19.04.2024

Причины межнациональные конфликты: Коротко о межнациональных отношениях — Новости — Пресс-центр — Муниципальный округ Оккервиль

Содержание

Краткая история межнациональных конфликтов в России

  • Новости

Хроника самых известных случаев межэтического противостояния в новейшей истории России

6 июля в городе Пугачев Саратовской области между 20-летним местным жителем Русланом Маржановым и 16-летним уроженцем Чечни Али Назировым произошла ссора, которая переросла в драку. В потасовке Назиров смертельно ранил Маржанова ударом скальпеля. Гибель местного жителя вызвала волнения в городе.

После похорон собравшиеся на стихийный митинг жители потребовали выселить из Пугачева выходцев из северокавказских регионов.

Forbes решил заглянуть в прошлое, чтобы найти примеры других межэтнических конфликтов в России XXI века.

ИТАР-ТАСС

Москва: атака скинхедов в день рождения Гитлера

Регион: Москва

Место: Ясенево

Дата: 22 апреля 2001 года

В этот день группа из 200 молодых людей разгромила рынок в Ясенево. В результате пострадали 10 человек, преимущественно, выходцы из Азербайджана. Милиция задержала 53 человека в возрасте от 13 до 17 лет, среди которых были активисты радикальных националистических организаций.

Гособвинитель просил назначить участникам беспорядков по 5 лет лишения свободы. Всего по делу о погроме в Ясеневе проходили 6 человек.

В итоге обвиняемые получили условные сроки.

Коммерсантъ

Москва: погром в Царицыно

Регион: Москва

Место: Царицыно

Дата: 30 октября 2001 года

На рынке около станции метро «Царицыно» произошли столкновения с участием 300 человек. Молодые люди, вооруженные металлическими прутьями, избивали торговцев из Азербайджана. По данным правоохранительных органов, побоище было организовано движением «Русское национальное единство» Александра Баркашова. В результате погрома погибли три человека — граждане Азербайджана, Таджикистана и Индии. Более 30 человек получили ранения.

Осенью 2002 года Мосгорсуд приговорил пятерых обвиняемых по уголовному делу о погроме в Царицыне к срокам от 4 до 9 лет тюрьмы.

PhotoXpress

Частоозерье: битва в Курганской области

Регион: Курганская область

Место: Частоозерье

Дата: май 2002 года

В райцентре Частоозерье произошла драка между русскими и чеченцами, в которой участвовали около 400 человек. Поводом для выяснения отношений стало изнасилование представителем кавказской диаспоры местной девушки. В результате столкновения два чеченца были тяжело ранены.

Photoxpress

Красноармейск: избиение в Подмосковье

Регион: Подмосковье

Место: Красноармейск

Дата: 7 июля 2002 года

Волнения в подмосковном городе начались после того, как в баре представитель армянской диаспоры ударил ножом 26-летнего местного жителя. После этого случилось несколько нападений на армянские семьи. Жители Красноармейска на стихийных выступлениях потребовали очистить город от выходцев с Кавказа.

В итоге были задержаны всего 2 человека, в отношении которых было возбуждено  дело по статье «хулиганство».

ИТАР-ТАСС

Нальчик: месть студентам

Регион: Кабардино-Балкария

Место: Нальчик

Дата: сентябрь 2003 года

После того, как в маршрутном такси уроженцы Чечни избили местного жителя, в столице Кабардино-Балкарии произошла целая серия нападений на чеченских студентов. В массовых драках участвовали около 200 человек, более 50 были ранены.

ИТАР-ТАСС

Искитим: «борьба» с наркотрафиком

Регион: Новосибирская область

Место: город Искитим

Дата: 14 февраля 2005 года

20 жителей Искитима подожгли более десятка домов в цыганском поселке. Так они решили победить «цыганский наркотрафик». После погрома город покинули около 400 цыган.

За решеткой по итогам расследования оказался костяк бердской преступной группировки во главе с криминальными авторитетами Александром Григорьевым и Олегом Бахаревым. Всего по делу о погромах были арестованы 7 человек. Они получили от 9 до 14,5 лет лишения свободы.

PhotoXpress

Новороссийск: казаки атакуют

Регион: Краснодарский край

Место: Новороссийск

Дата: 23 марта 2005 года

Драка местного казака с армянином привела к массовым погромам: около 200 казаков избили несколько десятков армян и разгромили несколько принадлежавших кавказцам магазинов и кафе.

PhotoXpress

Мосхоб-Новосельская: «добрососедская» драка

Регион: Чечня, Дагестан

Место: села Мосхоб и Новосельская

Дата: 6 августа 2005 года

Массовая драка случилась между жителями приграничных селений Мосхоб (Дагестан) и Новосельская (Чечня). В потасовке пострадали 20 дагестанцев и 5 чеченцев.

ИТАР-ТАСС

Яндыки: последствия убийства

Регион: Астраханская область

Место: село Яндыки

Дата: 18 августа 2005 года

В астраханском селе, где компактно проживают выходцы из соседних северокавказских республик, произошла драка между калмыками и чеченцами.

Причиной волнений стало убийство калмыка. После похорон толпа жителей двинулась по селу, избивая чеченцев и поджигая их дома. По факту убийства 12 чеченцев получили реальные тюремные сроки от 2,5 до 5 лет, а один из погромщиков-калмыков был приговорен к 7 годам колонии.

Нальчик: студенческая драка

Регион: Кабардино-Балкария

Место: Нальчик

Дата: 23 сентября 2005 года

Осенью 2005 года в столице Кабардино-Балкарии случилась массовая драка между местными студентами и уроженцами соседней Чечни. В потасовке участвовали около 200 человек. Было возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство».

soberminded.livejournal.com

Сальск: драка с последствиями

Регион: Ростовская область

Место: Сальск

Дата: 22 августа 2006 года

В ростовском городе случился конфликт между местными жителями и представителями дагестанской диаспоры. В массовой драке один человек погиб, 8 были ранены. Шестерым уроженцам Дагестана было предъявлено обвинение по ст. 213 УК РФ (хулиганство). Еще одному участнику конфликта по фамилии Дагиров были предъявлены обвинения в убийстве, умышленном уничтожении имущества и незаконном хранении оружия.

ИТАР-ТАСС

Кондопога: око за око

Регион: Карелия

Место: Кондопога

Дата: 3 сентября 2006 года

Поводом для межэтнического конфликта в карельском городе лесозаготовителей стал спор администрации кафе «Чайка» с посетителями. После столкновения к ресторану «на подмогу» прибыла группа чеченцев. В потасовке кавказцы убили двух местных жителей. Это спровоцировало беспорядки: погибли еще 2 человека, а «Чайка» и другие заведения, принадлежащие местной чеченской диаспоре, были сожжены.

По итогам разбирательства были осуждены 15 участников погромов: зачинщики драки Юрий Плиев и Сергей Мозгалев получили 8 месяцев и 3,5 года колонии строгого режима, 12 участников беспорядков — по три года условно.
 За двойное убийство был осужден к 22 годам лишения свободы чеченец Ислам Магомадов. Четыре его подельника получили от 3 до 10 лет колонии.

В октябре 2006 года кондопожский конфликт спровоцировал кадровые перестановки в силовых структурах Карелии. Владимир Путин отправил в отставку руководителя МВД республики Дмитрия Михайлова и начальника УФСБ Алексея Дорофеева, а генпрокурор Юрий Чайка отстранил прокурора региона Владимира Панасенко. Слово «Кондопога» на время стало именем нарицательным — для обозначения межэтнического конфликта.

ИТАР-ТАСС

Краснодарский край: конфликт на отдыхе

Регион: Краснодарский край

Место: Туапсинский район

Дата: 25 июля 2010 года

Конфликт в оздоровительном лагере «Дон» на Кубани привел к массовой драке чеченцев и местных жителей. Поводом послужил слух об оскорблении кавказцами одной из отдыхающих. В результате конфликта 9 человек получили легкие травмы. Туапсинский районный суд Краснодарского края позднее приговорил к условным срокам шестерых участников драки.

ИТАР-ТАСС

«Манежка»: бунт фанатов

Регион: Москва

Место: Манежная площадь и Ленинградский проспект 

Дата: 11 декабря 2010 года

Непосредственным поводом для беспорядков стало убийство 6 декабря 2010 года болельщика «Спартака» Егора Свиридова уроженцом Кабардино-Балкарии Асланом Черкесовым. 11 декабря футбольные фанататы и ультраправые националисты устроили шествие в память о Свиридове и с требованием к правоохранительным органам провести беспристрастное расследование дела.

После шествия, которое прошло на севере столицы, до 5000 человек собрались в центре города на Манежной площади на несанкционированным митинг. Во время акции начались беспорядки: толпа прорвала кордон полиции, были избиты несколько кавказцев и граждан среднеазиатских республик. Всего в ходе столкновений пострадали около 30 человек. Успокаивать националистов на площадь приезжал лично глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев, позднее ставший министром внутренних дел России.

Обвинения в участии в массовых беспорядках были предъявлены 4 активистам. Они получили от года до 3 лет колонии. Также по следам событий на Манежной в тюрьме оказались трое членов незарегистрированной партии «Другая Россия» Эдуарда Лимонова. «Нацболам» обвинение инкриминировало насилие в отношении стражей правопорядка. Они были приговорены к реальным срокам лишения свободы от 3 до 5 лет.

Кобралово: массовая драка

Регион: Ленинградская область

Место: Кобралово (Гатчинский район)

Дата: 12 июня 2011 года

В День России в Кобралове случилась массовая драка между местными жителями и представителями дагестанской диаспоры. В результате пострадали несколько человек. По официальной версии, поводом для потасовки послужил бытовой конфликт. Было возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство».

РИА Новости

Сагра: маленькая война

Регион: Свердловская область

Место: поселок Сагра

Дата: 2 июля 2011 года

Конфликт в уральском поселке произошел между местными жителями и представителями закавказских народов и цыганами, по версии основателя фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана, причастными к наркоторговле. Причиной конфликта стала ссора недавно поселившегося в поселке цыгана Валентина Лебедева с местными жителями. Лебедев собрал и возглавил группу из вооруженных огнестрельным оружием людей (около 20 человек), которая отправилась в поселок автоколонной. На въезде в Сагру путь им преградили местные жители. Завязалась перестрелка, в ходе которой один из приезжих был убит.

В суде нападение на Сагру было квалифицировано как массовые беспорядки. 23 человека были признаны виновными, но лишь шестеро получили реальные сроки. Организаторы атаки на поселок Кахабер Чичуа и Шоте Катамадзе были приговорены к четырем годам колонии.

Осинский район: рабочие против жителей

Регион: Иркутская область

Место: поселок Бильчур

Дата: 20 июня 2012 года

Конфликт в Приангарье случился между местными жителями и работающими на пилораме гражданами Китая. Причиной стал провал в переговорах о закупочной стоимости леса. После того, как жители начали штурмовать пилораму, китайские рабочие попытались раздавить тракторами несколько машин, в которых находились погромщики. Завязалась потасовка. Конфликт удалось погасить благодаря посредничеству поселковой администрации. В драке пострадали десятки человек, трое оказались в больнице. Полиция задержала 18 участников потасовки. Дело было возбуждено по статье «умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества».

По данным ФМС, всего в Иркутской области проживает около 11000 китайцев.

РИА Новости

Демьяново: предотвращенная битва

Регион: Кировская область

Место: поселок Демьяново

Дата: 22 июня 2012 года

Конфликт в поселке Демьяново произошел между местными жителями и уроженцами Дагестана. Причиной напряженности послужила потасовка  в кафе между хозяином пилорамы, выходцем из Северного Кавказа, и двумя жителями поселка. Через два дня из Коми на легковых автомобилях прибыли около 40 земляков предпринимателя. Еще через день около полусотни местных жителей собрались у пилорамы, чтобы выяснить отношения с семьей и гостями бизнесмена. Драку предотвратила прибывшая  к месту событий полиция. Инициаторам конфликта суд назначил штраф. Один из участников потасовки был приговорен к году условно.

РИА Новости

Восстание Пугачева: бунт в маленьком городе

Регион: Саратовская область

Место: город Пугачев

Дата: июль 2013 года

6 июля в Пугачеве случился конфликт между 20-летним местным жителем Русланом Маржановым, недавно демобилизовавшимся после службы в ВДВ, и 16-летним уроженцем Чечни Али Назировым. Ссора (то ли на бытовой почве, то ли из-за девушки) быстро переросла в драку. В потасовке Назиров смертельно ранил Маржанова ударом скальпеля. Гибель местного жителя вызвала волнения в городе. После похорон собравшиеся на стихийный митинг пугачевцы потребовали выселить выходцев из северокавказских регионов. За несколько дней были предотвращены разгром кафе «Халяль» и перекрытие участка федеральной трассы. В город были стянуты дополнительные силы полиции и военных, объясняться с жителями пришлось саратовскому губернатору Валерию Радаеву.

  • Гликин Константин

    Автор

#Кондопога #массовые беспорядки #межнациональные конфликты #Пугачев #Сагра

Рассылка Forbes

Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Причины межнациональных конфликтов: обществоведческий контекст

В современном мире то и дело возникают конфликты между разными этническими общностями. Причины межнациональных конфликтов могут быть самыми разными, и именно их мы разберем в этой статье. В данной теме просто необходимо ориентироваться, если ты хочешь сдать экзамены по обществознанию на самые высокие баллы. Поэтому рекомендую дочитать эту статью до конца.

Вообще эта тема должна разбираться на уроках обществознания за 8 класс. Но по понятным причинам, многие вообще слышат о ней впервые, так что рекомендую читать внимательно и переходить о ссылкам в статье на другие, связанные с этой темой, статьи.

Понятие

Межнациональный конфликт — это столкновение двух и более сторон по поводу отстаивания интересов своей этнической общности. Что такое этнос, читайте в этой статье. 

Чтобы раскрыть это понятие, надо разобраться на конкретном примере. Предположим есть два народа, которые издревле конфликтуют между собой. Причинами конфликта довольно часто является спорная территория. Например, в первой четверти 20 века был жуткий территориальный конфликт между грузинами, армянами и азербайджанцами по поводу спорных территорий. Как вы уже поняли такая конфронтация легко может перерасти в межгосударственный военный конфликт, попросту в войну.

Такого же рода конфликт происходит между арабами и израильтянами. Подробнее о нем читайте здесь.

Причины

Основные причины межнациональных конфликтов могут крыться в следующем:

Историческая несправедливость, допущенная в прошлом представителями одного народа в отношении другого. К примеру всем известен геноцид Турции в отношении православного населения Балкан в 19 — начале 20 века. На сегодня, я надеюсь, никаких обид нет.

Национальная рознь, переходящая в шовинизм, когда представители одного народа считают себя лучше, чем представители другого народа. К примеру, в царской России были черносотенные отряды, которые считали, что евреи, поляки и другие «пришлые» народы должны жить в специальных резервациях, чертах оседлости. А свободно передвигаться по России-матушке могут только представители русского народа. К чему все это привело — известно: к расчленению царской России по итогам Первой мировой войны.

Все эти конфликты, кстати, вновь открылись в эпоху перестройки, когда центробежные силы в СССР одолели центростремительные.

Территориальные споры. Тут, я думаю, все понятно. Территории — самое ценное, что есть на планете, поскольку земли больше никто не производит. Поэтому любые территориальные споры — самые острые. 

Религиозные, или конфессиональные причины — тоже имеют место быть. Когда один народ исповедует одну религию и не терпит того, чтобы другой народ исповедовал другую. На самом деле тут может быть масса вариантов. Думаю самым лучшим примером может служить политика Османской империи в отношении православных народов. Кстати, именно такая политика послужила причиной Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов.

Отсутствие социальных возможностей. Такое характерно для многонациональных стран. Как пример можно взять США. Все знают, что в 80- 90-е годы в голливудских фильмах активно стали сниматься афроамериканские актеры. Многие даже были уверены, что полицейские в США кругом чернокожие, хотя на самом деле там преобладали ирландцы. Это было (да и сейчас) обусловлено политкорректностью, потому что в прошлом афроамериканцы серьезно притеснялись в США, была сегрегация. А в 2000-е годы активно стали появляться латиноамериканские актеры. И это не просто так. США до сих пор встают перед дилеммой: признавать ли испанский язык вторым государственным языком или нет. Более детально можете почитать обо всем этом в отличной книге Самюэля Хантингтона «Кто мы?»

Политические причины. Здесь опять же очень много вариантов. Вот к примеру, недавно в России стоял вопрос о том вводить ли образование в стране на всех национальных языках или нет. Насколько я знаю, оставили все как есть. А если бы ввели, то это политическое решение могло спровоцировать, на мой взгляд, межнациональные конфликты внутри страны.

Если эта тема попадется вам в эссе («Назовите и проанализируйте основные причины межнациональных конфликтов»), то используйте материал этой статьи: отсюда вы можете взять как теоретическую, так и фактическую аргументацию

Вообще рекомендую эту и эту статью про конфликты, поскольку это отдельная большая тема.

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях

    Каковы причины межэтнических конфликтов на рабочем месте? | Малый бизнес

    Кейси Ридер

    Данные переписи населения показывают, что рабочая сила в США становится более разнообразной. Эксперты прогнозируют, что эта тенденция будет только усиливаться по мере изменения численности населения США. Для многих предприятий это будет преимуществом, поскольку более разнообразное рабочее место также означает разнообразие опыта и более широкую базу знаний. Однако конфликты также могут возникать, и было бы разумно узнать о причинах межэтнического конфликта на рабочем месте до того, как он произойдет, чтобы эффективно с ним справиться.

    Преследование

    1. Дискриминация и жестокое обращение могут проявляться по-разному. Климат в офисе имеет большое значение для предотвращения межнациональных конфликтов. Прежде чем сотрудники начнут дискриминировать друг друга по этническому признаку, они могут оскорблять друг друга другими способами. Работодатель должен проявлять нетерпимость ко всем злоупотреблениям по мере их эскалации. В частности, малые предприятия, поскольку у них меньше сотрудников, должны заботиться о создании здоровой окружающей среды.

    Решение

    1. Часто конфликт на рабочем месте продолжается и обостряется из-за отсутствия механизма для его разрешения. Если бизнес устанавливает процедуры для рассмотрения жалоб на раннем этапе, он может многое сделать для снижения уровня конфликтов. Это особенно важно в вопросах расы и этнической принадлежности, когда вовлеченные чувства сильнее, а люди более чувствительны. Решая проблемы до того, как они станут неуправляемыми, компания может значительно предотвратить серьезные проблемы.

    Привилегия

    1. Из-за того, как дискриминация рассматривалась на протяжении всей истории и что она может показать при наблюдении в настоящем, многие этнические группы воспринимаются как более привилегированные, чем другие. Часто это может быть причиной конфликтов на работе. Если один работник думает, что другой получил возможности, в которых ему было отказано, он, вероятно, возмутится этим. К сожалению, попытки компенсировать социальную дискриминацию, такие как позитивные действия, также приводили к недовольству и конфликтам.

    Стресс

    1. К сожалению, многие люди реагируют на стресс тем, что вымещают его на своих коллегах и ведут себя агрессивно. Если компания переживает спад, или если сотрудники сталкиваются с дополнительным стрессом по другим причинам, это может усилить любую уже существующую межэтническую напряженность. Бизнес должен быть наблюдательным в эти моменты и пытаться максимально снизить стресс, чтобы избежать конфликта.

    Расизм

    1. Основной причиной межнациональных конфликтов на рабочем месте является расизм. Предвзятые представления о членах другой этнической группы, хотя часто и подавляются, все же могут проявляться и влиять на отношения и поведение. Выявить такое невыраженное отношение может быть сложно, но компании должны ясно дать понять, что они не потерпят выражения расистских взглядов. Кроме того, они должны тщательно контролировать любое злоупотребление, мотивированное таким отношением.

    Ссылки

    • «Журнал профессионального поведения»; Расовая/этническая травля – изучение связей между травлей и расизмом на рабочем месте в США; Сьюзи Фокс и Ламонт Сталворт; 2005
    • «Журнал прикладной психологии»; Один, два или три раза вреднее? Этнические домогательства, гендерные домогательства и общие домогательства на рабочем месте; Яна Рэйвер и Лиза Нишии; 2010
    • «Гендер, работа и организация»; Пересечения — одновременность расы, пола и класса в исследованиях организаций; Евангелина Холвино; май 2008
    • «Вашингтон пост»; Реальная цена конфликта на рабочем месте; июнь 2010 г.
    • «USA Today»; Проект данных переписи Больше разнообразия на работе; Эмили Базар и Пол Оверберг; Август 2008 г.

    Писатель Биография

    Кейси Ридер начал писать внештатно в 2010 году. Его работы публикуются на eHow, посвященные темам истории и культуры. Помимо внештатной работы, Ридер активно занимается литературным творчеством. Он окончил Centenary College в Луизиане со степенью бакалавра искусств в области истории и английской литературы.

    этнический конфликт | Определение, причины, типы, примеры и факты

    Резня в Сребренице

    Смотреть все СМИ

    Похожие темы:
    война этническая чистка этническая группа

    Просмотреть весь связанный контент →

    этнический конфликт , форма конфликта, в котором цели по крайней мере одной стороны определяются в этнических терминах, а конфликт, его предпосылки и возможные решения воспринимаются по этническим признакам. Конфликт обычно связан не с самими этническими различиями, а с политическими, экономическими, социальными, культурными или территориальными вопросами.

    Этнический конфликт является одной из главных угроз международному миру и безопасности. Конфликты на Балканах, в Руанде, Чечне, Ираке, Индонезии, Шри-Ланке, Индии и Дарфуре, а также в Израиле, на Западном берегу и в секторе Газа являются одними из самых известных и смертоносных примеров конца 20-х и начало 21 века. Дестабилизация провинций, штатов, а в некоторых случаях и целых регионов — обычное следствие этнического насилия. Этнические конфликты часто сопровождаются грубыми нарушениями прав человека, такими как геноцид и преступления против человечности, экономическим спадом, несостоятельностью государства, экологическими проблемами и потоками беженцев. Насильственный этнический конфликт приводит к огромным человеческим страданиям.

    Этническая идентичность, этническая принадлежность и этническая группа

    Термины этнический и этническая принадлежность происходят от греческого слова этнос , которое описывает сообщество общего происхождения. В исследованиях этнических конфликтов термины этническая группа , общинная группа , этническая община , человек и меньшинство в основном используются взаимозаменяемо. Два элемента обеспечивают основу для идентификации этнических групп: во-первых, акцентирование культурных черт и, во-вторых, ощущение того, что эти черты отличают группу от членов общества, не разделяющих отличительные характеристики. Энтони Д. Смит, исследователь этничности и национализма, определил этнические критерии, которые обеспечивают происхождение общинной идентичности. К ним относятся общий исторический опыт и воспоминания, мифы об общем происхождении, общая культура и этническая принадлежность, а также связь с исторической территорией или родиной, которую группа может проживать или не проживать в настоящее время. Элементы общей культуры включают язык, религию, законы, обычаи, институты, одежду, музыку, ремесла, архитектуру и даже пищу. Этнические сообщества проявляют признаки солидарности и самосознания, которые часто выражаются в названии, которое группа дает себе.

    Этническая идентичность формируется как материальными, так и нематериальными характеристиками. Осязаемые характеристики, такие как общая культура или общие видимые физические черты, важны, потому что они способствуют чувству идентичности, солидарности и уникальности группы. В результате группа рассматривает предполагаемые и реальные угрозы своим материальным характеристикам как риски для своей идентичности. Если группа предпринимает шаги для противостояния угрозам, ее этническая принадлежность становится политизированной, и группа становится политическим актором в силу своей общей идентичности. С другой стороны, этническая принадлежность в такой же степени основана на неосязаемых факторах, а именно на том, во что люди верят или их заставляют верить, чтобы создать чувство солидарности между членами определенной этнической группы и исключить тех, кто не является ее членом.

    Теории этнической идентичности

    Хотя общинная идентичность обеспечивает основу для определения этнических групп, существуют разногласия по поводу того, как формируется этническая идентичность и как она меняется с течением времени. Первая школа мысли, известная как примордиалистский подход, объясняет этническую принадлежность как фиксированную характеристику индивидуумов и сообществ. По мнению примордиалистов, этническая принадлежность заложена в унаследованных биологических атрибутах, в долгой истории практики культурных различий или в том и другом. Этническая идентичность рассматривается как уникальная по интенсивности и долговечности и как экзистенциальный фактор, определяющий индивидуальную самоидентификацию и общинную самобытность. Мобилизация этнической идентичности и этнического национализма является мощным инструментом вовлечения группы в политическую борьбу. Этнические разногласия и этнические конфликты считаются присущими многоэтническим обществам и обычным явлением.

    Примордиалистский фокус на фиксированных идентичностях, однако, не в состоянии распознать различия в формировании этнических групп, начиная от относительно краткосрочных ассоциаций и заканчивая давними, сильными и сплоченными группами с биологическими и историческими корнями. Чтобы учесть эти различия, был разработан второй подход, называемый инструментальным, который понимает этническую принадлежность как средство, используемое отдельными лицами и группами для объединения, организации и мобилизации населения для достижения более крупных целей. Эти цели в основном носят политический характер и включают, среди прочего, требования самоуправления, автономии, доступа к ресурсам и власти, уважения самобытности и культуры группы и прав меньшинств. Инструменталисты считают, что этническая принадлежность имеет очень мало или вообще не имеет независимого рейтинга вне политического процесса и по своему характеру сопоставима с другими политическими пристрастиями, такими как идеологические убеждения или членство в партии. По мнению инструменталистов, этническая принадлежность является результатом личного выбора и в основном не зависит от ситуационного контекста или наличия культурных и биологических черт. Этнический конфликт возникает, если этнические группы конкурируют за одну и ту же цель, особенно за власть, доступ к ресурсам или территории. Интересы элиты общества играют важную роль в мобилизации этнических групп на участие в этнических конфликтах. Таким образом, этнический конфликт подобен другим конфликтам политических интересов.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Инструментализм критикуют те, кто утверждает, что этническая принадлежность, в отличие от политической принадлежности, не может быть преднамеренно определена отдельными людьми, а вместо этого укоренена и регулируется обществом в целом. Сторонники другой школы мысли, известной как социальный конструктивизм, сосредотачиваются на социальной природе этнической идентичности. По их мнению, этническая принадлежность не является ни фиксированной, ни полностью открытой. Этническая идентичность создается социальными взаимодействиями между людьми и группами и поэтому остается вне выбора человека, но она подвержена изменениям, если меняются социальные условия. Отдельные лица и группы не могут избежать того факта, что существуют этнические различия, но они сами определяют, что делать с этими различиями. Таким образом, этнический конфликт в значительной степени зависит от возможностей, предоставляемых группе для достижения своих целей. Насильственные конфликты вызваны в основном социальными и политическими системами, которые ведут к неравенству и недовольству и не предлагают вариантов мирного выражения разногласий. Изменения в социальных взаимодействиях, такие как усиление напряженности или насильственные конфликты, влияют на социально сконструированную природу этничности. Социальные конструктивисты объясняют чудовищные злодеяния, совершаемые во время этнических конфликтов, такие как геноцид, массовые изнасилования и этнические чистки, тем, что в силу этнической принадлежности в борьбу в конечном итоге вовлекаются все, независимо от их намерений.

    Четвертая точка зрения, психокультурная интерпретация, приписывает этничности глубокие культурные и психологические корни, которые делают этническую идентичность чрезвычайно стойкой. Ученый Марк Ховард Росс, опираясь на теорию психокультурной интерпретации, определяет этническую идентичность как происходящую из «общих, глубоко укоренившихся мировоззрений», которые формируют отношения членов группы с другими, их действия и их мотивы. Этническую идентичность нельзя изменить, ее можно только сделать более терпимой и открытой. Этнический конфликт затрагивает центральные элементы идентичности каждой группы и вызывает опасения и подозрения в отношении реальных и потенциальных противников. Этнический конфликт, таким образом, является не просто политическим событием, а драмой, которая бросает вызов самому существованию группы, оспаривая ее идентичность. Это объясняет, почему этнические конфликты очень трудно разрешить.

    На самом деле, некоторые этнические группы имеют идентичность с глубокими историческими корнями, тогда как другие — нет, и некоторые группы имеют статическую идентичность, тогда как другие имеют динамическую идентичность. Конкретное выражение этнической принадлежности и ее склонность вести к насилию и войне зависят от контекста. Этническая идентичность адаптируется к неожиданным угрозам и новым возможностям и активируется ими. Этническая принадлежность не может быть политизирована, если лежащее в основе ядро ​​воспоминаний, опыта или значения не побуждает людей к коллективным действиям. В свете этого Милтон Дж. Эсман в своей книге Ethnic Politics (1994) отмечалось, что этническая идентичность обычно «может располагаться в спектре между изначальной исторической преемственностью и (инструментальной) оппортунистической адаптацией».

    Выражению и интенсивности этнической идентичности способствуют несколько факторов. Бесспорно, сильнейшим фактором являются война и насилие. Во-первых, история совместных усилий, истории жертв ради общей цели и воспоминания о человеческих страданиях создают прочные связи между представителями пострадавших этнических групп. Точно так же, если группа подвергается экономической, политической и культурной дискриминации, групповая сплоченность имеет тенденцию к увеличению. Во-вторых, этническая идентичность группы сильнее, если достигается массовая грамотность. Грамотность позволяет сохранять элементы идентичности в письменной форме, а это означает, что исторические и культурные нарративы могут достигать массовой аудитории и оставаться неизменными с течением времени. Даже если какое-то время этническая идентичность дремлет, ее можно возродить. Наконец, идентичность неиммигрантских групп, как правило, более выражена, чем идентичность этнических групп иммигрантов. В то время как иммигранты часто ассимилируются, неиммигрантские меньшинства обычно придерживаются своих традиций, особенно если их легко отличить от остального общества по таким осязаемым признакам, как физические признаки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *