26.04.2024

Мамонов петр интервью: «Спаси себя, и хватит с тебя». Интервью с Петром Мамоновым

«Спаси себя, и хватит с тебя». Интервью с Петром Мамоновым

Петр Мамонов, актер и музыкант, основатель рок-группы «Звуки Му», умер от коронавирусной инфекции. Ему было 70 лет.

Мамонов родился и вырос в центре Москвы, с юности увлекался роком и танцевал «с невероятной пластикой», по описанию его друга детства и впоследствии бас-гитариста «Звуков Му» Александра Липницкого (погибшего этой весной). В 1970-х годах Мамонов перепробовал множество разных профессий, пил и писал стихи, а в начале 1980-х создал группу «Звуки Му».

К концу 1980-х к рок-музыке добавилось актерство. В 1988 году он дебютировал в фильме Рашида Нугманова «Игла» с Виктором Цоем в главной роли. В 1990-м сыграл одну из двух главных ролей в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз», которая принесла ему актерскую известность. Играл в театре. В 2006 году получил премию «Ника» за фильм Лунгина «Остров», в котором Мамонов играл монаха, на совести которого – предательство и убийство. Позже он сыграл Ивана Грозного в фильме Лунгина «Царь».

В середине 1990-х Мамонов удалился жить в уединенную деревню, обратился в православие.

Embed share

No media source currently available

0:00 0:09:04 0:00

В 2006 году, после выхода «Острова», с Мамоновым беседовал Мумин Шакиров, автор цикла радиопрограмм Радио Свобода «Формула кино» – о грехе, Боге, фильме Лунгина и о своем 10-летнем уединении в деревне Ревякино:

– Из Москвы уехал. Вообще я коренной москвич, на Большом Каретном родился. Волею Божьей так вышло, что поселился я в деревне, 140 километров от Москвы, там живу. Сосед у меня есть через дом, англичанин Джон Харрисон, который 20 лет в России живет, построил себе дом, мы с ним часто разговариваем. У нас городок рядом Верея, Нарофоминский район. У него там образовалось много друзей, к которым он приезжает на чай, поговорить, просто за душевным теплом. Приезжает какой-то к нему человечек на джипе, такой богатый, предлагает за дом и участок сто тысяч долларов.

Он мне об этом рассказывает. Я говорю: «Ну и чего, Джон, ты как?» Он говорит: «Петь, сколько это стоит, что я могу в Верею поехать к своему другу, врач скорой помощи, посидеть с ним, поговорить?» Я говорю: «Да, Джон, это бесценно». Я говорю: «А что в Англии?» Он говорит: «В Англии я такого общения не имею. И вообще Земля наша такая маленькая, такой шарик этот маленький». Для кого это создал Бог, для себя что ли? Вот масштаб человеческой личности, вот что такое достоинство и звание человека. Я не имею в виду Россию – целый мир, давным-давно об этом высочайшем нашем предназначении [известно], и это все в нас есть. Если мы как следует в себе, по-честному, пороемся, посмотрим, в душу нашу заглянем, то мы увидим простую вещь, о чем пишет, в частности, Антоний Сурожский, Антоний Блум, митрополит Зарубежной Русской церкви, царство ему небесное. Так вот он пишет такую простую вещь, что ни работа любимая, ни любимая жена, ни детишки, ни внучки, ни кайфы, ничто нашу душу не наполнит. Почему мы тоскуем все равно, почему мы унываем все равно? Потому что душа создана Богом, она бездонна и широка.
И только Бог ее может наполнить. Что происходит вокруг нас, что мы видим, почему вокруг нас громыхает, орет, из экранов лезет: «Это все и сразу, уступи соблазну. Египет круглый год». Я не критикую, я ставлю точки над i. Потому что дух уныния объял души людские: развлеки меня, мне скучно, дай, давай, давай сиськи, если не сиськи, то давай уже со свиньей, только развлеки меня. Вот с этим пора заканчивать, пора уже прийти к настоящему.

– Мне вспомнились слова папы римского Бенедикта XVI, произнесенные им в Освенциме. Понтифик шел пешком и останавливался возле каждого камня, на котором на разных языках были написаны слова о погибшем, и на иврите, и по-русски, и по-цыгански. А он шел и у этих камней молился. Дойдя до последнего камня, папа поднял глаза к небу и спросил: «А где ты был, Господи?»

– Это позиция католической церкви. Я принадлежу к церкви православной. На этот счет у нас все ясно, что это все мы, люди, делаем. Начнем с начала, что если Бог – это любовь, то любовь должна быть взаимной, взаимность – это только свободно выбранная вещь. Если я выбираю, что я люблю этого человека, я должен быть свободен. Поэтому Господь нам дал свободу выбора. Если мы выбираем зло, то этот ужас весь и начинается, на Бога тут нечего валить. Когда Господь наш Иисус Христос на кресте был распят, и слева и справа висели два разбойника, один благоразумный, неужели он не мог бы сагитировать неблагоразумного, Господь? Конечно, мог бы. Он оставил его в покое, он дал ему свободу выбора. А он ему кричал: «Раз ты Бог, сними нас всех с креста». Поэтому войны и все, что происходит, – это выбор людей, а не Бога. Я поставлю вопрос даже дальше: почему на свет рождаются инвалиды детства, от рождения? Войны еще хоть как-то объяснимы, что это дьявол ворочает людьми, они сделали этот выбор. Почему рождаются убогие всякие? Я говорю не свои мысли, а то, что я прочитал у отцов церкви и с чем я полностью согласен. Если это равенство, белиберда эта вся – справедливость, равенство, эти люди рождаются для того, чтобы нам было на ком явить свою любовь. Поэтому если бы все люди были бы равны – это было бы фашистское государство солдатиков.

– Достается им эта любовь, на ваш взгляд?

– Это зависит от каждого из нас. Мы идем по улице, лежит человек, 10 человек подумают: а, пьяный. А один подумает: а вдруг с сердцем плохо? Вот для этого и есть безногие, безрукие, слепые. В Евангелии мы это все прекрасно читаем. В притче о расслабленном, кто согрешил, у Господа спрашивают, он или родители его? Христос отвечает: никто не согрешил. Это для того, чтобы на нем явились дела Божьи. Зло не имеет сущности. Это как если черный ящик покрасить, закрыть и внести в свет, там будет свет. Тьма не уничтожает свет, тьма – это отсутствие света. Изначально все создано любовью и добром, только мы внесли в мир зло своим раздражением, своим непониманием, своим осуждением. Только мы овеществляем зло, зло сущности не имеет.

– Вы говорите о персональной ответственности.

– Я говорю о персональной ответственности, совершенно верно, о том, что все мы столпы церкви на самом деле. Когда Лот ушел из Содома, последний праведник, город рухнул. Осталось, может быть, 15, а может сто, может быть сто тысяч, не знаю, человек, на которых мир стоит. Мир не стоит на этом шуме и на этом безумии, на этом зле. Бог терпит поэтому еще нас, что есть эти люди, и смотрит. Он нас любит, очень сильно, так, что мы себе представить не можем. И он хочет, чтобы все мы спаслись. Но он не может пойти против нашей злой воли никак, потому что тогда не состоится любовь между нами и Богом. Тогда мы не выберем Бога свободно, не возлюбим его свободно. Тогда мы будем роботизированно направлены на добро. Это не мир – это схема, это не есть жизнь. Поэтому на каждом из нас сейчас в наши страшные, скажем прямо, времена, я весь мир объездил, все видел, всюду жить очень трудно, где материально, где духовно, где как, и на каждом из нас лежит огромная ответственность. Есть такая хорошая поговорка старых наших российских святых людей: спаси себя, и хватит с тебя.

«Если говорить, что наша жизнь закончится с нашей смертью, то эта жизнь не имеет смысла». Интервью с Петром Мамоновым | Кино


Интервью было опубликовано в журнале 
«Time Out Москва» №114, 29 января 2007 года.


В середине 80-х к гениальному дебоширу, алкоголику и фронтмену московской рокгруппы «Звуки Му» Петру Мамонову приклеилось обращение «отец родной». Самое удивительное, что через 20 лет он действительно стал отцом родным, причем почти для всей России. Показанный по ТВ в новогодние праздники фильм «Остров», где Мамонов играл кающегося чудотворца и пастыря Анатолия, уступил по рейтингу только телеобращению Путина.

Совместив в себе достоинства коммерческого и артхаусного кино, «Остров» стал самым обсуждаемым фильмом прошлого года, заставив одних говорить «Бог есть. Я это понял», а других — по-снобистски презрительно морщиться.

Режиссер Павел Лунгин не мог найти на главную роль более подходящего человека, и успех фильма — это в большой степени заслуга Мамонова. Поэт, прошедший путь от пропащего рок-шута до морального авторитета нации, всю жизнь делал, по собственному выражению, «то, чего моя левая нога захочет». Однако Мамонов на этом трудном пути ни разу не был уличен во лжи, не был замечен в пустословии и стяжательстве, и потому люди ему верят.


«Остров» вышел в прокат несколько месяцев назад, но все обсуждают его до сих пор. Как вы думаете, почему?

Давайте начнем с начала, с вашего позволения. У нас в деревне есть поговорка: «Тебе из твоего погреба виднее». Я вижу из своего погреба, что кино находится в состоянии глубокой депрессии. Что же случилось? Дело в том, что появилось слишком много развлечений. Все жаждут развлечений: «Давайте побольше крови, покажите еще одну голую задницу! Развлеките меня скорее, помираю от тоски! Не могу я оставаться наедине с самим собой ни минуты!». Попробуйте выключить на минуту свет, лечь и ничего не делать, ни о чем не думать, и вы — нет, я буду говорить о себе — и я увижу, как я беден. Не может человек жить с собой, а только с этими плеерами, со всеми этими… Придумают новые увеселения, скоро по воздуху полетим — автомобили исчезнут. Это все мы быстро придумаем. Мы не придумаем только, как жить с самим собой, потому что это давным-давно придумано. Вот про что наше кино! О том, как нам жить каждую минуту. Без Бога жить нельзя.

Кто он, отец Анатолий — чудотворец, экстрасенс?

Я не могу говорить о своем персонаже в отрыве от себя, потому что я не профессиональный актер. И трудно говорить о себе —каждый раз это выглядит хвастовством. Один человек сказал про меня: «Петр — поэт». А поэзия — это постоянная работа. Это не «после работы искупнемся». У меня всегда работа, всегда у меня кожа содрана: я все чувствую — и плохое, и хорошее. Если у меня удачный период в жизни — все это выливается в песни, а если неудачный — то в печаль, мрак, уныние, алкоголь и другие плохие вещи. Ну как у всех людей. Но я хоть твердо знаю, где свобода. Не свобода делать все что хочу — это не есть свобода, а есть рабство. Свобода от греха. Нужно постоянно чистить себя, видеть собственную гадость. Если ты гнилой такой бегаешь, какой от этого толк? Ну заработал ты денег, ну обеспечил семью, а что дальше? Я много раз был в Германии, в Бельгии, там у всех все есть. Дом есть? Есть. У сына дом есть? Есть. Яхта? Есть. Теннисный корт? Есть. Все есть, а дальше что?

То же самое — больше денег, яхт и теннисных кортов…

Вот и я в таком положении оказался в 45 лет:есть любимая жена, прекрасные дети, дом замечательный, работа прекрасная и любимая, и никуда мне не надо спешить, ни перед кем не надо отчитываться — а мне жить не хочется. И начал искать. Далеко ходить не стал: вот моя страна, что это там люди стоят, молятся зачем-то? Дай посмотрю! Купил молитвослов, открываю — а там все, о чем моя душа тоскует. Поначалу ничего не выходило, корячился, но хоть знал, куда иду. Один проповедник сказал: «С какой стороны ни тронь — отовсюду вонь». Пока не трогают, пока хвалят — все хорошо: я и внимательный, и помочь могу. Но стоит кому-нибудь крикнуть: «Да что ты все выпендриваешься на сцене, что ты все самолюбованием занимаешься?» — «Что?!». И закипает все внутри, и вижу, как я несовершенен. Мой герой идет по тому же пути, но увереннее. Чем отличаются святые от нас? Решимостью. Он решил раз и на всю жизнь: все, больше не курю, не пью, ни на день рождения любимой девушки, ни на смерть бабушки — ни рюмки. Господь видит эту решимость в его сердце и дает ему радость. Вот она, независимость. Теперь посади его в чеченскую яму на цепь, в тюрьму — ему везде будет хорошо.

Ваш герой, может, и свободен от своих грехов в настоящем, но все равно страдает, ведь были грехи в прошлом.

Мой друг, если говорить, что наша жизнь закончится с нашей смертью, то эта жизнь вообще не имеет смысла. Задумайтесь над этим. Почему трудится Анатолий? Почему он выбрал этот путь? Он верит, что человек бесконечен. Он только начален, конца у него нет. Душа его уходит в вечность. Сколько вам отмерено —живите в трудах и потах, чтобы потом пребывать в вечной любви. Разве это того не стоит? Да и в самих трудах заключено счастье, по опыту знаю. А вы говорите «покой». Стакан пива купи, вот тебе и покой на пять минут. Если вам надо такого покоя — пожалуйста. Мне такого покоя уже не надо, это меня не успокаивает. Потом, простите меня, но вы все спрашиваете о моей роли. Вы очень ловко устроились— перекладываете свою работу на нас. Мы показали фильм — вот и думайте.

Хотелось бы в диалоге с вами…

А я ничего не думаю об этом, мои мысли — на экране. Поймите меня правильно, я не отбрехиваюсь.

Конечно, давайте поговорим о вас. Москва, 1986 год. Можете провести черту между собой тогда и сейчас?

Разные люди. Жизнь течет, люди очень меняются: и я, и вы. Если человек не меняется, значит, он мертв. Поэзия тогда и поэзия сейчас… Ну откуда мне знать, заблудившемуся? Я не могу безапелляционно судить, как это делает наше телевидение. Скоро я вам выдам передачку — никому мало не покажется. Представьте: сидит пожилой человек, и при нем говорят: «Как же с Виктором Петровичем приятно работать! Какой он внимательный, всегда выслушает!» А Виктор Петрович сидит и глазки потупил. Понимаете, что происходит? Я хочу сделать передачу о тщеславии. Но выведу в главные лица себя и такое выдам хвастовство безудержное, что все покраснеют. Потому что один гон кругом. Вспомните: 25-летие дружбы того с тем празднуется по Первому каналу нашей великой страны. Вообще, кто они такие?

Я пропустил это событие.

Пропустили? Я могу их назвать: Владимир Винокур и Лев Лещенко. Нет, я к ним отношусь с огромным уважением — не будем о личностях. Мы все привыкли брать и бежать. А отец Анатолий не бегает, он тачку туда-сюда толкает, а в душе его что-то происходит, и ему все лучше, лучше. И не все же он мучается. Бывают моменты, он и кораблик пустит — улыбнется, и клюковку съест. Вера не одни только мучения дает, она и такое дает, что взлетаешь. Даже мне, грешному, который 45 лет по улицам бегал, дает такое, что думаешь: «Ну, блин! Что с этим делать?».

Вот мы примерно в таком изумлении пребывали все 40 дней съемок на Белом море с Павлом Семеновичем (Лунгиным — прим. Time Out), который не разучился удивляться, открывать рот от изумления и так и снимать. И сделали мы простое чистое кино, чего там говорить. Никакой в нем нет агитки, а чем-то оно людей будоражит. Потому что жизнь трудна. Нужно иметь что-то, на что можно опереться. А люди не знают, на что опереться. Я давно живу в провинции, там люди добрее, а денег у них меньше. Выходит, чем хуже, тем лучше. А чем удобнее и комфортнее, тем душе беднее. В глуши, когда набегаешься 12 часов по ветрам, придешь домой и скажешь: «Господи, слава тебе!» — и на пол бухнешься. Это вовсе не значит, что всем нам надо в пещеры ехать и уголь возить, а просто терпимее надо быть. Ну сказала она лишнее — пропусти мимо ушей, она тоже устала, не меньше твоего. И давайте накапливать по чуть-чуть положительные моменты. Вот оно, христианство.

Петр Мамонов наедине со всеми с Юлей.

После тяжелого дня каждому хочется поскорее расслабиться на любимой кровати и отвлечься на увлекательные видео. Любой посетитель нашего сайта сможет найти увлекательное видео на свой вкус и интерес.

Даже самый искушенный зритель найдет для себя что-то достойное. Наш сайт позволяет каждому посетителю смотреть видео в открытом доступе, без какой-либо регистрации, а главное, все бесплатно.

Предлагаем Вам широкий выбор развлекательных, познавательных, детских, новостных, музыкальных, юмористических видео в отличном качестве, что не может не радовать.

Познавательные ролики никого не оставят равнодушными. Они содержат подтвержденные факты, в которых дается подробное объяснение по определенному предмету. Такие видео завлекают не только информативностью, но и живописностью и качеством картинки. Фильмы о животных, природе и путешествиях с увлечением смотрят не только взрослые, но и дети. Ведь каждому очень интересно следить за живой природой в дикой природе, тем самым развиваясь и познавая для себя что-то новое.

Юмористические видео отлично подходят для вечера. Как никогда, после тяжелого рабочего дня юмор поможет отвлечься от жизненных проблем или от души посмеяться в компании друзей.

Здесь можно найти различные скетчи, стендапы, пранки, видеоприколы и различные комедийные шоу.

Музыка в жизни каждого человека очень важна. Она мотивирует каждого из нас, поднимает настроение, заставляет двигаться вперед. Для любого посетителя у нас есть отличные подборки музыкальных клипов, включающие большое количество разных жанров и стилей, зарубежных и отечественных исполнителей. Даже если вы чем-то увлечены, музыкальные клипы отлично подходят для прослушивания в фоновом режиме.

Видеоновости — самый зрелищный формат современных новостей. На нашем сайте вы можете найти разнообразные новостные видео на любую интересующую вас тему. Новости официальных СМИ, спорт, наука, технологии, новости моды, новости политики, скандальные события из мира шоу-бизнеса и многое другое. Вы всегда будете в курсе всех последних интересных и самых важных новостей и событий в мире.

Маленькие дети очень активны, но иногда их нужно чем-то заинтересовать, чтобы заняться своими делами или просто расслабиться за чашечкой кофе. В этом деле мультфильмы отлично помогут родителям. Ведь именно мультфильмы помогут увлечь вашего ребенка на несколько часов. У нас есть большое разнообразие старых и новых мультфильмов, короткометражных и полнометражных. Для любого возраста и любых интересов. Ваш ребенок будет в восторге, а вы отвлечетесь.

Мы очень рады, что наш сайт сможет Вам помочь в различных жизненных ситуациях. Мы постарались найти подходящий контент для наших зрителей. Желаем приятного просмотра.

Его смело можно назвать одним из самых ярких и неоднозначных исполнителей на российской музыкальной сцене. Он всегда стремился к свободе и был в этом предельно искренен. Именно за эту искренность и полюбился его коллектив «Звуки Му», ставший популярным в далеких 80-х годах прошлого века. Но его талант проявлялся не только в музыке. Он потрясающий драматический артист, каждая его роль – событие. О нем говорят, что он живет своей жизнью со своим героем. А в 45 лет он коренным образом изменил свою жизнь: переехал жить в деревню и почти полностью удалился от мира, посвятив себя вере.

Наедине со всеми — актер, поэт и музыкант Петр Мамонов.

См. Наедине со всеми — Петр Мамонов (15 05 2017) на любом мобильном устройстве (планшете, смартфоне или телефоне). Вне зависимости от установленной ОС, будь то Android или iOS на iPad или iPhone. Открывайте сериал на телефоне или планшете и сразу смотрите онлайн в хорошем качестве HD 720 и абсолютно бесплатно.

Его смело можно назвать одним из самых ярких и неоднозначных исполнителей на российской музыкальной сцене. Он всегда стремился к свободе и был в этом предельно искренен. Именно за эту искренность и полюбился его коллектив «Звуки Му», ставший популярным в далеких 80-х годах прошлого века.
Но его талант проявлялся не только в музыке. Он потрясающий драматический артист, каждая его роль – событие. О нем говорят, что он живет своей жизнью со своим героем.
В возрасте 45 лет художник коренным образом изменил свою жизнь: из центра шумной Москвы он вместе с женой Ольгой и детьми перебрался жить в деревню и почти полностью удалился от мира, посвятив себя вере. Наедине со всеми — актер, поэт и музыкант Петр Мамонов.

«Наедине со всеми» — программа интервью с известными людьми. Юлия Меньшова: «Наедине со всеми, сегодня последняя серия» — это программа-портрет. Люди сквозь призму самых известных, серьезных и важных событий их жизни. Нас интересует не столько информация, сколько чувства. Конечно, степень открытости будет зависеть от собеседника. Но многие гости программы знают меня лично, и это помогает сделать разговор комфортным для собеседника и поговорить на темы, о которых они обычно предпочитают умалчивать. Очень часто журналисты задают стандартные вопросы, и сущность человека ускользает. Моя задача уловить эту суть, и мне кажется, что она заключается именно в чувствах, а не в словах…

Жанр: Ток -шоу, биография, интервью
Год: 2017
: Россия, Канал первый
Ведущий: Джулия Меншова

Питер Мамон.

Царь

Текст Джона Харрисона

T Фильм «Царь» с Петром Мамоновым и Олегом Янковским в главных ролях режиссера и сценариста Павла Лунгина выходит в прокат в Москве в ноябре. Павел Лунгин — самозваный независимый сценарист и режиссер, один из первых, кто успешно совмещает эти две роли в России. В фильме снимается Петр Мамонов в роли Ивана IV (Ивана Грозного). Мамонов — чрезвычайно талантливый, известный и замкнутый рок-музыкант, ставший актером; чья жизнь достойна отдельной статьи. Олег Янковский, прискорбно скончавшийся в мае этого года, играет митрополита Филиппа. Олег Янковский был чрезвычайно известным и талантливым русским актером, чья карьера длилась пять десятилетий. Он наиболее известен иностранцам по ролям в шедеврах Андрея Тарковского: «Зеркало» в 1975 и Nostalgia (Ностальгия) в 1983 году.

Петр Мамонов в образе Ивана Грозного

«Царь» охватывает бурный период истории России, когда Москва превращалась из Великого княжества в столицу расширяющейся империи, независимой от монголов. В возрасте 16 лет Иван IV был коронован как царь (происходит от средневекового европейского значения слова «цезарь» или «император») в 1547 году. Этот титул время от времени использовал его отец Иван III (когда ему это сошло с рук) после того, как он женился на Софии Палеолог. племянница последнего византийского императора. Молодой Иван рос не в приличном обществе. Он был свидетелем того, как бояре боролись за власть, в то время как его собственные фавориты были устранены, и пришел к власти, питая желание обуздать боярскую власть и воплотить в реальность образ верховной царской власти. Он укрепил государственную власть в начале своего правления: ограничил власть бояр, улучшил прямое налогообложение, усилил контроль над армией через «служилые поместья» и укрепил границы своей растущей империи. Он также установил первую типографию, ввел самоуправление в сельских районах и открыл новые торговые пути. Поскольку его власть опиралась как на религиозные, так и на светские основания, он пытался дисциплинировать церковь, навязывая свою собственную мессианскую и авторитарную версию христианства. Иван был эрудированным, энергичным молодым человеком и выполнял свои обязанности так, как будто Россия действительно была «Третьим Римом». Его идеалы были грандиозны, эстетичны и требовательны. Когда он понял, что не может воплотить свое видение божественной России в реальность, он качнулся от самоотречения к оргиям сладострастия и садизма. В 1560 году умерла любимая жена Ивана Анастасия, сняв последний сдерживающий элемент с его неустойчивой личности.

Критики Ивана обвиняли его в чрезмерной жестокости по отношению к собственному народу, в том числе к военным. Иван, в свою очередь, практиковал макиавеллистское кредо о том, что жестокие средства оправданы, когда суверенитет должен демонстративно осуществляться, философия, которую также использовали Сталин и множество других диктаторов.

Иван создал полицию, чтобы поддерживать и обеспечивать соблюдение своего режима; опричники. Это было больше, чем полиция; это стало инструментом террора, над которым он имел абсолютную власть. Опричникам были отданы обширные территории в бывших боярских твердынях Новгородской области. Согласно Джеффри Хоскинсу в его шедевре; Россия, народ и империя 1552-1519 гг.17, «процесс был неаккуратным»; Бояре, явно не проявившие лояльности и преданности, были без промедления казнены по обвинению в ереси или измене. Опричники обеспечивали армию источниками налогов и кадров, в то же время они были субъектами нелепого цирка. Иван называл опричников, работающих в его силовых структурах, «братьями» и использовал их как пример той христианской жизни, которую он хотел, чтобы его подданные вели. Они носили длинные черные пальто, каждая несла собачью голову на длинной палке (отсюда и прозвище Царские псы), ездили верхом на больших лошадях и были наделены особыми полномочиями по расследованию и аресту всех, кто подозревается в предательстве.

Действие фильма «Царь» происходит посреди этой земли, где никогда не бывает, и фокусируется на отношениях между Иваном и митрополитом Филиппом, который был одним из немногих влиятельных людей, сопротивлявшихся тирании Ивана. Сюжетная линия не является исторически точной, но передает атмосферу и дух времени. Фильм разделен на четыре главы, первая из которых «Царская молитва» начинается в 1560-х годах, когда Иван IV (Мамонов, с крючковатым носом и горящими глазами) уже является всемогущим тираном со своими внушающими страх «царскими псами», которых дразнят на сверкающих глазах и садистка Царица, Мария Темрюковна, (Рамиля Искандер). Над царем, который уже был поддающимся проверке [в наши дни] религиозным безумцем, насмехаются в шекспировской манере тем, как он будет призван к ответу во время Страшного суда. Он становится все более параноиком по поводу предполагаемых врагов вокруг себя.

Олег Янковский (как митрополит Филипп) целует отрубленную голову

его двоюродный брат Алексей Макаров

Действие фильма «Царь» происходит посреди этой земли, где никогда не бывает, и фокусируется на отношениях между Иваном и митрополитом Филиппом, который был одним из немногих влиятельных людей, сопротивлявшихся тирании Ивана. Сюжетная линия не является исторически точной, но передает атмосферу и дух времени. Фильм разделен на четыре главы, первая из которых «Царская молитва» начинается в 1560-х годах, когда Иван IV (Мамонов, с крючковатым носом и горящими глазами) уже является всемогущим тираном со своими внушающими страх «царскими псами», которых дразнят на сверкающих глазах и садистка Царица, Мария Темрюковна, (Рамиля Искандер). Над царем, который уже был поддающимся проверке [в наши дни] религиозным безумцем, насмехаются в шекспировской манере тем, как он будет призван к ответу во время Страшного суда. Он становится все более параноиком по поводу предполагаемых врагов вокруг себя.

Конфликт между ними вскоре начинается во второй части фильма «Царская война». Митрополит выступает против чрезмерно насильственных методов Ивана и из гуманных соображений укрывает представителей русской знати, обвиняемых Иваном в сдаче города Полоцка польским захватчикам. Обнаружив этих дворян, прячущихся в монастыре, Иван извлекает «признания» в трусости со всем садизмом, которым он исторически известен. Филиппа щадят, но когда он отказывается одобрить их смертный приговор, Иван демонстративно заставляет их публично растерзать диких медведей. В конце концов, митрополит публично унижен, сослан и убит в 1569 г.по приказу царя. Филипп сегодня причислен к лику святых Русской Православной Церковью.

В заключительной части фильма «Царская ярмарка» на Ивановской России видны следы бесхозяйственности. Многие бояре были изгнаны с исконных земель, духовенство было раздираемо еретической охотой, купцы и крестьяне страдали под бременем тяжелых налогов. Крестьяне покинули землю, а царь вошел в последнюю стадию безумия и садизма. В заключительных сценах фильма Иван смотрит на пустую городскую площадь и отчаянно и невинно бормочет: «Где все мои люди».

Два актера, кажется, естественно работают со своими ролями; Мамонов, естественно, добавляет демонов с дикими глазами, в то время как Янковский придает спокойное достоинство своему верующему человеку. Оба актера погружены в талант; роли, похоже, дались обоим мужчинам несколько естественно. Режиссер Павел Лунгин так прокомментировал в интервью «Паспорту» роль Мамонова: «Я заметил, что Петр мог сыграть Ивана, когда мы работали над [фильмом] «Остров». Мне казалось, что в нем есть что-то общее с обликом Ивана, и личность Петра не чужда личности Ивана. Питер — чрезвычайно талантливый актер, способный вжиться в любую роль, которую ему дадут. Я не беспокоился о том, что он сможет сыграть эту роль. Я бы даже сказал, что если бы не Питер, возможно, я бы не снял этот фильм. Если кто и мог сыграть Ивана Грозного, так это Петр Мамонов». Режиссер добавил, что сценарий «Царя» он писал, имея в виду Мамонова на роль Ивана IV.

Царь прежде всего о конфликте между Иваном и Филиппом. Здесь мы сталкиваемся с теми же проблемами долга и дружбы, верности регенту и верности Богу, что и в «Человеке на все времена» или Беккете. Иван считал себя назначенным Богом; «Иван поставил себя выше митрополита. Он мог убить его, ему не нужен был митрополит. Он Царь, у него прямой контакт с Богом», — прокомментировал Лунгин. Но в то же время Иван был смирен силой характера митрополита. Иван IV, однако, развивает эту парадигму намного дальше. Иван IV заменяет решительность фанатизмом и душевной неуравновешенностью. Его безжалостность подкреплена безграничной силой. Неустойчивость Ивана способствует двойственности во всем, что он делает, о чем ясно свидетельствует его двойственное отношение к опричникам и простым людям. Лунгин отмечал: «Со времен Ивана Грозного на Руси было, по существу, два Бога. Один — это Бог государственной власти, защищающий любое действие государства, и еще есть Бог народа. И это разные вещи. Эта двойственность очень сильна в России. Есть два Бога, две истины, две справедливости, два свода законов. Я видел это в личности Ивана Грозного, когда подбирал материал для фильма. Я наткнулся на отрывки его речей, которые очень сильны. Он говорил что-то вроде: «Как человек я грешен, но как царь я прав». Царь не может быть грешником. С одной стороны, он [фильм] был просто рассказом о взаимоотношениях двух людей, с другой — попыткой отследить источник Русской Самодержавной Власти, которая существует и по сей день. Государство хотело заменить Бога. Государственная власть хотела стать Богом и требовала прежде всего народной любви. Не любить авторитет уже было преступлением. Опричники были органом, который наказывал людей за то, что они недостаточно любили царя. Иван довел это до мессианских крайностей; если царя недолюбливали, то и хлеба не хватало, и скотины не рождались».

Режиссер Павел Лунгин на съемках «Царь
»

Фильм нельзя назвать исторически точным; но тогда, пожалуйста, скажите мне, что такое исторический фильм? Это личное видение событий Павлом Лунниным. Например настоящему Ивану IV был 41 год, когда происходили эти события, а не беззубый, лысый старик. Сдача Полоцка произошла спустя много лет после Ивано-Филипповского конфликта. В фильме также нет реального намека на то, что Иван был очень эрудированным человеком; выдающийся писатель и даже один из первых русских композиторов. Это, конечно, не имеет ничего общего с тем, считать этот фильм шедевром или нет; в наши дни кажется, что все дело в том, сколько миллионов долларов уходит на производство, однако создание фильма об Иване Грозном действительно напрашивается сравнение с фильмом Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», который, несмотря на то, что создавался в условиях жесткого контроля, гораздо более исторически точны в том, что касается дат. В других фильмах Лугнина, где снимался Мамонов, историческая достоверность была неважна, но, учитывая, что тема этого фильма очень чувствительна, зачем вообще использовать имя Ивана Грозного? На это Лунгин прокомментировал: «Но это не исторический фильм, это художественное произведение. Период, охваченный в фильме, затрагивает самые важные вопросы в жизни Ивана, я знаю, что он не соответствует в точности историческим фактам. Но для меня Мамонов был важнее [возраст актера]. «Иван Грозный — ключевая фигура в русской истории. Но Эйзенштейн снял фильм по указанию Сталина во время Второй мировой войны. Не знаю, сделал он то, что хотел, или нет, но фильм стал эстетичным. Царь не пытается конкурировать с фильмом Эйзенштейна — речь идет совсем о другом мире. Иван Эйзенштейна был больше о государственной мудрости; тогда как это была попытка проникнуть внутрь личности Ивана. Не могу сказать, сработало это или нет, но я пытался это сделать. В начале я назвал фильм: Иван Грозный и митрополит Филипп, но мне показалось, что это будет слишком академично. Имя Царь открывало более широкие горизонты».

Будучи таким сильным заявлением, фильм открывает себя для всех видов критики внутри России, не в последнюю очередь из-за упрощения. Фильм вполне может быть отодвинут на второй план в рамках арт-хаусного круга, судьба многих блестящих фильмов, помеченных как «некоммерческие»; и та же участь, вероятно, ожидает фильм на Западе. «Вряд ли западники поймут, о чем этот фильм, потому что эти проблемы так или иначе уже решены на Западе. Но в России эти проблемы не решаются», — прокомментировал Лунгин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *