25.04.2024

Самосознание виды: понятие, уровни, природа и сущность

Виды и принципы самосознания личности

Самопознание

Самосознание как психологическая функция реализуется через два процесса, которые можно рассматривать как его виды – это самопознание и самоотношение.

Определение 1

Самопознание – это процесс исследования личности, направленный на саму себя, выявление своих индивидуальных психологических характеристик в рамках онтогенеза.

Самопознание в самых простейших формах начинается с самого момента появления человека на свет. Первые ощущения от органов чувств, первые потребности, первые ответные реакции – самопознание на этом этапе не является целенаправленной деятельностью, скорее оно реализуется через формирование условных рефлексов и нейронных сетей. На этом этапе складывается карта собственного тела, происходит познание его возможностей, отладка взаимодействия и управления органами и системами. Самопознание не представлено на непосредственно психическом уровне, но его результаты закрепляются на всю оставшуюся жизнь.

В более позднем возрасте самопознание реализуется через пассивное самонаблюдение. Ребенок не ставит перед собой цель изучать себя, им руководствуют другие мотивы – витальные и игровые. Однако он отмечает наличие у себя определенных качеств, главным образом благодаря прямым указаниям взрослых, а также за счет сравнения себя и других детей. Представления о себе хотя и воплощены на психологическом уровне не имеют целостного характера, а скорее представляют набор разрозненных качеств, который может меняться в зависимости от обстоятельств.

Усложнение психической жизни, включение новых мотивов, ориентация на групповые и социальные нормы, а также появление способности к рефлексии создают возможность для целенаправленного самопознания. Подросток не просто наблюдает, он активно интересуется своим внутренним миром, причинами которые побуждают его испытывать те или иные эмоциональные состояния, мотивами своих поступков и реакций, а также поведения других людей. Он соотносит свое и чужое поведение с отвлеченными идеалами, ставит «эксперименты» помещая себя и других в мысленные или практические ситуации нравственного выбора.

В дальнейшем эта деятельность только усложняется, а знания о себе приобретают вид четкой и целостной системы, в которой прослеживаются взаимосвязи между отдельными ее компонентами.

Целенаправленное самопознание располагает определенным арсеналом приемов:

  • Самонаблюдение;
  • Самоанализ – как способ обработки результатов наблюдения за собой. Личность не просто фиксирует, но ищет причины своего поведения;
  • Сравнение с эталоном – присваивание выделенным качествам и мотивам некой оценки на основании соотнесения с относительно общим эталоном этого качества на популяции. На деле представления об эталоне крайне субъективны и заданы окружением личности ее культурно-исторической средой;
  • Моделирование собственной личности – попытки интеграции выявленных свойств и их взаимосвязей, создания целостной структуры;
  • Осознание противоположностей – механизм, который является маркером зрелой личности, которая способна признать за собой право на адаптивное и гибкое поведение в различных контекстах. Любое качество может проявиться как противоположное, в соответствующей ситуации.

Самоотношение

Определение 2

Самоотношение – это процесс оценки себя, собственных качеств результатов деятельности, аффективный образ Я.

Самоотношение представляет собой более сложный и поздний компонент самосознания, в сравнении с самопознанием. Самоотношение требует критерия, мерила оценки личности, а также мотивации для сравнения себя с этим критерием. Изначально потребность в самоотношении личности отсутствует, в младенчестве и раннем детстве ребенок принимает себя таким, какой он есть, а его отношение к себе выражается через самочувствие, т.е. переживание аффективных состояний. Однако потребность в оценке закладывается именно на этом этапе, так как с самого рождения ребенка взрослые начинают приписывать ему самые различные качества, а также оценочные характеристики.

Когда личность научается устойчиво выделять себя и других из окружающего мира, у нее возникает потребность во взаимодействии с другими людьми, и как следствие в получении позитивной оценки, которая выступает гарантом удовлетворения ее потребностей. Самоотношение на этом этапе строится через усвоение оценок взрослых.

Основными механизмами ее формирования выступают:

  1. Прямые и косвенные внушения;
  2. Трансляция оценок и стандартов;
  3. Система контроля;
  4. Семейная идентичность.

С появлением рефлексии самоотношение приобретает форму самооценки. Личность соотносит структуру собственного Я, сформированную самопознанием с системой внешних и внутренних критериев, на основании чего возникают конфликты несоответствия себя ожиданиям других или своим собственным. Самооценка может быть позитивной или негативной, однако так или иначе она выполняет регуляторные и мотивирующие функции.

Принципы самосознания

Самосознание это многокомпонентный феномен, возникающий в ходе социализации личности и свойственный исключительно человеку. Для реализации своих адаптивных и прогностических функций самосознание реализует ряд принципов, которы направлены на обеспечение непрерывности его функционирования. Прежде всего это принцип тождественности, который выражается в преемственности психический явлений и обеспечивает индентификацию личности.

Принцип субъектности лежит в основе формирования активной деятельностной позиции, признания себя центром потребностей и желаний,а также принятия ответственности за совершение действий. Принцип соотнесения реализуется через систему оценочных критериев, которые вырабатываются в рамках самоотношения и самооценки и направляют деятельности личности, а также ее развитие. Развитие системы критериев является залогом сохранения адаптивности личности к социуму и сохранения баланса между собственными потребностями и требованиями окружения.

Самосознание и его функции

Определение 1

Самосознание – это биологически обусловленная способность человека осознавать самого себя.

Осознавание личностью себя как конкретной физической сущности, обладающей формой и рядом других характеристик и рассматриваемой как предмет самооценки и суждений других, не прекращается на протяжении всей жизни человека.

Развитие самосознания основано на физических ощущениях и впечатлениях, которые организм начинает испытывать еще на ранних стадиях своего онтогенеза.

Понятие самосознания

В психологии самосознание личности рассматривается как совокупность представлений личности о себе, которая выражается посредством Я-концепции, а также как оценка самой личностью данных представлений, то есть самооценка.

В рамках психологического анализа самосознание может быть рассмотрено в качестве сложного психического процесса, сущность которого кроется в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в разных ситуациях повседневности и видах деятельности, формах поведения, во всех способах взаимодействия с окружающими людьми и в соединении данных образов в единое целостное образование – понятие «Я».

Самосознание человека (и детей, в частности) проанализировано С. Л. Рубинштейном в работе «Сознание и его границы» (1989). Исследователь отмечает, что формирование самосознания человека является своеобразным этапом в развитии сознания, подготавливается данный этап развитием речи и произвольных движений, появлением самостоятельности.

В соответствии с этим С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать несколько последовательно сменяющих друг друга моментов становления самосознания в онтогенезе человека:

  • овладение собственным телом;
  • возникновение произвольных движений;
  • самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  • постижения своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем;
  • принятие оформленного самосознания.

Таким образом, по утверждению исследователя, самосознание начинает формироваться уже с самого раннего возраста. Однако некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) не согласны с данной точкой зрения и утверждают, что становление самосознания начинается лишь в подростковом возрасте. Принято считать, что одним из первых многостороннее исследование самосознания предпринял Л. С. Выготский, по мнению которого, самосознание подростка является не только феноменом его личности и сознания, но и особым моментом развития личности – от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

На протяжении развития личности самосознание все более усложняется, а по мере того, как увеличивается число образов в его структуре, образуется адекватный, глубокий и интегративный образ собственного «Я».

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное свойство ее психической деятельности.

Самосознание, оформившись, оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности, являясь одним из наиболее необходимых внутренних условий непрерывности данного процесса, устанавливает устойчивое равновесие между внешними воздействиями, внутренними ощущениями личности и формами ее поведения.

Замечание 1

Наиболее важную роль в структуре самосознания играют самопознание, самосовершенствование и поиск смысла жизни.

Структура самосознания

Традиционным принято рассмотрение самосознания как вершины человеческой психики, состоящей из трех тесно связанных компонентов:

  1. Самопознание.
  2. Самоконтроль (или саморегуляция).
  3. Самосовершенствование.

Самопознание, в свою очередь, формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке, как одном из важнейших личностных образований лучше всего прослеживается временнáя динамика развития самосознания. Это связано с тем, что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины. Многообразие чувств и эмоциональных состояний, которые были пережиты личностью в разное время в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и предопределяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.

При рассмотрении других точек зрения на структуру самосознания, необходимо отдельно представить мнение одного из последователей школы Д. Н. Узнадзе – А. А. Налчаджяна, который предложил использовать при описании самосознания следующую обобщенную схему:

Рисунок 1. Структура самосознания личности (по А. А. Налчаджяну). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, структура самосознания центрирована вокруг «Я», которое посредством устойчивых структур Я-концепции координирует познавательные процессы, регулируя их и направляя на познание себя и окружающего мира. Проявление активности самосознания связано и с ситуативными Я-образами, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию.

Кроме того, в собственно самосознании, то есть в Я-концепции, возможно выделение нескольких разновидностей формирующих ее элементов: элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности; элементы настоящего (реального) «Я»; элементы идеального «Я» и др.

Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что структура самосознания не способна функционировать без трех важнейших образований: образа себя, самооценки и самоотношения.

С вопросом о структуре самосознания тесно связано рассмотрение его важнейших функций.

Функции самосознания

Обобщая работы ведущих исследователей в области психологии личности, можно указать, что самосознание выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная функция. С помощью самосознания человек контролирует, организует и регламентирует собственное поведение и деятельность, что проявляется как в отношении к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.
  2. Функция развития и самосовершенствования (описывается в работах К. А. Абульхановой, Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Деркача, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. С. Мерлина, А. Б. Орлова, К. Роджерса, Н. Роджерса и др.). Данная функция основана на рассмотрении самосознания как важнейшего инструмента внутренних и внешних преобразований личности. Благодаря мотивационному потенциалу самосознание направляет личность на пути качественных изменений, побуждает к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.
  3. Экзистенциальная функция. Связана с тем, что самосознание порождает в личности стремление к поиску смысла жизни.
  4. Интегративная функция. Самосознание принимает участие в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.
  5. Защитная функция. Проявляется в направленности самосознания на удовлетворение стремления человека поддерживать и охранять устойчивый, привычный образ своего «Я».

Замечание 2

Все функции самосознания связаны между собой, они могут проявляться не последовательно, а одновременно.

Могут ли животные узнавать свое отражение? : Короткие волны : NPR

Обезьяна-макака смотрит в зеркало мотоцикла на территории храма в Джайпуре в индийском штате Раджастхан. Доминик Фаже/AFP через Getty Images скрыть заголовок

переключить заголовок

Доминик Фаже/AFP через Getty Images

Обезьяна-макака смотрит в зеркало мотоцикла на территории храма в Джайпуре в индийском штате Раджастхан.

Доминик Фаже/AFP через Getty Images

Даниэль Повинелли учился в старшей школе, когда впервые прочитал об умном эксперименте, опубликованном в 1970 году, который показал, что шимпанзе — но не обезьяны — могут узнавать себя в зеркалах.

«Я купился на историю о зеркалах и самопознании крючка, лески и грузила», — вспоминает он. «Потому что это захватывающая история».

Все, что понадобилось, это простое зеркало, или так гласила история, чтобы показать, что наши близкие родственники шимпанзе обладают самосознанием и имеют такое же базовое представление о себе, как и люди.

«Мысль о том, что существуют другие существа, для которых мы можем получить доступ к их ментальным состояниям, их самосознанию только с помощью зеркала, была как-то очень заманчивой», — вспоминает Повинелли, ныне ученый из Университета Нью-Йорка. Луизиана в Лафайете.

В конце концов он посвятил годы своей жизни изучению зеркал и сознания высшего порядка. В результате у него теперь совершенно иной взгляд на то, что животные могут делать, когда изучают свои собственные отражения, но говорит, что спустя полвека публика, кажется, застряла на научной сказке, которая привлекла его в подростковом возрасте.

«Если бы я получал доллар за каждый раз, когда за последние 30 лет мне звонил репортер с желанием написать статью о зеркалах, шимпанзе, обезьянах и о чем угодно, — говорит Повинелли, — я бы получил миллион долларов».

Знаменитый тест на самораспознавание в зеркале был придуман в 1960-х годах Гордоном Гэллапом-младшим, ученым, ныне работающим в Университете штата Нью-Йорк в Олбани. В то время он был аспирантом, изучавшим курс психологии, и одним из классных заданий было придумать идею для эксперимента.

«И однажды я обнаружил, что бреюсь перед зеркалом, думая о том, что я мог бы предложить», — говорит Гэллап. «Когда я брился перед зеркалом, мне пришло в голову, не будет ли интересно посмотреть, смогут ли другие существа, другие животные узнавать себя в зеркалах?»

Стоя там и бреясь, все еще глядя в зеркало, он понял, что может проверить животное, тайно пометив его морду каким-то нераздражающим красным красителем, «чтобы посмотреть, сможет ли оно использовать зеркало, чтобы затем получить доступ и исследовать эти странные красные пятна».

Такого теста раньше не проводилось, хотя люди уже давно наблюдали, как животные взаимодействуют с зеркалами. Большинство видов склонны относиться к зеркальному отражению как к незнакомцу, за которым нужно ухаживать или нападать, говорит Гэллап, который отмечает, что «попугаи буквально взаимодействуют с собой в зеркале, как если бы всю свою жизнь видели другого попугая».

Однако некоторые ученые подозревали, что у приматов может быть лучше. Даже Чарльз Дарвин однажды завороженно наблюдал, как плененный орангутанг по имени Дженни корчит рожи перед зеркалом.

Моя собака следит за мной. Использование зеркал. pic.twitter.com/CHBeq6d8JX

— Мэдди София (@maddie_sofia) 5 ноября 2020 г.

Когда Гэллап смог фактически начать эксперименты с шимпанзе, через несколько лет после того, как он придумал свой тест, он обнаружил, что шимпанзе изначально действовал так, как будто зеркальное отражение было другим животным. Но потом, через пару дней, их отношение изменилось. Шимпанзе начали использовать зеркало, чтобы исследовать части своего тела, такие как зубы или гениталии.

Когда Гэллап ввел им анестезию и нанес на их лица красную краску, шимпанзе позже проснулись и отреагировали на неожиданное зеркальное отражение, как будто поняли, что метки были на их собственных лицах.

«Они протянули руку, коснулись и рассмотрели следы на своих лицах, которые можно было увидеть только в зеркале», — объясняет Гэллап.

Новость о его находке вызвала сенсацию. «Это оказало значительное влияние — гораздо, гораздо большее влияние, чем я ожидал», — говорит Гэллап.

На протяжении десятилетий исследователи впоследствии опробовали его эксперимент по распознаванию себя в зеркале или его небольшие вариации на множестве других видов — от сорок до муравьев и скатов манта.

По мнению Гэллапа, только три вида постоянно и убедительно демонстрировали зеркальное самораспознавание: шимпанзе, орангутаны и люди.

Однако другие считают, что список длиннее. Дайана Рейсс, когнитивный психолог и специалист по морским млекопитающим из Хантер-колледжа, протестировала как дельфинов, так и слонов и считает, что и те, и другие проявляют признаки узнавания себя в зеркалах.

В ходе одного эксперимента ее команда делала отметки на телах дельфинов. Животные чувствовали наносимые метки, но не могли их видеть. «Идея заключалась в том, будут ли они после этого мчаться к зеркалу и сразу же ориентироваться в том месте, где они были отмечены?» объясняет Рейсс, указывая на то, что это указывает на то, что дельфины могут использовать зеркало как инструмент, чтобы смотреть на свое тело. «И это именно то, что мы нашли».

Она отмечает, что животные обычно проходят ряд различных поведенческих стадий, когда впервые сталкиваются с зеркалом. Сначала они могут подумать, что это изображение другого животного, или они будут исследовать зеркало, заглянув за него или под него. После этого этапа некоторые животные начинают проверять зеркало, совершая повторяющиеся и необычные действия.

«Думаю, здесь загорается лампочка», — говорит Рейсс. Если животные осознают, что движения их тела связаны с движениями в зеркале, они потенциально могут перейти к самостоятельному поведению, а это означает, что они могут начать использовать зеркало как инструмент для изучения себя.

«Последняя стадия является свидетельством того, что они демонстрируют зеркальное самопознание», — говорит она, и тест Гэллапа — хороший способ подтвердить это. Но, по ее мнению, самостоятельного поведения должно быть достаточно.

В конце концов, некоторым животным может быть просто наплевать на экспериментальную отметку, чтобы возиться с ней. Слоны, вероятно, меньше заботятся о чистоте тела, чем приматы, учитывая, что они иногда купаются в грязи и обычно не чистят хоботом. Поэтому, когда слон видит случайную отметину на своей голове, он может просто счесть эту отметку слишком незначительной и неинтересной для дальнейшего изучения.

С другой стороны, Gallup обеспокоен тем, что без четкого экспериментального теста исследователям будет слишком легко увидеть то, что они хотят увидеть, когда они снимают животное, взаимодействующее с зеркалом. «Проблема со многими из этих видеозаписей, не только с дельфинами, но и с множеством других животных перед зеркалами, — говорит он, — заключается в том, что видеозаписи — это что-то вроде тестов Роршаха».

Он считает, что успешное прохождение теста на оценку является убедительным доказательством того, что животное обладает самосознанием и может стать объектом собственного внимания. И, по его словам, это самосознание было эволюционным скачком, сделанным только людьми и их близкими родственниками, который затем привел к эмпатии и мышлению более высокого уровня.

«Как только вы научитесь узнавать себя в зеркале и станете объектом собственного опыта, вы сможете, по крайней мере в принципе, использовать свой опыт, чтобы делать выводы о сопоставимом опыте других существ», — говорит Гэллап.

Но Повинелли, который когда-то был настолько очарован зеркальным тестом Гэллапа, что это заставило его посвятить большую часть своей жизни изучению познания животных, говорит, что это слишком, слишком много читается в одном лабораторном тесте.

Он считает, что зеркальный тест показывает, что у шимпанзе есть своего рода представление о себе, но не обязательно грандиозное психологическое. Возможно, говорит он, у них может быть более сложное ощущение движения собственного тела и того, как оно соотносится с движениями в зеркале.

С таким физическим представлением о себе шимпанзе может использовать зеркало в качестве инструмента для осмотра или ухода за своим телом, говорит он, но это ничего не говорит о богатстве внутренней жизни животного.

«Что касается теста с зеркалом, то всегда возникает вопрос на миллион долларов: о чем думает шимпанзе, когда взаимодействует со своим зеркальным отражением?» — говорит Повинелли.

В конце концов, когда люди чистят зубы или бреются, у них могут возникать всевозможные сложные мысли о себе, говорит он, «но это то, что требуется? Должен ли я думать об этом, чтобы чистить зубы перед собой?» зеркала?»

И хотя обезьяны, в отличие от шимпанзе, могут годами жить с зеркалами, не проявляя спонтанных признаков того, что они узнают свое отражение, недавние исследования показывают, что обезьяны действительно могут научиться выполнять этот трюк, если их правильно обучить.

Он говорит, что люди постоянно живут с кошками, собаками и другими животными и склонны проецировать на них наше понимание мира, но мы не можем напрямую взять у них интервью, чтобы спросить, что они переживают.

«Итак, когда появляется тест, одетый в научную одежду, как зеркало, а затем метка и мы в научной лаборатории, — говорит Повинелли, — мы сразу же хотим указать на это как на подтверждение того, что мы думали. мы знали все это время».

Этот выпуск был отредактирован Жизель Грейсон, продюсер Томас Лу, а проверку фактов провела Ариэла Зебеде. Звукоинженером этого эпизода был Джош Ньюэлл.

10 Животных с самосознанием

Ребекка Тернер — пройдите наш бесплатный курс по осознанным сновидениям..


Самосознание является мерой интеллекта в животном мире.

Однако большинство живых существ на планете им не обладают. До сих пор было доказано, что из сотен протестированных животных только 10 животных (на сегодняшний день) обладают какой-либо измеримой степенью самосознания. Это:

  1. Люди
  2. Орангутанги
  3. Шимпанзе
  4. Гориллы
  5. Дельфины-афалины
  6. Слоны
  7. Косатки
  8. Бонобо
  9. Макаки-резусы
  10. Европейские сороки

Как определяется самосознание?

Итак, как именно вид может претендовать на самосознание?

У людей мы определяем это как сознательное знание собственного характера, чувств и желаний, а также способность представить, как нас могут воспринимать другие. Это также означает иметь застенчивые эмоции, такие как гордость или стыд.

В более широком царстве животных планка снижена, потому что, по-видимому, невозможно измерить, что думают и чувствуют животные. Вместо этого мы ищем признаки того, что они признают, что существуют отдельно от других животных и окружающей среды.

Лучший способ определить это с научной точки зрения — использовать зеркальный тест.

Зеркальный тест

Разработанный в 1970-х годах экспериментатор незаметно помечает животное цветной краской или ставит цветную точку на его лоб. Затем животному подносят зеркало и наблюдают за его реакцией.

Если животное обладает самосознанием, оно повернется и приспособится к своему телу, чтобы получить лучший обзор, и коснется цветного пятна или попытается удалить его. Это доказывает, что животное понимает, что отражение является его собственным.

Животные, не прошедшие зеркальный тест, по-видимому, предполагают, что отражение — это просто другое животное. Они не проводят корреляции между отраженными движениями или выражениями лица со своими собственными.

Однако зеркальный тест не является пуленепробиваемым.

Несмотря на свой интеллект, почти все гориллы не проходят проверку зеркалом, потому что намеренно избегают зрительного контакта; это агрессивный жест в их мире. В результате они не дают себе возможности для самопознания. Единственным исключением является горилла Коко (см. Ниже).

Более того, животные, ранее не прошедшие зеркальный тест, начали проходить его при определенных обстоятельствах (см. макаки-резусы ниже). Это говорит о том, что нам нужны альтернативные, более надежные методы поиска животных с самосознанием за пределами зеркального сценария.

10 животных с самосознанием

Вот 10 животных с самосознанием согласно зеркальному тесту сегодня.

К концу этой статьи вы поймете, почему существует гораздо больше животных, которые могут претендовать на признание себя, и это только вопрос времени, когда мы их идентифицируем.


1. Люди

Люди лучше всего осознают себя и обычно проходят зеркальный тест в младенчестве, примерно в возрасте 18 месяцев. На самом деле, исследования выявили пять различных уровней самосознания у детей до достижения ими 4-5 лет:

  • Уровень 0: Замешательство — Даже новорожденные младенцы обладают более высоким самосознанием, чем это. Нулевой уровень относится к нечеловеческим животным, таким как канарейки, например, которые не обращают внимания на зеркало как на источник отражения. Вместо этого они, кажется, думают, что это продолжение их мира, и довольно часто вид «собрата» канарейки вызывает песни ухаживания.
  • Уровень 1: Дифференциация — Исследования показывают, что 24-часовые младенцы гораздо больше прислушиваются к внешнему раздражителю, чем к собственному прикосновению. Таким образом, вопреки многим классическим теориям, дети не рождаются в состоянии смешения с окружающей средой; они демонстрируют некоторую дифференциацию собственного мира. В зеркальном тесте это демонстрируется признанием того, что образы в зеркале каким-то образом отличаются от окружающей его среды.
  • Уровень 2: Ситуация . К двум месяцам младенцы обнаруживают связь между движениями, наблюдаемыми в зеркале, и движениями собственного тела. Один замечательный эксперимент показал, что 6-недельные младенцы систематически копировали направление, в котором взрослый высовывал язык, обнаруживая способность отображать свое собственное телесное пространство и пространство взрослой модели.
  • Уровень 3: Идентификация — Достигнув многих подэтапов к 14-18 месяцам, младенцы узнают свое лицо в зеркале (это «я»). Это большой подвиг: впервые они признают свою внешность «анфас» при зрительном контакте, как их видят другие.
  • Уровень 4: Постоянство — В три года дети начинают распознавать прочное «я» за пределами зеркального опыта. Они понимают, что зеркальное «я» также можно увидеть на вчерашней фотографии или завтрашнем фильме.
  • Уровень 5: Самосознание — Также известный как Мета-самосознание , окончательное развитие проявляется как осознание того, как нас воспринимают и ценят другие. Мы представляем, как другие судят о нас, когда они сталкиваются с нашим «я», и эти фантазии питают самосознательный ум. Наш уровень самосознания колеблется ежечасно: засыпаем ли мы, видим ли мы сны, осознанные сновидения… очень застенчивы в публичных ситуациях… или в состоянии диссоциации, когда мы погружаемся в фильмы и книги.

2. Орангутаны

Как и все человекообразные обезьяны, орангутанги входят в список животных, обладающих самосознанием. Действительно, именно плененный орангутанг первым вдохновил на эксперимент с зеркалом.

В 1838 году, когда Чарльз Дарвин посещал Лондонский зоопарк, он наблюдал, как самка орангутанга по имени Дженни закатила истерику после того, как ее дразнил яблоком ее смотритель. Он начал размышлять о том, каким должен быть субъективный опыт орангутанга. Помимо того, что Дарвин отметил, насколько умной и похожей на человека была Дженни, Дарвин заметил, как она смотрит в зеркало, и понял, что она полностью осознает, что видит свое отражение.

Только через 130 лет Гордон Гэллап-младший воспроизвел наблюдение Дарвина с дикими шимпанзе предподросткового возраста и назвал это испытанием с зеркалом.


3. Шимпанзе

Первые испытуемые Гэллапа — два самца и две самки шимпанзе — были помещены в отдельную комнату на два дня. Затем в комнату было добавлено зеркало в полный рост, и тщательно изучалась их реакция.

Изначально шимпанзе (никогда не видевшие зеркала) делали угрожающие жесты своим отражениям. Но в конце концов они начали использовать зеркало для самоуправляемых ответных действий, таких как уход за труднодоступными местами, ковыряние в носу, гримасничанье и выдувание мыльных пузырей.


4. Гориллы

Хотя большинство горилл не проходят зеркальный тест, одна конкретная горилла по имени Коко прошла его. Коко известна как «говорящая» горилла, распознающая более 1000 слов на американском языке жестов и 2000 слов на разговорном английском.

Родившийся в 1971 году в зоопарке Сан-Франциско, Коко стал объектом новаторского научного эксперимента по определению истинного интеллекта горилл. Хотя она не может озвучивать, как человек, она может понимать произносимые слова и передавать свои мысли и чувства жестами рук.

Ее тренер, доктор Франсин Паттерсон, также видела, как она сама изобретала новые знаки — например, комбинацию знаков «палец-браслет» для описания кольца. Коко даже продемонстрировала, что она чувствует эмоции так же, как человек. Однажды она спросила, можно ли ей завести кошку, и выбрала в качестве домашнего питомца серого мэнкса, о котором она заботилась в детстве. Позже в том же году кошка сбежала и попала под машину. Когда Паттерсон объяснил, что кот ушел, Коко подписала «плохо-грустно-плохо» и «хмуриться-плакать-хмуриться-грустно». После этого горилла Коко смогла выбрать двух новых котят, которые стали ее суррогатными детьми.

Сегодня Коко 42 года, и она описывает себя как «хорошую гориллу», удивляя своих друзей и опекунов своим интеллектом и эмоциональной глубиной. Ее удивительная история раскрыта в документальном фильме «Коко: говорящая горилла».


5. Дельфины-афалины

Водные млекопитающие также удостоены зеркального самоузнавания. Хотя установка должна была быть адаптирована немного по-другому…

В 2001 году двух афалин подвергли воздействию отражающих поверхностей после того, как они были отмечены черными чернилами, нанесены маркером, наполненным водой, или вообще не были отмечены.

Исследователи предсказали, что дельфины (у которых был предыдущий опыт обращения с зеркалами) не будут демонстрировать социальные реакции, будут проводить больше времени перед зеркалом, когда их пометят, и будут быстрее приближаться к зеркалу, чтобы осмотреть себя.

Все предсказания сбылись. Фактически, дельфины-афалины пошли еще дальше, постоянно выбирая лучшие отражающие поверхности для просмотра своих новых отметин.

Самосознание, наблюдаемое у афалин, может быть результатом их относительно большого мозга и развитых когнитивных способностей (хотя не все дельфины имеют такой большой мозг или известны своими навыками решения проблем).

Исследователи также отметили, что тот факт, что и дельфины-афалины, и приматы разделяют самосознание, несмотря на совершенно разную эволюцию и организацию их мозга, представляет собой «поразительный случай когнитивной конвергенции».


6. Слоны

Возможно, вы удивитесь, узнав, что слоны тоже демонстрируют самосознание.

Исследование, проведенное в 2006 году, включало размещение 8-футового зеркала в вольере для слонов в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке, в то время как исследователи внимательно наблюдали за тремя обитателями.

Слоны не приветствовали свое отражение, как если бы они были другими слонами, а вместо этого использовали зеркало, чтобы осмотреть себя и свою пасть.

Они также попытались заглянуть за него, что показало, что они осознали, что зеркало не просто продолжение ограждения. Наконец, один из слонов прошел тест с цветными точками, коснувшись (хоботом) только что нарисованной метки на голове.

Слоны уже были известны своим превосходным интеллектом, сложными социальными системами, способностью сопереживать и альтруистическим поведением. Теперь они единственные наземные млекопитающие, не являющиеся приматами, которые проходят зеркальный тест, чтобы показать истинное самосознание.


7. Косатки

Хотя подробности были менее освещены в СМИ, эксперимент 2001 года, опубликованный в журнале Behavioral Processes , выявил саморефлексивную природу косаток (касаток).

Используя тот же стиль зеркального теста, что и в случае с афалинами, косатки действительно демонстрировали признаки «проверки на случай непредвиденных обстоятельств» в зеркале, реагируя на метку так, как будто они ожидали, что их изображение будет выглядеть иначе. Некоторые признаки самосознания были также замечены у ложных косаток, и исследования показали, что они, по-видимому, обладают когнитивными способностями к этому.


8. Бонобо

Бонобо — вымирающий вид обезьян, более миролюбивый и общительный, чем обычные шимпанзе.

На самом деле, генетически они больше всего похожи на нас — и имеют много общих поведенческих черт, таких как прямохождение и очень похожее выражение лица. Как и людям, также легче различать черты лица разных людей, так что люди могут легко отличить одного бонобо от другого.

Они тоже прошли зеркальный тест, еще в 1994. Как и гориллу Коко, двух известных бонобо учили языку: Канзи и Панбаниша имеют словарный запас около 400 слов, которые они печатают с помощью клавиатуры лексиграмм (геометрических символов). Они также могут реагировать на произнесенные предложения.

Вполне возможно, наши самые умные родственники, ведущий приматолог, профессор Франц де Вааль, утверждают, что бонобо также способны к альтруизму, состраданию, сочувствию, доброте, терпению и чувствительности. Для вымышленного взгляда на изучение языка у бонобо посмотрите «Дом обезьян» Сары Грюн.


9. Макаки-резусы

Лишь недавно, в 2010 году, ученые случайно обнаружили, что обезьяны могут преодолевать «когнитивную пропасть» между высшими приматами и остальным животным царством.

Исследователи вживили головные имплантаты двум макакам-резусам перед исследованием синдрома дефицита внимания. К их удивлению, макаки, ​​которые обычно не проходят зеркальный тест, реагируя на свое отражение, как если бы это была вторгшаяся обезьяна, продемонстрировали явные признаки самосознания.

Обезьяны наблюдали за собой в зеркале, чистя и осматривая свои лбы возле имплантата. Они также исследовали части своего тела, которых раньше не видели, и для этого переворачивались вверх ногами. Наконец, они схватили и отрегулировали зеркало, чтобы получить улучшенный обзор. Однако самореализация не имела постоянства: когда зеркало было закрыто, это поведение исчезло.


10. Европейские сороки

Последняя (и довольно неожиданная) запись в списке 10 животных с самосознанием — европейская сорока. Это не только единственная птица, прошедшая зеркальный тест, но и единственный вид, не относящийся к млекопитающим. Иди сороки.

Тесно связанные с воронами (которые также известны своим интеллектом, если не самосознанием) сороки официально обрели самосознание в научных архивах в 2008 году. не мог их видеть. Хотя сороки не реагировали на прикосновение к точкам, они начинали чесать шею, когда их ставили перед зеркалом. Те, у кого были черные точки, замаскированные под оперение, никак не реагировали.

Когда-то считалось, что самосознание возникает из новой коры головного мозга, но у сорок ее нет. Франц де Вааль отмечает, что у сорок, тем не менее, большой мозг с множеством связей.

«Сороки известны своей способностью красть блестящие предметы и прятать свою добычу», — сказал он. «Это не так уж неправдоподобно, что такой мастер-вор, как сорока, обладает такой способностью смотреть в будущее».


Самоосознание и осознанные сновидения

Если самоосознание является сознательным процессом, как оно проявляется в сновидениях и осознанных сновидениях, когда мы технически спим?

Спящий мозг не является полностью бездействующим, как считали ученые на протяжении многих веков. Во сне мозг активен в тета-, альфа- и бета-диапазонах (4-31 герц). Но нет никакого самосознания: мы не размышляем о том, кто мы такие, что мы делаем, или даже о том, что мы спим.

Однако исследования МРТ подтвердили, что в осознанных сновидениях мы обладаем гораздо более высоким уровнем сознания. Мы активируем больше областей мозга (правая дорсолатеральная префронтальная кора, лобно-полярные области и предклинье). Все эти области связаны с саморефлексивными функциями.

Более того, у осознанных сновидцев есть сознательный доступ к своим воспоминаниям из реального мира во время осознанных сновидений, в то время как у обычных сновидцев этого нет. Простое распознавание состояния сна (сам по себе акт спонтанного самосознания) трансформирует самое базовое сознание в почти бодрствующий уровень метасознания.

Таким образом, можно утверждать, что разница между обычным сновидением и осознанным сновидением подобна разнице в самосознании между канарейкой и человеком.

Это значительный скачок в самопознании.

Если вас интересует природа самосознания. Вам следует научиться видеть осознанные сны.

Это бесплатно — и вы можете просто открыть скрытую вселенную внутри вашего собственного разума!

Об авторе

Ребекка Тернер — научный писатель, иллюстратор, исследователь сознания и основатель World of Lucid Dreaming. В настоящее время она учится на биолога в Окленде и ведет блог на своем сайте Science Me.

Особенность

Как запоминать свои сны

Для осознанного сновидения я рекомендую помнить хотя бы один яркий сон за ночь. Это повысит ваше самосознание во сне (повысит вероятность осознания), а также означает, что вы действительно сможете вспомнить свои осознанные сны. Что приятно. Вот четыре подробных совета о том, как чаще вспоминать свои сны. И если вы вообще не думаете, что мечтаете, поверьте мне, почти наверняка так и есть. Требуется чрезвычайно редкое расстройство сна, чтобы лишить кого-то сна во сне.

Особенность

На что похожи осознанные сны?

Много лет назад, еще до того, как мне впервые приснился осознанный сон, у меня было очень конкретное представление о том, на что будет похож осознанный сон. Я думал, что это будет интенсивно, волшебно и немного жутковато. Это оказалось довольно точным представлением. Осознание в состоянии сна подобно входу в другой мир. Ту, где можно манипулировать физическими законами (ложки нет, Нео), и ваши фантазии могут сбыться в одно мгновение. В этом определенно есть что-то волшебное — и мир осознанных снов как будто живой, дышащий организм, который может реагировать на самые ваши мысли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *