29.03.2024

Типы отношения к болезни: Недопустимое название — Psylab.info

12 типов отношения к болезни — Нож

Заболеть может каждый, но трезво оценить свое состояние и процесс выздоровления удается далеко не всем. Помогаете ли вы врачам помогать вам или всё портите? Чтобы проще было ответить на этот вопрос, ученые придумали специальную классификацию разных типов отношения к болезни: одни из них способствуют выздоровлению, другие наоборот. «Нож» разобрался в плюсах и минусах каждого из двенадцати типов — почитайте, определите, какой тип вам ближе, и сделайте правильные выводы.

ПоделитьсяРепостнутьТвитнуть

1. Гармоничный

Он же реалистичный и взвешенный. Отношение пациента к болезни не коллапсирует в преувеличение/недооценку ее тяжести, сохраняется активная позиция нацеленности на излечение. Медицинский работник воспринимается не как всемогущий врачеватель, а тот, кто делает всё возможное. При таком отношении можно рассчитывать на наилучший результат лечения, поскольку пациент, как правило, следует всем врачебным рекомендациям, но и при неблагоприятном прогнозе гармоничный подход позволит смириться с положением и сосредоточиться на чем-то, не связанном с болезнью (например, утратив физическую активность из-за инвалидности, заняться самообразованием). Гармоничный пациент стремится облегчить тяготы по уходу за собой вне зависимости от тяжести и исхода болезни — он заботится о близких и не замыкается на себе.

2. Эргопатический

Он же стенический (волевой, активный, витальный). Согласно классификации, здесь мы имеем дело исключительно с «волей к работе». Сверхответственное отношение к труду и своим обязанностям приводит к тому, что пациент относится к обследованиям и лечению избирательно. Главная ценность — вне зависимости от тяжести болезни продолжать работать / сохранять профессиональный статус / не жертвовать карьерой и т. п. Включается психологическая защита, работающая как «уход от болезни в работу». Положительная сторона данного типа отношения — высокая мотивированность в излечении. Отрицательная — «и если лечение работе мешает, брось его…» — и далее по тексту. Не самый распространенный вариант из возможных, но если такого пациента заставить определиться между терапией и трудом, понятно, что он выберет.

3. Анозогнозический

«Нозо-» (греч. νοσος, nosos — «болезнь»), «гносео» (греч. γνωσεο — «знаю»), «а» — отрицательный префикс. Не-знание собственной болезни в значении «знать не желаю». Этот тип отношения называют еще эйфорическим, поскольку для пациента характерен «ослепляющий оптимизм» вплоть до отрицания очевидного. Если болезнь признается, то пациент не рассматривает симптоматику как серьезную, часто отказывается от обследования («мелочи, само отвалится» / «обойдусь без врачей, сам вылечу»). Характерно необоснованно повышенное настроение, пренебрежительное отношение к терапии и рекомендациям врача, нарушению режима лечения. Понятно, что при таком подходе риск усугубить положение высокий.

4. Тревожный

Этот тип отношения также называют обсессивно-фобическим. Характерны мнительность и повышенная тревожность относительно хода лечения, его средств и методов. Пациенту кажется, что его лечат неэффективно, он ищет альтернативные способы, находит их в изобилии (в интернете море околомедицинских мифов), часто меняет врача/клинику — из-за недоверия и уже названной мнительности. На фоне постоянной тревожности угнетается психическая активность, снижается тонус. Защитой от обсессивных проявлений (лат. obsessio — «осада», «охватывание»; боязнь заразиться, замараться и т. п.) становятся повторяющиеся «ритуалы» (например, частое мытье рук — строго определенное количество раз). Это минусы, но есть и плюсы в тревожном типе отношения — недоверие к субъективным ощущениям и высокий интерес к объективным данным (результатам анализов, заключениям специалистов) и дотошность их изучения. Этим тревожный пациент отличается от ипохондрического.

5. Ипохондрический

Сосредоточенность на субъективных негативных ощущениях, преувеличенно трагическое отношение к боли, желание долго и подробно рассказывать о ней врачам, медперсоналу, близким и соседям по палате. Мнительность насчет «побочных действий» лекарств, недоверие к врачам и диагностике. Последнее может сыграть положительную роль — ипохондрический пациент, как правило, проходит обследование несколько раз у разных специалистов. Это повышает достоверность исследований. Гипертрофированное желание излечиться сочетается с упадническим настроением, с неверием в успех и подозрениями медицинских работников в непрофессионализме. По этой причине ипохондрический пациент может бросить терапию.

6. Неврастенический

Стратегия «раздражительной слабости». Нетерпение, неспособность или нежелание переносить неприятные ощущения и боль, капризная требовательность к медицинскому персоналу и окружающим, обвинения в неудачном лечении. При этом неврастенический пациент на определенном этапе обязательно «раскается» и будет «просить прощения» за «то, что доставил так много хлопот своим поведением», привлекая к себе дополнительное внимание, никак не связанное с процессом лечения. Но в соответствующей ситуации — например, при очередном приступе боли или осложнении — «синдром раздражительной слабости» вернется во всей красе.

7. Меланхолический

Гипертрофированный пессимизм меланхолика минус активность и заинтересованность в лечении. Сомнение в успехе даже при улучшении состояния, благоприятных объективных данных (положительные анализы, например) и удовлетворительном самочувствии. Меланхолический пациент находится в состоянии глубокой депрессии. Возможны суицидальные настроения.

8. Апатический

В отличие от меланхолического пациента, чья депрессия всё же «активна» (как «воля к смерти», выражаясь метафорически; подчеркнем, речь не о клинической депрессии, не о медицинском диагнозе, а о меланхолическом типе отношения к болезни из конкретной классификации. — Ред.), апатический пациент безразличен к своей судьбе, результату лечения и исходу болезни. Он пассивно подчиняется врачебным рекомендациям — но только в случае, когда на подчинении настаивают.

9. Сенситивный

Чувственный, ранимый, «тонкокожий» пациент. Чрезмерная мнительность, подозрения в пренебрежительном, унижающем отношении к себе врачей и окружающих. Пациенту кажется, что вокруг него распускают сплетни о его ущербности и неполноценности. Он также боится стать обузой для близких. По этим причинам сенситивный пациент может уйти в интроверсию, избегать общения с родственниками и медперсоналом даже на темы, непосредственно связанные с лечением. Для сенситивного типа характерны частые и сильные колебания настроения.

10. Эгоцентрический

Пациент «принимает» болезнь и активно пользуется ею, манипулируя близкими, выставляя напоказ страдания, чтобы вызвать сочувствие. Требование исключительного внимания к себе в ущерб делам и интересам окружающих, невнимание или даже игнорирование другого. Убежденность, что «его случай самый тяжелый», что он «в худшем положении» по сравнению с остальными. Соседи по палате вызывают у эгоцентрического пациента вражду, воспринимаются как «конкуренты», которым тоже требуется внимание.

11. Паранойяльный

У пациента с таким отношением развивается уверенность, что его болезнь — результат внешних причин, более того — чьего-то злого умысла. Поэтому он крайне подозрительно и настороженно относится к окружающим, подслушивает разговоры врачей, якобы обсуждающих за его спиной «то, что никогда ему не скажут». Проверяет и перепроверяет состав лекарств, расспрашивает о сути процедур. В случае ухудшения состояния обвиняет медперсонал («сбываются худшие подозрения») или говорит о побочных действиях лекарства, их неэффективности или даже вреде («хотят залечить до смерти»).

12. Дисфорический

Он же агрессивный. Пациент мрачен и зол, завидует здоровью врачей, родственников других пациентов и даже своих близких. Поведение во многом схожее с эгоцентрическим пациентом: повышенное требование внимания без учета интереса других. Разница — в пароксизме озлобленности вырабатывается деспотичное отношение к близким, которое, если ему потакать, может дойти до манипуляций с целью причинить максимум страданий окружающим в качестве «мщения» за свою болезнь.


Вышеперечисленные варианты отношения к болезни можно типизировать по уровню сохранения «чувства реальности» и социальной адаптации:

  • при гармоничном, эргопатическом и анозогнозическом типах психическая и социальная адаптация существенно не нарушается. Несмотря на «уход в работу» второго и чрезмерный оптимизм третьего, пациенты третьего типа активно вовлечены в социальную жизнь, а ценностная иерархия искажена у них незначительно — им можно объяснить, что они не правы;
  • тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический типы предполагают чрезмерную аффектированность и сложность социальной адаптации — даже понимая свою неправоту, такие пациенты не факт, что изменятся;
  • пациенты третьей группы — сенситивный, эгоцентрический, дисфорический и паронойяльный — характеризуются сенсибилизированным (чрезмерно болезненным) отношением к своему недугу, что на фоне паранойяльного или агрессивного настроения может привести к серьезной дезадаптации.

Каждому, кто проходит лечение, не лишним будет сопоставить свое отношение с «картой реакций». И скорректировать его в соответствии со всеми «законами добра и справедливости» — чтобы облегчить жизнь себе и лечащему врачу.

Разные типы пациентов — как вести себя с каждым из них?

Какой классификацией пользуемся?

Советский терапевт, профессор Роман Лурия в далеком 1935 году ввел в клиническую медицину понятие «внутренней картины болезни». Оно включает все эмоции, которые испытывает пациент, его самочувствие и в целом представление о болезни, ее причинах. Данная концепция и по сей день широко используется в медицинской  психологии и стала базисом для создания классификации психотипов пациентов. 

С 1980 года в отечественной медицинской психологии используется классификация типов отношения к болезни. Ее разработал коллектив врачей под руководством доктора медицинских наук Андрея Личко. Она включает 12 психотипов и охватывает практически весь спектр возможных реакций на возникшее ­заболевание. Они были выделены на основе оценки влияния 3 факторов: особенностей самого соматического заболевания, типа личности, в котором важнейшую составную часть определяет тип акцентуации характера и отношения к данному заболеванию.

 

Эта классификация остается актуальной в наше время и активно используется в практической медицине. 

Принцип разделения больных на психотипы

Личко и Иванов выделили 12 психотипов пациентов и поместили их в 3 основных блока. 

Первый блок включает:
 

  • гармоничный,
  • эргопатический,
  • анозогнозический тип.

При этих типах отношения к болезни психическая и социальная адаптация существенно не страдает. При гармоничном типе реагирования больные адекватно оценивают свое состояние. Они активно участвуют в лечении, соблюдают назначенный режим. В это же время они стремятся преодолеть болезнь.

Для больных с эргопатическим и анозогнозическим типами отношения к болезни характерно снижение критичности к своему состоянию, преуменьшение значения заболевания вплоть до полного его вытеснения. Это может проявляться поведенческим нарушением рекомендаций врача, уходом в работу, иногда отрицанием факта заболевания.

Однако выраженные явления психической дезадаптации у этих больных отсутствуют, что позволило условно включить их в один блок с гармоничным типом.

Во второй и третий блоки включены типы реагирования на болезнь, характеризующиеся наличием психической дезадаптации в связи с заболеванием и различающиеся преимущественно интрапсихической или интерпсихической направленностью реагирования на болезнь.

Второй блок включает:
 

  • тревожный, 
  • ипохондрический,
  • неврастенический,
  • меланхолический,
  • апатический тип.

Для этих типов отношения характерна интрапсихическая направленность личностного реагирования на болезнь. Она обуславливает нарушения социальной адаптации больных с этими типами реагирования. Эмоционально-аффективная сфера отношений у таких больных проявляется в дезадаптивном поведении: реакциях по типу раздражительной слабости, тревожном, подавленном, угнетенном состоянии, «уходом» в болезнь, отказе от борьбы.

В третий блок вошли:
 

  •  сенситивный,
  •  эгоцентрический,
  •  дисфорический 
  •  паранойяльный тип.

Для них характерна интерпсихическая направленность личностного реагирования на болезнь, также обуславливающая нарушения социальной адаптации больных. Такое сенсибилизированное отношение к болезни проявляется дезадаптивным поведением больных. Они стесняются своего заболевания перед окружающими, могут использовать его для достижения определенных целей, строят концепции относительно причин своего заболевания и его хронического течения, проявляют гетерогенные агрессивные тенденции, обвиняя окружающих в своем недуге.

Какую линию поведения выбрать?

Врач должен выбрать линию поведения, базируясь на индивидуальных особенностях пациента, его отношении к болезни. 

Гармоничный тип

Проблем в общении с таким пациентом нет. Вместе с ним можно обсудить программу его лечения и реабилитации. Пациент обычно активно сотрудничает с врачом, выполняет все рекомендации. Адекватное отношение к своему состоянию помогает быстрее справиться с болезнью.

Эргопатический и анозогнозический типы

Особенность этих типов пациентов состоит в том, что они неохотно сотрудничают с медицинским персоналом. Почувствовав улучшение, они могут самостоятельно прекратить лечение до следующего обострения. Поэтому при работе с пациентами указанных типов реакций на болезнь, нужно обязательно привлекать членов их семей, а также контролировать лечение на всех его этапах.

Тревожный тип

Такие больные требуют «материнского» похода и терпения. Пациенту дается информация о болезни, составляется полноценная программа реабилитации и подробно обсуждается с ним. Пациенты тревожного типа любят беседовать с врачом. Однако их нужно периодически подбадривать, поощрять. Нужно быть готовыми к тому, что тревожный больной всегда найдет, из-за чего переживать, в чем сомневаться. Поэтому, на протяжении всей болезни нужно успокаивать его, внушать веру в хороший исход.

Такая же тактика проводится и больным с фобическим типом реакции на болезнь.

Ипохондрический тип

Пациенту и его семье дается адекватная рациональная информация о заболевании и лечении. Семью нужно настроить на то, что пациент может постоянно жаловаться на плохое самочувствие. Медицинские работники и пациенты ипохондрического типа обречены на взаимное многолетнее сотрудничество. Таким больным никогда не станет «хорошо», поэтому они продолжают обращаться к врачам.

Нужно проявлять терпимость, хотя в некоторых случаях приходится сказать: «на сегодняшний день вам не нужно продолжать лечение, вы здоровы». В отдельных случаях помогают рекомендации о смене образа жизни. К примеру найти себе хобби. Если больной примет это к сведению, то у него будет меньше времени находить новые многочисленные симптомы и новые проблемы.

Неврастенический тип

Отношения с таким пациентом должны строиться на уровне рациональной информации, по типу «взрослый — взрослый». Пациенты данного типа очень раздражительны, их все выводит из себя, он везде видит недостатки. Раздражение легко выплескивается на медицинских работников. Медики не должны вступать с такими пациентами в длительные дискуссии и оправдываться. Следует согласиться с пациентом, чтобы не раздражать его, а затем отвлечь беседой, в которой дать ему серьезно и настойчиво рациональные, корректные рекомендации.

Меланхолический тип

При работе с такими пациентами их надо чаще хвалить за отдельные достижения, успехи в лечении, побольше беседовать с ними. Акцентуация на положительных эффектах лечения позволит улучшить ментальное состояние данных больных. При отсутствии времени на беседу, стоит заглянуть в палату, ободряюще улыбнуться именно ему. «Материнская» методика общения больше всего подходит таким пациентам.

Апатический тип

Такие пациенты пассивны и не проявляют никакого желания, инициативы в своем лечении, медицинским работникам следует взять это на себя. Лечение нужно постоянно контролировать, а также опираться на поддержку родственников и близких.

Сенситивный тип

Такого пациента нужно разубеждать в существовании явных и мнимых опасностей, вселять уверенность в положительный исход терапии. Такие пациенты робкие, боятся надоедать окружающим своими жалобами. Их нужно активно вызывать их на разговор, расспрашивать, одобрять их инициативу.

Эгоцентрический тип

Обычно такие пациенты еще до болезни имели истерические черты характера, которые сейчас усиливают заболевание. Далеко не все прихоти такого больного нужно исполнять. В работе с эгоцентрическими пациентами в равной степени нужны как терпимость, так и твердость.

Отношения нужно строить официально, по типу «взрослый — взрослый». Члены семьи тоже должны быть осведомлены о личностных особенностях пациента и не позволять проявляться его чрезмерной требовательности и эгоизму.

Дисфорический тип

Обычно это пациенты, которые имеют патохарактерологические черты личности (возбудимого или эпилентоидного типа). Работать с такими пациентами трудно. Отношения необходимо строить по принципу «взрослый — взрослый», манера общения — официальная.

Паранойяльный тип

Такие пациенты часто верят, что причиной болезни являются порча или сглаз. Надо ли разубеждать пациента в ошибочности его трактовки причины болезней? Это решается индивидуально. Если пациент убежден в «сглазе» и хочет прибегнуть к помощи знахаря, экстрасенса, не всегда надо его отговаривать. Иногда после успешных ритуалов «снятия порчи», пациенты успокаиваются, делаются более доступными для вмешательства врачей.

Вывод

Взаимодействие с некоторыми из таких пациентов может приносить врачу явный ментальный дискомфорт, утомлять и в некоторых случаях даже приводить к эмоциональному выгоранию. Но знание особенностей психотипа пациента помогает врачу лучше понимать его потребности, ожидания, страхи и эмоциональные реакции. Это позволяет оптимально организовывать процесс взаимодействия с пациентами, использовать определенные инструменты влияния.

Таким образом, понимание типа реагирования больного на заболевание поможет сделать взаимодействие врача и пациента более эффективным и комфортным для всех участников лечебного процесса.
 

[Тип отношения к заболеванию, качество жизни и приверженность лечению при дебюте гипертонической болезни]

. 2007;85(8):44-6.

[Статья в Русский]

Бурсиков А.В., Тетерин Ю.С., Петрова О.В.

  • PMID: 17926490

[Статья в Русский]

Бурсиков А. В. и соавт. Клин Мед (Моск). 2007.

. 2007;85(8):44-6.

Авторы

Бурсиков А.В., Тетерин Ю.С., Петрова О.В.

  • PMID: 17926490

Абстрактный

Изучено качество жизни (КЖ), типы отношения к болезни (ОТОТ), комплаентность к лечению (ТК) у 36 мужчин в возрасте от 18 до 59 лет с диагнозом артериальная гипертензия (АГ) от 1 до 3 лет. . Опросник типа отношения к болезни (НИИ Бехтерева, 1987) и опросник КЖ больных АГ (Ивановская государственная медицинская академия, 2000). В результате исследования выявлено, что КЖ пациентов и их ТС зависели от ТАТД. При дебюте АГ у мужчин преобладают анозогностическая, эргопатическая и анозогностико-эргопатическая ТАТД; КЖ этих мужчин не уступает практически здоровым; отсутствие ТК связано с этими ТАТД. Гармоническая ТАТД, имевшая место у 8% больных, облегчала ТС. У 20% больных ТАТР включала ипохондрический, тревожный и сенситивный компоненты, что препятствовало развитию ТС и формировало самый низкий КЖ.

Похожие статьи

  • Оценка контроля и управления уровнями артериальной гипертензии (гипертонический проект «АУДИТ»). Исследование в популяции рабочих.

    Карп К., Эначеску Д., Давид И., Нандриш Г., Калангиу Г., Коман И., Апетрей Э., Стоян И., Гингина К. Карп С и др. Мед Интерн. 1990, апрель-июнь; 28(2):103-29. Мед Интерн. 1990. PMID: 2270421

  • Качество жизни у больных ранней гипертонической болезнью.

    Бурсиков А.В., Ушакова С.Е., Мишина И.Е., Бирцева Л.Н., Петрова О.В. Бурсиков А.В. и соавт. Клин Мед (Моск). 2004;82(7):20-2. Клин Мед (Моск). 2004. PMID: 15449767 Русский.

  • Качество жизни женщин с артериальной гипертензией в климактерическом периоде.

    Изможерова Н.В., Попов А.А., Гетманова Н.А., Гаврилова Е.И., Козулина В.С., Нужина А.В. Изможерова Н.В., и соавт. Клин Мед (Моск). 2008;86(11):37-40. Клин Мед (Моск). 2008. PMID: 19177792 Русский.

  • Оценка качества жизни при раке полости рта.

    Торрес-Карранса Э., Инфанте-Коссио П., Эрнандес-Гисадо Х.М., Хенс-Аументе Э., Гутьеррес-Перес Х.Л. Торрес-Карранса Э. и др. Med Oral Patol Oral Cir Bucal. 1 ноября 2008 г .; 13 (11): E735-41. Med Oral Patol Oral Cir Bucal. 2008. PMID: 18978717 Обзор.

  • Приверженность пациента к медикаментозной терапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *