29.03.2024

Бог гефест священное животное: Гефест (бог) — изображения, Древняя Греция, мифы, покровитель огня, атрибуты

Гефест (бог) — изображения, Древняя Греция, мифы, покровитель огня, атрибуты

История персонажа

Гефест в мифах Древней Греции — бог огня, искусный кузнец и строитель, покровитель кузнечного ремесла и изобретателей. Он единственный из пантеона, кто работает не покладая рук, а также, в отличие от всех богов, которые по определению уже совершенны, имеет физический недостаток.

История появления

Гефест — плод любви Геры и Зевса. Впрочем, описание его рождения в разных источниках противоречит друг другу: по одной из версий, Гера произвела на свет божество без помощи мужчин, воспользовавшись собственным бедром, поэтому иногда его называют Апатор, что в переводе означает «не имеющий отца». Этот поступок объяснен обидой богини на Зевса, который посмел родить Афину. В некоторых мифах есть информация о том, что Гефест — сын солнечного божества Гелиоса, а критских сказаниях отцовство приписывается Талосу.

Ребенок родился маленьким, больным и хромым на обе ноги. При виде его мать захлестнул гнев, и она сбросила сына в пучину океана. Здесь малыша подхватили морские богини Фетида и Эвринома, выходили, вырастили, и Гефест жил в гроте на дне океана до тех пор, пока не возмужал.

По другой версии биографии бога, Гефест разгневал отца, ввязавшись в спор между Герой и Зевсом, за что верховный бог рассердился и собственноручно сбросил отпрыска с Олимпа. С тех пор покровитель кузнецов хромает. Изгнанный из дома Гефест оказался на острове Лемнос, где позднее в его честь появился цикл праздников под общим названием Гефестии.

Бога огня почитали не только в Афинах и на Лемносе. Культ Гефеста царил на островах Имброс и Самофракия. Римляне отождествляли героя с Вулканом. На сохранившихся изображениях бог предстает взрослым мужчиной с бородой, левая нога чуть короче правой. Среди атрибутов образа — кузнечные клещи и молот, шапка и одежда, в которой трудились рабочие. Живописцы нередко рисуют его верхом на осле — так бог триумфально возвращался на Олимп.

Мифы о боге Гефесте

Гефест вырос в могучего широкоплечего красавца, у которого с детства открылся талант к ремеслам. Особую страсть бог питал к кузнечному делу. Руки его, полные исполинской силы, создавали шедевры из металла. Чуть позже увлекся ювелирным искусством, и первые украшения с драгоценными камнями презентовал приемным матерям. В списке изобретений бога — две ожившие рабыни из золота, ящик Пандоры, псы Алкиноя и много других полезных и красивых вещиц.

Узнав, чей он сын, Гефест затаил обиду на Геру и решил отомстить. Из-под молота появилось огромное кресло с резьбой, которое отправилось в подарок матери. Трон очаровал Геру, однако, как только богиня удобно устроилась на нем, тело ее сковали невидимые оковы, и никому не удалось помочь встать с этого дьявольского презента. Зевс в отчаянии отправил к Гефесту Гермеса — просить вернуться на Олимп. Но кузнец наотрез отказался. Тогда хитрый верховный бог призвал на помощь винодела Диониса. Весельчак и затейник напоил брата вином, усадил на осла и привез на Олимп. Под хмелем бог огня освободил мать, получил от нее извинения в свой адрес за былую жестокость и влился в ряды жителей обители богов.

На Олимпе Гефест развернул бурную деятельность, проявив щедрость характера: воздвиг дворец для родителей, подарил отцу скипетр и эгиду, а также боевую колесницу. Главное достижение кузнеца — не знающие промаха молнии Зевса. Для Аполлона мастер выковал волшебные стрелы. Ахилл получил в подарок доспехи, а Гермес — жезл примирения. Гелиос обзавелся золотой колесницей, на которой бороздил небесные просторы.

Не забыл Гефест и о себе самом, построив шикарный дворец с просторной кузницей, в котором поселился с Афродитой. Хотя мифы и в этом разнятся. В части сказаний освобожденная Гера на радостях отдала в жены сыну прекрасную Гебу. В других источниках Зевс даровал Гефесту Афину, но воинственная богиня защищалась от преследователя-любовника, в результате чего из пролитого на землю семени бога огня родился Эрихтоний. В интерпретации поэта Гесиода Гефест состоял в браке с харитой Аглаей.

В «Одиссее» Афродита изменила супругу с богом войны Аресом. Случайно узнав о предательстве, Гефест опутал брачное ложе стальной сетью и позвал богов, чтобы те собственными глазами увидели позор жены. Обиженный муж согласился освободить любовников только после уговоров Посейдона.

Гефест дружил с Прометеем. Это у него из кузнечного горна сердобольный титан, жалеющий людей, похитил искры огня и даровал человечеству. А один из мифов рассказывает историю ослепшего охотника Ориона, которому кузнец создал механические глаза. Во времена Флегрейской битвы с гигантами Гефест вместе с Гелиосом ездил по миру в колеснице.

Гефест в культуре

Древние памятники искусства подчеркивают связь бога с оружием. От его имени произошло слово «эфес», означающее рукоять клинка. Священным животным Гефеста был лев, который нередко изображался рядом с ним. Символы божества — молот, наковальня и другие инструменты кузнеца, а также горящий огонь.

В Афинах сохранился храм, посвященный Гефесту, в котором стоит статуя работы известного скульптора Алкамена. Широкое распространение культа божества в Риме подтверждается множеством найденных монет с его изображением — римляне считали Вулкана покровителем чеканки.

Образ божественного кузнеца вдохновил на создание шедевров многих европейских художников. Сюжеты, где Вулкан изображен за работой в своей мастерской, встречаются у Веласкеса, Тициана, Бассано; сцены ревности между богом и его женой Афродитой изображали Тинторетто, Рембрандт, Буше, Гольциус.

В 1838 году датский скульптор Бертель Торвальдсен создал мраморную статую Вулкана, где он — могучий муж в свободной тунике, который стоит рядом с наковальней.

Образы бога-кузнеца присутствуют и в кинематографе. В вольной экранизации сюжетов древнегреческой мифологии «Битва титанов» (1981) бог огня по велению Афины создал для Персея крылатого коня и Буббо, ученую сову. В картине режиссера Десмонда Дэвиса в роль кузнеца вжился Пэт Роуч.

Гефест в полной красе блистает и в современном кино. Постановка Джонатана Либесмана «Гнев титанов» (2012) вновь повествует о Персее. В образе бога огня предстал актер Билл Найи.

Библиография

  • VIII–VII вв. до н. э. — «Теогония»
  • 1922 — «Легенды и мифы Древней Греции»
  • 1955 — «Сказания о Титанах»
  • 1991 — «Мифы народов мира»
  • 2001 — «Реальный словарь классических древностей»

Фильмография

  • 1981 — «Битва титанов»
  • 2012 — «Гнев титанов»

Бог Гефест — Мифы и Цитаты классической древнегреческой литературы

Гефест – это олимпийский бог огня, кузнецов, ремесленников, обработки металла, каменной кладки и скульптуры. Его изображали в виде бородатого мужчины, который держал молоток и щипцы, т.е. инструменты кузнеца. Иногда он ехал верхом на осле.

Изображение справа — Гефест верхом на осле, 5 век до н.э., Художественный музей Толедо.

 

Содержание

  1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
  2. МИФЫ
  3. ГЕНЕАЛОГИЯ
  4. СЛОВАРЬ
  5. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ ГЕФЕСТ
РодителиГера (без отца)
ЖенаХарита Аглая, Афродита
Бог чего:Кузнецов, огня, металлообработки
ДомГора Олимп
СимволыМолоток и щипцы
Священные животныеОсел
СвитаЦиклопы, Каледоны, автоматоны
Римское имяВулкан
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийскийПеревод
ἩφαιστοςHêphaistosHephaestusVulcanos, VulcanВулкан

МИФЫ

Среди наиболее известных мифов, есть следующие:

  • Его падение с Олимпа, когда Гефеста отбросила прочь его мать Гера. Она сделала это сразу после рождения младенца, когда увидела безобразную внешность младенца. Читать дальше.
  • Миф о том, как Гера оказалась прикована к проклятому трону, и о последующем возвращении Гефеста. Читать дальше.
  • Измена его жены, богини Афродиты, которую Гефест поймал вместе с любовником, богом Аресом. Он сделал это при помощи золотой сети, которую повесил над ложем. Читать далее.
  • Создание по приказу Зевса Пандоры, которая была первой женщиной. Читать далее.
  • Попытка овладеть Афиной. Она привела к тому, что Гефест оплодотворил землю. Таким образом родился Эрихтоний. Читать далее.
  • Создание проклятого ожерелья богини Гармонии. Его проклятие навлекло на потомков Гармонии череду трагедий. Читать далее.
  • Троянская война, во время которой Гефест сражался против речного бога Скамандра. Для этого он использовал огонь. Читать дальше.
  • Изготовление доспехов для героя Ахиллеса. Гефест сделал их по просьбе Фетиды, матери Ахиллеса. Читать далее.
  • На последующих страницах можно найти детальные описания других мифов о боге Гефесте.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители
[1] Гера (нет отца) (Гесиод. Теогония. 927, Гимны Гомера 3.310, Псевдо-Аполлодор 1.19, Павсаний 1.20.3, Псевдо-Гигин)
[2] Зевс & Гера (Псевдо-Аполлодор 1.19, Цицерон. О природе богов. 3.22)
[3] Талос (Павсаний 8.53.5)

Дети
Смотрите страницу Семья Гефеста

СЛОВАРЬ

Гефест, Фетида и доспехи Ахилла, 5-го века до н.э., Музей изящных искусств Бостона

Гефест (Ήφαιστος) в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берет в жены прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, — молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Все это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики — «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. — кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы — механические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) дается грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремеслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей ее фетишистской нетронутости. Он — мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же — луна и все светила, сияющий, все пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. — и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесен с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Ученые записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957. A. Ф. Лосев. В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. АРЕС), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Гера 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест и сатиры 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Сатир 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Сатир 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Сатир 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест с крылатой колесницей 6 век до н.э.

Вазопись Гефест, Дионис, Менада 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест, Дионис, Сатир 5 век до н.э.

Вазопись Гефест, Дионис, Сатир 6 век до н.э.

Чернофигурная вазопись Гефест и Силен 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Гефест и Дионис 6 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Фетида и Гефест 5 век до н.э.

Краснофигурная вазопись Фетида и Гефест 5 век до н. э.

Греко римская фреска Гефест и Циклопы. Помпеи. 1 век н.э.

Греко римская фреска Гефест, Фетида, Харита. Помпеи. 1 век н.э.

Греко Римская скульптура — Гефест Вулкан

 

ИСТОЧНИКИ

Греческие

  • Гомер. Илиада.  (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
  • Гомер. Одиссея. (Источник: Гомер. Илиада. Одиссея / Перевод с древнегреческого Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. ???-???) (греческий эпос 8 в. до н. э.):
  • Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
  • Гесиод. Труды и дни. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
  • Гесиод. Щит Геракла. / Перевод О. Цыбенко. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
  • Гесиод. Фрагменты.  (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
  • Гомеровские гимны. / Перевод В. В. Вересаева. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
  • Эллинские поэты / Перевод М. Грабарь-Пассек, О. Смыки. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
  • Пиндар. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. ???) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
  • Мимнерм.  (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. Вересаева, В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 7 в. до н. э.):
  • Солон. 2 (1).  (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. Вересаева, В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???-???) (греческий поэт 7 в. до н. э.):
  • Эсхил. Орестея. Агамемнон. (Источник: Эсхил. Трагедии /Перевод Вячеслава Иванова. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
  • Эсхил. Прометей прикованный. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия 5 в. до н. э.):
  • Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
  • Аристофан. Птицы. (Источник: Аристофан. Комедии. В 2 томах / Пер. с древнегреч.: С. К. Апт., А. И. Пиотровский, Н. Корнилов; Коммент. В. Ярхо. — М.: Искусство, 1983. — Т. 2.) (греческая комедия 5-4 вв. до н. э.):
  • Геродот. История. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???) (греческий историк 5 в. до н. э.):Платон. Алкивиад, 1. 121a. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. 299) (греческий философ 4 в. до н. э.):
  • Платон. Кратил.  / Пер. Т. В. Васильевой. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
  • Платон. Критий. / Пер. С. С. Аверинцева. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т. : Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
  • Платон. Государство.  / Пер. А. Н. Егунова. (Источник: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. III /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1994. – С. ???-???) (греческий философ 4 в. до н. э.):
  • Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
  • Аполлоний Родосский. Аргонавтика. (Источник: Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Перевод Н. А. Чистяковой. – М.: НИЦ «Ладомир», 2001. – С. ???-???) (греческий эпос 3 в до. н. э.):
  • Гимны Каллимаха. / Перевод С. С. Аверинцева. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческий поэт 3 в. до н. э.):
  • Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) 
  • Страбон. География. (Источник: Страбон. География / Пер. Г. А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – С. ???-???) (греческий географ 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
  • Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
  • Орфический гимн. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. ???-???) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
  • Антонин Либерал. Метаморфозы. (Источник: Антонин Либерал. Метаморфозы / Перевод с древнегреческого, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо // ВДИ, 1997, № 3-4) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
  • Клавдий Элиан. О мире животных.  / Переводчик: Агностик. (Источник: Симпосий, сайт об античной литературе, античной истории и людях античности).
  • Филострат Старший. Картины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
  • Филострат Младший. Картины.  (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
  • Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. (Источник: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович; Отв. М. Л. Гаспаров. – М.: «Наука», 1985. – С. ???-???) (греческая биография 1-2 вв. н. э.):
  • Птолемей Хенн (Гефестион). Новая история (в 7 книгах). V. (Перевод: Мещанский Д. В). (Источник: Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. – 1947. – №№ 1-4; 1948. – №№ 1-4; 1949. – №№ 1-4) (греческий мифограф 1-2 вв. н. э.):
  • Квинт Смирнский. После Гомера. (Источник: Квинт Смирнский. После Гомера / Вступ. ст., пер. с др. греч. яз., прим. А. П. Большакова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. – 320 c. – С. ???-???) (греческий эпос 4 в. н. э.):
  • Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. – СПб: Алетейя, 1997. – С. ???) 

Римские

  • Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
  • Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. – СПб.: Алетейя, 1997. – С. ???-???):
  • Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
  • Овидий. Фасты.  (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского Ф. А. Петровского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
  • Вергилий. Энеида. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. А. Ошерова. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
  • Вергилий. Георгики. (Источник: Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с латинского С. Шервинского. (Серия «Библиотека всемирной литературы», т. 6). – М.: Художественная литература, 1971. – С. ???-???) (римский поэт 1 в. до н. э.):
  • Цицерон. О природе богов. (Источник: Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. (Серия «Памятники философской мысли»). – М.: Наука, 1985. – 384 стр.) (римский ритор 1 в. до н. э.):
  • Сенека. Медея. (Источник: Луций Анней Сенека. Медея / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
  • Сенека. Федра. Источник: Луций Анней Сенека. Федра / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. – М.: Наука, 1983. – С. ???-???) (римская трагедия 1 в. н. э.):
  • Стаций. Фиваида. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. ???-???) (римский эпос 1 в. н. э.):
  • Стаций. Сильвы. (Источник: Стаций, Публий Папиний. Сильвы / Пер. Т. Л. Александровой. – СПб.: Алетейя, 2019. – С. 34):
  • Апулей. Золотой осёл. (Источник: Апулей. Золотой осёл / Перевод М. Кузьмина. – Л.: Academia, 1931. – C. ???-???) (роман 2 в. н. э. на латинском языке):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Греческие боги

Афродита

Богиня любви, красоты, желания, сексуальности и удовольствия. Хотя она была замужем за Гефестом, у нее было много любовников, в первую очередь Арес, Адонис и Анхиз. Она изображалась красивой женщиной и из всех богинь чаще всего предстала обнаженной или полуобнаженной с очень большой грудью. Поэты восхваляют сияние ее улыбки и ее смех. Ее символы включают розы и другие цветы, раковину морского гребешка и венок из мирта. Ее священные животные — голуби и воробьи. Ее римским аналогом была Венера.

Аполлон

Бог музыки, искусства, знаний, исцеления, чумы, пророчеств, поэзии, мужской красоты и стрельбы из лука. Он сын Зевса и Лето и брат-близнец Артемиды. Как брат и сестра они отождествлялись с солнцем и луной; оба используют лук и стрелы. В самых ранних мифах Аполлон борется со своим сводным братом Гермесом. В скульптуре Аполлон изображался очень красивым безбородым юношей с длинными волосами и идеальным телосложением. Как воплощение перфекционизма, он мог быть жестоким и разрушительным, а его любовные связи редко были счастливыми; Одним из примеров было его бесплодное преследование лесной нимфы Дафны, своим большим эго он разозлил Эроса (купидона), из-за чего Аполлон был убит стрелой любви, а Дафна — свинцовой стрелой ненависти. Нимфа превратилась в лавровый куст, предоставив Аполлону поклоняться его листьям. Его атрибуты включают лавровый венок и лиру. Он часто появляется в компании муз. К животным, священным для Аполлона, относятся косули, лебеди, цикады, ястребы, вороны, вороны, лисы, мыши и змеи.

Арес

Бог войны, кровопролития и насилия. Сын Зевса и Геры, он изображался как безбородый юноша, либо обнаженный со шлемом и копьем или мечом, либо как вооруженный воин. Гомер изображает его угрюмым и ненадежным, и он обычно представляет собой хаос войны в отличие от Афины, богини военной стратегии и мастерства. Священные животные Ареса — стервятники, ядовитые змеи, собаки и кабаны. Его римский коллега Марс, напротив, считался достойным предком римского народа. Брат Гефеста, также имел роман со своей женой Афродитой, о чем позже Аполлон раскрыл Гефесту.

Артемида

Девственная богиня охоты, дикой природы, животных, молодых девушек, родов и чумы. В более поздние времена она стала ассоциироваться с луком и стрелами. Она дочь Зевса и Лето и сестра-близнец Аполлона. В искусстве ее часто изображали молодой женщиной, одетой в короткий хитон до колен, вооруженной охотничьим луком и колчаном со стрелами. Ее атрибуты включают охотничьи копья, шкуры животных, оленей и других диких животных. Ее священные животные — олени, медведи и кабаны. Диана была ее римским аналогом.

Афина

Богиня интеллекта, мастерства, мира, войны, боевой стратегии, ремесел и мудрости. Согласно большинству преданий, она родилась из головы Зевса полностью сформированной и бронированной. Ее изображали в короне с гребнем на шлеме, вооруженной щитом и копьем, с эгидой поверх длинного платья. Поэты описывают ее как «сероглазую» или с особенно яркими, острыми глазами. Она была особым покровителем таких героев, как Одиссей. Она также была покровительницей города Афины (названного в ее честь). Ее символом является оливковое дерево. Обычно ее изображают в сопровождении ее священного животного, совы. Римляне отождествляли ее с Минервой.

Деметра

Богиня зерна, земледелия и урожая, роста и питания. Деметра — дочь Кроноса и Реи и сестра Зевса, от которого она родила Персефону. Она была одним из главных божеств Элевсинских мистерий, в которых ее власть над жизненным циклом растений символизировала прохождение души человека по жизненному пути и в загробную жизнь. Ее изображали в виде зрелой женщины, часто в короне, держащей снопы пшеницы и факел. Ее символы — рог изобилия, колосья пшеницы, крылатый змей и посох лотоса. Ее священные животные — свиньи и змеи. Церера была ее римским аналогом.

Дионис

Бог вина, вечеринок и фестивалей, безумия, хаоса, пьянства, наркотиков и экстаза. Идея была первоначально из древнего Хиоса. Это был его «дом». В искусстве его изображали либо пожилым бородатым богом, либо симпатичным женоподобным длинноволосым юношей. Его атрибуты включают тирс (посох с сосновой шишкой), чашу для питья, виноградную лозу и корону из плюща. Он часто находится в компании своих тиасов, отряда сопровождающих, включая сатиров, менад и своего старого наставника Силена. Супругой Диониса была Ариадна. К священным для него животным относятся дельфины, змеи, тигры и ослы. Более позднее добавление к олимпийцам, в некоторых источниках он заменил Гестию. Вакх был другим его именем на греческом языке и стал широко использоваться среди римлян.

Аид

Король подземного мира и мертвых, бог сожаления. Его супруга — Персефона. Его атрибутами являются рог для питья или рог изобилия, ключ, скипетр и трехглавый пес Цербер. Визжащая сова была для него священной. Он был одним из трех сыновей Кроноса и Реи и, таким образом, был правителем одного из трех царств вселенной, подземного мира. Однако как хтонического бога его место среди олимпийцев неоднозначно. В мистических религиях и афинской литературе его предпочтительным именем был Плутон (Плаутон, «Богатый»), а Аид более характерен для подземного мира как места. Римляне переводили Плутон как Dis Pater («Богатый отец») или Плутон.

Гефест

Искалеченный бог огня, металлообработки и ремесел. Муж Афродиты. Либо сын Зевса и Геры, либо только Гера, он кузнец богов и муж прелюбодейной Афродиты. Обычно его изображали бородатым мужчиной с молотом, щипцами и наковальней — инструментами кузнеца, а иногда и верхом на осле. Его священные животные — осел, сторожевая собака и журавль. Среди его творений были доспехи Ахилла. Гефест использовал огонь кузницы как созидательную силу, но его римского аналога Вулкана боялись за его разрушительный потенциал и ассоциировали с вулканической силой земли.

Гера

Королева богов и богиня брака, женщин, родов, наследников, королей и империй. Она жена и сестра Зевса и дочь Кроноса и Реи. Обычно ее изображали царственной женщиной в расцвете сил, в диадеме и вуали, держащей посох с наконечником из лотоса. Хотя она была богиней брака, многочисленные измены Зевса доводят ее до ревности и мстительности. Один из знаковых романов был у него с Алкменой, которая родила ему сына Геракла (Геркулеса). Есть несколько версий, по одной из которых она послала змей, чтобы убить Геракла, а по другой она усыновила его и кормила его грудью. Ее священные животные — телка, павлин и кукушка. В Риме она была известна как Юнона.

Гермес

Бог границ, путешествий, общения, торговли, языка и письма. Сын Зевса и Майи, Гермес — посланник богов и психопомп, который ведет души умерших в загробную жизнь. Его изображали либо красивым и спортивным безбородым юношей, либо пожилым бородатым мужчиной. Его атрибуты включают жезл вестника или кадуцей, крылатые сандалии и шапку путешественника. Его священные животные — черепаха, баран и ястреб. Римский Меркурий был более тесно связан с торговлей и коммерцией.

Гестия

Дева богиня домашнего очага и целомудрия. Она дочь Реи и Кроноса и сестра Зевса. Ее редко можно идентифицировать в греческом искусстве, она предстала как женщина со скромной вуалью. Ее символы — очаг и чайник. По некоторым сведениям, она уступила свое место в качестве одной из Двенадцати олимпийцев в пользу Диониса, и она играет небольшую роль в греческих мифах. Однако ее двойник Веста была главным божеством римского государства.

Посейдон

Бог морей, рек, наводнений, засух и землетрясений. Он сын Кроноса и Реи и брат Зевса и Аида. Он правит одним из трех царств вселенной как царь морей и вод. В классических произведениях искусства он изображался зрелым мужчиной крепкого телосложения, часто с пышной бородой и держащим трезубец. Лошадь и дельфин для него священны. Его свадьба с Амфитритой часто представляется как триумфальное шествие. Есть несколько историй, в которых указывается роман с Медузой, который привел к тому, что она родила Пегаса из своей шеи, когда Персей отрубил ей голову. Его символы – трезубец, лошадь, дельфин, рыба и бык. Его римским аналогом был Нептун.

Зевс

Царь и отец богов, правитель горы Олимп и бог неба, погоды, грома, молнии, закона, порядка и справедливости. Он младший сын Кроноса и Реи. Он сверг Кроноса и обрел для себя владычество на небесах. В произведениях искусства он изображался царственным, зрелым мужчиной с крепкой фигурой и темной бородой. Его обычные атрибуты — царский скипетр и молния, а его священные животные — орел и бык. Его двойник Юпитер, также известный как Юпитер, был верховным божеством римлян.

Животные греческих богов

Поскольку боги греков жили в естественном мире рядом с людьми и присутствовали в определенных частях естественного мира, у них также были некоторые животные, посвященные им, из-за того, что особые характеристики животного каким-то образом перекликались с силами и физическими элементами, которые представлял бог.

Таким образом, со временем сами животные стали символизировать или представлять самих богов, которые в некотором смысле жили через них. В этой статье представлены животные, которые считались наиболее священными для греческих богов и богинь.

Священное животное Зевса

Орел, Бык

Зевс был отцом богов, богом неба, грома и молнии. Он был известен своими частыми превращениями в животных, в образе которых похищал женщин, в которых был влюблен. Он превращался в различных существ, таких как орел, лебедь или бык, животных, которые широко считались символами физической силы, могущества и превосходства.

Зевс превратился в орла, чтобы похитить юношу Ганимеда, а для похищения юной Европы он превратился в быка. Во многих его изображениях Зевс изображен с большим орлом с золотым оперением по имени Аэтос Диос, который служит его личным посланником и спутником у его трона.

Гера Священное животное

Павлин, кукушка, корова

Известная как сестра и супруга Зевса и, следовательно, королева богов, особенно женщин, Гера также была защитницей брака и деторождения. Ее частые ассоциации с животными включали корову, павлина, кукушку и иногда льва.

Молодая корова (Damalis или portis) была главным животным, которое считалось особенно священным для Геры, поскольку оно было тесно связано с воспитанием и защитой ее детенышей, точно так же, как Гера использовала для защиты священного союза брака и поддержки женщин. При этом кукушка символизировала ее любовь к мужу, а павлин – ее красоту.

Священное животное Посейдона

Лошадь, дельфин, критский бык

Бог моря и землетрясений, Посейдон также имел несколько священных животных. Среди них наиболее выдающимся был конь, символ доблести и красоты, поскольку он сам был отцом многих лошадей, наиболее известным из которых был крылатый конь Пегас Медузы Горгоны.

Другими священными животными Посейдона были дельфины, а также другие рыбы, поскольку знаменитый фонтан Треви в Риме имеет скульптуру крылатого Гиппокампа рядом с богом моря. Посейдон также ассоциировался с быком, и наиболее известен критский бык, возможно, самый известный символ минойской цивилизации, процветавшей на Крите.

Согласно мифу, бог послал его Миносу, легендарному царю острова, и тот влюбил в него свою жену Пасифаю, тем самым породив чудовище Минотавра.

Священное животное Афины

Сова, гусь

Известная как богиня мудрости и войны, Афина в основном ассоциировалась с совой, так как эта птица считалась очень хитрой и смертоносной, но также и очень мудрой, по крайней мере, у посмотрите на это. Возможно, способность животного видеть в темноте с его исключительным ночным зрением символизировала способность богини «видеть» глазами мудрости там, где другие не могут.

Реже Афина ассоциировалась с гусем, другой разумной птицей, а иногда с петухом, голубем, орлом и змеей. Например, многие амфоры были украшены как петухами, так и Афиной, в то время как некоторые другие изображения богини изображают ее с копьем, окруженным змеей.

Аполлон Священное животное

Корова, ястреб, змея, ворона/ворона, цикада, лебедь

Аполлон, бог музыки, пророчеств и поэзии, был связан с несколькими различными животными. Он был связан с ястребами, воронами и воронами, хотя и был его посланниками, поскольку он также превратил Дедалиона в ястреба, когда бросился с Парнаса, чтобы покончить жизнь самоубийством.

Цикады считались священными для бога из-за их связи с музыкой и пением в летние месяцы.

Аполлон также ассоциировался с коровой, особенно со скотом, который Гермес украл, когда родился, и с лебедем, поскольку, как говорили, он посещал гипербореев верхом на лебеде.

Волки также были посвящены богу, так как ему обычно поклонялись как Аполлону Ликаиосу, а также змею, так как он сразился с великим змеем Пифоном и убил его, воздвигнув свой оракул на месте его смерти.

Священное животное Артемиды

Олень, кабан

Богиня охоты и дикой природы, главным священным животным Артемиды был олень. Согласно мифу, она влюбилась в каких-то оленей, которые были крупнее быка с золотыми блестящими рогами, и поэтому она поймала их, назвав Элафоев Хрисокероями, и запрягая их в свою колесницу.

Там был олень, которого Гераклу пришлось поймать для успешного завершения одного из своих подвигов. Известно также, что Артемида обожала диких кабанов, поскольку они считаются одними из самых любимых животных охотников, а также их трудно приручить. В честь мастерства Артемиды мужчины приносили ей в жертву животное.

Священные животные Гермеса

Черепаха, баран

Гермес был посланником богов и покровителем торговли и спорта. Он был наиболее известен как черепаха, поскольку, согласно мифу, он превратил нимфу Хелону в черепаху, а также сконструировал первую лиру из панциря зверя.

Заяц также был посвящен богу благодаря своей плодовитости, а также помещал животное среди звезд как созвездие Лепуса.

Гермес также ассоциировался с бараном, так как было сказано, что он предотвратил чуму, которая угрожала жителям города Танагра, неся барана на своих плечах и обходя городские стены.

Арес Священные животные

Собака, стервятник, кабан

Арес, бог войны, не любивший тех, кто колеблется в бою, имел несколько священных животных, среди них собака, верное животное, которое также может обращать довольно порочный. Он также был связан с стервятником и филином, считавшимися птицами дурного предзнаменования и кровожадными, потому что они бродили над полем битвы, терпеливо ожидая, чтобы полакомиться телами мертвых.

Также известно, что ядовитые змеи являются священными для бога войны, так как в мифах описано несколько его рощ, охраняемых этими зверями, а в скульптурах он часто носит змею или змеиный орнамент. Кабан также ассоциировался с ним, потому что он мог быть свирепым противником, трудно пойманным, настолько бесстрашным и сильным, что успешно справиться с ним могли только божественные герои.

Священные животные Деметры

Змея, свинья, геккон

Деметра была богиней урожая, земледелия и зерна. Одним из ее священных животных был змей, символ, представляющий возрождение в природе и плодородие земли, в то время как, согласно мифу, колесницу богини тянула пара крылатых змей.

Деметра также ассоциировалась со свиньей, символом богатства и домашнего скота, которого приносили в жертву в честь богини, чтобы обеспечить плодородие земли. Кроме того, геккон, найденный погребенным под скалами, также был священным для Деметры, наряду с горлицей и красной кефалью.

Священные животные Аида

Черный баран, визжащая сова, змея

Было много животных, которые также были священными для правителя Подземного мира, Аида, брата Зевса. Черный баран, как известно, был одним из самых священных животных для бога из-за его порочной природы и темного цвета, символизирующего саму смерть.

Аид также был тесно связан с визжащей совой, считавшейся предвестником смерти и дурным предзнаменованием, а также со змеем, еще одним символом смерти и подземного мира, который также часто появляется рядом с Аидом во многих его изображениях.

Змеи также были для него священными из-за его предыдущей роли бога змей по имени Зевс Мейлихос, в то время как в некоторых версиях мифа о похищении Аид соблазнил Персефону в облике змеи.

Священное животное Афродиты

Лебедь, голубь, заяц

Афродита, богиня красоты и любви, имела среди прочих священных животных голубя. Во многих ее изображениях было изображено несколько голубей, тянущих повозку богини, в то время как голубей часто приносили в жертву ей, особенно во время праздника Афросидии, когда жрецы приносили в жертву голубя и использовали кровь для очищения алтаря богини.

Лебедь также ассоциировался с Афродитой, символом красоты и романтики, поскольку ее часто изображали верхом на лебеде. Богиня также ассоциировалась с дельфинами и зайцами.

Священное животное Диониса

Пантера

Бог вина, удовольствия, плодородия и религиозного экстаза имел пантеру в качестве одного из своих священных животных. Его часто изображали верхом на пантерах, которые считались символом внутренней силы и силы. Козы, ослы, львы, змеи и дикие быки также считались священными для бога.

Священное животное Гефест

Осел, сторожевая собака, журавль

Гефест был богом мастерства и огня, а осел, сторожевая собака и журавль считались его священными животными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *