22.10.2020

Три вида социальных конфликтов: какие бывают, что является причиной, стороны

Содержание

какие бывают, что является причиной, стороны

Перед человечеством всегда стоял вопрос о неизбежности конфликтов. Проблеме посвящены исследования социологии, психологии, конфликтологии, обществознания, которые определяют, что конфликты – это неотъемлемая часть жизни общества. От них нельзя дистанцироваться, потому что даже бытовые расхождения во взглядах вызывают противоречия.

Социальный конфликт – это неизбежное явление в человеческом обществе

Социальный конфликт – это неизбежное явление в человеческом обществе

Что такое социальный конфликт

В науке социальный конфликт имеет определение: это противодействие, в основе которого лежат разногласия между отдельными индивидами или социальными общностями. Ярким примером глобального социального конфликта стали события, связанные с судьбами многих людей в прошлом столетии и оставившие след в современной жизни: это известные факты Второй мировой войны.

Специалисты утверждают, что ни один день человеческого бытия не проходит без конфликтов: профессиональных, семейных и многих других, причем каждый неизменно становится его субъектом или участником.

В социологии конфликт (от лат. сonflictus – столкнувшийся) считается наиболее острым способом разрешения противоречий в интересах, целях, образе жизни. Основная его характеристика такова: противодействие участников обычно сопровождается негативными эмоциями, часто поведение участвующих выходит за рамки общественных правил. Кратко конфликт – это высшая стадия противостояния между несколькими сторонами.

Важно! Хотя соц конфликт является деструктивной формой взаимодействия, у него есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, он вносит негатив в отношения, с другой, несет позитив. Так, производственные столкновения высвечивают профессиональные проблемы, скрытые отношения коллектива, ускоряют прогресс.

Участники социального конфликта

В конфликте главная проблема – человеческое противоборство, поэтому его участниками являются люди в разных ролях. Распространенным видом называют межличностный конфликт, в котором сталкиваются два индивида.

Несмотря на то, что в основе его лежит противоречие между двумя субъектами, в него могут включаться и другие участники. Тогда действие разрастается до групповых масштабов. Например, два слесаря поспорили по поводу инструмента, за каждого вступились коллеги, произошло разрастание.

Межличностный конфликт – наиболее распространенный вид противодействия между людьми

Межличностный конфликт – наиболее распространенный вид противодействия между людьми

Социологами отмечено, что длительность конфликтного состояния не влияет на количество участников. Даже самое краткое столкновение предполагает наличие людей, которые, так или иначе, присутствуют в нем:

  • Свидетели наблюдают за противостоянием;
  • Подстрекатели подталкивают к конфликту;
  • Пособники содействуют столкновению советами;
  • Посредники стремятся предотвратить или разрешить конфликт.

Что является причиной социальных конфликтов

Любой конфликт не возникает сам по себе, этому способствуют социальные причины. Для прогнозирования и разрешения столкновения нужно научиться их определять.

Анализ конфликтной ситуации начинается с результатов, тогда легче выявить, почему она возникла, каковы причины:

  • Распределение материальных ресурсов;
  • Разногласия в жизненных ценностях и установках;
  • Обладание властными полномочиями;
  • Личностные особенности.

Три вида социальных конфликтов

Единого мнения на виды соц конфликтов пока нет. Специалисты определяют их разновидность в зависимости от того, что берется за основу: способы разрешения, сферы проявления и прочее. Например, если в основе лежат личностные особенности сторон, выделяются межличностные конфликты.

Сейчас больше говорят о стилях поведения, которые дают основу для классификации:

  • Когда затевается борьба за признание достижений отдельной личности с целью повышения социального статуса, речь идет о соперничестве;
  • Пассивное противоборство групп с противоположными интересами выльется в конфронтацию;
  • Особым типом является конкуренция, цель которой получение прибыли, доступ к дефицитным благам.

К сведению. Вне зависимости от типа конфликта, его процесс идет постепенно и продолжается до тех пор, пока ни появятся какие-либо результаты, и ни будет устранена причина.

Соперничество, конфронтация и конкуренция – популярные стили конфликта

Соперничество, конфронтация и конкуренция – популярные стили конфликта

Функция и роль социального конфликта

По мнению специалистов, конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции. Существуют оценки последствий конфликта: объективная и субъективная. Например, последствия в виде реконструкции цеха современными мощностями имеют положительную объективную оценку, а, с точки зрения работников предприятия, которые вынуждены уволиться за счет сокращения штатов, расцениваются субъективно отрицательно.

Поэтому функции соц конфликта можно назвать конструктивными, то есть позитивными, и деструктивными, имеющими негативную характеристику.

Стадии развития социального конфликта

Ни один конфликт не вспыхивает мгновенно, а проходит определенные стадии развития. Многие были свидетелями такого развертывания событий в своих коллективах:

  1. Предконфликтная (скрытая) стадия, когда стороны осознают, что существует напряжение. Например, сотрудник сказал нелицеприятное по поводу работы другого. Остальные обсуждают назревающий скандал в кулуарах, но открыто не выступают.
  2. Непосредственно конфликт разгорается, когда напряжение достигает предела, и возникает инцидент. Согласие становится невозможным, формируется неприязнь друг к другу, соперники начинают открыто противоборствовать. В конфликт вовлекаются другие участники, что считается критической точкой конфликта и приводит к активным мерам (штрафные санкции).
  3. На стадии разрешения происходят завершение инцидента, устранение противоречий между сторонами (конфликтующие сотрудники уволены, бизнес продолжается).

Способы разрешения социальных конфликтов

Специалистами разработаны условия, которые приводят к успешному разрешению конфликта. Большинство из них носит психологический характер, так как отражает особенности поведения оппонентов:

  • Компромисс, то есть отказ от некоторых претензий в пользу друг друга, приводящий острую стадию в более спокойную для поиска общего решения.
  • Переговоры – мирное обсуждение проблемы. К ним можно привлечь посредника, который донесет конфликтующим обоюдные претензии. Это поможет исключить эмоциональный всплеск и спокойно разрешить противоречие.

Последствия конфликта могут нести прогресс в дальнейшем развитии человека или всего коллектива

Последствия конфликта могут нести прогресс в дальнейшем развитии человека или всего коллектива

Существует целый арсенал административных средств, к которым относят:

  • Арбитраж – посредник не просто выслушивает участников и доносит до них видение ситуации, а принимает самостоятельное решение, ему подчиняются участники конфликта. Например, в экономических спорах разрешение конфликта часто проходит с помощью арбитража.
  • Применение власти – администрация предоставляет возможность высказать причину конфликта и выносит властное решение о его прекращении. Если распоряжения не выполняются, сотрудники могут быть уволены.

Последствия социальных конфликтов

Последствия конфликта могут быть:

  • позитивными: разрешение накопившихся противоречий; стимулирование процесса; сближение коллектива; усиление сплоченности;
  • негативными: напряженность в отношениях; дестабилизация организации; отвлечения от целей; депрессии, стрессы участников.

Существующее представление, что конфликт – это зло, опровергается наукой. Современная точка зрения такова: некоторые конфликты не только возможны, но и желательны, так как это путь к прогрессу. Главное – уметь управлять ими, извлекая максимальную выгоду и получая минимальные потери.

Видео

ОГЭ. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения. |

4.6. Социальный конфликт и пути его решения.

ПЛАН.

  • Социальный конфликт. Понятие.
  • Структура социального конфликта.
  • Участники социального конфликта.
  • Стадии общественного конфликта.
  • Причины социальных конфликтов.
  • Виды социальных конфликтов.
  • Классификации социальных конфликтов.
  • Роль социального конфликта (позитивная и негативная).
  • Разрешение социальных конфликтов.
  • Способы разрешения социальных конфликтов.
Социальный конфликт.

Социальный конфликт – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Структура социального конфликта.
  • Субъекты конфликта – участники
  • Объект конфликта — из-за чего возник конфликт
  • Условия протекания
  • Стратегия и тактика сторон
  • Масштаб протекания
  • Последствия, результаты.
Участники социального конфликта:
  • индивиды
  • социальные группы
  • организации и объединения.
Стадии общественного конфликта.
  • Предконфликтная – складывание конфликтной ситуации. Осознание противоположными сторонами эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей, выбор способа нападения на противника.
  • Активная (непосредственно конфликтная) – недоверие и отсутствие уважения к противнику. Невозможность достичь согласия, наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников.
  • Разрешение конфликта. Прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников, устранение причин конфликта, изменение установок соперников относительно друг друга.
Причины социальных конфликтов.
  • Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.
  • Различия в уровнях дохода, власти, культуры, доступе к образованию, информации.
  • Различия в целях, представлениях и ценностях.
  • Религиозные различия.
  • Поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)
  • Неумение общаться и договариваться.

ПОВОД – любое событие, поведение соперника, переполнившее чашу терпения.

Виды социальных конфликтов.
  • Внутриличностный – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя.
  • Межличностный – происходит между двумя или несколькими лицами.
  • Межгрупповой – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей.
  • Конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.
  • Конфликты по отдельным сферам жизни – экономических (производственный), политический, этнический и др.
  • Конфликт в обществе в целом – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.
Классификация конфликтов.

По длительности:

  • краткосрочный
  • среднесрочный
  • долгосрочный

 По форме проявления:

  • внутренний
  • внешний

По используемым средствам:

  • насильственный
  • ненасильственный

По характеру развития:

  • преднамеренный (подготовленный)
  • спонтанный (стихийный)

По масштабам распространения:

  • глобальный (мировой)
  • общенациональный
  • региональный
  • локальный
  • групповой
  • личный

По результатам:

  • конструктивный – приводит к позитивным последствиям;
  • деконструктивный – препятствует дальнейшему позитивному развитию.
Роль социального конфликта.

Позитивная.

  • Происходит выявление проблем, требующих решения
  • Стимулирование дальнейшего развития
  • Снятие психологической напряжённости участников конфликта
  • Осознание интересов друг друга, переход к сотрудничеству.

Негативная.

  • Создание стрессовых ситуаций
  • Нарушение порядка общественной жизни
  • Нарушение устойчивости, стабильности.
Разрешение социальных конфликтов.
  • Анализ конфликтной ситуации
  • Выявление возможностей разрешения конфликта (осознание противоречий, интересов, целей)
  • Выбор способа разрешения конфликта.
 Способы разрешения социальных конфликтов.
  • Компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон.
  • Переговоры – мирное обсуждение сторонами решения проблем.
  • Арбитраж (третейский суд) – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу власти за помощью в решении проблемы.
  • Применение силы (власти) – одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее.

Умение предотвратить конфликт или правильно выйти из него — важнейшая задача как отдельного человека, так и общества в целом.

 

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

Типы социальных конфликтов

Проблема конфликта выступает одной из центральных категорий сферы социологического познания.

Определение 1

Под конфликтом в современной социологии понимается столкновение противоположных позиций, целей, взглядов и пр.

Становление конфликта всегда связано с осознанием личностью наличия противоречий между собственными интересами и интересами иных субъектов системы социальных взаимодействий.

Следует отметить, что отношение к конфликту в научной литературе разное: одни ученые акцентируют внимание на его деструктивных аспектах, его разрушительном характере; другие же – оценивают конфликт как движущую силу развития общества.

Классификация конфликтов на основании учета критерия типа общества

Конфликты пронизывают любое общество, что приводит к разработке многочисленных классификаций данных процессов и явлений. На основании учета критерия типа общества, в котором осуществляются конфликтные процессы, можно выделить следующие конфликты:

  • экономические – отличаются разбалансированностью между институтами производства и последующего обмена, распределения, потребления собственности. По своей сути, представляют собой реакцию на перекосы социально-экономической политики, проблемы распределения собственности;
  • трудовые, обусловленные отсутствием или недостаточной степенью разработанности базы разрешения трудовых споров;
  • политические – противоречия в структуре институтов власти и государственности;
  • межэтнические – борьба за интересы, права национальных и этнических общностей;
  • социальные – противоречия между социальными группами, общностями;
  • конфликты культур;
  • религиозные конфликты.

Готовые работы на аналогичную тему

Классификация конфликтов на основании субъектов противоречий

В зависимости от субъектов, вовлеченных в противодействие, выделяют следующие конфликты:

  • личностные, которые протекают на уровне индивидуального сознания;
  • межличностные, протекающие между двумя и более субъектами;
  • межгрупповые – конфликты между социальными общностями;
  • конфликты с окружающей социально-природной средой – противодействие личности давлению общественно принятых норм, стандартов, требований и пр.

Типы социальных конфликтов

В современной научной литературе выделяют следующие виды социальных конфликтов:

  • соперничество – борьба за признание достижений, способностей отдельной личности, главной целью которой выступает социальное признание, достижение лучших социальных позиций, повышение социального статуса;
  • конфронтация – пассивное противостояние социальных общностей с противоречивыми интересами;
  • конкуренция – особый тип конфликта, главной целью которого выступает получение прибыли, выгоды, доступ к дефицитным благам.

Вне зависимости от типа конфликта процесс формирования противоречий, противоборства осуществляется постепенно: на начальном этапе личность осознает наличие противоположных интересов, впоследствии – осознание наличий противоречий перерастает в конфликт, противостояние. Указанное противостояние будет продолжаться до тех пор, пока не появятся результаты противоборства, не будет устранена причина возникновения конфликта, не наступит стадия разрешения.

Необходимо отметить, что разрешение конфликта может осуществлять различными методами, включая следующие:

  • метод предотвращения возникновения противодействия;
  • метод переговоров;
  • метод использования посредничества;
  • метод отложения разрешения конфликта во времени;
  • метод арбитража.

Замечание 1

Таким образом, социология конфликта осуществляет изучение различных типов противоречий, противостояний, выявляет причины их возникновения и возможные пути преодоления.

Виды социальных конфликтов

Человек живет, с каждым днем, с каждой возможностью стремится реализовать свои желания, цели, в первую очередь, взаимодействуя с другими людьми. В межличностном взаимодействии часто возникают недоразумения, конфликты, что могут сопровождаться дискомфортом, напряжением, отчуждением, а потому виды социальных конфликтов насчитывают огромное множество. Межличностные отношения есть ничто иное, как поле постоянного столкновения или же согласования интересов. Иногда они переходят в длительную войну в отношениях, имеющую порою плаченый характер, что значит, что конфликты, причины и виды их разрешения будут отличаться друг от друга.

Рассмотрим основные виды конфликтов, что классифицируются в зависимости от субъектов, которые противодействуют друг другу:

  1. Личностный конфликт – это конфликт, который происходит внутри конкретной личности на уровне ее сознания. Этот вид конфликта относится к чисто психологическому, но вызван внешними факторами и может стать катализатором для того, чтоб возник групповой конфликт, групповая напряженность.
  2. Межличностный — классификация видов конфликтов включает также конфликт, который являет собой разногласия между двумя и более членами одной конкретной группы или же нескольких групп.
  3. Межгрупповой – конфликт между людьми, индивидами, что образуют группу, другой группе. Этот вид конфликта самый распространенный, потому как индивиды, собирающиеся воздействовать на других, стремятся обычно найти сторонников с целью сформировать группу единомышленников.
  4. Конфликт принадлежности. Виды конфликтов в психологии занимают весомое место, и этот вид является одним из основных. Сопротивление происходит вследствие двойной принадлежности каждого индивида. То есть, когда индивиды создают группу внутри другой, большой, или, когда отдельный индивид одновременно состоит в двух конкурентных группах, преследующих единую цель.
  5. Конфликт с внешней средой. Он создается, когда индивиды, что составляют группу, испытывают внешнее давление (со стороны экономических, культурных, административных предписаний, норм). Зачастую, они вступают в конфликты в те институты, которые поддерживают эти предписания, нормы.

Виды и типы конфликтов включают в себя также конфликты смешанного типа. К нему можно отнести конфликт между отдельной личностью и группой людей. Такое разногласие возникает в случае, когда отельная личность занимает позицию, которая отличается от общей позиции всей группы.

Перейдем к более детальному рассмотрению того, что собой являют виды межличностных конфликтов:

  1. По направленности (идеологические или общественные, профессиональные или бытовые).
  2. По мотивам (реальные или иллюзорные, положительно направленные, отрицательно направленные).
  3. По последствиям (положительные или отрицательные).
  4. По представлениям конфликтующих сторон (внутриролевые или межролевые).
  5. По эмоциональному влиянию, силе воздействия на конфликтующих (сильные и слабые).
  6. По масштабу воздействия (широкие или локальные).
  7. По длительности (кратковременные, повторяющиеся, разовые, зажатые).
  8. По форме проявления (внешние, внутренние, организованные или неорганизованные).
  9. По источникам возникновения (субъективные или объективные).

Причины, как и виды, межличностных конфликтов, классифицируют по нескольким основаниям:

  1. Связанные с особенностями межличностных отношений.
  2. Связанные с содержанием межличностного взаимодействия.
  3. Связанные с личностными особенностями участников конфликта.

Так как виды отличаются друг от друга, то существуют и различные способы разрешения конфликтов:

  1. Уход.
  2. Приспособление.
  3. Сотрудничество.
  4. Компромисс.

Не стоит забывать, что любая конфликтная ситуация имеет свои плюсы и минусы и, для предотвращения плачевных последствий для обеих конфликтующих сторон, необходимо умение успеть вовремя остановить спор или же зарождение разногласия.

 

Виды социальных конфликтов

Существуют
следующие разновидности конфликтов:

внутриличностные
— состояние неудовлетворенности
человека какими-либо обстоятельствами
своей жизни, которые связаны с наличием
у него противоречащих друг другу
потребностей, интересов. стремлений и
могут вызвать аффекты;

межличностные —
разногласие между двумя или более
членами одной группы или нескольких
групп;

межгрупповые —
происходят между социальными группами,
которые преследуют несовместимые цели
и своими практическими действиями
препятствуют друг другу;

горизонтальные —
между людьми, не находящимися в подчинении
между собой;

вертикальные —
между людьми, находящимися в подчинении
между собой;

смешанные — в
которых представлены и те и другие.
Наиболее распространены вертикальные
и смешанные конфликты, составляющие в
среднем 70-80% от всех конфликтов;

объективно
обусловленные — вызванные объективными
причинами, устранить которые можно,
только изменив объективную ситуацию;

субъективно
обусловленные — связанные с личностными
особенностями конфликтующих людей, а
также с ситуациями, которые создают
преграды на пути удовлетворения их
желаний, стремлений, интересов;

созидательные
(интегративные) — способствующие
обновлению, внедрению новых структур,
политики, лидерства;

разрушительные
(дезинтегративные) — дестабилизирующие
социальные системы;

кратковременные
— вызванные взаимным непониманием или
ошибками сторон, которые быстро
осознаются;

затяжные — связанные
с глубокими нравственно-психологическими
травмами или с объективными трудностями.
Длительность конфликта зависит как от
предмета противоречия, так и от черт
характеров столкнувшихся людей;

рациональные —
охватывающие сферу разумного, делового
соперничества, перераспределения
ресурсов;

эмоциональные — в
которых участники действуют на основе
личной неприязни;

мирными и вооруженными

  • по учету содержания
    проблем, вызвавших конфликтные действия,
    выделяют:

экономические,
политические, семейно-бытовые,
производственные, духовно-нравственные,
правовые, экологические, идеологические
и другие конфликты.

Методы решения

Разрешение конфликта
возможно лишь при устранении конфликтной
ситуации, а не только исчерпании
инцидента. Разрешение конфликта может
произойти также в результате истощения
ресурсов сторон или вмешательства
третьей стороны, создающей перевес
одной из сторон, и, наконец, в результате
полного истощения соперника.

Для успешного
разрешения конфликта необходимы
следующие условия:

своевременное
определение причин конфликта;

определение деловой
зоны конфликта — причин, противоречий,
интересов, целей конфликтующих
сторон:взаимное желание сторон преодолеть
противоречия;

совместный поиск
путей к преодолению конфликта.

Существуют
различные методы разрешения конфликта:

  • избегание конфликта
    — уход со «сцены» конфликтного
    взаимодействия физически или
    психологически, но сам конфликт в этом
    случае не устраняется, так как остается
    причина, породившая его;

  • переговоры —
    позволяют избежать применения насилия,
    добиться взаимопонимания и найти путь
    к сотрудничеству;

  • использование
    посредников — примирительная процедура.
    Опытный посредник, в роли которого
    может выступать организация и частное
    лицо, поможет быстро урегулировать
    конфликт там. где без его участия это
    было бы невозможно;

  • откладывание — по
    сути это есть сдача своей позиции, но
    лишь временная, поскольку по мере
    накопления сил сторона, скорее всего,
    попытается вернуть утраченное;

  • третейское
    разбирательство, или арбитраж, — метод,
    при котором строго руководствуются
    нормами законов и права.

Разрешение
конфликта может быть:

  • полным — конфликт
    завершается полностью;

  • частичным —
    конфликт изменяет внешнюю форму,
    но сохраняет мотивацию.

Безусловно, трудно
предвидеть все многообразие конфликтных
ситуаций, которые создает нам жизнь.
Поэтому и в разрешении конфликтов многое
должно решаться на месте исходя из
конкретной ситуации, а также
индивидуально-психологических
особенностей участников конфликта.

виды, типы и формы конфликтов

Конфликты являются неотъемлемой частью жизни человека в социуме и его взаимодействия с другими людьми. Конфликты возникают повсеместно и могут подстерегать каждого из нас где угодно: на работе, в офисе, в школе или институте, в магазине или общественном транспорте, и даже в дома. Умение распознавать конфликтные ситуации и нейтрализовывать их является очень важным навыком для любого человека. В последующих уроках представленного тренинга по конфликтологии мы, конечно же, подробно поговорим на тему причин возникновения конфликтов и анализа их стратегий, а также детально затронем вопросы конфликт-менеджмента, профилактики и предотвращения конфликтов. Однако прежде чем приступать к этим более серьёзным темам, нам следует разобраться с тем, что вообще представляет собой конфликт, какие существуют разновидности конфликтов и чем они характеризуются.

Оглавление урока:

  1. Что такое конфликт?
  2. Признаки конфликта
  3. Виды конфликтов
  4. Проверочный тест

Что такое конфликт?

Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», означающего «столкнувшийся». Обычно, говоря о конфликте, говорят о наиболее остром способе разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают во время взаимодействия людей друг с другом. Как процесс, конфликт заключается в противодействии друг другу участников этого социального взаимодействия, и сопровождается отрицательными эмоциями, которые нередко выходят за рамки общепринятых норм и стандартов. В психологической науке под конфликтом понимают отсутствие согласия между несколькими сторонами (это могут быть отдельные люди или группы людей). Наука, занимающаяся изучением конфликтов, называется конфликтологией.

Отношение к понятию «конфликт»

В подавляющем большинстве случаев считается, что конфликт является явлением исключительно негативным, вызывающим непонимание, обиды, враждебность или угрозы, другими словами, что-то такое, чего всеми силами стоит стараться избегать. Также представители более ранних школ менеджмента утверждали, что конфликт представляет собой признак плохого управления организацией и показатель её неэффективности. Но, вопреки этому, многие современные специалисты в области менеджмента всё больше склоняются к тому мнению, что некоторые виды конфликтов не только могут происходить, но и желательны даже в самых эффективных организациях, где взаимоотношения сотрудников достойны самых лучших оценок. Единственное, что здесь необходимо – это научиться управлению конфликтом.

У конфликта, как и у любого социального явления, существует не только своё определение, но и свои признаки. И этот вопрос является не менее важным и подлежит отдельному рассмотрению.

Признаки конфликта

Первый признак конфликта – БИПОЛЯРНОСТЬ

Биполярность, также называемая оппозицией, является одновременно противостоянием и взаимосвязанностью, в которой содержится внутренний потенциал имеющегося противоречия. Однако сама по себе биполярность ещё не говорит о борьбе или столкновении.

Второй признак конфликта – АКТИВНОСТЬ

Активность здесь понимается как противодействие и борьба. Для возникновения активности необходим импульс, который задаётся со стороны участника (субъекта) конфликта осознанием самой конфликтной ситуации.

Третий признак конфликта – СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА

Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов. Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным. Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением.

Далее мы рассмотрим классификацию конфликтов и поговорим о том, какие существуют их виды и формы.

Виды конфликтов

Классификация конфликтов по воздействию на деятельность группы или организации

По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта. Как правило, выделяются следующие несколько функциональных последствий конфликтов:

  • Конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта; каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы;
  • Решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко;
  • Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов;
  • Если конфликт возник между подчинёнными и руководителями, то практика разрешения конфликта позволяет разрушить «синдром покорности», когда у человека, занимающего более низкую должность, присутствует страх высказывать свою точку зрения, если она отличается от той, которую имеет люди с более высоким статусом;
  • Взаимоотношения между людьми становятся лучше;
  • Участники конфликта больше не рассматривают разногласия, как нечто негативное и приводящее к отрицательным последствиям.

ПРИМЕР: Прекрасный пример конструктивного конфликта – обычная рабочая ситуация: руководитель и подчинённый не могут прийти к соглашению относительно какого-либо вопроса, касаемо их совместной деятельности. После разговора и выражения каждым участником своего мнения, находится компромисс, и руководитель и подчинённый находят общий язык, а их отношения приобретают положительную окраску.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта. Дисфункциональными последствиями конфликтов являются следующие:

  • Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
  • Отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству;
  • Восприятие оппонента в качестве врага, его позиции – исключительно как неверной, а своей собственной – исключительно как верной;
  • Стремление к сокращению и даже полному прекращению любого взаимодействия со стороной оппонента;
  • Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение;
  • Плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.

ПРИМЕР: В качестве примеров неконструктивного конфликта можно назвать войну, любые проявления физического насилия, семейные ссоры и т.п.

Классификация конфликтов по содержанию

По содержанию конфликты могут быть реалистическими и нереалистическими.

Реалистические конфликты – это конфликты, которые вызывает неудовлетворение конкретных требований участников или же несправедливое, согласно мнению одной из сторон, распределение между участниками определённых преимуществ. Как правило, такие конфликты направлены на достижение конкретного результата.

ПРИМЕР: конфликты с властями бывших заложников Норд-Оста и родственников погибших по причине невыполнения государством определённых требований.

Нереалистические конфликты – это конфликты, целью которых является конкретное выражение отрицательных эмоций, враждебного настроя или обид, другими словами, конфликт здесь и является главной целью.

ПРИМЕР: убийство одним человеком другого по причине того, что первый считает, что тот, второй, виновен в его проблемах и неприятностях; террористические акты без изъявления конкретных требований.

Классификация конфликтов по характеру участников

По характеру участников конфликты разделяются на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые конфликты.

Внутриличностный конфликт – возникает в случае, когда нет гармонии между различными факторами психологического характера во внутреннем мире человека, например, его чувствами, ценностями, мотивами, потребностями и т.д. К примеру, внутриличностный конфликт, связанный с деятельностью человека, может выражаться в различных формах. Но в большинстве случаев это форма ролевого конфликта – когда разные роли человека требуют от него выполнения различных требований.

ПРИМЕР: Человеку, являющемуся примерным семьянином, необходимо по вечерам находиться дома, но занимаемый им пост руководителя обязывает его часто задерживаться на работе по вечерам. Внутриличностный конфликт здесь обусловлен рассогласованием личных потребностей и требованиями его деятельности.

Межличностный конфликт – является наиболее распространённым типом конфликта. В разных ситуациях он может появляться по-разному. Но причинами такого конфликта могут быть не только различия в поведении людей, их манерах, взглядах, мнениях или характерах, которые являются субъективными причинами, но также и объективные причины, причём, именно они лежат в основе межличностных конфликтов чаще всего.

ПРИМЕР: Одной из самых распространенных причин межличностных конфликтов является ограниченность каких-либо ресурсов, таких как рабочая сила, производственные площади, оборудование, денежные средства и всевозможные жизненно необходимые блага. Например, один человек считает, что больше всего ресурсы нужны именно ему, а не кому-то другому, в то время, как этот другой считает точно так же.

Конфликт между личностью и группой – представленный конфликт появляется в тех случаях, когда один из членов группы или организации нарушает установленные в ней нормы поведения или законы общения, принятые в неформальных группах.

ПРИМЕР: Конфликт между личностью и группой наглядно отображается на примере конфликта между подчинёнными и руководителем, который придерживается авторитарного стиля руководства; также подобные конфликты можно наблюдать в молодёжных тусовках, где один из членов тусовки вдруг повёл себя не по законам «стаи».

Межгрупповой конфликт – это конфликт, возникающий между формальными и/или неформальными группами, являющимися частью общества или организации. Интересно то, что в период межгруппового конфликта люди могут объединяться в различные сплочённые сообщества. Однако эта сплочённость зачастую исчезает сразу же после того, как достигнут требуемый результат.

ПРИМЕР: Межгрупповой конфликт может возникнуть между работниками какого-либо подразделения организации и её администрацией, например, по причине внезапного сокращения штата сотрудников; аналогичная ситуация нередко наблюдается между оппозиционными политическими партиями или духовными конфессиями.

Классификация конфликтов по специфике противоположных сторон и условий развития конфликта

По специфике противоположных сторон и условий развития конфликты могут быть внутренними, внешними и антагонистическими.

Внутренние конфликты – характеризуются взаимодействием двух или нескольких противоположных субъектов внутри какого-либо сообщества или группы людей.

ПРИМЕР: Прекрасным примером внутреннего конфликта может выступить внутриклассовая борьба, например борьба за лидерство.

Внешние конфликты – представляют собой взаимодействие противоположностей , которые относятся к разным объектам (группам, классам и т.д.).

ПРИМЕР: В качестве примера внешнего конфликта можно назвать противостояние человека и природных стихий или борьбу организма с внешней средой.

Антагонистические конфликты – одни из наиболее остро протекающих конфликтов, т.к. являются взаимодействием между социальными группами, непримиримо настроенными друг против друга. Уникально то, что само понятие «антагонизм» очень распространено в медицине и биологии – может встречаться антагонизм зубов, мышц, микробов, лекарств, ядов и т.п. Кроме того, в математической науке антагонизм рассматривается как противоположность интересов. В чистом же виде антагонизм представлен в социальных процессах.

ПРИМЕР: Ярким примером антагонистического конфликта является война, рыночная конкуренция, революция, спортивное состязание и т.п.

Помимо всего вышесказанного, правильное понимание и интерпретация конфликтов, а также их функций, особенностей, сущности и последствий невозможно без типологизации, т.е. без выделения базовых типов конфликтов на основе выявлений их сходств и различий и способов их идентификации с общностью главных отличий и признаков.

Чтобы стало возможным выбрать адекватный метод воздействия на конфликт и управления им (о чём вы узнаете из наших следующих уроков), необходимо типизировать конфликты по их основным признакам: способам решения, сферам проявления, направленности воздействия, степени выраженности, количеству участников и нарушенным потребностям.

Именно на основе типологизации определяются как виды, так и разновидности конфликтов. Вид конфликта как вариация конфликтного взаимодействия выделяется по определённым признакам.

Типы конфликтов по способу разрешения

По способу разрешения конфликты подразделяются на насильственные и ненасильственные.

Насильственные (антагонистичные) конфликты – являются такими способами разрешения противоречий, в которых происходит разрушение структур всех субъектов конфликта или же отказ всех субъектов, кроме одного, от участия в конфликте. В итоге и выигрывает тот субъект, который остался.

ПРИМЕР: Отличный пример насильственного конфликта – это выборы органов власти, жёсткая дискуссия, дебаты и т.п.

Ненасильственные (компромиссные конфликты) – это конфликты, допускающие несколько вариантов разрешения ситуации посредством обоюдного изменения целей субъектов конфликта, условий взаимодействия, сроков и т.п.

ПРИМЕР: В качестве примера компромиссного конфликта можно назвать следующую ситуацию: обязавшийся поставить сырьё для производства поставщик, не выполняет в назначенный срок свои обязательства. В этом случае производитель вправе потребовать от поставщика соблюдения оговоренного графика, однако сроки поставок могли измениться по каким-либо веским причинам. Взаимная заинтересованность обеих сторон позволяет им провести переговоры, изменить первоначальный график и найти компромиссное решение.

Следующая классификация, которую мы рассмотрим, определяется сферами проявления конфликтов. Сферы же, в свою очередь, могут быть очень разнообразны – это и политика, и убеждения людей, и социальные отношения, и экономика и многое другое. Поговорим о самых распространённых из них.

Типы конфликтов по сферам проявления

Политические конфликты – представляют собой столкновения на почве борьбы за власть и распределения властных полномочий.

ПРИМЕР: Примером политического конфликта может послужить противостояние двух и более политических партий.

Социальный конфликт – является противоречием в системе человеческих взаимоотношений. Эти противоречия отличаются усилением интересов противоположных субъектов, а также тенденций индивидов и социальных групп. К социальным конфликтам относятся как чисто социальные, так и социально-трудовые и трудовые конфликты.

ПРИМЕР: Примерами социальных конфликтов являются пикеты, забастовки, митинги, войны.

Экономические конфликты – к данной группе конфликтов относятся те конфликты, основой которых являются противоречия в сфере экономических интересов отдельных людей и социальных групп.

ПРИМЕР: Экономическим конфликтом можно назвать борьбу за распределение собственности, сферу экономического влияния, социальные льготы или ресурсы.

Организационные конфликты – их можно рассматривать в качестве следствия иерархических отношений и регламентирования человеческой деятельности, а также использования принципа распределения отношений людей.

ПРИМЕР: Ярким примером организационного конфликта является применение должностных инструкций, закрепление за сотрудником определённых обязанностей и прав, внедрение номинальных структур управления, наличие определённых положений по оценке и оплате труда работников, а также их премирования и т.п.

Далее следует рассмотреть типы конфликтов по направленности воздействия и по степени выраженности конфликтного противостояния.

Типы конфликтов по направленности воздействия

По направленности воздействия различают конфликты вертикальные и горизонтальные. Характерной их чертой является распределение объёма власти, находящейся на момент возникновения конфликтной ситуации в распоряжении субъектов конфликта.

Вертикальные конфликты – это такие конфликты, в которых объём имеющейся власти уменьшается по вертикальной оси сверху вниз, тем самым определяя различные стартовые условия для субъектов конфликта.

ПРИМЕР: Вертикальным конфликтом можно назвать конфликт начальника и подчинённого, преподавателя и студента, небольшого предприятия и высшей организации и т.п.

Горизонтальные конфликты – это конфликты, в процессе которых взаимодействуют субъекты, имеющие равноценную по объёму власть или иерархический уровень.

ПРИМЕР: Горизонтальным конфликтом может выступать конфликт руководителей, занимающих равноценные посты, сотрудников одного уровня, потребителей и поставщиков и т.п.

Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния

По степени выраженности конфликтного противостояния конфликты могут быть скрытыми и открытыми.

Скрытые конфликты – конфликты, при которых нет внешних агрессивных действий между субъектами конфликта, однако имеют место быть непрямые, т.е. косвенные способы воздействия субъектами друг на друга. Скрытые конфликты возможны только тогда, когда один из субъектов конфликтного взаимодействия либо опасается другого, либо не имеет достаточного количества ресурсов для открытого противостояния.

ПРИМЕР: Примером скрытого конфликта может послужить официальная научная полемика между педагогами, за которой скрывается реальная суть конфликта – борьба за авторитетный социальный статус, например, за какую-то должность в университете.

Открытые конфликты – отличаются тем, что в них присутствует явное столкновение конфликтующих субъектов, т.е. споры, ссоры, склоки и т.п. Взаимодействие участников конфликта регулируется в этом случае соответствующими положению участников и ситуации нормами.

ПРИМЕР: Примером открытого конфликта можно смело назвать войну, когда две или более стороны открыто выражают свои требования и используют открытые методы для достижения своих целей; ссору людей, возникшую по какому-либо поводу и не имеющую скрытых мотивов и т.п.

Немаловажно различать конфликты и по признаку нарушенных потребностей.

Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей

В зависимости от нарушенных потребностей различают конфликты интересов и когнитивные конфликты.

Конфликты интересов – представляют собой противоборство, основывающееся на столкновении интересов субъектов конфликта, которыми могут выступать отдельные люди, группы людей, организации и т.п.

ПРИМЕР: Примеры конфликтов интересов можно найти даже в повседневной жизни – два ребёнка не могут поделить между собой понравившуюся им игрушку; муж и жена, имея один телевизор на двоих, хотят смотреть в одно и то же время разные телепередачи и т.п.

Когнитивные конфликты – это конфликты знаний, точек зрения, взглядов. Как правило, целью каждого субъекта когнитивного конфликта является убеждение противоположной стороны в том, что именно его позиция, мнение или точка зрения является правильной.

ПРИМЕР: Примеры когнитивного конфликта также можно встретить довольно часто – это обсуждения различных проблем, диспуты, дискуссии, споры, в процессе которых участниками высказываются различные точки зрения и приводятся всевозможные аргументы в доказательство своей правоты.

Подытоживая разговор о видах и типах конфликтов, следует заметить, что распределение конфликтов по видам на самом деле является весьма условным по причине того, что чётко обозначаемой границы между ними не существует, и на практике, т.е. в реальной жизни могут возникать различные комплексные виды конфликтов, одни конфликты могут трансформироваться в другие и т.д.

Что ещё нужно знать о конфликтах?

История человечества, его морали, культуры, интеллекта представляет собой непрекращающуюся борьбу идей, стремлений, конкуренцию сил и интересов, соперничество. На протяжении всей своей жизни каждый человек систематически сталкивается с конфликтами всевозможных видов. Когда человек хочет чего-либо достичь, цель может оказаться труднодостижимой. Когда он переживает неудачу, он может обвинить окружающих его людей в том, что именно из-за них он не смог заполучить желаемое. Окружающие же, в свою очередь, неважно, родственники это, одноклассники, друзья или коллеги по работе, могут считать, что он сам виноват в своих проблемах и неудачах. Форма может быть совершенно разной, однако практически всегда она способна привести к непониманию, которое может перерасти в недовольство и даже противоборство, тем самым создавая напряжение и обуславливая конфликтную ситуацию.

В любом человеке присутствуют жизненные противоречия. Людям свойственно быть чем-либо неудовлетворёнными, воспринимать что-то «в штыки», не со всем соглашаться. И всё это естественно, ведь такова натура человека. Однако эти и другие подобные внутренние свойства могут стать вредоносными, если человек не в состоянии урегулировать свою собственную конфликтность с окружающими его людьми; если он не способен придать ей конструктивную форму; если он не может придерживаться адекватных принципов в своих противоречиях.

Вполне резонно сделать вывод, что конфликты неизбежны. Но, в действительности, всё обстоит несколько иначе. И далеко не все конфликтные ситуации, время от времени возникающие между людьми, завершаются конфликтом.

Не следует относиться к конфликту как к чему-то опасному и негативному, если он является стимулом для развития личности, подталкивает человека к работе над собой, закаляет морально и психологически, способствует сплочению с другими людьми. Но стоит стараться избегать тех конфликтов, которые обладают деструктивным потенциалом, разрушают отношения, создают состояние психологического дискомфорта, усиливают замкнутость человека. Именно поэму очень важно уметь распознавать любые предпосылки конфликтов и уметь предупреждать возникновение нежелательных конфликтных ситуаций.

Быть способным распознавать и предупреждать конфликты – это значит, владеть культурой общения, уметь владеть собой, проявлять уважение к личности других людей, применять различные методы воздействия на них. Ничто не может в такой сильной мере поспособствовать устранению различного рода недоразумений, как грамотное, цивилизованное общение, которое включает в себя знание элементарных навыков этикета и умение владеть ими, а также способность устанавливать и поддерживать эффективный контакт, вырабатывать свой собственный стиль общения и взаимодействия с окружающими людьми.

Если вы попали в сложную, противоречивую ситуацию, важнее всего контролировать своё поведение и вести себя социально грамотно. Если конфликтная ситуация основана на переживаниях и эмоциях, то неприятные ощущения от неё могут оставаться ещё очень и очень долго. По этой причине нужно учиться управлять своими эмоциональными состояниями, контролировать своё поведение и реакции. Всегда следует быть настроенным на устойчивость и уравновешенность своей нервной системы.

УПРАЖНЕНИЕ: В качестве одного из наиболее эффективных методов работы со своей психикой  можно привести самонастрой на состояние спокойствия. Осуществить его совсем несложно: сядьте в удобное кресло, расслабьтесь, закройте глаза и некоторое время постарайтесь ни о чём не думать. Затем отчётливо и не спеша произнесите про себя несколько фраз, настраивающих вас на самообладание, выдержку, состояние спокойствия. Стремитесь к тому, чтобы почувствовать, как вами овладевает уравновешенность, вы становитесь более жизнерадостным, ощущаете прилив сил и хорошее настроение; вы прекрасно себя чувствуете физически, морально и психологически. Регулярное выполнение этого упражнения позволит вам стать более устойчивым к эмоциональным нагрузкам любой интенсивности.

Напомним, что представленный урок является скорее теоретическим, нежели практическим, т.к. нашей задачей было познакомить вас с тем, что такое конфликт вообще и представить классификацию конфликтов. Из следующих уроков нашего тренинга по конфликтологии вы сможете почерпнуть не только массу теоретической информации, но и узнать множество практических советов, которые сможете немедля применить на практике.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

3.7 Социальный конфликт

Видеоурок:  

Лекция:  

Социальный конфликт

Несмотря на то, что конфликты оставляют неприятные воспоминания, избежать их полностью невозможно, потому что это один из способов взаимодействия людей. В процессе своей жизнедеятельности человек оказывается в различных конфликтных ситуациях, возникающих даже по незначительному поводу.  

Социальный конфликт – это способ социального взаимодействия, заключающийся в столкновении и противоборстве противоположных интересов, целей и способов действий индивидов или групп. 

 

По своему отношению к конфликту люди разделились на две группы. Одни воспринимают его как стресс и стремятся к ликвидации причин конфликта. Другие считают естественной и неизбежной формой человеческих отношений и убеждены в том, что человек должен уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.

 

Субъектами конфликта являются не только сами противоборствующие стороны, но и 

Предметом социального конфликта является какой — либо вопрос или благо (деньги, власть, правовой статус и пр.). А причины лежат в социальных обстоятельствах. К примеру, причиной конфликта между работником и работодателем могут стать неблагоприятные условия работы. В основе конфликта лежат объективные или субъективные противоречия. Первые, в отличие от вторых, обусловлены процессами, не зависящими от воли и сознания сторон. Возникновению конфликта способствует какой — либо незначительный повод, возникающий случайно или созданный специально.

Последствия социального конфликта

Несмотря на нежелательность конфликтов, они всё же выполняют необходимые для общества функции. Социальные конфликты являются позитивными если 

  • информируют о болезненности какой-либо части общественной системы, о существовании социального напряжения и мобилизуют на решение имеющихся проблем;
  • стимулируют изменения и обновления общественных отношений, социальных институтов или всей общественной системы в целом;
  • усиливают групповую сплочённость или побуждают субъектов конфликта к сотрудничеству.  

Негативными сторонами конфликта являются

  • создание стрессовых ситуаций;

  • дестабилизация социальной жизни;

  • отвлечение от решения своих должностных задач.

Виды социального конфликта

Виды социальных конфликтов
По продолжительности кратковременный, долговременный и затяжной
По частоте разовый и повторяющийся
По уровню организации индивидуальный, групповой, региональный, локальный и глобальный
По типу отношений внутриличностный, межличностный, межгрупповой и межнациональный
По содержанию экономический, политический, правовой, трудовой, семейный, идеологический, религиозный и др.
По факторам рациональный и эмоциональный
По степени открытости скрытый и явный
По форме внутренний (с самим собой) и внешний (с другими людьми)

Этапы социального конфликта  

В своём развитии социальный конфликт проходит четыре этапа или стадии:

  • Начинается конфликт с предконфликтной ситуации, состоящей из двух фаз. На скрытой (латентной) фазе конфликтная ситуация только формируется, а на открытой фазе стороны осознают возникновение конфликтной ситуации и чувствуют напряжение. 

  • Далее следует этап собственно конфликта. Это основная стадия конфликта, которая также состоит из двух фаз. На первой фазе у сторон формируется психологическая установка на борьбу, они открыто отстаивают свою правоту и стремятся подавить противника. А окружающие люди (подстрекатели, пособники, посредники, свидетели) своими действиями формируют условия протекания конфликта. Они могут обострять, сдерживать конфликт или оставаться нейтральными. На второй фазе возникает перелом и переоценка ценностей. На данной фазе существует несколько вариантов поведения сторон конфликта: доведение его до пика напряжения, взаимные уступки, либо полное разрешение. 

  • Выбор третьего варианта поведения свидетельствует о переходе конфликта на этап завершения противоборства.  

  • Послеконфликтый этап характеризуется окончательным урегулированием противоречий и мирным взаимодействием сторон конфликта.  

Способы урегулирования социальных конфликтов

Какие же существуют способы урегулирования конфликта? Их несколько:

  • Избегание — уклонение от конфликта, замалчивание проблемы (данный способ не разрешает конфликт, а лишь временно смягчает или задерживает его).

  • Компромисс — решение пробле­мы путём взаимных уступок, удовлетворяющих все противоборствующие стороны.

  • Переговоры — мирный обмен предложениями, мнениями, аргументами, направленными на поиск совместного решения существующей проблемы.

  • Посредничество — привлечение третьей стороны для урегулирования конфликта.

  • Арбитраж — обращение к авторитетному органу власти, наделённому специальными полномочиями и соблюдающему законодательные нормы (к примеру, администрация учреждения, суд).


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Социальные конфликты и пути их разрешения»


Интеллект-карта по обществознанию №41

3 типа конфликтов и способы их решения — PON

types of conflict

На рабочем месте иногда кажется, что какие-то конфликты всегда с нами. Если не уложиться в срок, вы можете столкнуться с конфликтом с начальником. Нападите на коллегу, который, по вашему мнению, постоянно подрывает вас, и вы столкнетесь с конфликтом. И если вы не согласны с коллегой-менеджером по поводу того, следует ли представлять клиента, ценности которого вы презираете, также вероятен конфликт.

В частности, в организациях распространены три типа конфликтов: конфликт задач, конфликт отношений и конфликт ценностей.Хотя открытое общение, сотрудничество и уважение будут иметь большое значение для управления конфликтами , для трех типов конфликтов также может быть полезна целенаправленная тактика разрешения конфликтов .

Конфликт задач

Первый из трех типов конфликтов на рабочем месте, конфликт задач, часто включает конкретные вопросы, связанные с рабочими заданиями сотрудников, и может включать споры о том, как разделить ресурсы, разногласия по процедурам и политикам, управление ожиданиями на работе , а также суждения и толкование фактов.

Из трех типов конфликтов, обсуждаемых здесь, конфликт задач может показаться самым простым для разрешения. Но часто оказывается, что конфликт задач имеет более глубокие корни и большую сложность, чем кажется на первый взгляд. Например, у коллег, которые спорят о том, кому из них следует пойти на загородную конференцию, может возникнуть более глубокий конфликт, основанный на чувстве соперничества.

Конфликт задач часто выигрывает от вмешательства руководителей организации. Выступая в качестве посредников де-факто, менеджеры могут сосредоточиться на выявлении более глубоких интересов, лежащих в основе позиций сторон.Это можно сделать путем активного слушания, которое включает в себя вопросы, повторение услышанного, чтобы подтвердить свое понимание, и еще более глубокие вопросы, направленные на поиск более глубоких проблем. Постарайтесь вовлечь стороны в совместный процесс решения проблем, в ходе которого они обсудят возможные решения. Когда стороны вместе разрабатывают решения, а не навязывают им результат, они с большей вероятностью будут соблюдать соглашение и лучше ладить в будущем.

Конфликт отношений

Второй из трех типов конфликтов, конфликт в отношениях, возникает из-за различий в личностях, стилях, вопросах вкуса и даже стилях конфликта.В организациях люди, которые обычно не встречаются в реальной жизни, часто собираются вместе и должны пытаться ладить. Поэтому неудивительно, что конфликт в отношениях может быть обычным явлением в организациях.

Предположим, вы почувствовали длительное напряжение с коллегой, связанное с рабочими заданиями, личностными различиями или какой-либо другой проблемой. Прежде чем обратиться к менеджеру, вы можете пригласить коллегу пообедать и попытаться лучше узнать его или ее. Обнаружение того, что у вас общего — будь то связь с одним городом, дети одного возраста или общие опасения по поводу проблем в вашей организации, — может помочь вам сплотиться.

Если вы чувствуете себя комфортно, поднимите источник напряжения и сосредоточьтесь на том, чтобы выслушать точку зрения другого человека. Не поддавайтесь желанию спорить или отстаивать свою позицию. Когда вы демонстрируете сочувствие и интерес, он или она, скорее всего, ответят вам взаимностью. Если конфликт не исчезнет или обострится, обратитесь за помощью к менеджеру в решении ваших разногласий.

Конфликт значений

Последний из трех типов конфликта, конфликт ценностей, может возникать из-за фундаментальных различий в идентичностях и ценностях, которые могут включать различия в политике, религии, этике, нормах и других глубоко укоренившихся убеждениях.Хотя обсуждение политики и религии часто является табу в организациях, споры о ценностях могут возникать в контексте рабочих решений и политик, например, о том, следует ли реализовать программу позитивных действий или вести дела с клиентом, связанным с коррумпированным правительством.

По словам профессора Массачусетского технологического института Лоуренса Сасскинда, споры, связанные с ценностями, имеют тенденцию усиливать оборонительную позицию, недоверие и отчуждение. Стороны могут настолько твердо придерживаться своих ценностей, что отказываются от сделок, которые удовлетворяли бы другие интересы, которые у них могут быть.

Сасскинд рекомендует, чтобы вместо того, чтобы стремиться разрешить спор, основанный на ценностях, мы стремимся перейти от демонизации к взаимопониманию и уважению посредством диалога. Стремитесь к когнитивному пониманию, при котором вы и ваш коллега сможете точно осмыслить точку зрения друг друга. Такой тип понимания не требует сочувствия или эмоциональной связи, а только «нейтральной по отношению к ценностям» способности точно описать то, что кто-то думает о ситуации, пишут Роберт Мнукин, Скотт Р.Пеппет и Эндрю С. Тулумелло в работе Beyond Winning: Negotiating to Create Value in Deals and Disputes (Harvard University Press, 2004).

Кроме того, вы можете переосмыслить спор, основанный на ценностях, «апеллируя к другим ценностям, которые разделяете вы и ваш партнер, — пишет Сасскинд в статье в информационном бюллетене Negotiation Briefings , — включая такие универсальные убеждения, как равноправие. или ненасилие, вместо того, чтобы сосредоточиться на различиях в убеждениях, которые привели к спору.”

Какие типы конфликтов наиболее распространены в вашей организации? Оставьте нам комментарий.

Похожие сообщения

.

Теория конфликтов, фазы конфликта, типы конфликтов

Конфликт — это фактическое или мнимое противостояние потребностей, ценностей и интересов. Конфликт может быть внутренним (внутри вас самих) для индивидов. Конфликт как концепция может помочь объяснить многие аспекты социальной жизни, такие как социальные разногласия, конфликты интересов и ссоры между отдельными людьми, группами или организациями. В политическом плане «конфликт» может относиться к войнам, революциям или другим видам борьбы, которые могут включать в себя применение силы, как в термине «вооруженный конфликт».Без надлежащего социального устройства или разрешения конфликты в социальной среде могут привести к стрессу или напряженности между заинтересованными сторонами. Когда межличностный конфликт действительно возникает, его влияние часто шире, чем влияние двух вовлеченных лиц, и может повлиять на многих ассоциированных лиц и отношения более или менее неблагоприятно, а иногда даже.

Конфликт, как учат выпускники и профессиональная работа по разрешению конфликтов (что может быть беспроигрышным, когда обе стороны получают то, что они хотят, беспроигрышным, когда одна сторона получает то, что хочет, или проигрышным, когда обе стороны не получают то, что они хотят) обычно имеет определение: «когда две или более стороны, преследуя несовместимые цели, стремятся подорвать способность друг друга добиваться целей».

Столкновение интересов, ценностей, действий или направлений часто приводит к конфликту. Конфликты относятся к существованию этого столкновения. Психологически конфликт возникает, когда ослабление одного побуждающего стимула влечет за собой усиление другого, так что требуется новая корректировка. Слово применимо с момента столкновения. Даже когда мы говорим, что существует потенциальный конфликт, мы подразумеваем, что конфликт направлений уже существует, даже если столкновение еще не произошло.

Prelude to Conflict: Переменные, делающие возможным конфликт между участниками

Инициирующее событие: Конкретное событие, такое как критика, которое создает конфликт

Фаза инициирования: Происходит, когда хотя бы один человек сообщает другому о существовании конфликта

Этап дифференциации: Стороны поднимают вопросы конфликта и ищут причины для разницы в позициях

Этап интеграции / Решение: Стороны признают общие позиции и исследуют возможности для продвижения к решению

Конфликт может быть вертикальным (разногласия между разными уровнями), горизонтальным конфликтом (разногласием равных, диагональным конфликтом; разногласием сотрудников, принадлежащих к разным отделам) и многомерным конфликтом.

Концептуальный конфликт может перерасти в словесный обмен и / или привести к драке. Конфликт может существовать на разных уровнях анализа:

• Общинный конфликт

• Дипломатический конфликт

• Экономический конфликт

• Эмоциональный конфликт

• Конфликт экологических ресурсов

• Внешний конфликт

• Групповой конфликт

• Идеологический конфликт

• Международный конфликт

• Межличностный конфликт

• Межобщественный конфликт

• Интеллектуальный конфликт

• Внутригосударственный конфликт (например: гражданские войны, избирательные кампании)

• Внутриличностный конфликт (хотя обычно он просто перекладывается на психологию)

• Организационный конфликт

• Внутриобщественный конфликт

• Военный конфликт

• Конфликт на религиозной основе (например: Центр по уменьшению конфликтов на религиозной основе)

• Конфликт на рабочем месте

• Конфликт данных

• Конфликт отношений

• Расовый конфликт.

Конфликты на этих уровнях могут казаться «вложенными» в конфликты, находящиеся на более высоких уровнях анализа. Например, конфликт внутри рабочей группы может повлиять на динамику более широкого конфликта в организации в целом. Теоретики утверждали, что стороны могут концептуализировать ответы на конфликт в соответствии с двумерной схемой; забота о собственных результатах и ​​забота о результатах другой стороны. Эта схема приводит к следующим гипотезам:

• Высокая забота о своих интересах и результатах другой стороны приводит к попыткам найти взаимовыгодные решения.

• Высокая забота о собственном результате приводит только к попыткам «выиграть» конфликт.

• Высокая забота о результатах другой стороны приводит только к тому, что она позволяет другой стороне «выиграть» конфликт.

• Отсутствие заботы о результатах любой из сторон ведет к попыткам избежать конфликта. Часто группа оказывается в конфликте из-за фактов, целей, методов или ценностей. Очень важно, чтобы он правильно определил тип конфликта, который он переживает, если он надеется управлять конфликтом до разрешения.Например, группа часто рассматривает предположение как факт.

Более сложный тип конфликта — это когда ценности являются основной причиной. Более вероятно, что конфликт из-за фактов или предположений будет разрешен, чем конфликт из-за ценностей. Крайне сложно «доказать», что значение «правильное» или «правильное». В некоторых случаях группе будет полезно привлечь фасилитатора или консультанта по процессу, чтобы помочь определить конкретный тип конфликта. Практикующие ненасилие разработали множество практик для разрешения социальных и политических конфликтов, не прибегая к насилию или принуждению.

Конфликт может возникать между несколькими персонажами, и их может быть более одного в истории или сюжетной линии. Маленькие сюжетные линии обычно усиливают главный конфликт.

Конфликт также определяется как естественное разногласие, возникающее в результате отдельных лиц или групп, различающихся по убеждениям, взглядам, ценностям или потребностям. Это также может быть связано с прошлым соперничеством и личностными различиями. К другим причинам конфликта относятся попытки провести переговоры до того, как наступит подходящий момент или до того, как будет доступна необходимая информация.Причины конфликта следующие:

• Сбой связи

• Конфликт личности

• Расчетная разница

• Разница мячей

• Методологические различия

• Нестандартные характеристики

• Отсутствие сотрудничества

• Различия в полномочиях

• Различия в ответственности

• Конкуренция за ресурсы

• Несоблюдение правил (LO)

Определение конфликта может быть предметом судебного иска, имеет три инварианта:

• Юридический

• Технический

• Эмоциональный.

.

Какие существуют категории конфликтов?

Конфликты можно разделить на следующие категории:
(i) Конфликты на индивидуальном уровне
(ii) Межличностные конфликты
(iii) Конфликты на уровне группы
(iv) Организационные конфликты

Поскольку менеджеры уделяют значительное количество времени работе с конфликтными ситуациями, для них важно понимать типы конфликтов, чтобы они могли найти подходящие методы для разрешения этих конфликтов.Различные категории конфликтов подробно рассматриваются ниже:

(1) Конфликт на индивидуальном уровне:
Конфликт возникает внутри и индивидуально, когда его мотивы или побуждения блокируются или он не может принять решение из-за того, что столкнулся с конкурирующей ролью и целями. Есть несколько основных причин конфликтов между людьми:

(a) Несравнимость: человек может быть не в состоянии принимать решения, хотя он осведомлен о распределении вероятностей альтернатив, поскольку результаты несопоставимы.Человек не может принять решение, когда нельзя сравнивать результаты. Точно так же человек может быть не в состоянии провести сравнение между различными доступными альтернативами. Для сравнения требуется методика сравнения, которая включает присвоение веса различным компонентам, рациональность в поведении и отношении, а также компетентность для выполнения задачи. Процесс сравнения также зависит от ясности и решительности человека относительно минимального стандарта достижений.Человек не может провести сравнение, если ему не хватает ясности в отношении принятия.

(b) Неприемлемость: Люди имеют некоторые приемлемые альтернативы с точки зрения их целей и представлений, и когда альтернативы, выбранные организациями, не удовлетворяют его, они становятся приемлемыми для этого человека. Эта неприемлемость субъективна, поскольку некоторые альтернативы, неприемлемые для одного, могут быть приемлемыми для других. Когда человек находит альтернативы неприемлемыми, он ищет альтернативы, которые для него приемлемы.Этот поиск продолжается, но несколько раз повторяющаяся неспособность найти приемлемые альтернативы может привести к переопределению приемлемых альтернатив.

(c) Неопределенность: Есть некоторая неуверенность среди людей в отношении внешней и внутренней среды организации. Поведение людей в отношении приемлемости альтернативы и эффективности альтернативы можно было бы определить с определенной степенью уверенности, если бы среда организации могла быть изображена должным образом.В случае неуверенности человек может чувствовать разочарование, что в конечном итоге может отразиться на конфликте. У человека есть ряд конкурирующих ролей и целей, и обычно у человека есть три типа конфликтов: разочарование, конфликт целей и конфликт ролей.

(i) Разочарование — это высокий уровень неудовлетворенности, который порождает конфликты у человека, когда человек не может делать то, что он хочет делать, он разочаровывается. Таким образом, мотивированные побуждения человека блокируются до того, как он достигнет своей цели.Эти блоки могут быть физическими, психологическими или социальными. Разочарование ведет к защитному механизму, и этот защитный механизм или результат расстройства в целом можно разделить на четыре категории: агрессия, отстранение, фиксация и компромисс

(ii) Конфликт целей: наличие двух или более конкурирующих целей может быть причиной конфликта в отдельности. Конфликт, вызванный конкурирующими целями, может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Это происходит, когда два или более мотива блокируют друг друга.Это ограничивает человека от принятия решения о цели, которая должна быть достигнута из-за положительных или отрицательных черт, присутствующих в целях. Выделены три типа конфликта целей. Это: конфликт подхода-подхода, конфликт избегания подхода, подход избегания-избегания.

(iii) Ролевой конфликт: человек играет несколько ролей в социальной и организационной ситуации, но для изучения организационного поведения наиболее важными являются роли, которые он привносит в организацию.Ожидается, что каждый человек в организации будет вести себя определенным образом при выполнении определенной роли. Когда ожидаемая роль отличается или противоположна поведению, ожидаемому человеком в этой роли; Конфликт возникает из-за того, что невозможно оправдать одно ожидание, не отвергнув другое. В организационной среде каждый играет роль начальника и подчиненного. Всякий раз, когда есть разница в ожиданиях по отношению к нему и другим, должен возникать конфликт. Аналогичным образом, конфликт может возникнуть всякий раз, когда две роли, которые одновременно играет один и тот же человек, перекрываются.Например, начальник делает выговор своему подчиненному за промахи, и во время этого курса его начальник общается с ним. Поскольку он был настолько переполнен гневом на своего подчиненного, что не смог оставить свою роль начальника и принять роль подчиненного, в результате чего он потерял терпение и со своим боссом. Это совпадение чаще вызывает конфликт между людьми из-за выполнения ролей. Ролевые конфликты подразделяются на четыре типа. Это:

(i) Конфликт ролей внутри отправителя: Конфликт ролей внутри отправителя возникает, когда человека просят выполнить работу в определенных пределах, что он не в состоянии выполнить или время и ресурсы не достаточны для выполнения этой работы.В этом случае ожидания от одного члена роли несовместимы.

(ii) Конфликт ролей между отправителями: В конфликте ролей между отправителями ожидания, отправленные от одного отправителя, могут конфликтовать с ожиданиями от одного или нескольких других отправителей.

(iii) Конфликт ролей самих себя: конфликт ролей самих себя возникает, когда человека просят выполнить работу, несовместимую с его собственной системой ценностей. Например, менеджера могут попросить выполнить работу, подкупив некоторых государственных служащих, но его система ценностей и совесть могут не позволить ему сделать это.

(iv) Межролевой конфликт: Межролевой конфликт, когда человек одновременно занимает несколько различных ролей и ожидания, связанные с этими разными ролями, несовместимы.

Ожидается, что каждый человек, занимающий определенную должность в организации, будет вести себя определенным образом. Это известно как ролевые ожидания от этого человека. Когда ролевые ожидания не доводятся до сведения людей должным образом, это может привести к неоднозначности ролей, конфликту ролей и перегрузке ролей.

(2). Межличностный конфликт: Конфликт на межличностном уровне затрагивает двух или более людей и является наиболее распространенным и наиболее признанным типом конфликта. В каком-то смысле все конфликты являются межличностными конфликтами, потому что большинство из них связаны с конфликтом между человеком в одной организации или группе и другим человеком в другой организации или группе. У каждого человека есть свой альтернативный образ действий, который ему приемлем, и разные люди предпочитают разные альтернативы.Иногда организации также создают такие обстоятельства, что два человека оказываются в ситуации конфликта. Например, два менеджера могут конкурировать за ограниченный капитал или человеческие ресурсы. Другой тип конфликта — это разногласия по поводу целей и задач организации. Четыре основных источника межличностного конфликта:

(i) Личные различия: Это может быть основным источником конфликтов между людьми. Из-за различий в воспитании, культуре, образовании, опыте, ценностях и традициях, а также семейном происхождении людей может возникнуть межличностный конфликт.

(ii) Отсутствие информации: Другой причиной межличностного конфликта может быть отсутствие информации. Этот недостаток информации часто является результатом нарушения связи в организации.

Роль в совместимости: Роль в совместимости также может быть источником конфликта, поскольку в современных межфункциональных организациях многим менеджерам поручаются задачи, которые взаимозависимы, и отдельные роли этих менеджеров могут быть несовместимы.

Стресс: Экологический стресс в организации также может вызвать межличностный конфликт. Такой стресс вызван нехваткой ресурсов, сокращением размеров, давлением конкуренции и высоким уровнем неуверенности среди сотрудников организации.

Межличностные конфликты обычно разрешаются сами по себе, потому что стороны в конфликте не могут оставаться в конфликте в течение длительного времени. Само время становится исцеляющим фактором межличностных конфликтов.В случае сохранения межличностных конфликтов их можно разрешить с помощью консультирования, эффективного общения и беспроигрышных переговоров. Руководству следует искать основную причину конфликтов и пытаться их быстро разрешить, чтобы в организации могла быть создана и сохранена атмосфера взаимного доверия и открытости.

(3) Конфликт на уровне группы: Есть два или более члена в группе, которая имеет четко определенную структуру ролевых и статусных отношений, а также имеет систему ценностей и норм поведения.Группы влияют не только на своих членов, но и на другие группы, а также на организацию. Члены группы регулярно взаимодействуют друг с другом и во время этого процесса взаимодействия; Могут возникнуть два типа конфликтов. Внутригрупповой конфликт или межгрупповой конфликт.

Внутригрупповой конфликт возникает, когда есть различия между самими членами группы. Члены группы могут захотеть остаться в группе, но в то же время они могут не согласиться с методами, принятыми группой.

Внутригрупповой конфликт обычно возникает тремя способами.
(i) когда группа сталкивается с новой проблемой,
(ii) когда новые ценности импортируются в группу из социальной среды или
(iii) когда дополнительная групповая роль человека вступает в конфликт с его внутригрупповой роль.

Внутригрупповой конфликт в чем-то похож на межличностный конфликт, с той лишь разницей, что вовлеченные в конфликт лица принадлежат к одной группе.

Межгрупповой конфликт: Конфликты, которые происходят между различными группами в организации, называются межгрупповыми конфликтами.Эти конфликты могут быть вызваны
(i) Отсутствие принятия решения о присоединении: Организация состоит из разных групп. Каждая группа ставит перед собой задачу получить максимальную долю ограниченных ресурсов и настаивает на принятии своего собственного графика для выполнения задачи. Если пожелания группы в отношении ресурсов и расписания принимаются, справедливость не может быть воздана по отношению к другим группам, что в конечном итоге приведет к неэффективности организации. Совместное принятие решений — единственное решение для разрешения конфликта.Конфликтующие стороны могут сидеть вместе и обсуждать свои потребности в общей организационной перспективе.

(ii) Различия в целях: Конфликты также могут возникать между разными группами в организации из-за разницы в их целях. Различие в целях группы вызвано (i) факторами, которые влияют на общность внутри организации, такими как неоднородность в группах, (ii) факторами, которые ясностью и последовательностью структуры вознаграждения и сопоставимостью структуры вознаграждения.

(iii) Различие в восприятии: Различие в восприятии, которое может вызвать межгрупповые конфликты, возникает из-за разницы в источниках информации разных членов, различных методов обработки информации и разницы в целях.

(4) Конфликт организации
Все конфликты, которые обсуждались выше, относятся к конфликтам внутри организации. Межорганизационные конфликты имеют место между организациями, которые в некотором роде зависят друг от друга.Конфликты, которые имеют место на индивидуальном или групповом уровне, являются неотъемлемой частью конфликта на уровне организации. Такой конфликт может возникать между покупателем и организацией продавца, между государственными органами, регулирующими определенные организации, и организацией, на которую они влияют, или между союзами рабочих и их организацией. Конфликты на уровне организации следует разрешать должным образом, чтобы они могли играть конструктивную роль в достижении целей организации.Он может действовать как стимул и стать проблемой и побудить организацию двигаться дальше.

Эта статья написана К. Дж. Сингхом, выпускником MBA престижной бизнес-школы в Индии
Статья Опубликовано: 17 сентября 2012 г.

.

Социальное взаимодействие, определение, элементы, типы и формы

Социальное взаимодействие — основа всего социального устройства. Социальная группа — это продукт социального взаимодействия. Также существует взаимодействие между животными и птицами. Это реальная основа всех социальных процессов, структуры, социальных групп и функций. В социологии взаимодействие — это врата познания.

Прежде всего, вы должны знать, что что такое взаимодействие в социологии? Это социальный процесс между двумя или более чем двумя людьми.Это всегда взаимно по своей природе. Это можно назвать состоянием стимула-реакции среди людей. Это похоже на мяч, привязанный к стене. Когда два человека разговаривают друг с другом или отвечают друг другу по телефону или в Интернете, развивают переписку посредством письма, происходит взаимодействие. Когда мать кормит своего ребенка молоком, происходит взаимодействие между матерью и ее ребенком. Врач посещает пациента, клиент покупает вещь у продавца, а пассажир получает билет у кассира.Это означает, что взаимодействие — это социальные отношения между людьми. Это. это своего рода позиция действия и реакции среди людей.

Определение социального взаимодействия

Доусон и Геттис определяют социальное взаимодействие как «процесс, посредством которого люди проникают в умы друг друга».

Согласно Мерриллу, «Социальное взаимодействие — это общий процесс, при котором два или более человека находятся в значимом контакте, в результате чего их поведение изменяется, хотя и незначительно.”

Согласно Коркнесс. «Социальное взаимодействие — это такой процесс, который влияет на явное поведение или душевное состояние людей».

Социальное взаимодействие — это событие, которое меняет поведение и отношение взаимодействующих людей. Это социальные отношения между как минимум двумя людьми. Он меняет социальные условия жизни людей. Взаимодействие — это душа социальной жизни и отношений. Он производит группу, которая является краеугольным камнем общества.

Элементы социального взаимодействия

Следующие элементы социального взаимодействия:

  1. Два или более двух человек
  2. Взаимоотношения между ними
  3. Влияние на происходящее, поведение, мозг человека.

Эти три условия связывают людей между собой и превращают их в социальные группы.

Типы социального взаимодействия

По мнению Янга и Мака, существует два типа социального взаимодействия между людьми и обществами.

Прямое или физическое взаимодействие: включает физические действия между людьми. Избиение, кусание, избиение, вытягивание, толкание, убийство, царапание, бокс, борьба, поцелуи и т. Д. Являются примерами прямого взаимодействия.Две команды, играющие в матче, и война между силами двух стран также являются примерами этого взаимодействия. Этот Тип влияет на других физическими действиями по-разному.

Символическое взаимодействие: Существуют разные типы отношений между людьми. Это предполагает использование языка и символов. Это означает, что общение на общем языке — это символический процесс. Это самый распространенный метод человеческих обществ. Люди передают свои идеи с помощью языка, и это дополняется взаимным ответом.Методы общения, изобретенные человеком, острее и эффективнее животных. Все культуры развиваются, расширяются и изменяются только посредством языкового символического взаимодействия. Без языка никакая культура жить не может. У животных нет культуры из-за того, что между ними нет общего языка. Через язык человек сохраняет свой предыдущий опыт и передает его следующему поколению с изменением.

Человек использует инструменты, чтобы облегчить это. Телефонная, беспроводная, телеграфная, почтовая, железнодорожная, автомобильная, морская и воздушная связи — все это различные средства связи и транспорта.Жесты тоже символические. Глухие и немые передают свои идеи голосом, жестами рук и глаз.

Каковы формы социального взаимодействия в обществе

Он встречается в различных формах среди человеческих сообществ.

Между физическим и физическим лицом: Это взаимодействие как минимум двух человек. Врач и пациент, мать и ребенок, покупатель и продавец — различные примеры в этом случае.

Между отдельными людьми и группами: Работает от одного человека и более.Учитель преподает своему классу оратора, обращающегося к аудитории, имам, ведущий молитвы, — это общие примеры.

Между группой и группой: Это обнаруживается между двумя группами людей, например, две команды играют в матче, две силы сражаются друг с другом, два делегата обсуждают проблему.

Между людьми и культурой: Эта форма встречается, когда люди слушают радио, смотрят телевизор, читают газеты, наслаждаются фотографиями и наблюдают за выставками. Радио, Т.V. Кино, газеты, книги, выставки, театр, драма, цирк, ярмарки и другие социально-культурные мероприятия включены в культуру общества. Люди имеют социальное взаимодействие и социальные отношения с этими средствами массовой коммуникации и получают социальные изменения в своей жизни. С другой стороны, люди меняют эти СМИ по мере необходимости. Таким образом продолжается процесс взаимодействия между людьми и культурой.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *