28.03.2024

Беседа как метод исследования в психологии: Беседа как метод исследования

это в психологии метод исследования. Виды, достоинства и недостатки метода

Распространённый диагностический метод опроса в психологии — это беседа, которая позволяет получить информацию о мотивах поведения, выявить необходимые черты характера, особенности субъективного мира личности. Как независимый метод беседа интенсивно используется в консультативной, диагностической и психокоррекционной психологии.

Беседа в психологии — это средство сбора данных, а также инструмент убеждения, информирования, воспитания. Она применяется в медицинской, юридической, политической, возрастной отраслях психологии.

Условия проведения беседы

Квалифицированное применение беседы в психологии — это использование фундаментальных знаний, навыков общения, компетентности практического психолога как специалиста. Вопросы должны быть правильно заданы и сформулированы, иметь логическую взаимосвязь между собой. Но главным условием метода является доверие респондента исследователю.

Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку, предложенные в качестве вопроса. Беседа в психологии — это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему.

Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Вспомогательные действия оказывают анкетирование для сверки достоверности данных и запись разговора на диктофон.

Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной: оценку отношения испытуемого к исследователю, предмету разговора, обстановке, искренность и ответственность личности.

Виды беседы

Виды беседы в психологии подразделяются на следующие:

  • индивидуальная;
  • групповая — в беседе принимают участие несколько испытуемых;
  • структурированная или формализованная;
  • стандартизированная — повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
  • нестандартизированная — проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
  • организационная: по способу проведения — по месту работы, жительства, в офисе психолога.

По инициативе выделяют следующие типы беседы:

  • управляемая — происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
  • неуправляемая — возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать.

Структура беседы

Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

  1. Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
  2. Второй этап. Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
  3. Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
  4. Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Создание атмосферы

Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов.

Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.

Восприятие собеседника

Восприятие бывает двух типов: организационное позволяет правильно воспринимать речь собеседника, эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения.

Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента — ответами, независимо от субъективного восприятия.

Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения.

Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога — направить беседу в соответствующее целям русло.

Виды слушания

Слушание подразделяется на следующие виды:

  1. Рефлексивное: его суть заключается в формировании беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приёмы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.
  2. Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой невербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Техника полезна в случаях: выражение собственной точки зрения респондента, ему нужно выговориться, собеседник затрудняется решить наболевшие проблемы, испытывает неуверенность.

Беседа в психологии: достоинства и недостатки

Преимуществом метода беседы являются предпосылки для правильного понимания вопросов с учётом устной, более раскрепощённой формы ответов.

Недостатками беседы в психологии являются:

  • большие временные затраты, что имеет особое значение при массовых опросах;
  • необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы;
  • возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта.

Совмещение методов

Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии — беседы, эксперимента, опроса, наблюдения — обеспечивает исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность.

Эксперимент в психологии — это исследование в заданных условиях при помощи опосредованного вмешательства исследователя. Можно смоделировать искусственную ситуацию, обстоятельства, при которых испытуемый проявит себя характерным для него образом.

Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависит как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Содержание информации обоих типов позволяет правильно интерпретировать данные и усовершенствовать достоверность результатов. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.

Страница не найдена | Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия

Вы здесь

Пьесы » Страница не найдена

Страница не найдена.

Попробуйте найти через поиск или использую меню.

  • ‹ Второй план роли» Н.А. Зверева
  • [node:title] ›

Автор пьесы

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Произведения

0 1 3 5 A C D E F H M N P R S T X А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Популярные статьи

  • Ноктюрн
  • Дон Кихот в Англии
  • Черт выставлен ослом
  • Венчание
  • Взгляд изнутри
  • Постоялец
  • Сны
  • Метель
  • Испанский священник
  • Перикл
  • Обет несчастья
  • Пришествие Годо или тот, кто никогда не приходит
  • Режиссер наедине с пьесой
  • Дебри
  • Изобилие
  • Торч. Порч. Корч.
  • Афинские вечера
  • Мертвые души
  • Волосатый бронепоезд
  • Аплодисменты

Популярные организации

  • НИИ кино, телевидения и радио
  • Кинотеатры Санкт-Петербурга
  • Российские кинофестивали
  • Костюмы/реквизит/грим
  • Балетные школы
  • Кинотеатры Москвы
  • Модельные агентства
  • Цирки Санкт-Петербурга
  • Санкт-Петербург
  • Театры Санкт-Петербурга
  • Кинотеатры Минска
  • Театральные вузы Москвы
  • Кинотеатры
  • Школы балета Санкт-Петербурга
  • Щукинское училище
  • Театры
  • Радиостанции Москвы
  • Цирки Москвы
  • Театры Москвы
  • Музеи Москвы

Диалоговый анализ в качественных исследованиях

Опубликовано 17.

10.22 Луиза Принсипи

.

 

Человеческий разговор сложен. Во время разговора мы склонны заканчивать предложения друг друга, говорить с интонацией, прерывать кого-то посреди речи или использовать заполненные паузы, такие как «э-э» или «э-э». Какими бы случайными ни казались эти случаи, некоторые утверждают, что в дискуссиях существует внутренний порядок и что мы не просто говорим «вслепую».

Здесь в игру вступает анализ диалога (CA). Этот подход, впервые предложенный Харви Саксом в сотрудничестве с Шеглоффом и Эмерсоном в 1960-х годах, включает изучение человеческого понимания и реакции в контексте социального взаимодействия. Но что такое CA и как его можно применять в разных условиях?

 

Определение анализа разговора

По своей сути, CA представляет собой качественную методологию, которая сосредоточена на изучении разговора во время взаимодействия или, точнее, последовательного порядка разговора. Он направлен на понимание скрытых правил, структур или значений, которые создают эти последовательности в обсуждении.

Благодаря своим наблюдениям в записях телефонов доверия для самоубийц, Сакс разработал эту методологию, чтобы понять уровни социального порядка, раскрываемые в повседневных разговорах. По его словам, дискуссии — это структурно организованные явления, в основе которых лежит некая система.

Разговорные аналитики особенно заинтересованы в изучении повседневных взаимодействий и институциональной деятельности, такой как здравоохранение, юриспруденция или образование. Эти люди также исследуют, как эти взаимодействия переходят в социальные действия или как люди делают что-то посредством разговора.

 

Применение методов анализа разговоров 

Основной метод CA включает запись, расшифровку и анализ реальных разговоров. Ключ к точному анализу — фиксировать взаимодействие так, как оно происходит естественным образом, а не в контролируемых условиях или ролевой игре.

Это связано с тем, что сообщение, которое мы передаем извне, не всегда является точным описанием задуманного нами смысла.

Например: изменение высоты тона или интонации слова может полностью изменить его значение 

Извините↗ — Я не расслышал, что вы сказали. Можешь повторить?

Извините↘ — Прошу прощения.

 

 

Вот некоторые вопросы, которые следует учитывать при анализе социального взаимодействия:

  • Как люди вступают в разговор и выходят из него?
  • Откуда вы знаете, что ваша очередь говорить?
  • Как вы строите свой диалог таким образом, чтобы он был связан с тем, что сказал человек перед вами?
  • Как вы сформулируете свое сообщение в понятной форме для следующего выступающего?
  • Как вы будете выбирать, представлять и развивать тему?

 

Хотя СА может применяться в различных отраслях (например, в антропологии, бизнесе, промышленной психологии), его корни лежат в понимании диалога во время взаимодействия в институциональных и процессуальных условиях, таких как лекции в классе, судебные процессы и медицинские консультации. .

Разговоры Аналитики рассматривают эти институциональные и процедурные взаимодействия как активные и обусловленные исторически, культурно и социально. Этот тип разговора часто встречается в профессиональных условиях, когда говорящие имеют разные права и права на высказывание (например, врач-пациент, учитель-ученик, юрист-клиент, начальник-подчиненный).

 

Анализ диалогов в качественном исследовании

Сбор данных респондентов для CA осуществляется на более объективном уровне, чем в большинстве качественных исследований. Вместо того, чтобы брать интервью у людей, вы будете наблюдать за реальными разговорами или просматривать их с помощью аудио- или видеозаписей.

В отличие от контролируемых фокус-групп и интервью, изученные вами взаимодействия не будут инсценированы для исследовательских целей. Тем не менее, CA по-прежнему сохраняет свое качественное происхождение, поскольку ожидается субъективная интерпретация данных естественного разговора, даже если метод сбора не зависел от какого-либо влияния исследования.

 

 

Сбор данных в режиме реального времени с помощью Civicom Thoughtlight®

Получите возможность собирать различные отзывы респондентов, которые содержат большое количество мнений, с помощью ThoughtLight®. Собирайте оперативную мобильную информацию от респондентов с помощью аудио- и видеозаписи, фотосъемки и текстовых ответов для дальнейшего качественного исследования.

 

 

Анализ разговора. Что это такое и когда я должен его использовать?

Анализ разговора

Conversation Analysis используется для понимания значений реального языка и того, как люди на самом деле говорят.

Кэти Гиббонс

• 7 мин чтения

Мы используем «ум» и «эр», словесные наполнители («знаешь», «так» и «нравится») и поощрения («угу», «ммм»). Мы также прерываем, говорим над другим, не можем закончить предложения, заканчиваем предложение за другого, делаем паузы и используем интонацию в нашей речи для общения. Это может показаться случайным и беспорядочным. Но тот факт, что мы можем в значительной степени понять друг друга, предполагает, что в этой кажущейся случайности есть порядок.

Когда я впервые столкнулся с Conversation Analysis (CA) в книгах John Heritage

Garfinkel and Ethnomethodology 1 , его детализация и специфичность понравились моему мозгу ученого. И как качественному исследователю также привлекала привлекательность понимания деталей отдельных слов и фраз, наряду с очевидным сценарным разговором (под влиянием таких людей, как Эрвинг Гоффман). Но я не совсем понял, для чего нужен разговорный анализ.

Итак, что такое анализ разговоров?

Согласно Полу тен Хаве (2007) 2 в анализе разговора значение высказывания (или работа, которую оно выполняет) зависит от его порядка (или последовательного положения). Не только в речи отдельного человека, но и в речи других при взаимодействии. По сути, CA занимается анализом очередности в речи.

Звучит не слишком захватывающе или поучительно, не так ли? И разве это не просто диалектика, или социальный сценарий, или даже дискурс? Да, но это выходит за рамки чередования в речи или анализа последовательной фразировки. Это также анализ последовательного расположения предложений, и последовательное расположение отдельных слов в этом взаимодействии.

Разработка анализа разговоров Харви Сэком 2 в 1960-х годах была вызвана записями телефонных звонков в центр предотвращения самоубийств. Существует увлекательный (и немного пугающий) современный пример, использованный профессором Элизабет Стоко в видеоблоге на YouTube, о звонке в службу экстренной помощи, где произнесенные женщиной слова указывают на то, что она заказывает пиццу, но их смысл совсем другой. .

Что удивительно в этом звонке, так это то, что диспетчеру 911 не требуется много времени — пара поворотов — чтобы понять, что «Я хочу пиццу для доставки» означает «Пожалуйста, пришлите полицию, потому что кто-то угрожает моей жизни в моем доме’ .

Если бы данные могли говорить: что такое анализ разговоров и почему он важен? 18:22-18373

Об этом примере можно многое сказать, особенно в отношении растущего использования ИИ в, казалось бы, сценариях человеческих взаимодействий и его ограничений. Однако, чтобы не выходить за рамки блога, анализ разговоров будет использоваться для изучения последовательного позиционирования слов и их значения во время взаимодействия и между ними. Звонивший использовал свое знание двух, казалось бы, очень разных сценариев, чтобы передать необходимую информацию (ее местонахождение) и ее смысл (мне нужна помощь). Диспетчер службы экстренной помощи использовал свое знание альтернативного сценария (заказ пиццы), чтобы позволить звонящему использовать определенные отдельные слова (да/нет), которые не нарушают его сценарий заказа пиццы, сохраняя при этом значения, необходимые для сценария экстренного вызова.

Для чего нужен анализ разговоров? Когда я должен использовать его?

Важно отметить, что анализ разговора используется для понимания значений реального языка и того, как люди на самом деле говорят. В то время как CA используется во многих дисциплинах, включая антропологию, лингвистику и семиотику, организационную психологию, даже в бизнесе и праве, CA уходит своими корнями в понимание социологических уровней коммуникации. Общение-взаимодействие внутри организационной (я бы даже сказал «институциональной») и процедурной среды продолжает оставаться в центре внимания СА, хотя оно не ограничивается организованной средой. Примеры взаимодействия включают заседания совета директоров, классные или обучающие беседы, судебные разбирательства и консультации между пациентами и практикующими врачами или даже сценарии обучения.

Эти примеры иллюстрируют другой общий фокус исследований CA; исследование власти во взаимодействиях. Например, в зале заседаний вы можете назвать это 90 111 силовой игрой 90 114 отдельных лиц, пытающихся утвердить господство или продемонстрировать сотрудничество, независимо от качества содержания обсуждаемых идей и предложений. В условиях классной комнаты контроль, доминирование и сопротивление могут быть рассмотрены в связи с полом. В области здравоохранения целью может быть изучение нормативных властных структур, таких как ожидание соответствия слабосильных желаниям сильных, т.е. ожидается, что пациент будет принимать лекарство так, как сказал ему фармацевт, или что он будет соблюдать программу снижения веса, поскольку врач общей практики объяснил, почему это важно, и способ ее достижения 4 . СА может помочь раскрыть или разработать благоприятные модели взаимодействия, которые можно применять при обучении медицинских работников, и потенциально устранить восприятие дисбаланса власти или, по крайней мере, не усугубить ситуацию 5 .

Позиция исследователя в сборе данных более объективна, чем во многих качественных исследованиях. Маловероятно, что вы будете собирать данные, опрашивая людей самостоятельно. Вы будете изучать аудиозаписи взаимодействия других людей в реальных условиях. Вы можете быть наблюдателем или получить доступ к записям, сделанным другими во время реальных встреч. Любое столкновение, которое вы исследуете, не будет создано для целей исследования; это будет самоцелью, без учета потребностей исследования. Например. собрание, к которому вам предоставлен доступ и разрешение на запись в исследовательских целях, или записи, к которым вам предоставлен доступ и разрешение на анализ. Вы объективно позиционируетесь в данных. При этом КА сохраняет свое качественное наследие, поскольку предполагается рефлексивное рассмотрение субъективной позиции исследователя при анализе данных.

На что следует обратить внимание

Запись стенограммы.

CA имеет очень специфическую запись стенограммы, позволяющую отслеживать все высказывания, интонацию, паузы, ударения и дыхание: сначала может быть сложно научиться даже читать стенограмму CA. Я помню, как читал расшифровку в работе Пола тен Хаве (2007) 2 и думал, что это похоже на иностранный язык для меня. На самом деле, некоторые из расшифровок были на иностранном для меня языке (голландском), и тот факт, что я не замечал этого в течение длительного времени, показывает, насколько странно CA может выглядеть на первый взгляд.

Это делает транскрипцию трудоемкой (и утомительной). Я вспоминаю совет, полученный во время моих собственных тренировок, что 1 минута разговора займет около 10 минут для создания отредактированной транскрипции (после практики), тогда как 1 минута для стенограммы CA займет около 1 часа, даже с опытом. Если вы являетесь частью команды, решение об использовании услуг транскрипции может быть взято из ваших рук. Если вы докторант, поговорите со своим научным руководителем. Получение докторской степени — ключевое время для развития ваших навыков исследователя, и я лично считаю, что обучение навыкам транскрипции — это время, проведенное с вашими данными, поэтому оно никогда не бывает потрачено впустую. Однако вам потребуется время, чтобы развить свои навыки и беглость как при расшифровке, так и при чтении CA, если вы решите, что это соответствует вашей исследовательской цели.

Гейл Джефферсон разработала одноименную систему транскрипции четыре десятилетия назад, и ее сила такова, что она по-прежнему высоко ценится и широко используется в последовательном анализе, особенно в СА. Вы можете увидеть пример записи стенограммы Джефферсона здесь 6 с подчеркиванием, стрелками, временными паузами и другими формами записи. Хотя он был разработан для CA, этот стиль подробной системы транскрипции используется везде, где требуются определенные детали времени, пауз, акцента и интонации, например. в некоторых формах анализа дискурса. Его также можно адаптировать для создания соглашения или протокола, где не обязательно требуется весь диапазон обозначений.

Единицы анализа и требуемый объем данных.

Единицы анализа в CA небольшие, и требуется значительное внимание к деталям. Пол тен Хав приводит пример из работы Р.М. Франкель (тен Хав, 2007, стр.4. 2 ). Это всего лишь 3 строки текста и 18 слов взаимодействия, в котором врач подтверждает предположение пациента о том, что лечение рака сделает его бесплодным. Повествование для анализа разговора в четыре раза длиннее. Это должно указать вам на необходимость тщательного принятия решений относительно типов взаимодействий, которые вы хотите собрать или получить к ним доступ (и вы должен иметь аудиозапись). В противном случае у вас останутся обременительные и нереальные объемы данных для расшифровки и анализа или недостаточно данных для формирования аргумента. Я не всегда рекомендую отдельную или короткую пилотную фазу для сбора данных, но я рекомендую для CA. Это дает вам возможность эффективно оценить, к чему вам нужен доступ, и реально оценить, сколько времени займет ваш анализ. Не будьте студентом, который собирает массу данных, но не оставляет себе времени на их анализ. Меньше — больше.

Как всегда все сводится к цели вашего исследования. Используйте его, когда вы заинтересованы в изучении последовательной или поочередной речи и вас интересует последовательное позиционирование отдельных слов в этом взаимодействии. И если вам нужно программное обеспечение, которое поможет вам изучить подробный анализ качественных данных, попробуйте Quirkos сегодня — оно позволяет добавлять неограниченное количество кодов или тем к одному предложению или слову, делая работу намного аккуратнее, чем стенограммы и маркеры!

Ссылки

1. John Heritage (1984) Гарфинкель и этнометодология. Wiley

2. Пол тен Хав (2007) Анализ разговора. Практическое руководство. (2 и изд.). Мудрец. Лондон. стр.4.

3. Если бы данные могли говорить: что такое анализ разговоров и почему он важен? Программное обеспечение Tableau https://www.youtube.com/watch?v=HuxxGqlPIB8&list=WL&index=1&t=52s17:25-18:39.

4. Олбери, Шарлотта; Уэбб, Хелена; Зибланд, Сью; Авейард, Пол; Стоко, Элизабет (2021 г.): Что происходит, когда пациенты говорят «нет» на предложения направления для похудения? — Результаты и рекомендации по анализу бесед взаимодействия первичной медико-санитарной помощи. Университет Лафборо. Вклад журнала. https://hdl.handle.net/2134/16465566.v1 По состоянию на 10.12.2021

5. Pilnick, A., Trusson, D., Beeke, S. et al. Использование анализа разговора для информирования ролевой игры и симуляции взаимодействия при обучении навыкам общения для медицинских работников: определение направлений для дальнейшего развития посредством предварительного обзора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *