24.04.2024

Компульсивность что это: где граница между странными привычками и психическим заболеванием?

Содержание

КОМПУЛЬСИВНОСТЬ — это… Что такое КОМПУЛЬСИВНОСТЬ?

КОМПУЛЬСИВНОСТЬ

(от лат. сот-pulsatio,-onis — спор, борьба) — англ. compulsiveness; нем. Kompulsivitat. 1. В психиатрии — псих, реакция на внутреннюю тревогу, когда индивид чувствует себя вынужденным совершать иррациональные действия, чтобы уменьшить напряжение. 2. В социологии — ситуация, в к-рой индивид или группа под влиянием внешней угрозы или опасности вынуждены действовать вопреки своим первоначальным интересам и намерениям.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • КОМПРОМИСС
  • КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

Смотреть что такое «КОМПУЛЬСИВНОСТЬ» в других словарях:

  • компульсивность — (compulsio; лат. compello, compulsum принуждать) форма поведения, обусловленная болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями и… …   Большой медицинский словарь

  • Компульсивность —    (от англ. compulsive принудительный) в социологии ситуация, когда индивид или группа под влиянием внешней угрозы действуют вопреки первоначальным интересам или намерениям, в медицине навязчивые состояния, принимающие форму тех или иных… …   Мир Лема — словарь и путеводитель

  • Компульсивность — (лат. compulsio – принуждение; напоминание о платеже) 1. вообще склонность к повторяющимся, стереотипным поведенческим актам: моторным, эмоциональным или интеллектуальным; 2. повторяемость в одинаковой форме побуждений и действий, обычно… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КОМПУЛЬСИВНОСТЬ — 1. Изначально, тенденция повторять определенные моторные действия. 2. Более широкое значение – любая склонность к повторяющимся поведенческим актам: эмоциональным, познавательным и моторным. См. импульсивного поведения, расстройство, навязчивость …   Толковый словарь по психологии

  • КОМПУЛЬСИВНОСТЬ — (compulsion) навязчивое состояние, принимающее форму какой либо двигательной активности, например, периодического мытья рук, основанное на страхе заражения каким либо заболеванием …   Толковый словарь по медицине

  • КОМПУЛЬСИВНОСТЬ — (от лат. сот pulsatio, onis спор, борьба) англ. compulsiveness; нем. Kompulsivitat. 1. В психиатрии псих, реакция на внутреннюю тревогу, когда индивид чувствует себя вынужденным совершать иррациональные действия, чтобы уменьшить напряжение. 2. В… …   Толковый словарь по социологии

  • КОМПУЛЬСИВНОСТЬ — форма поведения, обусловленная болезнью, особенностью склада личности или сложившейся ситуацией, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями и совершаются насильственно, хотя и осознаются человеком… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Компульсивность (навязчивая, иррациональная тяга к чему-либо) — Устойчивая схема поведения, заставляющая человека совершать определенные поступки, чтобы предотвратить некое ужасное событие. Связь между компульсивным поведением и его очевидной целью обычно бывает нелогичной, а само поведение выглядит нелепо.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Компульсивность (Compulsion) — навязчивое состояние, принимающее форму какой либо двигательной активности, например, периодического мытья рук, основанное на страхе заражения каким либо заболеванием. Источник: Медицинский словарь …   Медицинские термины

  • Личностные шкалы Комрея (Comrey personality scales) — Л. ш. К. разрабатывались для измерения осн. характеристик личности с акцентом на нормальные в противоположность патологическим черты: доверие оборонительность; склонность к порядку недостаток обязательности; соц. конформность непокорность;… …   Психологическая энциклопедия

есть ли у вас обсессивно-компульсивное расстройство — Нож

Лет тридцать назад любые чрезмерности в поведении стали называть аддикциями, или зависимостями. Этим термином обозначается чрезвычайно сильная потребность в определенных действиях или занятиях, будь то шопинг — «я шопоголик!» — рукоделие, йога, работа, медитация, обогащение (бывает и аддикция к богатству, как утверждается в одноименной — Wealth Addiction — книге 1980 г.). Это может быть даже игра с кубиком Рубика, названным в статье в New York Times за 1981 г. «изобретением, вызывающим зависимость». Однажды нейробиологи обнаружили, что нейронные сети, «отвечающие» за никотиновую, опиатную и прочие виды наркотической зависимости, активизируются, к примеру, у страстного любителя шоколада — и социологические теории любительского уровня полились как из рога изобилия.

Все мы моментально оказались жертвами аддикций: к электронной почте и работе, игре Angry Birds и записям в Facebook… Буквально все, чему некоторые люди предаются с излишним пылом, стало считаться аддикцией.

Единственное серьезное препятствие на пути этой тенденции наука выставила в 2013 г., заявив, что никакое поведение не является зависимостью в строгом понимании этого термина. Весной того года Американская ассоциация психиатров опубликовала действующую редакцию «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, DSM) — библии врачей-психиатров, где впервые была признана одна-единственная поведенческая аддикция — игромания.

По критериям «аддикции» к электронным «наркотикам» XXI в. таковыми не являются, в том числе и на субъективном уровне, поскольку отсутствует определяющее качество — наслаждение.

По крайней мере на мой взгляд, навязчивая проверка ящика входящей корреспонденции сопровождается ощущениями, гораздо больше напоминающими давление, которое испытывает человек с обсессивно-компульсивным расстройством, бросающийся мыть руки или выравнивать картину на стене, либо способный идти по тротуару, лишь наступая на каждую четвертую трещину в асфальте (потому что иначе умрет его мать). По ощущениям это вовсе не желанное, а обязательное действие — действие, облегчающее тревогу. (

Вдруг пришло письмо того самого, неуловимого и долгожданного клиента, который наконец решил обратиться к нам, но уйдет к конкуренту, если я не отвечу в течение пяти секунд?) Такие действия редко доставляют удовольствие.

Это компульсии, а не аддикции.

В чем заключается разница? В быту эти два термина зачастую используются как синонимы (компульсивный шопинг может называться шопоголией по аналогии с алкогольной зависимостью), еще и с добавлением характеристики «импульсивный» для большего эффекта. Однако эта книга посвящена компульсиям, а не аддикциям, поэтому позвольте мне объяснить, какой смысл вкладывают в эти понятия специалисты. <…>

Все больше специалистов начинает работать над вопросом четкого разграничения между аддикциями, компульсиями и нарушениями контроля импульсов.

И не только из стремления к порядку, чтобы верно классифицировать поведение пациентов. Есть и практический стимул: если врач не знает, чем является поведение, разрушающее вашу жизнь: компульсией, аддикцией или следствием неумения совладать со своими импульсами, то он не сможет подобрать эффективное лечение. Программа помощи в первом случае совершенно не похожа на терапию во втором, которая, в свою очередь, не годится для третьего. «Чтобы назначить верное лечение, нужно понимать, что происходит с человеком», — подчеркнул Потенца.

В итоге сложилась следующая трехчастная классификация.

Аддикция начинается с удовольствия, которому сопутствует тяга к опасности: делать ставки или пить — приятно, но также рискованно (вы рискуете потерять взятые в долг деньги или выставить себя идиотом).

Вам нравится ощущение выигрыша или опьянения. Будущий зависимый затягивается сигаретой и чувствует, что доза никотина стимулирует его физически или умственно. Постепенно, однако, принимаемое вещество или совершаемое действие перестает доставлять удовольствие, причем не только в прежней дозировке, но и в запредельно высокой, что является характерным признаком аддикции. Курильщики со стажем жалуются, что и сорок третья сигарета за день не дает того наслаждения, как когда-то третья. То, что прежде приносило кайф, уже не действует, вынуждая наркозависимого снова и снова увеличивать дозу, а игромана — повышать ставки. Хотя «отдача» неуклонно снижается, отказ от аддиктивного действия оборачивается тяжелыми психологическими, а зачастую и физиологическими проявлениями абстинентного синдрома, например похмельной дрожью, раздражительностью или угрюмостью. Удовольствие, привыкание, синдром отмены — вот три кита аддикции.

Импульсивное поведение характеризуется действиями, которые человек совершает спонтанно, порой не успев подумать, в стремлении к удовольствию и немедленному вознаграждению. Здесь присутствует элемент азарта в расчете на эмоциональную отдачу от риска (А круто будет нырнуть ласточкой с этого обрыва!).

Пиромания и клептомания — классические примеры импульсивного поведения, поскольку их суть заключается в поиске удовольствия и эмоционального подъема.

Вследствие этого импульсивность может стать первым шагом к поведенческой или наркотической зависимости. Некий стимул провоцирует реакцию, причем путь от стимула к реакции не затрагивает ни когнитивной, ни даже эмоциональной области мозга, во всяком случае, на сознательном уровне. Настоятельная потребность передается от самого примитивного нервного центра головного мозга в двигательную зону его коры (

Присвой эту чудесную кушетку, которую кто-то оставил на тротуаре! Умыкни пирожное с витрины — смотри, какая вишенка!), практически не задерживаясь в областях, управляющих более высокоорганизованными когнитивными функциями (Черт возьми, зачем тебе эта кушетка? Ее даже поставить некуда, и ты прекрасно знаешь, что после будешь казниться!). Действие совершается рефлекторно.

Подобно аддикциям, импульсивное поведение «окрашено гедонизмом», как объяснил Джефф Шимански, исполнительный директор Международного фонда изучения обсессивно-компульсивного расстройства (International OCD Foundation, IOCDF), с которым мы встретились в 2013 г. во время ежегодного собрания организации: «Вот что за этим стоит. „Я украл и вышел сухим из воды“, „Я устроил пожар, и вон какая поднялась суматоха, сколько съехалось пожарных машин“, „Я сделал ставку и сорвал куш“. Причина вовсе не в стремлении избавиться от тревожности». Мы уступаем импульсам, поскольку рассчитываем на вознаграждение в виде удовольствия, наслаждения или восторга. Импульсы заставляют нас хватать калорийный кекс, хотя мы были

уверены, что идем в кафетерий всего лишь выпить чашечку черного кофе. Подобно зависимому поведению, импульсивное искушает нас чем-то приятным. Импульсивное поведение может перейти в расстройство контроля над импульсами, если снова и снова уступать своим прихотям со всеми их пагубными последствиями.

Смысл компульсивного поведения, в отличие от зависимого и импульсивного, — исключительно в том, чтобы избежать нежелательных последствий. Они порождены тревогой и не приносят радости.

Эти повторяющиеся действия мы совершаем с целью унять страх, вызываемый возможностью негативного исхода. Но сам по себе этот поступок зачастую неприятен — во всяком случае, не доставляет удовольствия, особенно после множества повторов. Попросту говоря, тревога воплощается в мысли: «Если я этого не сделаю, случится нечто ужасное». Если не проверять ежеминутно электронную почту, я не узнаю о новом письме в тот же миг, как оно придет, и не смогу вовремя ответить на срочный вызов или поручение начальника, а может, просто буду мучиться неизвестностью. Если не отслеживать, на какие сайты ходит партнер, нельзя быть уверенным, что мне он не изменяет. Если хоть на йоту отклониться от порядка развешивания вещей в гардеробе, весь дом погрузится в хаос. Если не заниматься шопингом, это будет означать, что сегодня я не могу себе позволить красивые вещи, а завтра стану нищим бродягой. Если я перестану ревностно хранить любую памятную безделушку и поддамся уговорам близких очистить дом от хлама, то буду чувствовать себя уязвимым, буквально голым, ведь самые светлые мои воспоминания превратятся в мусор.

В основе любой компульсии лежит потребность избежать того, что причиняет боль или вызывает страх.

«Компульсивными являются действия, совершаемые с целью облегчения переполняющей человека тревоги», — пояснил Шимански, который, прежде чем возглавить в 2008 г. IOCDF, был лечащим врачом в Институте обсессивно-компульсивных расстройств при психиатрической больнице Маклина. По его словам, в отличие от аддикций с их тягой к риску, «компульсивное поведение направлено на избегание риска», оно порождается стремлением уклониться от опасности и совершается ради снижения тревожности, вызываемой мыслями об этой опасности. Я должен это сделать, чтобы ослабить страх и тревогу. Источник компульсии находится в нейронной сети, отвечающей за обнаружение угроз. Эта сеть, получив от зрительной зоны коры головного мозга информацию о незнакомце, виднеющемся в темном проеме двери в пустынном переулке, по которому вы идете совсем одни, кричит: «Опасность!»

«Вот что такое тревога, — объяснил Шимански. — Это ощущение, что вокруг не все благополучно и что вам, возможно, что-то угрожает. И вы буквально раздавлены пониманием того, что готовы на все, лишь бы избежать угрозы». <…>

Компульсия отличается от аддикции тем, что толчком к ней служит стремление уменьшить тревогу, а не получить удовольствие.

Кроме того, объем компульсивных действий не приходится наращивать для достижения прежнего эффекта, как это имеет место в случае аддикции.

Компульсивность — это вынужденное поведение, эмоциональным стимулом которого является физически ощущаемое беспокойство, чувство угнетенности и даже дурное предчувствие, усиливающееся, если вы пытаетесь с ним бороться. «Компульсивное действие — это форма самолечения, — сказал Джеймс Ханселл. — Оно призвано облегчить или нейтрализовать болезненные переживания. В его основе лежит тревожность». Компульсивное поведение помогает держать боль под контролем. Это своеобразное самовнушение: «Теперь все хорошо. Я проверил почту в лифте — через пятнадцать секунд после того, как проверял ее в офисе. Какое облегчение! Хотя, подождите-ка, вдруг уже пришло новое письмо?» Компульсивные действия становятся привычными именно потому, что они эффективны. Страх отстать от жизни, не прочитав сообщение, едва оно будет получено, ослабевает, если вы компульсивно проверяете свой ящик. Поэтому вы и продолжаете это делать.

к истории понятия – тема научной статьи по философии, этике, религиоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Медицинская психология

Д.Г. Литинская

КОМПУЛЬСИВНОСТЬ: К ИСТОРИИ ПОНЯТИЯ

В данной статье рассматриваются компульсивность как сложная многомерная категория в рамках научного и общественного дискурсов, а также компульсивность как характеристика нормальной и патологической личности.

Ключевые слова: эпилептоидность, компульсивность, навязчивость, расстройства личности, психопатия, акцентуация, тендерные проблемы.

Компульсивность — сложная многогранная категория в психологии и медицине, изначально содержащая в себе некое противоречие, так как, с одной стороны, ее привязывают к концепту навязчивости, а с другой — к эмоциональным выплескам. История этого вопроса достаточно длинна, и в результате понятие это выглядит размыто и часто можно видеть в современных научных и публицистических работах противоречивые определения и описания компульсивности, что заставляет нас обратиться к истории вопроса.

Тип личности, который сейчас принято называть компульсив-ным, также часто путают с тем, который называют эпилептоид-ным, но мы отказываемся от концепции эпилептоидности как черты характера в норме или патологии, чтобы не привязывать особенность личности к заболеванию, подразумевающему обязательное физиологическое нарушение. Хотя общая характеристика в виде накопления аффекта и выплеска его в форме вспышки

© Литинская Д.Г., 2016

Статья написана при поддержке гранта РГНФ № 15-33-4106 «Целевые ориентиры государственной национальной политики: возобновление человеческого ресурса и национальные культуры (проблема Другого)».

гнева, конечно, имеется, существенная разница в том, что характерологические изменения такого рода при эпилепсии созвучны пароксизмальным судорожным процессам, и вместе с ними корректируются фармакотерапией, а расстройство характера устроено более плавно, приступы гнева вполне контролируются человеком, и никак не зависимы от физиологического состояния. «Самым характерным является аффективная вязкость с застреванием на отрицательных эмоциях <…>, тенденция «копить» их в сознании в течении длительного времени, все более напрягаясь, с одной стороны; и внезапность и исключительная сила, брутальность аффективного разряда — с другой»1; собственно все это свойственно и ком-пульсивному, но обычно в гораздо более «смазанном», адаптивном варианте, не подразумевающем: а) эскапад, которые действительно могут привести к существенной десоциализации (можно устроить скандал в кругу семьи, но нельзя нарушать социальные нормы публично) — для компульсивного весьма важны правила и он будет их соблюдать во что бы то ни стало, эпилептик много и вязко говорит о правилах и правильности, но если мы имеем дело с патологическими нарушениями характера в рамках этого заболевания, то удержаться в рамках при пароксизме гнева человек просто не сможет. Здесь даже излишне приводить свидетельства любых медиков, работавших с описываемым контингентом пациентов. Отдельным случаем стоит считать «блатные истерики», замаскированные под вспышки гнева, в том числе культурно институционализированные, например, то, что можно наблюдать в большинстве городов России в «день десантника». Поскольку речь идет о людях, чаще всего имевших травму головы, но недостаточно обследованных, то в этом случае мы не можем с уверенностью утверждать, с чем в каждом конкретном случае имеем дело — с проявлениями патологических изменений при собственно эпилепсии и эпилептофор-мных заболеваниях, компульсивным следованием сложившейся культурной традиции или с проявлениями истероидности и/или массовой истерии.

Так же как и истероидность, компульсивность включает в себя набор разных состояний, нозологий. В первую очередь это ОКР (об-сессивно-компульсивное расстройство) и невроз навязчивостей, а также интересующее нас расстройство личности определенного типа. Первое научное обращение к этой теме датируется десятыми годами XV века у Ф. Платера: «В своих «Наблюдениях» Платер приводит соответствующие примеры: 1) навязчивые состояния, 2) бред изобретения, 3) влюбленность, 4) ревность. Вот человек ученый, порядочный, «верный сын церкви», но всякий раз при мыс-

лях на религиозные темы он вынужден представлять себе разные неприличные вещи. Вот женщина, жена письмоводителя, никак не может избавиться от опасения, как бы не убить своего мужа, которого она, однако, нежно любит. Другая, трактирщица, испытывает точно такое же опасение, касающееся ее новорожденного младенца; все эти люди хотят избавиться от своих мыслей, но не могут. Таково первое в истории психиатрии описание невроза навязчивых состоя-ний»2. Следующим серьезным автором, писавшим на эту тему, следует считать Ж.-Э.Д. Эскироля, который выделял некую «болезнь сомнения», которую по описанию возможно частично соотнести с психастенией, а частично с собственно неврозом навязчивых состояний. Термин «навязчивое состояние» ввел в 1858 г. И.М. Ба-линский, предположив, что демаркацией таковых будет в том числе «чуждость сознанию»3. При этом спор о причине (а следовательно, о возможной терапии) был весьма серьезный. Так, Б.А. Морель еще в середине XIX века, вслед за Платером, утверждал, что причина такого рода состояний/расстройств в дисфункции автономной нервной системы4, в то время как представители немецкой психиатрической школы, в том числе В. Гризингер, полагали, что они могут быть проявлены при сохранном интеллекте и подобны по своему протеканию и генезу паранойе (в его же, Гризингера, понимании5).

При этом очевидно, что для Ю.В. Канабиха важнейшим и актуальнейшим будет описание невроза навязчивостей З. Фрейда, которое, конечно, тоже меняется от работы к работе, но за отправную точку для дальнейшего понимания в психоаналитической мысли примем то определение, которое он дает в Лекциях по психоанализу: «Невроз навязчивых состояний выражается в том, что больные заняты мыслями, которыми они, собственно, не интересуются, чувствуют в себе импульсы, кажущиеся им весьма чуждыми, и побуждения к действиям, выполнение которых хотя и не доставляет им никакого удовольствия, но отказаться от него они никак не могут. Мысли (навязчивые представления) сами по себе могут быть бессмысленными или же только безразличными для индивидуума, часто они совершенно нелепы, во всяком случае, они являются результатом напряженной, изнурительной для больного мыслительной деятельности, которой он очень неохотно отдается. Против своей воли он должен заниматься самокопанием и раздумывать, как будто дело идет о его самых важных жизненных задачах»6. Мы не будем далее подробно описывать историю уточнения концепта навязчивостей за вековую историю психоанализа. В современной аналитической терапии наиболее популярна концепция Нэнси МакВильямс, которая из психоаналитических посылок связыва-

ет компульсивность с паттернами современной культуры, говоря о том, что общество европейского мегаполиса, массовой культуры порождает множество индивидов, которые в первую очередь увлечены концептом «думания и делания», что берет свои истоки в пафосе идеализации разума и веры в прогресс, рожденном в эпоху Просвещения (о чем и мы говорили выше). Эта позиция ставит ценность модели «can-do» выше всех остальных. Современный человек ищет свою реализацию и подлинность как раз в процессах «думания и делания». «Там, где «думание и делание» становится движущим психологическим мотивом для человека и где наблюдается выраженная диспропорция со способностью чувствовать, ощущать, интуитивно понимать, слушать, играть, мечтать, получать удовольствие от произведений искусства, а также с другими видами деятельности, которые в меньшей степени управляемы разумом или служат инструментом для чего-либо, мы имеем дело с обсессивно-компульсивной структурой личности. Множество замечательных и высокопродуктивных людей относится к этой категории. Адвокат, который любит изобретать и произносить законные аргументы, в психологическом отношении оперирует разумом и деятельностью. Участник экологического движения, вовлеченный в политическую борьбу с загрязнением окружающей среды и черпающий в ней самоуважение, движим теми же стимулами. У многих людей крайне ригидной организации, которые соответствуют критериям обсессивно-компульсивного личностного расстройства по DSM, также наблюдается склонность к «думанию и деланию», приблизительно в той же степени выраженная и нередко носящая явно защитный характер. «Трудоголики» и «личности типа А» суть вариации обсессивно-компульсивной темы»7.

Возможными причинами компульсивности личности, как раз благодаря психоаналитической традиции, называются холодное и/или отталкивающее отношение значимых взрослых, создающие примат концептов ответственности и вины. Культура современности устроена таким образом, что этот примат вошел в норму, как социальную, так и идеальную, для большинства людей, принадлежащих обществу европейских мегаполисов. Начала этого стоит искать в развитии нормирования, вызванного вошедшей в норму всех дисциплинарных учреждений (для нас особенно важно — в т. ч. нормы медицинской) систему правил Дж. Бентама8 и попыток построить на нем принципиально новое общество (собственно, попытки эти предпринимались в период крушения старого до основания и построения социокультурных институтов с нуля — период Великой французской революции). Укоренившись в виде правил,

которые не подлежат пересмотру вне зависимости от воли родителей, от сословия к сословию и т. д., правила взросления детей закрепили за определенным возрастом приучение к порядку и первую дисциплинаризацию тела. Что позволило выдвинуть концепции возрастных кризисов и определенных проблем, связанных с их неидеальным прохождением. При этом психоаналитики связывали формирование соответствующих характеров с анальной стадией развития9, когда формируется Супер-Эго — часть личности, отвечающая за контроль, за соблюдение полученных норм поведения и следование образу правильного поведения; собственно в статье «Характер и анальная эротика»10 З. Фрейд впервые связал в единый комплекс такие черты, как ригидность, скупость и любовь к порядку, и привязал онтогенетически к названному этапу. Далее этот этап стал привязываться еще и к аффекту гнева (иногда понимаемому как агрессивность), например, так рассматривала эту проблему А. Фрейд11. При этом важно понимать, что гнев нетождествен агрессии: «Прежде всего, я полагаю, что особенно важно различать понятия «гнев» и «агрессия». В случае агрессии мы имеем дело с действием, направленным на достижение определенной цели: причинить ущерб другому лицу. Это действие, таким образом, направлено на определенную цель. Напротив, гнев <…> вовсе не обязательно имеет какую-то конкретную цель, но означает определенное эмоциональное состояние. Это состояние в значительной степени порождается внутренними физиологическими реакциями и непроизвольной эмоциональной экспрессией»12, но гнев, не имеющий выхода, зажатый в рамки нормирования, которые в современном нам обществе не подразумевают подобной экспрессии, направленной вовне и даже просто проявленной публично, может превращаться в агрессию, в том числе и аутоагрессию.

При этом первична все же программа накопления/удержания/ подсчета, как того элемента, который стоит в основе приучения к порядку. «Обсессивный дискурс организуется в первую очередь числом и перечислением. Действительно, многие навязчивости связаны с числом напрямую, то есть либо строятся на повторении определенного числа, либо на счете. Так, например, в работе П.В. Волкова описывается обсессия, строящаяся на числе 3 и представлении, что Бог — педантичный бухгалтер, подсчитывающий хорошие и дурные поступки человека»13, — пишет В. Руднев, суммируя работы Фромма, Фрейда и современных аналитиков проблемы. Насколько можно суммировать, приравнивать и рассматривать в едином поле столь разные концепты сказать сложно, но очевидно, что все авторы говорят о неумеренной педантичности, свойствен-

ной данному типу характера, наравне с выбросом аффекта. При этом, хоть и много сказано именно об анально-садистическом компоненте как основе такого рода характера, было бы ошибкой говорить, что любая компульсивность сочетается с садистическим компонентом. Собственно садистический компонент по сути есть предъявление требований к окружающему миру и, что важнее, к людям вокруг себя, которые кажутся избыточными относительно нормативов социума и попытки чрезмерного контроля (например, в виде введения наказаний) за соблюдением этих требований. Таким образом, садистическое поведение — это символическое предъявление счетов за поддержание своего контроля, границ своей личности. При этом в первую очередь платить по этим предъявленным счетам приходится им самим: «Старая истина «tempera mutantur, et nos mutamtur in illis» («времена меняются, и мы меняемся вместе с ними») для лиц с навязчивыми расстройствами не имеет силы; они платят за это стремлением к постоянству и страхом перед переменами. Они пытаются удержать жизнь с помощью схем и правил и проявляют упрямую нетерпимость ко всему новому и непривычному, а потому беспокоящему их. Однако то, что они так упорно хотят удержать, приводит их самих к принудительным и навязчивым психическим процессам. Таким образом, за каждой привычкой, каждой догмой и каждым проявлением фанатизма стоит страх -страх перед переменами, перед преходящим и, в конечном счете, страх смерти. Поэтому лица со склонностью к навязчивостям с таким трудом примиряются с людьми или обстоятельствами, которые отнимают у них власть или не подчиняются их воле»14, — пишет Ф. Риман, исходя из того, что тип личности/характера задается основным страхом, присущим человеку. При этом для личностей с навязчи-востями, согласно Риману, характерен страх смерти. Мы же, исходя из того, что в современном мире представление о смерти и умирании существенно трансформировалось15, говорим в этом контексте о страхе не собственно смерти, а о страхе небытия, аннигиляции, растворения и т. п., в том числе о страхе потери границ личности.

Это определение соотносится с определением соответствующих расстройств личности/характера не идентично, но очевидно напрямую. Так, П.Б. Ганнушкин определяет их, в частности, подобным образом: «Обычно это люди очень активные, односторонние, напряженно деятельные, страстные, любители сильных ощущений, очень настойчивые и даже упрямые. Та или другая мысль надолго застревает в их сознании; можно определенно говорить о склонности эпилептоидов к сверхценным идеям. <…> Он подозрителен, обидчив, мелочно придирчив. Все он готов критиковать, всюду

видит непорядки [что, как понятно, говорит об индивидуальных, жестких представлениях о порядке, достаточно негибких, т. е. навязчивых. — Д. Л.], исправления которых ему обязательно надо добиться. В семейной жизни эпилептоиды обыкновенно несносные тираны, устраивающие скандалы из-за опоздавшего на несколько минут обеда, подгоревшего кушанья, плохой отметки у сына или дочери, позднего их возвращения домой, сделанной женой без их спроса покупки и т. д. Постоянно делают они домашним всевозможные замечания, мельчайшую провинность возводят в крупную вину и ни одного проступка не оставляют без наказания. Они всегда требуют покорности и подчинения себе и, наоборот, сами не выносят совершенно повелительного тона у других, пренебрежительного к себе отношения, замечаний и выговора»16. При этом он, со ссылкой на Мауца, разделяет группу психопатов такого рода на две части: антисоциальные и гиперсоциальные. В нашей работе, так как мы, как было сказано, исключаем всех антисоциальных психопатов, нас интересует только вторая группа, которая, очевидно, имеет главным своим признаком собственно компульсивность, а не вспышки гнева как таковые. Собственно, это и дает нам повод объединять компульсивный тип с эпилептоидным в том его подразделении, где он не приводит к антисоциальности, так как тогда демаркационная линия проходит не по аффективным вспышкам, а по привязанности к определенному порядку внешнего и/или внутреннего бытия, нарушение которого приносит существенный психологический дискомфорт, что может способствовать и аффективным вспышкам. Но при этом последнее условие не будет определяющим. Таким образом, как и было сказано ранее, возбудимые личности по Леонгарду будут сопоставимы с асоциальными эпи-лептоидами Ганнушкина, а с гиперсоциальными — педантичные. Что важно: так же, как и мы, описывая педантичный тип, Леонгард представляет его читателю через сравнение с истероидами, а не вовсе самостоятельно: «На уровне явной патологии личности педантическому типу соответствует ананкастическая психопатия. У лиц педантического типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмы вытеснения. Если поступки истериков характеризуются отсутствием разумного взвешивания, то ананкасты «тянут» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Они хотят, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует. Ананкаст не способен вытеснять сомнения, а это тормозит его действия. Таким

образом, необдуманности истериков противопоставляется нерешительность ананкастов. Разумеется, решения, с которыми связаны колебания педантичного субъекта, должны быть в какой-то мере важны для него: оказывать сопротивление естественному вытеснению трудно лишь тогда, когда неверный поступок грозит либо вызвать неприятности, либо воспрепятствовать приятному»17.

Современная классификация расстройств личности из использующейся в России на данный момент МКБ-10 определяет соответствующее расстройство как ананкастное и описывает его следующим образом: данное психическое расстройство диагностируется при наличии общих диагностических критериев и плюс к ним трех и более из нижеследующих признаков:

«а) чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности;

б) озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками;

в) перфекционизм (стремление к совершенству), препятствующий завершению задач;

г) чрезмерная добросовестность, скрупулезность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям;

д) повышенная педантичность и приверженность социальным условностям;

е) ригидность и упрямство;

ж) необоснованные настойчивые требования человеком того, чтобы другие все делали в точности так, как он, или неблагоразумное нежелание позволять выполнять что-либо другим людям;

з) появление настойчивых и нежелательных мыслей и влече-ний»18.

Особенно интересен для нас последний пункт, так как единственным различительным критерием будет наличие или отсутствие очевидного дебюта, это при том, что очевидно, что именно ананкастное расстройство личности, или особенности личности, сходные с таковым, но не ведущие к существенной дезадаптации, становятся прекрасной почвой для формирования ОКР. При этом биографический опрос в рамках клинической беседы может не помочь в диагностике, а затруднить ее, так как, по мнению А.Е. Личко, «каждый тип психопатий имеет свой возраст формирования. <… > Психастенические черты нередко расцветают в первых классах школы, когда беззаботное детство сменяется требованиями к чувству ответственности»19, и, как можно было заметить по историческому обзору отношения к компульсивности, психастеническое поведение вполне может быть похоже на компульсивное. Кроме

того, действительно, с ранних школьных лет компульсия как таковая становится адаптивным поведением, расцениваемым как единственно одобряемое (и, что важнее, ненаказуемое).

Как истерия приписывается скорее женщинам, так проблемы с компульсивностью — скорее мужчинам: «Противопоставление истерического и обсессивного отношения к желанию в учении Лакана (вопрос истерика «Что я для другого?» — вопрос обсессивного невротика «Чего хочет другой?») приводит к тому, что обсессивное начало связывается с мужским, а истерическое с женским — обсессия это, так сказать, по преимуществу мужской невроз, истерия — женский»20. Культурные основания этого могут лежать в особенностях воспитания мужчин в то время, которое, как было выше сказано, является важнейшим для формирования гендерных шаблонов современного мира и связанных с ними концептуально нарушений характера/личности — второй половине XIX века. Образ «приличного мужчины» строился от двух больших концептов, один из которых связан с категорией власти и контроля, а другой — с категорией упорядочивания и счета. Приличный мужчина той эпохи не мог в том или ином виде не служить, поприщ, доступных для него, было уже много, но прототипом любой службы все еще оставалась служба военная. Дискурс военной службы и войны в целом был в рамках нормы, и более того, задавал ее — большая часть словарей иных областей, доступных для деятельности джентльмена, заимствована из этих дискурсов, от гражданских служб (разряды и т. д.) до дискурса межличностных отношений («завоевать любовь», «заслужить доверие» и т. д.). Способность к точным расчетам, а также способность к самодисциплине и дисциплинированию своей семьи и работников, способность к восприятию и созданию сложных многоэтапных инструкций — способность к так называемому ведению дел была необходима, без нее человек рисковал разориться, что вызывало сильный невротический страх, так как реальной угрозой в этом случае была не бедность, а позор. Таким образом, концепт мужества происходит напрямую от категории удержания — удержания власти и контроля, удержания в голове множества счетных величин, что напрямую отсылает нас к компульсивности. И так же как женщинам, прощается некоторая истероидная самодраматизация и конверсионность, мужчине традиционно в большей степени прощается гнев, компульсивное удержание порядка, некоторое даже неуместное стремление к власти. Этим во многом объясняется, что мужчины оказываются с проблемой самоповреждений в клинике неврозов гораздо реже, чем женщины, не за счет того, что самоповреждения действительно редки у мужчин, а потому, что они входят в нормативное поведение. Мужчины реже

обращаются с невротическими экскорациями21, которые так же отчетливо являются самоповреждениями, с концепцией «мужику зазорно к врачу с царапинами ходить».

Итак, все, что сказано о компульсивных личностях — склонность к контролю всего, что окружает человека, предпочтение счетных категорий, вспышки гнева при нарушении правил (причем де-факто правил личных, не так важно, совпадают ли они с общепринятыми) складывается в одну большую экзистенциальную категорию — категорию власти.

Власть и свобода (по крайней мере, в русском языковом поле) это описание в разных семантических категориях сторон одного и того же явления22. Обе эти семы описывают возможности действия, и даже более того — границы возможности области действия. Таким образом, для истероидов, разрушающих границы (в том числе границы социально приемлемого, что и привело к тому, что в истории медицины смогли выделить эту категорию одной из первых), основной ценностью становится свобода (та, которая freedom — «свобода от», не liberty — «свобода для»), а для компульсивного — власть как право поставить свои границы над границами иных людей и даже миропорядка (в его понимании конкретным компульсом, пример такового -Калигула у А. Камю, который в горе от смерти сестры и любовницы объявил войну Богам, заставив своих солдат стрелять по морским волнам в попытке навредить Посейдону). В этом понимании основным признаком типа становится не страх, как это постулируется в типологии Ф. Римана23, а основная ценность, она же основная недостача, место основного экзистенциального стремления.

Итак, мы рассмотрели различные понимания сущности компуль-сивности. В свете истории вопроса становится очевидно, что современные исследования характеристик личности, как в норме, так и в патологии, требуют обращения к понятийной структуре не только и не столько науки, сколько обращения к самому феномену и улавливания оного в поведении или языковой картине человеческого общения.

Примечания

Сметанников П.Г. Психиатрия М.: Медицинская книга, 2007. С. 468. КаннабихЮ.В. История психиатрии. М.; Минск: АСТ; Харвест, 2002. С. 86-87. Щербатых Ю.В, Ивлева Е.И. Определение понятия «фобия» // Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж: Исток, 1998. MorelВЛ. Traité des dégénérescences physiques, morales et intellectuelles de l’espèce humaine et des causes qui produisent ces variétés: En 2 vols. P., 1857.

5 Griesinger W. Mental Pathology and Therapeutics. 2nd ed. N. Y.: William Wood & Co., 1882.

6 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.

7 Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М.: Класс, 1998.

8 Bentam J. «Panopticon»: or, the Inspection-House: containing the idea of a new principle of construction applicable to any sort of establishment, in which persons of any description are to be kept under inspection; and in Particular to Penitentiary-houses, Prisons, Houses of industry, Workhouses, Poor Houses, Manufactories, Madhouses, Lazarettos, Hospitals, and Schools; with a plan of management adopted to the principle; in a series of letters, written in the year 1787, from Crechoff in White Russia, to a friend in England. L.: T. Payne, 1791.

9 Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности // Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990; Кляйн М. Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001; и др.

10 Фрейд З. Характер и анальная эротика // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск: Беларусь, 1991. С. 151-155.

11 Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции Анны Фрейд. М., 1997.

12 Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль СПб.: Прайм-Ев-рознак; Нева; М.: Олма-Пресс, 2001. С. 43.

13 Руднев В. Обсессивный дискурс // Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 2009. С. 279.

14 Риман Ф. Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии. М.: Алетейя, 2000. С. 170-171.

15 Литинская Дж.Г. Герменевтика смерти в современном мире: аспект самоубийства // Мышление и речь: подходы, проблемы, решения. Материалы XV Меж-дунар. чтений памяти Л.С. Выготского: В 2 т. / Под ред. В.Т. Кудрявцева. Т. 1. М.: Левъ, 2014.

16 Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. М., 2007. С. 37-38.

17 Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 89.

18 МКБ-10. Р60.5х Ананкастное расстройство личности // Психосфера. [Электронный ресурс] URL: http://psysphera.narod.ru/MKB10/f6.htm (дата обращения: 15.11.2015).

19 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983. С. 7.

20 Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. М., 1999. С. 77.

21 Терентьева М.А. Невротические экскорации в рамках психических расстройств (клиника, патопсихология, терапия): Дис. … канд. мед. наук. М., 2007.

22 Арутюнова Н.Д. Воля и свобода // Логический анализ языка. Адресация дискурса. М.: Индрик, 2012.

23 Риман Ф. Указ. соч. С. 170-171.

Компульсивное расстройство сексуального поведения признали болезнью. Что это такое?

Компульсивное расстройство сексуального поведения войдет в МКБ-11. «МедНовости» рассказывают, как опознать эту сложную для диагностирования патологию.

Согласно Международной классификации болезней (МКБ-11), которая должна вступить в силу с 2022 года, Всемирная организация здравоохранения признает «компульсивное расстройство сексуального поведения» расстройством привычек и влечений.

Компульсивное расстройство сексуального поведения представляет собой неспособность контролировать сильное половое влечение, приводящее к пренебрежению своим здоровьем, несмотря на возможное отсутствие удовольствия от интимности.

Точные признаки и симптомы сексуальной зависимости установить трудно, поскольку нет официального набора рекомендаций для определения данного расстройства. На этой почве возникло множество споров среди экспертов, вплоть до предложения не квалифицировать его как зависимость.

Расплывчатость критериев создает трудности в проведении различий между сексуальной зависимостью и любовью к сексу. Тем не менее, есть несколько признаков, на которые стоит обратить внимание.

1. Компульсивная мастурбация.

Ключевое слово здесь именно «компульсивная», поскольку мастурбация совершенно нормальна и может даже обеспечить ряд преимуществ для здоровья. Это становится проблемой, если начинает мешать повседневной жизни.

Эксперты, тем не менее, не могут провести четкую грань. Вероятнее всего, в случае постоянного игнорирования своих обязанностей (например, мастурбация в санузле офиса вместо работы) или пренебрежения отношениями (оставление без внимания потребностей своего партнера), компульсивный акт может быть признаком сексуальной зависимости или других проблем, касающихся психического здоровья.

2. Попадание в опасные ситуации

Неконтролируемое половое влечение может выражаться в регулярных практиках, представляющих угрозу зависимому индивиду и его окружающим. Несмотря на возможность серьезных последствий, присутствует нелегальная сексуальная активность (непристойное обнажение, сексуальная активность с участием несовершеннолетних, апскёртинг и т. д.).

Оставаясь в рамках закона, такой человек может иметь несколько внебрачных отношений, заниматься незащищенным сексом или тратить слишком много денег на порнографию. «При сексуальной зависимости сам зависимый чувствует отчаяние получить свой сексуальный выход, независимо от стоимости», — рассказала психотерапевт доктор Тина Тессина (Tina Tessina).

3. Чувство сильного раздражения без секса

Когда секс доминирует над жизнью человека настолько, что все остальное отходит на задний план, неудивительно чувство измученности при его отсутствии.

«Здоровый сексуальный аппетит можно контролировать. Если секс недоступен, это разочаровывает, но не разрушает», — объяснила Тессина. Расстройство может произойти вследствие развития привычки использовать сексуальное поведение как форму эскапизма или механизм преодоления одиночества, стресса, депрессии т. д.

Для лечения сексуальной зависимости необходимо обратиться за помощью к психологу, психиатру или сексопатологу. Лечение обычно представляет собой когнитивную поведенческую терапию для устранения основной причины зависимости.

«Отличная мысль» — программа лечения обсессивно-компульсивного расстройства

Подробнее о Вашей проблеме по телефону

Если вас интересует более подробная информация по проблеме, оставьте контактный номер телефона, в ближайшее время дежурный специалист вам перезвонит и ответит на любые вопросы.

Избавим Вас от навязчивых мыслей, движений и ритуалов. Вернём к полноценной жизни!

Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства


  • Пугающие образы и влечения
  • Компульсивные поступки (ритуалы)
  • Навязчивая проверка собственных действий
  • Страх неприятностей, загрязнения или заражения
  • Необъяснимое стремление что-либо считать
  • Чрезмерная организованность и педантичность
  • Перфекционизм в отношениях, работе и даже в отдыхе
  • «Застревание», «зацикливание» на своих мыслях

Вы чувствуете, что со временем настроение становится хуже: апатия, депрессия, навязчивости нарастают, а ритуалы начинают заполнять все свободное время или вредить физическому здоровью. 

Возможно, за Вашими плечами была уже не одна встреча с психологами, психотерапевтами и психиатрами. Вам не ставят «страшных» психиатрических диагнозов «Шизофрения» или «Биполярное расстройство», но, тем не менее, назначают лекарства и психотерапию. Однако, такое лечение нельзя назвать эффективным— симптомы сохраняются и лишь агрессивная фармакотерапия на время снижает тревогу.

Что такое обсессивно-компульсивное расстройство?


Обсессивно-компульсивное расстройство — синдром,  характеризующийся наличием навязчивых мыслей (обсессий), на которые человек реагирует определенными действиями (компульсиями). Причины расстройства редко бывают поверхностными. Синдром сопровождается также развитием навязчивых воспоминаний и разнообразных патологических фобий. Может иметь хронический, эпизодический и прогрессирующий характер.

Обсессия  —  навязчивая мысль, неотступное желание чего-либо, не поддающиеся контролю и сопровождающиеся тревогой и сильным беспокойством. В попытках справиться с такими мыслями, человек прибегает к совершению компульсий.

Компульсия —  непреодолимая потребность совершать определённые действия (ритуалы), которые могут быть оценены самой личностью как иррациональные или бессмысленные, а внутренняя потребность к их выполнению вынужденная и является результатом обсессивных идей.

Распространённые примеры проявления ОКР


Преувеличенное чувство опасности. Страх материальности мыслей: 

  • «сейчас я потеряю контроль и причиню вред своим близким»
  • «сейчас случится что-то ужасное, я это чувствую»
  • «я не должен так думать, всё это сбудется из-за меня»

Патологическая боязнь загрязнения. Жажда чистоты

Избыточный перфекционизм, преувеличенная ответственность — «всё должно быть сделано идеально», «всё зависит от меня, ошибки недопустимы»

Как работает этот болезненный алгоритм?


У большинства людей нежелательные или навязчивые мысли возникают довольно часто, но все страдающие от расстройства сильно преувеличивают их важность. Страх собственных мыслей приводит к попыткам нейтрализовать негативные чувства, возникающие от обсессий, например, путём избегания ситуаций, вызывающих соответствующие мысли, или участвуя в «ритуалах» чрезмерного самоочищения или молитвы.

Как мы отметили ранее, повторяющееся поведение избегания может «застревать», «зацикливаться», то есть иметь тенденцию к повторению. Причиной обсессивно-компульсивного расстройства является интерпретация навязчивых мыслей как катастрофических и истинных.

Если вы периодически на протяжении многих лет ощущаете:


  • Постоянную или волнообразную тревогу
  • Потребность совершать определенные ритуализированные действия
  • Стойкое снижение качества жизни в связи с необходимостью избегания определенных мыслей и действий, мест и событий

А также вас преследуют:


  • Существенные проблемы в учебе и карьере
  • Неспособность установить серьезные отношения
  • Постоянная критика и давление со стороны родственников
  • Множество бессмысленных действий
  • Чрезмерная вовлеченность в компьютерные игры и интернет, алкоголь
  • Одиночество и замкнутость
Мы настоятельно рекомендуем не откладывать обращение за помощью и пройти коррекционную программу. Консультации и психотерапевтические сессии по программе проходят несколько раз в неделю, вплоть до купирования выраженной симптоматики, затем частота встреч со специалистами уменьшается до 2 — 3 в месяц. Рассчитывайте на то, что в конечном итоге мы вместе справимся с Вашей проблемой.  

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства в Нейрологии


Ежедневно специалистами клиники «НЕЙРО-ПСИ» проводится анализ мировой практики в области психиатрии и психотерапии. Цель — беспристрастный отбор и внедрение тех методов лечения и психологической помощи, эффективность которых убедительно доказана в независимых исследованиях. 

Мы руководствуемся принципами доказательной медицины и используем в качестве базового метода лечения психотерапевтическую парадигму, эффективность которой была широко признана профессиональным сообществом.

В чём суть программы лечения обсессивно-компульсивного расстройства?


Поскольку навязчивые мысли, ритуалы и состояния являются лишь симптомами психической дисфункции, для достижения стабильного результата лечить необходимо первопричину. С клиентом проводится комплексная работа, учитывающая главные факторы, создающие самочувствие.

Основной упор делается на том, чтобы научить клиента правильной реакции на свои мысли, эмоции, внутренние ощущения и интерпретацию внешних событий.

Все виды психотерапевтического и лекарственного лечения служат одной цели: добиться наилучшего результата в кратчайшие сроки. При этом, за счет координирования усилий специалистов различного профиля, возможен наиболее полный охват всех видов психических заболеваний, расстройств и нарушений. 

Какие методы лечения


применяются?

Первостепенно:

  • Когнитивно-поведенческая психотерапия (Сognitive-Behavioural Therapy).
  • Схематерапия (Schema Therapy).
  • Терапия реальностью (Reality Therapy).
  • Терапия выбором (Choice Theory).
  • Рациональная фармакотерапия.

Психофармакотерапия (по показаниям)

Терапия с помощью системы биологической обратной связи

Рациональная психокоррекция стресса 

  • Прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону.
  • Традиционные и современные гимнастические системы, релаксационные техники.
  • Дыхательные техники​.
  • Стресс-экспозиция.
  • Обучение самоконтролю.

Коррекция образа жизни​

  • Работа с вредными привычками.
  • Коррекция рациона питания.
  • Профессиональная и социальная адаптация.

Как проходит лечение


по программе?

Каждая лечебная программа в клинике «НЕЙРО-ПСИ» состоит из четырёх этапов:

  1. диагностика,
  2. работа с симптоматикой заболевания,
  3. работа с причинами возникновения заболевания,
  4. закрепление достигнутых результатов.

Эффективность работы увеличивается за счет разделения лечебного процесса на заранее определённое количество сессий, в удобное время и без госпитализации. Это значит, что каждая программа адаптируется под ту проблему, с которой обратился клиент.

Программный метод лечения предсказуем, ограничен по времени, продуктивен, а главное — понятен для клиента.

Само собой, лечение проходит в комфортном режиме без отрыва от работы, учебы или семьи. С вами будут работать специалисты различного профиля (бригадный метод). Это необходимо для сведения к минимуму рисков диагностических ошибок, которые могли бы привести к принятию неоптимального плана лечения.

Улучшения самочувствия и настроения (излечение) происходят по стадиям: вслед за уменьшением эмоциональных проблем снижается телесная симптоматика. Работа с причинами (этиологией) обсессивно-компульсивного расстройства позволяет избежать рецидивов в дальнейшем.

Каковы результаты


и прогноз?

По завершении программы вы избавляетесь от навязчивых мыслей и ритуалов, боязни загрязнения, немотивированных страхов, приступов паники и множественной вегетативной симптоматики (резкие скачки давления, учащённое сердцебиение, головокружение, тошнота).

Согласно статистике, результативность применяемых методик приближается к 100% в случае соблюдения всех рекомендаций специалистов.

Навыки, которые вы приобретаете в процессе прохождения программы:

  • самоконтроль и саморегуляция
  • конструктивный анализ состояния организма
  • понимание собственной мыслительной и эмоциональной сферы
  • возможность управления своим вниманием
  • способность осознанно действовать в стрессовых ситуациях

Значительно улучшается эмоциональное и физическое состояние, обретается уверенность в себе, в завтрашнем дне. Снимается эмоциональное напряжение, восстанавливается сон и аппетит. Многократно повышается работоспособность.

С чего начать


прохождение курса?

Для того, чтобы вы могли узнать план лечения, рекомендуем записаться на диагностическую (первую) консультацию.


Не откладывайте обращение в клинику

Оставьте контактный номер, в ближайшее время дежурный специалист перезвонит Вам и поможет проанализировать ситуацию.

Значение, Определение, Предложения . Что такое компульсивный

Каждый компульсивный игрок верит в систему, даже нелогичную.
Думаешь такой обсессивно-компульсивный парень как Окурро допустит такое?
Твое обжорство, имеет компульсивный характер, и может привести к ряду других обсессивных привычек.
Я компульсивный но в то же время очень неуверенный.
Термины компульсивный шопинг, компульсивная покупка и компульсивные расходы часто используются взаимозаменяемо, но поведение, которое они представляют, на самом деле различно.
Эти симптомы позволяют предположить, что клептоманию можно рассматривать как обсессивно-компульсивный тип расстройства.
Кластер с, избегающий, зависимый и обсессивно-компульсивный, показал наименьшее совпадение, чуть меньше одной трети.
Другие результаты
Последний раз ты собирался установить их в одном из 3-ёх мест, и ты слишком компульсивен, чтобы измениться.
Или же он будет самоуничижительным и компульсивно уступчивым; он будет проявлять симптомы потребности или созависимости.
В случаях тяжелых инвазий хозяин ухаживает компульсивно, усугубляя депиляцию, и это может привести к психическому расстройству.
Дальнейшее повреждение кожи и шерсти овец происходит, когда овцы ухаживают компульсивно.
Подобным образом упражнения могут применяться и при терапии тревожности, обсессивно-компульсивного и посттравматического стрессового расстройства.
Чрезмерная гигиена тела — один из примеров обсессивно-компульсивного расстройства.
Hague et al. сообщается, что групповая терапия дала самые высокие результаты в лечении компульсивного покупательского расстройства.
Злоупотребление бензодиазепином варьируется от случайных запоев в больших дозах до хронического и компульсивного злоупотребления наркотиками в больших дозах.
Вещества, которые являются одновременно полезными и положительно укрепляющими, обладают потенциалом вызывать состояние аддикции – компульсивного употребления наркотиков, несмотря на негативные последствия.
Атомоксетин, из-за его отсутствия ответственности наркомании, может быть предпочтительным у тех, кто подвергается риску рекреационного или компульсивного использования стимуляторов.
Эволюционные психологи постулировали, что умеренные варианты компульсивного поведения могли иметь эволюционные преимущества.
Симптомы компульсивного деклаттеринга включают повторяющееся отбрасывание материалов и последовательную реорганизацию своего непосредственного окружения.
Воздействие компульсивного деклаттеринга на того, кто им обладает, может быть значительным.
Хотя в настоящее время нет специальных методов лечения компульсивного деклаттерирования, попытки лечения включены в различные способы лечения ОКР.
Другие же классифицируют клептоманию как разновидность расстройства контроля импульсов, например обсессивно-компульсивного расстройства или расстройства пищевого поведения.
Люди, страдающие синдромом Диогена, обычно проявляют признаки коллекционирования, накопления или компульсивного расстройства.
Сейфрид заявил, что она страдает от беспокойства, обсессивно-компульсивного расстройства и панических атак.
Это может быть сосредоточенное на еде проявление обсессивно-компульсивного расстройства, которое имеет много общего с контролем.
Терминология, используемая для обозначения компульсивного поведения при использовании цифровых медиа, не является стандартизированной или общепризнанной.
Преодолел серьезное обсессивно-компульсивное расстройство, чтобы стать главным разработчиком операционного софта, используемого в военных беспилотниках.
Мое сексуальное обсессивно-компульсивное поведение влияет на мою умственную компетентность.
Даже не знаю, что хуже: его помпезность или его ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство).
Изготовление бомбы такое же компульсивное действие, как и поджог.

Что такое ОКР простыми словами. Обсессивно-компульсивное расстройство

Что такое ОКР?

Обсессивно-компульсивное растройство (ОКР):

  • это фобия собственных мыслей, образов, ощущений, переживаний, импульсов;
  • это когда эти самые мысли, ощущения вызывают такой страх, чувство вины или дискомфорт, что Вы пытаетесь убрать, нейтрализовать, «обезвредить» их;
  • это когда боитесь снова пережить то, что чувствовали ранее при возникновении этих нежелательных мыслей, образов, ощущений, импульсов, и поэтому;
  • стараетесь не думать, не чувствовать то, чего боитесь и пытаетесь это контролировать;
  • это когда то, от чего так упорно убегаете, и с чем так отчаянно боретесь, «догоняет» все чаще и чаще, т.е. когда страшные, вызывающие чувство вины и сильный дискомфорт, мысли и ощущения приобретают навязчивый характер;
  • это когда, пытаясь справиться с тревогой, чувством вины и дискомфортом, регулярно совершаете какие-то действия , которые не хотите совершать, но не совершать не можете; они могут быть как внешнего, так и внутреннего содержания, то есть это поведение может быть направлено во вне (видимое действие): проверять снова и снова, закрыта ли дверь, мыть руки часто, переспрашивать, стучать по определенным предметам, переделывать что-либо много раз, расставлять вещи в определенном порядке и так .д., а может быть направлено во внутрь (ментальное действие): компульсивно анализировать, передумывать, представлять что-то хорошее, если подумалось страшное; при чем все эти действия могут быть в норме у человека без ОКР и могут быть компульсивными у человека с ОКР, отличаясь тем, что человек с ОКР не может их не делать, так как это способ, как я уже написала выше, убрать тревогу, чувство вины или дискомфорт.

«Это когда чувствуешь, что ты в невидимой клетке, созданной твоим же разумом, но выбраться из нее не получается. И попытки приводят к тому, что клетка становится еще более маленькой и давящей», — сказал как-то один из моих пациентов.

Выбраться из этой клетки можно. Но нужно иметь мотивацию, четко понимать механизмы возникновения ОКР, долю мужества подружиться с собственными «драконами» и упорство.

В этой статье мы немного поговорим о механизмах возникновения ОКР. И если Вы или Ваши родные сталкивались с навязчивыми мыслями, то знать об этом будет полезно.

Дело в том, что мысли, которые приходят в голову людям с ОКР, посещают практически все головы, так как наш мозг производит  примерно 50% так называемых мыслей-«спам» (то есть мыслей, которые ничего не значат, и являются «побочным» продуктом работы нашего мозга, постоянно обрабатывающего любую информацию, которая когда-либо поступала). Тут ВАЖНО усвоить, что мозг обрабатывает всю информацию, которая КОГДА-ЛИБО поступала, независимо от Вашего желания или не желания. Это значит, что если Вы когда-нибудь смотрели фильмы про убийство, то в какой-то момент Вы можете подумать: «А что если я убью свою жену?». И так бывает. И ничего страшного и крамольного в этом нет. Если Вы конечно не идете после этого и не убиваете свою жену.

Так чем же люди, склонные к ОКР, отличаются от людей, к этому не склонных?

Почему у одних эти мысли превращаются в навязчивые, а у других – нет?

Все дело в реакции на эти мысли. На одну и ту же мысль разные люди реагируют по-разному. Для одного эта мысль будет просто «ЕРУНДОЙ, КОТОРАЯ ПРИШЛА В ГОЛОВУ», а для другого та же мысль будет чем-то ужасным, за что он в ответе.  То есть мы или придаем или не придаем ЗНАЧЕНИЕ одним и тем же мыслям, образам, ощущениям.  И люди, которые придают большое значение этому всему мысленному спаму, не виноваты, что они так реагируют и воспринимают. На то есть свои причины, на которых мы в этой статье останавливаться не будем. Но возможно рассмотрим в следующих статьях.

Когда же придают большое ЗНАЧЕНИЕ нежелательным мыслям, образам, импульсам, они в свою очередь вызывают сильные эмоции, такие как страх, тревога, чувство вины, сильный дискомфорт, от которых в свою очередь естественно хочется избавиться, чтобы этого всего не чувствовать. И тогда люди делают следующие логичные шаги, которые в последствие и приводят к тому, что мысли, ощущения, импульсы, образы становятся навязчивыми. Какие же это логичные, но ошибочные «шаги»:

  • Стараются избегать ситуаций, в которых появляются эти все неприятные мысли, импульсы и т.д.
  • Стараются контролировать и не думать, не чувствовать то, что пугает.
  • Стараются «обезвредить» то, что уже возникло; то есть бороться с этими мыслями/образами/ощущениями/импульсами.

И вот тут начинается проблема. В этом месте «мысли-спам» или «импульсы-спам» в результате всех этих защитных, казалось бы логичных, действий превращаются в навязчивые.

Почему? Что не так?

Потому что:

  • Когда мы избегаем пугающих нас ситуаций, мы не учимся их переживать – это раз; и мы не получаем другого коррегирующего опыта, который опровергнет ранее присвоенное значение – это два.
  • Когда мы пытаемся контролировать мысли и запрещаем себе о чем-либо думать, для нашего мозга это значит, что он должен стоять на «страже» и замечать все то, о чем нельзя думать. А это значит, что мы с удвоенной силой замечаем то, что не хотим, и думаем то, что себе запрещаем.
  • Когда мы пытаемся что-то сделать с нашим мысленным «спамом» и как-то его обезвредить, это команда для нашего мозга: это было важно! Помести это в «папку важно», обращай внимание на все похожие; и еще мы получаем ошибочную информацию о том, что только так можно справится с этой проблемой и «именно потому, что я не пользуюсь теперь ножами,  жена выжила и я ее не убил», что само по себе закрепляет веру в то, что этот «спам» — важен.

Так возникает ОКР.  И дальше человек ходит по одному и тому же замкнутому кругу. Ходит, пока не начнет идти против течения, в другую сторону. Пока не начнет разбираться в своих страхах и не развернется к ним лицом.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Напротив, лица, осуществляющие уход в рамках ненадежной привязанности, могут оказывать помощь с низким уровнем отзывчивости и / или высоким уровнем компульсивности и, следовательно, негативно воспринимаемым получателями помощи. Представление о том, что эмоции связаны не только с компульсивностью и иррациональностью, но и являются подсознательной реакцией, является основой теории эмоционального брендинга.Из

Википедия