28.03.2024

Принципы бусидо: Кодекс самурая бусидо. Читать основные постулаты, положения.

Кодекс самурая бусидо. Читать основные постулаты, положения.

Бусидо (в переводе «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.

Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.

Полностью сформировавшись в конце периода воюющих регионов Сэнгоку Дзидай (1467—1568 г.), бусидо предписывал самураям: быть безоговорочно преданным феодалу; признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай; совершать самоубийство если честь самурая запачкана; запрещал ложь в любых проявлениях и жажду денег.

Точно и вполне конкретно постулаты кодекса оформлены в «Начальных основах воинского мастерства» Дайдодзи Юдзана:

— Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.

— Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.

— Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.

— Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.

— В обычной жизни не забывать смерть и сохранять это слово в душе.

— Самурай должен почитать закон «ствола и ветвей». Нарушить его — означает никогда не познать добродетели, а человек, не принимающий во внимание добродетель сыновнего уважения, не является самураем. Родители это ствол дерева, а дети — его ветви.

— Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.

— В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.

— Преданность, честнось и храбрость — три главных качества самурая.

— Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.

— Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.

— Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.

— Если самурай проиграл сражение и ему грозит смерть, ему нужно торжественно произнести своё имя и умереть улыбаясь, без позорной спешки.

— Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.

— Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.

— Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.

— Самурай обязан, в первую очередь, всё время помнить, что смерть может прийти в любой момент, и если наступит время умирать, то сделать это самурай обязан с достоинством. 

В видео показан отрывок из фильма «Последний самурай», передающий смысл кодекса самурая.

ПРИНЦИП БУСИДО: как «поймать дзен» и стать хорошим предпринимателем | Huxleў

Фото: Last Japanese Samurai In The 1800s / retronaut

Если обычный предприниматель создает бизнес, то дзен-предприниматель создает бизнес и жизнь. Для того, чтобы написать бестселлеры «Бизнес в стиле дзен» и «Дух дракона», автор Рон Рубин и соавтор Стюарт Эвери Гоулд провели несколько лет, изучая восточные манускрипты и перенимая опыт лучших бизнесменов Китая и Японии.

«На создание этих книг понадобилось 5000 лет», — небезосновательно замечает Рон Рубин. Бизнесменам он советует направлять энергию и время на те задачи, которые сулят наибольшую отдачу; принимать взлёты и спады своего дела как естественные события, и приветствовать их как полезные уроки, помогающие росту и преодолению себя.

«Важно сосредоточить своё поведение на деятельности, которая питает, укрепляет и гармонизирует благосостояние во всей целостности», — говорит нам

древняя мудрость со страниц современных книг. Для настоящего бизнеса важны: мечта, страсть, настойчивость, индивидуальность и не только. Иначе он не имеет смысла.

Мечта

Первая вещь, которая необходима дзен-предпринимателю — это мечта. Мечта — это не что-то нереальное, а некое «я» предпринимателя, его собственный духовный почерк.

Продукт бизнеса должен не просто удовлетворять потребности потребителя — он должен быть воплощением желаний предпринимателя, его мечты. Покупатель в таком случае становится не просто потребителем продукта, а и частью бизнеса, частью мечты предпринимателя. Чтобы такой бизнес процветал, в первую очередь необходима полная сосредоточенность на покупателе, сбросить путы продавца и превратиться в покупателя.

Если предприниматель живет в согласии с замыслом своего истинного пути, он естественно реагирует на изменения: идет путем наименьшего сопротивления

. Дзен-предприниматель понимает, что в жизни нет ничего постоянного, единственное, что неизменно — это сами перемены.

Уподобляйтесь бамбуку, не прячась от происходящего, а терпеливо приспосабливаясь к переменам. Буря может вырвать с корнями даже самое мощное дерево, а бамбук выстоит, уступая превосходящей силе ветра

Страсть

Ни один человек не заинтересован в чьем-то бизнесе. Предприниматель должен сам заинтересовать потребителя, выбрав для этого подходящий момент и правильную форму. Он должен заразить людей своим энтузиазмом, страстью, энергией, поразить потребителя раз и навсегда. Если у него нет этой страстной увлеченности своим продуктом, то бизнес обречен на провал.

Дзен-предприниматель обязан выделяться. Не просто присутствовать на работе и в жизни, а быть неординарным,

целенаправленно выделяться, демонстрируя свою уникальность.

Настойчивость

Как бы не прекрасны были намерения предпринимателя, без настойчивости его идея увязнет в несуществующих ограничениях и необоснованных страхах. Важно как можно дольше держаться за свои убеждения, независимо от того, что об этом думают окружающие — настойчивость дает шанс событиям совпасть по времени в пользу предпринимателя.

Автор по-иному толкует теорию Дарвина: вместо принципа выживания «наиболее сильных и приспособленных» — выживание «наиболее гибких и приспособляемых». Гибкость позволяет адаптироваться к обстоятельствам, управлять тем, что поддается управлению, своими мыслями, эмоциями, преодолевать сомнения, не терять целеустремленности и действовать.

Для всякой проблемы, существующей вне нас, есть решение, лежащее в нас

Вера

Предпринимателю нужна вера в свою мечту, в свое видение и талант, способность достигать цели. Надо научиться переживать неудачи и поражения. Вера — это источник готовности, самомотивации, честолюбия, настойчивости и концентрации. Вера помогает избавиться от нервозности, чувства вины и беспокойства о том, что нам неподвластно.

Индивидуальность

У всех есть свои уникальные возможности. Предложенный продукт не обязательно должен быть новым, но он обязан быть другим. Прежде, чем предложить продукт рынку, предприниматель должен задуматься, что в этом продукте есть свежего, другого и уникального, способного сделать мир светлее.

Молва

Даже если бизнес организован идеально, он не означает ничего без клиента. Самое важное в бизнесе — это привлечение и удержание клиентов. Как бы ни был хорош продукт,

клиенты сами не придут. Их нужно привлечь. И самое дешевое и эффективное средство — это молва, которая эффективней любой рекламы. Молва создает ауру заинтересованности компанией, делает потребителей поневоле вашими торговыми агентами, побуждая других становиться вашими клиентами.

Предвидение

Видение — это жизнь идеи. Оно выходит за пределы того, что есть, в мир того, что может быть. Видение — это магнит, притягивающий своего хозяина в направлении цели его жизни.

Если предприниматель притворяется, будто знает, что будет дальше, дзен-предприниматель представляет себе, что будет дальше, и глубоко в это верит.

Все, что вам надо для достижения мечты — это вы сами. Если мечта достаточно велика — обстоятельства не в счет

Готовьте себя

Дзен-предприниматель должен каждое утро просыпаться с готовностью следовать своему пути. Путь дзен-предпринимателя во многом сродни японской системе Бусидо – «путь воина», высшим убеждением которого был принцип «меч без меча»; настоящий воин преодолевал большинство трудностей, не вынимая меча из ножен.

Но проявлять волю недостаточно — дзен-предприниматель должен действовать, чтобы одолеть обстоятельства жизни.

Бусидо предлагает наставление: не выбирай между умом и телом, а выбирай и ум, и тело. Иметь хорошее здоровье — конституция предпринимателя. Поэтому часть своего времени он должен отводить на мероприятия, связанные с укреплением здоровья и физической формы.

Не стоит игнорировать стресс — относитесь к нему серьезно.

Для справки

Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина») — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой; воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность.

Вступая в клуб друзей Huxleў, Вы поддерживаете философию, науку и искусство

Присоединиться к клубу друзей

Поделиться материалом

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое БУШИДО? Верность, Честь, Уважение, Мужество, Честность, Праведность

Что такое Кодекс Бусидо?

Бусидо — это путь воина, кодекс самураев во времена феодальной Японии, который подчеркивал важность верности, чести и боевых искусств. Философия бусидо относится к тому, чтобы не бояться смерти и умереть за доблесть. Иногда его критикуют за неуважение к человеческой жизни.

Правила бусидо, выставленные в Музее самураев-ниндзя в Киото0009 7 принципов бусидо. Этими 7 правилами были Праведность, Верность, Честь, Уважение, Честность, Мужество и Постоянство .

  1. Праведность (義 gi) . Справедливость — самая важная добродетель для самурая. Настоящий самурай не нападает на врага без веской причины.
  2. Верность (忠義 тюги). Верность — вторая по значимости вещь в жизни. Самурай всегда должен быть верен своему хозяину. Самурай также должен верить, что его обязанность защищать своего хозяина — это смысл жизни.
  3. Честь (名誉 мэйё). Жизнь без чести — не жизнь. Если самурай совершает ошибку, он должен почтить свое имя, совершив самоубийство. (Пример: История 47 самураев (Инцидент Ако).
  4. Уважение (礼 rei) . Самурай всегда должен уважать своего врага. Самурай уважает своего противника до и после боя. Даже если самурай убивает своего противника, он очень уважительно относится к трупу.
  5. Честность (誠 сэй). Самурай никогда не лжет. «Обмана» не существует в книге самурая.
  6. Мужество (勇 ю). Самурай сражается до конца. Самурай никогда ничего не боится. Он не боится смерти. Самурай всегда храбр, потому что сражается за то, во что верит.
  7. Консистенция (誠 макото). Самурай никогда не меняет пути. Он как стрекоза, он всегда движется вперед, он никогда не отступает.

7 правил бусидо: Честь, Уважение, Верность, Справедливость, Мужество, Последовательность, Честность, Милосердие в Музее самураев и ниндзя Киото

Книга Бусидо

Бусидо всегда существовало и отражало харакири и сэппуку самураев на протяжении веков. Однако этот термин был введен в начале 1900-х годов гарвардским ученым Инадзо Нитобе, который происходил из самурайской семьи. Некоторые критиковали эту книгу как инструмент пропаганды терактов смертников во время Второй мировой войны. Некоторые из Нитобе сказали, что это

  • «Бусидо. Чувство чести, которое не выносит, когда на него смотрят свысока, как на низшую силу, — вот что было самым сильным мотивом».
  • «В человеческой жизни есть печаль»; «Тот, кто встречается, должен расстаться». «Тот, кто родился, должен умереть»;
  • «Бесчестие похоже на шрам на дереве, который время не стирает, а только увеличивает». Мэн-цзы»
  • «Спокойствие — это мужество в покое. Это статичное проявление доблести, а смелые поступки — динамичное. По-настоящему храбрый человек всегда спокоен; его никогда не застают врасплох; ничто не нарушает невозмутимости его духа».
  • «Истинно храбрый человек всегда спокоен; его никогда не застают врасплох; ничто не нарушает невозмутимости его духа. В пылу битвы он остается хладнокровным; среди катастроф он сохраняет спокойствие. Землетрясения его не потрясают, он смеется над бурями.
  • «За инстинктом борьбы скрывается более божественный инстинкт любви».
  • «Сыновняя почтительность, которая считается одним из двух колес колесницы японской этики, а верность — другим».

Бусидо и не бояться смерти

Один из самых важных аспектов бусидо — это принятие того факта, что самурай погибнет на поле боя, и день смерти может наступить очень скоро. Жизнь самурая похожа на жизнь сакуры: она прекрасна, славна, но коротка. Книга Хагакурэ — самая ранняя запись о бусидо, в которой говорится о тривиальность смерти как следует

  • «Бусидо реализуется в присутствии смерти. Это означает выбирать смерть всякий раз, когда есть выбор между жизнью и смертью. Других доводов нет».
  • «Если воин не непривязан к жизни и смерти, от него не будет никакой пользы. Высказывание «Все способности исходят из одного разума» звучит так, как будто оно имеет отношение к чувственным материям, но на самом деле это вопрос непривязанности к жизни и смерти. С такой непривязанностью можно совершить любой подвиг».
  • «Человеческая жизнь действительно коротка. Лучше жить, занимаясь тем, что тебе нравится. Глупо жить в этой мечте о мире, видящем неприятности и делающем только то, что тебе не нравится».
  • «Путь самурая находится в смерти. Медитацию о неизбежной смерти следует выполнять ежедневно. Каждый день, когда тело и разум находятся в покое, следует медитировать на то, как тебя разрывают на части стрелы, винтовки, копья и мечи, как его уносят бушующие волны, как бросают в гущу великого огня, как ударяют молнии, быть потрясенным до смерти сильным землетрясением, упасть с тысячефутовой скалы, умереть от болезни или совершить сэппуку в связи со смертью своего хозяина. И каждый день непременно считать себя мертвым. В этом суть пути самурая». (Из фильма «Пес-призрак» со ссылкой на книгу «Хагакурэ»)
  • «Хорошо смотреть на мир как на сон. Когда вам приснится что-то вроде кошмара, вы проснетесь и скажете себе, что это был всего лишь сон. Говорят, что мир, в котором мы живем, ничуть не отличается от этого». (Из фильма «Пёс-призрак» со ссылкой на книгу «Хагакурэ»)
  • «Конечно, нет ничего, кроме единственной цели настоящего момента. Вся жизнь человека представляет собой последовательность мгновений за мгновениями. Если человек полностью понимает настоящий момент, ему больше нечего делать и не к чему стремиться». (Из фильма «Пес-призрак» со ссылкой на книгу «Хагакурэ»)

Следы бусидо: пятна крови 400-летнего самурая в Киото

В 1600 году самая большая армия Западной Японии покинула Осаку и двинулась на север, чтобы сражаться против Токугавы. Замок Фусими в Киото, который контролировался союзником Токугавы Мототада, был на подходе. Замок Мототады был окружен этой армией, которая является врагом Токугавы, но все же устроила большой бой. Они сопротивлялись в течение нескольких дней без помощи извне. Однако в конце концов замок пал, а Мототада был убит. Его люди, около 380 самураев, не хотели сдаваться. Так они закончили свою жизнь в стиле бусидо. Столько самураев совершали сэппуку (харакири) в одной комнате.

Этот храм находится прямо напротив станции Киото, недалеко от Сандзю Сан Гэн До.

Весь пол был в крови, замок был разрушен. Токугава Иэясу попросил местных жителей собрать деревянные доски, пропитанные кровью самураев, и раздать их по 7 храмам поблизости, чтобы люди могли молиться за тех, кто умер. Йоген Ин, который находится недалеко от станции Киото, имеет кровавые потолки, подобные тем, что показаны на этой картинке. Йоген Ин также имеет множество колонн и деревянных конструкций, которые изначально использовались в замке Фусими.

Следы бусидо: 47 самураев

Правдивая история 47 самураев прекрасно суммирует такие ценности бусидо, как верность, честь и настойчивость. Это случай, когда 47 самураев были обвинены в сэппуку за месть за своего хозяина. В 1701 году Асано, даймё, представляющий регион Ако, был оскорблен влиятельным чиновником сёгуната Токугава во время посещения замка Эдо. Чиновник Кира оскорбил его, потому что Асано не дал ему взятку. Столкнувшись с серией оскорблений, Асано не смог сдержаться и напал на Киру, ранив его в лицо. Всего через несколько часов Асано был осужден и приговорен к сэппуку за то, что он напал на государственного чиновника в сёгунате. Его казнь состоялась в тот же день.

«Онига-вара» на черепице крыши храма Сэнгакудзи. Храм находится недалеко от станции высокоскоростных поездов Синагава.

Кладбище 47 ронинов, которых заставили совершить сэппуку. Кладбище находится в храме Сен-гокудзи.

47 человек Асано поклялись отомстить за своего хозяина, зная, что все они будут казнены, если прикоснутся к Кире. При этом их подозревали в чем-то из мести и за ними следили шпионы Киры. Лидер 47 самураев провел некоторое время в Киото и, как сообщается, посетил дом гейш Ичирики Тая на улице Ханамикодзи. Подождав полтора года, 47 самураев наконец напали на резиденцию Киры в Эдо. Они схватили Киру и убили его тем же словом, что и сэппуку их хозяина. Они вернулись, и правительство решило, что все они должны покончить с собой, совершив сэппуку (харакири).

Самый молодой ронин был отпущен, чтобы сохранить самурайскую кровь и рассказать жителям Ако о том, что произошло в Эдо. Могилы ронинов находятся в храме Сэнгакудзи недалеко от станции Синагава в Токио. Каждый год в середине декабря в храме проводится особое поминальное мероприятие.

В своей книге о БУШИДО Алекс Беннетт выделяет 3 различных периода времени в истории самураев, когда значение бусидо изменилось

«Вообще говоря, воинские идеалы в Японии развивались в три этапа:

  • Этос воина до периода Эдо (до 1600 г.), идеология, выкованная в условиях постоянной войны. (Читатель должен, однако, заметить, что термина «Бусидо» еще не существовало!)
  • Интеллектуальное бусидо, разработанное в основном конфуцианскими и военными учеными в период Эдо (1603–1868 гг.), длительное время относительного мира, когда воинственный дух был переориентирован на самосовершенствование для поддержания общественного порядка.
  • Современная переупаковка бусидо в период Мэйдзи (1868–1819 гг.).12) и далее. Этот этап представляет собой драматическое переосмысление самурайской культуры в формировании новой японской национальной идентичности. По сей день многие японцы связывают бусидо с японским происхождением и источником своих самых благородных национальных черт».

Критика:

Многие ученые предположили, что книга Нитобэ использовалась в качестве руководства для солдат Имперской армии, чтобы усилить их националистические взгляды и устранить их страх смерти, чтобы они могли легко выполнять атаки камикадзе. Даже в наши дни каро-иси (смерть от переутомления) привязана к духу бусидо, согласно которому человек должен беспрекословно подчиняться начальству и ставить честь компании превыше всего. Следующие выдержки взяты из диссертации О. Юкиэ 9.0005

  • «Вскормленные своими родителями, которые были выходцами из периода Мэйдзи в Японии, солдаты-камикадзе и нисей придерживались японской моральной дисциплины, будь то в Японии или в Соединенных Штатах. Во-первых, у них было одинаковое образование. На курсах сюсин (нравственное воспитание) они изучали японские добродетели, основанные на Кёику Тёкуго (Императорский рескрипт по образованию)».
  • «Во-вторых, у них были схожие культурные ценности — сыновняя почтительность и верность нации, — которые они унаследовали от своих родителей. В-третьих, они культурно приняли бусидо как кодекс поведения и образ жизни для самопознания».
  • «Наконец, они следовали конфуцианству, которое учило уважению к родителям и начальству, долгу перед семьей и верности друзьям. Концепция сыновней почтительности, верности и патриотизма сыграла решающую роль в подготовке не только молодых японских солдат, но и солдат-нисей к тому, чтобы пожертвовать своей жизнью за свою страну, которой они были в долгу. На этом основании я пришел к выводу, что самобытная японская культура значительно повлияла на создание обоих незабываемых добровольческих отрядов, которые подвергали своих солдат исключительным опасностям».