20.04.2024

Структура интеллекта в психологии: Структура и уровни интеллекта

Структура и уровни интеллекта

Структура интеллекта

Наука рассматривает структуру интеллекта с помощью большого числа подходов, при этом существует 2 базовых направления, первое из которых представляет структуру интеллекта в качестве независимых умственных способностей, второе основано на иерархических моделях и основано на наличии общего фактора интеллекта (англ. intelligence general factor). В конечном итоге данным фактором определяется вся интеллектуальная деятельность человека, в том числе ее специфика и продуктивность. Кроме этого здесь стоит отметить специфический фактор, который включает математические, лингвистические и механические способности.

Первое направление составляет не менее 120 отдельных интеллектуальных способностей, что нашло отражение на более высокой сложности процедуры измерения интеллекта. Впоследствии концепция общего интеллекта (в качестве основы второго направления) была взята на вооружение психологами, которые исследовали интеллект на практике. С помощью эмпирических исследований ученые выделили в объеме общего фактора 2 составляющие:

  • кристаллизованный интеллект или кристаллический интеллект,
  • текущий интеллект.

Особенности текущего и кристаллизованного интеллекта

Первый из них способен кристаллизоваться на основе использования имеющегося у субъекта опыта. Текущий интеллект проявляется в задачах, которые требуют приспособления к новой ситуации (условиям). При этом он обусловлен наследственными факторами.

Помимо базовых интеллектуальных способностей структура интеллекта включает способность манипулировать образами, решая дивергентные задачи (фактор визуализации), сохранения и воспроизведения информации (фактор памяти) и поддержку высокого темпа реагирования (фактор скорости). По этой причине функциональной основой текущего (иначе – текучего) интеллекта могут являться способности, посредством которых человек научается чему-то новому. К такому типу способностей можно отнести скорость и результативность запоминания, индуктивные рассуждения, использование пространственных образов и восприятие новых связей и отношений.

В результате понятие «текучий интеллект» можно представить в виде метафоры, которая подразумевает, что эти базисные процессы способны «вливаться» во множество прочих типов интеллектуальной деятельности, в том числе узнавание, восприятие, анализ и решение задач.

Замечание 1

По мнению ученых этот тип интеллекта способен отражать биологические возможности нервной системы, включая степень ее работоспособности и интегративность.

В отличие от этого, кристаллизованный интеллект представлен подвижной способностью, которая может приходить с опытом и образованием. Она часто основана на осведомленности и корпусе знаний, которые накапливаются длительное время (установление отношений, формулирование суждений, анализ проблем и использование усвоенных стратегий для решения задач).

Рассмотрение уровней интеллекта

По причине разнообразия структур, представленных в разуме (интеллекте), психология выделяет в понятии общего интеллекта 2 его подструктуры: вербальный и невербальный интеллект. Общий интеллект представляет собой сложное интегральное качество, определенный синтез психических свойств, которые вместе обеспечивают успех любой деятельности. Вербальный интеллект является интегральным образованием, функционирование которого характеризуется использованием словесно-логических форм с основой в знаниях. Невербальный интеллект – это интегральное образование. Его работа связана с развитием наглядно-действенного мышления и опирается на зрительные образы и пространственные представления. В задании на определение вербального интеллекта необходимо оценить способность логически обобщать, умение строить умозаключения, самостоятельность и социальную зрелость мышления. В заданиях по определению невербального интеллекта производится оценка развития других психических процессов и свойств, включая скорость формирования навыков, внимание, восприятие, зрительно-моторную координацию и др.

Структура интеллекта состоит из 3 уровней:

  • общий интеллект;
  • специфические групповые факторы интеллекта, то есть вербальный и невербальный интеллект;
  • частные интеллектуальные способности (общие знания, эрудиция, способности к аналитико-синтетической деятельности, обобщение, комбинаторные способности, абстрактное и к наглядно-действенное мышление и др. ).

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

44.Понятие интеллекта, его структура, функции

Интеллект-совокупность всех познавательных процессов от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Интеллект является основной формой познания действительности, включ. в себя индивидуальные особенности личности с предпосылками умственной деятельности. Интеллектуальные способности не являются врождёнными. Пиком интеллектуальных способностей является возраст 35 лет.

Функции интеллекта:

1 способность к обучению, 2 оперирование символами, 3 способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности

Структура интеллекта по Х. Айзенку — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых определяется уровень IQ.

45. Коэффициент интеллекта

Коэффицие́нт интелле́кта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта

(g).

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Средний IQ выпускников вузов составляет 115, отличников — 130—140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.

47. Понятие способностей и задатков, их взаимосвзять

Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных условиях( уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Таким образом,

способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней. Под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.

48. Виды способностей

Способности различают общие и специальные способности.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов

деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

Все, что нужно знать профессионалам в области электронного обучения

Приглашенный блоггер Кристофер Паппас / @cpappas 

Все ваши онлайн-учащиеся обладают уникальными способностями, навыками и опытом, которые составляют основу их интеллекта. Задача состоит в том, чтобы создать курсы электронного обучения, которые удовлетворят все их потребности, несмотря на бесчисленное множество комбинаций талантов и качеств. В этой статье я поделюсь всем, что вам нужно знать обо всех «измерениях» структуры интеллекта, которые играют важную роль в человеческом интеллекте.

Все, что нужно знать профессионалам электронного обучения о структуре интеллекта

Структура интеллекта была впервые представлена ​​Джой Пол Гилфорд [1], известным психологом и психометристом. Теория человеческого интеллекта «Структура интеллекта» состоит из трех основных компонентов: операций, содержания и продуктов, которые известны как «измерения». Каждый из этих аспектов играет решающую роль в определении интеллектуальных способностей ваших 90 009 онлайн-учеников 9.

0010 . Вместе они образуют до 150 различных типов интеллекта или талантов. Мэри Н. Микер продолжила применять Структуру интеллекта в образовательных учреждениях, сделав ее ценным инструментом оценки для специалистов по электронному обучению. . Вот основные принципы, которым вы должны следовать при создании курсов электронного обучения и оценок:

  1. Способность рассуждать и решать проблемы включает 30 интеллектуальных способностей (из 150). Сюда входят как сходящихся   , так и расходящихся   операций.   Это число рассчитывается путем умножения 6 продуктов на 5 содержимого.
  2. Операции памяти составляют 30 различных интеллектуальных способностей или навыков.
  3. Языковые навыки, которые относятся к категории когнитивных операций, включают в себя 30 различных способностей.
  4. Принятие решений или операции по оценке составляют 30 интеллектуальных способностей.

Структура интеллектуальных операций

Согласно теории структуры интеллекта, существует 5 различных операций, связанных с интеллектом учащегося. Измерение «операции» составляет 1/3 их интеллектуальных способностей:

1. Познание

Понимание новой информации и открытие новых идей и концепций . Это также напрямую связано с их уровнем понимания и тем, насколько хорошо они могут самостоятельно находить информацию.

2. Память

Получение и усвоение новой информации, также известное как кодирование, а также сохранение и воспроизведение этой информации.

3. Конвергентное производство

Следование правилам и решение проблем. Онлайн-учащиеся должны иметь возможность изучить проблему, а затем прийти к единому решению.

4. Дивергентное производство

Вывод различных решений проблемы. Это также относится к творчеству .

5. Оценка

Определение правильности, неправильности или актуальности информации. Онлайн-учащиеся должны иметь возможность использовать свои знания и ресурсы, чтобы оценить, является ли информация точной и уместной в конкретной ситуации.

Структура содержания интеллекта

Теория структуры интеллекта также утверждает, что существует 5 типов содержания, которые человеческий разум использует для выполнения вышеупомянутых операций:

1. Символический

Информация, которая появляется в виде знаков или изображений, которые являются символическими. Римские цифры, музыкальные ноты и фирменные значки — все это примеры символов.

2. Семантическая

Воспринимаемое значение словесной информации. Есть две основные области семантики: логическая и лексическая. Логический имеет дело со ссылками и последствиями, а лексический относится к отношениям между словами и их предполагаемому значению.

3. Фигуральные: Визуальные

Часть «фигурной» категории, которая относится к информации реального мира и вещам, которые появляются в окружении учащегося. Визуальная информация воспринимается нашим зрением. Сюда входят изображений , диаграммы и видео , и это лишь некоторые из них.

4. Фигуральный: Слуховой

Еще один аспект «фигурной» категории. Слуховая информация  улавливается нашим слухом. В том числе музыка, рассказы и другие аудиоэлементы.

5. Поведенческие

На самом деле это дополнительная категория контента, которая не является частью окончательной теории человеческого интеллекта Гилфорда. Однако некоторые разработчики электронного обучения до сих пор считают его неотъемлемой частью Структуры Интеллекта. Он имеет дело с восприятием действий других и их значением. Например, изучение новой концепции или идеи путем наблюдения за другим человеком. Если информация получена в результате собственных действий онлайн-учащегося, это считается  кинестетик , относящийся к категории «фигурных».

Структура интеллектуальных продуктов

Исходя из структуры интеллектуальных продуктов, существует всего 6 продуктов. Онлайн-учащиеся применяют операции к содержимому для получения результатов или «продуктов»:

1. Единицы: Единая часть знаний.

Это самый простой продукт, так как он не способствует широкомасштабному изменению ментальной схемы . Например, люди, изучающие новое слово или простое понятие, приобретают единицу знаний.

2. Классы: совокупность единиц, имеющих сходные атрибуты или общий знаменатель.

Набор правил или политик компании может быть примером «классов». Эта информация не обязательно связана с уже существующими знаниями.

3. Отношения: единицы, которые так или иначе связаны.

Это могут быть последовательности, противоположности или сравнения. В этом случае онлайн-учащийся понимает, что между единицами существует связь, и может сгруппировать их вместе в своей ментальной схеме.

4. Системы: взаимосвязанная информация.

Эти единицы образуют сеть взаимосвязанных концепций и идей. Это очень сложная структура, которая может опираться на ранее существовавшие знания.

5. Преобразования: знание изменено.

Она может быть преобразована в новую информацию, или учащийся онлайн может полностью изменить ее на основе новых идей или убеждений. Они не только усваивают единицы, но и манипулируют информацией.

6. Последствия: Учащиеся могут предвидеть последствия получения информации.

Например, они могут предсказывать результат или делать выводы о том, как он соотносится с существующими знаниями. Они также могут определить возможные последствия, негативные или позитивные.

Теория структуры интеллекта Гилфорда дает вам возможность оценить способности ваших онлайн-учащихся, чтобы создать значимые и актуальные курсы электронного обучения. От принятия решений до языковых навыков, вы можете определить их сильные стороны и области для улучшения, прежде чем начать процесс разработки электронного обучения.

Множественный интеллект — еще одна популярная теория обучения, которая исследует идею интеллектуальных комбинаций. Прочтите статью Множественный интеллект в электронном обучении: теория и ее влияние  , чтобы узнать, как применить ее в разработке курса электронного обучения и какое влияние она может оказать на вашу аудиторию.

Критика теории структуры интеллекта Гилфорда

Теория Гилфорда подвергается критике двумя основными способами. Во-первых, исследования и статистический подход ненадежны. Во-вторых, теория всего часть более комплексной стратегии оценки. Давайте рассмотрим обе проблемы более подробно:

Исследования и статистический анализ

Большая часть теории Гилфорда основана на психометрических тестах, которые он использовал для прогнозирования и измерения способностей SI. Гилфорд ранее заявлял, что g-фактор (фактор общего интеллекта) недопустим [3]. На самом деле теория SI основана на идее, что интеллект состоит из множества факторов. Таким образом, это не могло быть представлено одним числом. Артур Дженсен, известный профессор педагогической психологии, предположил, что на убеждения Гилфорда повлияло когнитивное тестирование ВВС США. Дженсен заявил, что Гилфорд не наблюдал никаких прямых корреляций, которые значительно отличались бы от нуля. Поэтому он предположил, что g-фактор неустойчив [3]. После повторного анализа исследователи пришли к выводу, что на рассматриваемые когнитивные тесты могли повлиять «артефакты и методологические ошибки».

Дальнейшие исследования, в которых использовались более строгие методы, показали, что данные Гилфорда являются «положительными», в то время как другое предположило, что случайные модели так же достоверны, как и теория SI. Таким образом, многие критики предполагают, что исследования SI и статистические методы являются просто «исследовательскими», поскольку они не полностью надежны. Тем не менее, его все еще можно использовать для разработки оценок обучения. В некоторых случаях она может служить основой для других теорий и гипотез о признаках интеллекта.

Важно отметить, что Гилфорд сам совершенствовал теорию в течение многих лет. Первоначально теория была опубликована в 1955 году и состояла из 120 компонентов. Затем он был расширен до 150 интеллектуальных способностей. Позже, когда Гилфорд создал отдельную категорию для функций памяти, их стало 180 компонентов.

Ограниченный охват

Некоторые критики предполагают, что психометрические тесты, используемые для оценки интеллекта, ошибочны и что они ограничивают применение. Например, тесты учитывают только определенные факторы и не учитывают другие важные вопросы. Кроме того, многие считают, что критерии измерения имеют ограниченную область применения. Он может дать общее представление об интеллекте человека, но не может дать детальную картину. Например, он не раскрывает уровень контекстуального интеллекта. Гилфорд и другие исследователи даже разработали серию творческих тестов, расширяющих теорию СИ [2]. Эти оценки помогают определить конкретную категорию интеллекта.

Таким образом, многие критики считают, что теорию SI следует использовать в сочетании с другими методами оценки и оценки. Если педагогические дизайнеры решат использовать этот подход, им следует сочетать его с другими методами диагностики, чтобы определить точную категорию и широту интеллекта.

Теория SI основана на всесторонних испытаниях. Таким образом, существует множество других способствующих факторов, которые профессионалы в области электронного обучения должны учитывать. Например, среда тестирования, эмоциональное состояние учащегося и его личный опыт. Все эти проблемы играют важную роль в процессе оценки, поскольку они могут повлиять на результаты теста учащегося. Даже формат тестирования может повлиять на психометрические показатели учащегося.

Теория СИ расширялась, пересматривалась и трансформировалась на протяжении многих лет. Однако, несмотря на критику, теория Гилфорда действительно послужила трамплином для других теорий интеллекта. Во многих отношениях он был первопроходцем в мире педагогической психологии. Он рассматривал интеллект как многогранное понятие, которое нельзя представить одним числом. На самом деле теория СИ до сих пор используется некоторыми для измерения творческого интеллекта. Кроме того, Гилфорду следует отдать должное за его идеологию и дальновидность. Многие из принципов и методологий SI составляют основу тестов интеллекта, которые используются сегодня.

 

Ссылки:

1. Guilford, J.P. (1967). Природа человеческого интеллекта.

2. Четыре способа измерения креативности

3. Дженсен, А. Р. (1998). Фактор g: наука об умственных способностях. Вестпорт, Коннектикут: Прегер.

 


Поделитесь этим блогом с твитом ниже!

НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ОТПРАВИТЬ Твит: Структура #Intellect: все, что нужно знать профессионалам в области электронного обучения http://hubs. ly/H04HCbD0 #aiblog 

Структура интеллекта (Дж. П. Гилфорд)

В теории структуры интеллекта (СИ) Гилфорда интеллект рассматривается как совокупность операций, содержания и продуктов. Существует 6 видов операций (познание, запись в память, сохранение в памяти, дивергентное производство, конвергентное производство, оценка), 6 видов продуктов (единицы, классы, отношения, системы, преобразования и импликации) и 5 ​​видов содержания (визуальное слуховой, символический, семантический, поведенческий). Поскольку каждое из этих измерений является независимым, теоретически существует 180 различных компонентов интеллекта.

Гилфорд исследовал и разработал множество психометрических тестов для измерения определенных способностей, предсказанных теорией SI. Эти тесты обеспечивают рабочее определение многих способностей, предложенных теорией. Кроме того, для определения того, какие тесты измеряют одинаковые или разные способности, использовался факторный анализ.

В скобках интересно отметить, что основным стимулом для теории Гилфорда был его интерес к творчеству (Guilford, 1950). Дивергентная производственная операция определяет ряд различных типов творческих способностей.

Заявка

Теория СИ задумана как общая теория человеческого интеллекта. Его основное применение (помимо исследований в области образования) связано с подбором и расстановкой кадров. Микер (1969) исследует его применение в образовании.

Пример

В следующем примере показаны три тесно связанные возможности, отличающиеся по действию, содержимому и продукту. Оценка семантических единиц (EMU) измеряется тестом на беглость мышления, в котором людей просят высказать суждения о концепциях. Например: «Какой из следующих предметов лучше всего удовлетворяет критериям, твердый и круглый: утюг, пуговица, теннисный мяч или лампочка? С другой стороны, дивергентное производство семантических единиц (DMU) потребует от человека перечислить все элементы, о которых он может думать, которые являются круглыми и твердыми в данный период времени. Дивергентное производство символьных единиц (DSU) включает в себя другую категорию содержания, чем DMU, ​​а именно слова (например, «Перечислите все слова, оканчивающиеся на «tion»). Дивергентное производство семантических отношений (DMR) будет включать генерацию идей, основанных на отношениях. Примером тестового задания для этой способности может быть указание пропущенного слова в предложении: «Туман такой же ____, как губка» (например, тяжелый, влажный, полный).

Принципы
  1. Навыки рассуждения и решения проблем (конвергентные и дивергентные операции) можно разделить на 30 различных способностей (6 продуктов x 5 содержаний).
  2. Операции с памятью можно разделить на 30 различных навыков (6 продуктов x 5 содержимого).
  3. Навыки принятия решений (операции оценки) можно разделить на 30 различных способностей (6 продуктов x 5 содержаний).
  4. Языковые навыки (когнитивные операции) можно разделить на 30 различных способностей (6 продуктов x 5 содержаний).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *