24.04.2024

Близнецовый метод исследования используют: Ошибка выполнения

info — Гены и среда: как близнецы помогают в изучении поведения

Genetics-Info

Генетика – не только наука цифр и лабораторий, это еще и наука, имеющая точки соприкосновения со многими гуманитарными дисциплинами. Например, психогенетика – одна из наиболее интересных междисциплинарных областей современного знания. Одним из главных инструментов психогенетики является метод близнецов. 5 фактов о близнецовом методе, его потенциале, ограничениях и успехах рассказывают научные сотрудники Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики ТГУ Ксения Шарафиева и Дарья Мацепуро и заведующая лаборатории, профессор Юлия Ковас.

1. В чем суть близнецового метода?

Метод близнецов или близнецовый метод — ключевой метод, использующийся в психогенетике (науке о наследственности и средовых влияниях на поведение).

Метод заключается в сравнении однояйцевых (монозиготных — МЗ) и разнояйцовых (дизиготных — ДЗ) близнецов. Монозиготные близнецы – это фактически 100% генетические копии друг друга, а дизиготные близнецы генетически похожи в среднем на 50%, как обычные родные братья и сёстры. При этом и те, и другие близнецы разделяют общую среду, например, они развиваются в одной утробе, воспитываются в одной семье, обучаются зачастую в одной школе или даже в одном классе.

Это означает, что наличие различий в физических и психологических характеристиках и поведении между монозиготными близнецами объясняется влиянием среды, а различия у дизиготных близнецов объясняются и влиянием среды и генетическими влияниями. Близнецовый метод направлен на выявление средовых и генетических влияний на различные признаки.

Современные исследования, выполненные методом близнецов, указывают на то, что почти все признаки частично зависят от генетических факторов, причем некоторые признаки показывают более сильное генетическое влияние (например, рост), другие – менее сильное влияние (например, черты личности). Большинство признаков являются сложными — их наследуемость обусловлена большим количеством генов, например, в случае с аутизмом.

Иллюстрация Георгий Сапего

2. Кто открыл близнецовый метод?

Идея близнецового метода была сформулирована Ф. Гальтоном еще в 1865 году. А в 1876 г. появилась его статья «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания. В статье обсуждаются и вопросы биологии многоплодия, и близнецовый метод генетики, и полученные с его помощью данные о роли «природы» и «воспитания» в формировании индивидуальных особенностей людей.

В России первые системные психогенетические исследования с использованием близнецов начались через полвека — в 1929 г. в Медико-генетическом институте. Исследовательская группа под руководством С.Г. Левита создала самый большой (на тот момент) в мире близнецовый регистр, включавший более 1 000 пар близнецов. Ученые также организовали «близнецовый» детский сад для проведения исследований. Однако эта работа была остановлена и запрещена в конце 1940-х в результате «лысенковщины». Впоследствии исследования в области генетики поведения в СССР прекратились на 25 лет.

3. Какие открытия были сделаны при помощи близнецового метода?

Близнецовый метод используется и в здравоохранении для изучения процессов наследуемости различных заболеваний и предрасположенностей, и в гуманитарных науках. В мире на сегодняшний день существует целый ряд масштабных лонгитюдных близнецовых исследований.

Например, ряд психогенетических исследований посвящен анализу индивидуальных различий в способностях к обучению и школьной успеваемости по отдельным предметам. Так, для способности к чтению получены оценки наследуемости около 40-60%, а оценки влияния общей среды варьируют от 25 до 45%. Похожий вклад генетических и средовых факторов в индивидуальные различия получен и для способностей в математике. Другие исследования, проведенные с использованием близнецового метода, были направлены на изучение индивидуальных различий в чувстве числа (способности правильно оценивать количество предметов с первого взгляда, не считая их). Индивидуальные различия в чувстве числа обнаруживаются в раннем возрасте, сохраняются в более позднем развитии и связаны с общим интеллектом. Исследования показали, что генетический вклад для чувства числа составляет только 32%, индивидуальные различия во многом объясняются неразделенным влиянием среды.

Еще одно интересное исследование было проведено под руководством Юлии Ковас. В нем приняли участие 13 тысяч близнецов в возрасте от 9 до 16 лет из России, Великобритании, США, Германии, Японии и Канады. Ученые пытались ответить на вопрос, в чем причины мотивации к обучению у школьников, почему им нравится или не нравится учиться, и насколько для них интересен тот или иной предмет школьной программы. Результаты исследования были опубликованы в журнале Personality and Individual Differences. Выяснилось, что даже монозиготные близнецы, которые растут в одной семье и учатся в одном классе, могут сильно отличаться по своей мотивации. По словам руководителя исследования, это говорит о том, что существует масса каких-то средовых воздействий, которые не работают на уровне семьи или класса, а индивидуально специфичны. Генетические факторы также вносят вклад в индивидуальные различия в мотивации.

4. Какие разновидности близнецового метода используются сегодня?

Существует несколько основных разновидностей близнецового метода: классический (сравнение сходства монозиготных и дизиготных близнецов), метод разлученных близнецов, изучение семей (например, детей) МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, близнецовой пары.

Метод разлученных близнецов заключается в оценке внутрипарного сходства исследуемого признака у близнецов, которые были разлучены в детстве и, следовательно, воспитывались в разных средах. Наибольшую ценность представляют пары МЗ близнецов (МЗр), разлученных в первые месяцы или годы жизни, поскольку это означает, что два генетически одинаковых человека растут в разных условиях. В таком случае их сходство не может быть объяснено сходством постнатальной среды, следовательно, полученные корреляции — во многом отражает наследуемость признака.

Критика этого варианта близнецового метода заключается в сложности оценки действительного различия сред, в которых воспитывались МЗ близнецы.

Метод семей МЗ близнецов, или метод монозиготных полусиблингов заключается в сопоставлении детей в семьях, где матери или отцы являются монозиготными близнецами. Эти дети имеют своеобразный генетический статус: тетя (или дядя) с точки зрения генетической — то же самое, что мать (или отец).

Главная задача, для решения которой этот метод дает ценный материал, состоит в выявлении так называемого материнского эффекта. Этим термином обозначается преимущественное влияние матери на фенотип потомков, возникающее не только благодаря передаче генов, но и из-за психологических, постнатальных, а также биологических и внутриутробных факторов.

Наличие материнского эффекта в психологической черте должно проявиться в большем сходстве детей, имеющих матерей — МЗ близнецов, по сравнению с детьми, у которых отцы-МЗ близнецы. Интерес также вызывают эффекты цитоплазматической наследственности, которые можно обнаружить (в психологических признаках человека) пока только при помощи метода семей МЗ близнецов. Дело в том, что, помимо генов, заключенных в хромосомах ядра клетки, носителями наследственной информации являются некоторые структуры, находящиеся в цитоплазме.

Метод контрольного близнеца (взаимоконтроля близнецов, контроля по партнеру, близнеца-свидетеля) основан на том, что МЗ близнецы являются идеальным контролем друг к другу. Если группу МЗ близнецов разделить на две выборки так, чтобы в каждую вошли по одному близнецу из каждой пары, то исследователь получит уникальную ситуацию — две выборки, уравненные и по генетической конституции, и по основным средовым (общесемейным) параметрам. Далее можно, например, одну группу тренировать, а другую — нет или тренировать их в разном возрасте, как это было сделано в работе А. Гезелла, который впервые использовал метод, изучая развитие одной женской пары МЗ близнецов с первых месяцев жизни до 14 лет. Они получили материал, свидетельствующий о зависимости эффективности обучения (двигательного и речевого) от возраста.

Метод близнецовой пары. Еще в 30-х годах появились работы, в которых рассказывалось об особой психологической ситуации в парах близнецов, «эффекте пары», или «эффекте близнецовости». Основными характеристиками этой особой психологической ситуации являются две противопоставленные тенденции: к идентификации со своим со-близнецом и, напротив, к индивидуализации каждого близнеца. Первая приводит к ощущению себя сначала членом пары и лишь затем — отдельной личностью; вторая, в крайних случаях, может привести к выраженным конфликтным отношениям близнецов, протесту против «второго — такого же». С возрастом первая тенденция обычно ослабевает, уступая место второй, причем у близнецов-мужчин данный процесс происходит легче, чем у женщин.

5. Я близнец — как стать участником исследований?

Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета – один из ключевых научных центров в России, где активно используется близнецовый метод. В 2011 году на базе лаборатории при участии Российско-британской лаборатории психогенетики Психологического института РАО был создан первый в России близнецовый регистр — Российский школьный близнецовый регистр «Прогресс».

Близнецовый регистр — это важный ресурс, инструмент изучения того, как индивидуальные различия влияют на процесс обучения. С его помощью воплощаются в жизнь междисциплинарные исследования мирового уровня, проводятся молекулярно-генетические кросс-культурные исследования для понимания механизмов когнитивного развития.

Для участия в данном проекте приглашаются родители близнецов и преподаватели общеобразовательных школ. Для регистрации близнецов школьного возраста необходимо заполнить форму регистрации на сайте. 

А в 2015 году стартовал международный научно — исследовательский проект, направленный на изучение природы индивидуальных различий в познавательных процессах. Цель исследования в длительной перспективе – анализ причин успешности и неуспешности людей в освоении математики и других когнитивных функций. Задачей также является разработка новых, более «математически дружелюбных» программ образования от школы до университета. Проект осуществляется совместно с лабораторией InLab, Голдсмитс Университета Лондона; лабораторией возрастной психогенетики и Российско-британской лабораторией психогенетики Психологического института Российской академии образования; и инновационным центром исследований нарушений способностей к обучению Университета Огайо. В рамках проекта исследования нейрофизиологических механизмов индивидуальных различий в познавательных процессах проводятся именно с помощью близнецового метода.

Иллюстрация Георгий Сапего

Если вы являетесь близнецами в возрасте от 17 до 30 лет и хотите принять участие в данном проекте, то вам нужно заполнить онлайн форму регистрации, которую вы можете найти на официальной страничке проекта по ссылке.

Также всю информацию о деятельности Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики, как структурного подразделения Международного центра исследований развития человека, можно получить на сайте.  

Близнецовый метод исследования :: SYL.ru

Близнецовый метод – это научный метод, который основан на принципах сопоставления индивидуальных признаков близнецов с целью выявления степени влияния среды и генетики на формирование личности.

Предыстория

Ф. Гальтон был первым, кто основал этот метод в 1875 году. В своей статье об истории близнецов как критерии относительности в культурном и генетическом подходах он рассматривал их как инструмент исследования с целью нахождения индивидуальных отличий в разрезе влияния биологических факторов и факторов окружающей среды на формирование личности. Однако до него были высказаны некоторые мысли о таком методе исследования. После выхода его статьи научные сотрудники всего мира подвергли критике его позицию, намекая на «глубокие логические изъяны» его теории. Сходства внешние (биологические) и внутренние (психологические) трудно разделить по природе их формирования и утверждать, под следствием чего формируется тот или иной признак. Роль наследственности и социальной среды в формировании личности – вот тот проблемный аспект, ради которого был изобретен близнецовый метод исследования.

Уже с середины 20-х годов ХХ столетия психологи стали разрабатывать и использовать усовершенствованные механизмы и методы исследования близнецов. Основной нововведенный способ заключается в сравнении свойств однояйцевых и двуяйцевых пар. При сравнении, если однояйцовые близнецы более схожи по изучаемому личностному свойству, чем двуяйцовые, то, вероятнее всего, эта черта в большей степени передается по наследству. Такие исследования применяются все чаще, а поле проблем достаточно велико.

История близнецовых исследований в России

Первое исследование близнецов было проведено в 1900 году С. А. Сухановым. Он изучал особенности развития психоза. В дальнейшем в 30-е годы ХХ века такими исследованиями начали существенно заниматься в Медико-биологическом институте. Этот метод стал ключевым в сфере генетической психофизиологии. В 1972 году в связи с этим была открыта первая лаборатория, где близнецовый метод генетики был центральным для изучения вопросов генетической наследственности.

Основным направлением исследований Медико-биологического института было изучение роли влияния генетики и среды на этиологию болезней. Сотрудники непосредственно занимались изучением таких болезней, как: бронхиальная астма (Н. Н. Малкова), Базедова болезнь (И. А. Рывкин), язва желудка и двенадцатиперстной кишки (А. Е. Левин), диабет (С. Г. Левит). Исследователи института получили довольно интересные данные о влиянии наследственности на формирование психофизиологических особенностей в детском возрасте (Л. Я. Босик), особенностей распределения показателей на электрокардиограмме (И. Б. Кабаков). Здесь также было уделено большое внимание разработке математико-статистического аппарата для анализа результатов по близнецовому методу исследования (М. В. Игнатьев).

При институте проводились изучение наследственной обусловленности когнитивных функций (разных видов памяти, психического развития, внимания, интеллекта). Главным образом исследователи изучали особенности активного влияния на человека посредством обучения. Для этого чаще всего использовали метод контрольного близнеца, с помощью которого проверялась эффективность методов обучения на другом (экспериментальном) испытуемом (грамота, развитие деятельности дошкольника и другие). Результаты таких исследований показали, что тренировка повторения наглядных манипуляций с объектами не давала ожидаемого эффекта на скорость обучения дошкольников и не развивала деятельность ребенка дошкольного возраста.

Такие отечественные исследователи, как Т. А. Пантелеева, И. В. Равич-Щербо, Г. А. Шибаровская и Т. В. Василец, занимались изучением отличий в свойствах нервной системы близнецов. Изучение сонорно-моторных реакций стало предметом исследований для Т. А. Пантелеева и С. Б.Малых. Исследованием психологических отличий близнецов занимались в основном В. В. Семенов, Н. В. Искольдский и другие.

Основная характеристика близнецового метода

Близнецы – это фактически идеальный объект для проведения психогенетических исследований. Особенностями этого метода являются в основном две вещи: подбор испытуемых посредством сравнения их генетического материала (должно быть наиболее точное совпадение), а также центральный вопрос исследования – то свойство, которое нужно изучить и найти отличия.

Первая составляющая наиболее сложна для подбора. Ведь различают два типа близнецов: монозиготные (MZ) и дизиготные (DZ). Монозиготные – это однояйцевые и происходят от одной и той же зиготы (единый общий генетический материал), а дизиготные рождаются из разных зигот (разный генетический набор). Монозиготные близнецы встречаются реже, чем дизиготные. Сравнивая результаты внутрепарных корреляций этих двух категорий, можно непосредственно выяснить влияние генотипа на особенности развития того или иного изучаемого признака. Однако для выявления закономерностей влияния внешней среды на признак необходимо делать подборку выборки из монозиготных близнецов. Это сделает исследование чище и позволит избежать влияния побочных факторов на результаты эксперимента.

Главной проблемой близнецового метода считается подборка испытуемых по фенотипическим показателям. В 1924 году Г. Сименс предложил использовать метод для оценки уровня зиготности – полисимптоматический метод сравнивания сходства близнецов и отнесения их к той или иной группе (моно- или дизиготные близнецы).

Особенности проведения близнецового метода

Близнецовый метод используется в науке все чаще, поэтому важно учитывать особенности его проведения. Для того чтобы впыолнить его, необходимо учитывать два основных фактора: среду развития и отсутствие различий между близнецами. Если пренебречь фактором среды, то можно нарушить внутреннею валидность исследования. К примеру, разное поведение родителей по отношению к близнецам может привести к ложным выводам о влиянии среды на исследуемый признак (кроме случая, если это не является предметом исследования). Если же пренебречь уровнем сходства между близнецами, это повлияет на внешнюю валидность исследования, так как, не установив этот фактор, невозможно будет узнать о генетической составной влияния на формирование исследуемого признака.

Источники смешения влияния переменных в исследованиях близнецовым методом

Первым источником ошибок таких исследований является среда воспитания моно- и дизиготных близнецов. Она обычно разная, так как установлено, что родители таких детей совершенно по-разному к ним относятся в силу их внешних отличий. Монозиготные близнецы выглядят одинаково, поэтому родители относятся к ним одинаково. А вот при воспитании дизиготных мама и папа стараются отметить их отличия. Поэтому этот фактор наиболее влияет на смещение результатов эксперимента, и его необходимо контролировать как вероятную побочную переменную.

Вторым источником ошибок является уровень генетического сходства, этот фактор должен быть четко определен перед началом проведения эксперимента. Не проконтролировав его, можно получить недостоверные выводы, что не будут соответствовать реальной картине изучения научной проблематики.

Классический метод

Этот близнецовый метод исследования проводится путем сопоставления результатов изучения моно- и дизиготных близнецов. В его основу заложено сравнение внутрипарных корреляций этих двух видов с учетом результатов лонгитюдного наблюдения (длительное изучения поведения близнецов). По итогам такого типа эксперимента проще установить достоверные закономерности в изменениях вклада среды и фенотипа в ходе онтогенетического развития испытуемых.

Метод контрольного близнеца

Этот метод преимущественно используется для изучения влияния детерминант из среды на конкретный психологический признак. Его можно применять только в том случае, если определено точное сходство между двумя монозиготными близнецами. Эти пары разделяются, где первый определяется в экспериментальную группу, а второй – в контрольную. Далее, после завершения эксперимента, установляются достоверные отличия во влиянии на экспериментальную выборку при сравнении с показателями в контрольной. Если такие отличия найдены, тогда эффективность эксперимента достоверна.

Метод разлученных близнецов

Наиболее жестокий близнецовый метод в психологии. Объектом таких исследований становятся моно- и дизиготные близнецы, которые были разлучены в раннем детстве и не знают о существовании друг друга. Сходство таких детей обусловлено только генотипом, а среда обитания и ее влияние совсем разные. Такие случаи крайне редки, поэтому таких исследований единицы. Здесь невозможно проконтролировать влияние побочных переменных, а выборка не всегда может быть достаточной для того, чтобы сделать достоверные выводы.

Метод близнецовых семей

Он совмещает в себе семейный и близнецовый виды исследований. Чаще всего используется при изучении влияния наследственности на развитие психических заболеваний. Близнецовый метод изучения наследственности человека направлен на исследование членов семей взрослых близнецов и их детей. Благодаря этому методу, можно изучить роль “материнских” или “отцовских” эффектов влияния на психологическое развитие детей — не близнецов.

Метод одиночных близнецов

Объектом такого метода изучения становятся одиночные близнецы, которые выжили в едином числе после родов. Он хорош для выявления роли перинатального развития на последующий онтогенетический процесс развития личности ребенка. Такой близнецовый метод исследования проводится путем наблюдения и помогает проследить психологические особенности «близнецовой ситуации» и пронаблюдать за влиянием других детерминант. Используется как дополнение к классическому близнецовому методу.

Преимущества близнецового метода

Существует множество научных позиций по поводу эффективности близнецового метода. Некоторые исследователи склонны считать его невалидным, однако история его применения в практике говорит сама за себя. Совокупность всех психофизиологических методов вместе с этим делает возможным решить довольно широкий спектр вопросов. Поэтому близнецовый метод используется в сфере общей, дифференциальной, возрастной, педагогической психологии. Также он применяется во многих других отраслях, которые не связаны с психологическими исследованиями (генетика, физиология, биология и другие). Близнецовый метод исследования, несмотря на критику, является широко применяемым во многих областях науки и позволяет выявить индивидуально-психологические отличия и ключевые детерминанты психологического развития личности.

Близнецовые исследования — Психология — Оксфордские библиографии

Введение

Близнецовые исследования — это информативный подход к пониманию генетических и средовых влияний, влияющих на поведенческие, физические и медицинские характеристики. Простая, но элегантная логика близнецового метода вытекает из различий в генетическом родстве между двумя типами близнецов. Однояйцевые (монозиготные или MZ) близнецы имеют 100% общих генов, в то время как разнояйцевые (дизиготные или DZ) имеют в среднем 50% общих генов. Двойня MZ возникает, когда оплодотворенная яйцеклетка (яйцеклетка) делится в течение первых двух недель после зачатия, тогда как двойня DZ возникает, когда женщина одновременно выпускает две яйцеклетки, которые оплодотворяются двумя отдельными сперматозоидами. Близнецы MZ всегда одного пола, тогда как близнецы DZ могут быть однополыми или разнополыми. Однако редкие события иногда вызывают необычные двойные вариации MZ и DZ. Исследователи близнецов сравнивают сходство между близнецами MZ и DZ по определенной черте, такой как рост или вес. Большее сходство между близнецами MZ, чем между близнецами DZ, свидетельствует о том, что изучаемый признак находится под частичным генетическим контролем. Существуют также различные способы использования близнецов и их семей в исследованиях для увеличения потенциального результата исследования. Сложные биометрические методы могут оценить степень различий между людьми, связанных с их генами, общей средой и неразделенной средой. Исследования близнецов получили широкое распространение в последние годы. Во многом это связано с тем, что возможности близнецового метода для понимания происхождения и развития человеческих черт все больше ценятся исследователями, представляющими различные области. Количество близнецов также резко возросло с 1980, особенно уровень братских близнецов в результате лечения бесплодия. Были достигнуты ошеломляющие успехи в количественной математической методологии, которые продолжают увеличивать ценность исследований близнецов. Наконец, в области молекулярной генетики и геномики произошли огромные изменения в отношении связывания генов, создающих повышенный риск для определенного поведения и заболеваний. Близнецы будут продолжать играть заметную роль в этих начинаниях. Источники, представленные в этой статье, представляют широкий спектр направлений и тем близнецовых исследований. Предоставляются общие обзоры области, как исторические, так и текущие, а также список специальных коллекций в исследованиях близнецов, то есть книг и журналов, посвященных определенной теме или теме, и адреса в Интернете. Самый большой раздел включает в себя темы, отражающие расширяющийся спектр психологических, биологических и медицинских характеристик, которые были изучены с помощью методов исследования близнецов. В разделе, посвященном взглядам близнецов, представлены источники, посвященные необычным темам, связанным с близнецами.

Reference Works

Исследования близнецов имели успешное, но противоречивое прошлое, и эта тенденция продолжается и в настоящее время. Несмотря на обилие информации, полученной в результате исследований близнецов, различные методологические и интерпретационные аспекты продолжают подвергаться сомнению. Исторические корни близнецовых исследований, их принятие в основное русло психологических и медицинских исследований и связанные с ними проблемы задокументированы в ряде книг, статей и эссе. Ресурсы в этом разделе охватывают широкий спектр тем, связанных с близнецами. Пять книг предназначены для опытных исследователей и начинающих ученых, а также для широкой аудитории, ищущей информацию о многих способах использования близнецов в научных исследованиях. Джонсон и др. 2009 г.и Бумсма и др. 2002 г. углубляются в текущие тенденции в исследованиях близнецов, но будут интересны всем, кто интересуется тем, что исследования близнецов могут (и потенциально могут) раскрыть о происхождении различий в поведенческих и физических чертах человека. Выборка здесь включает общие обзоры биологических и психологических аспектов близнецов (Scheinfeld 1967), дебаты о природе и воспитании (Wright 1997), обзоры необычных тем в изучении близнецов (Segal 2000) и культурные вопросы (Stewart 2003, Пионтелли 2008). Также представлен более старый, но все еще информативный отчет о биологии и психологии близнецов (Брайан 1983).

  • Бумсма, Доррет, Андреас Бусян и Леона Пелтонен. 2002. Классические исследования близнецов и не только. Обзоры природы (генетика) 3:872–882.

    DOI: 10.1038/nrg932

    Описывает и документирует потенциал больших реестров близнецов для изучения сложных человеческих черт. Обсуждаются различные схемы исследований близнецов (например, классическое исследование близнецов, контроль близнецов, генотипирование маркерных локусов) и их применение в научных исследованиях.

    Включает списки регистров близнецов в европейских странах и за их пределами.

  • Брайан, Элизабет. 1983. Природа и воспитание близнецов . Лондон: Бальер Тиндалл.

    Всестороннее исследование биологических и психологических аспектов близнецов, проведенное британским врачом. Включает полезную информацию о типах близнецов, коэффициентах близнецов и связанных темах. Также включает в себя некоторые конкретные темы, не затронутые в другом месте, такие как потеря близнецов и близнецы с особыми потребностями.

  • Джонсон, Венди, Эрик Теркхаймер, Ирвинг И. Готтесман и Томас Дж. Бушар-младший, 2009 г.. Помимо наследственности: исследования близнецов в поведенческих исследованиях. Современные направления психологической науки 18:217–220.

    DOI: 10.1111/j.1467-8721.2009.01639.x

    Приводит аргумент, что наследуемость большинства поведенческих черт теперь известна, однако исследования близнецов сохраняют жизненно важное место в психологических исследованиях.

    Исследования близнецов должны уделять больше внимания влиянию окружающей среды на поведение в стремлении определить лежащие в его основе механизмы.

  • Пьонтелли, Алессандра. 2008. Близнецы в мире: легенды, которые они вдохновляют, и жизнь, которую они ведут . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.

    Изучает убеждения и обычаи близнецов с межкультурной точки зрения. Опыт автора в области неврологии, психиатрии, психоанализа и акушерства существенно обогащает описываемый ею личный опыт.

  • Шайнфельд, Амрам. 1967. Близнецы и суперблизнецы . Филадельфия: Дж. Б. Липпинкотт.

    Более старый, но полный обзор истории, биологии и психологии близнецов до того, как он стал общепринятой наукой. Часто включает информацию, которую трудно найти в другом месте.

  • Сигал, Нэнси Л. 2000. Переплетение жизней: Близнецы и что они говорят нам о человеческом поведении . Нью-Йорк: Плюм.

    Всесторонний обзор предыстории, методов, результатов и последствий исследований близнецов. Девять из шестнадцати глав посвящены специальным темам, таким как спортивные результаты, юридические обстоятельства, сиамские близнецы и заслуживающие внимания пары близнецов. Написано профессором психологии.

  • Стюарт, Эллен. 2003. Изучение близнецов: К социальному анализу близнецов . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан.

    Обращается к социальным, социальным и культурным аспектам близнецов. Также рассматриваются различные взгляды на близнецов с точки зрения самих близнецов, членов их семей и общества в целом. Опирается на источники из разных дисциплин.

  • Райт, Лоуренс. 1997. Близнецы и что они говорят нам о том, кто мы такие . Нью-Йорк: Джон Уайли.

    Отчет об исследованиях, касающихся генетических и экологических событий, делающих близнецов MZ одновременно похожими и разными по поведению. В основном, но не исключительно, основное внимание уделяется раздельно выращенным близнецам. Очень хорошая отправная точка для работы в этой области, хотя следует обращаться к более поздним публикациям Миннесотского исследования близнецов, выращенных отдельно. Написано известным журналистом.

наверх

Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.

Как подписаться

Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.

Методология близнецовых исследований: общее введение

  • Allen, G., в печати, Holzinger’s He пересмотренный, Acta Genet. Мед. Гемеллол ., 28.

    Google Scholar

  • Аллен, Г., и Хрубец, З., 1979, Двойное соответствие. Более обычная модель Acta Genet. Мед. Гемеллол ., 28:3.

    Google Scholar

  • Балмер, М. Г., 1970, «Биология двойников у человека», Clarendon Press, Оксфорд.

    Google Scholar

  • Берт, К. , 1966, Генетическая детерминация различий в интеллекте: исследование монозиготных близнецов, воспитанных вместе и порознь, руб. J. Psychol ., 57:137.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кеттелл, Р. Б., 1960, Дисперсионный анализ множественных рефератов. Уравнения и решения для исследования природы и воспитания с непрерывными переменными,

    Psychol. ., 67:353.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кеттелл, Р. Б., 1965, Методологические и концептуальные достижения в оценке наследственных и средовых влияний и их взаимодействия, в : «Методы и цели генетики поведения человека», С. Г. Ванденберг, изд., Academic Press, Нью-Йорк.

    Google Scholar

  • Cederlöf, R., Friberg, L., Jonson, E. и Kaaij, L., 1961, Исследования по диагностике сходства у близнецов с помощью рассылаемых по почте вопросников, Acta Genet . , 11: 338.

    Google Scholar

  • Седерлёф Р., Фриберг Л. и Лундман Т., 19 лет77, «Взаимодействие курения, окружающей среды и наследственности и их влияние на этиологию заболеваний»,

    Acta Med. Scand ., Доп. нет. 612.

    Google Scholar

  • Кристиан Дж. К., 1979 г., Тестирование средних значений близнецов и оценка генетической изменчивости. Базовая методология анализа количественных данных о близнецах, Acta Genet. Мед. Гемеллол ., 28:35.

    Google Scholar

  • Кори, Л. А., Нэнс, У. Э., и Берг, К., 1978, Новый инструмент в исследовании врожденных дефектов: модель полусибсов MZ и ее распространение на внуков однояйцевых близнецов, в : «Ежегодный обзор врожденных дефектов, 1977. Часть A: Факторы клеточной поверхности, иммунодефициты, исследования близнецов», Р. Л. Саммит и Д. Бергсма, ред., А. Р.

    Лисс, Нью-Йорк.

    Google Scholar

  • Кори, Л. А., Нэнси, У. Э., Канг, К. В., и Кристиан, Дж. К., 19 лет79, Влияние типа плацентации на массу тела при рождении и ее вариабельность у монозиготных и дизиготных близнецов, Acta Genet. Мед. Гемеллол ., 28:41.

    Google Scholar

  • Ивз, Л.Дж., Ласт, К., Мартин, Н.Г., и Джинкс, Дж.Л., 1977, Прогрессивный подход к неаддитивности и ковариации генотип-среда в анализе человеческих различий, Br. Дж. Матем. Стат. Психол ., 30:1.

    Google Scholar

  • Ивз, Л.Дж., Ласт, К.А., Янг, П.А., и Мартин, Н.Г., 1978, Подбор моделей для анализа человеческого поведения, Наследственность , 41: 249.

    Google Scholar

  • Ивз, Л. Дж., 1978, Близнецы как основа для причинно-следственного анализа человеческой личности, в : «Исследования близнецов. Часть A: Психология и методология», У. Э. Нэнс, Г. Аллен и П. Паризи, ред., А. Р. Лисс, Нью-Йорк.

    Google Scholar

  • Элстон, Р. К., и Готтесман, И. И., 1968, Анализ количественного наследования одновременно по близнецовым и семейным данным,

    Am. Дж. Хам. Жене ., 20:512.

    Google Scholar

  • Элстон, Р. К., и Боклаге, К. Э., 1978, Исследование фундаментальных предположений близнецового метода, в : «Исследования близнецов. Часть A: Психология и методология», У. Э. Нэнс, Г. Аллен и П. Паризи, ред., А. Р. Лисс, Нью-Йорк.

    Google Scholar

  • Fairpo, C.G., 1979, Проблема определения зиготности близнецов для эпидемиологических исследований, Acta Genet. Мед. Гемеллол ., 28:21.

    Google Scholar

  • Фальконер, Д. С., 1960, «Введение в количественную генетику», Oliver & Boyd, Эдинбург.

    Google Scholar

  • Farr, V., 1974, Прогноз для младенцев, ранний и поздний, в : «Человеческая множественная репродукция», I. MacGillivray, P. P. S. Nylander, and G. Corney, eds., WB Saunders, London.

    Google Scholar

  • Фулкер, Д. В., 1978, Многомерные расширения биометрической модели данных о близнецах, в : «Исследования близнецов. Часть A: Психология и методология», У. Э. Нэнс, Г. Аллен и П. Паризи, ред., А. Р. Лисс, Нью-Йорк.

    Google Scholar

  • Гальтон, Ф., 1875, История близнецов как критерий относительных сил природы и воспитания, Fraser’s Magazine , 12: 566.

    Google Scholar

  • Гедда Л., 1951 г., «Studio dei Gemelli», Orizzonte Medico, Рим. (Английский перевод первой части: «Близнецы в истории и науке», Чарльз Томас, Спрингфилд, 1961 г. )

    Google Scholar

  • Гедда Л. и Г. Бренчи, 1978 г., «Хроногенетика. Наследование биологического времени», Чарльз Томас, Спрингфилд.

    Google Scholar

  • Гедда, Л., Росси, К., Бренчи, Г., 1979, Близнецовый азиготный тест для изучения наследственных качественных признаков в популяциях близнецов, Acta Genet. Мед. Гемеллол ., 28:15.

    Google Scholar

  • Гезелл А. и Томпсон Х., 1929 г., Обучение и рост однояйцевых близнецов: экспериментальное исследование по методу контроля однояйцевых близнецов, Genet. Психол. Моногр ., 6:1.

    Google Scholar

  • Holzinger, KJ, 1929, Относительное влияние природы и воспитания на близнецовые различия, J. Educ. Психол ., 20:241.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Jensen, A. R., 1967, Оценка пределов наследуемости признаков путем сравнения монозиготных и дизиготных близнецов, Proc. Нац. акад. Наука ., 58:149.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Дженсен, А. Р., 1970, IQ однояйцевых близнецов, выросших порознь, Бехей. Жене ., 1:133.

    Google Scholar

  • Джинкс, Дж. Л., и Фулкер, Д. В., 19 лет70, Сравнение биометрического, генетического, MAYA и классического подходов к анализу человеческого поведения, Psychol. Бык ., 73:311.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Юэль-Нильсен, Н., 1965, «Человек и окружающая среда. Психиатрически-психологическое исследование монозиготных близнецов, воспитанных отдельно», Acta Psychiatrica Scandinavica , Suppl. нет. 183.

    Google Scholar

  • Кох, Х. , 1966, «Близнецы и близнецовые отношения», University of Chicago Press, Чикаго.

    Google Scholar

  • Лелин, Дж. К., 1965, Некоторые методологические проблемы в множественном абстрактном дисперсионном анализе Кеттелла, Psychol. ., 72:156.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • МакГилливрей И., 1974 г., Роды при многоплодной беременности, в : «Множественное воспроизводство человека», И. МакГилливрей, П. П. С. Ниландер и Г. Корни, ред., У. Б. Сондерс, Лондон.

    Google Scholar

  • Мартин, Н. Г., Ивз, Л. Дж., Кирси, М. Дж., и Дэвис, П., 1978, Сила классического близнецового метода, Наследственность , 40: 97.

    Google Scholar

  • Матени, А. П., Оценка родительской предвзятости в исследованиях близнецов: Приписываемая зиготность и различия IQ у близнецов, Акта Жене. Мед. Гемеллол ., в печати.

    Google Scholar

  • Нэнси, Западная Э., 1974 г., Генетические исследования потомства однояйцевых близнецов. Модель для анализа количественного наследования у человека. Первый международный конгресс по близнецовым исследованиям, Рим, 1974 г., Acta Genet. Мед. Гемеллол ., 25:103.

    Google Scholar

  • Нэнси, У. Э., Винтер, П. М., Сегрети, У. О., Кори, Л. А., Паризи-Принци, Г., Паризи, П., 1978, Поиск доказательств наследственной суперфетации у человека, в : «Исследование близнецов. Часть B: Биология и эпидемиология», У. Э. Нэнс, Г. Аллен и П. Паризи, ред., А. Р. Лисс, Нью-Йорк.

    Google Scholar

  • Ньюман, Х. Х., Фриман, Ф. Н., Хользингер, К. Дж., 1937 г., «Близнецы: исследование наследственности и окружающей среды», University of Chicago Press, Чикаго.

    Google Scholar

  • Николс, Р. К., 1965, Исследование близнецов за национальные заслуги, в : «Методы и цели генетики поведения человека», С. Г. Ванденберг, изд., Academic Press, Нью-Йорк.

    Google Scholar

  • Николс, Р. К., и Билбро, В. К., 1966, Диагноз зиготности близнецов, Acta Genet ., 16: 265.

    Google Scholar

  • Нюландер П. П. С. и МакГилливрей И., 19 лет74, Осложнения беременности двойней, в : «Множественное размножение человека», И. МакГилливрей, П. П. С. Ниландер и Г. Корни, ред., У. Б. Сондерс, Лондон.

    Google Scholar

  • Паризи, П., и Ди Бакко, М., 1968, Отпечатки пальцев и диагностика зиготности у близнецов, Acta Genet. Мед. Гемеллол ., 17:333.

    Google Scholar

  • Цена, Б., 1950, Первичные предубеждения в исследованиях близнецов, Am. J. Hum. Genet ., 2:293.

    Google Scholar

  • Рейс, Р. Р., и Сэнгер, Р., 1968, «Группы крови у человека», Ф. А. Дэвис, Филадельфия.

    Google Scholar

  • Скарр, С., 1968 г., Экологическая предвзятость в исследованиях близнецов, Eugen. Вопрос ., 15:34.

    Google Scholar

  • Шилдс, Дж., 1962, «Монозиготные близнецы, воспитанные отдельно и воспитанные вместе», издательство Оксфордского университета, Лондон.

    Google Scholar

  • Шилдс, Дж., 1978, MZA близнецы: их использование и злоупотребление, в : «Исследование близнецов. Часть A: Психология и методология», У. Э. Нэнс, Г. Аллен и П. Паризи, ред., А. Р. Лисс, Нью-Йорк.

    Google Scholar

  • Smith, C., 1974, Конкордантность у близнецов: методы и интерпретация, Am. Дж. Хам. Жене ., 26:454.

    Google Scholar

  • Смит, С. М., и Пенроуз, Л. С., 1955, Диагностика монозиготных и дизиготных близнецов, Ann. Гум. Жене ., 19:273.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Ванденберг С.Г., 1965, Многофакторный анализ близнецовых различий, в : «Методы и цели генетики поведения человека», С. Г. Ванденберг, изд., Academic Press, Нью-Йорк.

    Google Scholar

  • Ванденберг, С. Г., 1976, Исследования близнецов, в : «Генетика поведения человека», А. Р. Каплан, изд., Чарльз С. Томас, Спрингфилд.

    Google Scholar

  • Фон Фершуер, О., 1928, Die Aenlichkeitsdiagnose der Eineiigkeit von Zwillingen, Антропол. Анц ., 5: 244.

    Google Scholar

  • Wilson, R.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *