29.03.2024

Определение дезадаптация: Дезадаптация это

Содержание

Основные виды и типы подростковой дезадаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

научно-методический электронный журнал

Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. — 2013. -№ 05 (май). — ART 13099. — 0,5 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13099.htm. — Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. — ISSN 2304-120X.

ART 13099

УДК 159.922.8

Молодцова Татьяна Даниловна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме подростковой дезадаптации, её видам и типам.

Автор рассматривает характеристики дезадаптации и дает анализ её проявления у подростков для успешной дифференциации учебно-воспитательной работы с ними.

Ключевые слова: дезадаптация, подростки, типы дезадаптации, виды дезадаптации.

Последние годы все более употребимым становится понятие, обозначающее трудности несовершеннолетних, — школьная дезадаптация. Явления дезадаптации несовершеннолетних многогранно, многовариативно, может проявляться с разной степенью интенсивности, широты, в различных вариантах и быть вызвано различными причинами. Суть его во внутренней или внешней дегармонизации личности несовершеннолетнего с самим собой или обществом, проявляющейся в деятельности, взаимоотношениях, поведении. Отсюда все явления, обозначенных данным термином, рассматривали как дезадаптацию: трудновоспитуемость, педагогическую и социальную запущенность, безнадзорность, дискомфортность, недисциплинированность, неуспеваемость, девиантность, деленквентность и т.

д. В свою очередь, классификация каждого из перечисленных явлений, в той или иной мере, является классификацией одного из проявлений дезадаптации.

Работы последних лет предлагают различные классификации видов дезадаптации; рассматриваются виды по «институтам», где произошла дезадаптация: школьная, семейная, групповая; по возрастным особенностям: дошкольная, младших школьников, отроческая, подростковая, и др. [1]; по степени запущенности на:

— трудновоспитуемых;

— педагогически запущенных;

— подростков-правонарушителей;

— насовершеннолетних преступников [2].

При такой классификации М. А. Алемаскин не называет термин «дезадаптация», но в нашем понимании классифицирует именно её, причём в полном проявлении.

Остановимся более подробно на классификации видов дезадаптации, данной С. А. Беличевой. При делении дезадаптации на виды автор учитывает, прежде всего, внешние или смешанные проявления дефекта взаимодействия личности с обществом, окружением, самим собой. Заслуживает внимания то, что дезадаптацию автор рассматривает как явление интегративное, имеющее ряд видов: патогенную, психосоциальную и социальную. Патогенная определяется как следствие нарушений нервной системы, болезней головного мозга, нарушений анализаторов и появлений различных фобий. Психосоциальная дезадаптация трактуется как результат половозрастных изменений, акцентуаций характера (акцентуация — крайнее проявление нормы, усиление степени проявления определенной черты), а также неблагоприятных проявлений эмоционально-волевой сферы, умственного развития и т. д. Наконец, рассматривается дезадаптация социальная, которая проявляется в нарушении норм морали и пра-

Основные виды и типы подростковой дезадаптации

f\j ■Л f\j

http://e-koncept. ru/2013/13099.htm

научно-методический электронный журнал

Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. — 2013. -№ 05 (май). — ART 13099. — 0,5 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13099.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 7749965. — ISSN 2304-120X.

ART 13099

УДК 159.922.8

ва, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок [3].

Признавая правомерность такой классификации видов дезадаптации, и опираясь на неё, считаем необходимым предложить свою, выделив в отдельную группу дезадаптацию психологическую и социально-психологическую, а также более подробно классифицировать подвиды. Обоснуем сказанное. Психологическая дезадаптация — это фобии, различные внутренние мотивационные конфликты, а также некоторые виды акцентуаций, которые еще не повлияли на социальную систему развития, но которые нельзя отнести к явлениям патогенным. Такая дезадаптация, на наш взгляд, в большей степени скрыта и достаточно устойчива, хотя и ситуативна на начальных этапах. К психологической дезадаптации следует отнести все виды внутренних нарушений (самооценки, ценностей, направленности и т. д.), которые сказались на самочувствии личности, привели к стрессу или фрустрации, травмировали личность, но не сказались ещё на поведении. Требует выделения и социальнопсихологическая дезадаптация, источником которой, в отличие от психосоциальной становятся нарушения в социуме, влияющие на психику человека. Последние два вида мы объединили единым термином — социально-педагогическая дезадаптация, т. е. не вышедшая за рамки того педагогического пространства, в котором подросток должен пребывать в определенный возрастной период, и в котором должен осуществлять свою основную деятельность.

Социальную дезадаптацию мы связываем не только с теми, кто асоциален или неудобен окружающим по причине нарушения социума, но и теми, которые не нашли место в обществе, как бы «выпали» из него, в том числе из своего микросоциума. (Но степень социальной деформации бывает разная, что нами отражено в уровнях дезадаптации). Исходя из выше изложенного, считаем необходимым выделить следующие виды дезадаптации: патогенную, психологическую, психосоциальную, социально-психологическую (или социальнопедагогическую) и социальную.

Совершенно справедливо, что патогенная дезадаптация проявляется в неврозах, истериках, психопатиях, нарушениях анализаторов, соматических нарушениях и т. д. Этим видом дезадаптации, помимо педагогов и психологов, должны заниматься медики, вид, стоящий как бы особняком, имеющий свои критерии и признаки. Как уже подчеркивалось, психологическая дезадаптация обнаруживается в акцентуациях характера, конфликтах мотивационной сферы, уходе в защиту, неадекватной самооценке, депривациях (отчуждении), фобиях (тревожности), фрустрированности и прочих причинах, которые не проявились в поведении.

Она не всегда лежит на поверхности и требует глубинного изучения. Следствием социально-психологической или психосоциальной дезадаптации является неуспеваемость, недисциплинированность, конфликтность, трудновоспитуемость, грубость (с учителями, родителями, сверстниками), нарушения взаимоотношений. Это наиболее распространенный и легко проявляющийся вид дезадаптации. При определенных условиях этот вид дезадаптации может перейти в дезадаптацию социальную, когда подросток мешает обществу, отличается девиантным (отклоняющимся от нормы) поведением, легко входит в асоциальную среду (адаптация к асоциальным условиям), становится правонарушителем (делинквентное поведение), характеризуется адаптацией к дезадапти-рованности (наркомания, алкоголизм, бродяжничество), в результате чего возможен выход на криминогенный уровень. С данным видом дезадаптации мы связываем и детей просто «выпавших» из обычного общения, обиженных обстоятельствами (потерявших родителей, оставшихся без крова, предрасположенных к суициду и т.
п.).

«VI О <Х»

http://e-koncept.ru/2013/13099.htm

научно-методический электронный журнал

Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. — 2013. -№ 05 (май). — ART 13099. — 0,5 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13099.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 7749965. — ISSN 2304-120X.

ART 13099

УДК 159.922.8

Если первый и второй виды дезадаптации заставляют школьников испытывать внутреннюю дисгармоничность, третий вид, помимо собственной психологической дисгармонии, нарушает развитие многих связей, дезорганизует деятельность, мешает ближайшему окружению, то четвертый уже просто неудобен, а иногда и опасен для общества, требуя не только вмешательства психологов, педагогов, родителей, врачей, но и работников юстиции.

Уделяя внимание всем видам дезадаптации подростков, мы считали, что сложным ребёнком надо заниматься тогда, когда он ещё не попал в преступную среду, когда «болезнь» не запущена, существуя как школьная дезадаптация. Школьной мы её называем не по той причине, что она проявляется только в школе, а поскольку она может быть у подростка, имеющего официальный статус школьника, студента лицея, гимназии, техникума и т. д.. Нельзя не согласиться в связи с этим с мнением исследователей, предупреждающих о том, что в условиях резкого изменения социума ребёнка, бороться с дезадаптацией становится чрезвычайно трудно. Сошлёмся на статью В. Поршнева, в которой он, говоря о детской преступности, подчёркивает, что наиболее высока она среди детей и подростков, оказавшихся вне стен школы. Отсюда делается вывод о том, что «если мы хотим, чтобы детская преступность была как можно меньше, надо добиваться того, чтобы дети не бросали школу, а продолжали в ней учиться» [4, с.

18]. А когда подросток является школьником, он чаще всего подвержен психологической, психосоциальной и социально-психологической видам дезадаптации, которые являются предметом наиболее пристального внимания в данной работе.

В рассмотрение видов дезадаптации мы внесли дополнительные параметры, назвав их подвидами. На наш взгляд, дезадаптацию можно анализировать в зависимости от степени распространенности в разных областях жизни и деятельности, как узкую, распространенную и широкую; в зависимости от того, в какой степени ею охвачена личность — как поверхностную, углубленную и глубокую; по степени её выраженности — как скрытую, открытую и ярко выраженную; по характеру возникновения — как первичную и вторичную; по длительности протекания — как ситуативную, временную и устойчивую. Последние два подвида взяты у С. А. Беличевой [5, с. 83], которая, однако, считает, что устойчивые и временные формы дезадаптации являются прерогативой только психосоциальной дезадаптации, с чем трудно согласиться, ибо этот термин применим ко всем видам дезадаптации, кроме, может быть, патогенной и то с определенными оговорками. Обратимся к краткой характеристике каждого из подвидов.

Ученик может быть дезадаптирован только в какой-то одной области, например, учебе, во всех остальных не испытывает никаких трудностей. Тогда мы вправе говорить о дезадаптации узкой. В случае если он дезадаптирован ещё и в отношениях с товарищами, фиксируем распространенную дезадаптацию. Но бывает и так, что дезадаптация захватила многие области жизнедеятельности подростка — тогда речь идет о дезадаптации распространенной или широкой. Как правило, последний вид больше присущ социальной дезадаптации. Следующий момент — это охват личности дезадаптацией, проникновение в психику. Если ученик проявил грубость, рассеянность или лень (и это временное состояние или мотив), можно говорить о поверхностной дезадаптации. Например, учитель допустил бестактность, ученик обиделся и нагрубил, но это не стало его чертой характера, не повлияло на поведение в целом. В данном случае налицо дезадаптация поверхностная, но если такая грубость начинает проявляться всё чаще, переходя в черту характера, речь идет уже о дезадаптации или углубленной, или даже глубокой. Такая дезадаптация присуща как

http://e-koncept.ru/2013/13099.htm

научно-методический электронный журнал

Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. — 2013. -№ 05 (май). — ART 13099. — 0,5 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13099.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 7749965. — ISSN 2304-120X.

ART 13099

УДК 159.922.8

психологическому виду (все три разновидности), так и социально-психологическому (углублённая) и социальному (глубокая).

Кроме того, дезадаптация может быть скрытой, когда ученик всё носит в себе (обиду, тревогу, страх, одиночество), открытой (дезадаптация проявляется довольно чётко) и ярко выраженной (не только бросается в глаза, но чаще всего мешает окружающим и самому человеку). В скрытом виде проявляется дезадаптация патогенная или психологическая, в открытом — психосоциальная и социальная. Ярко выражена -обычно дезадаптация социальная.

Обратимся к рассмотрению дезадаптации первичной и вторичной. Если дезадаптация появилась в какой-то области жизни человека как состояние тревоги, можно говорить о дезадаптации первичной (психологической). Но если состояние тревоги повлияло на то, что у подростка ухудшились отношения с товарищами, это уже дезадаптация вторичная (психосоциальная). Диагностируя личность, важно определить, что является первоисточником той или иной дезадаптации, продолжает ли первичная дезадаптация оставаться раздражающим фактором, силу ее воздействия на личность. Зачастую первичная дезадаптация уходит в прошлое, и выявить первопричину очень трудно. Например, новый ученик, который плохо видит (сильная близорукость), при этом страдает комплексом неполноценности (первичная дезадаптация), плохо вошел в новый коллектив в школе, не сошелся с товарищами по классу (вторичная дезадаптация). Со временем у него могло наладиться зрение, исчезнуть комплекс неполноценности, но плохие взаимоотношения с товарищами в коллективе остаться. Здесь внутренняя дезадаптация была первичной, а нарушение отношений — вторичной дезадаптацией.

Очень часто первичная дезадаптация обусловлена социальными условиями, окружающими личность. Учитель постоянно проявляет несправедливость, ученик с ним конфликтует, нарушены отношения (первичная дезадаптация). В конечном счете у ученика проявляются стрессы, внутренний дискомфорт (психологическая дезадаптация становится вторичной). Это может привести даже к депривации. Здесь, бесспорно, ничего не изменишь, пока не изменится первичная дезадаптация, т.е. отношение учителя. Поэтому следует особо подчеркнуть необходимость рассматривать различные виды дезадаптации и их первичность или вторичность, помня, что личность всегда целостное образование и автономно в ней ничего не существует.

Наконец, есть дезадаптация ситуативная, временная и устойчивая. Она дифференцируется по длительности её протекания. Ученик может растеряться, разозлиться, проявить рассеянность или конфликтность, но это быстро проходит и можно говорить о ситуативности проявления. Если какие-то нарушения отношений и деятельности проявляются в сходных ситуациях, но ещё не стали чертами характера, следует сделать вывод о временной дезадаптации, если же они проявляются практически постоянно, то это дезадаптация устойчивая. Разные виды и подвиды дезадаптации могут иногда сосуществовать у одного человека, взаимодействуя, переплетаясь, ослабляя или уничтожая друг друга. Невозможно найти человека, у которого бы элементы дезадаптации, хотя бы ситуативно, никогда не проявились. Сложность в том, что нередко одни и те же виды дезадаптации у разных людей проявляются по-разному. Это зависит от всего мотивационно-личностного строя личности, её характера, способностей и т. д. У меланхолика и холерика психологическая дезадаптация проявится различно, и в то же время разные виды дезадаптации могут иметь одинаковое проявление. Например, грубость меланхолика может свидетельствовать о крайней социальной дезадаптации, а грубость

rv /j ги

http://e-koncept.ru/2013/13099.htm

научно-методический электронный журнал

Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. — 2013. -№ 05 (май). — ART 13099. — 0,5 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13099.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 7749965. — ISSN 2304-120X.

ART 13099

УДК 159.922.8

холерика — о небольшой психологической разрядке. Кроме того, все виды дезадаптации имеют разную степень выраженности.

Нельзя ставить рядом невнимательность и отчуждение, эпизодическую недисциплинированность и делинквентность поведения. В этих случаях речь скорее идет о преддезадаптации и дезадаптации. На наш взгляд, дезадаптацию ситуативную или временную, узкую, неглубокую вполне можно назвать преддезадаптацией. К ней можно отнести ситуативные случаи нарушения внимания, небольшие недостатки характера, эпизодическую леность, вялость, отсутствие активности, робость, временное нарушение отношений. Если характеризовать каждый из видов дезадаптации, то о них можно сказать следующее: дезадаптация психологическая бывает поверхностная, углубленная или глубокая, скрытая, первичная или вторичная, ситуативная, временная или устойчивая. Дезадаптация психосоциальная и социальнопсихологическая — узкая или распространенная, поверхностная или углубленная, открытая, чаще вторичная, ситуативная, временная или устойчивая. Наиболее явным её проявлением является открытость и вторичность. Социальная дезадаптация -это, как правило, дезадаптация обширная, глубокая, вторичная, устойчивая. Для неё особенно характерна яркая выраженность. Каждый из этих видов и подвидов дезадаптации имеет преддезадаптацию как переходные состояния от адаптации к дезадаптации или от дезадаптации менее выраженной к более выраженной, что позволяет говорить об уровнях дезадаптации (об этом речь пойдет ниже).

Помимо этого, дезадаптация может быть обращена как во внутрь, на себя, так и на окружающих, осознаваться и не осознаваться, самоосуждаться или нет, вызывать или не вызывать желание измениться или что-то изменить — все это порождает появление типов дезадаптации. Но главное в типизации дезадаптации — это проявление ведущего для личности подростка дефекта.

Иногда у людей, в том числе и подростков, происходит внутреннее самоистязание, для окружающих незаметное (это чаще всего характерно для интравертов, меланхоликов, людей сензитивных, с низкой самооценкой). В результате развивается тревожность, страх, отчуждение, приводящие к депривации, аутизму, даже иногда суициду. Такие подростки просто не умеют что-либо менять ни в себе, ни в других, они пассивны, тревожны, одиноки, робки, разочарованы в себе и в людях. Этот тип мы условно назвали «саморазрушителями». Для них не характерны активность, преодоление, желание что-либо изменить.

Иногда дезадаптация характерна для подростков, не умеющих менять ни себя, ни других из-за потери каких-либо ориентиров или их отсутствия — навыков труда, умения сдерживаться, уверенности в себе,знаний, поддержки извне и т. п. Такие подростки нередко правильно осознают свои трудности (неуспеваемость, недисци-плинированность,оторванность от коллектива), но не знают как это исправить. Этот тип подростков мы условно назвали «неумеющие».

В ряде случаев дезадаптация свойственна подросткам, просто не желающим ничего менять ни в себе, ни в окружении, если это вызовет дискомфорт. Их дезадаптация даже может ими осознаваться, но редко самоосуждаться. Во всяком случае, желание что-либо менять у них не появляется из-за элементарной лени, пассивности, равнодушия. Таких подростков мы назвали «инертные».

Есть и такие дезадаптированные подростки, которые по самой своей натуре как бы предрасположены излишне легко ко всему адаптироваться. Это происходит бездумно или специально, что становится отрицательной чертой приспособленца и конформиста. Данная привычка особенно опасна тогда, когда подросток попадает в

http://e-koncept.ru/2013/13099.htm

научно-методический электронный журнал

Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. — 2013. -№ 05 (май). — ART 13099. — 0,5 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13099.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 7749965. — ISSN 2304-120X.

ART 13099

УДК 159.922.8

отрицательные условия. Такой тип подростков мы назвали «конформистами». Они могут не осознавать своего недостатка и не стремиться его исправлять, а в ряде случаев делают это специально, что в конечном счёте безнравственно.

Существует тип дезадаптированных подростков, которые, имея определенные отрицательные свойства (лживость, агрессивность, властность, грубость, нигилизм, конфликтность, беспардонность и т. д.), обращают их на окружающих. Они не испытывают угрызений совести, ничего не хотят в себе менять, стараются мир переделать под себя и при этом достаточно отрицательно. Таких подростков мы назвали «разрушителями».

В отдельный тип, на наш взгляд, можно выделить подростков, которых жизненные обстоятельства или они сами поставили в невыгодные, сложные, невыносимые условия, они это понимают, но ничего с этим делать не могут. Это ребята, живущие в семьях, где пьют родители, пребывающие в коллективах, где их игнорируют, терпящие от кого-либо унижения, но ничего не предпринимающие, чтобы изменить ситуацию. К такому типу применим термин «смирившиеся».

Есть подростки упрямые, самоуверенные, эгоистичные, самовлюблённые, которые не видят своих недостатков, считают себя верхом совершенства. Всякие замечания в свой адрес они принимают «в штыки», что-либо менять в себе не хотят. Таких мы назвали «себялюбцы».

Целая категория подростков проявляет себя отрицательно в силу вынужденных обстоятельств (стремление к самоутверждению среди товарищей, желание «отомстить» несправедливому учителю или привлечь внимание родителей). Такие подростки не изменяются, пока не наступают перемены в провоцирующих обстоятельствах. Они признают свои недостатки, но специально их не исправляют. Их мы назвали «демонстративными».

Есть категория школьников, которые просто не понимают, что своим поведением, характером и действиями причиняют вред или неудобства окружающим. Они могут проявлять бестактность, нечуткость, невнимательность, равнодушие и т. д., но делают это не специально, не по злому умыслу. Они не осознают своей дезадаптации, не стремятся её исправить, не понимают, что часто проявляют себя отрицательно. Таких мы назвали «заблуждающимися».

Наконец, среди дезадаптированных подростков есть и такие, которые, попав в этот разряд (неуспеваемость, нарушение отношений, отставание в каких-либо делах), активно этому сопротивляются, находя в себе силу, энергию, желание. Такой тип мы назвали «стремящиеся».

Итак, перечисленные выше проявления позволили нам объединить дезадаптированных подростков не только по видам и подвидам, но и по типам. Таких типов мы выделили десять: «саморазрушители», «неумеющие», «инертные», «конформисты», «разрушители», «смирившиеся», «себялюбцы», «демонстративные», «заблуждающиеся» и «стремящиеся». Многие типы дехададаптации могут быть смешанными, сочетая в себе характеристики нескольких типов.

Каждый из указанных типов дезадаптации имеет различную выраженность в зависимости от отношения подростка к ней, влияния его на окружающих и стремления дезадаптацию преодолеть. При этом в каждом из типов имеются дефекты различных областей психологии человека. «Саморазрушители» — дефект самооценки, самовыражения, взаимоотношений; «неумеющие» — дефект навыков и умений, деформации предметной деятельности; «инертные» — ослабленность воли и эмоционального контроля; «конформисты» — воли, принципиальности, стойкости убежде-

http://e-koncept.ru/2013/13099.htm

научно-методический электронный журнал

Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. — 2013. -№ 05 (май). — ART 13099. — 0,5 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2013/13099.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 7749965. — ISSN 2304-120X.

ART 13099

УДК 159.922.8

ний; «разрушители» — превалирование агрессивности, несдержанности и равнодушия; «смирившиеся» — дефект воли, эмоций, заниженную самооценку; «себялюбцы»

— напротив, завышенную самооценку, деформацию «Я»; «демонстративные» — дефект взаимоотношений, эмоций и самооценки; «заблуждающиеся» — отсутствие правильной оценки, себя, своих поступков, конкретной ситуации и т. д.

Каждый из этих типов требует различной педагогической стратегии: «самораз-рушители» — в основном поддержки, «неумеющие» — помощи, «инертные» — контроля, «конформисты» — контроля и разъяснения, «разрушители» — сдерживания и развенчания, «смирившиеся» — поддержки и помощи, «себялюбцы» — снижения самооценки, сопоставления с окружающим, «демонстративные» — развенчания и т. д. Естественно, каждая из стратегий предполагает большую сложность и комплексность. Главная задача — перевести любой из типов в разряд «стремящихся».

Как представляется, «стремящемися» могут становиться все типы дезадаптации при появлении у школьника положительной тенденции в её преодолении. Отсюда, этот тип, мы поставили несколько особняком, т. к. его характеризуют все положительные проявления — осознание и отрицательное отношение к своим недостаткам, отсутствие отрицательного влияния на окружающих, отсутствие подверженности отрицательным воздействиям, активность в преодолении дезадаптации, но о нём надо говорить как о «демонстративном» (стремящимся) или «себялюбце» (стремящимся) и т. д.

Таким образом, проведенная нами классификация дезадаптации по её видам, подвидам и типам, позволит в дальнейшем более дифференцированно подходить к каждому дезадаптированному подростку. Как представляется, определение вида дезадаптации позволяет понять, к какой области проявления следует обратиться, подвида — степень её запущенности, типа — конкретное поведенческое её проявление, что, в конечном счете, должно было повлиять на стратегию работы с ним.

Ссылки на источники

1. Алмазов Б. Н. Средовая адаптация и социальная поддержка в процессе воспитания // Семенов Б. Ф. Социальная педагогика. — Свердловск: Ур. университет, 1989. — С. 63-121.

2. Предупреждение педагогической запущенности и правонурушений школьников / Под ред. М. А. Алемаскина. — М.: Педагогика, 1980. — 169 с.

3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Консорциум, 1993. — 197 с.

4. Психоанализ и культура / Сост. С. Я. Левит. — М.: Юрист, 1995. — 623 с.

5. Беличева С. А. Указ. соч.

Molodtsova Tatiana,

doctor of pedagogical sciences, professor, head of department of social pedagogy and psychology of Taganrog State Pedagogical Institute named after Anton Chekhov’s, Taganrog [email protected]

The basic kinds and types of adolescent maladjustment Abstract. The article deals with the problem of teenage maladjustment, categories and types. The author examines the characteristics of maladjustment, and provides an analysis of its manifestation in adolescents for successful differentiation of educational work with them.

Keywords: maladjustment, teenagers, types of maladjustment, the types of maladjustment. 9 7 7 2 0 A 1ZCH 5

Рекомендовано к публикации:

Зиновкиной М. М., доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии профессионального образования Российской Федерации

pu «7 fu

977230412013505

http://e-koncept.ru/2013/13099.htm

Психологическая дезадаптация. Как с ней бороться?

Сегодня, сталкиваясь с трудностями, человек часто замыкается в себе, предпочитая придуманный мир реальному.

Что такое психологическая дезадаптация

Так психологам приходится сталкиваться с термином «психологическая дезадаптация». Этот термин означает снижение или утрата способности приспосабливаться к окружающей среде.

При развитии психологической дезадаптации поведение человека перестает соответствовать ситуациям жизнедеятельности. Особенность этого состояния в том, что его проявление может быть ситуативным или зависимым от определенных обстоятельств. К примеру, на работе в коллективе человек чувствует себя дискомфортно. Но дома с его психоэмоциональным фоном все в порядке. Либо ему хорошо только там, где нет людей

Психологическая дезадаптация встречается не только у взрослых. Так же часто она наблюдается у подростков и детей. Обилие гаджетов побуждает ребенка уходить от общения в тот момент, когда ему необходимо решать какие-либо вопросы. Для детского сознания это может быть опасно тем, что асоциальное поведение закрепляется достаточно быстро.

Опасность нарушения

Поскольку у многих людей поведение меняется в зависимости от окружения и ситуации, вычислить социальную дезадаптацию довольно не просто. К тому же проявляется она не сразу. Развиваясь постепенно, нарушение может дать о себе знать внезапно, когда, к примеру, человек оказывается в сложной ситуации и выясняется, что он к ней не приспособлен.

Утрата способности подстраиваться под обстоятельства часто не рассматривается индивидом, как серьезная. Но опасность психологической дезадаптации в том, что чем дольше она развивается, не подвергаясь коррекции, тем сложнее будет искоренить проблему. Как известно, исправить привычки в поведении очень сложно. А когда их причиной становятся закрепленные годами психофизические состояния – это может оказаться невозможным.

Виды психологической дезадаптации

Дезадаптация проявляется у человека прежде всего в общении с другими людьми. Он перестает проявлять эмпатию, становится равнодушным к окружающему миру. Выделяют следующие виды данного нарушения.

Социальная дезадаптация

Эта форма выражается в нарушении установления связей с обществом. Ей свойственно асоциальное поведение, невозможность индивида проявлять адекватную реакцию на какое-либо происшествие. Подобный вид нарушения часто проявляется у школьников. Родители могут заметить излишнюю депрессивность малыша тревожность, плаксивость. Может возникнуть нервный тик у ребенка. На эти признаки обязательно нужно обратить внимание.

Патогенная дезадаптация

Связана с изменениями в психике. Также она встречается, когда у человека имеются нервные или психические заболевания, разного рода отклонения. При коррекции состояния в этом случае целесообразно работать с заболеванием, явившимся причиной дезадаптации.

Психосоциальная дезадаптация

Проблемы с возможностью приспособиться к той или иной ситуации в этом случае связаны с индивидуальными социальными особенностями личности. Например, при переходе из детского сада в школу ребенок может стать более замкнутым. Часто этот вид нарушения является временным. Однако родителям нужно быть внимательным. Затянувшееся отчуждение от общества может содействовать изменениям в психике ребенка, и дезадаптация перейдет в патогенную форму.

Между социальной и психосоциальной дезадаптацией существует тонкая грань. Вид нарушения определяется исходя из особенностей проявления.

Дезадаптация делится также на частичную и полную:

  1. При частичной человек только начинает выпадать из общественной жизни. Например, он может не интересоваться окружающим миром из-за болезни, или ограничить общение. Часто это временное явление.
  2. При полной дезадаптации происходят глубинные личностные изменения. Человек теряет веру в себя и людей, замыкается, утрачивает вкус к жизни. Это очень опасная форма, часто проявляющаяся у людей с какой-либо пагубной зависимостью.

Особенности психологической дезадаптации

Сложно ли распознать дезадаптацию у себя, близкого человека или ребенка?

Человеку, не стремящемуся к взаимодействиям с людьми, сложно существовать в реальном мире. Он живет больше в иллюзорной, придуманной им реальности. Для нарушения характерны следующие признаки:

  1. При дезадаптации человек излишне раздражителен. Ему трудно встать на сторону другого, понять его. Нужно отметить, что он зачастую не понимает и самого себя.
  2. Агрессия – частый признак психологической дезадаптации. Вследствие утраты навыка гармоничного общения, мышление человека становится более негативным. Он стремится получать желаемое с помощью манипуляций, но не через непосредственное взаимодействие с людьми.
  3. Уход в себя. В связи с тем, что завязывать новые знакомства становится все труднее, личность замыкается в себя, замещая фантазиями реальные эмоции и чувства. Закрытость – также способ индивида защититься от воздействий общества. Ему важно, чтобы никто и ничто не изменило его настроение и намерений.
  4. Сосредоточенность на себе. Не желая общаться с другими людьми, личность полностью погружается в собственные переживания. Несмотря на такую отстраненность, в глубине души человек очень переживает, что не нужен обществу и чувствует опустошенность. Но, к сожалению, осознать проблему и начать действовать бывает очень сложно.
  5. Нежелание подстраиваться под требования общества. Человеку кажется, что реальность должна соответствовать удобному для него положению вещей. Если же это не так , лучший путь — оградиться от всевозможных рисков. Но в итоге это только усугубляет ситуацию.
  6. Индивид становится социофобом. Эта черта характеризует любой вид дезадаптации. Из-за того, что человеку не хочется выстраивать социальные связи, вскоре он может остаться совсем один. Другие в ответ люди также не станут интересоваться его состоянием.

Причины дезадаптации

Как и любые расстройства, дезадаптация любого вида имеет свои причины. Самые часто встречающиеся из них приведены далее.

Педагогическая запущенность

Эта причина асоциального поведения у детей. Суть проблемы в том, что с детьми мало занимаются, в итоге они чувствуют себя ненужными. Когда такой ребенок взрослеет, он замыкается в себе больше, а впустить кого-то в свой внутренний мир становится труднее. Часто человеку, который так себя чувствовал в детстве, очень трудно найти свое место в жизни.

Отсутствие взаимопонимания в семье

Ребенок очень тонко чувствует атмосферу семьи. Когда все неблагополучно, между родителями отсутствует доверие, школьник или подросток начинает замыкаться. Со временем проблема также усугубляется.м

Смена привычного образа жизни

Эта причина относится к внешним. Иногда человек из-за болезни, увольнения, какого-либо стресса теряет привычный круг общения. Дезадаптация начинается спустя некоторое время после происшествия. А началом служит элементарное нежелание лишний раз выходить из дому или общаться с людьми. Вследствие человек столкнется с трудностями вступления в социум в дальнейшем.

Конфликт с окружением

Когда человек находится в конфронтации с миром, считая, что все кругом не правы, взаимодействовать с людьми ему становится крайне не просто. Как следствие, он замыкается в себе.

Неправильное отношение к миру, основанное на ложных убеждениях, не позволяет человеку выстроить комфортные доверительные отношения в социуме. Он становится беспомощным, подозрительным.

  • внутренние конфликты. Не сумев понять себя, разрешить внутренние противоречия, личность часто закрывается от мира. Ведь очень сложно гармонично взаимодействовать с людьми, когда нет согласия с самим собой;
  • чрезмерное пребывание в сети интернет.

Интернет-пространство делает возможным получать эмоции от общения, не сталкиваясь с человеком в реальности. В небольшом количестве такое общение не приносит вреда. Но когда при каких-либо проблемах люди все больше уходят в интернет, это становится причиной развития асоциального поведения.

Коррекция

Чтобы победить социальную дезадаптацию и начать жить нормальной жизнью, наполненную позитивным общением с окружающими, нужно проработать внутренние страхи. Здесь поможет работа с психологом. Специалист поможет человеку осознать, что его тревожит. Так основными методами борьбы с нарушением становятся:

  • работа с психологом и психотерапевтом;
  • социальные контакты.

Выходить в общество и делать то, что боишься – действенный способ преодолеть страх людей. Легче это осуществить, если искать позитив. Можно, к примеру, записаться на интересный тренинг, найти хобби, работа в коллективе поможет найти друзей и поддержку.

Конечно, выработка оптимистичного мышления требует усилий. Но искреннее желание человека жить полноценной социальной жизнью, поможет сформировать новые коммуникативные навыки.

Профилактика нарушения

Психологическая дезадаптация – сложная проблема, требующая серьезного отношения. Однако профилактика нарушения довольно проста. Чтобы общение было гармоничным, комфортным и доверительным, нужно прилагать определенные усилия. А для этого придется взаимодействовать с людьми. Полезно наполнять себя радостными эмоциями, не допускать упаднических настроений.

Общение – это труд, жизнь в обществе требует терпения и навыков. Иногда в процессе взаимодействия с людьми приходится переживать неприятные эмоции, что может быть дискомфортно. Но уход в себя – это не решение проблемы.

Закрываясь от мира, человек лишь усложняет себе жизнь, не замечая этого. Однако выбор доверительного отношения к жизни, настрой на позитив позволит легче смотреть в глаза трудностям. А это путь счастливой личности, живущей полноценной жизнью.

Проблемы дезадаптации обучающегося

Основные проблемы дезадаптации обучающегося на различных образовательных уровнях

Понятие «школьная дезадаптация» используется для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей разного возраста в связи с обучением в школе.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Проблемы адаптации обучающихся к средней школе связаны с одной стороны с особенностями самих школьников (возрастными и индивидуальными), с другой стороны с действиями и отношением к ним взрослыми участниками образовательного процесса (родителями и педагогами).

Особенностью обучающихся этого возраста является доминирование эмоций, подчиняющее себе всю психическую жизнь ребёнка, в том числе «работу» психических процессов. Эти особенности могут проявляться в «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражительности, капризах, скандалах, плаче и т.п. Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не основанные на реальных фактах, приводят к снижению самооценки в конкретной области деятельности.

Для решения этого вопроса необходима ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и неуспешности, стремления проверить свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их развития и совершенствования.

Индивидуальные особенности детей (повышенная медлительность или импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям и т.п.), к которым приспособился учитель начальных классов, неожиданно становится «камнем преткновения» в средней школе.

Нередко педагоги и родители зачастую одновременно и «овзросляют» пятиклассников, считая, что они должны быть самостоятельными, организованными, и подчеркивают их «детскость», что создает двойственность, противоречивость отношений и системы требований, которая усваивается школьниками, быстро научающимися манипулировать взрослыми с помощью этой двойственности.

Особенностью этого адаптационного периода является его длительность – 4 – 6-е классы, то есть 10 -12-летний возраст. Такой длинный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из них – возрастной, а другой связан с ошибками в организации обучения (условно-педагогическим кризисом).Основной проблемой при переходе из средней школы в старшую является вопрос социально-психологической адаптации к новому коллективу.

Эта проблема может возникнуть при переходе в другую школу, в параллельный класс или в ситуации, когда обучающийся остается в своём классе, но туда приходят другие ученики.

Она имеет два аспекта: первый заключается в приспособлении к новому коллективу, новым социальным условиям, требованиям и т.п.

Второй определяется возможным изменением своего социального статуса.

Это связано с тем, что средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким (после 9 класса уходят чаще всего слабоуспевающие ученики).

В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником, а бывший «твердый четверочник» – неуспевающим.

Результатом потери привычного статуса в группе ровесников могут являться изменение самооценки, отношения к себе, происходит разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя.
Часто это ведёт к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счёт искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, возникает то, что называется социально-психологической дезадаптацией.

Другая встречающаяся проблема 10-го класса – установка на продление моратория детства. После напряженного 9-го класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу, а также в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в высшее учебное заведение многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и т.д.

Для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью имеет огромное развивающее значение в этом возрасте. Это хорошо лишь как временное явление.

Понятие, причины, формы проявления социальной дезадаптации у дошкольников

Статья:

Под социальной дезадаптацией обычно понимают полную или частичную неприспособленность личности к условиям окружающей действительности. Человек, страдающий дезадаптацией, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми. Он либо постоянно избегает всяческих контактов, либо демонстрирует агрессивное поведение. Социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неумением понять другого и принять чужую точку зрения.

Социальная дезадаптация наступает тогда, когда конкретный человек перестает замечать, что происходит во внешнем мире и полностью погружается в придуманную реальность, частично заменяя ею отношения с людьми. Согласитесь, ведь нельзя полностью сосредоточиться только на самом себе. В таком случае утрачивается возможность личностного роста, поскольку негде будет черпать вдохновение, делиться с окружающими своими радостями и печалями.

ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

У любого явления всегда есть весомые основания. У социальной дезадаптации тоже имеются свои причины. Когда внутри человека все хорошо, он вряд ли станет избегать общения с себе подобными. Так что дезадаптация в той или иной мере, но всегда свидетельствует о некотором социальном неблагополучии личности. Среди основных причин социальной дезадаптации нужно выделить следующие наиболее часто встречающиеся.

Педагогическая запущенность: социальная дезадаптация в большинстве случаев появляется там, где имеет место быть невнимательное отношение к ребенку, отсутствие должного ухода и заботы. Педагогическая запущенность подразумевает, что с детьми мало занимаются, и потому они могут уходить в себя, чувствовать себя ненужными взрослым. Став старше, такой человек наверняка замкнется в себе, уйдет в свой внутренний мир, закроет дверь и никого туда не пустит. Дезадаптация, конечно, как всякое явление, формируется постепенно, в течение нескольких лет, а не мгновенно. Дети, которые испытывают субъективное ощущение ненужности в раннем возрасте, впоследствии будут страдать от того, что их не понимают окружающие. Социальная дезадаптация лишает человека моральных сил, отнимает веру в себя и собственные возможности. 

Утрата привычного коллектива: иногда происходит так, что человек выпадает из общества по причине длительной болезни или смены рода деятельности. Социальная дезадаптация начинается не сразу, а спустя какое-то время. Просто человек вдруг начинает замечать за собой, что ему не хочется лишний раз выходить из дома, следить за собой, выполнять какие-то рутинные обязанности, с кем-то встречаться. Человек сосредоточивается на самом себе и уходит с головой в работу. Постепенно он привыкает действовать в одиночку, присутствие кого бы то ни было начинает сильно мешать и даже раздражать. Дезадаптация постепенно увеличивается, появляются различные страхи, связанные с другими людьми и взаимодействием в целом.  Конфликт с окружением: случается, что конкретный индивид бросает вызов целому обществу. В таком случае он чувствует себя незащищенным и уязвимым. Причина заключается в том, что на психику ложатся дополнительные переживания. Такое состояние приходит в результате дезадаптации. Конфликт с окружающими невероятно выматывает, держит человека на расстоянии от всех. Формируется подозрительность, недоверие, в целом ухудшается характер, возникает вполне закономерное чувство беспомощности.  Выделяют два вида дезадаптации: частичную и полную. Первый вид характеризуется началом процесса выпадения из общественной жизни. Например, человек в результате болезни перестает ходить на работу, не интересуется происходящими событиями. Однако он поддерживает связь с родственниками и, возможно, друзьями. Второй вид дезадаптации отличается утратой веры в себя, сильным недоверием к людям, потерей интереса к жизни, любым ее проявлениям. Такой человек не знает как вести себя в обществе, не представляет ее норм и законов. У него создается впечатление, что он постоянно что-то делает не так. Нередко обоими видами социальной дезадаптации страдают люди, имеющие какую-либо зависимость. Любая аддикция предполагает отрыв от общества, стирание привычных границ. Девиантное поведение всегда в той или иной степени сопряжено  с  социальной дезадаптацией. Человек просто не может оставаться прежним, когда его внутренний мир разрушается. Значит разрушаются и многолетние выстроенные связи с людьми: родственниками, друзьями, ближайшим окружением. Важно не допустить развития дезадаптации ни в каком виде. Социальная дезадаптация – это только следствие неправильного отношения человека к миру, неумения выстроить доверительные и гармоничные отношения. Говоря о дезадаптации, не следует забывать о личном выборе, который ежедневно совершает каждый из нас.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Дезадаптация — это… Что такое Дезадаптация?

  • Дезадаптация — (лат. dis отсутствие; adaptatio – приспособление) нарушение способности приспособления организмов к условиям существования. В психиатрии дезадаптация понимается в первую очередь, как утрата приспособляемости к условиям социальной среды,… …   Википедия

  • дезадаптация — и, ж. désadaptation f. Неприспособленность. Переселение крестьянина в город классический пример маргинализации человека, источник множества синдромов социальной дезадаптации. Знамя 1993 3 178. Он &LT;эесперимент&GT; поставил тех, кому досталась… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Дезадаптация — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. С.А.Беличева в зависимости от природы, характера и степени нарушений социальной… …   Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

  • Дезадаптация — (дез + новолат. adaptatio – приспособление). Нарушение приспособления организмов к условиям существования. В психиатрии под Д. понимается в первую очередь утрата приспособляемости к условиям социальной среды, являющаяся следствием психического… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • дезадаптация — дезадапт ация, и …   Русский орфографический словарь

  • дезадаптация — дезадапта/ция, и …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • Дезадаптация — (лат. de(s) adaptatio приспособление) 1. нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах; 2. в психиатрии утрата или снижение способности… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дезадаптация — это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ДЕЗАДАПТАЦИЯ — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную,… …   Педагогический словарь

  • дезадаптация — см. дезадаптировать; и; ж …   Словарь многих выражений

  • СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

    Перевод названия: SOCIAL EXCLUSION PERSON AS OBJECT PHILOSOPHICAL ANALYSIS

    Тип публикации: статья из журнала

    Год издания: 2014

    Ключевые слова: social exclusion, exclusion behavior, strategy and tactics of adaptation, system approach, theory of self-organization, социальная дезадаптация, дезадаптивное поведение, стратегии и тактики адаптации, системный подход, теория самоорганизации

    Аннотация: В статье рассматривается феномен социальной дезадаптации личности, выявлены причины, затрудняющие его исследование как самостоятельного научного феномена, и описаны основные подходы к его исследованию. Дано социально-философское определение социальной дезадаптации как отношения человека и социальной среды, в основе которого лежит деятельность по разрешению между ними противоречий, которая не соответствует общественно приемлемым и законным способам, принятым в данной социальной среде, что приводит к временной или постоянной невозможности для индивида стать полноправным членом этой среды. Показано, что одним из основных критериев социальной дезадаптации является внутренняя и внешняя дистанцированность человека от общества, неспособность «вписаться», стать полноправным и полноценным членом данной социальной среды, напряжение, отчуждение или разрыв социальных связей и отношений. The article deals with the phenomenon of social of the person, the causes, makes it difficult to study as an independent scientific phenomenon and describes the main approaches to its study. Given the socio-philosophical definition of social exclusion as human relations and social environment, which is based on the activities to resolve the contradictions between them, which does not meet the acceptable social and legal methods adopted in the social environment, which leads to temporary or permanent inability of the individual to become a full member of this medium. It is shown that one of the main criteria of social maladjustment is internal and external distanced from society, not the ability to «fit» to become a full-fledged and full-fledged member of the social environment, stress, alienation or disruption of social ties and relations.

    Ссылки на полный текст

    Социально-психологическая дезадаптация и направления реабилитации членов семей представителей экстремального профиля служебной деятельности | Киворкова

    1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства /Учебное пособие. — М.: Медицина. — 2000. — 339 с.

    2. Алексанин С.С., Рыбников В.Ю. Теоретические основы и концепция медико-психологического сопровождения профессиональной деятельности спасателей МЧС России // Мед.биол. и соц. психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. — 2007. — № 1. — С. 3-12.

    3. Андрюшин И.И. Психологический механизм преодоления семейных трудностей у офицеров вооруженных сил РФ (психоаналитический подход): автореф. дис.. канд. психол. наук / И.И. Андрюшин. — М. — 2009. — 27 с.

    4. Барачевский Ю.Е., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Медицина катастроф. — Архангельск: Издательский центр СГМУ. — 2007. — 176 с.

    5. Боев И.В. Пограничная аномальная личность / И.В. Боев. — Ставрополь: Изд-во СГУ. -1999. — 362 с.

    6. Генгер М.А. Результаты исследования психологических особенностей детско-родительских отношений в семьях военнослужащих, участвовавших в боевых действиях // Проблемы безопасности: электрон. науч. журн. — 2012. — № 4(18). — С. 13-14.

    7. Генгер М.А. Качественное исследование детско-родительских отношений в семьях военнослужащих, участвовавших в боевых действиях // Юридическая психология. — 2012. — № 4. — С. 21-25.

    8. Гизатуллин Т.Р., Катаев А.В., Зинатуллин Р.М. Взаимосвязь психологических и физиологических показателей здоровья сотрудников спецподразделений МВД / Т.Р. Гизатуллин, А.В. Катаев, Р.М. Зинатуллин // Медицинский вестник Башкортостана. — 2014. — Т. 9 — № 2. — С. 200-203.

    9. Дмитриева Т.Б. Боевой стресс и посттравматическая адаптация участников боевых действий / Т.Б. Дмитриева, Г.В. Василевский, Г.А. Фастовцов. — М.: ГНИИИ ВМ МО. — 2003. — 32 с.

    10. Евдокимов В.И. Анализ потенциальных опасностей для населения в России при возникновении чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах в 2004-2013 гг. // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуаций. — 2014. — № 4. — С. 5-16.

    11. Зуйкова А.А., Погодина Т.Г., Потемина Т.Е. Особенности медико-психологической реабилитации стрессогенных расстройств у членов семей ветеранов боевых действий / А.А. Зуйкова, Т.Г. Погодина, Т.Е. Потемина. — Медицинский альманах. — 2013. — № 2. — С. 148-150.

    12. Ичитовкина Е.Г., Злоказова М.В., Соловьев А.Г. Влияние личностных и психосоциальных характеристик на развитие пограничных психических расстройств у комбатантов министерства внутренних дел. — Вестник психотерапии. — 2011. — Т. 42. — № 37. — С. 56-68.

    13. Калюжный А.С. Психология личности военнослужащего / А.С. Калюжный. — Нижний Новгород: НГТУ. — 2004. — 39 с.

    14. Караяни А.Г. Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности / А.Г. Караяни // Юридическая психология. — 2013. — № 3. — С. 22-26.

    15. Кащенко Е.А. Сексуальная культура военнослужащих / Е.А. Кащенко. — М.: Изд-во УРСС. — 2003. — 272 с.

    16. Киворкова А.Ю. Факторы риска и критерии эффективности психокоррекции аномальной личностной изменчивости жен военнослужащих / А.Ю. Киворкова, А.Г. Соловьев, И.В. Боев. — Медицинский вестник Северного Кавказа. — 2014. — № 1.

    17. Киворкова А.Ю., Соловьев А.Г., Боев И.В. Применение биологической обратной связи в медико-психологической реабилитации членов семей представителей опасных профессий / А.Г. Соловьев, А.Ю. Киворкова, И.В. Боев. — Экология человека — 2015. — № 9. — С. 3-7.

    18. Кубасов Р.В., Барачевский Ю.Е., Сибилева Е.Н., Апчел А.В., Иванов А.М., Сидоренко В.А. Влияние экстремальных факторов военной службы на адаптационные возможности и здоровье сотрудников силовых ведомств России / Р.В. Кубасов [и др.] // Вестник Российской Военно-медицинской академии.- 2015. — № 2. — С. 217-223.

    19. Локтаева С.А. Проявление личностных свойств детей при различных типах детско-родительских отношений в семьях профессиональных военнослужащих // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Психология и педагогика. — 2010. — № 4. — С. 47-51.

    20. Пермогорская Е.М., Падун М.А. Посттравматический стресс и семейные отношения у сотрудников ОВД — участников контртеррористических операций на Северном Кавказе [Электронный ресурс]. — Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 29.06.2016).

    21. Погодин Ю.И. Психологические особенности врачей, принимавших участие в боевых действиях / Ю.И. Погодин [и др.] // Медицина катастроф. — 2010. — № 4. — С. 38-40.

    22. Погодина Т.Г., Зуйкова А.А, Балчугов В.А. Основы медико-психологической реабилитации лиц опасных профессий — Н. Новгород. 2007. — 99 с.

    23. Подушкина И.В. Общая характеристика аппаратно-программных комплексов, используемых в Российской Федерации, для изучения функциональных резервов организма лиц опасных профессий / И.В. Подушкина, В.В. Матвеева // Мат-лы X Всеросс. науч.-практ. конф. «Боевой стресс. Медико-психологическая реабилитация лиц опасных профессий». — Москва. — 2012. — С. 320-323.

    24. Решетников М.М. Психопатология героического прошлого и будущие поколения. Всерос. конф.: тез.докл. — М. — 1997. — С. 32-35.

    25. Руководство пользователя программноаппаратным комплексом «БОСЛАБ». — Новосибирск. — 2011.

    26. Рыбников В.Ю., Матыцина Е.Н., Кобозев И.Ю. Личностные и средовые копинг-ресурсы в профессиональной деятельности представителей профессий экстремального профиля / В.Ю. Рыбников, Е.Н. Матыцина, И.Ю. Кобозев // Медикобиологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. — 2012. — № 3. — С. 73-75.

    27. Свечников Д.В., Баурова Н.Н., Ушакова Т.М., Курасов Е.С. Объективная диагностика расстройств адаптации у военнослужащих / Д.В. Свечников, Н.Н. Баурова, Т.М. Ушакова, Е.С. Курасов // Медико-биологические и социальнопсихологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. — 2014. — № 4. — С. 40-44.

    28. Сергеев М.Ю. Прикладные аспекты оценки семейно-сексуального статуса у лиц опасных профессий / М.Ю. Сергеев, С.Б. Артифексов, И.В. Бородачева // Медицинский альманах. — 2011. — № 3. — С. 35-37.

    29. Соловьев А.Г. Коррекция психоэмоционального состояния жен военнослужащих с применением биологической обратной связи / А.Г. Соловьев, А.Ю. Киворкова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2015. — № 4. — С. 102-105.

    30. Солохина Л.В., Акимов И.В. Современные проблемы ведомственной медицины и их влияние на военную семью / Л.В. Солохина, И.В. Акимов // Дальневосточный медицинский журнал. — 2011. — № 3. — С. 113-117.

    31. Тишакин Д. И. Механизмы стрессовых реакций у лиц опасных профессий: методология психофизиологического исследования / Д.И. Тишакин // Бюллетень сибирской медицины. — 2013. — № 2. — С. 66-71.

    32. Трошин В.Д., Погодина Т.Г. Терроризм и нервно-психические расстройства: монография. — Н. Новгород: Издательство ННГМА. — 2007. — 316 с.

    33. Ушаков И.Б. Стресс смертельно опасных состояний: особый вид стресса при жизнеугрожающих состояниях / И.Б. Ушаков, И.А. Бубеев // Боевой стресс. Медико-психологическая реабилитация лиц опасных профессий: сб. материалов X Всерос. науч.-практ. конф. — М. — 2012. — С. 432-434.

    34. Шевченко Т.И., Макарова Н.В., Бохан Т.Г. Стрессоустойчивость специалистов опасных профессий МЧС России / Т.И. Шевченко, Н.В. Макарова, Т.Г. Бохан // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 369. — С. 164-167.

    35. Штарк М.Б. Биоуправление: исследовательская и практическая составляющие // Бюллетень СО РАМН. — 2004. — № 3. — С. 8-9.

    36. Bray R.M. Substance abuse and mental health trends among US military active duty personnel: key findings from the 2008 DoD health behavior // Mil Med. — 2010. — Vol. 175, N 6. — P. 390-399.

    37. Hoge C. W. Mild traumatic brain injury in US soldiers returning from Iraq / C. W. Hoge [et al.] // N Engl J Med. — 2008. — Vol. 358, N 5. — P. 453-463.

    38. Rachel Dekel. Being a Wife of a Veteran with Posttraumatic Stress Disorder / [et al.] // Family Relations. — 2005. — Vol. 54, N 1. — P. 24-36.

    39. Returning Home From Iraq and Afghanistan: Preliminary Assessment of Adjustments Needs of Veterans, Service Members, and Their Families / Institute of Medicine of the National Academies. — Washington, DC: The National Academies Press. — 2010. — P. 41-54.

    40. Sogomonyan F., Cooper J.L. Trauma faced by children of military families. Brief report. NCCP Mailman School of Public Health at Columbia University. — 2010.

    41. Warner C.H. Psychological effects of deployments on military families / C.H. Warner, G.N. Appenzeller, C.M. Warner, T. Grieger // Psychiatric Annals. — 2009. — N. 2. — P. 56-63.

    42. Watson G.G., Davenport E., Anderson P.E. The relatioships between prenilitary school recordand data and risk for posttraumatic stress disorder among Vietnam war veterans. — J. Nerv. Ment. Dis. — 1998. — Vol. 186 (6). — 14 р.

    Определение дезадаптации по Merriam-Webster

    мала · реклама · справедливость · мент | \ ˌMa-lə-ˈjəs (t) -mənt \

    : плохая, неисправная или несоответствующая регулировка

    определение дезадаптации по The Free Dictionary

    Говоря далее, Юл-Ифоде в пресс-релизе университета по СМИ и рекламе Ибрагима Схема, доступном для журналистов в Интернете, сказал, что последствия нарушения коммуникации выходят за рамки коммуникативной активности, «из-за взаимосвязи между людьми. развивающийся ребенок и его язык, средство общения, которое является показателем нормального / здорового развития, дезадаптации, а также некоторых нарушений развития.Надежда Гладырь, руководитель кризисного центра «Подруги», сказала: «В ходе семинара обсуждались вопросы доступа жертв домашнего насилия к специальным социальным услугам, а также критерии оценки наличия жестокого обращения, ведущего к социальной дезадаптации и депривации. «И это особенно ханжественно по сравнению с настоящими круглогодичными социальными недугами, такими как женоненавистничество и гендерное насилие (противоядие от которого не является дальнейшая дезадаптация), которые удобно игнорируются теми, кто стремится запретить все межгендерные взаимодействия.[США], 30 декабря (ANI): Проблемы с высокой физической агрессией в подростковом возрасте могут подвергнуть детей повышенному риску насильственных преступлений, социальной дезадаптации, злоупотребления алкоголем и наркотиками. Это связано с тем, что эти жертвы демонстрировали более низкую самооценку по сравнению с хулиганами, которая позже превратилась в депрессия и психосоциальная дезадаптация. Предыдущая литература также показала, что эта виктимизация беспокоит академиков студентов8,16,19. Они легко теряют иллюзии, и риск дезадаптации высок. Escala de Inadaptacion ([Шкала дезадаптации] EI; Echeburua, Corral, & Fernandez-Montalvo, 2000) отражает, как дезадаптация влияет на работу и / или учебу, социальную жизнь, свободное время, отношения пары, семейную жизнь и степень глобальной дезадаптации.Предыдущие исследователи показали, что на психологическую адаптацию негативно влияет культурная дистанция (Furukawa, 1997), тогда как культурные конфликты являются основной причиной социальной дезадаптации при адаптации к другому культурному стандарту или норме (Center, 1990; Freedman, Kaplan, & Sadock, 1976). Несмотря на выводы JC Report, политика Белуджистана стала символом фальсификации и дезадаптации. Если недавнее изменение в ассамблее Белуджистана является каким-либо признаком того, что кандидат, который едва выиграл из своего избирательного округа Аварн с 544 голосами в 2013 году, оказался на посту главного министра, вряд ли можно сомневаться в чистых выборах в Белуджистане.После замужества ее охватило разочарование, поскольку отношения со свекровью ухудшились из-за неприспособленности. В то время ее муж, мелкий бизнесмен, сумел убедить ее, что все ее напряжение исчезнет, ​​и она будет рада, если она примет контрабандный наркотик яба. связано с эмоциональной дезадаптацией (в форме депрессии, низкой самооценки или низкой уверенности в себе) (Garber, Robinson, & Valentiner, 1997). Неправильная регулировка

    — определение и значение

  • С точки зрения нейрономии, поэтому классифицировать, хотя и не столь остро опасно, по крайней мере, очень опасно, что более широкая и широкая технология передачи звука для сокращения данных просто систематически удаляет те спектральные звуковые части на слуховом пороге, на тех, которые обычно поля слухового процессора нашего мозга решают, должны ли они быть восприняты или отфильтрованы, потому что поэтому сигнал для их самокалибровки отсутствует, в результате чего в долгосрочной перспективе может возникнуть угроза отклонения полей слухового процессора.

    Boing Boing: 15 декабря 2002 г. — 21 декабря 2002 г. Архив

  • Если бы с социальной дезадаптацией , которая, несомненно, является причиной большей части современной бедности, было бы покончено, можно с уверенностью сказать, что она сократилась бы до менее чем одной трети от ее нынешних размеров.

    Социология и современные социальные проблемы

  • Персонажи этого фильма страдают от неправильной адаптации другого типа, чем от чисто психологического, которое мы видим в других фильмах о войне в Ираке.

    dailytarheel.com — Служит университетскому сообществу с 1893 года

  • Такого рода неисправность почти никогда не рассматривается как проблема, пока она сохраняется.

    Safehaven

  • Такого рода неисправность почти никогда не рассматривается как проблема, пока она сохраняется.

    Safehaven

  • Такого рода неисправность почти никогда не рассматривается как проблема, пока она сохраняется.

    Safehaven

  • В этом и заключалась трудность, этот сладкий утренний десерт и предположение, что защищенная, образованная девушка не имеет ничего общего с горькой бедностью и социальной неприспособленностью , которая все вокруг нее и которая, в конце концов, не может быть скрыт, потому что он прорывается сквозь поэзию и литературу огненным потоком, который захлестывает ее; он всматривается в нее в образе загруженных рыночными женщинами и уличных чернорабочих, которым мало платят, насмехаясь над ее чувством бесполезности.

    Двадцать лет в Халл-хаусе, с автобиографическими примечаниями

  • « maladjustment » попытка изменить человека так, чтобы он или она могли функционировать и адаптироваться к обществу.

    Последние записи с сайта edstrong.blog-city.com

  • Раскрась меня в ностальгического дурака, но тот первый рекорд Sugababes почти компенсирует всю юность монобровной дезадаптации .

    Возвращение Sugababes? Может быть,

  • К 11:00, однако, я был совершенно разорен, перебравшись из нашей спальни в библиотеку в поисках более прохладных пастбищ и темноты, которая, как я надеялся, сдержит мою психическую дезадаптацию .

    Холли Харрингтон Джейкобс: серебряные накладки и химиотерапия во время лечения рака

  • Перейти к основному содержанию Поиск