, восприятие, координация, речь и личность. Эта информация поможет вам и учителю, терапевтам и врачу вашего ребенка обеспечить лечение и вмешательство для вашего ребенка, которые будут соответствовать его или ее уникальным потребностям.
Что оценивается при нейропсихологическом обследовании?
Типичное нейропсихологическое обследование ребенка школьного возраста может оценить следующие области:
- Общий интеллект
- Навыки достижения, такие как чтение и математика
- Исполнительные навыки, такие как организация, планирование, сдержанность и гибкость
- Внимание
- Обучение и память
- Язык
- Зрительно-пространственные навыки
- Координация двигателя
- Поведенческие и эмоциональные функции
- Социальные навыки
- Функционирование личности
Некоторые способности могут быть измерены более подробно, чем другие, в зависимости от потребностей ребенка. Также можно получить подробную историю развития и данные от учителя ребенка. Наблюдение за вашим ребенком, чтобы понять его или ее мотивацию, сотрудничество и поведение, является очень важной частью оценки. Развивающиеся навыки можно оценить у очень маленьких детей. Однако оценка младенцев и детей дошкольного возраста обычно короче по продолжительности, поскольку ребенок еще не развил многие навыки.
Что мне расскажут результаты о моем ребенке?
Сравнивая результаты тестов вашего ребенка с оценками детей того же возраста, нейропсихолог может составить профиль сильных и слабых сторон вашего ребенка. Результаты помогают тем, кто занимается уходом за вашим ребенком, несколькими способами. Тестирование может объяснить, почему у вашего ребенка проблемы со школой. Например, у ребенка могут быть трудности с чтением из-за проблемы с вниманием, языкового расстройства, проблемы обработки слуха или нарушения чтения. Тестирование также определяет план действий детского нейропсихолога, чтобы использовать сильные стороны вашего ребенка. Результаты определяют, над какими навыками нужно работать, а также какие стратегии использовать, чтобы помочь вашему ребенку. Тестирование может помочь выявить влияние проблем развития, неврологических и медицинских проблем, таких как эпилепсия, аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексия или генетическое расстройство. Тестирование может быть проведено для получения исходного уровня, по которому можно измерить результат лечения или развитие ребенка с течением времени.
Различные детские расстройства приводят к определенным моделям сильных и слабых сторон. Эти профили способностей могут помочь определить расстройство у ребенка и затронутые области мозга. Например, тестирование может помочь различить дефицит внимания и депрессию или определить, вызвана ли задержка речи проблемами в воспроизведении речи, пониманием или выражением речи, социальной застенчивостью, аутизмом или задержкой когнитивных функций. Ваш нейропсихолог может работать с вашим врачом, чтобы объединить результаты медицинских тестов, таких как визуализация мозга или анализы крови, для диагностики проблемы вашего ребенка.
Самое главное, тестирование позволяет лучше понять поведение и обучение ребенка в школе, дома и в обществе. Оценка может помочь учителям, терапевтам и вам лучше помочь вашему ребенку реализовать свой потенциал.
Пожалуйста, посетите эту страницу для получения исчерпывающей информации об исполнительной функции у учащихся начальной школы.
Лаура Янсонс, психолог. является лицензированным клиническим психологом и недавно прошла сертификацию Американского совета по профессиональной нейропсихологии (ABN). Доктор Янсонс оценивает нарушения развития, включая аутизм и СДВГ, нарушения обучаемости, исполнительную дисфункцию, проблемы с обучением и памятью; она также проводит оценку дегенеративных заболеваний, включая болезнь Альцгеймера и другие деменции, а также ЧМТ. Доктор Янсонс консультировал шоу A&E Cable «Intervention». В феврале 2014 года она выступила в Центре неврологии в Дирфилде, штат Иллинойс, на тему динамики нейронных сетей.