29.03.2024

Каким должен быть человек по марку аврелию: 10 мыслей Марка Аврелия

Марк Аврелий цитаты которые стоит узнать и повторять

Марк Аврелий известен своими размышлениями и стал достойным императором Римской империи «золотого века».

«Будьте подобны скале, о которую постоянно разбиваются волны; но она стоит твёрдо и укрощает ярость воды вокруг себя». ― Марк Аврелий

1 Римский император и философ Марк Аврелий (121–180)

2 Марк Аврелий. Цитаты.

2.1 Проснувшись утром, скажите себе

2.2 Шаги по жизни

2.3 Ты говоришь: люди не могут восхищаться остротой твоего ума?

2.4 Величие человека заключается не в богатстве и положении

2.5 Похожие записи:

Римский император и философ Марк Аврелий (121–180)

  • Марк Аврелий был усыновлен императором Антонином Пием
  • С 12 лет он приступил к серьезному изучению философии и занимался ею всю жизнь. После его смерти обнаружили написанное им по-гречески философское сочинение «К самому себе», поэтому он вошел в историю как император-философ.
  • Был человеком нравственным, скромным и отличался исключительной стойкостью в перенесении превратностей жизни.
  • «С самых юных лет обладал он таким спокойным характером, что ни радость, ни горе никак не отражались на выражении его лица» (Авр. Викт. Извл. XVI).
  • «Марк Аврелий постоянно повторял изречение Платона: «Государства процветали бы, если бы философы были властителями или если бы властители были философами» (АЖА, М. Ант. XXVII).
  • В период правления Антонинов Римская империя была огромна, сильна и богата, что пагубно сказывалось на нравах правящей верхушки. Аристократия разлагалась, и не случайно императоры были выходцами из провинций (Траян и Адриан — из Испании, Антонин Пий — из Галлии).
  • В такое время судьба монархии во многом зависит от качеств правителя. Антонины оказались достойными императорами. Не случайно время их правления называли «золотым веком»
  • После смерти Антонина Пия в 161 году власть перешла к его приемным сыновьям Марку Аврелию и Луцию Веру, который не отличался ни государственным умом, ни полководческим талантом (умер в 169 году).
  • Сразу же начались серьезные осложнения на Востоке, где парфяне захватили Армению и вторглись в Сирию. Пришлось перебрасывать сюда дополнительные легионы, но победа над парфянами была омрачена начавшейся в Двуречье эпидемией чумы, захватившей часть римских войск и перешедшей в пределы империи.
  • Осложнилось положение на дунайской границе, чтобы справиться с воинственными германскими и славянскими племенами, Марку Аврелию пришлось набирать в свою армию гладиаторов.
  • А в 172 году началось восстание в Египте. Подавив его, опытный полководец Авидий Кассий объявил себя императором. Против него выступил Марк Аврелий, но до столкновения дело не дошло: Кассий был убит заговорщиками.
  • Вернувшийся в Рим Марк Аврелий вскоре был вынужден вновь выступить на защиту страны от придунайских племен маркоманов, квадов и их союзников. Отразив эту угрозу, он заболел (по одной версии, чумой, по другой, более поздней — язвой желудка) и умер в Виндобоне (Вене).
  • Среди его вещей были обнаружены записи, которые он вел во время походов. Позже они издавались под заглавием «Размышления», «К самому себе», «Наедине с собой». Судя по всему, они не предназначались для опубликования: автор в самом деле обращается к самому себе.
  • Однако ему не свойственны пустые мудрствования, далекие от реальности и жизненной правды.
  • Уже в первой книге он перечисляет все то хорошее, что передали ему предки и чему и научили воспитатели, благодаря судьбу (богов) за свои сдержанность, презрение к роскоши и богатству, стремление к справедливости.
  • Прекрасно понимая, что мудрость правителя проявляется не в словах, а в делах, он обращается к себе: «Трудись, не жалуйся. И не из желания, чтобы сострадали, изумлялись; одного, желай: двигаться и покоиться так, как почитает за достойное гражданственный разум». «Радость человеку — делать то, что человеку свойственно.
  • А свойственны человеку благожелательность к соплеменникам, небрежение к чувственным движениям, суждение об убедительности представлений, созерцание всеобщей природы и того, что происходит в согласии с ней».
  • «Если кто может уличить меня и показать явно, что неверно я что-нибудь делаю или понимаю, переменюсь с радостью. Я же правды ищу, которая никому никогда не вредила; вредит себе, кто коснеет во лжи и неведении».
  • — Мнение Баландина Рудольфа Константиновича, высказанное в книге «100 великих гениев»

Марк Аврелий. Цитаты.

«Отдайте свое сердце ремеслу, которому вы научились, и черпайте в нем освежение». ― Марк Аврелий

«Для счастливой жизни, для того, кто понял существование, почти ничего материального не нужно… У вас есть власть над своим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это, и вы обретете силу». — Марк Аврелий

«Думай о красоте жизни. Смотри на звезды и представь, как ты бежишь вместе с ними». ― Марк Аврелий

«Счастье вашей жизни зависит от качества ваших мыслей». ― Марк Аврелий

«Все, что мы слышим, — это мнение, а не факт. Все, что мы видим, — это перспектива, а не правда… Я часто удивлялся, почему каждый человек любит себя больше, чем всех остальных людей, но при этом меньше ценит свое собственное мнение о себе, чем мнение других». ― Марк Аврелий

«Всякий раз, когда вы собираетесь придраться к кому-то, задайте себе следующий вопрос: какая моя ошибка больше всего похожа на ту, которую я собираюсь критиковать?» ― Марк Аврелий

«Цель жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы не оказаться в рядах безумцев»… Не трать больше время на споры о том, каким должен быть хороший человек. Будь им.» ― Марк Аврелий

«Обидчику нужна жалость, а не гнев. С теми, кто нуждается в исправлении, следует обращаться с тактом и мягкостью; и нужно быть всегда готовым учиться лучше. — Лучшая месть — не уподобляться им. Лучшая месть — быть непохожим на того, кто причинил вред». ― Марк Аврелий

«Если это неправильно, не делай этого; если это неправда, не говорите этого». ― Марк Аврелий

«Не веди себя так, как будто ты собираешься прожить десять тысяч лет. Смерть висит над тобой. Пока ты жив, пока это в твоей власти, будь добр». ― Марк Аврелий

«Ценность человека измеряется ценностью того, что он ценит». ― Марк Аврелий

«Закончи своё жизненное путешествие в довольстве, подобно тому, как маслина опадает, когда созреет, благословляя природу, которая произвела ее, и благодаря дереву, на котором она выросла». ― Марк Аврелий

«Нигде человек не может найти более спокойного и безмятежного убежища, чем в своей собственной душе». ― Марк Аврелий.

«Счастье тех, кто хочет быть популярным, зависит от других; счастье тех, кто ищет удовольствий, колеблется в зависимости от настроения, не зависящего от них; но счастье мудрых вырастает из их собственных свободных действий». ― Марк Аврелий

«Все люди созданы друг для друга: либо учи их лучше, либо терпи». ― Марк Аврелий

«Всё — лошадь, виноградная лоза, — создано для какого-то долга… Для чего же ты сам создан?» ― Марк Аврелий

«Приспособьтесь к той жизни, которая вам дана; и искренне любите людей, которыми вас окружила судьба» — Марк Аврелий

«Будь терпим к другим и строг к себе». — Марк Аврелий

«Внешняя показуха — прекрасный извращатель разума». ― Марк Аврелий

«Ничто так не расширяет кругозор, как способность систематически и верно исследовать все, что попадает под твое наблюдение в жизни». ― Марк Аврелий

«Какую бы хорошую жизнь ты ни вел, всем не угодишь.» ― Марк Аврелий

Проснувшись утром, скажите себе

  • «Проснувшись утром, скажите себе: люди, с которыми я сегодня буду иметь дело, будут назойливыми, неблагодарными, высокомерными, нечестными, ревнивыми и угрюмыми. Они такие потому, что не могут отличить добро от зла.
  • Но я видел красоту добра и безобразие зла и признал, что виновный имеет природу, родственную моей, не той же крови и рождения, но того же ума и обладая долей божественного. И поэтому никто из них не может причинить мне боль. Никто не может уличить меня в безобразии.
  • Я также не могу злиться на своего родственника или ненавидеть его.
  • Мы рождены, чтобы работать вместе, как ноги, руки и глаза, как два ряда зубов, верхний и нижний. Мешать друг другу неестественно. Злиться на кого-то, повернуться к нему спиной: это неестественно». ― Марк Аврелий

Шаги по жизни

  1. «Первый шаг: не беспокойтесь. Природа всем управляет. И скоро ты станешь никем и нигде, как Адриан, как Август.
  2. Второй шаг: сконцентрируйтесь на том, что вы должны сделать. Зафиксируйте на нем свой взгляд.
  3. Напомните себе, что ваша задача — быть хорошим человеком; напоминайте себе, что природа требует от людей. Тогда делайте это, не колеблясь, и говорите правду, как видите. Но с добротой. Со смирением. Без лицемерия». ― Марк Аврелий

Ты говоришь: люди не могут восхищаться остротой твоего ума?

  • «Пусть так, но есть много других вещей, о которых ты не можешь сказать, я не создан для них природой.
  • Покажи же те качества, которые вполне в твоей власти: искренность, серьезность, выносливость к труду, отвращение к удовольствиям, довольство своей долей и малым, доброжелательность, откровенность, нелюбовь к излишествам, свобода от пустякового великодушия.
  • Разве ты не видишь, сколько качеств ты сразу можешь проявить, в которых нет оправдания природной неспособности и непригодности, и тем не менее ты все еще добровольно остаешься ниже уровня?
  • Или ты вынужден, будучи несовершенным по природе, роптать, и скупиться, и льстить, и придираться к своему бедному телу, и стараться угождать людям, и выставлять напоказ, и быть таким беспокойным в твоем уме? Нет, клянусь богами, но ты мог бы быть избавлен от этих вещей давным-давно.
  • Только если на самом деле тебя можно обвинить в том, что ты довольно медлителен и туп в понимании, ты должен усердствовать и в этом, не пренебрегая этим и не получая удовольствия от своей тупости». ― Марк Аврелий

Величие человека заключается не в богатстве и положении

  • «Величие человека заключается не в богатстве и положении, как полагает толпа, и еще не в его интеллектуальных способностях, которые часто связаны с самым низким нравственным характером, с самым низким угодничеством перед теми, кто занимает высокое положение, и высокомерием перед бедными и низкими;
  • но истинное величие человека заключается в сознании честной цели жизни, основанной на справедливой оценке себя и всего остального, на частом самоанализе и неуклонном следовании тому правилу, которое он знает как правильное, не утруждая себя , как император говорит, что он не должен, о том, что другие могут думать или говорить, или делают ли они или не делают то, что он думает, говорит и делает». ― Марк Аврелий

«Боже, дай мне терпения примириться с тем, что я не в силах изменить. Дай мне силы изменить то, что я могу. И дай мне мудрости отличить одно от другого». ― Марк Аврелий, Размышления.

1000 цитат

Марк Аврелий Антонин – император-философ

Марк Аврелий Антонин родился в 138 году. Дважды был усыновлён – сначала третьим мужем матери императора Адриана, а затем императором Антонином Пием. Имел множество имён. Они менялись в детстве и взрослом возрасте. Вошёл в историю в качестве одного из наиболее успешных правителей Рима и философа. Стал символом разумной и гуманной власти. Его конная статуя и в наши дни ассоциируется с Капитолием Рима. Некоторые элементы философии Марка Аврелия находят своё отражение в современной идеологии власти западных держав.

_
«Золотой век» Римской империи

Период правления Марка Аврелия: 7 марта 161 года – 17 марта 180 года. Как правитель – относится к плеяде хороших императоров из династии Антонинов. Некоторое время управлял государством совместно с Луцием Вером, который был его сводным братом. Как философ – был представителем позднего стоицизма и последователем Эпиктета. Его непосредственным учителем философии был стоик Максим Клавдий.

Эпоха жизни и правления Марка Аврелия – это последний этап развития принципиата. Империя вынуждена была вести постоянные оборонительные бои и подавлять самые разные восстания. Только один 162 год, второй год правления императора, был связан с подавлением восстания в Британии, боями с хаттами в области германского лимеса, началом войны с парфянами. Она будет идти до 166 года и завершится победой Рима. В результате Армения и Осроена оказались в зоне контроля Империи, но полностью Риму подчинены не были.

Эту же эпоху принято называть «золотым веком». В основном это связано с тем, что смерть одного правителя не меняла что-то коренным образом в жизни граждан. Марк Аврелий принял Империю, в которой уже главенствовали юридические принципы. К тому же у Рима было достаточно денег.

Возникали лишь небольшие перебои с поставками продовольствия. Это проблема, которую «хорошие» императоры решали постоянно и постепенно свели на уровень административной. Вместе с тем совершенствовался подход к торговле. Торговые представители Рима были представлены даже при дворе китайского императора Хуан-ти. Это произошло в 166 году, а речь в ходе переговоров шла об установлении правил морской торговли.

Философия позднего стоицизма

В качестве философа Марк Аврелий известен тем, что написал 12 философских книг, которые чаще всего упоминаются под общим названием «Рассуждения о самом себе». Обычно его высказывания ассоциируются в первую очередь с этикой и нравственностью. Без сомнения, Марк Аврелий Антонин об этом думал. Но как именно?

Императору-философу удалось выделить и верно охарактеризовать роль человеческого мышления. До него стоики считали, что существуют только тело и душа. Последняя именовалась пневмой. Марк Аврелий актуализировал ещё и наличие третьего компонента – разума, который назывался нус.

Наличие ума и мышления было известно ещё со времён натурфилософии VI-V вв. до н. э. Однако именно поздние стоики создали систему взглядов, которая отделяла нус от божественных сил и тела как такового. Образовалась концепция триады, в которой мышлению отводится собственная роль. Мораль, нравственность и этика при этом служат критериями установления того состояния, когда человек сможет сказать о себе, что он счастлив.

Взгляды Марка Аврелия не являются каким-то революционным прорывом в области самопознания. Скорее всего, его дневники не предназначались для публикации. Видимо, он записывал мысли преимущественно для того, чтобы обсуждать их с другими философами Поздней стои. В идеологии прослеживается определённая общность с неоплатонизмом, которого тогда ещё не было, и даже христианством, которое сам император отвергал. Однако современные греческие богословы точно так же называют разум «глазом души», не смешивая его ни с телом, ни с душой непосредственно.

Он считал, что дискуссии о том, кто такой хороший человек, не имеют никакого значения. Можно просто взять и стать таким человеком. Для этого следует постоянно усмирять свои страсти – гнев, гордыню. Значимость интеллекта хорошо отражает высказывание «Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой».

Ещё одним принципом Марка Аврелия является чувство долга. Будучи миролюбивым человеком, он активно принимал участие ещё и в военных походах. В одном из них он командовал армией, успешно сражавшейся с германскими племенами, но заразился чумой и скончался в Виндобоне на Дунае, как тогда называлось поселение, ставшее впоследствии Веной.

Выстроенная предшественниками и эффективно управляемая самим философом на троне система уже давно не зависела от одного лидера. Власть плавно перешла к его сыну Коммоду, который и до смерти отца был одним из руководителей государства.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Понравилась статья — поделись с друзьями!

Марк Аврелий: Как иметь характер

Характер человека — это то, что определяет его и то, что ведет его по жизни. Именно характер определяет ваш выбор и помогает справляться с трудностями. Стоики считали, что добродетель — это конечная цель любого поведения и одна из немногих вещей, над которыми вы действительно можете распоряжаться в этом мире.

Человек может подняться или упасть только благодаря достоинствам или недостаткам своего характера, и часто именно это оставляет после себя наследие. Марк Аврелий — один из таких людей, которого даже по прошествии почти двух тысяч лет помнят за силу его характера и показывают как образец поведения в трудные времена.

Кассий Дион, римский сенатор и историк, живший во времена Марка Аврелия, а также во времена его сына Коммода, сказал о Марке следующее:

«Ему не повезло, которого он заслуживал , но на протяжении всего своего правления столкнулся с множеством бедствий. Вот почему я восхищаюсь им больше, чем кем-либо другим, потому что именно среди этих чрезвычайных и беспримерных трудностей он смог выжить и спасти Империю».

Марк Аврелий не был совершенен, и он сам это признавал, но вместо того, чтобы поддаться искушениям, он изо дня в день боролся за то, чтобы достичь совершенства и вести жизнь философа. Под словом «философ» мы подразумеваем не того, кто произносит трудные для понимания рассуждения о смысле жизни, а человека, который пытается преодолеть свои недостатки и жить по разуму, всегда стремясь к самосовершенствованию.

Для этого он вел личный дневник, куда записывал свои мысли и ежедневные уроки. Этот дневник должен был быть частным, но не остался таковым, а вместо этого был передан нам как «Размышления». Она полна мудрости, которую можно применить к собственной жизни.

Какие вещи вы можете узнать из того, как Маркус вел себя в повседневной жизни, и какие черты вы должны перенять? Первая Книга «Размышлений» хорошо описывает то, что он узнал от других.

Марк Аврелий, как и все остальные, был человеком, который учился у других. Его формировали окружающие люди.

Вас тоже, скорее всего, сформировали самые близкие вам люди. Мне повезло, у меня была хорошая семья, и я написал статью о том, чему научился у своих дедов.

Это первое, что вы можете забрать: будьте благодарны за то, что у вас есть .

«Я обязан богам хорошими дедушками, хорошими родителями, хорошей сестрой, хорошими учителями, хорошими товарищами, хорошими родственниками и друзьями, почти всем хорошим».

Маркус всегда благодарил судьбу. Многим людям не так повезло, но даже в худшие времена они могут найти то, за что можно быть благодарными.

Спустя более 250 лет после времен Марка Аврелия, когда Римская империя на Западе пала, Боэций, один из последних истинных римлян древности, сидел в тюрьме и вел воображаемый спор с самим собой. Он был приговорен к смерти, но понял, что даже в такой ужасной ситуации он может найти положительные моменты. Одним из них было то, что его семья была в порядке.

Как только вы примете более широкий взгляд на свою ситуацию, переход на другие положительные черты станет намного проще.

Итак, какие черты перенял Марк Аврелий?

Добрые нравы и не раздражаться:

«От моего деда Веруса я научился добрым нравам и управлению своим нравом».


Скромность и мужественность:

«Мой отец: скромность и мужественный характер».

Не делать злых дел или иметь злые мысли и жить простой жизнью:

«От матери моей благочестие и благодеяние, и воздержание не только от злых дел, но и от злых помыслов; и, кроме того, простота в моем образе жизни, далекая от привычек богатых».

Вам нужно потратить на хорошее образование (образование важно):

«От моего прадеда, не посещать народные школы, и иметь хороших учителей дома, и знать, что на такие вещи человек должен тратить щедро».

Работай усердно, не бойся испачкаться и не лезь к другим людям:

работать своими руками, и не соваться в чужие дела, и не быть готовым выслушивать клевету».

Работа над самосовершенствованием и самодисциплиной:

«От Рустикуса у меня сложилось впечатление, что мой характер требует совершенствования и дисциплины».

Внимательно читать книги, чтобы понимать их:

«И читать внимательно, а не довольствоваться поверхностным пониманием книги; ни поспешно давать свое согласие тем, кто говорит слишком много; и я в долгу перед ним за знакомство с речами Эпиктета, которые он передал мне из своего собственного сборника».

Имейте цель и стремитесь к ней, но также будьте скромны:

« От Аполлония я научился свободе воли и непоколебимой твердости цели; и не смотреть ни на что другое, даже на мгновение, кроме как на разум; и быть всегда одним и тем же при острых болях, по случаю потери ребенка и при длительной болезни.

И ясно видеть на живом примере, что один и тот же человек может быть и самым решительным и уступчивым, и не сварливым в своих наставлениях; и иметь перед глазами человека, который явно считал свой опыт и умение излагать философские принципы наименьшим из своих достоинств; и от него я научился получать от друзей почетные милости, не унижаясь ими и не оставляя их незамеченными. »

Обладать самообладанием, доброжелательным характером, быть ориентированным на семью и терпеть невежественных людей:

» От Секста, доброжелательный характер и пример семьи, управляемой по-отечески, и идея жить согласно природа; и серьезность без притворства, и тщательно заботиться об интересах друзей, и терпеть невежественных людей и тех, кто составляет мнения без размышления: он имел способность легко приспосабливаться ко всем, так что общение с ним было более приятным, чем любое лесть.

И в то же время он пользовался большим почитанием тех, кто был с ним связан: и он обладал способностью как открывать, так и упорядочивать разумным и методичным образом принципы, необходимые для жизни; и он никогда не выказывал ни гнева, ни какой-либо другой страсти, но был совершенно свободен от страсти и к тому же весьма ласков; и он мог выражать одобрение без шумной показухи, и он обладал большими знаниями без показухи.

Любить справедливость, уважать всех и иметь расположение к добру:

От моего брата Северуса, любить родных, любить правду и любить справедливость; и через него я узнал Тразею, Гельвидия, Катона, Диона, Брута; и от него я получил идею государства, в котором есть один и тот же закон для всех, государство, управляемое в отношении равных прав и равной свободы слова, и идею королевского правительства, которое более всего уважает свободу народа. управляемый.

Я научился у него также последовательности и непоколебимой твердости в моем отношении к философии; и склонность делать добро и с готовностью давать другим, лелеять добрые надежды и верить, что меня любят мои друзья; и в нем я не заметил никакого утаивания своего мнения в отношении тех, кого он осуждал, и что его друзьям не нужно было догадываться, чего он хотел или не хотел, но это было совершенно ясно. »

Практикуйте самодисциплину и самоуправление и всегда имейте позитивный настрой:

» От Максимуса я научился самоуправлению и тому, чтобы ничто не отвлекало; и бодрость во всех обстоятельствах, как и в болезни; и справедливая примесь в моральном характере сладости и достоинства, и делать то, что мне было предложено, без жалоб. Я заметил, что все верили, что он думал, когда говорил, и что во всем, что он делал, у него никогда не было дурных намерений; и никогда не выказывал изумления и удивления, и никогда не торопился, и никогда не откладывал дела, не был ни смущен, ни уныл, никогда не смеялся, чтобы скрыть свою досаду, и, наоборот, никогда не был страстным. или подозрительно.

Он привык делать дела благодеяния, и был готов прощать, и был свободен от всякой лжи; и он производил впечатление человека, которого нельзя было отклонить от истины, а не человека, который был улучшен. Я заметил также, что ни один человек не мог подумать, что Максим презирает его, и никогда не осмелился считать себя лучшим человеком. Он также обладал искусством приятного юмора.

Иметь кроткий нрав, но при этом быть решительным и настойчивым:

«В моем отце я заметил кротость нрава и неизменную решимость в вещах, которые он определил после должного обдумывания; и не тщеславие в том, что люди называют почестями; и любовь к труду и упорство; и готовность выслушать тех, у кого есть что предложить для общего блага; и непоколебимая твердость в воздаянии каждому по его заслугам; и знание, полученное из опыта, о случаях энергичных действий и ремиссий».

Строительные блоки характера

Есть несколько тем, которые я уловил из этих цитат. Из этих тем мне удалось создать основных строительных блока для персонажа Марка Аврелия. Многие из них связаны с четырьмя Кардинальными Добродетелями:

1) Благоразумие: мудрость и способность руководствоваться разумом в своих действиях. Это, наверное, одна из самых важных добродетелей, так как все остальные регулируются ею.

2) Стойкость: мужество и сила выстоять.

3) Умеренность: сдержанность и самообладание.

4) Правосудие: справедливость.

В древности эти четыре Главные Добродетели считались наиболее важными составляющими любого нравственного характера. Любой мужчина, на которого нужно равняться, должен отметить все четыре пункта. Они также составляют основу всех других строительных блоков характера, которыми обладали Древние, включая Марка Аврелия.

Сила, чтобы выстоять:

Во всем, что происходило вокруг него, главной чертой Маркуса было то, что он всегда стремился выдержать любые препятствия, встречавшиеся на его пути. На самом деле это было основной целью всех стоиков: упорно преодолевать все трудности, встречающиеся на вашем пути.

Вы никогда не сможете полностью контролировать то, что с вами происходит, но вы всегда можете контролировать то, что вы о них думаете. Это рамка, которую вы принимаете по отношению к миру, которая будет контролировать то, как вы его воспринимаете.

Хорошие нравы:

Еще одной важной чертой характера Марка Аврелия была хорошая мораль и стремление всегда делать добрые дела по правильным причинам. Он был человеком, который любил справедливость и научился не совершать злых дел и даже не иметь злых мыслей.

Это также означало благожелательное отношение к другим, уважение ко всем, в том числе терпимость к людям, которые причиняли ему страдания. Он пытался сосредоточиться на себе и не вмешиваться в дела других людей. Это помогло ему сохранять мягкий характер и не раздражать его (что всегда помогает снизить уровень стресса в плохих ситуациях).

Скромность:

То, что следует из писаний Маркуса, это скромность человека. Несмотря на то, что он был Императором одной из величайших империй, которые когда-либо знал мир, он пытался жить простой жизнью и быть скромным.

Иметь цель и двигаться вперед:

У вас должна быть цель, и вы должны стремиться к ней. Нужно быть в этом решительным и иметь настойчивость, когда препятствия преграждают вам путь. Без цели вы будете просто бесцельно дрейфовать по жизни.

Такой драйв и целеустремленность были очень важны для Маркуса в его повседневных обязанностях. Как Император, у него были очень важные обязанности, которые он должен был выполнять. Как мужчине, ему также нужно было оставаться на земле, чтобы иметь возможность выполнять эти обязанности в меру своих способностей.

Самодисциплина и готовность много работать:

Достижение целей означает самодисциплину и желание много работать. Вам нужно иметь самообладание, а также не бояться испачкаться время от времени.

Стремление к самосовершенствованию:

Журнал, который вел Маркус и который позже стал известен как «Медитации», был частью другого важного аспекта его жизни: стремления к самосовершенствованию.

В дневнике он делал ежедневные записи и уроки, которые потом помогали ему совершенствоваться в повседневном поведении.

Одна из вещей, которую отметил Маркус, это то, что образование важно, и вам нужно потратиться на получение хорошего образования. Это должно быть вашим приоритетом не только с точки зрения денег, но и времени.

Одна очень важная вещь, которую Маркус усвоил, заключалась в том, чтобы внимательно читать книги, чтобы понимать их. Это ключ к тому, чтобы извлечь из них ценные уроки.

Этот тип сосредоточенности на образовании и знаниях помог ему жить в соответствии с природой и иметь возможность применять разум в своем поведении.

Мужество:

Одним из определений мужества может быть страх, но все равно делать это. Из сочинений Маркуса видно, что он не всегда был уверен в себе, но это не мешало ему действовать.

Тяжелые времена выпали на его долю, и ему пришлось провести большую часть своего Императорского звания в полевых условиях, сражаясь. Другие императоры делегировали бы эти задачи своим генералам, но не Маркусу. Для него это был его долг, и он должен был быть там.

Ему пришлось столкнуться с опасностями и преодолеть их. Смелость идти вперед и браться за неизвестное — одна из определяющих черт его характера. Ему нужно было встречать вызовы лицом к лицу и не поддаваться им.

Храбрость вообще была одной из важнейших черт характера римлянина. Это вытекает из первоначального значения слова добродетель. Это слово на самом деле происходит от латинского слова «virtus», которое в своем первоначальном значении означало «быть мужественным».

Это означало мужество и определенный воинственный драйв. Это «virtus» также было очень важно для его цели жить согласно природе.

Эти строительные блоки также могут быть повторно использованы вами для создания сильного и позитивного персонажа. Точно так же, как Марк Аврелий отправился в свое личное путешествие героя, каждый может сделать то же самое.

Философия в древнем мире не была чем-то абстрактным, а имела практическое применение и была призвана показать людям, как жить. Марк Аврелий и стоики оставили некоторые инструменты, которые помогут вам применять их систему в повседневной жизни. Вы можете тренироваться, чтобы стать философом, как Маркус.

Одно упражнение, которое использовали древние стоики, называется Созерцание Мудреца. Здесь вы выбираете человека, которым восхищаетесь, своего образца для подражания, и начинаете думать о том, как бы он поступил в определенной ситуации. Отличным образцом для подражания для этого является сам Марк Аврелий. Всякий раз, сталкиваясь с трудной ситуацией, задайте себе этот вопрос:

Что бы сделал Марк Аврелий?

В следующей статье я расскажу о некоторых инструментах и ​​практических упражнениях, которые вы можете использовать, чтобы обрести те же сильные стороны характера, что и у Маркуса, а также способы упростить свою жизнь.

Подробнее:
Уроки и цитаты из «Размышлений» Марка Аврелия:
Марк Аврелий: Как собраться с силами, чтобы выжить в невзгодах.

Подробнее:

Боэций – Утешение философией и как человек, близкий к смерти, обрел счастье.

Эпиктет – Мудрость мастера-стоика и раскрытие секретов хорошей жизни.

Диоген из Ойноанды – Секрет счастья и жизнь в удовольствие.

Марк Аврелий был эталоном и образцом для подражания для многих людей эпохи Возрождения прошлых столетий. Если вы хотите быть похожими на них, вам нужно начать создавать для себя видение . Узнайте, как это сделать:
Как создать видение для себя.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Reddit — Погрузитесь во что угодно

Больше не теряйте времени на споры о том, каким должен быть хороший человек. Просто будь одним!
— Медитации, 10.16

За последние несколько десятилетий интерес к стоицизму возродился. Люди часто путают стоицизм (с маленькой буквы), стиль преодоления, который включает в себя подавление или сокрытие эмоций, также называемый «жесткой верхней губой», со стоицизмом (с большой буквы), древней греко-римской философской школой. Некоторые грубо приравнивают «мужественность» к жесткости и бесстрастности (строчный «стоицизм»). Я думаю, что есть более тонкий способ понять, как стоическая философия может повлиять на представления современного человека о его роли в обществе.

Самый известный древний стоик — Марк Аврелий, который был императором Рима в период расцвета его могущества и был ближе всех, кого когда-либо видел мир, к древнему идеалу Платона о царе-философе. Действительно, нам говорят, что он часто цитировал Платона: «что те государства процветали, где философы были царями или цари философами».

Однако у него были враги. В 175 году нашей эры, ближе к концу своего правления, Маркус столкнулся с гражданской войной, когда генерал-губернатор восточных провинций Авидий Кассий был провозглашен египетским легионом соперничающим императором. Кассий был жестоким генералом, который, как известно, одинаково мучил своих военнопленных и дезертиров. Он критиковал Маркуса за то, что он слабый и немужественный правитель, называя его «философской старухой». Однако всего через три месяца Марк выиграл гражданскую войну, когда собственные офицеры Кассия устроили засаду и обезглавили его. Сегодня не сохранилось ни одной статуи Кассия, и его имя почти забыто. Казалось бы, жестокая мужественность Кассиуса на самом деле не была более эффективным стилем руководства, чем подход Марка-царя-философа.

Маркус прямо решает вопрос о мужественности в своих личных заметках о стоической философии как образе жизни, известных сегодня как Meditations . Вот что мы можем узнать из древнего текста.

Мужественность и отцовство

У меня сложилось впечатление, что Маркус унаследовал некоторые старомодные римские ценности от своих ближайших родственников, особенно от своей матери, Домиции Лусиллы. Несмотря на то, что она была чрезвычайно богатой и высокообразованной римской дворянкой, она предпочитала простой образ жизни, «далекий от образа жизни богатых» (9). 0105 Медитации, 1.3). Похоже, она дружила с Юнием Рустикусом, который стал главным стоическим наставником Марка. Иногда я задаюсь вопросом, не могла ли мать Марка впервые познакомить его с изучением стоической философии, которая сформировала его представление о том, что значит быть мужчиной.

К сожалению, его отец умер, когда Маркус был ребенком, возможно, в возрасте трех лет. Мы не знаем обстоятельств. Маркус знал его только по воспоминаниям раннего детства и тому, что он узнал от семьи и друзей о репутации своего отца, которую он резюмирует всего двумя словами: «скромность и мужественность» (9).0105 Медитации, 1.2). Другие римские дворяне сочли бы «скромность» признаком слабости. Маркус, напротив, видел в скромности, которой был известен его отец, признак его мужественности и силы характера.

Для Маркуса способность проявлять доброту и сострадание к другим, а не погрязать в гневе, была одним из важнейших признаков истинной внутренней силы и мужественности.

Хотя Маркус потерял отца еще до того, как узнал его, Маркусу посчастливилось быть усыновленным в подростковом возрасте римским дворянином, которому суждено было стать императором, известным как Антонин Пий. Маркус сделал Антонина Пия образцом для подражания в жизни, и спустя десятилетия после смерти его приемного отца Маркус все еще называл себя «учеником Антонина». Медитации очень подробно перечисляет качества, которыми Маркус больше всего восхищался в своем приемном отце и которым стремился подражать. Первое, что он упоминает, это то, что Антонин был «мягким». Он «никогда не был суровым, неумолимым или властным» и никогда ни над чем не раздражался (90–105 «Размышления» 90–106, 1.16). Для Маркуса способность проявлять доброту и сострадание к другим, а не погрязать в гневе, была одним из важнейших признаков истинной внутренней силы и мужественности.

Мужественность и совладание с гневом

В Медитации, Маркус подробно описывает стоические стратегии по преодолению чувства гнева. В заключение он говорит что-то удивительно опережающее свое время:

А когда ты рассердишься, будь готов применить эту мысль, что впадать в ярость не признак мужественности, а скорее быть добрым и нежным. . Поскольку эти качества более человечны, они и более мужественны. Именно тот, кто обладает такими добродетелями, обладает силой, выдержкой и мужеством, а не тот, кто сердит и недоволен. Действительно, чем ближе человек подходит в уме к свободе от нездоровых страстей [апатейя], тем ближе он подходит к силе. Точно так же, как скорбь является признаком слабости, так и гнев является также и гневом, ибо те, кто поддаются и тому и другому, были ранены и сдались врагу. — Медитации, 11.18

Маркус, как и другие стоики, не верил, что все чувства гнева и горя являются признаками слабости. Стоики признавали, что существует тип эмоциональной реакции, который неизбежен в определенных ситуациях. Здесь он говорит о том, что они называли нездоровыми страстями, такими чувствами, как страх или горе, которым кто-то потворствует и преувеличивает за пределами, установленными природой. Мудрый человек, напротив, не усиливает эту первоначальную искру гнева и не увековечивает ее дальше. Сделать это, по словам Маркуса, — признак истинной слабости. Хотя он казался могущественной фигурой, жестокий узурпатор Авидий Кассий в этом смысле был на самом деле очень слабым человеком. Ему не хватало силы характера и свободы от страстной скорби и гнева ( apatheia ), выставленный биологическим отцом Маркуса и образцами для подражания, такими как его приемный отец Антонин.

Чтобы быть более мужественным, вы должны сначала быть более человечным

Одной из ловушек определения мужественности является потенциальное следствие того, что женщины не обладают качествами, которые вы описываете. Стоики избегали этого, настаивая на том, что добродетели в основе своей одинаковы у мужчин и женщин. Однако внешне они проявляются у каждого из нас по-разному, в зависимости от нашей природы и обстоятельств. Точнее было бы сказать, что Маркус описывает предпосылки мужественности, необходимые для того, чтобы люди могли должным образом реализовать свою природу — «поскольку эти качества более человечны», как он выразился, «они также более мужественны».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *