20.01.2021

Цитаты о бессмысленности жизни: Афоризмы и цитаты о смысле жизни. Только лучшие высказывания великих авторов

Содержание

Афоризмы и цитаты о смысле жизни. Только лучшие высказывания великих авторов

Назначение человека состоит в том, чтобы достичь совершенства посредством свободы.

1176Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна.

750Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации.

705Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других.

687Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Несмотря ни на какие препятствия, я буду идти к своей цели.

662Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» — сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?».

638Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности — субстанция общественной жизни.

617Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Мы, люди, рождены для того, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога — ноге, а верхняя челюсть — нижней.

490Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Магнит показывает на север и на юг, от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни.

415Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Главный вопрос жизни — не «что я могу получить?» , а «что я могу отдать?».

404Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Цель человеческой жизни — служение, проявление сострадания и готовность помочь людям.

387Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен.

382Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Цель жизни есть стремление к бессмертию (хотя бы и имени), смысл жизни — это выбор пути (и деяний) к достижению цели.

376Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем.

372Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Понятие «счастье» и понятие «смысл жизни» нельзя отделить друг от друга, как следствие от причины, и наоборот.

363Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе.

359Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жизнь слишком коротка, чтобы позволить себе прожить ее ничтожно.

345Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определенной цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге.

345Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Нельзя плыть и грести, не зная, куда плывешь, и нельзя жить и делать свою жизнь, не зная зачем.

330Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Жизнь все время отвлекает наше внимание, и мы даже не успеваем заметить, от чего именно.

328Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жить в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным.

324Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Человеку, избравшему жизнь рассудительную и разумную, нисколько не следует радоваться.

321Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Если стремление происходит из источника чистого, оно все-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую.

316Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Богатство не может быть достойной целью человеческого существования.

304Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

В нас живут труд, силы тех, кто жил до нас. Пусть же в свою очередь будущие поколения смогут жить благодаря нашему труду, благодаря силе наших рук и нашего ума. Лишь в этом случае мы достойно выполним свое назначение.

298Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем.

295Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Если бы кто-нибудь тысячу лет вопрошал жизнь: зачем ты живешь? — не сказала бы она ничего иного, кроме: живу, чтобы жить. Жизнь живет без всякого «почему» и живит себя самое.

288Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Нет священной цели, кроме цели служения свободе и развитию личности.

279Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Когда бы ни пришлось мне умереть, я хочу, чтобы люди, знавшие меня лучше других, сказали, что я всегда выпалывал чертополох и выращивал цветы везде, где, по моему разумению, цветы могли расти.

278Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.

271Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жизнь без цели — человек без головы.

271Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Два смысла в жизни — внутренний и внешний, У внешнего — дела, семья, успех, А внутренний — неясный и нездешний — В ответственности каждого за всех.

262Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Человек должен из себя развить, в себе найти, понять то, что составляет его назначение, его цель.

256Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

О, жрать, да спать, да гадить, да сидеть на мягком — еще слишком долго будет привлекать человека на земле.

256Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Я считаю, что нельзя лучше жить, как стараясь делаться лучше, и что нет большего удовольствия, как чувствовать, что действительно становишься лучше. Это счастье, которое я не переставал испытывать до сих пор и о котором свидетельствует мне моя совесть.

253Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Нельзя спрашивать о смысле жизни — этот смысл нужно в нее вложить.

248Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире точно былинки: в реке они не плывут, их несет.

247Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Есть ли смысл жизни? Смотря когда.

246Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жизни для того на свете нет, Кто ищет пищу в суете сует.

243Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Придет ли вестник избавленья Открыть мне жизни назначенье, Цель упований и страстей.

242Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

240Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

В диалоге с жизнью важен не ее вопрос, а наш ответ.

239Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

238Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, — вот цель разумной жизни.

237Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Когда люди посвящают себя служению, жизнь перестает быть для них бессмысленной.

234Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Наша главная задача состоит не в том, чтобы устремлять свой взор и внимание на то, что находится в туманной дали, а в том, чтобы делать вещи, находящиеся в непосредственной близости перед нами.

232Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

229Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Всего несноснее — жить в свете бесполезно.

227Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Мне кажется, что наиболее совершенно то, которое достигает своих целей с наименьшими издержками.

223Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Великие умы ставят перед собой цели, остальные люди следуют своим желаниям.

222Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство — вот над чем мы должны трудиться.

220Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.

219Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Знать цель, к которой мы стремимся, — это рассудительность, достигнуть этой цели — это верность взгляда, остановиться на ней — это сила, попасть далее цели — это дерзость.

217Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Многие упорны в отношении раз избранного пути, немногие — в отношении цели.

216Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Цель жизни выбирается не характером, а умом, и выбор, удачный или неудачный, обуславливается тем умственным развитием и теми знаниями, которыми обладает человек в то время, когда ему приходится выбирать.

215Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Жизнь становится бессмысленной, если мы не связаны с другими людьми теплыми чувствами родства и если мы не чувствуем, что творим и приносим пользу.

210Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Жизнь человека только тогда разумна, когда она понимается как служение.

209Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Человек, который не знает, что он сделает завтра, — несчастный.

208Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли пригоден для жизни.

204Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Человеку нередко кажется, что он владеет собой, тогда как на самом деле что-то владеет им, пока разумом он стремится к одной цели, сердце незаметно увлекает его к другой.

204Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.

203Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Когда человек полон жизни, он не спрашивает себя, зачем он живет, он живет для того, чтобы жить, потому что жить — чертовски славная вещь.

202Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Завершенность жизни, и краткой и долгой, определяется только целью, ради которой она прожита.

198Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности, а все низкие жизненные потребности только служат ей и должны стать разумом, тонкие чувства — искусством, влечения — благородной свободой и красотой, побудительные силы — человеколюбием.

198Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

197Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Прогресс наук и машин — это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека.

197Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывать недостойные средства для ее достижения.

196Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Высокие цели, хотя бы и невыполнимые, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых.

196Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.

195Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Всякий человек должен оправдать свое существование. То есть ответить на вопрос, зачем он жил, что делал.

194Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Если сама цель дурна, значит, она неразумна, а где нет разума, там нет и величия.

194Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Нас привязывают к жизни те, кому мы служим опорой.

194Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания.

193Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Дела определяются их целями, то дело называется великим, у которого велика цель.

191Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Истинная цель одна, а ложных — мириады.

189Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Роль человека в том и состоит, чтобы разобраться в фактах, предлагаемых ему жизнью, организовать их и построить более справедливый мир.

188Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Если бы я могла не дать разбиться хотя бы одному сердцу, если бы я могла облегчить скорбь хотя бы одной жизни, или остудить боль, или вернуть в гнездо упавшего птенца, моя жизнь не была бы тщетной.

188Ссылка на цитату7 минут на осмысление

О жизни и деньгах начинают думать, когда они приходят к концу.

188Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Он на свете живет, чтоб носить свой живот.

187Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем.

186Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жизнь человеческая, полная телесных страданий, всякую секунду могущая быть оборванной, жизнь эта для того, чтобы не быть самой грубой насмешкой, должна иметь смысл, такой, при котором значение жизни не нарушалось бы ни ее страданиями, ни ее продолжительностью или кратковременностью.

186Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Это вопрос для эмбриона, не для мужчины.

186Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Живущий только для себя мертв для других.

183Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Главнейшая наша задача должна заключаться в том, чтобы мы не следовали, подобно скоту, за вожаками стада, чтобы мы шли не туда, куда идут другие, а туда, куда повелевает долг.

183Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Начальная цель человека — быть человеком. Конечная цель человека — быть человеком, и на каждом этапе развития человеческой цели она остается одной — быть человеком.

183Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Смысл жизни имеет лишь жизнь, прожитая ради других.

182Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека.

181Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жизнь, не освященная чувством долга, не имела бы, в сущности, никакой цены.

181Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Тот, кто оставил после себя хоть одну светлую, новую мысль, хоть один полезный для человечества подвиг, не умер бездетен.

180Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и других.

179Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Если эгоистическое благополучие — единственная цель жизни, жизнь быстро становится бесцельной.

178Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний и затем осуществлять их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет нас преследовать такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем существенное.

178Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Высший позор – ради жизни утратить смысл жизни.

178Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

177Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Неудача — не преступление, преступно ставить перед собой цели ниже своих возможностей.

176Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Наша главная цель в этой жизни — помогать другим людям. Если же вы не в состоянии помогать им, то хотя бы не вредите.

175Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Целеустремленный человек находит средства, а когда не может найти, создает их.

175Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жизнь, наделенная смыслом, не спрашивает о нем.

174Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Цель — это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку.

173Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Человек, сознающий свое назначение, этим самым сознает свое достоинство.

173Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Исполнение долга: вот о чем следует заботиться человеку.

172Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить.

172Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жизнь пестра и разнообразна — оттого так трудно ее осмыслить.

171Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Когда у человека появляется некая жизненная цель, время не замедляет свой бег, а убыстряет.

169Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Правда и честная жизнь — вот цель моих помышлений.

169Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жизнь человека имеет смысл до тех пор, пока он вносит смысл в жизни других людей с помощью любви, дружбы, сострадания и протеста против несправедливости.

169Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель, способную его воодушевить.

169Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Блажен тот, кто нашел свое дело, пусть он не ищет другого блаженства. У него есть дело и цель жизни.

168Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Самый медлительный человек, если он только не теряет из виду цели, идет быстрее, чем тот, что блуждает бесцельно.

166Ссылка на цитату5 минут на осмысление

В конце концов, оказывается, что никакое стремление к счастью само по себе не может быть ни основным принципом, ни предельной целью человеческой жизни.

165Ссылка на цитату5 минут на осмысление

У кого нет в жизни всегда одной и той же цели, тот и сам не может всю жизнь быть одним и тем же. Сказанного не достаточно, если не добавишь и то, какова должна быть эта цель надо поставить себе именно общественную и гражданскую. Потому что кто направит все свои устремления к ней, у того и все его деяния станут сходны, и оттого сам он всегда будет тот же.

165Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Человек вырастает по мере того, как растут его цели.

165Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Пьющий всегда имеет цель в жизни.

162Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Если у человека нет цели в жизни, он придумывает эрзац.

162Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Цель-то жизни в том, чтобы и после смерти не умирать.

162Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаше лишен чувства собственного достоинства.

161Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Понять мир и полюбить его — две задачи, которые нелегко примирить между собой.

160Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Поистине серьезное стремление к какой-либо цели — половина успеха в ее достижении.

159Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Цель не в том, чтобы «преуспеть», добиться «бренных вещей», но в том, чтобы иметь право, заглянув в свою душу при свете совести, убедиться, что сделанным можно гордиться или по крайней мере не краснеть за него.

158Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Жизнь достигает своих вершин в те минуты, когда все ее силы устремляются на осуществление поставленных перед ней целей.

156Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Большинство людей, стремящихся к цели, способны скорее сделать одно большое усилие, чем упорно идти избранной дорогой, из-за лени и непостоянства они часто утрачивают плоды лучших своих начинаний и дают обогнать себя тем, кто отправился поздней, чем они, и шел медленней, но зато безостановочно.

156Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся.

153Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой нибудь смысл.

151Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время проконсультироваться у психиатра.

151Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга есть — основа поддержания жизни.

151Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Не успеешь найти смысл жизни, как его уже поменяли.

150Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

В метрических свидетельствах пишут, где человек родился, когда он родился, и только не пишут, для чего он родился.

150Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Если у человека нет цели, то жизнь его — не что иное, как продолжительная смерть.

147Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росточек может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья. Отличается рай от земли только одним: там каждый занимается делом по своему призванию.

146Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Жить все равно что любить: все разумные доводы — против, и все здоровые инстинкты — за.

144Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема— проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить,— значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное— имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно.

140Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Самый надежный компас на жизненном пути — цель.

139Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Напоминайте себе почаще, что цель жизни вовсе не в том, чтобы выполнить все намеченное, а в том, чтобы наслаждаться каждым шагом, сделанным на жизненном пути, в том, чтобы наполнить жизнь любовью.

129Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Кораблю безопасно в гавани. Но не для этого строят корабли.

112Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Отрешиться от всего зла, приумножать добро, очистить свой разум: вот совет всех Будд.

109Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Самый ужасающий факт о Вселенной не в том, что она враждебна, а в том, что она безразлична. Но если мы сможем прийти к согласию с этим безразличием и принять вызов жизни в пределах смерти — сколько бы не расширял эти пределы человек — наше существование как вида может иметь смысл и подлинное удовлетворение. В бескрайнюю тьму мы должны нести свой собственный свет.

100Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех, Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них, Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив, Равно встречай успех и поруганье, He забывая, что их голос лжив, Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб уловлять глупцов, Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен всё воссоздавать c основ. Умей поставить в радостной надежде, Ha карту всё, что накопил c трудом, Bcё проиграть и нищим стать как прежде И никогда не пожалеть o том, Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно всё пусто, всё сгорело И только Воля говорит: «Иди!» Останься прост, беседуя c царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд c врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются c тобой, Наполни смыслом каждое мгновенье Часов и дней неумолимый бег, — Тогда весь мир ты примешь во владенье Тогда, мой сын, ты будешь Человек! — перевод М. Лозинского

95Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Все заботятся не о том, правильно ли живут, а о том, долго ли проживут. Между тем жить правильно — это всем доступно, жить долго — никому. — Нравственные письма к Луцилию, XXII

90Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее.

88Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Человеку свойственно противостоять разрушению. Сам смысл человеческого существования состоит в этой вечной, яростной борьбе, которую невозможно выиграть— но в которой нельзя и уступить.

87Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Жизнь не имеет смысла. Смысл— это всегда несвобода. Смысл— это жесткие рамки, в которые мы загоняем друг друга. Говорим— смысл в деньгах. Говорим— смысл в любви. Говорим— смысл в вере. Но всё это— лишь рамки. В жизни нет смысла— и это её высший смысл и высшая ценность. В жизни нет финала, к которому ты обязан прийти,— и это важнее тысячи придуманных смыслов.

86Ссылка на цитату7 минут на осмысление

И тут меня вдруг обожгло озарение — для каждого есть своя «должность», но ни для кого нет такой, которую он мог бы сам выбрать, описать и исполнять, как ему вздумается. Неверно желать новых богов, совершенно неверно желать что-то дать миру! Никакой, никакой, никакой обязанности не существует для пробудившихся людей, кроме одной: искать себя, укрепляться внутри себя, нащупывать свой собственный путь вперёд, куда бы он ни привел… Это глубоко потрясло меня, и таков был для меня итог пережитого. Прежде я часто играл с образами будущего, мечтал о ролях, которые могли быть уготовлены мне, — поэта, может быть, или пророка, или мага, или ещё кого-нибудь. Всё это был вздор. Я не для того пришёл в мир, чтобы сочинять стихи, чтобы проповедовать, чтобы писать картины, ни я, ни кто-либо другой не приходил в мир для этого. Всё получалось лишь попутно. Истинное призвание каждого состоит только в одном — прийти к самому себе. Кем бы он под конец ни стал — поэтом, безумцем или пророком, — это не его дело и в конечном счёте неважно. Его дело — найти собственную, а не любую судьбу, и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо. Всё прочее — это половинчатость, это попытка улизнуть, это уход назад, в идеалы толпы, это приспособленчество и страх перед собственной сутью. Во всей своей ужасности и священности вставала передо мной эта новая картина, о которой я не раз догадывался, которую, может быть, часто уже облекал в слова, но которую действительно увидел только теперь. Я — это бросок природы, бросок в неизвестность, может быть, в новое, может быть, в никуда, и сделать этот бросок из бездны действенным, почувствовать в себе его волю и полностью претворить её в собственную – только в этом моё призвание. Только в этом!

78Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.

75Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жизнь никакого смысла, конечно, не имеет.

74Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу.

71Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Когда вода прибывает, появляются дамбы. Когда тыква созревает, опадают листья. В этих словах — весь смысл жизни.

71Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Для того чтобы продолжать жить, зная неизбежность смерти есть только два средства. Одно— не переставая так сильно желать и стремиться достижению радостей этого мира, чтоб всё время заглушать мысль о смерти, другое— найти в этой временной жизни, короткой или долгой, такой смысл, который не уничтожался бы смертью.

70Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Смысл жизни ищут от страха смерти.

70Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил.

69Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Человек не должен спрашивать, в чём смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

67Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Смерть – не проблема. Проблема – жизнь без смысла.

67Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. Иначе зачем мы здесь?

66Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Век живи — век учись тому, как следует жить. — Нравственные письма к Луцилию, LXXVI

65Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Жить— значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать. Всякая иная жизнь— смерть.

64Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Знание оборотной стороны профессии или призвания — это та цена, которую мы платим за овладение профессиональными навыками.

63Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Человек умирает, когда утрачивает способность удивляться и радоваться простым вещам. Всякая другая смерть смертью не считается.

62Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Факел ещё горит, и, пока он горит, для всех нас остаётся шанс озарить завтрашний день, шанс на светлое будущее. Эта надежда придаёт моей жизни смысл.

61Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Мечты обо всём, чего бы вы могли добиться в жизни, — это важный элемент позитивной жизни. Позвольте вашему воображению свободно блуждать и создавать мир, в котором вы бы хотели жить.

60Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя.

60Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Я вижу теперь, что самое страшное, что может со мной случиться, это что я могу высохнуть. Высохнут глаза, высохнет рот, высохнет мозг. Не будет никаких соков, а я буду всё ещё жить и жить — может быть, сорок лет. Жить без соков — это самое страшное для человека.

60Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Быть самым богатым человеком на кладбище для меня не важно… Ложиться спать с мыслью о том, что ты создал что-то прекрасное… Вот что имеет значение для меня.

59Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Пожалуйста, верьте в себя, любите, ничего не бойтесь, будьте свободными, рискуйте. Понимаете, жизнь такая штука, что вроде бы ты вот молодой, молодой, молодой, а потом бац — и конец. Оглядываешься и думаешь о том, как много всего не сделал потому что боялся, стеснялся, струсил. Не надо ничего бояться. Рискуйте. Пусть даже вы ошибётесь. Это жизнь. И главное, конечно, любите друг друга. Всегда, каждую минуту.

58Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Когда я изучаю себя и свой способ думать, я прихожу к выводу, что дар воображения и фантазии значил для меня больше, чем любые способности к абстрактному мышлению. Мечты обо всём, чего бы вы могли добиться в жизни, — это важный элемент позитивной жизни. Позвольте вашему воображению свободно блуждать и создавать мир, в котором вы бы хотели жить.

57Ссылка на цитату7 минут на осмысление

…смысл жизни страшно прост: стараться всегда и везде сохранять тепло сердца, зная, что оно будет нужно кому-то ещё, что мы всегда нужны кому-то ещё. — «Воспоминания»

57Ссылка на цитату7 минут на осмысление

Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса!

53Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Чтобы развиваться, меняться, расти, учиться, адаптироваться, любить, набираться опыта… мы должны быть открыты… Это образ жизни и это жизнь.

51Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла.

50Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Самое существенное в жизни— это умение в любой момент пожертвовать тем, что мы есть сейчас, ради того, чем мы можем стать.

49Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Жизнь есть не перестающее изменение: ослабление плотской и усиление, увеличение духовной жизни.

46Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Следуйте зову своего сердца, будьте честны с собой, рискуйте и оставайтесь открыты новому.

45Ссылка на цитату3 минуты на осмысление

Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты— в этом величайший смысл жизни человека…

44Ссылка на цитату5 минут на осмысление

Темы цитат по буквам

4. Бессмысленность жизни, Смысл жизни

Что жизнь, как она фактически есть, бессмысленна, что она ни в малейшей мере не удовлетворяет условиям, при которых ее можно было бы признать имеющей смысл, – это есть истина, в которой нас все убеждает: и личный опыт, и непосредственные наблюдения над жизнью, и историческое познание судьбы человечества, и естественнонаучное познание мирового устройства и мировой эволюции.

Бессмысленна, прежде всего, – и это, с точки зрения личных духовных запросов, самое важное – личная жизнь каждого из нас. Первое, так сказать, минимальное условие возможности достижения смысла жизни есть свобода, только будучи свободными, мы можем действовать «осмысленно», стремиться к разумной цели, искать полноты удовлетворенности; все необходимое подчинено слепым силам необходимости, действует слепо, как камень, притягиваемый землею при своем падении. Но мы со всех сторон связаны, окованы силами необходимости. Мы телесны и потому подчинены всем слепым, механическим законам мировой материи; спотыкаясь, мы падаем, как камень, и если случайно это произойдет на рельсах поезда или перед налетающим на нас автомобилем, то элементарные законы физики сразу пресекают нашу жизнь, а с ней – все наши надежды, стремления, планы разумного осуществления жизни. Ничтожная бацилла туберкулеза или иной болезни может прекратить жизнь гения, остановить величайшую мысль и возвышеннейшее устремление. Мы подчинены и слепым законам и силам органической жизни: в силу их непреодолимого действия срок нашей жизни даже в ее нормальном течении слишком краток для полного обнаружения и осуществления заложенных в нас духовных сил; не успеем мы научиться из опыта жизни и ранее накопленного запаса знаний разумно жить и правильно осуществлять наше призвание, как наше тело уже одряхлело и мы приблизились к могиле; отсюда неизбежное даже при долгой жизни трагическое чувство преждевременности и неожиданности смерти – «как, уже конец? а я только что собирался жить по-настоящему, исправить ошибки прошлого, возместить зря потерянное время и потраченные силы!» – и трудность поверить в свое собственное старение. И вдобавок, мы извнутри обременены тяжким грузом слепых стихийно-биологических сил, мешающих нашей разумной жизни. Мы получаем по наследству от родителей страсти и пороки, которые нас мучают и на которые бесплодно растрачиваются наши силы; в лице нашей собственной животной природы мы обречены на пытку и каторгу, прикованы к тачке, бессмысленно терпим наказание за грехи наших отцов или вообще за грехи, на которые нас обрекла сама природа. Лучшие и разумные наши стремления либо разбиваются о внешние преграды, либо обессиливаются нашими собственными слепыми страстями. И притом слепая природа так устроила нас, что мы обречены на иллюзии, обречены блуждать и попадать в тупик и обнаруживаем иллюзорность и ошибочность наших стремлений лишь тогда, когда они причинили нам непоправимый вред и наши лучшие силы уже ушли на них. Один растрачивает себя на разгул и наслаждения и, когда физическое и духовное здоровье уже безнадежно потеряно, с горечью убеждается в пошлости, бессмысленности всех наслаждений, в неутолимости ими жизненной тоски; другой аскетически воздерживается от всех непосредственных жизненных радостей, закаляя и сберегая себя для великого призвания или святого дела, чтобы потом, когда жизнь уже клонится к концу, убедиться, что этого призвания у него совсем нет и это дело совсем не свято, и в бессильном раскаянии жалеет о бесплодно упущенных радостях жизни. Кто остается одинок, боясь обременить себя тягостями семьи, страдает от холода одинокой старости и скорбит о уже недостяжимом уюте семьи и ласке любви; кто, поддавшись соблазну семьи, оказался обремененным тягостями семейных забот, погруженный в мелочную суету семейных дрязг и волнений, бесплодно кается, что добровольно продал свою свободу за мнимые блага, отдал себя в рабство подневольного труда и не осуществил своего истинного призвания. Все наши страсти и сильнейшие влечения обманчиво выдают себя за что-то абсолютно важное и драгоценное для нас, сулят нам радость и успокоение, если мы добьемся их удовлетворения, и все потом, задним числом, когда уже поздно исправить ошибку, обнаруживают свою иллюзорность, ложность своего притязания исчерпать собою глубочайшее стремление нашего существа и дать, через свое удовлетворение, полноту и прочность нашему бытию. Отсюда неизбежное для всех людей меланхолическое, втайне глубоко и безысходно трагическое сознание, выражаемое французской поговоркой: «si jeunesse savait, si vieillesse pouvait»3 – сознание обманутых надежд, недостижимости истинного счастья на земле. Гете, прозванный «баловнем судьбы», проживший исключительно долгую, счастливую и плодотворную жизнь, обладатель редчайшего дара – умения сочетать творческую энергию, безмерное трудолюбие и могучую самообуздывающую силу воли с жаждой и способностью испытать все жизненные наслаждения, упиться всеми радостями жизни, – этот избранник человечества под конец своей жизни признавался, что за 80 лет своей жизни он изведал лишь несколько дней полного счастья и удовлетворения; и он испытал на себе неизбежную трагику человеческой жизни, он поведал, что сущность жизни узнает лишь тот, кто в слезах ест свой хлеб и в тоске и кручине проводит бессонные мучительные ночи, и что судьба утешает нас лишь одним неустанным припевом: «терпи лишения» (Entbehren sollst du, sollst entbehren!4). Если такова жизненная мудрость счастливца человечества, то какой итог должны подвести все остальные, менее удачливые и одаренные люди, со всей их немощностью, со всей тяжестью их жизненной участи, со всеми извнутри раздирающими их противоречиями и затуманивающими их пути духовными слабостями?

Все мы – рабы слепой судьбы, слепых ее сил вне нас и в нас. А раб, как мы уже знаем и как это ясно само собой, не может иметь осмысленной жизни. Древние греки, так ярко чувствовавшие гармонию и космическую налаженность, стройность мировой жизни, вместе с тем оставили нам вечные, незабвенные образцы трагического сознания, что человеческим мечтам и надеждам нет места в этой гармонии. Народное сознание верило, что боги завидуют человеческому счастью и всегда принимают меры к тому, чтобы покарать и унизить счастливца, чтобы возместить случайную человеческую удачу горькими ударами судьбы; и, с другой стороны, оно верило, что даже блаженные боги подчинены, как высшему началу, неумолимой слепой судьбе. Более очищенное религиозное сознание их мудрецов учило, что по законам мировой гармонии никто не должен захватывать слишком много для себя, чрезмерно перерастать общий уровень, что человек должен знать свое скромное место и что даже сама индивидуальность человека есть греховная иллюзия, караемая смертью; лишь в добровольном признании себя служебным зависимым звеном мирового целого, лишь в смиренном приятии своей рабской зависимости от космоса и своего космического ничтожества человек покоряется божественной воле, исполняет свое единственное назначение и может надеяться не загубить себя. Итог обоих воззрений – один и тот же. И потому уже наивный Гомер говорит, что

…из тварей, которые дышат и ползают в прахе,

Истинно в целой вселенной несчастнее нет человека

и все греческие поэты согласно вторят ему в этом. «И земля, и море полны бедствий для человека», говорит Гесиод. «Слаба жизнь человека, бесплодны его заботы, в краткой его жизни скорбь следует за скорбью» (Симонид). Человек в этом мировом целом – лишь «дуновение и тень» – или еще менее – «сон тени» (Пиндар). И вся античная философия, от Анаксимандра, Гераклита и Эмпедокла до Платона, Марка Аврелия и Плотина, во всем другом расходясь с учениями поэтов и борясь с ними, в этом пессимизме, в этом горьком признании безнадежной суетности, слабости и бессмысленности земной жизни человека сходится с греческой поэзией. С нею совпадает и вся живая мудрость остального человечества – Библия и Махабхарата, вавилонский эпос и могильные надписи древнего Египта. «Суета сует, – сказал Екклесиаст, суета сует – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?. . Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом: потому что все – суета!.. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем. И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным благорасположение, но время и случай для всех их» (Еккл., 1, 1–2; III, 19; IV, 2–3; IX, II).

Но допустим даже, что мудрость всех времен и народов неправа. Допустим, что возможна подлинно счастливая жизнь, что все желания наши будут удовлетворены, что кубок жизни будет для нас полон одним лишь сладким вином, не отравленным никакой горечью. И все же жизнь, даже самая сладостная и безмятежная, сама по себе не может удовлетворить нас; неотвязный вопрос «зачем? для чего?» даже в счастье рождает в нас неутолимую тоску. Жизнь ради самого процесса жизни не удовлетворяет, а разве лишь на время усыпляет нас. Неизбежная смерть, равно обрывающая и самую счастливую, и самую неудачную жизнь, делает их одинаково бессмысленными. Наша эмпирическая жизнь есть обрывок: сама для себя, без связи с неким целым, она так же мало может иметь смысл, как обрывок страницы, вырванный из книги. Если она может иметь смысл, то только в связи с общей жизнью человечества и всего мира. И мы уже видели, что осмысленная жизнь неизбежно должна быть служением чему-то иному, чем она сама, как замкнутая в себе личная жизнь, что лишь в исполнении призвания, в осуществлении какой-либо сверхличной и самодовлеющей ценности человек может найти самого себя как разумное существо, требующее разумной, осмысленной жизни. Ближайшим целым, с которым мы связаны и часть которого мы составляем, является жизнь народа или человечества; вне родины и связи с ее судьбою, вне культурного творчества, творческого единства с прошлым человечества и его будущим, вне любви к людям и солидарного соучастия в их общей судьбе мы не можем осуществить самих себя, обрести подлинно осмысленную жизнь. Как лист или ветвь дерева, мы питаемся соками целого, расцветаем его жизнью и засыхаем и отпадаем в прах, если в самом целом нет жизни. Для того чтобы индивидуальная жизнь имела смысл, нужно поэтому, чтобы имела смысл и жизнь общечеловеческая, чтобы история человечества была связным и осмысленным процессом, в котором достигается какая-либо великая общая и бесспорно ценная цель. Но и здесь, при беспристрастном и честном рассмотрении эмпирического хода вещей, нас ждет новое разочарование, новое препятствие для возможности обрести смысл жизни.

Ибо, как бессмысленна каждая единичная личная жизнь человека, так же бессмысленна и общая жизнь человечества. История человечества, если мы ищем смысла имманентного ей и ей самой внутренне присущего, так же обманывает наши ожидания, как и наша личная жизнь. Она есть, с одной стороны, набор бессмысленных случайностей, длинная вереница коллективных, всенародных и международных событий, которые не вытекают разумно одно из другого, не ведут ни к какой цели, а случаются как итог стихийного столкновения и скрещения коллективных человеческих страстей; и, с другой стороны, поскольку история есть все же последовательное осуществление человеческих идеалов, она есть вместе с тем история их крушений, неуклонное разоблачение их иллюзорности и несостоятельности, бесконечно длинный и мучительный предметный урок, в котором человечество обучается усматривать тщету своих надежд на разумное и благое устроение своей коллективной жизни. Вера в прогресс, в неустанное и непрерывное совершенствование человечества, в неуклонное, без остановок и падений, восхождение его на высоту добра и разума – эта вера, которая вдохновляла множество людей в продолжение последних двух веков, в настоящее время разоблачена в своей несостоятельности с такой очевидностью, что нам остается только удивляться наивности поколений, ее разделявших. Человечество в своей эмпирической исторической жизни совсем не движется «вперед»; поскольку мы мним обосновать нашу жизнь на служение общественному благу, осуществлению совершенного общественного строя, воплощению в коллективном быте и человеческих отношениях начал правды, добра и разума, мы должны с мужественной трезвостью признать, что мировая история совсем не есть приближение к этой цели, что человечество теперь не ближе к ней, чем век, два или двадцать веков тому назад. Даже сохранение уже достигнутых ценностей для него оказывается невозможным. Где ныне эллинская мудрость и красота, одно воспоминание о которой наполняет нам душу грустным умилением? Кто из нынешних мудрецов, если он не обольщает себя самомнением, может достигнуть своей мыслью тех духовных высот, на которых свободно витала мысль Платона или Плотина? Близки ли мы теперь от того умиротворения и правового упорядочения всего культурного мира под единой властью, которого мир уже достиг в золотую пору римской империи с ее pax Romana5? Можем ли мы надеяться на возрождение в мире тех недосягаемых образцов глубокой и ясной религиозной веры, которую являли христианские мученики и исповедники первых веков нашей эры? Где теперь богатство индивидуальностей, цветущая полнота и многообразие жизни средневековья, которое высокомерная пошлость убогого просветительства назвала эпохой варварства и которое, как несбыточная мечта, манит к себе чуткие души, изголодавшиеся в пустыне современной цивилизации? Поистине, надо очень твердо веровать в абсолютную ценность внешних технических усовершенствований – аэропланов и беспроволочных телеграфов, дальнобойных орудий и удушливых газов, крахмальных воротничков и ватерклозетов, – чтобы разделять веру в непрерывное совершенствование жизни. И самый прогресс эмпирической науки – бесспорный за последние века и во многом благодетельный – не искупается ли он с избытком той духовной слепотой, тем небрежением к абсолютным ценностям, той пошлостью мещанской самоудовлетворенности, которые сделали такие удручающие успехи за последние века и как будто неустанно продолжают прогрессировать в европейском мире? И не видим ли мы, что культурная, просвещенная, озаренная научным разумом и очищенная гуманитарными нравственными идеями Европа дошла до бесчеловечной и бессмысленной мировой войны и стоит на пороге анархии, одичания и нового варварства? И разве ужасная историческая катастрофа, совершившаяся в России и сразу втоптавшая в грязь, отдавшая в руки разнузданной черни и то, что мы в ней чтили как «святую Русь», и то, на что мы уповали и чем гордились в мечтах о «великой России», не есть решающее обличение ложности «теории прогресса»? Мы научились понимать – и в этом отношении непосредственные жизненные впечатления совпадают с главными достижениями объективной исторической науки за последние сто лет, – что непрерывного прогресса не существует, что человечество живет сменой подъемов и падений и что все великие его достижения во всех областях жизни – государственной и общественной, научной и художественной, религиозной и нравственной – имеют свой конец и сменяются периодами застоя и упадка, когда человечеству приходится учиться наново и снова подыматься из глубин. «Все великое земное разлетается как дым – нынче жребий выпал Трое, завтра выпадет другим»6. Под влиянием этого сознания один из самых тонких, чутких и всесторонне образованных исторических мыслителей нашего времени – Освальд Шпенглер – учит, что «всемирная история есть принципиально бессмысленная смена рождения, расцветания, упадка и смерти отдельных культур».

И когда мы, не удовлетворенные этим выводом, ищем за этой бессмысленной сменой всплесков и замираний духовных волн исторической жизни какую-либо связанность и последовательность, когда мы стараемся разгадать ритм мировой истории и через него – ее смысл, то единственное, чего мы достигаем, есть уяснение ее смысла как общечеловеческого религиозного воспитания через ряд горьких разочарований, обличающих суетность всех земных человеческих упований и мечтаний. История человечества есть история последовательного крушения его надежд, опытное изобличение его заблуждений. Все человеческие идеалы, все мечты построить жизнь на том или ином отдельном нравственном начале взвешиваются самою жизнью, находятся слишком легкими и жизнью отбрасываются как негодные. Как индивидуальная человеческая жизнь в ее эмпирическом осуществлении имеет только один смысл – научить нас той жизненной мудрости, что счастье неосуществимо, что все наши мечты были иллюзорны и что процесс жизни, как таковой, бессмыслен, – так и всечеловеческая жизнь есть тяжкая опытная школа, необходимая для очищения нас от иллюзий всечеловеческого счастья, для обличения суетности и обманчивости всех наших упований на воплощение в этом мире царства добра и правды, всех наших человеческих замыслов идеального общественного самоустроения.

Да и может ли быть иначе? Когда мы думаем об истории, об общей судьбе человечества, мы как-то забываем, что история человечества есть лишь обрывок и зависимая часть космической истории, мировой жизни как целого. Та плененность – извне и извнутри – случайными, слепыми, чуждыми нашим заветным чаяниям космическими силами, которую мы усмотрели как роковое состояние единичной человеческой жизни, – эта плененность присуща в такой же, если не большей мере и жизни общечеловеческой. Со всех сторон человечество окружают слепые силы и роковые, слепые необходимости космической природы. Уже то обстоятельство, что человеческая жизнь, индивидуальная и коллективная, в такой огромной мере сводится на ту самую борьбу за существование, на беспрерывную, самоубийственную драку за средства пропитания, которая господствует во всем животном мире, – что, несмотря на все технические усовершенствования, с размножением человеческого рода все относительно меньше становится на земле плодородной почвы, угля, железа и всего, что нужно людям, и борьба за обладание ими становится все ожесточеннее, – уже одно это есть достаточное свидетельство того, как стихийные условия космической жизни сковывают человеческую жизнь и заражают ее своей бессмысленностью. А в нашей груди – и именно в особенности в душе человечества как коллективного целого, в сердцах народных масс – живут страсти и влечения, которые столь же слепы и убийственны, как все остальные космические силы; и если отдельный человек легко может впасть в самообман, считая себя свободным от слепоты космических сил, то именно народные массы и всяческие исторические коллективы являют нам в своей жизни столь разительные образцы подчиненности слепым инстинктам и грубым стихийным страстям, что в отношении их этот самообман невозможен или гораздо менее простителен. Представим себе хоть на мгновение с полной реалистической ясностью то положение человечества, которое соответствует подлинной действительности, поскольку мы берем жизнь в ее эмпирическом составе. В каком-то уголке мирового пространства кружится и летит комочек мировой грязи, называемый земным шаром; на его поверхности копошатся, кружась и летя вместе с ним, миллиарды и биллионы живых козявок, порожденных из него же, в том числе двуногие, именующие себя людьми; бессмысленно кружась в мировом пространстве, бессмысленно зарождаясь и умирая через мгновение по законам космической природы, они в то же время, движимые теми же слепыми силами, дерутся между собой, к чему-то неустанно стремятся, о чем-то хлопочут, устраивают между собой какие-то порядки жизни. И эти-то ничтожные создания природы мечтают о смысле своей общей жизни, хотят достигнуть счастия, разума и правды. Какая чудовищная слепота, какой жалкий самообман!

Чтобы понять это, мы даже совсем не должны идти так далеко, как того требует господствующее естественнонаучное понятие о мире, совсем не должны представлять себе мир как мертвый хаос, как механизм безжизненных физических и химических сил. Это воззрение, которое многим еще доселе представляется высшим достижением точного научного знания, есть лишь свидетельство узости, бездушия и научной тупости, до которого дошло все «прогрессирующее» человечество. Древние греки лучше нас знали, что мир – не мертвая машина, а живое существо, что он полон живых и одушевленных сил. К счастью, тот духовный кризис, который переживает в настоящее время человечество, уже раскрыл многим наиболее проницательным естествоиспытателям нашего времени глаза и дал им понять убожество и ложность чисто механического естественнонаучного миросозерцания. Со всех сторон – в новейшей критике механической физики Галилея и Ньютона, в новейших физико-механических открытиях, разлагающих косную материю на заряды сил, в критике дарвинистических учений об эволюции, в усмотрении виталистических антимеханистических начал органической жизни – всюду возрождаются и вновь открываются человеческому взору признаки, свидетельствующие, что мир есть не мертвый хаос косных материальных частиц, а нечто гораздо более сложное и живое. Тот упрек, который русский поэт посылал современным людям:

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнце, знать, не дышит

И жизни нет в морских волнах, –7

этот упрек повторяют теперь уже и многие представители научного знания. Мир не есть мертвая машина или хаос косной материи, «не слепок, не бездушный лик»; мир есть великое живое существо и вместе с тем единство множества живых сил.

И все же мир не есть зрячее и разумное существо. Он – слепой великан, который корчится в муках, терзается своими собственными страстями, от боли грызет самого себя и не находит выхода своим силам. И поскольку человек входит в его состав, есть только его ничтожная часть и порождение, ничтожная клеточка или молекула его тела, и поскольку сама душа человека есть лишь частица этой космической души, подчинена ее силам и обуреваема ими, – человек все же безнадежно окован, захвачен в плен могучими слепыми силами космоса и вместе с ним обречен корчиться в бессмысленных муках, бессмысленно рождаться, куда-то стремиться и бесплодно гибнуть в слепом процессе неустанного круговорота мировой жизни. И мы уже видели, что древние греки, восхищаясь красотой и живою стройностью космического целого, с горечью и безысходным отчаянием сознавали безнадежность, тщету и бессмысленность в нем человеческой жизни.

Куда бы мы ни кинули наш взор, с какой бы стороны ни посмотрели на жизнь – поскольку мы стараемся честно постигнуть эмпирическое, объективно-данное нам существо жизни, – всюду и через все мы убеждаемся в ее роковой бессмысленности. Мы видели условия достижимости смысла жизни: существование Бога как абсолютного Блага, вечной Жизни и вечного света Истины, и божественность человека, возможность для него приобщиться к этой истинной, божественной жизни, на ней утвердить, ею всецело заполнить свою собственную жизнь. Но мир не есть Бог и его жизнь – не божественная жизнь; противоположное утверждение пантеизма может разве отвлеченно соблазнить кого-либо, в живом же опыте мы слишком ясно сознаем несовпадение того и другого: в мире царит смерть, он подчинен всеуничтожающему потоку времени, он полон тьмы и слепоты. И если таков мир – вправе ли мы от него, по крайней мере, умозаключать о существовании Бога? Все попытки человеческой мысли таким путем дойти до признания Бога оказывались и оказываются тщетными. Как бы мы ни восхищались стройностью и грандиозностью мироздания, красотой и сложностью живых существ в нем, как бы мы ни трепетали перед безмерностью его глубины – и созерцая звездное небо, и сознавая свою собственную душу, – но одна наличность страданий, зла, слепоты и тленности в нем противоречит его божественности и не позволяет нам в нем, как он есть и непосредственно нам дан, усмотреть решающее свидетельство наличия всеведущего, всеблагого и всемогущего Творца. Как говорит один проницательный современный немецкий религиозный мыслитель (Макс Шелер): «если бы мы должны были от познания мира умозаключить к существованию Бога, то наличие в мире хотя бы одного червя, извивающегося от боли, было бы уже решающим противопоказанием». Рассматривая мир как он есть, мы неизбежно приходим в вопросе об его первопричине или о действии Бога в нем к дилемме. Одно из двух: или Бога совсем нет и мир есть творение бессмысленной слепой силы, или же Бог, как всеблагое и всеведущее существо, есть, но тогда он не всемогущ и не есть Творец и единодержавный Промыслитель мира. Первый вывод делает ныне господствующее мировозрение, второй, более глубокий, по чисто религиозным мотивам был утверждаем гностиками и в новейшее время был снова сделан рядом мыслителей, искавших Бога на чисто интеллектуальном пути. Но и в том и в другом случае – и если Бога нет, и если Он не в силах нам помочь и нас спасти от мирового зла и бессмыслия – наша жизнь одинаково бессмысленна. Но как мы видели, даже и существования Бога мало для обретения смысла нашей жизни: для этого нужна возможность нашего человеческого соучастия в свете и жизни Божества, нужна вечность, совершенная просветленность и покой удовлетворенности нашей собственной, человеческой жизни. А это условие – независимо от трудности во всех остальных отношениях – абсолютно неосуществимо, поскольку человек есть часть и порождение мировой, космической природы со всей ее слепотой, несовершенством и тленностью. Для того чтобы уверовать в достижимость смысла жизни, мы как будто вынуждены отрицать этот бесспорный факт плененности и пронизанности человека силами природы, мы должны идти против очевидности неотменимого факта. Не значит ли это, что положительное решение вопроса о смысле жизни, реальное обретение этого смысла невозможно и что мы обречены лишь бессильно мечтать о нем, ясно усматривая абсолютную неосуществимость нашей мечты?

Бессмысленность жизни открылась не со вчерашнего дня; как мы уже видели, ее утверждала древняя мудрость, пожалуй, с большей силой и ясностью, чем это доступно современному человеку, утратившему целостное восприятие жизни и потому склонному опьяняться иллюзиями. И же все человечество издавна имело религиозное сознание, верило в Бога и возможность спасения человека и тем утверждало осуществимость смысла жизни. Есть ли это одна простая непоследовательность, неумение или боязнь сделать последний вывод из неоспоримых фактов? Такое суждение было бы с нашей стороны поспешным и легкомысленным заключением. Мы должны, наоборот, сами глубже вдуматься в дело, полнее оценить мотивы, руководящие религиозным сознанием человечества, и поставить теперь себе вопрос: есть ли умозаключение от эмпирической природы мира и жизни достаточный и единственный критерий для решения вопроса о смысле жизни?

Жизнь по Камю: как стать счастливым, если всё вокруг бессмысленно

Вопрос о ценности жизни являлся предметом для споров многих мыслителей первой половины 20 века. Мир тогда пережил две самые кровопролитные войны в истории, в перерывах между которыми разразился глобальный экономический кризис. Столкнувшись с жестокостью мира, люди того времени стали задумываться о подлинном смысле всего происходящего. Их заботил вопрос: было ли что-то, кроме страданий, что объясняло значение человеческого существования? Для франкоалжирского писателя Альбера Камю ответ звучал однозначно «да».

Кем был Альбер Камю

Родившийся в бедной семье в Алжире, который на тот момент являлся французской колонией, Альбер с детства осознал всю жестокость и несправедливость мира. Его отец скончался от ранений, полученных во время Первой мировой войны, а мать работала экономкой, едва умудряясь обеспечивать себя и своего сына. Сам Альбер грезил о футбольной карьере, но приобретенный им в 17 лет туберкулез нарушил планы будущего писателя.

Камю поправился, успел послужить в рядах французского сопротивления во время Второй мировой, после чего полностью посвятил себя литературной деятельности, пока автомобильная катастрофа не оборвала его жизнь в возрасте 46 лет.

Несмотря на все трудности, с которыми он столкнулся за свою короткую жизнь, Камю является автором одной из самых оптимистичных философий 20 века, и многие его идеи не теряют своей значимости и в условиях современного кризиса.

О чем говорил Камю

Вместе со своими коллегами-экзистенциалистами Камю отверг идею о том, что вселенная обладает высшим смыслом (который люди пытаются отчаянно понять).

Добро часто бывает непостижимым, зло — остается безнаказанным, а случайность определяет большую часть нашей жизни. Однако и это отличает Камю от других экзистенциалистских мыслителей, весь смысл заключается в нашей потребности понять это сумасшедшее существование, которое мы называем жизнью или, как его определял сам Камю, абсурд.

Величайшие философы раскрывают секрет счастья

Абсурд по Камю

Вселенная может быть хаотичным и неряшливым пространством. И если так, то люди в ней не что иное, как самостоятельное осознание этого пространства. Наше проклятие и благословение заключается в том, чтобы быть разумными существами в этом иррациональном мире. Камю называл это условие «абсурдным» — состояние, когда человек вынужден осмыслить мир, который понять нельзя.

Человек стоит лицом к лицу с иррациональным. Он чувствует в себе жажду счастья и знаний. Абсурд рождается из этой конфронтации между человеческой потребностью и необоснованным молчанием мира.
— «Миф о Сизифе», Альбер Камю —

Жизнь в абсурде — это не просто жесткая позиция, а мучительное и волевое противостояние этой неизбежности. Камю полагал, что каждый человек в этой ситуации должен выбрать один из трех вариантов: самоубийство, «скачок веры» или признание фактов.

Самоубийство, по его мнению, было признанием бессмысленности жизни. Даже для экзистенциалиста Камю, называющего наш мир абсурдным, это было неприемлемо. Как поклонник футбола, он приводил спортивную аналогию: если очки, набранные в игре, не имеют значения, то играй ради самой игры.

Камю также не устраивал и второй вариант. «Скачок веры» или «философское самоубийство» применялся писателем для определения тенденции развеять сомнения и найти утешительное объяснение всему происходящему. Это может быть религия, алкоголь или просто слепая попытка дать ответы на самые сложные вопросы.

Помимо этого под «скачком веры» Камю подразумевал обращение к тоталитарным идеологиям, таким как фашизм или коммунизм. Сюда же можно отнести высокое потребительство, бессмысленную веру в лженаучные теории или прочие бредовые идеи, которыми пытаются описать наш мир различные «теоретики жизни». Отказ от собственного разума ради облегчения нашего беспокойства являлся той самой живой смертью, о которой говорил Камю. Соответственно для него оставался только один верный вариант: признание фактов.

Единственный способ сохранить нашу рациональность, по мнению Камю, состоял в том, чтобы признать отчужденность вселенной, но все равно продолжать любить жизнь. Нужно понимать абсурдность происходящего, но не позволять себе быть ею уничтоженным. Эту идею Камю наглядно иллюстрирует в своем эссе «Миф о Сизифе».

По сюжету некий Сизиф, чтобы обмануть богов, пытался сбежать из преисподней, когда пришло время умирать. В наказание за это боги нарекли его на вечные страдания. Сизиф должен был поднимать огромный камень в гору, и как-то только он делал это, валун снова скатывался вниз. И затем герой начинал все сначала. Это происходило бесконечно.

Хотя сама мысль об участи Сизифа может заставить современного человека содрогнуться, Камю указывает, что мы не слишком отличаемся от его героя. Каждый день мы рано встаем, идем на работу, возвращаемся с нее домой, едим, ложимся спать и наутро все повторяется снова. Как и у Сизифа, наши усилия и достижения в конечном счете бессмысленны. У всех стараний, стрессов и открытий нет никакого наследия, кроме того, что будут помнить наши ближайшие предки. А с их уходом сотрутся последние упоминания о нашей жизни.

Но несмотря на это, в этом и есть счастье, о котором говорит Камю.

В глубине зимы я наконец-то узнал, что внутри меня живет непобедимое лето.
— «Возвращение в Типасу», Альберт Камю —

«Настоящая щедрость к будущему состоит в том, чтобы отдать всего себя настоящему», — пишет Камю. Подлинный вызов перед лицом равнодушной Вселенной (или греческих богов, как в его эссе) заключается в умении признать ее абсурдность. Соглашаясь с бесцельностью общего замысла, твои трудности не будут казаться тебе роковыми, и ты обретешь счастье в этом бесконечном круговороте судьбы.

Это тот урок, который Камю усвоил в свои футбольные годы. Мы должны быть в состоянии играть с энтузиазмом, отдавая все наши усилия и получая радость от процесса на протяжении всего пути. В конце концов, это всего лишь игра, и мы должны признать ее мимолетность. Это осознание сделает нас смиренными, даже если в итоге мы одержим поражение. Ничего не изменится. Игроки уйдут. А поле останется таким же пустым, каким было раньше.

Великие философы и их невероятное видение этого мира

Бессмысленность и смысл жизни — Психология PRO

В этой статье я постараюсь осветить тему бессмысленности жизни, и одновременно ответить на вопрос о том, в чем смысл жизни заключается. Парадоксально? Все дело в том, что человек – явление относительное. А жизнь как таковая – абсолютна. Попробуем осветить тему бессмысленности и смысла жизни, как в относительном, так и в абсолютном плане.
Почему собственно человеческая жизнь бессмысленна? Потому, что она проходит. Все – быстротечно, мимолетно, преходяще. Мы живем сейчас и переживаем мириады «важных» событий и состояний. И все это спустя сотню лет станет ничем. До нас жили миллиарды людей. Все, чем они страдали и чему радовались ушло безвозвратно. Кто о них помнит? Известны единицы, но и тех мы знаем лишь по слухам. Возможно, по этой причине человек жаждет славы. Благодаря этой иллюзии он продлевает свой век. Однако на планетарном и космическом уровне даже столетия – лишь краткий миг. На фоне вечности – вообще ничто. В чем смысл жизни, если она неизбежно уходит в небытие? Печально? Вот и напрасно! Движемся дальше.

Чтобы не ходить вокруг да около, я поставлю прямой вопрос. Существует ли у жизни объективный смысл? Или же бессмысленность – единственная истина, с которой мы вынуждены мириться? Ответ на оба вопроса, с моей точки зрения, – положительный.

Все, что мы знаем – это наши мысли о реальности. У каждой мысли, концепции, идеи – есть смысл. Понимание возникает, когда мы постигаем смысл идеи. Что, собственно говоря, вообще представляет собой смысл? Это – сама сущность мысли. Смысл – это значение переменной, которой является наша мысль. Можем ли мы назвать мысль реальной? Ведь человек не способен ее удержать. Сама природа мышления отражает собой мимолетность жизни. Как только мысль приходит – ее уже нет. И все, что мы знаем – лишь наши мысли о мире. Смысл жизни существует на уровне мысли, и на этом же уровне он растворяясь проявляется в бессмысленности.

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. На деле же эта серьезность, которую выражает космическая печаль нашей унылой личности – словно детская гримаса, которую мы по наивности воспринимаем всерьез, как нечто реальное, важное и заслуживающее доверия. Ребенок плачет и он серьезен. Он не осознает, насколько беспочвенна его обида. Наши взрослые детские игры заставляют нас переживать и принимать всерьез происходящее. Этот бесценный опыт необходим, чтобы со временем увидеть, что мы от него свободны, и никогда по-настоящему не были им связаны.

В чем смысл жизни человека? Ведь мы люди, и относительно нас, возможно, правильно вопрос должен звучать иначе. Для чего нужен человек? И если мир так ограничен, как его видит материалист, тогда человек – явление случайное, и тогда нет никакого смысла. Мы были рождены нашими родителями. Однако нам повезло, и родители не оказались столь эгоистичными, чтобы считать ребенка своим творением, которое было создано исключительно для их целей. Ведь и они сами были рождены и воспитаны также, и позволяют нам стать самостоятельными. В социальном обществе человек взрослея, начинает осознавать, что теперь он сам может решать, как и ради чего ему жить. И это переживание самостоятельности намекает нам на бессмысленность жизни, потому что смысл может существовать лишь, когда мы живем не ради себя, но ради чего-то превосходящего нашу маленькую личность.

Если человек был сотворен Богом, значит, смысл жизни связан с целью Творца. В таком случае, смысл, который заложен в нашу жизнь,  это причина, по которой нас создали. И раз уж все самое лучшее внутри нас проявляется по мере душевного развития, возможно и цель нашего существования проявляется в его плодах. Возможно, любовь, которую без всяких пошлых оттенков мы ставим во главу всех переживаний – и есть тот заветный ответ. В любом случае с этого ракурса, смысл жизни – в развитии сознания. Теме личного смысла жизни на progressman.ru посвящена отдельная статья.

Однако если говорить о жизни как таковой, на абсолютном уровне в ней нет ни смысла, ни болезненной бессмысленности. Все это – лишь работа ума. Жизнь как таковая – имеет самое непосредственное отношение к тому, чем мы являемся на самом деле. Чем ближе мы к осознанию реальности, тем глубже понимание того, что ни в смысле, ни в его отсутствии нет ни хорошего, ни дурного. В этом нет реальной двойственности. Все это – работа нашего ума здесь и сейчас.

Бессмысленность – такая же иллюзия, как и смысл, потому что без смысла она не может существовать. Если бы бессмысленность реально существовала, нам просто было бы не о чем говорить. Реальна ли дырка от бублика? Можно ли сказать, что дырка от бублика – это такое тяжелое, обреченное состояние космической печали? Можно ли сказать, что она равносильна нирване? Можно ли сказать, что она хоть что-то собой представляет? А может, это – спасательный круг? Когда мы говорим о бессмысленности, все, что мы реально имеем ввиду – растворяющийся смысл. Он еще есть, хоть и растворяется в нашем уме, поэтому пока есть о чем говорить. Но как только он растворился, наступает катарсис, свобода и облегчение!

Бессмысленность – это просто разрушение нашей привязанности, обесценивание, или расставание с тем, что делало нашу жизнь осмысленной в тот или иной момент. Нам тяжело пока привязанность рушится. В это время мы переживаем печаль, потерю и пустоту, на месте которой когда-то были объекты нашей привязанности. Но, когда привязанность уже разрушена, мы обретаем свободу. Теряя, мы переживаем потерю, но, когда мы отпускаем смысл окончательно, боль проходит. Мы освобождаем себя от бремени смысла и от тяжести его растворения, которая мерещилась нам бессмысленностью. Когда привязанность разрушена, приходит облегчение. На фоне вечности все хорошее проходит. Проходит и все плохое! Мы – вечные странники, вечные зрители, вечные игроки. И даже если у Вас в это нет веры, и жизнь кончается после смерти тела, переживания по этому поводу не имеют никакого смысла. Приблизит ли тоска счастье?

Отрывок из романа Виктора Пелевина «Т»:

«Линь-Цзы в ответ на вопрос о природе Будды, говорил, что это дыра в отхожем месте. Соловьев считал, что это самое точное объяснение, которое может быть дано. Представьте себе, говорил он, грязный и засранный нужник. Есть ли в нем хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Ее ничего не может испачкать. Все просто упадет сквозь нее вниз. У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы — все это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра — самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не ее собственная природа, а то, что устроено вокруг нее людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет — во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнет делить ее на три каи».

Пример – грубоватый. Но достаточно яркий и во многом точный. Чем больше мы ищем смысл жизни, тем дальше мы от реального осознания смысла происходящего здесь и сейчас. Мы сами наделяем происходящее смыслом. И когда ощущение бессмысленности будет пережито достаточно интенсивно и глубоко, мы можем интуитивно выбирать, что и как сделать осмысленным, «важным», а что обесценить и оставить забытым в прошлом. Эта гибкость – награда за прожитый опыт.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

78 Самых Проникновенных Цитат о Жизни

Вот наш выбор самых глубоких цитат с душераздирающим смыслом!

1

«Если бы двери восприятия были открыты, все было бы так, как оно есть на самом деле … бесконечно».

Уильям Блейк


 2

 «Все измеримое проходит, все, что можно посчитать, заканчивается. Только три вещи бесконечны: небо в его звездах, море в его каплях воды и сердце в его слезах».

Гюстав Флобер


 3

«Человек становится просветленным, не воображая фигуры света, а осознавая тьму».

Карл Юнг


 4

«Жизнь — самый сложный экзамен. Многие люди терпят неудачу, потому что пытаются “списать” у других, не понимая, что у всех разные вопросы».

 Оливия Каннинг


5

«Мы были на Луне и на дне океана, но мы боимся заглянуть внутрь себя, потому что мы чувствуем, что там все противоречия сливаются вместе».

Теренс МакКенна


 6

«Когда люди думают о путешествии в прошлое, они беспокоятся о случайном изменении настоящего. Но никто в настоящем не думает, что они могут радикально изменить будущее».

Лорен Оливер


7

«Природа человека достаточно раскрыта для того, чтобы он мог что-то узнать о себе, но достаточно завуалирована, чтобы оставить много непроницаемой тьмы, в которой невозможно что-то понять».

Алексис де Токвиль


 8

 «На каком языке думают глухие люди?».

 Джениен Фрост


 9

 «Нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться просмотром поверхности самого океана. За исключением того, что когда вы, наконец, увидите, что происходит под водой, вы поймете, сколько времени потратили зря. Оставаться на поверхности все равно, что ходить в цирк и смотреть на палатку снаружи».

Дэйв Барри


10

«Ум — это не сосуд для наполнения, а огонь для разжигания».

Плутарх


11

 «Кто не боится, тот управляет всем».

Лев Толстой


 12

 «Мечтай о несбыточном, и мир тебя не растопчет, он поднимет тебя. Это трюк. Швырнув себя в бездну, ты обнаружишь, что это пуховая кровать»

Теренс МакКенна


13

 «Когда дует ветер перемен, одни строят стены, другие строят ветряные мельницы».

Китайская пословица


 14

 «Когда вы тянетесь к звездам, вы достигаете самого дальнего. Когда вы глубоко проникаете в себя — это то же самое, но в противоположном направлении. Если вы достигнете успеха в обоих направлениях, вы охватите вселенную».

Вера Назарян

 


 15

 «Тот, кто боится, что пострадает, уже страдает, потому что боится»

Мишель Де Монтень


16

 «Примите неопределенность. Когда ничего не ясно, все возможно».

Мэнди Хейл


17

 «Только любовь может быть разделена на бесконечное число частей и не уменьшиться».

Энн Морроу Линдберг


18

 «У каждого святого есть прошлое, а у каждого грешника есть будущее».

Оскар Уальд


19

 «Есть целые цивилизации, которые не знали, что вода также имеет твердую форму».

Стивен Кинг


20

 «У тихих людей самые громкие мысли».

Стивен Хокинг


21

 «Если бы не было лифтов, все руководители имели бы свои офисы на первом этаже».

Фредерик Бегбедер


22

 «Штраф — это налог за плохое поведение. Налог — это штраф за добро».

 Уолт Уитмен


23

 «И бетон, и стекло сделаны из песка, это делает небоскребы просто высокими замками из песка».

 Сью Монах Кидд


24

 «Искусство и любовь — одно и то же. Это процесс видения себя в вещах, которые не являются вами».

Чак Клостерман


25

 «Если бы наши импульсы были ограничены голодом, жаждой и желанием, мы были бы почти свободными. Но нас будоражит каждый дующий ветер и каждое случайное слово».

Мэри Шелли


26

 «Большинство современных людей так мало знают обо всем, что не смогли бы ничего сделать, если бы их вернули на 200 лет назад».

 Стивен Кинг


27

 «Верьте тем, кто ищет истину. Сомневаюсь в тех, кто находит ее».

Андре Жид


28

 «Жизнь проста, но мы настаиваем на том, чтобы сделать ее сложной».

Конфуций


29

 «Если ты плачешь, что солнце исчезло из твоей жизни, твои слезы не дадут тебе увидеть звезды».

Рабиндранат Тагор


30

 «Судьба — забавный персонаж. Она ставит препятствия на вашем пути, чтобы увидеть, какой у вас характер»

Мелисса Фрэнсис


31

 «Первый год жизни ребенка мы учим его ходить и разговаривать, а оставшуюся часть жизни — молчать и сидеть. Тут что-то не так».

 Джиллиан Шилдс


 32

 «ЛВы должны быть странным, чтобы быть номером один».

 Кейт Мортон


33

 «Только когда последнее дерево будет срублено, последняя река будет отравлена ​​и последняя рыба будет поймана, мы осознаем, что не можем есть деньги».

Индийская пословица


34

 «Все уникальны. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазить по дереву, она будет всю жизнь думать, что она дура».

Альберт Эйнштейн


 

Мудрые и глубокие цитаты о жизни (видео 8 минут)