29.03.2024

Межличностное общение в психологии это: Психология межличностного общения

Содержание

Психология межличностного общения

Функции общения

Определение 1

Межличностное общение – это взаимодействие одного индивида с другими.

В различных реальных группах межличностное общение неизбежно и закономерно. Общность людей при отсутствии контакта между собой не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку необходимое взаимопонимание не будет достигнуто, например, чтобы начать лечить больного человека, врач должен начать общение.

Общение относится к одной из основных сфер жизни человека и имеет многообразные виды формы.

В ходе общения формируются межличностные отношения.

Общение может быть:

  • непосредственным,
  • опосредованным с помощью технических средств, например, телефона,
  • в ходе профессиональной деятельности,
  • дружеским,
  • субъект-субъектным,
  • субъект-объектным.

Во время общения происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями, поэтому его роль постоянно возрастает.

Помимо этого, количество людей, занятых трудовой деятельностью, связанной с общением, увеличивается.

Для общения характерен целый ряд функций.

Рисунок 1. Функции общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Общение – это решающее условие становления человека как личности. Общение оказывает большое влияние на психическое развитие, а при его значительном ограничении происходят необратимые процессы в пихике.

Ограничение контактов, как показывают проведенные исследования, снижают уровень развития познавательных способностей.

Отсутствие общения оказывает влияние и на здоровье человека, нарушения происходят в области восприятия, памяти, мышления, эмоциональных процессов и др. Здесь важно отметить, что серьезные нарушения в деятельности психики будут наблюдаться в условиях изоляции при отсутствии целенаправленной деятельности и гиподинамии.

Специальные исследования показывают, что человек, находившийся в условиях вынужденной изоляции, становится неуравновешенным, неуверенным в себе, тревожным, унылым, вялым и начинает говорить вслух, иногда просто сам с собой и через некоторое время находит себе собеседника.

Основная причина такого поведения человека – отсутствие общения и возможности для удовлетворения потребности в нем. Отсутствие реального межличностного общения, человек компенсирует тем, что представляет и воображает.

Результаты эффективности деятельности человека, его поведение, тоже в значительной степени зависят от того, действует он в одиночку или вместе с другими людьми.

Эксперименты психоневролога В.М. Бехтерева показали несомненные преимущества совместной деятельности, в ходе которой увеличивался объем знаний общающихся и исправлялись допущенные ошибки.

Общение является внутренним механизмом совместной деятельности – непосредственное общение помогает вырабатывать решения, которые прежде принимались отдельными людьми.

Сегодня разрабатываются специальные методы принятия групповых решений – это совещание, мозговой штурм, синектика, групповая дискуссия и др.

Влияние людей друг на друга в процессе общения

Вербальные, паралингвистические и невербальные психологические средства оказывают воздействие на психическое состояние, чувства, мысли, поступки человека.

К вербальным средствам относятся слова и люди, в основном, думают о том, что они скажут, т.е. думают о словах.

Однако правильнее думать надо о том, как произнести эти слова и какими действиями их сопроводить.

Хорошо известна американская формула Меграбяна, которая показывает, что 55% людей при первой встрече верят невербальным сигналам собеседника, паралингвистические сигналы воспринимает только 38%, а содержание речи – 7%.

Все последующие встречи это соотношение могут изменить, но не стоит недооценивать значение паралингвистических и невербальных сигналов.

Паралингвистический способ общения тоже связан с речью, но самой речью не является. Это сигналы, которые могут сопровождать речь, например, артикуляция, интонации, паузы, смешки, зевота, покашливание, фырканье и др.

В одних случаях эти сигналы усиливают или ослабляют действие произносимых слов, а в других случаях совсем изменяют их смысл.

Если, например, обещание дается уверенно и искренне, то человек этому верит, а если «скучающим» тоном, с нечаянной зевотой или пофыркиванием, то человек склонен усомниться в искренности такого обещания.

К несловесному способу общения относится невербальный способ. Невербальное общение предполагает расположение собеседников в пространстве, движение, жесты, позы, мимику, прикосновения друг к другу, направление взгляда, наклон головы во время общения, иногда обонятельные сигналы. К невербальным сигналам относится внешность человека, запах его духов.

Все невербальные сигналы тоже могут усиливать или ослаблять действие слов, могут изменять их смысл.

Человек, который предпринимает попытку влияния любым способом, является инициатором влияния, а тот, в отношении которого проявлена попытка влияния – адресат влияния.

Инициатива в процессе взаимодействия может переходить от одного к другому, но, тот, кто первым начал серию взаимодействий, останется инициатором, а второй – адресатом.

В ходе межличностного общения люди постоянно оказывают друг на друга взаимное влияние, поэтому в большинстве случаев каждый человек одновременно является и инициатором, и адресатом влияния.

Цели влияния

В межличностном общении влияние нацелено на то, чтобы удовлетворить с помощью другого человека свои мотивы и потребности.

Например, привычка доводить начатое дело до конца прививается не только потому, что это необходимо, а потому что воспитатель или родитель испытывает потребность формирования такой привычки.

Решение важной задачи, достижение поставленной цели, приводит не только к социально значимому результату, но и к реализации потребности добиться успеха.

Влияние, под видом пользы для общего дела, может быть направлено на удовлетворение личных потребностей.

В школе, учитель может использовать возможность влияния для удовлетворения собственной потребности в ощущении силы, испытать чувство удовлетворения от того, что ученик подчиняется его требованиям.

Каждый человек, ради удовлетворения своих потребностей, пытается оказать влияние на другого даже тогда, когда это не имеет никакой связи с учебными, воспитательными или профессиональными задачами.

Цели своего влияния на других многие считают продиктованными ради общего дела, а цели, связанные с иными потребностями часто скрываются самым тщательным образом, и они совсем необязательно могут быть корыстными.

Чтобы не прикрываться интересами общего дела, человек должен осознать истинные цели своего влияния и не делать попыток неконструктивного способа воздействия.

В процессе межличностного общения познание другого человека является и результатом, и условием общения.

Когда представление о человеке более полное и точное, тогда и способ поведения с ним выбирается более подходящий.

Выбираемый способ поведения зависит от уровня самооценки и уровня самопонимания. Проведенные исследования говорят о том, что межличностное общение будет затруднено при неадекватной самооценке, характер которой сказывается и на положении индивида в группе.

Межличностное общение, психология межличностных отношений

Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу. Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Межличностные отношения и общение

Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей. В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение. К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать. Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными. Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей. Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным. В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения. Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными. Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество. Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой. По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека,  поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении.

Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Определение, важность и обязательные навыки

Межличностное общение на рабочем месте играет важную роль в удовлетворенности сотрудников, мотивации, сотрудничестве и успехе в бизнесе.

В этом блоге мы рассмотрим определение и важность межличностного общения на рабочем месте.

💡Прежде чем мы углубимся, ознакомьтесь с 11 причинами, почему деловое общение имеет решающее значение для успеха в бизнесе.

Что такое межличностное общение?

Межличностное общение — это процесс обмена информацией , идеями и чувствами между двумя или более людьми посредством вербальных или невербальных методов.

Часто включает обмен информацией лицом к лицу в форме голоса, мимики, языка тела и жестов. Уровень навыков межличностного общения измеряется эффективностью передачи сообщений другим.

Обычно используемые межличностные коммуникации в организации включают ежедневное внутреннее общение сотрудников, встречи с клиентами, обзоры эффективности сотрудников и обсуждение проектов. Кроме того, онлайн-разговоры сегодня составляют большую часть межличностного общения сотрудников на рабочем месте.

Важность межличностного общения на рабочем месте

По шкале от 1 до 5 менеджеры оценивают важность хороших навыков межличностного общения в 4,37, что чуть ниже «способности работать в команде».

Есть много причин, по которым они так ценятся; несмотря на то, что большая часть бизнеса на рабочем месте в настоящее время ведется через онлайн-каналы общения, все еще необходимо владеть вербальными навыками , чтобы эффективно работать с коллегами и начальством.

Таким образом, навыки межличностного общения имеют решающее значение для успеха в бизнесе. Давайте теперь посмотрим, почему межличностное общение имеет решающее значение для вашего карьерного роста и продуктивности на рабочем месте.

1. Решение проблем

Навыки межличностного общения необходимы, поскольку они позволяют людям обсуждать проблемы и взвешивать все за и против альтернатив, прежде чем прийти к окончательному решению.

Например, упражнения мозгового штурма представляют собой ситуации, в которых вступает в игру межличностное общение, поскольку очень важно, чтобы каждый чувствовал уважение и мог свободно делиться своим мнением, идеями и взглядами.

2. Соответствие бизнес-целям

Плохая коммуникация между работодателями и работниками может во многом навредить бизнесу . Когда менеджеры и лидеры не могут четко изложить задачи, работники могут быстро разочароваться и потерять связь с бизнес-целями.

Более того, многие сотрудники говорят, что их руководители не дают им четких направлений и целей в работе.

Таким образом, менеджеры должны быть в состоянии с помощью надлежащего онлайн- и офлайн-коммуникации, а также правильных инструментов внутренней коммуникации, постоянно согласовывать сотрудников с бизнес-стратегией.

3. Доверие

По данным Американской психологической ассоциации, четверть работников в США не доверяют своим работодателям, и только около 50% из них считают, что их начальники открыты с ними.

Отсутствие доверия и прозрачности являются одними из наиболее распространенных причин плохого общения на рабочем месте.

Навыки межличностного общения имеют решающее значение для повышения доверия и общения на рабочем месте , и поэтому все сотрудники, особенно руководители предприятий, должны улучшать общение со своими сотрудниками.

4. Управление изменениями

Хорошая межличностная коммуникация очень важна при управлении изменениями в организациях.

Эффективная коммуникация с сотрудниками помогает сотрудникам лучше понять изменения, согласовать их и совместно работать над успешным внедрением изменений.

5. Корпоративная культура

Межличностные отношения, особенно хорошо организованные, важны для процветания организационной культуры.

Когда сотрудники обладают хорошими навыками межличностного общения, организационная культура становится более синергичной и позитивной. С другой стороны, при плохих межличностных отношениях негатив, путаница и конфликты становятся неизбежными.

Это в конечном итоге разрушает рабочую среду, снижает производительность сотрудников и негативно влияет на прибыль компании.

6. Признание сотрудников

Хорошее межличностное общение способствует большему признанию сотрудников . Когда у сотрудников хорошие межличностные отношения друг с другом и их руководителями, они с большей вероятностью признают хорошую работу друг друга и дадут конструктивную обратную связь.

7. Недопонимание на рабочем месте

Менеджеры, которые поддерживают профессионализм, открытое общение на рабочем месте и позитивный настрой, с большей вероятностью будут восприниматься своими сотрудниками как доступные.

Когда сотрудники чувствуют, что могут открыто говорить с лицами, принимающими решения, недопонимание на рабочем месте, сплетни и слухи происходят гораздо реже .

8. Личные отношения

Навыки межличностного общения чрезвычайно важны для создания и поддержания значимых личных отношений на рабочем месте.

Люди с хорошими навыками межличностного общения могут строить здоровые отношения со своими коллегами и намного лучше работать в команде.

9. Эффективное управление и лидерство

Способность развивать межличностные отношения, устанавливать доверие и четко общаться — все это важнейших навыка эффективного лидера .

Когда у менеджера плохие навыки межличностного общения, он может раздражать и сбивать с толку сотрудников. На самом деле, менеджерам нужно больше работать над своими навыками межличностного общения, чем среднему сотруднику.

10. Успех сотрудников

Хорошие навыки межличностного общения также необходимы менеджерам, чтобы помогать своим сотрудникам успешно выполнять свою работу . Руководители должны иметь возможность передавать сотрудникам нужные навыки, которые позволят им выполнять свои задачи и достигать бизнес-целей.

Кроме того, они должны обучать своих сотрудников навыкам межличностного общения.

11. Управление конфликтами

Конфликты на рабочем месте — нормальное явление, и мы не всегда можем ожидать от наших сотрудников разрешать конфликты спокойно и своевременно . Когда возникают подобные конфликты, межличностное общение становится решающим для их разрешения.

Управление конфликтами невозможно без эффективного межличностного общения. На самом деле все стратегии управления конфликтами, использующие общение для смягчения ситуаций в стрессовых ситуациях, гораздо успешнее.

12. Развитие карьеры

Поскольку многие работодатели ищут работников с хорошими коммуникативными навыками, постоянное совершенствование навыков межличностного общения может приносит карьерный рост для многих сотрудников.

Кроме того, в ходе опроса, проведенного Workforce Solutions Group, выяснилось, что более 60 % работодателей говорят, что соискатели не демонстрируют достаточных навыков общения и межличностного общения, чтобы их можно было рассматривать при приеме на работу.

Кроме того, растущее распространение коммуникационных технологий означает, что сотрудники и коммуникаторы теперь должны адаптироваться к новым тенденциям в области коммуникации сотрудников.

13. Удаленная работа

В этом году мы все убедились в важности общения на рабочем месте. С появлением удаленной работы межличностное общение между сверстниками, коллегами, менеджерами и руководителями было нарушено. Тем не менее, это важнее, чем когда-либо прежде.

Чтобы сохранить открытость и прозрачность корпоративной культуры, работодатели должны продолжать вести увлекательные разговоры на рабочем месте, даже если сотрудники физически разбросаны.

14. Антикризисное управление

Помимо удаленной работы, многие работодатели запомнят 2020 год как год антикризисного управления. Одной из характеристик компаний, которые более успешно справляются с кризисом, является способность наладить межличностное общение на рабочем месте .

Когда сотрудники связаны между собой и имеют возможность эффективно сотрудничать, организациям гораздо проще сообщать о влиянии кризиса как на личном уровне, так и на уровне всей компании.

Межличностное общение и удаленная работа

Тот факт, что удаленная работа становится новой нормой для многих организаций, также вызывает много вопросов о том, как адаптировать коммуникации на рабочем месте к этой новой ситуации.

Несмотря на то, что межличностное общение часто рассматривается как личное общение, все мы знаем, что удаленная работа полностью меняет способ общения наших сотрудников .

Чтобы адаптироваться к этой новой тенденции, работодатели ищут новые способы поддерживать связь, вовлеченность и информированность своих сотрудников. Кроме того, столько сотрудников сейчас испытывает обширную информационную перегрузку , работодатели должны понимать, что, когда речь идет о внутренних коммуникациях, нельзя подходить всем под одну гребенку.

Они должны иметь очень хорошее представление о том, как используются внутренние каналы связи, и они должны иметь знания о том, как сделать общение более персонализированным на основе местонахождения сотрудников, языков, на которых они говорят, должностей и обязанностей, а также сотрудников интересы.

Многие, следовательно, внедряет новые современные решения для общения сотрудников , которые служат центральным местом для совместной работы удаленных, рабочих и офисных сотрудников, а также для ведения содержательных двусторонних разговоров в компании на ежедневной основе.

6 Элементы межличностного общения

В теории общения существует шесть ключевых компонентов межличностного общения.

Коммуникаторы

Термин коммуникатор относится как к отправителю информации, так и к получателю. В межличностном общении в разговоре участвуют как минимум два коммуникатора.

Сообщение

Одной из наиболее важных частей межличностного общения является сообщение. Сообщение может быть передано разными способами: речью, языком тела, тоном голоса, жестами и другими индикаторами. Примеры шума включают жаргон, языковой барьер, невнимательность и многое другое. Шум — это проблема, с которой многие компании сталкиваются на рабочем месте, и причина, по которой внутренние коммуникаторы изо всех сил пытаются привлечь необходимое внимание сотрудников.

Обратная связь

Обратная связь — это ответ получателя. Другими словами, это сообщение, отправленное обратно отправителю. Обратная связь важна, потому что она позволяет отправителю узнать, было ли сообщение получено и правильно интерпретировано.

Контекст

Правильно ли получено и интерпретировано сообщение, в основном зависит от контекста. Следовательно, межличностное общение контекстуально. Контекст — это факторы окружающей среды, влияющие на результаты общения.

К ним относятся время и место, а также такие факторы, как семейные отношения, пол, культура, личные интересы и окружающая среда.

Канал

Наконец, этот элемент межличностного общения относится к тому, как происходит общение. Сообщение отправляется и принимается через определенный канал или среду.

Помимо личного общения, некоторые из наиболее распространенных каналов связи на рабочем месте включают электронную почту и интранет. Выявление и понимание эффективности этих каналов связи чрезвычайно важно для работодателей.

Поскольку коммуникационная экосистема на рабочем месте становится чрезвычайно сложной, а такие каналы связи, как электронная почта, становятся все более и более неэффективными, компании ищут способы объединить все эти каналы в единую коммуникационную платформу .

10 Обязательные навыки межличностного общения

Исследование, опубликованное в журнале Business Communication Quarterly, объясняет, что жесткие навыки — это технические знания, необходимые для работы, а мягкие навыки — это межличностные качества, такие как умение общаться с людьми.

Работодатели во всем мире все больше осознают важность навыков межличностного общения: 77% работодателей говорят, что навыки межличностного общения так же важны, как и профессиональные навыки.

Часто бывает сложнее определить и измерить , но они так же важны для карьерного роста, личного и командного духа, а также для успеха в бизнесе.

Вышеприведенное исследование описывает 10 ключевых навыков межличностного общения , которые руководители предприятий считают ключевыми. К ним относятся:

  1. Коммуникация – устная, разговорная, письменная, презентация, аудирование
  2. Вежливость – манеры, этикет, деловой этикет, вежливость, говорит «пожалуйста» и «спасибо», уважителен
  3. Гибкость
    – адаптируемость, желание меняться, учиться всю жизнь, принимать новое, приспосабливаться, обучаемый
  4. Целостность – честный, этичный, высоконравственный, имеет личные ценности
  5. Навыки межличностного общения – приятный, представительный, с чувством юмора, дружелюбный, чуткий, позитивный
  6. Отношение – оптимистичный, восторженный, ободряющий, счастливый, уверенный в себе
  7. Профессионализм – деловой, уравновешенный
  8. Ответственность – ответственный, надежный, выполняет свою работу, находчивый, самодисциплинированный, здравый смысл
  9. Работа в команде – ладит с другими, приятный, поддерживающий, полезный, готовый к сотрудничеству
  10. Трудовая этика – трудолюбивый, лояльный, инициативный, целеустремленный, своевременный

Отсутствие навыков межличностного общения на рабочем месте

Как упоминалось ранее, коммуникативные навыки являются наиболее востребованными навыками, которые работодатели ищут в своих сотрудниках.

Когда на рабочем месте не хватает межличностного общения, люди чувствуют себя оторванными и обделенными , они не чувствуют, что могут свободно делиться своим мнением и выражать свои потребности, желания и проблемы.

Это может быть большой проблемой, особенно среди удаленных и не подключенных к сети сотрудников в глобальных организациях. Даже когда у сотрудников нет возможности вести личные беседы, они всегда должны иметь возможность связаться со своими коллегами за считанные секунды.

С другой стороны, работодатели и внутренние коммуникаторы должны иметь возможность отправлять персонализированные, своевременные и актуальные сообщения всей организации и стимулировать более активное взаимодействие с внутренним контентом.

Карта набора навыков современного отдела внутренних коммуникаций

В этом блоге мы обсудили важность развития навыков межличностного общения на рабочем месте.

Тем не менее, успешные коммуникаторы, в том числе руководители и отделы внутренних коммуникаций, должен обладать большим количеством навыков и знаний , чтобы иметь возможность привлекать, связывать и информировать сотрудников.

Сегодня специалисты по внутренним коммуникациям являются одним из наиболее важных стратегических деловых партнеров, и их роль в обеспечении вовлеченности, безопасности, информированности и продуктивности рабочих мест за последние несколько лет возросла.

В частности, профессионалам в области коммуникаций необходимо не только обладать хорошими навыками межличностного общения, но и новые знания в следующих областях:

  • Бизнес
  • Технология
  • Связь
  • Люди
  • Исследования и аналитика

Недавно мы разработали карту навыков, которыми должны обладать современные отделы IC .

Сделайте внутренние коммуникации более стратегическими с Haiilo

Внутренние коммуникации следует рассматривать как одного из наиболее важных стратегических партнеров в современном мире, где тенденции на рабочем месте постоянно меняются.

Чтобы ваши сотрудники были информированы, мотивированы, связаны и продуктивны , организациям необходимо скорректировать свою внутреннюю коммуникационную стратегию на основе новых тенденций и предпочтений своих сотрудников.

Решение Haiilo для коммуникации с сотрудниками позволяет руководителям, менеджерам и специалистам по внутренним коммуникациям:

  • Обеспечьте связь удаленных и нерабочих сотрудников с остальной частью рабочего места
  • Обеспечение легкого мобильного доступа ко всей важной информации компании
  • Поощряйте контент, созданный сотрудниками
  • Поощряйте внешний обмен контентом и продвижение бренда
  • Подключение различных внутренних каналов связи, таких как электронная почта, интранет, совместное использование документов и решения для обмена личными сообщениями
  • Создание персонализированных новостных лент для сотрудников с учетом их ролей, интересов, местоположения и предпочтений
  • Межличностное общение — IResearchNet

    Межличностное общение представляет собой динамичное и сложное человеческое явление, включающее как минимум двух коммуникаторов. Эти коммуникаторы намеренно ориентируются друг на друга как на субъекта и как на объект, чьи действия воплощают взгляды друг друга как на себя, так и на других. По сути, межличностное общение — это целенаправленное взаимодействие как минимум между двумя людьми, которое обычно происходит в среде лицом к лицу. Однако научные тенденции движутся в сторону изучения опосредованного межличностного общения с помощью коммуникативных технологий. Межличностное общение в организациях представляет собой процесс взаимодействия, включающий множество реляционных ситуаций. Эти внутренние ситуации включают в себя общение между начальником и подчиненным, а также со сверстниками. Эта статья посвящена внутреннему межличностному общению. Во-первых, будет дан обзор процесса межличностного общения. Во-вторых, межличностное общение расположено в организациях путем изучения общения между начальником и подчиненным и общения со сверстниками. Наконец, процесс межличностного общения контекстуализируется путем рассмотрения влияния доверия и технологий на межличностное общение в организациях.

    Процесс межличностного общения

    Процесс межличностного общения рассматривается с точки зрения общего общения, представленной Клодом Шенноном и Уорреном Уивером. Эта модель в самом базовом формате включает отправителя, сообщение, канал и получателя. Шум обеспечивает дополнительную составляющую.

    Первыми двумя компонентами межличностного общения являются отправитель и сообщение. Отправитель мысленно составляет сообщение для передачи другому лицу, принимая во внимание причину или намерение отправки сообщения. Возможно, оно предназначено для того, чтобы убедить или сообщить. Акт передачи этого сообщения от мысли к словам называется кодированием.

    Канал в этой модели относится к режиму связи, используемому для ретрансляции сообщения. Знакомые каналы включают телевидение, радио и газеты. Однако межличностная коммуникация отличается от массовой коммуникации в этом отношении, потому что используемый канал представляет собой общение лицом к лицу, в котором сообщения передаются посредством вербального взаимодействия в одном месте.

    Четвертым компонентом этой модели является приемник. Этот человек отвечает за получение сообщения отправителя и его расшифровку. Действие декодирования приводит к присвоению значения получателем.

    Описанный обмен является одной из основных единиц взаимодействия между коммуникаторами. Как только получатель декодирует сообщение и придает ему смысл, этот человек может закодировать другое сообщение для передачи отправителю. Результирующее действие характеризуется как обратная связь. Обратная связь помогает уточнить исходное сообщение или улучшить его. В процессе обратной связи первоначальный получатель становится отправителем, который кодирует сообщение, а первоначальный отправитель становится получателем, который декодирует сообщение. Опять же, канал связи остается лицом к лицу. Этот процесс может продолжаться циклически, создавая диалог между обоими людьми.

    Дополнительным компонентом, влияющим на взаимодействие, представленное в этой модели, является шум. Шум относится ко всему, что может помешать передаче сообщения от отправителя к получателю, и его можно отнести к ряду источников. Физические источники часто гораздо легче распознать, и к ним относятся громко проезжающий грузовик, когда отправитель разговаривал с получателем во время встречи, или если у получателя возникли проблемы со слуховым аппаратом во время прослушивания речи отправителя.

    Шум, связанный с различиями в восприятии, также может помешать коммуникаторам передать сообщение. Этот тип шума объясняется рядом факторов, включая невербальное общение и культурные различия. Различия в восприятии могут привести к конфликту между коммуникаторами.

    Общение между начальником и подчиненным

    Отношения между начальником и подчиненным являются основными межличностными отношениями, структурированными в организации. Отношения сотрудников со своим руководителем являются одним из наиболее важных аспектов общения в их организационной жизни. Эти отношения настолько важны, что они могут определять, как люди идентифицируют себя с организацией, а также их работу и организационную удовлетворенность и приверженность. В частности, качество надзорной коммуникации и обмена информацией было связано с показателями доходов и производительности всей организации.

    Большинство организаций обычно имеют отношения «начальник-подчиненный» между членами организации. Как правило, исследования в области межличностного общения между начальником и подчиненным сосредотачиваются на обмене информацией и влиянии между членами организации, по крайней мере один из которых имеет формальные полномочия, предоставленные организационной структурой, для управления и оценки деятельности других членов организации. Дэниел Кац и Роберт Кан предположили, что общение начальника с подчиненным обычно сосредоточено на информации, касающейся организационных процедур и методов, идеологической обработки целей, должностных инструкций, обоснования работы или отзывов о производительности. Точно так же общение подчиненного с начальником обычно сосредоточено на информации о самих подчиненных, их коллегах и их рабочих или личных проблемах; информация о задачах, которые необходимо выполнить; или об организационной политике и практике.

    1. Ф. Смит и С. А. Хеллвег в 1985 г. обнаружили, что подчиненные более удовлетворены своей работой, когда между подчиненным и начальником налажено хорошее общение. Надежным предиктором удовлетворенности подчиненных является способность начальника слушать, быстро реагировать на сообщения, быть чутким, эмпатичным и понимающим.
    2. Р. Уолдрон и М. Д. Хант в 1992 г. также утверждали, что подчиненные, сообщившие о хороших отношениях со своими начальниками, с большей вероятностью будут вступать в неформальные, дружеские отношения со своими начальниками, подчиняться формальным и неформальным просьбам, пытаться разъяснить ожидания и принимать критику со стороны руководителей, чем лица, сообщающие о более низком качестве отношений.

    Теория обмена лидер-член (LMX) часто информирует об отношениях начальник-подчиненный. Теория LMX была связана с различными способами общения и предполагает, что лидеры имеют ограниченное время и ресурсы и по-разному делятся как личными, так и позиционными ресурсами со своими подчиненными. Подводя итог, Джесоб Ли и его коллеги в 1999 году предположили, что лидеры склонны развивать и поддерживать обмены со своими подчиненными, которые различаются по степени качества. Эти отношения варьируются от высокого (внутри группы) до низкого (вне группы) обмена. Внутригрупповой обмен считается высококачественными отношениями, отражаемыми высоким уровнем обмена информацией, взаимной поддержкой, неформальным влиянием и доверием, а также большей свободой переговоров и влиянием на принятие решений. С другой стороны, внегрупповой обмен отражает некачественные отношения, характеризующиеся формальным надзором, меньшей поддержкой, меньшим доверием и вниманием со стороны руководителя.

    Исследование взаимоотношений между начальником и подчиненным

    Существует несколько областей исследований, изучающих вопросы общения между начальником и подчиненным. К ним относятся следующие:

    • Шаблоны взаимодействия . Исследования, изучающие модели общения между руководителями и их подчиненными. Сколько времени уходит на общение друг с другом? Кто инициирует общение? В чем важность взаимодействий?
    • Открытость в общении . Это направление исследований исследует два аспекта открытости в отношениях между начальником и подчиненным: отправка сообщения (сообщение плохих новостей, откровенность в общении, сообщение важных фактов о компании) и получение сообщения (поощрение откровенного выражения альтернативных взглядов).
    • Искажение вверх . Это происходит, когда лица более низкого иерархического ранга в организациях общаются с лицами более высокого ранга. Восходящее искажение делится на четыре основные категории:
    1. Подчиненные склонны искажать восходящую информацию, говоря то, что, по их мнению, понравится их начальникам.
    2. Подчиненные склонны фильтровать информацию и сообщать своим начальникам то, что они, подчиненные, хотят, чтобы они знали.
    3. Подчиненные часто говорят начальникам то, что, по их мнению, начальник хочет услышать.
    4. Подчиненные, как правило, передают руководителям благоприятную информацию о себе, но не сообщают начальникам неблагоприятную информацию о себе.
    • Восходящее влияние . Это направление исследований сосредоточено на двух аспектах влияния: (а) влияние влияния начальника в иерархии на его или ее отношения с подчиненными и (б) использование подчиненными влияния на своих начальников.
    • Семантико-информационное расстояние . Это исследование описывает разрыв в согласии и/или понимании по конкретным вопросам между начальниками и подчиненными (например, должностные обязанности и полномочия руководителей).
    • Эффективное и неэффективное начальство . Исследует предписывающие характеристики эффективного и неэффективного коммуникативного поведения руководителей организаций, а также коммуникативные качества эффективных лидеров.
    • Личные характеристики . Они изучают опосредующие эффекты личностных характеристик начальников и подчиненных (например, опасения общения, коммуникативная компетентность, локус контроля и стиль общения).
    • Обратная связь . Исследования, посвященные взаимосвязи между обратной связью и производительностью, обратной связью и мотивацией, обратной связью и процессами атрибуции, использованием вознаграждений и наказаний в качестве обратной связи и поведением людей, стремящимся получить обратную связь.
    • Конфликт . Исследования, изучающие роль общения в конфликте между начальником и подчиненным (например, стиль управления конфликтом, организационный уровень, власть, восприятие навыков, восприятие личности подчиненного).

    Общение с коллегами

    Общение с коллегами является важным аспектом межличностного общения в повседневной жизни организации. Эта область исследования фокусируется на общении коллег внутри и между рабочими группами. Общение с равными важно по трем причинам:

    1. Межличностное общение с равными отличается от общения между начальником и подчиненным (например, правила взаимоотношений, выбор стратегии сообщения).
    2. Общение с коллегами и использование групп для достижения рабочих целей в организациях растет.
    3. Межличностное общение сверстников является важным источником поддержки, дружбы, удовлетворения и приверженности работе.

    Сверстники сообщают о требованиях к работе, обеспечивают социальную поддержку и могут дать совет без формальной оценки работы. Коллеги также могут помогать друг другу решать организационные проблемы или проблемы и использовать лучшие стратегии для использования с руководителями. Однако общение со сверстниками не лишено проблем. Сверстники могут скрывать информацию друг от друга, что затрудняет достижение индивидуальных и групповых целей.

    Исследование межличностного общения в организациях

    Межличностное общение является сложным. Трудно эффективно общаться с другими, сохраняя при этом подлинное чувство собственного достоинства. Общение с другими может быть затруднено из-за большого количества взаимодействий на регулярной основе. Партнеры по общению имеют различный опыт межличностного общения, который влияет на то, как они общаются и взаимодействуют с другими. Воздействие нескольких партнеров по общению может сбивать с толку, если человек не знаком с распознаванием и приспособлением к различным стилям и моделям общения.

    Процессу межличностного общения в организациях способствуют несколько факторов. К ним относятся межличностное доверие, использование невербального общения, культурные различия между партнерами и технологии в межличностных отношениях.

    Межличностное доверие в организациях

    Роль межличностного общения в развитии отношений является популярной областью исследований среди исследователей коммуникации. Межличностное общение может происходить между людьми, которые постоянно общались, или между людьми, у которых нет прошлого опыта друг с другом, что позволяет сократить использование исторической системы отсчета. Независимо от межличностной ситуации доверие является решающим фактором во всех межличностных отношениях. Хотя это общий термин, доверие определяется как позитивные ожидания в отношении поведения других, основанные на ролях, отношениях, опыте и взаимозависимости, как отметила Памела Шокли-Залабак в 2002 году. Шокли-Залабак, Кэтлин Эллис и Руджеро Сезария обсуждали в 2000 году. центральную роль, которую организационная коммуникация играет в поведенческих компонентах доверия. Эти ученые выделяют три основных области организационного доверия, которое укрепляет коммуникацию:

    1. Точная информация. Предстоящий информационный поток
    2. Пояснения к решениям. Адекватная и своевременная обратная связь по решениям
    3. Менеджеры и руководители свободно обмениваются мыслями и идеями со своими сотрудниками

    Технологии и межличностное общение

    Межличностное общение обычно ограничивается общением, происходящим в среде лицом к лицу. Однако с ростом использования и доступа к технологиям в организациях опосредованное межличностное общение становится важной областью исследований. Знание межличностного общения стало более важным в последние годы, особенно когда организации расширили свою деятельность на другие страны и полагались на компьютерное общение для преодоления физических расстояний. Быстро растущее использование компьютерного общения для связи членов организации привело к увеличению количества исследований, касающихся как компьютерного общения, так и глобализации. В нем поднимаются вопросы, касающиеся ключевых допущений личного взаимодействия, и подчеркивается необходимость понимания межличностного общения. Этот более высокий уровень осведомленности с большей вероятностью приведет к тому, что члены организации осознают свои собственные и чужие потребности в общении, в результате чего коммуникаторы станут более эффективными.

    Технологии меняют то, как мы смотрим и вовлекаем друг друга в наши отношения. Коммуникационные технологии уничтожили границы кирпичных и минометных зданий, где преобладало общение лицом к лицу, чтобы расширить временные и пространственные ограничения, которые информируют о межличностном и рабочем общении. Люди выполняют работу в разных часовых поясах, культурных различиях и особенно в географических точках. Из-за этого мы работаем с людьми, не имея достаточной информации об их происхождении, истории или опыте, не говоря уже об их мировоззрении, ценностях и идеологии. Это может создать возможности для эффективного межличностного общения или сильно помешать ему, в зависимости от того, насколько хорошо люди реагируют на этот новый способ работы. Дистанционная работа (люди, которые работают дома или в других организационно контролируемых пространствах) и виртуальные команды (лица, которые работают как часть команды удаленно, используя исключительно коммуникационные технологии) — это новые конфигурации межличностного общения, основанные на технологиях.

    Ссылки:

    1. Cupach, WR, & Spitzberg, BH (Eds.). (1994). Темная сторона межличностного общения. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
    2. Джаблин, Ф. М., и Кроун, К. Дж. (1994). Отношения между задачей и работой: взгляд на всю жизнь. В ML Knapp & GR Miller (Eds.), Справочник по межличностному общению (стр. 621–675). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
    3. Ли, Дж., Джарес, С.М., и Хит, Р.Л. (1999). Посягательство на принятие решений и отношения сотрудничества между связями с общественностью и юрисконсультами в управлении организационным кризисом. Журнал исследований по связям с общественностью, 11(3), 243-270.
    4. Литтлджон, Ю. В. (2002). Общение в отношениях. В Теориях человеческого общения (7-е изд., стр. 234262). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
    5. Миллер, К. (1995). Процессы управления конфликтами. В Организационном общении: подходы и процессы (стр. 231-250). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
    6. Шокли-Залабак, П. (ред.). (2002). Основы организационной коммуникации: Знание, чуткость, навыки, ценности. Бостон: Аллин и Бэкон.
    7. Шокли-Залабак, П., Эллис, К., и Сезария, Р. (2000). Измерение организационного доверия. Сан-Франциско: Международная ассоциация деловых коммуникаторов.
    8. Smith, AF, & Hellweg, SA (1985, май).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *