28.03.2024

Барьер непонимания: Барьеры коммуникации

Барьеры непонимания.

Во многих ситуациях общения человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседниками, «не доходят» до него. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды, защитные сооружения, заборы и плетни на пути общения. Проходя через нагромождения этих барьеров, наши слова частью застревают в них, частью изменяются до неузнаваемости, частью западают в какие-то закоулки, так что найти их потом невозможно. Между тем бывают (правда, значительно реже) и такие ситуации, когда то, что мы говорим, не наталкивается на преграды, когда путь для того, что передается, открыт и достигается полное взаимопонимание. От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают, что они защищают и есть ли какие-нибудь общие правила обороны, строительства и эксплуатации этих «фортификационных сооружений»? 1

Вопрос об эффективности человеческого общения – универсален.

Барьеры общения могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, с манерами общения. И причины многих конфликтов, взаимных разногласий и недовольства людей как в личной, так и в профессиональной сферах не в последнюю очередь кроются именно в непонимании приемов эффективного общения, в неумении ими пользоваться.

Исследования проблем общения и практические наблюдения позволяют все возможные приемы или типы реагирования людей, находящихся в межличностном контакте, условно сгруппировать по параметру «эффективности—неэффективности» с точки зрения реализации целей общения.

В целом основными условиями любого практического общения являются умения и навыки человека в использовании так называемых понимающих и ——————————————————————————————————-1 –Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. грамматика общения. Стр. 56-60, 61, 107, 113, 114.

директивных приемов реагирования при взаимодействии с другими людьми. Основными причинами неэффективности любого реального общения являются склонности и привычки человека прибегать при взаимодействии с собеседником к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной формам поведения как неадекватным заместителям понимающего и директивного общения.

Понимающее общение—это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности в форме неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния.

Приемы понимающего общения способствуют установлению и развитию контакта, положительных взаимоотношений, изучению личностных особенностей собеседника, выяснению его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т.д. Эти приемы часто называют общением, ориентированным на собеседника, диагностическим общением или техникой рефлексивного общения.

В психологической литературе наиболее устоявшимся термином для обозначения понимающего общения можно считать «рефлексивное общение». В психологическом плане он означает следующее: «При взаимодействии с собеседником я, как зеркало, «отражаю» его мысли и чувства, стремясь обдумать и понять их его глазами безо всякого оценивания».

Принижающе-уступчивое общение—это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника, но содержащее реакции неуместного принижения своих чувств, стремлений и целей, а также неоправданные уступки собеседнику.

Директивное общение—это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей и состоящее из реакций, выражающих собственные оценки, взгляды, стремления и цели.

Эти цели как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности могут в широком смысле состоять в достижении взаимовыгодных соглашений с партнером, в психологическом воздействии на него, в отстаивании своих интересов в условиях разногласий и конфликтов или в собственной защите от агрессивных нападок и угроз со стороны собеседника.

Защитно-агрессивное общение—это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, но осуществляемое в такой форме, которая может унизить чувство собственного достоинства, игнорируя потребности и интересы партнера.

Итак, эффективное общение должно включать в себя понимающие и директивные приемы реагирования и по возможности исключать агрессивные и принижающе-уступчивые реакции при взаимодействии с другими людьми.

Итак – каковы же те навыки, умения и способы поведения, которыми мы должны обладать, чтобы быть более ориентированным на понимание других людей?

6 барьеров в общении, которые мешают наладить контакт с человеком

Содержание статьи

Одна и та же фраза может истолковываться по-разному, все зависит от того, с каким тоном вы произнесете вопрос или утверждение. Если вы эмоционально с повышенным тоном спросите о чем-то, то вас воспримут негативно. Если этот же вопрос проговорить с улыбкой на лице, то и реакция будет такой же. Поэтому важно обращать внимание на то, как и что мы говорим, чтобы в ответ получить желаемую реакцию. Рассмотрим подробнее, какие основные виды коммуникативных барьеров могут возникать в общении, и как их предотвратить.

1. Барьер восприятия

Равнодушие и скептицизм чувствуется в разговоре, даже если вы это скрываете и пытаетесь показать другие эмоции. Собеседник быстро потеряет интерес к беседе и желание продолжать разговор. Лучший выход из ситуации — начать разговор с улыбки, наладить контакт с человеком, уместно показывать эмоции в разговоре.

2. Поведенческий барьер

Снисходительный тон или низкая самооценка также могут стать барьером в общении с человеком. Если собеседник не лучшего мнения о вас, то, скорее всего, вся информация, исходящая из ваших уст, будет воспринята через призму недоверия или вообще проигнорирована. Старайтесь общаться со всеми на равных, хвалите человека даже за самые маленькие победы.

3. Языковой, семантический барьер

Недопонимание в общении может возникнуть не только между носителями разных языков, но и при разной подготовленности двух специалистов. Например, к вам пришел стажер на работу и вы начинаете ему объяснять абсолютно новую программу на профессиональном сленге. Человек не поймет ничего, и это будет причиной возникновения барьера. В таком случае лучше всего упростить свой рассказ и доступно объяснить пошаговый путь, как работает программа.

4. Эмоциональный барьер

Проблемы дома или на работе, внутренние переживания могут сказаться на общении, восприятии новой информации. Любая неуместная фраза от коллеги может выбить из колеи. Научитесь абстрагироваться от негативных эмоций и сосредоточиться на диалоге с собеседником, избегая личной оценки. Еще больше информации об управлении эмоциями вы найдете в бесплатном онлайн-курсе «Эмоциональный интеллект».

5. Культурный барьер

В мультикультурном мире велика вероятность встретить человека другой культуры, веры, который будет придерживаться разных понятий в жизни. Если вы начнете рассказывать про дегустации вин человеку, не употребляющему алкоголь из-за религиозных соображений, то вы встретитесь с непониманием. В таком случае постарайтесь заранее изучить собеседника, чтобы не ляпнуть ничего лишнего.

6. Гендерный и социальный барьер

То, что считается нормой для мужчины, может быть неприемлемо для женщин. Из-за распространенных стереотипов некоторые мужчины-начальники могут недооценить профессиональные навыки женщин, и наоборот. Не зацикливайтесь на поле человека в процессе делового разговора, общайтесь со всеми на равных, избегайте стереотипов.

Следуйте простым советам по преодолению межличностных барьеров в коммуникации, чтобы взаимодействие с любым человеком было продуктивным и результативным.

барьеров создают непонимание — Том Лафорс

Том Лафорс

Что у вас в списке дел на сегодня? Представьте, что это включает в себя…

  • Предоставление Джейсону отчета о его работе.
  • Разговор с менеджером AP о жалобах, которые вы получаете от поставщиков, которым не платят вовремя.
  • Предоставление Винни необходимой информации для RFP.
  • Убедить своего босса, что вам нужен еще один аналитик.

Все эти виды деятельности зависят от навыков общения. И когда это так, это означает, что ваш список дел также наполнен многочисленными возможностями для ошибок и неправильных толкований.

Общение — это тяжелая работа. Мы часто предполагаем, что это простое действие по отправке электронного письма, голосовому сообщению или короткому разговору. И все же наш опыт напоминает нам обо всех случаях, когда что-то не получалось из-за недоразумения. Почему? Простой ответ, барьеры.

Всякий раз, когда есть разница между сообщением, которое вы намеревались отправить, и тем, которое было фактически получено, оно было заблокировано или искажено барьером. Их много, за которыми нужно следить. Что-нибудь из этого кажется вам знакомым из ваших недавних взаимодействий с коллегами?

  • Вы делаете предположений о намерениях человека.
  • Ваше предубеждение об отправителе сообщения затуманивает ваше понимание сообщения.
  • Шум мешает вам слышать все отчетливо, но вы полагаете, что знаете «суть» того, что человек хотел, чтобы вы знали.
  • Вы то и дело уделяете внимание , потому что у вас есть другие, более насущные дела, которые тяготят вас.
  • Человек случайно нажимает одну из ваших горячих кнопок, и вы проваливаетесь в собственные эмоциональная реакция.
  • Вы просто не можете найти причину заботы, так что не обращайте внимания.

Хотя это лишь некоторые из барьеров, которые мешают вашим коммуникативным усилиям, существует множество других. Чтобы предотвратить недопонимание и увеличить прочные связи; важно сделать следующее:

  • Помните о барьерах, которые существуют в любой ситуации общения. Прежде чем отправить сообщение, задайте себе простой вопрос: «Что может заставить другую сторону не понять, что я имею в виду?»
  • Примите все возможные меры, чтобы устранить или свести к минимуму те барьеры, которые находятся под вашим контролем.
  • Никогда не предполагайте, что сообщение было получено точно, не подтвердив, что это так. Проверьте понимание, используя процесс обратной связи с другой стороной.

Общаться намного сложнее, чем кажется. Признание этого является важным первым шагом к тому, чтобы стать более эффективным коммуникатором.

Том Лафорс владеет LaForce Teamwork Services, консалтинговой компанией из Миннеаполиса. Его миссия – добиваться лучших результатов благодаря командной работе. Он написал «Герой встречи: планируйте и ведите, привлекайте, продуктивные встречи».

Просмотреть все сообщения Тома Лафорса.

2.4 Непонимание семантики и навыки правильного использования языка – Comm 101 (Dutton)

Глава 2 Вербальная коммуникация

Хотя наш язык может помочь нам создать общий смысл (т. е. общаться) с другими, есть вещи, которые могут помешать этому процессу. Вы когда-нибудь терялись из-за того, что кто-то давал вам указания? Или кто-то перефразировал то, что вы только что услышали, только чтобы подумать: «Я совсем не это сказал!» Давайте посмотрим, почему это могло произойти.

Семантические недоразумения возникают, когда люди придают разное значение слову или высказыванию. Существует четыре распространенных типа семантического непонимания: обход, абстракция, относительный язык и двусмысленность.

В обход [1]

Игнорирование происходит, когда люди думают, что понимают друг друга, но на самом деле упускают смысл друг друга.

Существует два наиболее распространенных типа обхода. Первый — это когда два человека используют разные слова или фразы для представления одного и того же.

  ТУАЛЕТ ДЖОН ГОЛОВКА

Во-вторых, люди придают разное значение одному и тому же слову или фразе (Gamble and Gamble, 2013, стр. 85). Обход может вызвать множество проблем с недопониманием, которые иногда могут быть совершенно ненужными. Например, когда люди говорят или используют слово «гей». Один человек может подумать, что это связано с сексуальностью кого-то. Есть и другие, которые говорят им «это гей», это может означать, что это отстой, или другие могут использовать слово «гей» как счастливый. Это слово может вызвать у людей проблемы или споры, таких слов в английском языке много, и «гей» — одно из многих.

Абстракция [2]

Лестница абстракции — это модель, используемая для иллюстрации того, как язык может переходить от конкретного к абстрактному. По мере того, как мы следуем концепции вверх по лестнице абстракции, все больше и больше «сущности» исходного объекта теряется или не учитывается, что оставляет больше места для интерпретации, что может привести к неправильному пониманию. Этот процесс абстрагирования, исключения вещей позволяет нам общаться более эффективно, потому что он служит стенографией, которая удерживает нас от совершенно неуправляемого языка, наполненного миллионами слов, каждое из которых относится к одному конкретному предмету. [1]  Но это требует от нас использования контекста и часто других слов для создания общего значения. Некоторые слова более непосредственно связаны с понятием или идеей, чем другие. Если бы я попросил вас сфотографировать книгу, вы могли бы это сделать. Если бы я попросил вас пойти и сфотографировать «работу», вы бы не смогли, потому что

работа — это абстрактное слово, которое было разработано для обозначения любого количества возможностей, от написания книги до ремонта кондиционера. , для удобрения органического сада. Вы можете сфотографировать любую из этих вещей, но вы не можете сфотографировать «работу».

Рисунок 3.2 Лестница абстракции

[2]

Вы можете увидеть классический пример лестницы абстракции семантика С. И. Хаякавы с «коровой Бесси» на рис. 3.2 «Лестница абстракции». [3]  На самом низком уровне у нас есть нечто очень конкретное. На этом уровне мы фактически находимся в моменте восприятия стимулов, поступающих через наши органы чувств. Мы воспринимаем реальную «вещь», которой является «корова» перед нами (либо лично, либо в образе). Это конкретно, потому что неопосредовано, то есть это фактически момент опыта. По мере того, как мы поднимаемся на уровень выше, мы даем опыту имя — мы смотрим на «Бесси». Так что теперь, вместо прямого опыта с «вещью» перед нами, мы дали этой вещи имя, которое уводит нас на один шаг от прямого опыта к использованию более абстрактного символа. Теперь мы можем говорить и думать о Бесси, даже если мы не переживаем ее напрямую.

На следующем уровне слово корова  теперь объединяет Бесси с другими бычьими существами, имеющими схожие характеристики. По мере продвижения вверх по лестнице корова становится скотом , скот становится активом
, а затем актив становится богатством . Обратите внимание, что становится все труднее определить значение символа по мере того, как мы поднимаемся по лестнице, и как с каждым шагом мы теряем все больше характеристик исходного конкретного опыта.

Когда важны общие референты, мы должны попытаться использовать язык, который находится ниже по лестнице абстракции. Намеренная конкретика полезна, например, при указании направлений и может помочь предотвратить недопонимание. Иногда мы намеренно используем абстрактный язык. Поскольку абстрактный язык часто бывает неясным или расплывчатым, мы можем использовать его как средство проверки потенциальной темы (например, попросить об услуге), косвенно предложить негативную обратную связь (чтобы не задеть чьи-то чувства или намекнуть) или избежать специфики темы. тема.

Родственный язык

Относительный язык — это язык, который приобретает значение посредством сравнения. Семантические недоразумения возникают, когда люди придают значения словам на основе своего личного опыта (т. е. относительного). Что значит быть «вовремя», или что такое «дешево»? Для некоторых «вовремя» означает прибытие за 5 минут до начала мероприятия, тогда как для других «вовремя» может означать прибытие через 30 минут после начала мероприятия. То, что означает «дешево» для кого-то вроде Билла Гейтса, вероятно, отличается от слова «дешево» для нас. Наш личный опыт и окружающая среда могут влиять на значение, которое мы придаем словам.

Двусмысленность

Эквикации — это высказывания с двумя или более правдоподобными интерпретациями. Это может быть проблематично, когда мы пытаемся создать общий смысл с другими. Вот несколько забавных «вырванных из заголовков» примеров двусмысленных утверждений. Хотя мы, вероятно, знаем, что имеется в виду, мы можем посмеяться над возможными другими интерпретациями.

• Полиция начинает кампанию по задержанию пешеходов

• Новое исследование ожирения ищет большую тестовую группу

•Семь футовые врачи судятся с больницами

•Спаривание панд не удается; Ветеринар принимает более

Деструктивный язык вызывает у слушателя психологический шум (вспомните транснациональную модель общения), который ограничивает его способность присутствовать в разговоре и воспринимать все сказанное.

Факт-Вывод-Мнение

При общении с другими может возникнуть путаница, когда люди сообщают о своих выводах как о фактах или о мнениях. Если вы когда-нибудь думали про себя: «Это действительно произошло, или это просто то, что человек думает/чувствует»?, вы сталкивались с таким деструктивным языковым поведением. Фактические утверждения — это высказывания, которые можно проверить как истинные или ложные. Выводы — это выводы, сделанные на основе факта, а высказывания мнения выражают то, что думает или чувствует говорящий.

Факт : волосы Салли собраны в хвост

Вывод : Салли сегодня опаздывала, поэтому ей пришлось собрать волосы в хвост [на самом деле мы не знаем, что она опоздала только потому, что ее волосы собраны в хвост]

Мнение : Салли хорошо выглядит с собранными в хвост волосами. [наша оценка ее внешности, но не все]

Факт : Взрослая женщина и ребенок, похожий на ученика начальной школы, идут вместе, взрослая женщина несет рюкзак

Вывод : Мама несет рюкзак ребенка [мы не знаем отношения между этими двумя людьми и не знаем, что рюкзак на самом деле ребенок]

Мнение : Мама – заботливый родитель [наша оценка, но не все]

Эмоциональный язык

Яркий язык привлекает внимание людей и их воображение, передавая эмоции и действия. Подумайте о множестве мысленных образов, которые может вызвать в воображении стихотворение или хорошо рассказанная история друга. Вызывающие воспоминания слова также могут привести к физическим реакциям. Такие слова, как дрожь  и убитое горем  может заставить людей вспомнить предыдущие физические ощущения, связанные со словом. Как оратор, могут быть моменты, когда вызвать положительную или отрицательную реакцию может быть полезно. Вызов чувства спокойствия может помочь вам рассказать другу о тревожных новостях о здоровье. Вызывая чувство волнения и гнева, вы можете мотивировать аудиторию к действию. Когда мы разговариваем с другом или выступаем перед аудиторией, мы в первую очередь задействуем зрительные и слуховые чувства других людей. Эмоциональный язык может помочь вашему собеседнику или зрителям почувствовать, понюхать или попробовать что-то, а также услышать и увидеть это. Хорошие писатели умеют использовать слова эффективно и эмоционально. Хорошо написанная история, будь то книга или сценарий, будет содержать все предыдущие элементы. Богатые фэнтезийные миры, созданные в Звездный путь , Властелин колец , Сумерки и Гарри Поттер показывают силу образного и вызывающего воспоминания языка, чтобы привлечь наше внимание и наше воображение. Однако некоторые слова настолько эмоциональны, что влияют на способность других продолжать слушать. Прочитайте следующее и подумайте, как ваша реакция может измениться при изменении используемых слов:

Девушка является исполнительным директором IBM. Женщина является исполнительным директором IBM. Широкая является исполнительным директором IBM.

Любимый человек будет похоронен. Умершего похоронят. Труп будет похоронен.

Фрэнк высокомерный. Фрэнк откровенен. Фрэнк уверен.

Когда люди неправильно используют слова, возможны последствия от легкого раздражения до судебных исков. Однако когда люди правильно используют слова, они могут вдохновлять и делать нас лучше. В этом разделе мы рассмотрим, как мы справляемся с языковыми проблемами, о которых говорилось выше.

  1. Занимается личностно-ориентированным общением. Помните, что слова — это символы, в слове нет внутреннего смысла. Эффективные коммуникаторы адаптируют свой язык к людям, с которыми они взаимодействуют, признавая, что прошлый опыт, ожидания и цели людей влияют на то, как они интерпретируют слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *