20.04.2024

Критический возраст у детей: Кризисы детского возраста, чего ожидать родителям и как их преодолеть

Содержание

Кризисы детского возраста, чего ожидать родителям и как их преодолеть

Нынешнее поколение детей очень сильно отличается от тех, кто рос ещё лет 10-15 назад. Современные дети раньше развиваются, раньше «взрослеют» во всех отношениях: физическом, психическом, эмоциональном.

Многие процессы, в том числе, гормональная перестройка, у них тоже происходит раньше, поэтому проявления влюблённости, интерес к отношению полов у них тоже проявляются много раньше. И наступление пубертатного кризиса возможно и будет считаться нормой уже не в 13, а в 11 лет.

Пубертатный кризис самый длительный и самый острый из всех кризисов детского возраста: ребёнок не просто взрослеет, изменения происходят не только в физиологии, но и в сознании, и в поведении, и в общении.

У девочек кризисный период начинается значительно раньше, чем у мальчиков и протекает относительно спокойно, у мальчиков этот период может начаться на 1-2 года позже, чем у девочек, но проявляется крайне остро и бурно.

Пубертатный кризис для любого ребёнка особенно тяжёл тем, что, с одной стороны, он может яростно доказывать, что он взрослый и не нуждается во внимании и заботе родителей, а с другой – ему очень хочется вновь почувствовать себя как в детстве, когда мама просто обнимет, поцелует, поможет и защитит.

Помимо изменений в поведении ребёнка, у него наблюдаются изменения в самочувствии:

  • Повышение артериального давления и тахикардия
  • Головокружения и обмороки
  • Нарушения сна
  • Повышенная возбудимость
  • Иногда болезненность в суставах, связанные с быстрым ростом
  • Изменение пропорций тела
  • Повышенное потоотделение
  • Мутация голоса у мальчиков
  • Появление вторичных половых признаков
  • Кожные высыпания

Как поступать взрослым в период кризиса 13-ти лет

Пубертатный кризис нередко провоцирует у ребёнка возникновение поведенческих, нервных и психических расстройств:

  • Истерики
  • Уход из дома
  • Курение, употребление алкоголя
  • Воровство
  • Суицидальные расстройства
  • Девиантное поведение
  • Неврозы, тики, фобии
  • Акцентуации
  • Психопатии
  • Обсессивно-компульсивные расстройства
  • Депрессии

Игнорирование взрослыми этих в буквальном смысле криков о помощи может обернуться трагедией.

Как помочь ребёнку преодолеть пубертатный кризис:
  1. Найдите время на то, чтобы изучить данный вопрос: сейчас очень много литературы в открытом доступе, в том числе учебников и пособий по психологии детского возраста.
  2. Научитесь слышать вашего ребёнка, давайте ему возможность высказаться, дайте совет, если он этого просит.
  3. Не допускайте в разговоре с ребёнком криков, упрёков, оскорблений, как бы тяжело вам не было: за маской бунтаря, за показным равнодушием прячется очень ранимое существо.
  4. Не допускайте гиперопеки, не устанавливайте жёстких рамок, наоборот, поддерживайте самостоятельность ребёнка, его стремление к взрослой жизни, к принятию решений, но в то же время чётко объясните, что с расширением его прав, увеличиваются его обязанности и ответственность.
  5. Не забывайте уделять внимание себе. Да, это тоже очень важно – сместить центр притяжения с ребёнка, не посвящая ему 24 часа в сутки. Таким образом вы избежите совершенно не нужных придирок и выяснений отношений. У вас будет время отдыхать друг от друга.
  6. Помните, что возрастной кризис явление временное, и он обязательно когда-нибудь закончится. И как будут складываться ваши дальнейшие отношения с подростком, как будет складываться вся его жизнь, во многом, но не во всём, зависит от вас – от родителей.

Кризисные периоды детского возраста — Into-Sana

Понятие «кризис» образовалось от греческого слова «krineo», которое обозначает «поворотный пункт» или «разделение дорог». По мнению психологов, возрастные кризисы — это условное обозначение переходных периодов от одного возрастного этапа к другому. На долю детского периода приходится наибольшее количество таких «переходов», поскольку детство – это динамическое состояние, несущее в себе необходимость перемен. Само понятие «кризис» не имеет негативной окраски, однако такие периоды часто сопровождаются негативными эмоциями со стороны детей и их родителей. В этой статье мы рассмотрим основные кризисные периоды и возможные пути решения сложных ситуаций.

Кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни)

Появление на свет сопровождается для малыша физическими и психологическими трудностями. Новорожденный ребенок пытается адаптироваться к новой окружающей среде, учится согревать себя, принимать и переваривать пищу. Важная роль мамы в этот период – научиться быть максимально чуткой и внимательной. Правильно организованный режим кормления, уход и достаточное пребывание на свежем воздухе поможет ребенку быстрее привыкнуть к этому миру.

Любые перепады настроения родителей, ссоры с близкими людьми, громкие разговоры по телефону или непрерывно включенный телевизор негативно отражаются на малыше.

Большое значение в этот период имеет грудное вскармливание, поскольку в этот момент ребенок получает не только полезную еду, но и душевное общение. Малыш обучается устанавливать эмоциональную связь, отвечать на объятия, проявлять свою радость быстрыми движениями рук и ног (так называемый «комплекс оживления»), улыбаться. Именно появление улыбки, и говорит о переходе к новому периоду.

Кризис раннего детства (12-18 месяцев)

Этот период развития ребенка связан с началом ходьбы, становлением речи и первыми «акциями протеста». Чтобы ребенок хорошо развивался физически необходимо уделять внимание активным играм на воздухе, зарядке и организации свободного пространства для передвижения в домашних условиях. Малыш, который много двигается, реже болеет и активнее развивается умственно по сравнению с ребенком, постоянно сидящим в манеже или пристегнутым в коляске.

Появление первых слов малыша, произносимых осознанно, приводит родителей в восторг. Психологи советуют правильно произносить слова, обращаясь к ребенку, не искажать тон, не подражать детскому произношению, поскольку это может привести к трудностям в развитии правильной речи. В этом же возрасте ребенок проявляет свои первые «волевые» решения. Это могут быть «акции протеста» и противопоставления себя другим. Бороться с крохой бесполезно, ведь именно сейчас он нуждается в безусловной и постоянной родительской любви и поддержке.

Кризис трех лет (2-4 года)

Этот период является наиболее острым, поскольку в этот период происходит осознание собственного «Я», формируется острая потребность действовать самостоятельно. Ребенок говорит «я сам!», становится трудно управляемым и часто повторяет «нет» или «хочу так». Если малыш бросает на пол свои игрушки, громко кричит и топает ногами, не реагирует на просьбы, сердито машет кулаками и плачет без причин – это всегда повод для родителей почитать книги детских психологов с практическими советами по способам решений подобных ситуаций.

В этом возрасте ребенок воспринимает «науку» только в игровой форме. По этой причине важно уделять большое внимание правильному выбору игр, которые должны соответствовать возрасту ребенка, носить развивающий характер, обладать способностью переключать внимание «подрастающей личности».

Необходимо набраться терпения и быть последовательным в своих словах и действиях. Родителям нужно договориться, что они могут разрешить ребенку, а что категорически «нельзя». Неправильным является поведение родителей, при котором малыш получает то, что он хотел, если он сильно плакал или кричал, и нервы мамы «сдали». Это быстро закрепляет плохую привычку всего добиваться криком. Важно помнить, что эмоциональное восприятие ребенка обогащается, поэтому чрезмерные раздражители, например, компьютерные игры, игровые автоматы, просмотр фильмов на большом экране негативно влияют на психику ребенка, и могут привести к нарушениям сна и здоровья.

Кризис 6-8 лет

Это период интенсивного физического роста, совершенствования тонкой моторики рук, развития ряда сложных нервно-психических функций. В это время ребенок становится школьником. Если малыш не посещал детский сад, для него возникает двойная нагрузка – адаптация к коллективу и учебному процессу. Ребенок может отказываться вставать по утрам, подчиняться дисциплине, забывать задания. Задача родителей правильно подготовить малыша к этому периоду. Научить складывать свои вещи и самостоятельно одеваться. Создать спокойную благожелательную атмосферу во время выполнения домашних заданий. Не стоит предъявлять непосильных требований и наказывать за грязь в тетради или невыученный урок. Терпение и помощь родителей позволят ребенку легче усвоить учебный материал.

Пубертатный кризис (12-14 лет)

В этот период происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками. У подростка усиливается стремление быть взрослым, а родители продолжают видеть в нем ребенка, что часто порождает семейные конфликты. Стремление к самостоятельности, независимости от взрослых, потребность в самоутверждении нередко толкают подростка на рискованные поступки. Этот период – самый сложный из всех и требует максимального внимания родителей к внутренним переживаниям своего ребенка. Очень важно родителям установить доверительные отношения и не навязывать свое безапелляционное мнение. Регулярные занятия спортом, танцами, музыкой и другими полезными увлечениями позволяют структурировать свободное время подростка, уберечь его от времяпрепровождения в сомнительных компаниях.

Подход к данному вопросу очень хорошо сформулирован известным педагогом Марией Монтессори: «Свободы у ребенка должно быть ровно столько, чтобы он знал, что с ней делать».

Возрастные кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый из нас, только сроки их наступления у каждого свои. Важно помнить, что дети учатся тому, что видят, а не тому, чему их учат. И в первую очередь ребенок перенимает жизненные принципы и нормы поведения у людей, имеющих наибольший для них авторитет – у своих родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети были собранными, уравновешенными, талантливыми, хорошо учились и убирали за собой – будьте такими сами, и они обязательно этому научатся!

Почему возраст от 2 до 7 лет так важен для развития мозга

Когда Альберт Эйнштейн был ребенком, мало кто — если вообще кто-либо — ожидал того замечательного вклада, который он внесет в науку. Его языковое развитие было задержано, что беспокоило его родителей до такой степени, что они обратились к врачу. Его сестра однажды призналась, что у Эйнштейна «были такие трудности с языком, что окружающие боялись, что он никогда не выучит». Как этот ребенок перешел от потенциальной задержки развития к тому, чтобы стать, скажем так, Эйнштейном?

Частично ответ на этот вопрос символизируется двумя подарками, которые Эйнштейн получил от каждого из своих родителей, когда ему было 5 лет. Когда Эйнштейн весь день лежал в постели из-за болезни, отец подарил ему компас. Для Эйнштейна это было таинственное устройство, которое пробудило его интерес к науке. Вскоре после этого мать Эйнштейна, талантливая пианистка, подарила Эйнштейну скрипку. Эти два дара бросили вызов мозгу Эйнштейна в нужное время.

Мозг детей развивается скачками, называемыми критическими периодами. Первый возникает в возрасте около 2 лет, а второй — в подростковом возрасте. В начале этих периодов количество связей (синапсов) между клетками мозга (нейронами) удваивается. У двухлетних детей синапсов в два раза больше, чем у взрослых. Поскольку именно благодаря этим связям между клетками мозга происходит обучение, в два раза больше синапсов позволяет мозгу учиться быстрее, чем в любой другой период жизни. Таким образом, опыт детей на этом этапе оказывает длительное влияние на их развитие.

Этот первый критический период развития мозга начинается примерно в возрасте 2 лет и заканчивается примерно в возрасте 7 лет. Он дает прекрасную возможность заложить основу целостного образования детей. Четыре способа максимизировать этот критический период включают в себя поощрение любви к учебе, сосредоточение внимания на широте, а не на глубине, уделение внимания эмоциональному интеллекту и отказ от отношения к образованию маленьких детей просто как к предшественнику «настоящего» обучения.

Поощряйте любовь к учебе

Маленькие дети должны получать удовольствие от процесса обучения, а не от производительности. Педагоги и родители могут подчеркнуть радость пробовать новые виды деятельности и узнавать что-то новое. Мы должны помочь детям понять, что ошибки — это желанная и нормальная часть обучения.

Этот период также является временем для формирования мышления роста — веры в то, что таланты и способности развиваются благодаря усилиям, а не закрепляются врожденно. Педагоги должны избегать навешивания ярлыков на детей или универсальных заявлений об их способностях. Даже такие комплименты, как «Ты такой умный», контрпродуктивны. Вместо этого подчеркните настойчивость и создайте безопасное пространство для обучения. Дети научатся любить учиться, если мы будем проявлять энтузиазм в отношении процесса, а не зацикливаться на результатах.

Сосредоточьтесь на широте, а не на глубине

Один из способов не концентрироваться на результатах на этом этапе развития — акцентировать внимание на широте развития навыков, а не на глубине. Предоставление детям самых разных видов деятельности закладывает основу для развития навыков в различных областях. Это время, чтобы привлекать детей к музыке, чтению, спорту, математике, искусству, науке и языкам.

В своей книге Диапазон Дэвид Эпштейн утверждает, что широта опыта часто упускается из виду и недооценивается. Сосредоточение внимания на совершенстве в одном виде деятельности может быть уместным в какой-то момент жизни. Но люди, которые преуспевают в нашем быстро меняющемся мире, — это те, кто сначала учится рисовать из разных областей и мыслить творчески и абстрактно. Другими словами, нашему обществу нужны всесторонне развитые личности.

Разносторонность особенно важна для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Их развивающийся мозг готов впитывать широкий спектр навыков. Этот «период выборки», как называет его Эпштейн, является интегральным. Это окно, в течение которого следует развивать детский диапазон. Позже у них будет достаточно времени, чтобы специализироваться.

Не забывайте об эмоциональном интеллекте

Да, мы хотим, чтобы дети хорошо читали и изучали основы математики. Но мы не должны игнорировать эмоциональный интеллект. Преимущества обучения в этот первый критический период развития мозга должны распространяться на такие навыки межличностного общения, как доброта, эмпатия и работа в команде.

Дэниел Сигел и Тина Пейн Брайсон объясняют важность развития эмпатии у детей в своей книге «Ребенок с цельным мозгом ». Эмпатия начинается с признания своих чувств. Поэтому они предлагают помочь детям этой возрастной группы сначала обозначить свои эмоции («Мне грустно»), а затем рассказать историю о том, что заставило их так себя чувствовать («Мне грустно, потому что я хотел мороженого, а ты сказал нет»). . Как только дети попрактикуются в обозначении эмоций, педагоги могут начать задавать вопросы, побуждающие их учитывать чувства других.

Одним из способов поощрения заботы о других является вовлечение детей в то, что взрослые делают для других. Даже позволение маленьким детям помогать по дому может сделать их более полезными и внимательными людьми.

Не относитесь к обучению детей младшего возраста только как к предшественнику «настоящего» обучения

Мозг детей может уникальным образом усваивать информацию на этом критическом этапе. Если интеллект определяется как способность к обучению, дети в возрасте от 2 до 7 лет могут быть самыми умными людьми на планете.

Исследования показывают, что после первого критического периода развития мозга некоторые навыки невозможно освоить с такой же скоростью. Например, исследования показывают, что дети в этом возрастном диапазоне лучше всего подходят для изучения моделей языкового развития, что позволяет им овладеть вторым языком на том же уровне, что и родной язык. Однако, как только дети достигают 8 лет, их уровень изучения языка снижается, и на втором языке говорят не так хорошо, как на родном. Такой же возрастной эффект наблюдается при обучении таким музыкальным способностям, как абсолютный слух.

Примечательно, что родители Эйнштейна не записали его на уроки физики — области, которая привела бы его к Нобелевской премии. Вместо этого отец Эйнштейна включил его в свою работу в качестве инженера. Его мать записала его на уроки игры на скрипке, потому что хотела, чтобы он любил и ценил музыку. Оба вида деятельности способствовали целостному развитию его юного ума. Заманчиво думать о дошкольном образовании как о предшественнике «настоящего» образования. Но эти годы могут быть самыми важными.

Критический период развития мозга и обучения в детстве

| Что такое критический период | Гипотеза критического периода | Чувствительный период | Почему важен критический период | Критический период для овладения языком |

Что такое критические периоды

Критические периоды — это фазы, во время которых связи клеток мозга более пластичны и восприимчивы к влиянию определенного жизненного опыта. Эти связи, называемые синапсами, могут легче образовываться или укрепляться в течение этого периода времени. Синаптические связи обычно созревают и стабилизируются после этого периода времени, что затрудняет изменение проводки в более позднем возрасте. Отсутствие определенного опыта в первые годы жизни может оказать сильное влияние на развитие нейронных связей.

Гипотеза Критического Периода

Согласно Гипотезе Критического Периода, в течение критического периода могут быть сформированы новые навыки или черты при соответствующем жизненном опыте. Если необходимый опыт недоступен в течение этого времени, становится намного сложнее, менее успешно или даже невозможно приобрести навык или черту после закрытия окна возможностей.

Это доказано в сенсорных системах человека и животных, таких как развитие зрительной системы.

В исследованиях на животных, если один глаз (но не оба) закрывают сразу после рождения, лишённый глаз навсегда потеряет остроту зрения, даже если прикрытый период после рождения короткий. Это связано с тем, что сенсорная депривация и отсутствие визуальной информации в это время могут вызвать структурные изменения в мозге ​1​ .

Критический период и чувствительный период

Основное различие между критическим периодом и чувствительным периодом заключается в том, что критический период — это ограниченный период времени, в течение которого может произойти определенное развитие, а чувствительный период — это временное окно, в котором развитие легче достигается.

Сензитивный период подобен критическому периоду, когда нервные цепи относительно более пластичны и более чувствительны к влиянию опыта. Однако новые синапсы могут образовываться в течение длительного периода времени вне чувствительного периода, несмотря на то, что они сложнее.

Некоторые ученые называют их слабыми критическими периодами.

Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством

Почему важен критический период

Критические периоды важны, потому что многие важнейшие функции нашего тела устанавливаются в течение определенного времени, а некоторые только в эти периоды.

Исследования показали, что следующие функции лучше всего развиваются в критические периоды.

Эмоциональная регуляция

Эмоциональная саморегуляция — это способность отслеживать и модулировать эмоции. Обучение саморегуляции является ключевой вехой в раннем развитии ребенка. Это может существенно повлиять на отношения ребенка, успеваемость, психическое здоровье и благополучие в долгосрочной перспективе.

В исследованиях на людях, проведенных в румынском приюте, только сироты, усыновленные приемными семьями в возрасте до 2 лет, смогли развить навыки эмоциональной регуляции, сравнимые с таковыми у детей, никогда не помещавшихся в специализированные учреждения ​6​ . Оставшиеся в приюте страдали от лишения социальных контактов и материнской заботы. Были очевидны социальные нарушения и отсутствие навыков эмоциональной регуляции.

Таким образом, считается, что чувствительный период эмоциональной саморегуляции длится от рождения до 2 лет.

Система зрения

Существуют разные критические периоды для различных зрительных функций. Обычно они приходятся на период между рождением и половым созреванием ​7​ .

Ранние исследования показывают, что острота зрения развивается с рождения примерно до 5 лет, а в период между 3 и 5 годами наблюдается наибольший рост.

Стереопсис, восприятие глубины, имеет критический период, который заканчивается в возрасте 2 лет.

Предрасположенность к повреждению зрительного развития также имеет свой критический период. Например, амблиопия, состояние, при котором зрение одного глаза снижено из-за того, что глаз и мозг не работают вместе должным образом, может развиться в возрасте от нескольких месяцев до 7–8 лет.

Абсолютная высота звука при прослушивании музыки

Абсолютная высота звука — это способность идентифицировать и воспроизвести совершенную высоту музыкального звука без использования внешних звуков в качестве опорных точек ​8​ .

Дети, которые начали заниматься музыкой в ​​возрасте от 4 до 6 лет, чаще всего достигают абсолютного слуха.

Но обучение, которое происходит после 9 лет, редко приводит к такому уровню мастерства ​9​ .

Обработка слуха

У детей с врожденной глухотой отсутствие слуховой информации с рождения может серьезно повлиять на их способность научиться говорить.

Ученые обнаружили, что при установке кохлеарных имплантатов для обхода нефункционирующего внутреннего уха у глухих детей в возрасте до 3,5 лет они, скорее всего, могут успешно научиться говорить, особенно если они также находятся в языковой среде ​10​ .

Критический период для овладения языком

Гипотеза критического периода применительно к изучению языка утверждает, что существует критическое время, в течение которого люди более способны осваивать новые языки с уровнем владения языком, близким к родному.

Критический период развития речи начинается в раннем детстве и заканчивается незадолго до наступления половой зрелости ​2​ .

После этого периода развития становится намного труднее приобрести новую языковую компетенцию ​3​ и полностью овладеть ею, даже в лингвистически богатой среде.

Первоначальная гипотеза была впервые популяризирована Эриком Леннебергом, лингвистом и неврологом, в знаменательной книге «Биологические основы языка 9».0026 в 1967 году.

Согласно этой теории, процесс изучения нового языка ограничен критическим периодом. Существует явный разрыв в результатах между обучением в критический период и обучением вне его. Время этого разрыва отражает конец критического периода 4 .

Тем не менее, взрослые все еще могут научиться использовать новый язык после достижения половой зрелости. Это просто сложнее и может занять больше времени по сравнению с маленькими детьми.

Таким образом, изучение совершенной фонологии и грамматики на втором языке имеет критический период, но изучение иностранного языка (в качестве общего носителя), похоже, имеет скорее чувствительный, чем критический период (хотя это альтернативное определение все еще вызывает споры ​5​ и индивидуальные результаты различаются).

Что должны знать родители

Может показаться ошеломляющим, что существует так много разных критических периодов в разном возрасте в развитии мозга.

Родители, которые «пропустили» некоторые из критических периодов, обеспокоены тем, что их детям теперь суждено потерпеть неудачу. Те, кто успешно «выдержали» критические периоды, радуются тому, что их дети теперь созданы для жизни и их работа выполнена.

Правда в том, что ни то, ни другое не верно.

Критический период — спорная научная концепция, поскольку она подразумевает наличие жесткой границы. Если за это время навык не будет развит, возможность развивать эту функцию будет потеряна навсегда.

Но некоторые из этих навыков на самом деле зависят от опыта, а не от опыта . Ожидание опыта означает, что стимулы из жизненного опыта ожидаются при нормальном развитии. Например, язык, зрение и слух — это ожидаемые опыты, практически гарантированно доступные человеческим младенцам. Родителям редко приходится прилагать усилия, чтобы ввести такие сенсорные переживания.

Способности, зависящие от наличия определенного опыта, зависит от опыта . Родители должны предоставить соответствующий опыт в раннем возрасте для развития этих навыков. Эмоциональная регуляция, речь и язык, а также абсолютный слух являются примерами, зависящими от опыта.

Хорошая новость заключается в том, что многие черты, зависящие от опыта, имеют чувствительные, а не критические периоды. Даже если раннее знакомство отсутствует в оптимальное время, навыки все равно могут развиваться. Просто может быть сложнее или дольше.

Среди способностей, зависящих от опыта, эмоциональная регуляция играет важную роль в развитии ребенка и его будущем благополучии. Поэтому самое важное, что должны сделать родители, — это создать благоприятную среду для своих детей и помочь им стать жизнестойкими.

Заключительные мысли о критическом периоде

Как родители, лучше, если мы позаботимся о том, чтобы наши дети не были лишены критических переживаний, особенно в критические периоды. Однако это не означает, что мы должны покупать последний DVD «Моцарт для младенцев» или записывать наших малышей на множество дополнительных занятий. Что нужно нашим детям, так это заботливая среда и знакомство с общим жизненным опытом, таким как разговоры, игры и чтение для них.

Также не нужно потеть из-за пропуска оптимального времени, потому что никогда не поздно начать дарить нашим детям хороший жизненный опыт.


Каталожные номера

  1. 1.

    Hensch TK. Пластичность критического периода в локальных корковых цепях. Nat Rev Neurosci . Ноябрь 2005 г .: 877–888. дои: 10.1038/nrn1787

  2. 2.

    Хакута К., Белосток Э., Уайли Э. Критические доказательства. Психология . Январь 2003 г.: 31–38. дои: 10.1111/1467-9280.01415

  3. 3.

    Фридеричи А.Д., Штайнхауэр К., Пфайфер Э. Мозговые подписи обработки искусственного языка: доказательства, бросающие вызов гипотезе критического периода. Труды Национальной академии наук . Январь 2002 г.: 529–534. doi:10.1073/pnas.012611199

  4. 4.

    Birdsong D. Овладение вторым языком и гипотеза критического периода

    . Рутледж; 1999.

  5. 5.

    Бердсонг Д., Молис М. О доказательствах возрастных ограничений при овладении вторым языком. Журнал памяти и языка . Февраль 2001 г.: 235–249. doi:10.1006/jmla.2000.2750

  6. 6.

    Маклафлин К.А., Шеридан М.А., Тибу Ф., Фокс Н.А., Зеана Ч., Нельсон К.А. III. Причинно-следственное влияние среды раннего ухода на развитие систем реагирования на стресс у детей. Proc Natl Acad Sci USA . Апрель 2015 г.: 5637-5642. doi:10.1073/pnas.1423363112

  7. 7.

    Галка СЗ. Критические периоды и амблиопия. Арка Офтальмол . Апрель 1998: 502. doi:10.1001/архофт.116.4.502

  8. 8.

    Левитин Д.Дж., Роджерс SE. Абсолютный слух: восприятие, кодирование и противоречия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *