20.04.2024

Современные стереотипы: Современные стереотипы о России в массовом сознании жителей стран Запада

Почему в культуре и обществе гендерные стереотипы передаются из поколения в поколение

Иногда кажется, что, сколько ни говори о гендерном равенстве, в масштабах всего общества стереотипы не победить. Профессор Российской экономической школы и руководитель проекта в рамках программы Всемирного банка DE JURE Султан Мехмуд объясняет, что мешает распространению прогрессивных взглядов и почему опускать руки нельзя

По данным Всемирного экономического форума, чтобы полностью ликвидировать гендерный разрыв во всем мире, необходимо 132 года кропотливой работы на всех уровнях. Больше века уйдет на то, чтобы закрепить в сознании мужчин простую мысль: необходимо принять равноправие с женщинами как некий базис. Причем если в сфере здравоохранения и образования уже сейчас есть заметные подвижки, то экономическая и политическая роль женщин все еще серьезно страдает из-за мужского «лобби».   

Вместе с коллегами — Шахин Насир (доцент Лахорской школы экономики) и Дэниел Ли Чен (профессор Тулузской школы экономики) — я провел полевое исследование в пакистанской сети чартерных школ Progressive Education Network. Мы случайным образом отобрали несколько групп учительниц и стали проводить с ними просветительскую работу на тему гендерных проблем и равноправия. Для одних мы провели семинар и показ фильма «Говори» (Bol) о ситуации с правами женщин в современном Пакистане, для других к просмотру фильма добавили учебный курс по гендерным исследованиям. Он продолжался один семестр. Более того, затем этот же курс сами учителя преподавали школьникам (в возрасте от пяти до 12 лет). Мы усложнили эксперимент и разделили учеников на однополые и смешанные группы. 

Итоги исследования женщин-учителей были следующими: увеличилось число тех, кто заинтересовался гендерной проблематикой и даже стал активно продвигать идеи равенства, например, писать петиции в парламент Пакистана.

Обычно исследователи предполагают, что поощрение более прогрессивных норм не требует особых затрат и не наносит никакого вреда. Однако в нашей работе выявилась и обратная сторона этого процесса — у исследуемых женщин даже спустя год сохранялась повышенная (плюс 10% к среднему уровню) концентрация гормона стресса кортизола в плазме крови. А кроме того — и это еще один негативный эффект — уровень насилия в семье таких прогрессивных учителей увеличился более чем на 10%. Иными словами, последователи новой гендерной традиции платят довольно высокую цену — они испытывают внутреннее давление (в виде повышенного кортизола), а также внешнее давление (социальное осуждение, домашнее насилие). 

При этом чем больше учителей (в нашем исследовании пороговым значением стало 45%) разделяли  принципы гендерного равенства, тем меньше они испытывали стресс по этому поводу и тем больше последователей приобретали. То есть если женщины видели, что их коллеги разделяют идеи равенства, им было проще присоединиться.

 

Однако фактор насилия в семье по-прежнему оставался значимым, вне зависимости от широты женского движения в школах. И тут мы подбираемся к, пожалуй, самому важному вопросу: возможно ли убрать фактор внешнего сопротивления среды, то есть как повлиять на тех, кто сопротивляется переходу от давно укоренившихся (и географически, и культурно, и социально) патриархальных установок к гендерному равенству? 

Материал по теме

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, как вообще те или иные убеждения формируются и передаются в обществе. Согласно современным исследованиям, существует три типа передачи  культурных (в том числе социальных и гендерных) кодов: вертикальный (от родителей к детям), горизонтальный (между сверстниками) и косвенный (это любые несемейные и неравные ролевые модели, например, учителя в школе или вузе).

 

Начнем с конца. Подводя итоги нашего эксперимента в пакистанских школах, мы оценивали и влияние более прогрессивных учителей на учеников: нами была зафиксирована та самая косвенная передача новых культурных кодов. Дети вслед за учителями стали больше поддерживать гендерное равенство. Также мы выявили и еще один положительный эффект: в смешанных группах улучшилась успеваемость по математике, гендерный разрыв в математике между мальчиками и девочками практически исчез. 

Почему мы обратили внимание именно на математику? Это своего рода золотой стандарт, который коррелирует с наличием в семье тех или иных гендерных предубеждений. Семейные установки (или вертикальная трансмиссия социокультурной идентичности) неоднократно исследовались различными научными группами. В частности, американские ученые изучили успеваемость детей, рожденных во Флориде в период с 1994 по 2002 год, и выяснили, что если девочка родилась в богатой семье белых американцев, где преобладает андроцентризм и где изначально мечтали именно о мальчике, то она неизбежно будет набирать в тестах по математике меньше баллов. Тут стоит отметить, что в финансово неблагополучных семьях у родителей, как правило, нет времени на воспитание и денег на образование детей, поэтому влияние гендерных стереотипов, их вертикальная передача ограничена. Кроме того, ученые выяснили, что мальчикам в бедных семьях в целом живется хуже, чем девочкам, — это неблагополучие потом проявляется в их поведении и образовании, в том числе в тех же отметках по математике. 

Материал по теме

Есть и другой пример. Если мать вынуждена много работать, ее сын, вырастая, скорее выберет себе работающую жену. Эту корреляцию можно объяснить двояко: либо мужчины предпочитают женщин, похожих на их матерей, либо мужчина, выросший с работающей матерью, с большей вероятностью будет участвовать в домашних делах, тем самым облегчая участие своей жены на рынке труда. 

Теперь чуть подробнее о третьем типе передачи гендерных кодов — горизонтальном, то есть о взаимном влиянии сверстников (на самом деле взаимодействие внутри общества намного шире, но для упрощения классификации будем использовать именно этот термин).

Есть исследование, которое показывает, что в ловушке гендерных стереотипов оказываются даже взрослые, от которых ожидаешь прогрессивных взглядов, — студенты программы MBA. В одной из бизнес-школ США провели эксперимент: студентам раздали анкеты с вопросами о карьерных и зарплатных ожиданиях. Если одиноким (незамужним) девушкам говорили, что их ответы будут публично зачитываться перед всей группой, то они намеренно занижали свои зарплатные ожидания и сообщали в анкете, что не готовы к переработкам и частым командировкам. Они приняли во внимание свои «брачные перспективы» и  действовали в рамках стереотипа о «хорошей жене». Мужчины и замужние женщины такого изменения в ответах не демонстрировали.  

Материал по теме

Подобных экспериментов довольно много. Но закончить хотелось бы позитивным примером из Саудовской Аравии, где женская занятость на рынке труда одна из самых низких в мире — сейчас она составляет чуть более 20%. Авторы исследования на основании опросов и экспериментов пришли к такому выводу: чтобы мужчина согласился отпустить жену на работу, ему нужно не только самому быть не против — он также должен знать, что такое поведение одобряют и другие мужчины из его окружения. Причем речь не только о ближайшем окружении, но также о мужчинах-соседях (в рамках одного района). 

500 женатых мужчин (18–35 лет) разделили на группы по 30 человек, так, чтобы в каждую попали люди примерно из одного района. На вопрос «Можно ли женщине работать вне дома?» 87% опрошенных ответили утвердительно. Но когда участников спросили: как вы думаете, что ответили остальные? — ¾ мужчин недооценили количество тех, кто одобряет работу женщин. Во второй фазе эксперимента части участников рассказали, что на самом деле почти все они поддерживают намерение женщин работать. Согласно результатам исследования, это повысило готовность мужчин позволить своим женам выйти на работу.

В исследуемых группах женщины начали ходить на собеседования и даже устраиваться на работу уже через пять месяцев. Впрочем, это всего лишь научный эксперимент. В реальности, чтобы доля работающих жительниц Саудовской Аравии выросла на 5%, понадобилось более 20 лет.  

Даже если судить только по приведенным здесь примерам, многие — не только мужчины и не только жители традиционно патриархальных стран — продолжают жить во власти гендерных стереотипов, и выбраться из-под их воздействия порой довольно сложно. Ученые замечают и изучают эти явления, фиксируя постепенное преодоление этой асимметрии и движение в сторону равноправия. Это происходит не так быстро, как хотелось бы, но гендерные нормы и роли — это не неизменные силы природы, они трансформируются со временем. 

Многие даже не помнят этого, но когда-то мужчинам было стыдно выходить из дома без головного убора и трости. Как далеко зайдет этот процесс и когда новая норма — равноправие — станет не просто словами, а нашей реальностью, зависит, как мы видим, от многих факторов. Гендерные стереотипы довольно живучи, причем на разных уровнях — государства и школы, семьи, друзей и даже соседей. Пробить эту стену трудно, но, как показывают приведенные выше исследования, возможно, хотя и с определенными издержками. Но самое главное: чем больше людей начинают придерживаться более прогрессивных и толерантных взглядов, тем меньше этих издержек. 

Гендерные стереотипы | OHCHR

Гендерные стереотипы являются распространенным мнением или предубеждением о свойствах и характеристиках, которыми обладают или должны обладать женщины и мужчины, а также какие роли они выполняют или должны выполнять. Гендерные стереотипы пагубны, когда ограничивают способность мужчин и женщин развивать свои личные способности, стремиться к профессиональному росту и делать жизненный выбор и строить планы.

Пагубные стереотипы способствуют неравенству, несмотря на то, что они могут быть как враждебными (например, о том, что женщины неразумны), так и, на первый взгляд, безобидными (например, что женщины призваны заниматься воспитанием). Например, тот факт, что обязанности по уходу за ребенком часто выполняются исключительно женщинами, основывается на втором из двух видов стереотипов.

Комплексные гендерные стереотипы могут оказывать несоразмерное негативное влияние на определенные группы женщин, такие как женщины из числа меньшинств и коренных народов, женщины-инвалиды, женщины из низших каст или с низким экономическим положением, женщины-мигранты и др.

Формирование гендерных стереотипов подразумевает практику приписывать женщинам и мужчинам конкретные свойства, качества или роли лишь на основании их принадлежности к социальной группе женщин или мужчин. Формирование гендерных стереотипов несправедливо, когда оно ведет к нарушению или нарушениям прав человека и основных свобод.

Примерами могут служить:

  • отсутствие уголовной ответственности за супружеское изнасилование на основании общественного представления о том, что женщины являются сексуальной собственностью мужчин; и
  • отсутствие эффективного расследования, уголовного преследования и наказания за сексуальное насилие в отношении женщины, например, по причине стереотипа о том, что женщина должна ограждать себя от сексуального насилия за счет скромности в одежде и поведении.

Несправедливое формирование гендерных стереотипов является частой причиной дискриминации в отношении женщин и фактором, способствующим нарушению целого ряда прав, таких как права на здоровье, достаточный жизненный уровень, образование, брак и семейные отношения, труд, свободу выражения мнений, свободу передвижения, участие в политической жизни и представление политических интересов, эффективные средства правовой защиты и свободу от гендерного насилия.

Запрет гендерных стереотипов

Два международных договора по правам человека предполагают конкретные обязательства, касающиеся пагубных стереотипов и формирования неверных стереотипных представлений.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Статья 5:

Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью… изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин;

Конвенция о правах инвалидов

Статья 8(1)(b):

Государства-участники обязуются принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни.

Права на недискриминацию и равенство в соответствии с другими международными договорами по правам человека, такими как Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о правах ребёнка, также подразумевают дискриминацию и неравенство, основанные на стереотипах, в том числе гендерных стереотипах.

Тематические публикации, исследования, доклады и документы

Гендерные стереотипы и судебная система: руководство по проведению семинара (2020)
PDF: English
Соответствующие учебные материалы: English

Руководство для судебных органов о гендерных стереотипах и международных стандартах по правам женщин, Уругвай (2020 г.)
PDF: Español

Руководство для прокуратуры о гендерных стереотипах и международных стандартах по правам женщин, Уругвай (2020 г.)
PDF: Español

Роль судебных органов в борьбе со стереотипами в делах, касающихся сексуальных и репродуктивных здоровья и прав – обзор правовой практики (2017 г.)
PDF: English | Español

Одностраничный бюллетень: Гендерные стереотипы/формирование стереотипов и права женщин (2014)
PDF: English | Русский 

Искоренение судебных стереотипов: равный доступ к правосудию для женщин в случаях гендерного насилия (2014 г. )
Word: English

Заказной доклад УВКПЧ: гендерные стереотипы как нарушение прав человека (2013 г.)
Word: English

Внешние ссылки**

Совет Европы*

Unstereotype Alliance*

**Примечание: Управление ООН по правам человека не несет ответственности за содержание на внешних сайтах.


Гендерные стереотипы | OHCHR

 Гендерный стереотип – это обобщенное мнение или предвзятое мнение об атрибутах или характеристиках или ролях, которыми обладают или должны обладать или выполнять женщины и мужчины. Гендерный стереотип вреден, когда он ограничивает способность женщин и мужчин развивать свои личные способности, заниматься профессиональной карьерой и/или принимать решения в отношении своей жизни.

Являясь откровенно враждебными (например, «женщины иррациональны») или кажущимися безобидными («женщины воспитывают»), вредные стереотипы увековечивают неравенство. Например, традиционное представление о женщинах как о воспитателях означает, что обязанности по уходу за детьми часто ложатся исключительно на женщин.

Кроме того, гендерные стереотипы, смешанные и пересекающиеся с другими стереотипами, оказывают несоразмерно негативное воздействие на определенные группы женщин, такие как женщины из меньшинств или коренных народов, женщины с ограниченными возможностями, женщины из низших каст или с более низким экономическим статусом, женщины-мигранты, и т. д. 

Гендерные стереотипы относятся к практике приписывания отдельной женщине или мужчине определенных атрибутов, характеристик или ролей только на основании ее или его принадлежности к социальной группе женщин или мужчин. Гендерные стереотипы неправомерны, если они приводят к нарушению или нарушениям прав человека и основных свобод.

Примеры включают:

  • Отсутствие уголовной ответственности за супружеское изнасилование, считая женщин сексуальной собственностью мужчин; и
  • Неспособность расследовать, привлечь к ответственности и вынести приговор за сексуальное насилие в отношении женщин, полагая, что жертвы сексуального насилия согласились на половые акты, поскольку они не одевались и вели себя «скромно».

Неправильные гендерные стереотипы часто являются причиной дискриминации женщин. Это фактор, способствующий нарушению широкого круга прав, таких как право на здоровье, достаточный жизненный уровень, образование, брак и семейные отношения, труд, свобода выражения мнений, свобода передвижения, участие и представительство в политической жизни, эффективные средства правовой защиты, и свобода от гендерного насилия.

Запрещение гендерных стереотипов и гендерных стереотипов

Два международных договора по правам человека содержат прямые обязательства  относительно вредных стереотипов и неправомерных стереотипов.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Статья 5 :

Государства-участники принимают все надлежащие меры… для изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин с целью добиваться устранения предрассудков, обычаев и всех других обычаев, основанных на идее неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных ролях мужчин и женщин;

Конвенция о правах инвалидов

Статья 8(1)(b):

инвалидов, в том числе по полу и возрасту, во всех сферах жизни.

Права на недискриминацию и равенство, закрепленные в других международных договорах по правам человека, таких как Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о правах ребенка, также толкуются как включающие дискриминацию и неравенство, которые основаны на стереотипах, в том числе гендерных.

Связанные публикации, исследования, отчеты и документы

Гендерные стереотипы и судебная власть: руководство для семинаров (2020)
PDF: английский
Соответствующие учебные материалы: английский

Руководство для судебных органов по гендерным стереотипам и международным стандартам в области прав женщин, Uruguay (2020)
PDF: Español

Руководство для прокуратуры по гендерным стереотипам и международным стандартам в области прав женщин, Uruguay (2020)
PDF: Español

Роль судебных органов в устранении стереотипов в делах о сексуальном и репродуктивном здоровье и правах – обзор прецедентного права (2017)
PDF: английский | Español

Одна страница: Гендерные стереотипы и стереотипы и права женщин (2014 г. )
PDF: английский

Устранение судебных стереотипов: равный доступ к правосудию для женщин в случаях гендерного насилия (2014 г.)
Слово: английский

По заказу УВКПЧ отчет: Гендерные стереотипы как нарушение прав человека (2013 г.)
Слово: английский

Внешние ссылки*

Совет Европы

Альянс нестереотипов

*Примечание: ООН по правам человека не несет ответственности за содержание внешних ссылок.

Стереотипы и стереотипы в раннем современном мире

Опубликовано в среду, 17 апреля 2019 г. Питер Лейк и Кодзи Ямамото

Уильям Хогарт (1697–1764), Персонажи и карикатуры , 1743. Библиотека Хантингтона, коллекции произведений искусства и ботанические сады.

Стереотипы в Англии раннего Нового времени и ее колониях заслуживают пристального внимания в наше время, потому что стереотипы были широко распространены и влияли на развитие важных событий в прошлом, как и сегодня.

Недавние события, на которые повлияли стереотипы, включают два крупных политических потрясения 2016 года: британский референдум о членстве в Европейском союзе и президентские выборы в США, в результате которых магнат недвижимости, не имевший опыта работы на политической должности, перебрался в Белый дом. В обоих случаях конкурирующие лагеря, в том числе самопровозглашенные защитники прогрессивных ценностей, стереотипизировали своих противников как неприемлемых сторон, совершающих серьезные преступления. Для организации поддержки и нападения на противников был мобилизован широкий спектр стереотипов — стереотипы иммигрантов, афроамериканцев, некомпетентных бюрократов, столичных элит и автократов.

Политический обозреватель Уолтер Липманн (1899–1974), придумавший термин «стереотип», считал стереотипизацию по существу современным явлением — современным в том смысле, что его распространение и влияние предположительно опираются на целый ряд современных средств массовой информации и большую образованную аудиторию. Эта точка зрения становится несостоятельной, как только мы обращаем внимание на раннюю современную историю.

В ноябре 1640 г. английский поэт и политик сэр Бенджамин Рудьерд (1572–1658) заявил: «Именем пуританина заклеймены все наши религии», подчеркнув глубокое влияние образа пуританина, который начал набирать популярность. к концу правления королевы Елизаветы I. Стереотипы были фактически повсеместны в период раннего Нового времени. Образ распущенных Рантеров (членов религиозной секты, отрицавшей авторитет священных писаний и духовенства) вскоре проник в Англию Междуцарствия; в конце 1670-х годов стереотипы о нонконформизме и папстве сыграли жизненно важную роль в кризисе престолонаследия, окружающем католического герцога Йоркского.

Джеймс Гилрей (1756–1815), Лондонское корреспондентское общество встревожено,— смотрите, угрызения совести , 1798. © Попечители Британского музея. 1851,0901,917.

Стереотипизация едва ли ограничивалась сферой внутренней религиозной политики. Были стереотипные изображения бедняка, иностранца, монополиста, проектора, женщины и даже «вонючего воздуха». Теперь мы знаем, что испытанные категории папства и фанатизма послужили образцом для английских дипломатов, чтобы изучить нехристианскую религию и ее отношение к власти в Османской Турции. Иными словами, постреформационные религиозные стереотипы служили эвристическими инструментами репрезентации нехристианских «других» в эпоху Просвещения. Стереотипы можно было обнаружить почти во всех сферах жизни раннего Нового времени — в политике, религии, на рынке и даже в сфере обучения.

Эта интригующая параллель между ранним современным прошлым и настоящим побуждает нас исследовать то, что мы считаем одним из фундаментальных вопросов о природе Просвещения и прогресса. Сторонники либерального прогресса часто предполагали, что скоро исчезнут религиозные суеверия, постепенно исчезнут предубеждения о бедности и болезнях, а рациональное знание восторжествует над вульгарными заблуждениями. Но если стереотипы существовали до наступления эпохи Просвещения, если просветительские проекты обучения и науки сами в значительной степени опирались на стереотипы как на эвристические приемы, и если стереотипы продолжают сохраняться и по сей день, то что означает прогресс по отношению к человеческой склонности к стереотипы? Какие уроки, если таковые имеются, историки (и любознательные граждане) могли бы извлечь из прошлого, не попав в ловушку анахронизма?

Историческое исследование, если оно проводится с помощью соответствующих концептуальных инструментов, может помочь нам решить эту фундаментальную проблему и подвергнуть сомнению утешительные перспективы раз и навсегда избавиться от стереотипов и лежащих в их основе предубеждений — своего рода недоказанного оптимизма, слишком часто обнаруживаемого в разбавленных рассказы о современности и прогрессе.

Уильям Хогарт (1697–1764), Фрагмент персонажей и карикатур , 1743. Библиотека Хантингтона, коллекции произведений искусства и ботанический сад.

На конференции, которую мы созываем, «Стереотипы и стереотипы в раннем современном мире», которая пройдет в Хантингтонском Ротенберг-холле с 19 по 20 апреля, мы надеемся начать сравнительные исследования стереотипов и стереотипов важных « другие» — то, что сформировало религиозную, политическую, экономическую и социальную жизнь в Англии раннего Нового времени и ее колониях.

Обратите внимание, что включение причастия настоящего времени — «стереотипирование» — является преднамеренным. С его помощью мы хотим направить наше критическое внимание не только на содержание любых стереотипных репрезентаций, но и на то, как эти репрезентации использовались в качестве предрассудков или использовались в полемическом обмене мнениями. Только изучая стереотипы и их далеко идущие последствия на конкретных примерах, мы можем начать понимать силу и опасности стереотипов, которые и по сей день продолжают мешать человеческому взаимодействию.

Для облегчения сравнения тематических исследований раннего Нового времени и между прошлым и настоящим раннего Нового времени будут обсуждаться некоторые соответствующие концептуальные инструменты, взятые из социологии и социальной психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *