19.04.2024

Психология межличностного взаимодействия: Психология межличностных отношений

6.4. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе

Юриспруденция / Юридическая психология / 6.4.  Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе

Существует зависимость возникновения и дальнейшего движения гражданского процесса от волеизъявления лиц, прибегающих к судебной защите.

Принцип диспозитивности в гражданском процессе предполагает активность суда, его право вмешиваться в сферу распорядительных действий сторон. Однако это вмешательство может быть направлено лишь на содействие лицам, участвующим в деле, в полной защите принадлежащих им прав, их интересов, охраняемых законом. Активность суда здесь неизменно сочетается с инициативой сторон как основной движущей силой гражданского судопроизводства.

Такова природа гражданского процесса, существенно отличающаяся от уголовного процесса и определяющая специфику межличностного взаимодействия в этом процессе.

Наиболее психологизированной частью судебного заседания являются прения сторон. Противоборство интересов здесь достигает предельного напряжения. Каждая сторона стремится навязать суду свою точку зрения, подвести его к желательным для себя выводам. В ходе прений могут устраняться ранее возникшие сомнения и возникать новые вопросы. Участники прений не ограничиваются во времени, они имеют право повторных выступлений. Однако суд обязан пресекать отклонения от существа дела, оскорбления в адрес другой стороны, вторжение в интимные стороны ее жизни.

Наряду с профессиональным контролем со стороны суда, открытое судебное заседание подвержено и широкому социальному контролю со стороны публики. Ее присутствие повышает социальную ответственность поведения всех участников процесса, предъявляет повышенные требования к культуре судопроизводства. Однако поведение публики не бывает всегда объективно-нейтральным. Она обычно состоит из лиц, симпатизирующих истцу или ответчику. Поддержка публики делает поведение стороны более претенциозным, подавляет активность поведения другой стороны.

Вся доказательственная и иная информация воспринимается судом и другими участниками процесса в устной форме, в условиях непосредственности и непрерывности. Непосредственность контакта между судом и участниками процесса связана и с невербальными средствами воздействия — здесь существенную роль играют мимика, жестикуляция, пантомимика, эмоционально-экспрессивные особенности речи.

Паузы, интонация, вербальные затруднения, внешние проявления неуверенности-уверенности, растерянности-собранности, нервозности-спокойствия могут иметь определенное влияние на направленность процесса.

Судебный процесс развивается как взаимодействие не только отдельных личностей, но и малых социальных групп — при этом существенное значение приобретают процессы внутригрупповой и межгрупповой динамики, внутригрупповой сплоченности и межгруппового антагонизма. Имея единую цель, сторона и ее представитель деятельностно объединены, они активно взаимодействуют — сторона информирует своего представителя обо всех нюансах дела, о возможном поведении заинтересованных в исходе дела лицах, о резервном объеме доказательств.

Судебный процесс развивается как тактическое взаимодействие сторон, как межгрупповое взаимодействие. Однако это взаимодействие ограничено властными полномочиями суда. Суд принимает меры для перевода взаимодействия сторон и третьих лиц в русло судебного общения.

При урегулировании межличностных отношений особенно существенна рефлексивность судьи, его способность адекватно моделировать различные жизненные ситуации, видеть себя в положении других лиц, осуществлять социально-ролевую идентификацию, избегать поспешных суждений по внешним признакам различных обстоятельств. Существенно важно четкое определение позиций сторон по поводу того, что они ожидают от суда. Позиция истца выражается в исковом заявлении, позиция же ответчика характеризуется отрицанием требования истца. В ходе судебного разбирательства эти позиции могут существенно изменяться. В одних случаях изменения в позиции стороны подлежат обсуждению для решения вопроса об их принятии, в других — они обязательны для принятия (изменение предмета иска, размера исковых требований).

Таким образом, волеизъявления сторон существенно влияют на направление и характер процессуальной деятельности. Гражданский процесс определяется динамикой самоопределения сторон, отношением сторон к предмету спора, изменением позиций в доказывании, в обосновании требований и возражений.

Активность поведения сторон зависит от их отношения к требованиям другой стороны, от их способности обсуждать собранные по делу доказательства, задавать вопросы, заявлять ходатайства.


Суд призван координировать действия сторон, уравновешивать их усилия, оказывать сторонам содействие в сборе необходимых доказательств, предоставлять сторонам равные доказательственные возможности.

Требуется значительная осведомленность о психологии людей, чтобы не допустить сползания процессуального состязания на уровень хаотичного препирательства сторон. Принцип состязательности означает предоставление сторонам возможности наиболее полно обосновать свои требования, предоставить все необходимые доказательства и предотвращение возможности злоупотребления своими правами какой-либо стороной. Для самого суда принцип состязательности означает возможность полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Активность сторон направляется судом. Стороны не только вправе, но и обязаны сообщать суду факты для обоснования своих требований и приводить соответствующие доказательства.

Иногда психологическая действенность одних фактов может замаскировать значение других, не менее существенных фактов.

Отграничить спорное от бесспорного, определить круг необходимых доказательств — такова задача суда в организации спора сторон.

Каждая сторона, как и другие лица, причастные к делу, имеет право на участие в исследовании и проверке допущенных судом доказательств. Сторона вправе участвовать и в допросе свидетелей. Каждая сторона вправе выразить свое мнение в отношении достоверности и доказательственной силы свидетельских показаний. С участием сторон обсуждается и заключение эксперта. Стороны имеют право участвовать в местном осмотре, настаивать на протокольной фиксации отдельных обстоятельств, требовать приобщения к делу различных материалов, участвовать во всех проверочных действиях.

Принцип состязательности связан с взаимоконтролем поведения сторон.

Если сторона признает существование фактов, из которых исходит другая сторона, то взаимодействие сторон приобретает бесконфликтный характер. В случае непризнания этих фактов противоборство сторон приобретает характер конфликтного взаимодействия. При этом все средства и приемы, используемые сторонами, имеют не только информационное, но и суггестивное (внушающее) воздействие. Это воздействие зависит от социального статуса воздействующего лица, его общественного престижа, известности, значимости в данном регионе. Повышенное суггестивное воздействие имеют заключения органов государственного управления, заключения экспертов, специалистов, их должности и звания. Повышенной суггестивностью отличается мнение прокурора, реплики судьи.

В силу властных полномочий суда отношения сторон с судом приобретают характер ограниченного сотрудничества. Суд получает от сторон осведомительную, доказательственную и побудительную информацию.

Стороны же в основном получают лишь побудительную информацию — приказы, предложения. Возможны также советы, просьбы, порицания.

Важнейшим условием взаимодействия участников гражданского судопроизводства является взаимопонимание: адекватное взаимоотражение целей и мотивов поведения, значения имеющихся доказательств, понимание используемой терминологии.

Психологически наиболее значим заключительный этап доказательственной деятельности сторон — их участие в судебных прениях. Здесь используется весь объем имеющейся доказательственной информации. Эта информация обрабатывается применительно к особенностям процесса социальной коммуникации. При этом сознательно или интуитивно учитываются наиболее распространенные стереотипы восприятия и оценки различных обстоятельств.

Стороны анализируют весь объем доказательств, вычленяют наиболее информативные, надежные, допустимые и доступные. Информативность доказательства — это его информационный объем. Надежность доказательства — это его контролируемость.

Доступность — возможность оперативного использования. Допустимость — нравственная возможность его использования. Доказательства, с психологической точки зрения, имеют определенную силу воздействия в зависимости от их логической структуры и эмоциогенного потенциала. На внутреннее убеждение судей оказывает существенное влияние систематизированность доказательств и убедительность их оценки.

Результативность взаимодействия людей зависит от установления между ними коммуникативного и эмоционального контакта, от их речевого и смыслового взаимопонимания, ситуативной интуиции.

В судопроизводстве особенно важно понимание сторонами элементарной юридической терминологии, понимание судом словаря участвующих в деле лиц [14].

Конспект лекций Социальная психология личности и общения =lybs.ru= =lybs.ru=


Понятие «взаимодействие» чрезвычайно многозначно. С точки зрения философии эта категория представляет собой одну из общих форм взаимосвязи между явищами. ее суть заключается в обратном

воздействии одного предмета или явления на другое. Поэтому взаимодействие воспроизводит процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. В социологии употребляется дефиниция «социальное взаимодействие» для определения такой формы общения лиц, социальных сообществ, группировок, по которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется социальное действие каждого из партнеров, достигается приспособление действий одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действий и определенная степень солидарности или согласия между ними.

Общество — ие система взаимодействий человека с другими людьми. Разнообразные социальные отношения, субъектом которых является личность, обусловленные многообразием социальных интересов. Социальные отношения имеют объективный характер, но для каждого человека они, отражаясь в ее внутреннем мире, приобретают личностного окраску, что проявляется в конкретном поведении человека, его чувствах, настроениях и др. Именно поэтому в конкретной реальности как факт предстает міжосо-бистісний социально-психологический аспект социальных отношений. То есть межличностные отношения формируются не вне общественными, а внутри них, как персонифицированное воспроизведения обезличенных социальных связей. Иначе говоря, во взаимодействии общественные отношения «даны» через ту реальную социальную деятельность, частью (или формой организации) которого оно является (за Г. Андреевой). Межличностные отношения определяют тип взаимодействия, то есть это будет соперничество или сотрудничество, а также степень выраженности этого типа (более или менее успешное, эффективное сотрудничество). Непосредственные условия жизнедеятельности человека влияют на формирование межличностных контактов. Поэтому их основой является эмоциональная окрашенность. Ведь известно, что результат вашего взаимодействия с другим человеком будет различным в зависимости от того, в хорошем вы настроении или нет, испуганные или, наоборот, недовольство. Эмоция побуждает к действию, она играет важную роль в установлении и сопровождении таких отношений, как дружба, любовь, брак. С помощью эмоции человек может «инфицировать» собственным состоянием (страхом, смехом и др.) своего партнера по взаимодействию, который по-началу мог совсем иначе реагировать на предмет обсуждения. Эмоция также влияет на когнитивную переработку информации, дает возможность проявлять гибкость поведения индивида во взаимодействии с другим.

Человек связан с обществом системой реальных связей, основными элементами которых являются субъекты связи, предмет связи, т.е. то, по поводу чего осуществляется связь, и механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами. Конкретный связь происходит в форме контакта и взаимодействия. Контакт можно считать первой ступенью реального взаимодействия, одновременно он может быть и самостоятельным явлением, которое во взаимодействие не перерастает. При таких условиях он поверхностный, мимолетный, в нем отсутствует система родственных действий субъектов друг с другом. Образцом такого контакта может служить обменивания любезностями во время общения с библиотекарем. Зато взаимодействие — это систематические, достаточно регулярные действия субъектов друг на друга, имеющие целью вызвать определенную ответную реакцию, которая порождает новую реакцию того, кто оказывает влияние. То есть происходит обмен действиями, зарождается родство действий обоих субъектов, их координация, устойчивость интересов, планирование совместной деятельности, распределение функций и др. Действия способствуют взаимному регулированию, взаимовлияния, взаимной контроля, взаимопомощи. Все это предполагает, что каждый из участников взаимодействия сделает свой вклад в выполнение общей задачи, корректируя свои действия, учитывая предыдущий опыт, активизируя собственные способности и возможности партнера. Из сказанного следует, что в социально-психологическом контексте под взаимодействием понимают не только взаимосвязан обмен действиями, а прежде всего организацию людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности. То есть, общаясь, обмениваясь информацией, человек вырабатывает формы и нормы совместных действий, организует и координирует эти действия. Постановка вопроса именно таким образом не предполагает отрыва коммуникации от взаимодействия и не отождествляет эти понятгя. Обычно стратегия взаимодействия обусловлена характером общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, а тактика — определяется непосредственным представлением о партнере (его намерения, мотивы, установки).

Все виды взаимодействия традиционно разделяют на две группы: сотрудничество и соперничество. К первой группе относятся действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивающих ее успешность, согласованность, эффективность (известны и другие термины для обозначения этого вида взаимодействия: кооперация, согласие, приспособление, ассоциация). Вторая группа охватывает действия, щолїєю или иной степени препятствуют совместной деятельности, создавая преграды на пути к взаимопониманию. Этот вид взаимодействия обозначается такими понятиями, как конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциация. Упомянутая классификация использует так называемый дихотомическое деление всех видов взаимодействий. Другая классификация в своей основе имеет количественный аспект, то есть речь идет о количестве субъектов, участвующих во взаимодействии. Согласно этой классификации различают взаимодействие между группами, между личностью и группой, между двумя личностями (диада).

Многие из исследователей пытается выделить более мелкие единицы взаимодействия, которые поддаются эмпирическому наблюдению, контролю и регистрации. В Частности, Г. Бейлз разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействий в группе. Все образцы взаимодействий, которые наблюдал исследователь, были поделены на двенадцать видов, которые, в свою очередь, сведены в четыре категории (см. табл. 8). Группа во время выполнения совместного задания осуществляет последовательный переход от одной фазы к другой: ориентировка членов группы в отношении общей задачи, оценка хода выполнения задачи, контроль и принятие решения. При этом положительные и отрицательные эмоции сопровождают этот процесс и соответствующие действия членов группы. Несмотря на то, что схема Г. Бейлза получила широкое применение, она имеет ряд критических замечаний. Они прежде всего касаются того, почему именно эти, а не другие виды взаимодействий выделены, и почему их именно двенадцать. Основное замечание сводится к тому, что она не учитывает содержания совместной деятельности, а в расчет берет только формы взаимодействия.

Книга: Конспект лекций Социальная психология личности и общения

СОДЕРЖАНИЕ

1.Конспект лекций Социальная психология личности и общения
2.РАЗДЕЛ 1. МЕСТО ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕНИЯ В ОБЩЕЙ ПАРАДИГМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
3.1.1. Личность и общение в процессе уточнения предмета социальной психологии.
4.1.2. Личность и общение в общей структуре социальной психологии.
5.1.3. Сфера личности и общения в контексте функций и поняттєвого аппарата социальной психологии.
6.1.4. Методологическая основа социальной психологии личности и общения
7.1.5. Эволюция социально-психологических знаний о личности и общения: как это происходило?
8.1.5.1. В становлении и развитии зарубежной социальной психологии можно выделить следующие этапы:
9.1.5.3. В становлении и развитии отечественной социальной психологии можно выделить следующие периоды:
10.1.6. Личность и общение в контексте перспектив развития социальной психологии.
11.РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. 2.1. Социально-психологический подход к пониманию личности.
12.2.2. Личность как социально-психологический феномен.
13.2.3. Личность и общество.
14.2. 4. Социализация личности.
15.2. 4. Социализация личности. ( продолжение 1)
16.2. 4. Социализация личности. ( продолжение 2)
17.2. 4. Социализация личности. ( продолжение 3)
18.2.5. Личность: установки и поведение.
19.2.5.2.Поняття установки, ее структура и функции.
20.2.5.6. Индивидуально-психологические свойства индивида и внешние поведенческие проявления.
21.2.5.8. Интерес к стати
22.2.5.9. Образ жизни
23.РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 3.1. Общение в структуре социальных и межличностных отношений
24.3.1.1.Універсальність феномена общения в коммуникативной культуре общества.
25.3.2. Общая характеристика общения. Общая характеристика общения. 3.2.1.Спілкування как социально-психологический феномен
26.3.2.2.Структура и функции общения.
27.3.2.2.Структура и функции общения. (продолжение)
28.3.2.4.Стратегії и тактики общения.
29.3.2.5. Уровни, стили и типы общения.
30.3.2.7. Формы общения.
31.3.2.8. Социокультурные и этнопсихологические особенности общения.
32.3.2.9.Морально-психологический контекст общения.
33.3.2.11.Труднощі, барьеры и деформации в общении.
34.3.3. Психологические особенности коммуникации в межличностных отношениях. 3.3. Психологические особенности коммуникации в межличностных отношениях. 3.3.1. Человеческая коммуникация, специфика, виды и формы.
35.3. 3.2.Комунікативний пространство межличностных отношений
36.3.3.3. Психология произнесения информации.
37.3.3.4. Технологические аспекты вербальной и невербальной коммуникации.
38.3.3.5. Барьеры коммуникации.
39.3.4. Психология межличностного взаимодействия. 3.4. Психология межличностного взаимодействия. 3.4.1. Общая характеристика взаимодействия.
40.3.4.2. Понятие взаимодействия: историко-теоретический обзор.
41.3.4.3. Потребность в межличностных контактах и взаимодействии.
42.3.4.4.Альтруїзм и агрессия в межличностном взаимодействии.
43.3.4.5.Взаємодія и совместная деятельность.
44.3.4.6. Природа аттракции в межличностном взаимодействии.
45.3.4.7. Деструктивное межличностное взаимодействие.
46.3.4.8. Конфликтное взаимодействие.
47.3.5. Психология межличностного воздействия. 3.5. Психология межличностного воздействия. 3.5.1.Поняття и общая характеристика влияния в межличностном взаимодействии.
48.3.5.2. Психология переконувального влияния.
49.3.5.3. Психология заражения
50.3.5.5. Подражание определенному образцовые.
51.3.6. Межличностное восприятие и понимание людьми друг друга. 3.6. Межличностное восприятие и понимание людьми друг друга. 3.6.1. Понятие социального познания.
52.3.6.2.Загальна характеристика межличностного познания.
53.3.6.3.Механізми и эффекты межличностной перцепции.

На предыдущую


Межличностные отношения — IResearchNet

В межличностных отношениях два участника взаимозависимы, и поведение каждого влияет на результаты другого. Кроме того, люди взаимодействуют друг с другом в серии взаимодействий, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Люди формируют множество различных видов отношений с другими людьми, некоторые из которых являются близкими и близкими (например, родитель-ребенок, супруг-супруга, дружеские отношения), а другие не являются близкими и близкими (например, сосед, учитель-ученик). Большая часть исследований межличностных отношений была сосредоточена на тех отношениях, которые являются близкими, интимными и характеризуются высокой взаимозависимостью. В влиятельной книге Келли и его коллеги (1983) определяют близкие отношения как сильные, частые, с разнообразной взаимозависимостью, длящиеся в течение значительного периода времени. В социологии, хотя классическое различие между первичными и вторичными отношениями было расширено в публичной сфере (мимолетные, рутинные, квази-первичные и интимные вторичные отношения), эти близкие отношения (как описано выше) также могут быть классифицированы как первичные группы. которые обеспечивают поддержку, воспитывают и социализируют людей в соответствии с нормами общества.

Концепция отношений исторически занимала центральное и важное место в социальной психологии и других социальных науках. Некоторые из социологов-основателей, такие как Зиммель и Маркс, занимались вопросами влечения и межличностных отношений.

Исторический контекст исследования межличностных отношений

В 1960-х годах исследования межличностных отношений в первую очередь были сосредоточены на процессе межличностного влечения, в первую очередь между незнакомцами, встречающимися впервые, а не на самих отношениях, которые могли развиться в результате влечения. . Это исследование развилось в основном из исследований по выбору партнера, впервые начатых семейными социологами в XIX веке.30-е и 1940-е годы (Берджесс и Коттрелл, 1939). Притяжение обычно понимается как отношение к другому, состоящее из чувств, познаний и поведения, и может быть негативным и/или позитивным по своей природе. Большинство ранних исследований процесса межличностного влечения основывались на самоотчетах для оценки факторов, которые приводят человека (P) к влечению к другому человеку (O). Например, парадигма фиктивного незнакомца (Byrne 1971) просила респондентов (как правило, молодых студентов колледжа) оценить, насколько сильно их привлекал другой человек после того, как им была предоставлена ​​минимальная информация об этом другом человеке. В этих парадигмах респонденты фактически участвовали в эксперименте, в котором информация, представленная респондентам, манипулировалась, а другие люди, как правило, были гипотетическими другими. Уолстер, Бершайд и их коллеги (например, Уолстер и др. 1966) также провел многочисленные исследования «взаимодействия по знакомству», в которых реальных респондентов подбирали друг к другу и давали возможность взаимодействовать, после чего они сами сообщали о своем влечении друг к другу.

В 1980-х годах исследователи обратили свое внимание на более интенсивные чувства и явления, возникающие в реальных межличностных отношениях, а также на социальный контекст различных видов специфических отношений. Хотя привлекательность была важна, а может быть, даже необходима для того, чтобы П (человек) и О (другой) начали межличностные отношения, большинство исследований стали сосредотачиваться на «пульсе» или качестве этих межличностных отношений и его связи с внутренними процессами (например, , познания, депрессия, физическое здоровье) и вне (например, удовлетворенность работой, финансовое напряжение, сплоченность семьи) человека. Кроме того, исследователи начали изучать влияние факторов в P (человек) (например, депрессия) и O (другое) (например, физическая привлекательность), а также сочетание этих факторов (P и O) (например, конфликт, сходство) на вероятность того, что P и O останутся в отношениях и будут довольны ими.

Новые направления в исследованиях межличностных отношений

Еще недавно отношениям уделялось значительное внимание в социологии и других социальных науках. Изучение исследований, проведенных с 1980 года, освещает несколько тем. Во-первых, обширный и значительный объем литературы демонстрирует, что межличностные отношения жизненно важны и важны для физического и психического здоровья людей. Исследования показывают (House et al., 2003), что люди, скорее всего, будут страдать от депрессии, беспокойства, плохого здоровья и других физических проблем, если им не хватает межличностных отношений высокого качества и количества. Интересным открытием здесь является то, что качество и количество отношений имеют решающее значение для общего состояния здоровья и благополучия людей.

Во-вторых, текущее исследование акцентирует внимание на специфических процессах отношений, которые имеют значение на различных стадиях жизненного цикла отношений. Эта литература, как правило, организована в соответствии с типом отношений и фокусируется на факторах, которые важны для развития отношений (притяжение, сходство, фоновые факторы), поддержания отношений (общение, конфликт, вмешательство и поддержка семьи) и расторжение отношений (правовые факторы, влияние на детей, приспособление). Имеются также убедительные доказательства того, что факторы, предсказывающие развод или расторжение отношений, различаются в зависимости от стадии жизненного цикла отношений. Было обнаружено, что возраст или стадия жизненного пути человека также имеют отношение к тому, какие процессы отношений важны для оценки отношений людьми (качество отношений). Кроме того, недавний акцент на жизненном пути как отношений, так и личности привлек внимание ученых к важности проведения концептуальных различий между (1) намерением поддерживать отношения (например, обязательством) (см. Джонсон 19).91), (2) личные оценки в отношениях, как они воспринимаются людьми (качество отношений), и (3) статус отношений (стабильность отношений) (Верофф и др., 1997).

Третье новое направление в исследованиях отношений состояло в том, чтобы сконцентрироваться на том, чтобы сделать диаду единицей анализа, а не индивидуумом (Couch 1992). Это изменение является как методологическим, так и концептуальным и стало важным вкладом в литературу по отношениям. Исследователи отношений теперь считают важным собирать информацию от обоих членов диады, а не только от одного члена, и оценивать, как эти отчеты могут по-разному влиять на благополучие и стабильность отношений (Duck 19). 90).

В-четвертых, учитывая выдающееся положение символического интеракционизма в социологии (например, Mead 1934), еще одним новым направлением исследований отношений стало применение концепций символического интеракционизма к изучению благополучия и стабильности отношений (Burke & Cast 1997). Я создается из взаимодействий и обратной связи с другими, и контекст отношений еще более важен для того, как люди видят себя. Кроме того, чтобы понять, как взрослые определяют и описывают себя другим, исследователи отношений обращаются непосредственно к контексту и статусу их отношений.

Пятое новое направление в исследованиях отношений заключалось в изучении конструирования смысла в отношениях для определения их качества и стабильности (Orbuch et al., 1993). В этих исследованиях признается, что люди могут конструировать значения своих отношений, основываясь на социальном контексте этих отношений и личности, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на оценки людей и статус этих отношений. Многие исследователи отношений теперь просят пары/диады (отдельно или совместно) использовать повествование или отчет в качестве техники рассказа, чтобы лучше понять значения отдельных людей в их отношениях и процессах отношений с течением времени (обзор см. в Orbuch 19).97). Этот метод позволяет людям иметь «голос» в своих отчетах о своих отношениях и допускает вариации в отчетах в результате «социокультурной экологии», в которую встроены отношения. Этот подход также признает, что эти истории формулируют, контролируют, предсказывают и формируют отношения людей с течением времени.

В-шестых, были исследованы более крупные условия окружающей среды и структуры, которые могут быть вредными или полезными для благополучия пары. Исследователи отношений начали связывать эти «социокультурные экологии» или то, что социологи называют нормами, культурными значениями, установками, обстоятельствами или людьми вне отношений, с качеством и стабильностью отношений. Одним из специфических контекстуальных факторов, которому в последнее время уделяется большое внимание, являются социальные сети или связь между отношениями и людьми вне диады. В частности, исследователи отношений интересовались влиянием социальных сетей семьи и друзей на стабильность и качество отношений (обзор см. в Felmlee & Sprecher, 2000). Большая часть этого исследования посвящена тому, как социальные сети могут быть потенциальным источником поддержки или снижения стресса для пар, но эта прямая связь была оспорена и пересмотрена многими (Kessler et al. 19).95). Общее представление о том, что социальные сети связаны с внутренним пульсом отношений, было впервые исследовано Боттом (1971).

Другим важным контекстуальным фактором, которому в последнее время уделяется внимание, является контекст расы/этнической принадлежности в межличностных отношениях (McLoyd et al., 2000). Исследователи отношений начали подчеркивать сходства и различия между различными расовыми / этническими группами и внутри них. Недавние исследования показывают, что как культурные, так и структурные факторы могут по-разному влиять на отношения между различными этническими группами (Орбух и др. , 2002).

Будущие направления исследований межличностных отношений

Область межличностных отношений имеет богатую историю и прочную теоретическую основу в социальных науках. Критическим для идей и теорий социальной психологии является представление о том, что люди взаимодействуют с другими и что эти взаимодействия взаимосвязаны и влияют друг на друга. Кроме того, тема межличностных отношений является идеальной ареной для понимания и освещения многих основных социальных процессов и концепций (например, саморазвитие, культура, социальные связи, приверженность и эмоции), которые имеют решающее значение для дисциплины.

Ссылки:

  1. Бернард, Дж. (1972) Будущее брака. Мир, Нью-Йорк.
  2. Ботт, Э. (1971 [1957]) Семья и социальные сети. Тависток, Лондон.
  3. Берджесс, Э. У. и Коттрелл, Л. С. (1939) Прогнозирование успеха или неудачи в браке. Прентис-Холл, Нью-Йорк.
  4. Берк, П.Дж. и Каст, А.Д. (1997) Стабильность и изменение гендерной идентичности молодоженов. Социальная психология Ежеквартально 60: 277-90.
  5. Бирн, Д. (1971) Парадигма притяжения. Академик Пресс, Нью-Йорк.
  6. Коуч, К. (1992) На пути к теории социальных процессов. Символический интеракционизм 15: 117-34.
  7. Дак, С. (1990) Из сковороды и в 1990-е. Журнал социальных и личных отношений 7 (1): 5-28.
  8. Фелмли, Д. и Спречер, С. (2000) Близкие отношения и социальная психология: пересечения и будущие пути. Социальная психология Ежеквартально 63 (4): 365-76.
  9. Хаус, Дж. С., Лэндис, К. Р., и Амберсон, Д. (2003) Социальная психология здоровья. В: Саловей, П. и Ротман, А. Дж. (ред.), Социальные отношения и здоровье. Psychological Press, Нью-Йорк, стр. 218–226.
  10. Джонсон, член парламента (1991). Приверженность личным отношениям. В: Джонс, У. Х. и Перлман, Д. (ред.), Успехи в личных отношениях, Том. 3. Издательство Джессики Кингсли, Лондон, стр. 117-43.
  11. Kelley, H.H., Berscheid, E., Christensen, A. et al. (1983). Близкие отношения. Фриман, Нью-Йорк.
  12. Кесслер, Р. К., Хаус, Дж. С., Анспах, Р. Р., и Уильямс, Д. Р. (1995) Социальная психология и здоровье. В: Кук, К.С., Файн, Г.А., и Хаус, Дж.С. (ред.), Социологические перспективы социальной психологии. Allyn & Bacon, Бостон, стр. 548-70.
  13. Лофланд, Л. (1998) Общественная сфера. Альдин де Грюйтер, Нью-Йорк.
  14. Маклойд, В. К., Кос, А. М., Такеучи, Д., и Уилсон, Л. (2000) Семейные процессы и родительская социализация в цветных семьях: обзор десятилетия. Журнал брака и семьи 62: 1070-93.
  15. Мид, Г. Х. (1934) Разум, личность и общество. Издательство Чикагского университета, Чикаго.
  16. Орбух, Т. Л. (1997) Подсчет счетов людей: социология счетов. Ежегодный обзор социологии 23: 455-78.
  17. Орбух, Т.Л., Верофф, Дж., Хассан, Х., и Хоррокс, Дж. (2002) Кто разведется: 14-летнее продольное исследование черных пар и белых пар. Журнал социальных и личных отношений 19 (2): 179-202.
  18. Орбух, Т.Л., Верофф, Дж., и Холмберг, Д. (1993) Стать супружеской парой: появление смысла в первые годы брака. Журнал брака и семьи 55: 815-26.
  19. Верофф, Дж., Янг, А., и Кун, Х. (1997) Первые годы брака. В: Дак, С. (ред.), Справочник по личным отношениям. Wiley, Нью-Йорк, стр. 431-50.
  20. Уолстер Э., Аронсон В., Абрахамс Д. и Роттман Л. (1966) Важность физической привлекательности в поведении на свиданиях. Журнал личности и социальной психологии 4: 508-16.

Межличностные отношения – клинические методы

Джон Б. Гриффин, мл.

Определение

Межличностные отношения относятся к взаимным социальным и эмоциональным взаимодействиям между пациентом и другими людьми в окружающей среде. Почти каждое психическое расстройство сопровождается проблемами в этом отношении. Часто основной причиной конфликтов с другими людьми является наличие какого-либо психического расстройства. Основные области, в которых могут возникнуть эти конфликты, включают следующие отношения:

  • Семейство

  • Social

  • Работа

  • Религиозные

  • Сексуальные

СЕМЕНТИЯ

Семейные отношения

.

Расследование этих отношений обычно начинается с изучения супружеских отношений. Супружеские конфликты часто бывают довольно тонкими. Пациенты часто не видят связи между имеющейся у них симптоматикой и семейной дисгармонией, особенно когда присутствующая проблема является психофизиологической, такой как астма или пептическая язва. Иногда пациент бессознательно сопротивляется тому, чтобы увидеть такую ​​связь из страха, что исследование конфликтов может привести к распаду брака.

Часто бывает полезно начать с открытых общих вопросов или утверждений, таких как: «Расскажите мне о вашем браке. На что похож ваш брак?» Степень теплоты и энтузиазма, с которыми пациент описывает брак, может быть важнее, чем сами слова. Иногда пациенты могут сказать, что в браке все в порядке, даже если это не так, потому что они чувствуют себя некомфортно, обсуждая присутствующие трудности. Если что-то в ответе пациента указывает на то, что в браке могут быть трудности, переходите к более детальному расспросу. Полезным началом часто является просьба пациента описать супруга. Если пациент не перечисляет недостатков супруга, можно указать на это и поощрять пациента описывать даже незначительные вещи, которые могут его раздражать. Даже в самом лучшем браке должны быть качества супруга, которые несколько раздражают другого члена пары. Если пациент каким-то образом указывает на наличие серьезных трудностей, но чувствует себя некомфортно при обследовании этих областей, обычно разумно избегать сильного давления на пациента в начальном процессе сбора анамнеза. Если сильно надавить, многие больные начнут отрицать трудности. Это затруднит дальнейшую терапию, поскольку пациенту в конце концов придется признать, что он ввел вас в заблуждение, если вы хотите помочь ему или ей с этими проблемами.

Если пациенту удобно подробно описывать семейные проблемы, это следует делать в полной мере. Пациента следует попросить описать природу конфликтов, чувства по поводу конфликтов и усилия по их разрешению. Собирая эту информацию, врач часто получает важную информацию о гибкости, уверенности в себе, независимости и проницательности пациента.

Кроме того, обследующий должен получить информацию о взаимодействии пациента с другими значимыми членами семьи, особенно с детьми и родителями. Большинство пациентов не чувствуют угрозы при прямом расспросе о своих детях или родителях.

Если у пациента маленькие дети, у врача часто есть возможность провести профилактическое вмешательство в области психического здоровья. Многие матери чувствуют, что у их детей серьезные эмоциональные трудности, но не могут выявить их, пока врач не спросит. В некоторых случаях эти трудности будут второстепенными по отношению к основной жалобе пациента; в других случаях они в значительной степени связаны с ним. В любом случае, если анамнез указывает на то, что у ребенка могут быть серьезные эмоциональные проблемы, эта трудность часто может быть легче разрешена в детстве, чем в более поздние годы. Затем лечащий врач может поощрять раннее вмешательство, которое впоследствии может предотвратить более серьезные трудности.

Отношения пожилых пациентов с их взрослыми детьми также имеют большое значение. Спросите о соответствии между ожиданиями и надеждами, которые родители возлагали на своих детей, и реальными жизненными событиями. В тех случаях, когда дети были разочарованием, многие пациенты будут испытывать значительную вину.

Эмоциональные связи с родственниками — родителями, братьями и сестрами, детьми, бабушками и дедушками — часто бывают особенно тесными. Такие вопросы, как «Как вы ладите со своими родителями?» или «Какие у вас сейчас контакты с родственниками?» часто открывает шлюзы важной информации. Если замужние пациенты не упоминают спонтанно о своих отношениях со свекровью, врач должен задать конкретные вопросы, так как эти отношения, о чем свидетельствует множество тещинных шуток, часто являются источником конфликтов.

Сложность семейных эмоциональных взаимоотношений можно увидеть в следующем случае:

11-летняя девочка лечилась от тяжелой астмы в течение 5 лет с многократными госпитализациями и множеством различных лекарств. Несмотря на все попытки помочь ей, астма становилась все более инвалидизирующей. Поскольку подозревали эмоциональный компонент ее болезни, была начата психотерапия. На ранних этапах терапии мать сообщила, что отец изменяет ей и что он хочет развода. Мать выступила против развода, и в результате возник ожесточенный конфликт. Астматические приступы и госпитализации больного неоднократно случались в связи с крупными ссорами между родителями. После начала психотерапии ее астма улучшилась до такой степени, что ей больше не потребовалась госпитализация. Тем не менее у нее продолжали случаться периодические астматические приступы, пока родители после периода разлуки друг с другом окончательно не помирились. В конце концов родители восстановили хорошие отношения друг с другом, и после этого приступы астмы у пациентки прекратились.

Очевидно, что тот факт, что астма утихла только после того, как разрешились семейные неурядицы, не доказывает в научном смысле, что астма была вызвана стрессом, который испытал пациент. Психотерапия пациентки длилась более 3 лет, и другие факторы, такие как физические изменения в подростковом возрасте, могли сыграть роль в ее выздоровлении. Тем не менее, такие случаи встречаются на практике достаточно часто, поэтому у большинства опытных клиницистов мало сомнений в том, что межличностный эмоциональный стресс может быть важным фактором при астме.

Социальные отношения

Обстоятельства, в которых живет пациент, можно выяснить с помощью прямых вопросов. Следует запрашивать информацию у незамужних пациентов об отношениях с любыми лицами, с которыми они делят свое жилище. Пациента следует попросить описать рекреационную деятельность и участие в общественной жизни. Затем врач может совершенно естественно перейти к обсуждению межличностных отношений. Многие люди имеют множество знакомых и поверхностных друзей, но тем не менее чувствуют себя достаточно одинокими и изолированными по отношению к близким друзьям. Пациента можно спросить, так ли велико число друзей, как хотелось бы, и есть ли среди них люди, которым пациент может свободно доверять свои чувства.

Отношения на работе

Поскольку работа является практически универсальным человеческим опытом, неудивительно, что она может быть важным источником стресса. Доходная занятость в американском обществе настолько важна, что ее отсутствие почти всегда связано с эмоциональными потрясениями и потерей чувства собственного достоинства. Нужно быть особенно осторожным, чтобы не быть обманутым заявлением пациента о том, что работа — это сфера, свободная от проблем. Это может быть правдой в сознании пациента, но косвенное влияние профессии на другие аспекты жизненного опыта может быть не замечено. Многие люди настолько эмоционально увлечены своей работой, что не замечают разрушительных последствий своих долгих часов и напряженного графика для своих семейных отношений. Врачи особенно подвержены этой трудности.

Начать исследование в этой области с открытого вопроса, такого как «Расскажите мне о вашей работе», обычно более продуктивно, чем задавать прямые вопросы, на которые можно ответить да или нет. Желательно запросить более подробную информацию, если пациент дает только общее заявление. Например, пациент, сообщивший о работе на птицефабрике, не сообщил врачу, в чем заключается эта работа. Существует огромная разница между работой секретаря в центральном офисе и работой человека на производственной линии, занимающегося удалением кишок. Исследование целей часто бывает полезным. Спрос на детские амбиции может привести к сравнению текущего статуса с тем, кем пациент предпочел бы стать. Если человек описывает трудности, либо неудовлетворенность продвижением, либо личностные конфликты, либо неспособность увидеть смысл в работе, эту область следует исследовать настолько глубоко, насколько пациент готов продолжать.

Не следует закрывать запрос, не запросив конкретный отчет о рабочем графике пациента. Это должно включать информацию об общем количестве часов работы в неделю, количестве ночных работ и продолжительности поездок за пределы города. Супругу также следует спросить о рабочем графике, так как многие люди склонны недооценивать количество времени, которое они проводят на работе.

Религиозные отношения

Большинство американцев заявляют о своих религиозных предпочтениях. Более половины всех американцев связаны с той или иной церковной организацией, но многие американцы имеют лишь поверхностный контакт с этими религиозными организациями. Эмоциональные проблемы, связанные с религиозными конфликтами, встречаются не так часто, как проблемы, связанные с супружескими или рабочими отношениями. Тем не менее, такие конфликты случаются достаточно часто, чтобы оправдать некоторые исследования в этой области.

Если пациент указывает на отсутствие религиозных убеждений, дополнительные вопросы все равно могут быть полезны. Можно спросить, не создает ли отсутствие религиозной веры какую-либо проблему. Ответ пациента на этот или подобный вопрос часто показывает, является ли эта область той областью, которую следует исследовать дальше. Некоторые пациенты, не имеющие религиозных предпочтений, могут выбирать этот путь из-за бессознательного бунта по отношению к родителям или из-за каких-то других мотивов, которые они не вполне понимают. В этих случаях можно отметить наличие явного конфликта, а затем изучить его более подробно. Для пациентов, выражающих религиозные предпочтения, может быть полезным узнать об их церковной деятельности. По тому, как они описывают свои церковные контакты, обычно легко сделать точную оценку значимости для них религии и наличия потенциальных конфликтов. Вопрос о том, вызывают ли религиозные убеждения поведение, не похожее на поведение большинства других представителей социальной группы пациента, или вызывают ли религиозные убеждения чувство отличия от других, также может быть показательным с точки зрения вынесения на поверхность эмоциональных трудностей.

Многие люди находят сильную эмоциональную поддержку в своих религиозных убеждениях. Глубокая религиозная убежденность сама по себе не является признаком эмоциональной трудности. Однако если поведение пациента значительно отличается от поведения большинства других членов религиозной группы, врач должен тщательно выяснить причины такого несоответствия.

Сексуальные отношения

Большинство сексуальных трудностей вызвано не физическими проблемами. Обычно они являются результатом эмоционального конфликта. Следовательно, очень важно исследовать чувства, которые пациент испытывает к сексуальному партнеру. Процедуры сбора сексуального анамнеза изложены в главе 216.

Фундаментальная наука

Психические заболевания были обнаружены не только во всех тщательно изученных культурах, но и в глубинах древности. Было много взглядов на основную причину психических расстройств, но почти все древние теории видели в них в основном результат чего-то неладного внутри индивидуума. Многие древние воззрения сосредоточивались на психических заболеваниях в результате действий богов или заражения людей демонами. Гиппократ (460–377 до н. э.) предполагал, что сумасшествие происходит от действия различных форм желчи. С того времени и по настоящее время врачей продолжает интересовать влияние физической дисфункции на умственную деятельность. После демонстрации Х. Ногучи Treponema pallidum в головном мозге пациентов с сифилисом центральной нервной системы, не может быть никаких сомнений в том, что физические состояния могут быть причиной серьезных психических проблем. С тех пор было обнаружено, что многие психические заболевания имеют органическую этиологию.

Близкое, но несколько иное направление мысли также помещало основную проблему психического заболевания в пациента, но рассматривало это как проблему организации мышления, а не как какой-то физический дефект в функционировании нервной системы. Исследования гипноза ясно продемонстрировали, что серьезные изменения в моделях мышления и поведении могут быть достигнуты исключительно с помощью психологической техники внушения. Ранние работы в области гипноза таких людей, как Антон Месмер (1734–1815), Джеймс Брейд (1795–1860), Ипполит Бернхейм (1840–1919) и Жан Мартен Шарко (1825–1893) продемонстрировали, что симптомы некоторых пациентов могут быть изменены внушениями, и что разум может блокировать осознание постгипнотических внушений, никоим образом не уменьшение потребности пациента следовать внушениям.

Психоаналитические исследования Фрейда, Юнга, Адлера и Ранка продемонстрировали наличие бессознательной мотивации поведения. Клиническое исследование причин бессознательных эмоциональных конфликтов неоднократно приводило к выводу, что межличностные отношения играют большую роль в развитии личности. Было обнаружено, что отношения с родителями имеют особое значение в развитии базовых установок. Гарри Стэк Салливан (189 лет)2–1949) использовал проницательные и точные клинические наблюдения, чтобы сосредоточить внимание на важности межличностных отношений. Его внимание к коммуникативным процессам в межличностном поведении заложило основу для современного сильного внимания к окружающей среде и межличностным отношениям как к этиологическим факторам многих эмоциональных расстройств.

Эмоциональное состояние пациента в первую очередь является результатом взаимодействия его или ее внутренней и внешней среды. Если внутренняя среда изменена физическим заболеванием, таким как сифилис центральной нервной системы (общий парез) или синдром Корсакова (синдром органического мозга, вызванный дефицитом витаминов, связанным с алкоголизмом), может возникнуть психическое заболевание. Точно так же у больного, перегруженного эмоциональным стрессом, могут возникнуть расстройства в организации его или ее мышления. У таких пациентов нет очевидных поражений нервной системы, которые могли бы объяснить невротическое или психотическое поведение.

Нарушения межличностных отношений часто провоцируют невротическое и психотическое поведение. Следовательно, в большинстве современных представлений психическое заболевание рассматривается как взаимодействие между различным для каждого человека внутренним эмоциональным субстратом и стрессами окружающей среды.

Большинство форм психотерапии фокусируются как на разрешении внутренних конфликтов, так и на улучшении способности пациента поддерживать межличностные отношения. Многие психиатры рассматривают психотерапию как образовательный процесс, который обеспечивает более глубокое понимание себя и повышенную способность справляться с межличностными отношениями. Поведенческая терапия фокусируется непосредственно на обучении навыкам, необходимым для улучшения межличностных отношений, исходя из предположения, что внутреннее психическое состояние пациента будет двигаться в желаемом направлении, как только внешние стрессы будут устранены.

Клиническое значение

Во многих случаях исследование межличностных отношений позволяет получить доказательства значительной силы. Эта информация сама по себе может оказать большую помощь в решении медицинских проблем. Например, если существует крепкий, гармоничный брак, врач может рассчитывать на то, что супруг пациента будет поддерживать пациента во время лечения болезни. В некоторых случаях, когда присутствуют межличностные конфликты, эти конфликты могут существовать без какой-либо существенной связи с имеющимся заболеванием. Тем не менее, выявление этих конфликтов может позволить пациенту получить помощь путем консультирования в более позднее время. В других обстоятельствах выяснение эмоционального конфликта может быть самым важным пунктом в истории. Мало пользы от лечения только физических жалоб, когда они на самом деле имеют психофизиологическое происхождение. В этих случаях решение находится в эффективном преодолении эмоциональных трудностей.

Врач должен решить, являются ли эмоциональные конфликты существенным фактором в предъявлении жалобы. Это определение иногда делается путем исключения. Когда врач не может найти органическую этиологию соматических жалоб, часто уместна консультация психиатра. Следует, однако, подчеркнуть, что психологическую причину состояния нельзя принимать только на том основании, что нельзя найти ничего другого. Также должны быть явные доказательства психического расстройства.

Диагностические состояния, при которых психологические факторы часто имеют большое значение в развитии соматического заболевания, включают язву двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, астму, нейродермит и эссенциальную гипертензию.

Опросы терапевтов и семейных врачей показали, что от 25 до 50% пациентов, которых они наблюдают в кабинете врача, приходят с проблемами, которые в основном имеют эмоциональную природу. Некоторые из этих проблем могут быть решены с помощью манипуляций с окружающей средой, таких как развод или смена работы. Другим потребуется специализированное психиатрическое вмешательство.

Врач не должен пытаться принимать решения за пациента. Скорее, пациентов следует поощрять к изучению всех альтернатив, а затем к принятию собственных решений. Хотя врач должен быть осторожным, позволяя пациентам принимать свои собственные решения, он несет ответственность за четкое разъяснение каждому пациенту того факта, что психофизиологические симптомы возникают в результате эмоционального стресса. Без такого изложения фактов у пациентов нет всей информации, необходимой для полного понимания их ситуации.

Ссылки

  1. Брейер А., Штраус Дж.С. Роль социальных отношений в выздоровлении от психотических расстройств. Am J Psychiatr. 1984; 141: 949–55. [PubMed: 6465369]

  2. Эриксон Э.Х. Восемь возрастов человека. В: Эриксон Э.Х., изд. Детство и общество. 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон, 1963; 247–74.

  3. Гринбаум Х. Брак, семья и родительство. Am J Psychiatr. 1973; 130:1262–64. [PubMed: 4746036]

  4. Kaplan HI, Sadock BJ. Другие состояния, не связанные с психическим расстройством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *