18.04.2024

Сублимации в психологии примеры: Сублимация: что это, примеры, советы психолога

Содержание

Сублимация: что это, примеры, советы психолога

Признаемся: всех нас порой тянет сделать что-то запретное. В условиях современного общества мы сдерживаем себя, но можем написать о том, что нас волнует, проникновенный пост в социальных сетях или пойти в спортзал. Это называется сублимация.

Георгий Яковлев, психоаналитический психотерапевт, клинический психолог, специалист сервиса Alter

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

Что такое сублимация

В психологии сублимация — это процесс, благодаря которому сексуальность и агрессия преобразуются и выражаются в социально-приемлемой форме, так сказать, ставятся на службу обществу. Сублимацию часто относят к «зрелым» и наиболее адаптивным формам психологических защит наряду с юмором, альтруизмом и кооперацией: все эти механизмы нашей психики направлены на то, чтобы минимизировать неприятные переживания и поддержать душевное равновесие.

Исторически термин «сублимация» использовался в разных областях:

  • в физике и химии сублимация означает возгонку, переход вещества из твердого состояния сразу в газообразное, минуя промежуточный этап — жидкую форму;
  • в философии и искусстве сублимация понимается как переход в новое, более чистое и возвышенное состояние.

В начале ХХ века австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд, по аналогии с химической сублимацией, предложил концепцию психической сублимации: человек как бы окольным путем достигает удовольствия иного, «более высокого» порядка. Но о каком удовольствии идет речь?

В психоанализе понятие сублимации и удовольствия неразрывно связано с теорией влечения: в каждом человеке от рождения присутствуют внутренние силы (влечения), которые давят изнутри, непреодолимо «влекут» и подталкивают к «разрядке».

Фрейд, прежде всего, исследовал сексуальное влечение: как оно представлено в теле и психике и каким образом ищет удовлетворения («Влечения и их судьбы», 1915).

С первых лет жизни культура и воспитание ограничивают нас в прямом выражении мыслей, эмоций и желаний, которые считаются запретными (например, эгоистичные, инцестуозные или «убийственные» фантазии в отношении близких). В то же время вся современная цивилизация и культурные достижения человечества построены на сублимации («Неудовлетворенность культурой», 1930).

Человек приносит «жертву» обществу, отказываясь от грубого удовлетворения своих страстных и агрессивных побуждений ради безопасности и мирного сосуществования.

Сублимируя, человек непроизвольно меняет курс влечения с сексуальной цели на несексуальную — дружбу, сотрудничество, заботу о других, занимаясь карьерой, наукой, искусством, спортом или иной деятельностью, которую одобряет социум. Иногда сексуальное влечение полностью трансформируется в страсть к знаниям, как это было у да Винчи — добровольная атрофия сексуальной жизни («Детское воспоминание Леонардо да Винчи», 1910).

© wikipedia.org

Интересно, что концепция сублимации так и не была закончена ни самим Фрейдом, ни последующими поколениями аналитиков и представляет скорее общий ход мысли, нежели руководство к действию. Поскольку это наиболее «здоровый» из бессознательных процессов, его намного труднее исследовать: ни жалоб, ни симптомов.

Примеры сублимации

  • Стремление удовлетворить демонстративные, нарциссические потребности может проявляться в выборе публичной профессии, например артиста или политика.
  • Агрессия может выражаться в социально-приемлемой конкуренции — в контактных видах спорта, публичных прениях (теледебатах, стендап-баттлах), публицистике — а также в выборе специальностей, предполагающих то или иное воздействие или вмешательство (например, в хирургии «резать, чтобы спасать»).
  • Сексуальные и эротические побуждения выражаются в искусстве, литературе, кинематографе и рекламе.

Говоря о сублимации, Фрейд в основном описывал творческую и интеллектуальную деятельность. Но к социально значимой деятельности можно отнести и такое занятие, как коллекционирование (Peter Subkowski, On the Psychodynamics of Collecting, 2006).

Коллекционирование — это последовательное накопление похожих предметов, где одновременно присутствует желание обладать и не расставаться. Склонность к коллекционированию проявляется у многих детей. Любимые игрушки могут заменять отсутствующих взрослых, они успокаивают и помогают справиться с тревогой. Во время игры ребенок становится в активную позицию, он управляет драмой, контролирует ход событий, определяет их исход. Нечто похожее можно проследить у взрослых и в нематериальных формах: коллекционирование знаний, впечатлений, мест отдыха, карьерных позиций, отношений и так далее.

© Shutterstock

В некоторых случаях объекты страсти — предметы искусства и роскоши, брендовые вещи либо какие-то редкости — могут определять коллекционера, становясь его «продолжением». Магическим образом они успокаивают и приносят наслаждение. Опасность поджидает там, где появляются элементы зависимости, преклонения перед неодушевленным, где коллекционер начинает жить исключительно в мире идеальных предметов, эксцентрично избегая «опасных» человеческих отношений. Утрата таких предметов становится серьезнейшим ударом — человек ощущает это так, будто он лишился части себя, как в фильме Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» (2013).

Тем не менее многие коллекционеры успешны и активны в жизни. Зрелая, сублимированная форма коллекционирования подразумевает, что коллекционер признает неполноту и несовершенство своей коллекции, он знает, когда остановиться, при этом чувствует себя довольно комфортно и в остальных сферах жизни, где также получает эстетическое удовольствие.

В наивысшей форме коллекционирование может выражаться в благотворительности: предметы возвращаются обществу взамен на признание. В таком случае предметы отражают вкусы и ценности коллекционера, но не являются буквально его «плотью».

Вот и другой пример из области писательства. Известный индийско-американский психоаналитик и ученый Сэлмэн Актар на вопрос «почему я пишу» отвечает: «ради удовольствия» (Salman Akhtar, «Dancing with Words», 2020). Для него писательство — это один из способов получить самое разное наслаждение. Прежде всего так он выражает (сублимирует) любовь, ненависть, зависть, желание мести, отцовскую назидательность и братскую нежность. С некоторой долей стыда он признается: пишет еще и потому, что ему нравится быть известным (подобные эксгибиционистские устремления могут указывать уже на псевдосублимацию, то есть не столько на стремление принести пользу обществу, сколько на желание показать себя с лучшей стороны, получить одобрение, порой любой ценой). Его имя позволяет ему путешествовать, зарабатывать, выступать и знакомиться с интересными людьми, с некоторыми становиться друзьями.

Писательское удовольствие также в том, чтобы пассивно погружаться в свои размышления в три утра, в аэропорту, в поезде, даже на прогулке, чтобы в какой-то момент спонтанно, в творческом порыве за несколько часов написать статью. Возможно, в такие моменты ему удается освободиться от бренного, человеческого, фрагментарного в себе и обрести внутреннюю целостность.

Сублимация и жизнь

Итак, сублимация тесно связана с культурой, чья задача — направлять нас и задавать систему координат, обеспечивая устойчивость и чувство безопасности. Однако, в отличие от общества XIX века со свойственной ему четкой иерархией, запретами и предписаниями, современное общество вызывает в человеке, скорее, спутанность, одиночество и иллюзию того, что все желания осуществимы. Как подмечает итальянский психоаналитик Росселла Вальдре, сегодня нет места трагедии, вине или страданиям — мы живем в поле личных достижений. Общество хочет видеть успех (Rossella Valdrè, «On Sublimation», 2014).

Кадр из фильма «Красота по-американски»

© imdb

Глубинные личностные изменения (и сублимация) требуют активной внутренней проработки. Но сегодня, в этой гонке желаний, информационном шуме и неопределенности, человек все чаще прибегает к отрицанию, когда неприятная часть реальности, конфликты и переживания не перемалываются в жерновах психики, а просто отбрасываются, словно их и не было: отрицать проще, чем воспринимать. Но выброшенное за дверь возвращается в окно в том же виде. Такой «пустой дом» легко заполняется тревогой. Возможно, поэтому сегодня в практике психологов столь часты обращения, связанные с паническими атаками, необъяснимой грустью, скукой, неудовлетворенностью, ощущением «самозванца».

Чувствуя нехватку чего-то важного, все чаще мы ищем не внутри себя, а во внешнем мире — окружая себя предметами, регалиями, ритуалами, поверхностными связями, предпочитая действовать мгновенно, свайпить и выкладывать контент не рефлексируя. Старение и болезни отвергаются мифом о вечной молодости и непрестанной заботой о своем теле. По меткому выражению Фрейда, человек своего рода «бог на протезах», величественный, но вовсе не обязательно счастливый.

С сублимацией также связан следующий парадокс. Иногда мы как бы отстраняемся от отношений и внешнего мира: например, когда тяжело болеем и не желаем общаться; когда хотим спать; когда погружены в ипохондрию и заняты лишь здоровьем своего тела («О введении понятия «нарцизм»», 1914). Сублимация также подразумевает некоторое отстранение, точнее, изъятие любовной энергии из отношений: этот ценный ресурс ограничен, поэтому, прежде чем использовать его в новых творческих несексуальных целях, сначала нужно вернуть его себе. Но если мы удерживаем все внимание и любовь в себе, то рискуем устроить внутреннюю запруду и запустить процессы саморазрушения — в атаках на себя, самопроизвольных ограничениях, лишении себя удовольствия. Такая десексуализация, доведенная до крайности, обнаруживается в аскетизме, вплоть до анорексии, удовольствия от умирания. Поэтому так важно по-фрейдовски «начинать любить для того, чтобы не заболеть».

Кадр из фильма «Красота по-американски»

© imdb

Как сублимировать «правильно»

Фрейд считал, что наши возможности достигать удовольствия и справляться со страданиями, в том числе посредством сублимации, сильно ограничены.

Интеллектуальные и творческие задатки у всех разные, а труд и общественная деятельность не воспринимаются как путь к счастью, если человек работает в силу необходимости. Наконец, помимо сублимации есть и более доступные «болеутоляющие» средства и приемы, не требующие такой душевной работы, — тот же алкоголь. И все же человечество не вырождается, а продолжает свое развитие и пока еще не отказалось от воспитания и культуры.

Психоанализ не дает указаний, как «правильно» сублимировать, да и вряд ли это может быть самоцелью. Скорее, мы можем подумать о ваших возможностях сублимировать. Вот основные темы для рассуждений.

  • Насколько вы свободны в выражении своей сексуальности, своих нежных и страстных чувств? Как это связано с мнением окружающих?
  • Какие свои лучшие и худшие качества и потребности вам удается реализовать в профессии и в общении с другими людьми? А с чем еще предстоит разобраться?
  • Что вы думаете о зависти, ненависти, агрессии? Можно ли извлечь из них пользу для себя и своего окружения?
  • Как вы относитесь к одиночеству и уединению? Для вас это одно и то же?
  • Какие семейные установки вы переняли еще в детстве, а от каких решительно отказались? Как это сегодня связано с вами, с вашими отношениями, увлечениями, с тем, чем вы занимаетесь, как проживаете и наполняете каждый день?
  • Есть ли в вашей жизни место тайне и любопытству? Может ли что-то вас по-настоящему увлечь? Хотели бы вы делиться этим с окружающими?

Размышляя над этими вопросами, можно почувствовать, что какие-то темы хочется проскочить, а на других задержаться, чтобы прояснить свое отношение. Какие ситуации вам приходят в голову? Если они связаны с повторяющимся стрессом и неудовольствием, то можно предположить, что сублимация здесь терпит неудачу. Возможно, есть нерешенный глубинный конфликт — в этом случае может потребоваться поддержка психолога.

Способность сублимировать и выдерживать одиночество может говорить о целостности личности — о том, что человек готов узнавать и принимать себя в своих самых невообразимых, «возмутительных» и настойчивых желаниях, без попыток каждый раз нажать на красную кнопку SOS в виде другого человека.

Одна из самых распространенных и продуктивных форм сублимации, конечно же, творчество. При этом необязательно быть гениальным творцом: каждый может участвовать в креативном процессе — если не создавая, то наслаждаясь произведением искусства или просто занимаясь любимым делом.

Среди наиболее полезных форм сублимации можно назвать и психотерапию. Приходя в терапию, человек сразу оказывается в ситуации сублимации: общение с психологом побуждает к рефлексии — здесь вместо бездумных действий используются воображение и язык, и есть надежда, что тебя поймут.

Поэтому к психотерапии имеет смысл обращаться не только когда что-то «болит», но и для того, чтобы все глубже и глубже узнавать себя.

Сублимация — не самый короткий или легкий путь к счастью, но именно она открывает доступ к высшим человеческим ценностям, позволяет исследовать культуру и свое бессознательное. Это чистая форма любопытства и совершенно особый новый источник творческого удовольствия. 

Сублимация в психологии — примеры, теория сублимации Фрейда

Сублимация – это защитный механизм психики, отвечающий за снятие внутреннего напряжения, используя перенацеливание энергии на достижение результатов социально приемлемых целей, например в творчестве, в спорте, метафизике или религии. Сублимация в переводе с латинского (sublimare) означает возносить или одухотворять. Первоначально этот термин выражал нравственное возвышение. Впервые, это суждение изложил Зигмунд Фрейд в 1900 году. В социальной психологии этот защитный механизм психики ассоциируется с процессами социализации. Проблемам сублимации уделяется существенное значение в детской психологии, в психологии творчества, психологии спорта.

Сублимация что это? Этот термин может также означать:

— технологию удаления водяного льда вакуумным способом из свежих, замороженных продуктов, биологических материалов;

— обращение вещества из твёрдого в газообразное состояние без нахождения в жидком состоянии;

— в полиграфии это способ переноса изображения на разные поверхности: полиэстеровые ткани, металл, дерево, керамику;

— сублимация в психологии это трансформация либидозной энергии в творческую.

В соответствии с концепциями своей теории, Зигмунд Фрейд описывал защитный механизм психики, как отклонение от биологической энергии (полового влечения от его прямой цели и перенаправление его на социально приемлемые задачи).

Сублимацию Фрейд рассматривал, как исключительно «положительную» защиту, оказывающую содействие конструктивным занятиям, а также снятию внутреннего напряжения личности.

Подобная оценка сублимации присутствует в любой терапии, которая направлена не на избавление индивида от его внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного решения.

Метод сублимации широко применяется в психоанализе. В разработанной Фрейдом концепции психоанализа, сублимация трактуется, как вид трансформации влечений (либидо). В настоящее время сублимация имеет несколько значений и понимается шире, но независимо от ее природы происхождения сублимацией называется перенаправление неприемлемых импульсов.  Она может принимать самые разные формы.

Примеры сублимации:

— занимаясь хирургией можно сублимировать садистские желания;

— отдавая предпочтение изобразительному искусству, шуткам, анекдотам, можно сублимировать чрезмерное влечение к занятию интимом.

Повсеместно, ежедневно личность ожидают сюрпризы в виде разных проблематичных или перенапряженных ситуаций, нуждающихся в снятии напряжения.

Процесс сублимации помогает личности не игнорировать внутренние конфликты, а перенаправить энергию индивида на поиск путей в их разрешении. В этом выражается основная функция сублимации в психологии.

Агрессивность и ее энергия может трансформироваться в спорте, например в каратэ или в строгости воспитании собственных детей – применяя требовательность по отношению к ним. Эротизм может сублимироваться в дружбу.

Когда индивид не способен дать выход  своим инстинктивным влечениям, то он подсознательно ищет ту деятельность, тот род занятий, благодаря которым данные импульсы будут высвобождаться. Фрейд объяснял занятия творчеством каждой личностью именно благодаря защитному механизму психики.

Механизм сублимации трансформирует травмирующие, нежелательные, негативные переживания в разные виды востребованной и конструктивной деятельности. В течение всей деятельности Фрейд относил к сублимации некоторые виды деятельности, побуждаемые желанием, которые явно не направлены к половой цели это: интеллектуальное исследование, художественное творчество, с точки зрения общества ценные виды деятельности.

Итак, сублимация это в психологии защитный механизм психики, выполняющий функцию снятия внутреннего напряжения и перенаправление этого напряжения на социально значимые объекты.

Зигмунд Фрейд полагал, что всё, что человек называет «цивилизацией», возможно, возникло, вследствие механизма сублимации.

Психоаналитики утверждают, что многие выдающиеся произведения искусства выступают достижением сублимирующей энергии от фрустрации, которые связанны с крахом и неудачами в личной жизни (зачастую потерянной или отвергнутой любовью, неудовлетворенным половым инстинктом и прочее).

В качестве примера Фрейд ссылается на Леонардо да Винчи, знаменитого живописца, инженера и учёного. Он практически создал немыслимое для одного человека. За что бы он ни брался, он добивался совершенства. Вместе с тем, у него было отмечено полное отсутствие интереса к интиму.

Зигмунд Фрейд утверждал, что Леонардо стал исключительным потому, что у него без внутренней борьбы была полная сублимация полового влечения — либидо. Этим же Фрейд толковал собственную, аналогичную позицию и относил свою потрясающую работоспособность в сорок лет к результату полной, сознательной сублимации половой энергии. Зигмунд Фрейд, будучи атеистом, разделял иудейскую мораль о том, что интим «приличен» только для цели деторождения.

«Биографический психоанализ» демонстрирует, что многие известные произведения были созданы, когда у авторов отмечалась либо утрата любви, либо разочарование, либо отсутствие возможности встретиться с объектом страсти. Через творчество энергия находила свой выход. Фантазия в произведениях дорисовывала то, чего не хватало авторам в реальной жизни.

В психоанализе зачастую под сублимацией понимают смену душевных состояний: от горя к наслаждению, от тоски к радости. Так действует психологическая защита, видоизменяя энергию полового влечения в социально приемлемую цель.

Теория сублимации. Т. Адорно установил эффект сложного соединения любви и ненависти у людей к телевизионным героям и сделал вывод, что сублимационный эффект может умножить манипулирование сознанием. Ведь духовная жизнь личности во многом вырабатывается бессознательными предпочтениями. Например, человек ищет при просмотре телепередач не причину для развития аналитических способностей или художественных, глубоких впечатлений и вечных истин. Его тянет к просмотру передач благодаря воздействию психологических влечений. В этом прячется тайна раздвоенности сознания.

Рядовой телезритель, отвергая насилие в жизни, в экранных преступлениях находит для себя привлекательным зрелище, а также для него оно выступает искупительным освобождением от каждодневных переживаний и перенапряжений.

Однообразная, изнуряющая каждодневность неустанно зарождает в индивиде разочарование. Большинство его устремлений, надежд не сбывается, и вытесняются в сферу бессознательного. Все это пробуждает потребность в искусственной реализации обрушившихся замыслов, в абстракции от постылой реальности. Говоря другими словами, индивиду необходима психологическая компенсация, которую он находит в просмотре телепередач или за просиживанием в интернете.

Психологи уверяют, что, просмотры детективных, криминальных телепередач снижают число реальных преступлений, поскольку при просмотре дурные наклонности личности сублимируются.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н. А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Самые удивительные примеры сублимации [Психология]

Что такое сублимация?

Зигмунд Фрейд определял сублимацию как отклонение энергии сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление ее на общественно приемлемые цели. Это рассматривалось им как исключительно «хорошее» явление, способствующее созидательной деятельности и снятию стресса. По сути, сублимация направлена ​​на поиск социально-адаптивного решения внутриличностных конфликтов.

Сейчас под сублимацией принято понимать более широко – как перенаправление неприемлемых импульсов вообще, вне зависимости от их характера (сексуальные, агрессивные и т.д.).

Зигмунд Фрейд считал, что все, что мы связываем с «цивилизацией», возникло благодаря механизму сублимации. Психоаналитики считают, что большинство выдающихся произведений искусства являются результатом сублимации энергии от фрустрации, связанной с неудачами в личной жизни или потерянной любовью, неудовлетворенным половым инстинктом и т. д.

Сам Фрейд приводит в пример Леонардо да Винчи, великого художника, ученого и инженера. Он считает, что Леонардо стал выдающимся именно потому, что у него была полная сублимация сексуальной энергии, даже без внутренней борьбы. Кстати, этим Фрейд обосновывал подобную собственную позицию и считал свою удивительную работу также результатом сознательной полной сублимации сексуальной энергии с сорокалетнего возраста.

Будучи атеистом, он разделял еврейскую мораль в том, что секс «достоин» только для продолжения рода. «Биографический психоанализ» показывает, что большинство выдающихся произведений были созданы в период, когда их авторы переживали либо потерю любви, либо какое-то разочарование, либо невозможность встретить человека для любви. Энергия нашла выход в творчестве. Фэнтези может дополнить все, чего не хватает в реальной жизни.

Что является примером сублимации?

Сублимация принимает различные формы. Например, садистские желания можно сублимировать хирургическим путем. Механизм сублимации трансформирует нежелательные, травматические и негативные переживания в различные виды созидательной деятельности.

Простейшие формы проявления сублимации – яркие и живые сны, которые запоминаются надолго. Высшая форма – рисование, музыка, дизайн и многое другое.

Примеры механизма сублимационной защиты

Сублимация – это защитный механизм психики человека, который снимает нарастающее внутреннее напряжение для достижения какой-либо положительной цели. Таким образом, неприемлемые личные импульсы могут быть переключены на что-то более приемлемое в обществе.

Вот несколько примеров:

  • Люди, склонные к насилию, удовлетворяют свои потребности, работая в полиции;
  • Те, кто имеет большой интерес к трупам, переносят энергию сублимации в работу патологоанатома;
  • Отсутствие активной половой жизни помогает тратить энергию на творческое развитие или научные исследования.

Другие примеры сублимации в психологии

Человек, работающий в сфере обслуживания, хочет отстаивать свои интересы, но в силу рода своей работы вынужден подавлять нежелательные реакции и всегда вежливо общаться с клиентами. Он может сублимировать негатив, если начнет заниматься боксом.

Женщина мечтает о семье и детях, но не замужем. Она может подарить свою любовь бездомным животным или другим людям, нуждающимся в заботе.

Молодой человек влюбляется в девушку, но она к нему ничего не чувствует. Он может написать в ее честь стихотворение, нарисовать картину или сочинить песню.

Сублимация — Психологический защитный механизм

В этой статье/видео мы сосредоточимся на

  • понимании защитного механизма сублимации
  • Сравните с рабочим объемом
  • как это может помочь и помешать нашему росту
  • Наконец, как терапевты и коучи могут помочь клиентам, чьему росту препятствует сублимация

Защитный механизм сублимации: тематическое исследование

Ума — овдовевшая женщина; у нее никогда не было чувств ни к одному мужчине, кроме ее покойного мужа. Она знакомится с бойфрендом своей дочери и внезапно чувствует влечение к молодому человеку.

Что делает Ума?

Она бессознательно трансформирует свои неприемлемые чувства в материнские чувства, принятые в обществе. Она начинает финансировать его образование, водит его и ее дочь на ужины, в кино и т. д. Звонит ему раз в неделю, чтобы проверить его учебу и общежитие. Изо всех сил старается помочь ему и даже встает на его сторону, когда ее дочь и ее парень затевают драку.

Что Ума делает здесь , так это то, что она использует защитный механизм «сублимации».

Что такое сублимация?

Сублимация (нем. Sublimierung) — тип защитного механизма, при котором социально неприемлемые импульсы или идеализации бессознательно трансформируются в социально приемлемые действия или поведение , что может привести к долгосрочному преобразованию исходного импульса.

История сублимации

Зигмунд Фрейд пришел к идее сублимации, читая « Путешествие в Гарц » Генриха Гейне.

История об Иоганне Фридрихе Диффенбахе, который отрезал хвосты собакам, с которыми встречался в детстве, а позже стал хирургом. Фрейд называл «сублимацию» одним из зрелых защитных механизмов, но именно «Анна Фрейд» фактически построила это в своей книге «Эго и механизмы защиты».

Как работает сублимация?

Всякий раз, когда человек сталкивается с определенными мыслями, чувствами и эмоциями , которые противоречат общественным нормам, это порождает в системе много беспокойства, стресса или чувства вины. Поскольку все это противоречит моральным ценностям, наш разум генерирует более тонкий и безопасный способ реализовать эти чувства. Этот другой способ передачи одних и тех же мыслей, чувств, эмоций очень социально приемлем. Таким образом, он уменьшает стресс/беспокойство/чувство вины. Все это происходит на бессознательном уровне, поэтому человек этого не осознает .

Сублимация: примеры

Поясним с помощью нескольких примеров:
  • Человек, у которого много подавленного гнева, вырастает в профессионального борца, где социально приемлемо драться.
  • Танцовщица, не добившаяся профессионального успеха в индустрии развлечений, вместо этого становится инструктором по танцам.

Смещение против сублимации

Если мы посмотрим, сублимация похожа на смещение; однако это происходит, когда человек способен вытеснить свои эмоции в конструктивную и социально приемлемый способ, а не деструктивная деятельность.

В перемещении, когда вы просматриваете связанную статью, вы заметите, что гнев, который женщина испытывает к своему боссу, направляется на ее сестру. Так что ее поведение по отношению к сестре все еще было деструктивным; крики на нее разрушали их отношения. С другой стороны, сублимация похожа, но поведение более приемлемо на социальном/моральном уровне, как в случае с Умой.

Сублимация: в повседневной жизни

В повседневной жизни все мы сознательно и бессознательно используем сублимацию. Простейшим примером может быть мальчик, который испытывает крайнюю злость по отношению к своему отцу, поскольку не может выразить это; он играет в жестокие видеоигры. Теперь это определенно помогает ему в некотором роде, однако обратной стороной этого является то, что первоначальное чувство гнева по отношению к отцу не решается. В то же время не всегда у него будет возможность поиграть в видеоигры, что может добавить еще больше сложностей.

В приведенном выше примере об Уме и ее дочери; есть вероятность, что дочь Умы в конечном итоге может возражать против того, чтобы ее мать переборщила с молодым человеком. Она может выражать недовольство тем, что не является приоритетом . Это может привести к трениям в отношениях матери и дочери.

Таким образом, как и любой защитный механизм, в краткосрочной перспективе сублимация служит цели , но в долгосрочной перспективе она может иметь потенциал для создания осложнений.

Ниша терапевтов: работа с клиентами с помощью сублимации

Помните, что сублимация происходит на уровне бессознательного для защиты клиента , не позволяя ему осознать свои истинные чувства . Это происходит потому, что клиент может быть не в состоянии справиться с

  1. истинными чувствами (в случае с Умой — влечением к молодому человеку) и
  2. тревогой, виной или беспомощностью, которые он испытает в результате осознания эти истинные чувства.

Возможные проблемы с клиентами, использующими сублимацию

Во время сеансов терапии и коучинга большинство клиентов сильно сопротивляются признанию своих сублимированных чувств. Во многих случаях терапевты используют конфронтационный подход, чтобы сломить это сопротивление. Важно помнить, что конфронтация в сочетании с признанием истинных чувств без навыков, необходимых для того, чтобы справиться с тем же самым, может принести больше вреда, чем пользы .

Рекомендуемые шаги для работы с клиентами, использующими сублимацию

Поэтому, насколько это возможно, помогите клиенту войти в контакт со своими истинными чувствами с помощью более тонкого подхода, который не включает слишком много конфронтации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *