24.04.2024

Психологические явления и их классификация: Классификация психических явлений

Классификация психических явлений

Содержание статьи

1. Основные виды психических явлений

2. Психические процессы

3. Психические состояния

4. Психические свойства личности

5. Недостатки традиционной классификации

Основные виды психических явлений

Все существующие психические явления очень тесно взаимосвязаны, но их можно разделить на основные группы:

  • процессы психические;
  • психические свойства личности;
  • состояния психические.

Это традиционная классификация психических явлений. При этом психические процессы рассматриваются в качестве базовых явлений, а свойства человеческой личности и состояния психические в качестве временных, типологических модификаций психических процессов. В совокупности все имеющиеся психические явления образуют целостную отражательно-регуляционную деятельность.

Психические процессы

Психические процессы являются отдельными целостными актами отражательно-регуляционной деятельности. Определенный психический процесс имеет собственный объект отражения, свои регуляционные особенности и протекает в соответствии со своими закономерностями. На базе психических процессов формируются психические образы.

Определение 1

Психический процесс — это активное взаимодействие объекта отражения и субъекта, система особых действий, которые направлены на познание объекта и реализацию взаимодействия с ним

Психические процессы делятся на виды:

  • познавательные,
  • волевые,
  • эмоциональные.

Совокупность волевых, познавательных, эмоциональных процессов составляют психическую деятельность индивида.

Психические состояния

Определение 2

Психическим состоянием называется своеобразие психической деятельности временное, которое определяется ее содержанием, а также отношением самого человека к данному содержанию. Психическое состояние является текущей модификацией человеческой психической деятельности и представляет собой стойкую интеграцию психических проявлений индивида при конкретном взаимодействии с действительностью.

Проявляется психическое состояние в общем функциональном уровне психической активности, который зависит от деятельности человека в определенный момент и особенностей его личности.

Психические состояния можно разделить на следующие виды:

  • мотивационные, базирующиеся на потребностях установки, то есть на желаниях, интересах, страсти, влечении;
  • состояния организованности сознания, проявляющиеся в разных уровнях работоспособности и внимательности;
  • эмоциональные, подразумевающие эмоциональную тональность ощущений, эмоциональный отклик на окружающую реальность, настроение, эмоциональные состояния конфликтного характера;
  • волевые, включающие состояния инициативности, решительности, целеустремленности, настойчивости.

Отдельно выделяются пограничные психические состояния человека:

  • реактивные, включая шоковые и ступорные состояния;
  • неврозы;
  • акцентуации характера;
  • психопатии;
  • состояния задержки психического развития.

Психические свойства личности

Психическими свойствами личности называются типичные для определенного человека специфические особенности его психики и осуществления психических процессов. К психическим свойствам относятся:

  • темперамент;
  • направленность личности, то есть ее интересы, потребности, мировоззрение и идеалы;
  • способности;
  • характер.

Недостатки традиционной классификации

Необходимо отметить, что традиционная классификация психических явлений, идущая от Канта, хотя и является основой построения традиционной психологии, имеет свои недостатки. Данной классификации присуще искусственное обособление психических процессов от типологических свойств личности и психических состояний. В действительности же познавательные, эмоциональные и волевые процессы являются определенными психическими возможностями личности, а психические состояния текущим своеобразием этих возможностей.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 22. 07.2022

3.Психические явления, их сущность и классификация.

Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. В противоположность идеализму материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи, а материя – как первичное, как субстрат (основа), носитель психики.

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс-это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение-это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы-это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека-это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние-это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние-это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2.Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния-стресс, аффект, фрустрация).

3.Волевые состояния—инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4.Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в.,в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому — внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические — как наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты» (процесс душевный бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма.

С позиций теории деятельности, предмет психологии — законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с коей имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Так что психика не может существовать вне деятельности, а деятельность — вне психики. Упрощая, можно сказать, что предмет психологии — психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения — выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной — системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой — как объяснительный принцип.

Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и прочем — результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу процессов психических, сознания, личности — результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.

Феномены и теории – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание

Глава 4: Теория в психологии

  1. Дайте определение терминам «феномен» и «теория» и четко разграничьте их.
  2. Объясните цели научных теорий.
  3. Объясните, почему для любого набора явлений обычно существует много правдоподобных теорий.

A  (множественное число, явления) – это общий результат, достоверно наблюдаемый в систематических эмпирических исследованиях. По сути, это установленный ответ на исследовательский вопрос. Некоторые явления, с которыми мы столкнулись в этой книге, заключаются в том, что выразительное письмо улучшает здоровье, женщины говорят не больше, чем мужчины, а использование мобильного телефона ухудшает способность управлять автомобилем.

Некоторые другие заключаются в том, что диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности) значительно увеличилось в распространенности в конце 20-го века, люди лучше справляются с простыми задачами, когда за ними наблюдают другие (и хуже с трудными задачами), и люди вспоминают предметы, которые им подносили. в начале и в конце списка лучше, чем элементы, представленные в середине.

Явлениям часто дают имена их первооткрыватели или другие исследователи, и эти имена могут прижиться и стать широко известными. Следующий список представляет собой небольшую выборку известных явлений в психологии.

  • . Люди с повреждением зрительной коры часто способны реагировать на визуальные стимулы, которые они не видят сознательно.
  • . Чем больше людей присутствует в чрезвычайной ситуации, тем меньше шансов, что кто-то из них поможет.
  • . Люди склонны объяснять поведение других своими личными характеристиками, а не ситуацией, в которой они находятся.
  • . Когда звук основного речевого звука комбинируется с видео человека, двигающего ртом для другого речевого звука, люди часто воспринимают звук, который является промежуточным между ними. См. демонстрацию здесь: Эффект МакГурка
  • . Люди узнают лица представителей своей расы точнее, чем лица представителей других рас.
  • . Плацебо (фиктивные психологические или медицинские методы лечения) часто приводят к улучшению симптомов и улучшению функционирования людей.
  • . Чем чаще люди подвергались воздействию стимула, тем больше он им нравился, даже если стимул предъявлялся подсознательно.
  • . Стимулы, представленные ближе к началу и концу списка, запоминаются лучше, чем стимулы, представленные в середине. См. демонстрацию здесь: Serial Position Effect
  • . Условная реакция, которая была погашена, часто возвращается без дальнейшего обучения по прошествии времени.

Хотя эмпирический результат может называться явлением после того, как он наблюдался только один раз, этот термин, скорее всего, будет использоваться для результатов, которые были воспроизведены. означает повторное проведение исследования — либо точно так же, как оно было проведено первоначально, либо с изменениями — чтобы убедиться, что оно дает те же результаты. Отдельные исследователи обычно повторяют свои собственные исследования перед их публикацией. Многие отчеты об эмпирических исследованиях включают первоначальное исследование, а затем одно или несколько последующих исследований, которые повторяют первоначальное исследование с небольшими изменениями. Особенно интересные результаты попадают в поле зрения других исследователей, которые проводят собственные повторения. Положительное влияние экспрессивного письма на здоровье и отрицательное влияние использования мобильного телефона на способность управлять автомобилем — примеры феноменов, многократно воспроизведенных разными исследователями.

Иногда повторение исследования дает результаты, отличающиеся от результатов первоначального исследования. Эта разница может означать, что результаты первоначального исследования или результаты повторения были случайностью — они произошли случайно и не отражают того, что в целом верно. В любом случае дополнительные репликации, скорее всего, устранят это несоответствие. Неспособность получить те же результаты может также означать, что повторение каким-то важным образом отличалось от первоначального исследования. Например, ранние исследования показали, что люди выполняли различные задачи лучше и быстрее, когда за ними наблюдали другие, чем когда они были одни. Однако некоторые более поздние повторения показали, что люди работали хуже, когда за ними наблюдали другие. В конце концов исследователь Роберт Зайонц определил ключевое различие между двумя типами исследований. Казалось, что люди работают лучше, когда за ними наблюдают, выполняя практические задачи, но хуже, когда за ними наблюдают, выполняя относительно нетренированные задачи (Зайонц, 19 лет).65) [1] . Эти два феномена теперь стали называть социальным облегчением и социальным торможением.

В физике есть законы движения, а в химии есть закон сохранения массы. В отличие от других наук, в психологии действуют не законы, а следствия. Законы подразумевают, что явления универсальны и редко в психологии можно не найти исключения. Даже установленные эффекты часто зависят от культуры. Например, фундаментальная ошибка атрибуции чаще совершается в Северной Америке, чем в Восточной Азии (Miyamoto & Kitayama, 2002) [2] .

Что такое теория?

 А  – связное объяснение или интерпретация одного или нескольких явлений. Хотя теории могут принимать различные формы, у них есть одна общая черта: они выходят за рамки явлений, которые они объясняют, включая переменные, структуры, процессы, функции или организующие принципы, которые непосредственно не наблюдались. Рассмотрим, например, теорию Зайонца о социальной фасилитации и социальном торможении. Он предположил, что наблюдение за другими во время выполнения задачи создает общее состояние физиологического возбуждения, что увеличивает вероятность доминирующей (наиболее вероятной) реакции. Таким образом, для хорошо отработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к правильным ответам, но для относительно неотработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к неправильным ответам. Обратите внимание, что эта теория, которая стала называться теорией влечения, дает объяснение как социальной фасилитации, так и социального торможения, которое выходит за рамки самих явлений, включая такие понятия, как «возбуждение» и «доминантная реакция», наряду с такими процессами, как Влияние возбуждения на доминирующую реакцию.

Вне науки обращение к идее как к теории часто подразумевает, что она не проверена — возможно, не более чем дикая догадка. Однако в науке термин «теория» не имеет такого значения. Теория — это просто объяснение или интерпретация ряда явлений. Оно может быть непроверенным, но его также можно тщательно протестировать, хорошо поддержать и принять научным сообществом как точное описание мира. Теория эволюции путем естественного отбора, например, является теорией, потому что она объясняет разнообразие жизни на Земле, а не потому, что она не проверена или не подтверждена научными исследованиями. Напротив, доказательства этой теории в подавляющем большинстве случаев положительны, и почти все ученые считают ее основные положения точными. Точно так же «микробная теория» болезней является теорией, потому что она объясняет происхождение различных болезней, а не потому, что есть сомнения в том, что многие болезни вызываются микроорганизмами, поражающими организм.

В дополнение к теории исследователи в области психологии используют несколько родственных терминов для обозначения своих объяснений и интерпретаций явлений. А  это широкий подход, более общий, чем теория, к объяснению и интерпретации явлений. Например, исследователи, придерживающиеся биологической точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения генетики или структур и процессов нервной и эндокринной систем, в то время как исследователи, придерживающиеся поведенческой точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения подкрепления, наказания и других внешних событий.   – это точное объяснение или интерпретация конкретного явления, часто выражаемая в виде уравнений, компьютерных программ или биологических структур и процессов.  может быть объяснением, которое опирается всего на несколько ключевых понятий, хотя этот термин чаще относится к предсказанию нового явления, основанному на теории (см. Раздел 4.3 «Использование теорий в психологических исследованиях»). А может быть широким, как перспектива, или конкретным, как модель, но это контекст, применяемый для понимания явления. Путаницу усугубляет тот факт, что исследователи часто используют эти термины как синонимы. Не будет ошибкой называть теорию влечения моделью влечения или даже гипотезой влечения. И биопсихосоциальная модель психологии здоровья — общая идея о том, что здоровье определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов — действительно больше похожа на точку зрения, как она определена здесь. Имейте в виду, однако, что наиболее важным остается различие между наблюдениями и интерпретациями.

Для чего нужны теории?

Конечно, научные теории предназначены для предоставления точных объяснений или интерпретаций явлений. Но должно быть нечто большее, чем это объяснение. Учтите, что теория может быть точной, но не очень полезной. Утверждение, что выразительное письмо помогает людям «справляться со своими эмоциями», может быть точным, но оно кажется слишком расплывчатым, чтобы иметь большую пользу. Учтите также, что теория может быть полезной, не будучи абсолютно точной. На рис. 4.1 представлена ​​классическая многоуровневая модель человеческой памяти, которая до сих пор цитируется исследователями и обсуждается в учебниках, несмотря на то, что теперь известно, что она во многих отношениях неточна (Идзава, 19).99). [3] Эти два примера предполагают, что у теорий есть цели, отличные от простого предоставления точных объяснений или интерпретаций. Здесь мы рассмотрим три дополнительные цели теорий: организация известных явлений, предсказание результатов в новых ситуациях и создание новых исследований.

Рис. 4.1. Представление многохранилищной модели человеческой памяти. В многоуровневой модели памяти человека информация из окружающей среды проходит через сенсорное хранилище на пути к краткосрочному хранилищу, где ее можно репетировать, а затем к долговременному хранилищу, где ее можно хранить и многократно извлекать. потом. Эта теория оказалась чрезвычайно успешной в организации старых явлений и предсказании новых.

Организация

Одной из важных целей научных теорий является организация явлений таким образом, чтобы помочь людям думать о них ясно и эффективно. Теория влечений социальной фасилитации и социального торможения, например, помогает упорядочить и осмыслить большое количество кажущихся противоречивыми результатов. Многоуровневая модель человеческой памяти эффективно обобщает многие важные явления: ограниченную емкость и короткое время сохранения информации, на которую обращают внимание, но не репетируют, важность репетиции информации для долговременного удержания, эффект последовательного положения и так далее. Или рассмотрим классическую теорию интеллекта, представленную на Рисунке 4.2. Согласно этой теории, интеллект состоит из общей умственной способности g и небольшого числа более специфических способностей, на которые влияет g (Neisset et al., 19).96) [4] . Хотя существуют и другие теории интеллекта, эта хорошо обобщает большое количество статистических взаимосвязей между тестами различных умственных способностей. Эта теория включает в себя тот факт, что тесты всех основных умственных способностей, как правило, в некоторой степени положительно коррелируют, и тот факт, что некоторые подмножества умственных способностей (например, понимание прочитанного и завершение аналогии) имеют более положительную корреляцию, чем другие (например, понимание прочитанного и арифметика). .

Рисунок 4.2 Представление одной теории интеллекта. В этой теории интеллекта общая умственная способность (g) влияет на каждую из трех более конкретных умственных способностей: числовые способности, пространственные способности и вербальные способности. Теории этого типа помогают организовать большое количество статистических зависимостей между тестами различных умственных способностей.

Таким образом, теории хороши или полезны в той мере, в какой они организуют больше явлений с большей ясностью и эффективностью. Ученые обычно следуют принципу , также известному как , согласно которому теория должна включать ровно столько понятий, сколько необходимо для объяснения или интерпретации интересующих явлений. Более простые и экономные теории организуют явления более эффективно, чем более сложные и менее экономные теории.

Предсказание

Вторая цель теорий — позволить исследователям и другим людям делать прогнозы о том, что произойдет в новых ситуациях. Например, тренер по гимнастике может задаться вопросом, будут ли результаты ученика лучше или хуже во время соревнований, чем при занятиях в одиночку. Даже если этот конкретный вопрос никогда не изучался эмпирически, теория влечений Зайонца предлагает ответ. Если учащийся обычно выступает без ошибок, он, скорее всего, будет лучше выступать во время соревнований. Если она обычно выступает с большим количеством ошибок, она, скорее всего, выступит хуже.

В клинической психологии решения о лечении часто руководствуются теориями. Рассмотрим, например, диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности). Преобладающая научная теория диссоциативного расстройства личности состоит в том, что у людей развивается множественность личностей (также называемых альтерами), потому что они знакомы с этой идеей из популярных образов (например, из фильма «Сибил») и потому, что их к этому непреднамеренно побуждают врачи (например, , попросив «встретить» альтер). Эта теория подразумевает, что вместо того, чтобы поощрять пациентов к разыгрыванию множественных личностей, лечение должно заключаться в том, чтобы отговаривать их от этой ролевой игры (Lilienfeld & Lynn, 2003) [5] .

Поколение новых исследований

Третья цель теорий — генерировать новые исследования, ставя новые вопросы. Рассмотрим, например, теорию о том, что люди совершают самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов, потому что это уменьшает негативные эмоции, такие как печаль, тревога и гнев. Эта теория сразу наводит на несколько новых и интересных вопросов. Существует ли на самом деле статистическая связь между порезом и количеством пережитых отрицательных эмоций? Это причинно? Если да, то что такого в резке, которая имеет такой эффект? Это боль, вид травмы или что-то еще? Влияет ли резка на все негативные эмоции одинаково?

Обратите внимание, что для этой цели теория не обязательно должна быть точной. Даже неточная теория может породить новые и интересные исследовательские вопросы. Конечно, если теория неточна, ответы на новые вопросы будут, как правило, несовместимы с теорией. Это новое направление заставит исследователей переоценить теорию и либо пересмотреть ее, либо отказаться от нее в пользу новой. Именно благодаря этому циклу пересмотра научные теории со временем становятся более подробными и точными.

Множественные теории

В любой момент времени исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Одна из причин заключается в том, что поскольку человеческое поведение чрезвычайно сложно, на него всегда можно взглянуть с разных точек зрения. Например, биологическая теория сексуальной ориентации может сосредоточиться на роли половых гормонов в критические периоды развития мозга, в то время как социокультурная теория может сосредоточиться на культурных факторах, влияющих на то, как выражаются основные биологические тенденции. Вторая причина заключается в том, что — даже с одной и той же точки зрения — обычно существуют разные способы «выйти за пределы» интересующего явления. Например, в дополнение к теории влечения социальной фасилитации и социального торможения существует еще одна теория, которая объясняет их с точки зрения конструкции, называемой «опасение оценки» — беспокойство по поводу оценки аудиторией. Обе теории выходят за рамки интерпретируемых явлений, но они делают это, предлагая несколько разные лежащие в их основе процессы.

Различные теории одного и того же набора явлений могут дополнять друг друга — каждая из них представляет собой часть более крупной головоломки. Биологическая теория сексуальной ориентации и социокультурная теория сексуальной ориентации могут точно описать разные аспекты одного и того же сложного явления. Точно так же социальная помощь может быть результатом как общего физиологического возбуждения , так и опасения оценки. Но разные теории одних и тех же явлений также могут конкурировать в том смысле, что если одна верна, то другая, вероятно, нет. Например, альтернативная теория диссоциативного расстройства личности — посттравматическая теория — утверждает, что альтерации создаются пациентом бессознательно как средство справиться с сексуальным насилием или другим травмирующим опытом. Поскольку социокогнитивная и посттравматическая теории связывают диссоциативное расстройство личности с принципиально разными процессами, маловероятно, что обе они могут быть точными. См. примечание 4.10 «Откуда берутся множественные личности?» для получения дополнительной информации об этих конкурирующих теориях.

Тот факт, что существует несколько теорий для любого набора явлений, не означает, что любая теория так же хороша, как и любая другая, или что невозможно узнать, дает ли теория точное объяснение или интерпретацию. Напротив, ученые постоянно сравнивают теории с точки зрения их способности упорядочивать явления, предсказывать результаты в новых ситуациях и проводить исследования. Те, у которых дела обстоят плохо, считаются менее точными и отбрасываются, в то время как те, у которых дела идут хорошо, считаются более точными, сохраняются и сравниваются с более новыми — и, надеюсь, лучшими — теориями. Хотя ученые обычно не верят, что их теории когда-либо дают совершенно точные описания мира, они все же предполагают, что этот процесс порождает теории, которые все ближе и ближе подходят к этому идеалу.

В литературе по диссоциативному расстройству личности (ДРИ) представлены две конкурирующие теории. Социокогнитивная теория состоит в том, что ДРИ возникает, потому что пациенты знают о расстройстве, знают его характерные черты, и их терапевты поощряют их принимать несколько личностей. Посттравматическая теория состоит в том, что множественные личности развиваются как способ справиться с сексуальным насилием или какой-либо другой травмой. В настоящее время имеется несколько линий доказательств, которые поддерживают социокогнитивную модель по сравнению с посттравматической моделью (Lilienfeld & Lynn, 2003 9).0043 [6] ).

  • Диагноз ДРИ значительно увеличился после выхода книги и фильма Сибил — о женщине с ДРИ — в 1970-х годах.
  • DID крайне редко встречается за пределами Северной Америки.
  • Очень небольшой процент терапевтов несет ответственность за диагностику подавляющего большинства случаев ДРИ.
  • Литература по лечению ДРИ включает множество практик, которые поощряют пациентов разыгрывать несколько личностей (например, иметь доску объявлений, на которой личности могут оставлять сообщения друг для друга).
  • Обычные люди могут легко воссоздать симптомы ДРИ с минимальными внушениями в симулированных клинических интервью.
  • Ученые проводят различие между явлениями, являющимися их систематическими наблюдениями, и теориями, являющимися их объяснениями или интерпретациями явлений.
  • Помимо предоставления точных объяснений или интерпретаций, научные теории имеют три основные цели. Они организуют явления, позволяют людям предсказывать, что произойдет в новых ситуациях, и помогают проводить новые исследования.
  • Исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Различные теории одного и того же набора явлений могут быть взаимодополняющими или конкурирующими.
  1. Практика: придумайте не менее трех различных теорий, объясняющих тот факт, что женатые люди, как правило, сообщают о более высоком уровне счастья, чем неженатые.
  2. Практика: Найдите недавнюю статью в профессиональном журнале и сделайте две вещи:
    1. Определите основное интересующее явление.
    2. Определите теорию или теории, используемые для объяснения или интерпретации этого явления.
  3. Обсуждение: Может ли теория быть полезной, даже если она неточна? Как?

  1. Зайонц, Р. Б. (1965). Социальная фасилитация. Наука, 149 , 269–274. ↵
  2. Миямото, Ю. и Китаяма, С. (2002). Культурные различия в предвзятости соответствия: решающая роль диагностики отношения к социально ограниченному поведению. Журнал личности и социальной психологии, 83 (5), 1239-1348. ↵
  3. Идзава, К. (ред.) (1999). О человеческой памяти: Эволюция, прогресс и размышления к 30-летию модели Аткинсона-Шиффрина . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум. ↵
  4. Нейссер, У., Буду, Г., Бушар, Т.Дж., Бойкин, А.В., Броди, Н., Сеси,… Урбина, С. (1996). Интеллект: известные и неизвестные. Американский психолог, 51 , 77–101. ↵
  5. Лилиенфельд, С.О., и Линн, С.Дж. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (ред.), Наука и лженаука в клинической психологии (стр. 109).–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press. ↵
  6. Лилиенфельд, С.О., и Линн, С.Дж. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (редакторы), Наука и псевдонаука в клинической психологии (стр. 109–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press. ↵

10 Увлекательных психологических явлений — Toptenz.net

Человеческий мозг — удивительный и сложный орган. Помимо своей способности помогать нам рассуждать, функционировать и думать, он играет с нами несколько сумасшедших трюков. На протяжении всей истории люди сталкивались с вещами, называемыми психологическими феноменами — обманами разума, которые иногда не поддаются объяснению, но с которыми сталкивается большинство людей. Вот 10 из них с описанием самого явления (если оно есть!) и его примером в действии с реальным, живым человеком.

Мы сделали видео об этом, если вы любите смотреть, а не читать.

10. Cryptomnesia

Почему Брайан Уильямс, известный ведущий новостей NBC, сказал, что он был в вертолете, который подвергся нападению в Ираке? Он лгал? Или было что-то более глубокое на работе. Если на то пошло, почему Джордж Харрисон написал «My Sweet Lord», чтобы она звучала так же, как хитовая песня группы Chiffon 1962 года «He’s So Fine?» Он занимался плагиатом или не заметил сходства между своей песней и другой? В пользу последнего можно привести аргумент в обоих случаях, и все из-за так называемой криптомнезии. Термин был изобретен докторами Аланом Брауном и Даной Мерфи после проведения трех экспериментов в Южном методистском университете в 1919 году.89. Они обнаружили, что люди неосознанно «заимствуют» идеи других, а не думают о новых идеях. Вместо того, чтобы сознательно красть песню или сочинять историю из воздуха, человеческий мозг способен взять историю, песню или идею и преобразовать их. В сознании человека оно становится новым. Оригинал. Когда на самом деле это просто воспоминание.

Исследования показали, что это явление довольно распространено, но довольно сложно отличить его от лжи. Так что, возможно, Брайан Уильямс просто думал, что он был в этом вертолете, или он мог лгать. Однако в случае с Джорджем Харрисоном судья решил, что виновником действительно была криптомнезия, и Харрисона обвинили в «подсознательном плагиате». Страшно, когда думаешь об этом. Сколько из наших идей на самом деле наши собственные, а сколько на самом деле воспоминания?

9. Дежа Вю

Вы когда-нибудь посещали новое место только для того, чтобы почувствовать, что уже были там раньше? Это называется дежа вю, и это случается почти со всеми. Арт Маркман, доктор философии, объясняет дежавю как устройство, которое наш мозг использует для создания ощущения знакомости в конкретной ситуации, используя исходные воспоминания в качестве контекстных подсказок. Он говорит, что люди хорошо запоминают объекты, поэтому, если мы увидим человека в той же футболке, что и наш друг на прошлой неделе, мы не запутаемся, что незнакомец в такой же рубашке — наш друг. Однако мы не очень хороши в воспоминании, основанном исключительно на том, как расположены объекты. Так что, если вы видите стопку этих футболок в одном магазине, а спустя годы заходите в совершенно другой магазин в совершенно другом городе, вы можете не вспомнить, что видели такую ​​же стопку футболок, а вместо этого испытаете чувство знакомство, знание и незнание почему.

В крайнем случае французский психиатр Франсуа-Леон Арно написал о парне по имени Луи, который жил в 19 веке. Луи был солдатом, который страдал амнезией, затем головными болями, раздражительностью и бессонницей. и он страдал почти постоянным дежавю. Все, что он испытал, было похоже на то, что он испытывал раньше. В то время его врачи диагностировали у него «иллюзию дежавю», но сегодня предполагается, что у Луи могло быть расстройство памяти, такое как воспоминания, когда люди обычно думают, что вся новая информация им знакома. Для нас случайное дежавю — это жуткое и потустороннее чувство, настолько сильное, что некоторые люди думают, что это действительно воспоминание из прошлой жизни.

8. Эффект свидетеля

Эффект свидетеля — это психологический феномен, который носит социальный характер. Характеризуется маловероятностью группы людей (чем больше группа, тем вероятнее явление) для оказания помощи во время чрезвычайной ситуации. Самым известным примером этого является убийство в 1964 году юной Китти Дженовезе, когда якобы она была убита на улицах Нью-Йорка, а 38 прохожих, ставших свидетелями убийства, ничем не помогли. Отличный пример явления, если это правда. Однако брат Китти, Билл, решил докопаться до того, что на самом деле произошло с его сестрой, и оказывается, что на самом деле всего несколько человек видели нападение, и один на самом деле крикнул убийце, чтобы тот остановился. Два человека заявили, что вызвали полицию, хотя записей телефонных разговоров нет. Билл говорит, что независимо от того, пытались люди помочь или нет, история его сестры является важным уроком для тех, кто может ничего не делать, когда видит, что кто-то попал в беду.

Другим тревожным примером эффекта свидетеля является слониха Топси. Топси убила одного человека, но была обвинена в том, что является «серийным убийцей», и поэтому была приговорена к смертной казни. Первоначально считалось, что это была одна из длинной череды казней на электрическом стуле в той «Войне токов», и вполне вероятно, что казнь на электрическом стуле была выбрана для Топси, потому что она была более гуманной, чем первоначальная форма казни, которая заключалась в повешении. Казнь Топси электрическим током произошла на Кони-Айленде, на глазах у сотрудников Луна-парка, сотрудников Эдисона и многих других свидетелей. Никто и пальцем не пошевелил. Ужасный отчет об этом злодеянии можно найти в книге Майкла Дейли, Топси.   На ум приходит цитата Эдмунда Бёрка: «Единственное, что необходимо для триумфа зла, — это бездействие хороших людей».

7. Эффект плацебо

Если вы когда-либо участвовали в клиническом исследовании (или изучали науку, если на то пошло), вы знаете, что такое плацебо. Это таблетка или другое лечение, которое не имеет физического эффекта, но может принести психологическую пользу, называемую эффектом плацебо. По сути, если кто-то принимает плацебо и ощущает какую-то пользу, вот вам и такой особый психологический феномен. Одним из примеров этого является случай с МК-869., экспериментальный антидепрессант, разработанный Merck в 2002 году. Поначалу препарат прошел очень хорошие испытания, и Merck возлагала большие надежды на доминирование на рынке. Однако представьте, как были разочарованы акционеры и аналитики, когда данные показали, что хотя те, кто принимал MK-869, действительно чувствовали себя лучше, то же самое произошло и с тем же количеством людей, которые принимали плацебо.

Это довольно распространенное явление в мире фармацевтики. На самом деле, около 50% разрабатываемых лекарств терпят неудачу на этапе испытаний, потому что оказывается, что плацебо столь же эффективно. Некоторые медицинские работники даже утверждают, что некоторые люди хорошо реагируют, даже зная, что получают плацебо. Что ритуал приема лекарства или занятия чем-то здоровым может заставить мозг думать, что тело исцеляется. Может быть, есть что-то в старой пословице: «Исцели себя сам».

6. Эффект МакГерка

Эффект МакГерка, сумасшедший психологический феномен, связанный с вашими глазами и ушами (и тем, как они путаются) при восприятии речи. Это происходит, когда ваш мозг связывает слуховую часть одного звука и сочетает ее с визуальным появлением другого произносимого звука, что приводит к тому, что мозг воспринимает несуществующий третий звук. Вау, верно?

Особенно это происходит, когда вы плохо слышите звук (например, в переполненном помещении или когда человек говорит очень тихо), но вы можете видеть, как двигаются губы, и вам кажется, что вы «слышите» что-то еще. Подумайте о том ребенке в классе, который одними губами выкрикивал в ваш адрес «слоновий ботинок». Это явление было впервые объяснено в 1976, что неудивительно, парнем по имени МакГерк, который изучал, как младенцы воспринимают язык по мере их развития. Это лучше всего описано в формате видео, и там есть много примеров. Как этот или, очевидно, встроенный выше.

 5. Baader-Meinhof

Вы только что узнали о новом режиссере от своего друга-киноботаника. Позже в тот же день вы ищете фильм с вашим любимым актером на IMDd и BAM, это тот режиссер. Затем вы берете газету и видите профиль того же директора, о котором вы никогда раньше не слышали. Внезапно этот парень оказался повсюду. Он следующий Скорсезе, или ваш друг-киноман подкинул вам все эти отсылки? Ни один! Вы испытываете феномен Баадера-Майнхоф.

Арнольд Суики, профессор лингвистики из Стэнфорда, в 2006 году назвал это явление частотной иллюзией, потому что это было проще, чем называть его синдромом «когда вы слышите что-то один раз, и вдруг это повсюду». Он объяснил, что это вызвано двумя психологическими процессами. В одном ты узнаешь что-то, а потом, сам того не зная, ищешь это в других местах. С другой стороны, предвзятость подтверждения говорит вам, что эта вещь повсюду в одночасье просто потому, что вы никогда не замечали ее раньше. Термин Баадер-Майнхоф появился раньше 2006 года на онлайн-форуме St. Paul Pioneer Press, где один участник услышал название печально известной террористической группировки два раза в один и тот же день. Фраза стала мемом, а позже Свикки дал ей медицинское название.

4. Когнитивный диссонанс

Вы знаете, что солнечные ожоги могут вызвать рак кожи, но все равно не пользуетесь солнцезащитным кремом. Или вы курите, даже зная, что курение вызывает рак. У вас есть отличный пример когнитивного диссонанса, явления, которое возникает, когда вы испытываете конфликт отношений, поведения или убеждений. Ваше поведение (пропуск солнцезащитного крема) противоречит вашим представлениям (тот факт, что вы знаете, что можете заболеть раком кожи), создавая состояние когнитивного диссонанса.

Впервые это было изучено Леоном Фестингером в 1957 году, когда культ судного дня, веривший, что потоп погубит мир… ну, они не были уничтожены потопом (как и весь мир). Он обнаружил, что люди, которые были на грани наводнения, чувствовали себя довольно глупо из-за того, что бросили свои дома и работу, и списал это на получение опыта, в то время как набожные члены культа решили, что это их великая вера и жертва спасли мир. Есть также забавные способы исследовать этот феномен, например, этот Prezi о когнитивном диссонансе в Дрянные девчонки .

3. Эффект онлайн-растормаживания

Если вы вообще не избегаете интернета (а судя по тому, что вы читаете это, это определенно не так), вы видели онлайн-эффект расторможения в действии. Это ваш милый бывший учитель, который превращается в наполненный ненавистью шар ярости в треде Facebook. Это Розанна пишет о себе в твиттере о безработице. Это склонность интернет-пользователей говорить (или печатать) то, что они обычно не говорят в реальной жизни. Это вызвано рядом личностных переменных, которые заставляют человека отклоняться от своего «нормального» поведения. Точно так же, как люди, которые чувствуют себя менее застенчивыми в Интернете, некоторые люди теряют гораздо больше, чем застенчивость, когда чувствуют себя анонимными.

Даже в социальных сетях, где ваше имя и фото привязаны к вашему профилю, можно свести к минимуму авторитет, ослабить границы себя и сделать вид, что это все игра, когда никто не отвечает вам лично. Если бы только люди могли просто делать то, что делаем мы, и притворяться, что их мама видит все, что они публикуют в Интернете. Эй, если это работает, это работает!

2. Обратная психология

https://www.youtube.com/watch?v=XLyiOh3DEbQ&frags=pl%2Cwn

Если вы родитель, вы, вероятно, использовали обратную психологию, чтобы заставить своих детей делать то, что ты хочешь. Например, если они не хотят есть свой ужин, а вы говорите им, что им нельзя ужинать, скорее всего, они это сделают. Обратная психология опирается на реактивное сопротивление, когда человек отрицательно реагирует на убеждения и вместо этого отвечает на то, что его уговаривают не делать. Даже если вы не родитель, вы, вероятно, применяли его к членам семьи, партнерам или коллегам.

Реверсивная психология восходит к человеческому поведению, ярким примером которой является 1700-е годы. Судя по всему, Антуан-Огюстен Пармантье, находясь в заключении во время Семилетней войны, ел много картошки. Во Франции картофель не одобряли и скармливали только животным. Французский парламент даже объявил картофель вне закона в 1748 году, потому что считал, что он вызывает проказу. Когда Антуан-Огюстен вернулся во Францию ​​в 1763 году, он начал думать о преодолении предубеждения против картофеля, потому что знал, что он очень питателен. Одна история гласит, что он посадил картофельный грядок и нанял охрану для его охраны, распространяя слух, что выращивает там что-то особенное. Конечно, люди прокрались, чтобы украсть картошку, и решили, что с ними все в порядке.

1. Обзор Эффект

Последняя запись в нашем списке — психологический феномен, с которым большинство из нас не столкнется. Это эффект обзора — ощущение, которое испытывают астронавты, когда видят Землю как единое целое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *