19.04.2024

Примеры научного мировоззрения: примеры из истории и из жизни. В чем особенности научного мировоззрения?​ ~ Проза (Школьная литература)

63,64. Значение научного мировоззрения в личностном развитии учащихся, его функции и виды, идеологическое воспитание школьников.

Вместе  с вопросом 64. Сущность мировоззрения, его структура и педагогические условия формирования.

Более обобщенным и высшим уровнем отношения личности к окружающему миру и действенным внутренним регулятором ее поведения и деятельности является мировоззрение. Оно интегрирует в себе социальные, нравственные и эстетические отношения и выступает в качестве определяющего фактора личностного развития и формирования человека. Вот почему воспитание мировоззрения учащихся — весьма существенная задача школы.

Огромная роль мировоззрения в формировании личности сказывается не только в его духовном и нравственном развитии, но и в том, что оно помогает проявлять стойкость и самоотверженность в различных жизненных обстоятельствах, преодолевать встречающиеся невзгоды и трудности, сохранять твердость, достоинство и непреклонность в отстаивании своих взглядов и убеждений.

Термин «мировоззрение» возник в конце XVIII века и впервые начал использоваться представителями немецкой классической философии. В общем плане мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, его взгляды на окружающий мир и свое место в этом мире.

Мировоззрение как личностная характеристика человека — специфическая форма сознания человека, которая включает в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и морально-эстетическую позиции и поведение в разных сферах жизни.

Приведенное определение сущности мировоззрения позволяет выделить в его структуре следующие компоненты: объективные (система знаний), субъективные (взгляды, убеждения, идеалы человека).
Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, которые имеют форму описательно-констатирующего предположения (мысли) личности. Они одинаково мыслятся любым человеком (описания исторических событий, законы физики). Знания основа для выработки научного мировоззрения, оно в свою очередь — цель и результат воспитания. Чтобы знания способствовали формированию и развитию личности, они должны приобрести для человека субъективный смысл или перейти в его взгляды и убеждения.

Взгляды — суждения, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определение человеком своих отношений к этим явлениям. Например, вопросы эволюции растительного и животного мира по-разному толкуются представителями религиозного и научного мировоззрения. Взгляды оказывают сильное влияние на деятельность, поведение и развитие человека.

Убеждения — совокупность глубоко осознанных и эмоционально пережитых идей, которые относятся к идеологии, политике, морали, искусству и которые определяют прочность жизненной позиции личности, характер ее деятельности и поведение. Это то, что человек глубоко осознал и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях. Изменение убеждений — это изменение установок и направленности личности. Благодаря убеждениям, человек ощущает себя индивидуальностью и целостной личностью. Органическим свойством убеждений являются чувства. Особенно значительны такие интеллектуальные чувства, как радость познания, социальный оптимизм, целеустремленность.

Идеал — это осознанное и эмоциональное принятие высшего совершенства в чем-нибудь. Это то, что становится целью деятельности, жизненным устремлением личности; предугадывание того, каким человек хочет и может стать. Идеалы олицетворяют лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретном поведении и деятельности, становятся стимулом и регулятором развития и формирования личности. Обычно в качестве идеалов выступают примеры знаменитых и выдающихся людей.

Непреклонная воля — важный элемент мировоззрения.

И. Ф. Харламов выделяет следующие функции мировоззрения:

? информационно-отражающая — связана с определенным восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека в соответствии с его мировоззрением;

? ориентационно-регулятивная — связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его взглядами и убеждениями;

? оценочная — связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений.

Б. Т. Лихачев также выделяет ряд важных общественных функций Мировоззрения. Просветительная функция состоит в том, что научное Мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентации. Воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, ответственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни. Развивающая функция заключается в том, что внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает в активную деятельность мышление. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества. Организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов общественного развития, проявляется в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.

В зависимости от научной подготовки человека, его опыта, выделяют следующие виды мировоззрения: научное, религиозное, житейское (обыденное) мировоззрение.

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные путем научного анализа и теоретического осознания причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает основу для правильного предвидения возможностей развития того или иного явления, процесса, события.

Религиозное мировоззрение — опирается на интуитивно-эмоциональный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхестественных сил, в бессмертие души и т. д. Религия — мощный пласт человеческой культуры, и элементы религиоведения должны найти отражение в школьных программах, а государство должно обеспечить свободу мировоззренческого выбора.

Житейское мировоззрение — формируется под воздействием непосредственных условий жизни людей и передается от поколения к поколению в форме духовного опыта, стихийных и не всегда систематизированных представлений о мире. Житейское мировоззрение опирается на жизненные познания человека, которые обычно отражают внешние, не всегда существенные признаки вещей, событий, явлений.

Ведущую роль в формировании научного мировоззрения должна играть школа. Научное мировоззрение является целью и результатом воспитания в школе.

Основные задачи работы школы по формированию научного мировоззрения:

1) добиваться научно-материалистического понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;
2) убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей; в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания человека;

3) вырабатывать у школьников стремления, мотивы и умения совершать поступки в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

4) научить школьников оценивать явления природы, общества с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, некоторых пережитков прошлого в сознании людей и др.

Научное мировоззрение формируется: а) на всех учебных занятиях; б) во время общения и взаимодействия; в) в процессе разнообразной деятельности школьников; г) во внеклассной и внешкольной работе; д) под воздействием СМИ, телевидения, радио; е) в процессе самообразования и самовоспитания и др.

Хотя формирование научного мировоззрения осуществляется на всех этапах школьного обучения и воспитания, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно устойчивые взгляды и убеждения. Причины тут разные. Во-первых, немало учащихся завершает школьное образование со слабыми знаниями. Во-вторых, школа не в состоянии обеспечить выработку у учащихся достаточного жизненного опыта, без чего невозможно сформировать устойчивые взгляды и убеждения. Но при надлежащей организации учебно-воспитательной работы она закладывает интеллектуальные и эмоционально-чувственные основы научного мировоззрения и создает предпосылки для его дальнейшего развития и укрепления.

Научное мировоззрение позволяет человеку правильно воспринимать и осмысливать факты и явления окружающего мира, давать им правильную научную оценку.

Особенности формирования научного мировоззрения у младших школьников

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: мировоззрение и мировосприятие, научное познание, младшие школьники

Мировоззрение — это комплекс представлений и взглядов на окружающий мир, на свое определение в этом мире, на связь с реальностью. Это система философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей. Мировоззрение связывает всеобщую направленность деятельности и поведения человека. Мировоззрение — это комплекс взглядов, понятий и представлений об окружающем нас мире, т.е. о природе, обществе и мышлении. Естественно выходит, что научное мировоззрение учеников, формируется на протяжении всего школьного курса, так как учащиеся переходя из класса в класс, все полнее познают реальный мир, и в связи с тем, что все более многосторонней и яркой становится его учебная деятельность и общественно полезный труд.

У учащихся младших классов привыкание к самостоятельной работе познавательного характера воспитываются на основе выполнения элементарной работы, которая связана либо с подготовкой внеклассных мероприятий по определенной теме, либо с поисковой работой, связанной с анализом творчества художника, поэта. Большие познания дают ученика младших классов экскурсии на производства. Школьник – это активная, формирующаяся личность, это примечается не только в том, что он сам старается смастерить что то, но и в том, что с удовольствием узнает, как делают тот или иной предмет. На это стремление школьника надо опереться в его ознакомлении с трудом людей, ведь труд — это великая область окружающего мира, основа общественной жизни. В младших классах ученикам даются элементы научного миропонимания, закладывается основы реалистических взглядов на явления природы и общественной жизни в соответствии с перспективой развития у них целостного мировоззрения.

Формирование мировоззрения в наши дни, тесно связано с квалифицированной пропагандой наших исторических достижений. Развивать, возвышать духовные интересы школьников, активно влиять на политический и нравственный облик ученика важнейшая миссия учителя. Основные знания, которые получают дети в начальных классах, помогают им уже на этой ступени познания осознать существенные связи и зависимости в явлениях природы и обществе, усвоить ряд главных идей, которые определяют запросы к их деятельности, поведению и духовным требованиям. В области явлений природы ученики младших классов познают в системе, например, следующие взаимосвязи: в природе происходит смена времен года, которая повторяется, для каждого времени года присущи свои признаки, в разные времена года многообразен труд людей в сельском хозяйстве; сезонные изменения связаны прежде всего с изменением температуры, которая зависит от положения местности по отношению к солнцу и от ветров.

Интеллектуальное развитие учеников младших классов в условиях современного подхода к учебному процессу несет в основную цель – формирование творчески мыслящей личности.

Следовательно, главнейшей задачей воспитания учащихся формулируются следующим образом:

  • организация и развитие внутренней культуры личности современного ученика, познавательных мотивов его деятельности;
  • формирование навыков умственной деятельности учащихся и их диалектического мышления;
  • совершенствование у учеников навыков рациональной организации учебного труда;
  • формирование у учащихся научного мировоззрения.

На главных ступенях направляющими факторами интеллектуального развития школьников стоят следующие факторы:

а) окружающая нас среда;

б) средства массовой информации;

в) новейшие достижения науки и техники;

г) развитие различных видов искусства.

В современных школах выделяются главные пути развития интеллектуальной культуры школьников:

  1. систематическое обучение учащихся, которое выстроено на основе принципов развивающего обучения;
  2. внеклассная работа по развитию умственных способностей.

Умственные способности связаны с формированием научного мировоззрения учащихся. Главную роль при этом играют мировоззренческие умения: обобщать теоретические факты и делать мировоззренческие выводы; умение выявлять содержание мировоззренческих идей, оценивать природные и социальные явления; уметь отстаивать и аргументировать свою позицию, доказывать несостоятельные идеи собеседника.

Прежде всего обратимся к толкованию самого понятия «мировоззрение». Термин — «мировоззрение», возник в конце ХVIII в. и впервые использовался немецкими философами.

В педагогике мировоззрение надо представить как характерную форму сознания человека, которая включает в себя систему его знаний, взглядов, убеждений, идеалов и которое выражает его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф.Харламову).

Объективная характеристика суждений человека может быть разной. В зависимости от содержания мировоззрения и его отношений с научными знаниями, жизненными познаниями людей в истории развития человечества можно выделить главные пункты мировоззрения:

  • мифологическое – несуществующие представления людей о мире в силу отсутствия научных знаний о явлениях природы;
  • религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений;
  • обыденное (житейское) – духовный опыт; разумный смысл; стихийные и не всегда классифицированные представления человека о мире;
  • научное – осмысление причинно-следственных связей, объясняющие развитие природных и общественных явлений.

Научное мировоззрения является объективно верным, так как собственно, различные науки служат источником развития мировоззренческих взглядов и убеждений.

Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет сложную и многогранную строение. Рассматривая определения мировоззрения, произведённые учеными с философской, педагогической и социологической точек зрения, можно заключать, что суть мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения, идеалы. Причем эти объекты рационально представить в виде объективного и субъективного компонентов в структуре мировоззрения.

Знания – комплекс научных истин, которые связаны с осознанием и владением сущности природных и общественных явлений. Для того, чтобы знания содействовали развитию и формированию научного мировоззрения, они должны приобрести для человека индивидуальный смысл.

Взгляды – понятия, индивидуальный вывод человека, который связан с пояснением природных и общественных явлений и проявляет его отношение к этим явлениям.

Убеждения –комплекс глубоко осознанных и экспансивно пережитых идей, определяющих решительность жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения – это твёрдость человека в точности своих взглядов, которую он приобрел в результате своего жизненного опыта.

Идеал – это понимание и экспансивное принятие наивысшего достоинства в различных жизненных сферах.

Академик Б.Т.Лихачев в ряду структурных элементов называет также интеллектуальные чувства и теоретическое мышление, относя их к субъективному компоненту. Интеллектуальные чувства при этом, Б.Т.Лихачев рассматривает как органические свойства убеждений в виде радости познания, веры в истину, социальный оптимизм и целеустремленность. Теоретическое мышление он представляет как воспитанную человеческую способность созидательного осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Мировоззрение реализовывает ряд значительных общественных функций. В современной педагогике существуют различные классификации функций мировоззрения. Рассмотрим некоторые из них.

Функции мировоззрения по Б. Т.Лихачеву: просветительная, воспитательная, развивающая, организационная, прогностическая.
Просветительная – научное мировоззрение облегчает ученику понимать такие понятия, как явления природы, обеспечивает его методами познания действительности, наполняет системой духовно-ценностных ориентаций.

Воспитательная – определенные учеником взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности.

Развивающая – индивидуальная духовная работа по освоению содержания мировоззрения вовлекает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим.

Организационная – научное мировоззрение проявляется окончательной позицией в практической деятельности учащихся.
Прогностическая – научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций развития природы и общества, выдвижение созидательных идей, направленных на преобразование окружающей действительности.

Дидактические условия формирования научного мировоззрения:

а) донесение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера:

  • представление информации в ярких и убедительных фактах и их глубокого анализа;
  • снабжение научного разъяснения всех изучаемых явлений, процессов и их причинно-следственных связей;
  • направление учащихся к выяснению всех возникающих у них в ходе обучения вопросов, развитие заинтересованного отношения учащихся к изучаемой информации.
  • тесная связь обучения с жизнью; втягивание школьников в практическую деятельность, позволяющую осмыслить изучаемый материал.

б) изучение исторического изменения при изучении программного материала.

в) воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеурочных занятий (факультативов, кружков).

г) учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (младшие школьники в силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).

д) воздействие учителя (престиж педагога, показ им собственных мировоззренческих позиций, которые основаны на верном понимании эпизодов развития природы и общества, являются примером для учащихся).

Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» (И.Ф.Харламов).

Это выражение направляет нас к толкованию термина «мораль». С латинского языка — «моралис» обозначает уклад, привычку, нравы. В современном толковании мораль обозначает следующее: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» (В.А.Кондрашов «Нравственные ценности и личность»).
По этическим нормам – мораль объясняют как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, относящихся к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Таким образом нравственность – это личностная характеристика, которая объединяет такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. (В.А.Сластенин).

И.Ф.Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением этих норм и требований.

Исходя из сказанного выше можно определить цель нравственного воспитания – формирование у учеников младших классов нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.

Нравственное сознание – знание этических взглядов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в окружении нормам (Б.Т.Лихачев).

Нравственные ценности – значительность объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей (БЭС). Все нравственные ценности В.С.Кукушин делит на объективные (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача учителя – объективные ценности переместить в область внутренних качеств личности.

Нравственные чувства – субъективное восприятие учеником нравственных норм, принципов, идеалов, выражающееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к совершающимся событиям, ко всей окружающей действительности.
Нравственное поведение – умышленное следование человека в собственных поступках и действиях моральным принципам и нормам (Б. Т.Лихачев).

Критерии нравственной воспитанности личности (Н.Горожанкина):

  •  глубина осмысления правил морали;
  •  степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;
  • характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях;
  •  степень принципиальности;
  •  меры нравственной требовательности к себе, к людям;
  • характер поведения наедине с собой и в коллективе;
  •  наличие гуманистических черт характера и поведения;
  •  степень уважительного и доброжелательного отношения к людям;
  •  уровень развития чувства собственного достоинства;
  •  уровень развития совести, чести, стыда.

Список литературы

1.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П.Есипов. М.: Логос, 2002. 284 с.

2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности. / П.И.Пидкасистый, В.И.Коротяев. М.: Педагогика, 2012. 183 с.

3. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. /Д.Б. Эльконин. М., 2008. 275 с.

4. Педагогика. Харламов И.Ф. Учебник. Опубликовано в Литература. 29 Сен 2013.

5. Лихачев Б.Т. Л65 Философия воспитания: спец. курс / Б.Т. Лихачев. – Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

Как научное мировоззрение сдерживает нас

Хотя многие светские люди указывают на науку как на высший путь к знаниям, я считаю, что в научном сообществе существует мировоззрение, которое удерживает его от возможности познать истинную природу Вселенной . Научная революция началась в 1543 году, когда Коперник бросил вызов господствующему мнению о том, что Земля является центром Вселенной, используя эмпирические данные, полученные с помощью его телескопа. До этого знания в основном получали с помощью методов дедукции или ряда рациональных аргументов, основанных на ранее известных фактах.

Новый путь к знаниям

С появлением научной революции казалось, что зарождается и новый путь к знаниям. Только этот путь к познанию отличался от предыдущих тем, что то, что из него вытекало, должно было считаться объективной, неоспоримой истиной. Наука открыла бы истину, которая была правдой, независимо от того, что кто-то думает или во что верит по этому поводу. Великая надежда заключалась в том, что люди наткнулись на первоисточник знаний и что мы сможем прекратить войны из-за того, чья вымышленная история Вселенной верна, а чья — ложна. Наконец, мог бы быть один конечный источник знания, который был бы неопровержимым и неоспоримым.

Перемотка вперед на 500 лет, и мы понимаем, что эта надежда была неуместной. Даже сегодня, имея доступ к большему количеству научно подтвержденных знаний, чем когда-либо в истории, в мире все еще доминируют войны из-за субъективных верований в различные истории. Так почему же наука не смогла разрешить все споры?

Наука как инструмент

Здесь важно разделить науку как инструмент исследования и науку как мировоззрение. В конце концов, наука — это всего лишь инструмент. Его можно использовать для изучения любого вопроса, который мы можем себе представить. Однако научное мировоззрение запрещает задавать определенные вопросы, потому что ответы на них нельзя проверить независимо. В то время как наука будет постоянно спрашивать и давать ответы на вопросы «что» или «как» конкретного явления, она часто будет ограничена в вопросах «почему» или будет путать вопрос «почему» с вопросом «как». ”

Сердцебиение Пеле

Например, наука может сказать нам, что извержение вулкана произошло потому, что более низкая плотность магмы по сравнению с окружающими породами заставляет ее подниматься на поверхность. Вот как. Но не пытается ответить и фактически считает нелогичным (или даже безумным) вопрос о том, почему произошло извержение вулкана. Была ли цель или намерение со стороны вулкана? Есть ли у вулкана (или, может быть, у самой земли) собственное сознание, желание или воля?

Научные предположения

Существует несколько предположений, сделанных научным мировоззрением о природе Вселенной, которые ограничивают его способность задавать и отвечать на вопросы, которые философы задают с самого начала человеческой цивилизации. Почему мы здесь? Какова наша цель? Научное мировоззрение отвечает на эти вопросы предположениями:

  1. Сама Вселенная не более чем безжизненная, бесцельная, бессмысленная материя.

  2. Все существующее существует только благодаря совпадению.

  3. Единственная реальная часть Вселенной — это материальный мир.

  4. Как только вы умрете, вы перестанете существовать.

Это научное мировоззрение довольно мрачно, но оно имеет далеко идущие последствия, самым значительным из которых является страх. Если моя жизнь — просто совпадение, а окружающая среда в лучшем случае нейтральна, а в худшем — враждебна моему выживанию (поскольку мне приходится конкурировать с другими бесцельными существами за скудные ресурсы), то я, вероятно, испытаю гораздо больший страх, чем если бы я верил, что Вселенная доброжелательна и заботится о моем выживании.

Последствия

Одним из следствий страха является желание контролировать мир, особенно если в его существовании нет внутренней цели. Это стремление к контролю заставляет многих ученых пытаться понять «законы Вселенной». Мы отчаянно хотим, чтобы мир вел себя линейно и предсказуемо: А вызывает В, а Б вызывает С. Потому что, если мир можно полностью понять, тогда мы сможем стать его господами и хозяевами (и владельцами) и стать более искусными в обеспечении наше выживание. Проблема возникает, когда мы узнаем, что не каждое явление во Вселенной является детерминированным и объективным. Вместо того, чтобы расширять области исследования, к которым можно применить инструмент науки, мы ограничиваем его возможности исследованием таких явлений, как жизнь после смерти, телепатия и духовный мир.

Доктор Фрэнсис Крик, один из первооткрывателей структуры ДНК, посвятивший последние 15 лет своей жизни изучению сознания (до своей смерти в 2004 г.), сказал о своей области исследований следующее:

«Несколько лет назад нельзя было использовать слово «сознание» ни в статье, скажем, «Nature» или «Science», ни в заявке на грант. Но, к счастью, времена меняются, и теперь тема созрела для интенсивного изучения».

Почему ученый должен чувствовать себя запрещенным из-за боязни отчуждения от более широкого научного сообщества за то, что он просто использует определенное слово или посвятил себя области исследования определенной темы? Могут ли существовать ограничивающие убеждения в рамках научного мировоззрения?

Научное мировоззрение не использовало собственный метод для проверки своих предположений о детерминистической, бесцельной и бессмысленной Вселенной. Это означало бы, что сознание на самом деле является свойством материи, что все во Вселенной имеет цель, и поэтому наши попытки контролировать и манипулировать ею наталкиваются на серьезные моральные возражения. Так часто мы оправдываем вырубку тропических лесов, вывоз угля с вершин гор или промышленное разведение животных ссылками на отсутствие у них цели и смысла, полагая, что все это было создано для того, чтобы делать все, что угодно человеку, даже если это состоит в том, чтобы превратить тропический лес в каталог для заказа по почте.

Испытания на животных

Поиск ответов

Наука — это просто инструмент для поиска ответов, и этот инструмент можно было бы применить к гораздо большему количеству вопросов, если бы мы только могли отказаться от этого научного мировоззрения и вернуть науку на ее законное место — как инструмент для познания мира. Мы можем поставить его рядом с другими инструментами, такими как наша интуиция , которая, как подтверждает наука, является действенным путем к познанию, поскольку она подтверждает многие общие представления, которые наш вид знал на протяжении тысячелетий. Действительно ли нам нужно исследование, чтобы подтвердить, что яблоки полезны для нас? В конечном счете, пока ученые не откажутся от научного мировоззрения, которое сдерживает потенциальных субъектов исследования, главный вопрос «почему» будет продолжать ускользать от нас, и вполне вероятно, что люди будут продолжать спорить о своих версиях ответа.

Исходные данные теста мировоззрения

Мировоззрения

Мировоззрения и тест мировоззрения

Тест мировоззрения основан на академических исследованиях. Вы можете прочитать больше о самом последнем исследовании, на котором оно основано, в этой статье, опубликованной в Journal of Environmental Science and Policy. С этим исследованием был сделан важный шаг к развитию действительного, надежного инструмента мировоззрения.

В этом исследовании творчески объединены два разных подхода к изучению мировоззрения.

Философы и историки часто исследовали мировоззрения в более аналитической и спекулятивной манере, пытаясь выделить метафизические основы нашего коллективного мышления. Они формировали понимание общей направленности историко-развитой траектории культурных эпох на Западе, различая принципиально разные точки зрения или духа времени .

Социологи часто прибегали к более эмпирическому, количественному подходу, разрабатывая шкалы исследований и опросы для опроса различных групп населения об их убеждениях и ценностях, часто используя статистику для выявления всеобъемлющих закономерностей в формировании смысла.

Мировоззренческий тест объединяет эти подходы. С одной стороны, он основан на качественном понимании исторической направленности развивающихся мировоззрений на Западе. То есть основные мировоззрения, использованные в тесте — традиционное, современное, постмодернистское и интегративное мировоззрения — были смоделированы по образцу идеально-типических мировоззрений, предложенных работами по социологии и философии.

С другой стороны, тест на мировоззрение соединяет более количественные, психологические подходы. Он делает это, различая различные измерения мировоззрений, которые представляют экзистенциальные жизненные вопросы (например, что реально? Как мы узнаем, что мы верим в истинность? Что мы за создания?). Для каждого мировоззрения он отвечает на эти фундаментальные вопросы короткими, относительно простыми утверждениями, по которым люди могут быть опрошены. Таким образом, эти мировоззрения могут быть эмпирически исследованы и установлены всеобъемлющие закономерности.

Используя этот подход, мы нашли четыре мировоззрения с разумной степенью достоверности, а также устойчивые отношения между этими мировоззрениями и диапазоном мнений, политических приоритетов и моделей поведения.

Однако, конечно, у такого рода количественных исследований есть ограничения, а также возможности для улучшения будущих исследований. Во-первых, язык приносит сложности, поскольку один и тот же термин может иметь разные значения в разных культурных контекстах. Пилотное исследование, направленное на культурно чувствительное языковое тестирование и уточнение, могло бы помочь преодолеть это. Исследования того, как тест на мировоззрение может быть перенесен в конкретные незападные культурные контексты, также были бы очень полезными.

Этот тест является результатом Worldview Journeys  основательницы Анник де Витт, которая в течение 7 лет изучала мировоззрения в связи с вопросами устойчивого развития и писала свою диссертацию в этой области. Она использовала как качественные, так и количественные методы, включая опросы с репрезентативными выборками граждан Нидерландов и США.

Психология

Конструктивно-развивающая психология

Наши инструменты и программы также основаны на выводах из области конструктивно-развивающей психологии.

По крайней мере, сто лет исследователи изучают, как люди меняются и растут в своем осмыслении на протяжении жизни. Ключевым выводом из этой области является то, что по мере того, как люди растут в своем осмыслении, они становятся более способными принимать точки зрения других, в то же время все больше осознавая свою собственную ответственность за свои эмоции и жизненные события. Подробнее о том, как эти идеи применяются в нашей образовательной философии, можно прочитать здесь.

Например, профессор Гарварда Роберт Кеган описывает последовательную траекторию развития от суверенного к самопреобразующему разуму. суверенный разум  может принимать только собственную точку зрения,  социализированный разум  впитывает точку зрения группы, частью которой он является. Самостоятельный ум может принимать точки зрения других, но также может подвергать их сомнению и развивать более автономную точку зрения. (Согласно исследованиям, все еще редким) самопреобразующий разум не только пишет собственную историю, но и подвергает ее сомнению, подвергая сомнению свои интерпретации и рассматривая их в более широкой перспективе.

Понимание того, почему, как и когда люди развиваются или взрослеют в своей фундаментальной конструкции своего мира и опыта, имеет решающее значение при разработке инструментов и программ, направленных на такой рост и обучение. Эти инструменты и программы должны не только соответствовать основным условиям и требованиям для такого роста, они также должны быть разработаны таким образом, чтобы соответствовали уровню развития .

То есть, поскольку у людей разные способы смыслообразования, у них, вероятно, будут разные интерпретации предлагаемых им идей, а также разные упражнения на вынос. Это означает, что программы должны быть разработаны с учетом этого, пытаясь встретиться с людьми «там, где они есть», и разрабатывать условия обучения таким образом, чтобы помочь им сделать следующий шаг, даже если этот следующий шаг отличается для разных людей.

При разработке наших программ и инструментов мы активно используем эти знания, руководствуясь, среди прочего, предложениями Дженнифер Бергер по разработке программ, соответствующих уровню развития, из ее книги «Изменения на работе». Развитие лидеров для сложного мира» (Stanford Business Books, 2012).

Внимательность

Внимательность

«Способность произвольно возвращать блуждающее внимание снова и снова является самым корнем суждения, характера и воли. … Образование, которое должно улучшить эту способность, было бы образование par excellence .’’

~ Уильям Джеймс, 1890/1923, с. 424.

Популярным и все более хорошо изученным подходом к росту и трансформации является практика внимательности . Как показывают исследования, она может иметь широкий спектр преимуществ в различных сферах жизни, от личной до социальной и общественной, от физической до психологической и реляционной.

Осознанность — это старинная техника тренировки ума, которая способствует осознанию настоящего момента, а также более осознанному образу жизни.

Во время медитации осознанности практикующим рекомендуется уделять пристальное внимание своим непосредственным переживаниям здесь и сейчас: своим телесным ощущениям, дыханию, чувствам, мыслям, а также звукам или другим чувственным стимулам, исходящим из окружающей среды. Практики пытаются наблюдать и допускать каждый элемент своего опыта, а не вовлекаться в привычные ментальные модели реагирования, суждения, отталкивания или отождествления с тем, что возникает. Эта способность беспристрастно наблюдать за переживанием настоящего момента не только создает яркое осознание сенсорного и ментального опыта, но также требует произвольного нарушения автоматических психических процессов когнитивной оценки.

Таким образом, осознанность развивает способность присутствовать в данный момент не только физически, но и всем своим существом.

Различные духовные традиции и школы созерцания призывают нас быть более внимательными. Понятия, подобные осознанности, также можно найти в некоторых западных философских системах, например, в феноменологии.

В настоящее время большинство растущих исследований в этой области сосредоточено на том, как осознанность может быть полезна для целого ряда состояний, связанных с благополучием и здоровьем, таких как хроническая боль, стресс, тревога, депрессия, иммунная функция и (нарушение ) удовлетворенность жизнью.

Другие исследования показали, что практика осознанности может уменьшить предубеждения и предубеждения. Например, некоторые исследования показали, что краткосрочная тренировка осознанности уменьшила бессознательную предвзятость в отношении чернокожих и пожилых людей, а также предвзятое поведение в отношении чернокожих участников игры на доверие. Возникающая здесь идея заключается в том, что осознанность косвенно нацелена на предрассудки, уменьшая наши когнитивные предубеждения — автоматические систематические ошибки в нашем мышлении — таким образом, что это влияет на наши суждения о других людях. Снижая нашу восприимчивость к когнитивным искажениям, внимательность может сыграть роль в улучшении социальных отношений в нашем обществе.

Исследования также показывают, что внимательность может играть вспомогательную роль в способности людей вести поляризованные дебаты и аргументы. То есть некоторые исследования показали, что осознанность способствует способности менее оборонительно реагировать на социальную угрозу, например, когда угрожают социальной или групповой идентичности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *