20.10.2020

Социальные явления и социальные процессы: Социальные явления. Понятие «социальное явление». Социальные явления: примеры

Содержание

Социальные процессы и изменения, типы и виды социальных процессов — Студопедия

Социальные процессы, изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными так объективными обстоятельствами — опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Но значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988, с. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог Фролов С. С. в учебнике «Социология» М., Логос, 1998, с. 274 отмечает, что социальный процесс — есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы — это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.



Социальные изменения — это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Социальное изменение –это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества.

Автор учебника «Социология» Волков Ю.Г. (Ростов на Дону, Изд-во «Феникс», 2005 г.) отмечает, что при этом необходимо различать социальную динамику, то есть процессы социальной модификации, в ходе которой сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, то есть такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям.

В социологии существуют постоянные структуры или модели социальных изменений, их предложено три:

1. Движение по нисходящей линии от вершины к упадку;


2. Движение по замкнутому кругу – циклами.

3. Движение от низшего к высшему – прогресс.

В современный период более других представлена схема развития в двух позициях: циклической и однонаправленной. Однонаправленное развитие чаще всего понимается как рост или накопление чего-либо – уровня организации, объёма производства, плотности населения. Простейший тип однонаправленного процесса изменений – линейный, когда объём происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Они происходят в сельскохозяйственной, экономической и других сферах общества.

Социальные изменения также бывают:

— эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяющегося общества, они берут в нём начало;

— экзогенные, которые вызываются внешними причинами (протестантизм вызвал ускоренное развитие капитализма).

Существует тип социального изменения, называемый модернизацией.

Модернизация обозначает исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

Как показывает практика, модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Он делится на первичную, рефлексивную (порождающую бесчисленные опасности и риск), догоняющую (включение в модернизацию стран запоздавших с её проведением), рецидивирующая (по мнению российского социолога Н.Ф. Наумовой), когда идея догоняющего социального развития связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России.

Виды социальных изменений можно представить в виде схемы.

Схема 1. Виды социальных изменений

Возникают социальные изменения по причине взаимодействия факторов как социальных, так и природных.

1. Физическая среда – это физические существа, живущие в определённой среде обитания и вступающие с ней во взаимодействие посредством социальной организации и технологий, способствующих их адаптации.

2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества (старение, конкуренция на рынке труда).

3. Конфликты – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы и ценности.

4. Ценности и нормы, принятые в обществе, выступают в виде разрешения или запретов на какие-либо новшества либо действуют как стимуляторы.

5. Инновации. Открытие добавляет новые знания к уже существующим (теория относительности Эйнштейна, генетическая теория Менделя). Изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Инновации как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная (накопительная) последовательность передаваемых поколениями наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Некоторые инновации создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые социальные отношения, культурные образцы. Так технические новшества как радио, телевидение, автомобиль породили целые культуры.

В социологии отмечаются три основные формы социальных эффектов инновации.

1. Дисперсия, или множественные эффекты, одного изобретения или открытия.

2. Последующие, или производные эффекты одного изобретения или открытия.

3. Конвергенция, или соединение, нескольких влияний различных изобретений.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Механизмами однонаправленных процессов являются: накопление, выбор, дифференциация. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определённом направлении влечёт за собой дальнейшие изменения в этом же направлении.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создаёт условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных направлениях.

Конфликты, соревнования, кооперация, конкуренция также могут рассматриваться в качестве механизмов социальных изменений.

Источниками социальных изменений могут быть: социальные причины, случайные причины, политические причины, технологические причины, изменения спроса на рынке труда.

Социальные процессынепременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

— общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему

— прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, отмечает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община. В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опирались на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

— дифференциацию общества;

— специализацию, различных частей и структур общества;

— интеграцию — установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

— адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс — это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, т.е. коренные качественные перевороты всей общественной жизни локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация — в переводе с латыни “вместе работать” на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества

2) конкуренция — это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция — это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут удовлетворить свои желания.

3) приспособление — это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе — формирует тип поведения в изменившихся условиях)

4) подчинение — это обязательное условие процесса приспособления, т.к. сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться

5) компромисс — это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения

6) ассимиляция — это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты

7) амальгамизация — это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Социальные процессы и их виды

Понятие «социальный процесс»

Замечание 1

Для любого общества характерно взаимодействие внутренних и внешних сил, если этого не происходит, то общество обречено на гибель.

В жизни людей случаются те или иные изменения, идет развитие, на смену одним процессам, исчерпавшим свой потенциал, приходят другие. Все социальные процессы к жизни вызывают как субъективные, так и объективные обстоятельства и социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Так или иначе, люди обязательно участвуют в социальных процессах, когда, например, корректируют свое поведение, ищут выход из трудных ситуаций, меняют свое положение в экономической и политической сферах, поэтому социальные процессы в жизни общества играют очень большую роль.

Результаты социальных процессов могут быть как позитивные, так и негативные.

Являясь участниками социальных процессов, люди не всегда могут оказывать на них влияние по той причине, что утрачивается контроль в результате неспособности понять внутренний механизм происходящих изменений.

Готовые работы на аналогичную тему

Для социального процесса характерна достаточно выраженная временная составляющая – фактор времени в исследовании социально-экономических процессов является одним из критериев формализации процессов.

Экономические, политические, культурные процессы постоянно наслаиваются друг на друга, а в их центре непрерывно находятся люди. Одни процессы создают фон для того, чтобы люди решали повседневные проблемы, а другие вполне могут являться предметом изучения.

Подобное различие делит процесс на практический и когнитивный. Человек, в ходе практической актуализации социального процесса, который предполагает низкую степень рефлексии, склонен для себя переживать его последствия либо полным игнорированием, адаптацией, открытым противодействием или целенаправленным уходом.

В зависимости от своего отношения к процессу, человек выбирает ту или иную стратегию, причем осознанно занижая значение одних и усиливая значимость других процессов. Безусловно, что в данном случае он будет основываться на собственных представлениях о процессе и простом жизненном опыте.

Подчинить процессы собственной линии поведения и своему варианту возможных действий, будет приоритетной его задачей.

Фактор рефлексии в условиях когнитивной актуализации выходит на первое место, суть которой заключается в том, чтобы определить все свойства процесса и возможные последствия.

Описание, объяснение, понимание и прогноз являются основными функциями когнитивной актуализации социального процесса, а выявление причин и факторов воздействия являются целью.

Замечание 2

Таким образом, социальный процесс представляет собой социально значимые изменения в обществе, которые вызываются стремлением различных групп оказать влияние на условия, сложившиеся в социуме для того, чтобы удовлетворить определенные интересы.

Когда интересы различных социальных групп сталкиваются, происходит доминирование одних над другими. Положение социальных субъектов, стремящихся во взаимоотношениях достичь равновесия, неоднородно, что определяет вектор социального процесса.

Социальный процесс невозможен без структуры, включающей в себя всех входящих в него участников, факторов и условий, а также динамики, которая базируется на показателях силы и масштаба изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Характеристикой процесса являются масштаб, направленность, интенсивность, состав, характер стимуляции.

Под масштабом понимается измерение степени вовлеченности в него субъектов. Вектор, выражающий ориентацию процесса на тот или иной исход, характеризуют направленность процесса.

Осознанное значение результатов процесса для вовлечения участников, говорят о его интенсивности. Участники процесса, их социальное расслоение, политическая ориентация, место в общественном разделении труда, являются слагаемыми состава процесса.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, который направляет и контролирует этот процесс. Отсюда процесс может быть равномерным или форсированным, стремительным или вялым.

Виды социальных процессов

Целенаправленная деятельность людей является причиной социальных изменений в обществе.

Несмотря на огромное многообразие социальных процессов, социологи сумели их классифицировать и выделить основные социальные процессы, имеющие общие черты:

  • кооперация;
  • конкуренция;
  • приспособление;
  • конфликт;
  • ассимиляция;
  • амальгамизация.

Довольно часто к ним можно присоединить ещё два процесса, имеющих групповое проявление – поддержание границ и систематические связи.

Кооперация представляет собой объединение большой группы лиц, работающих в одной крупной организации. В её основе лежат согласованные действия и общие цели, для достижения которых необходимо взаимопонимание и установление правил сотрудничества.

Социологи считают, что в основе желания людей сотрудничать лежит бескорыстие, но проведенные исследования показали, что как раз кооперации людей в большей степени способствуют корыстные цели. Это означает, что обоюдная польза является главным смыслом кооперации.

Ко второму виду социальных процессов относится конкуренция, представляющая собой борьбу между группами, общностями или индивидами за овладение какими-либо ценностями. К ним могут относиться деньги, статус, любовь, власть и др. Поскольку запасы ценностей ограничены и распределяются неравномерно, то конкуренция является своеобразной борьбой за вознаграждение, а для этого надо опередить или отстранить соперника, имеющего такие же цели.

Жизнь в обществе предполагает принятие индивидом утвердившихся норм ценностей и эталонов этой среды. Если эти нормы и ценности не удовлетворяют потребностей индивида, то необходимо принять нормы и ценности новой среды, т.е. приспособиться.

Так как условия внешней среды меняются постоянно, то и процессы приспособления или адаптации протекают непрерывно. Приспособление может носить кратковременный характер или быть длительным по времени.

В этом сложном процессе выделяется подчинение, компромисс, терпимость. Терпимость, или как сегодня говорят толерантность к новой ситуации, новым ценностям, новым образцам культуры необходимое и важное условие успешного приспособления.

Происходящие во внешней среде изменения требуют подчинения или открытого противодействия, чтобы отстоять свои интересы, т.е. вступления в конфликт.

Процесс приспособления имеет важное условие – подчинение, потому что любое сопротивление будет затруднять вхождение индивида в новую структуру. Подчинение при конфликте невозможно.

Приспособление имеет такую форму, как компромисс. Принятие компромисса означает, что группа или индивид соглашаются с изменившимися условиями и принять новые цели и способы их достижения могут частично или полностью.

Таким образом, компромисс представляет собой временное соглашение, и при изменении ситуации необходимо будет искать новый компромисс.

Такой социальный процесс, как ассимиляция является процессом взаимного культурного проникновения, в результате чего группы или личности приходят к общей культуре, которую разделяют все участники процесса.

Этот процесс двусторонний и культура каждой группы, пропорционально своему размеру и престижу, может проникнуть в другие группы. Имея возможность смешивать группы в одну большую с однородной культурой, ассимиляция, таким образом, гасит конфликты и устраняет их причину.

При биологическом смешивании этнических групп или народов возникает одна группа или народ – в данном случае речь идет об амальгамизации или кровнородственном смешивании, например, в результате биологического смешивания многих племен и народов, произошло формирование русской нации.

Замечание 3

Препятствием на пути амальгамизации могут стать расовые и национальные предрассудки или глубокий конфликт между ними. Неполная амальгамизация может проявиться в том, что положение человека в обществе будет измеряться «чистотой крови», например, в отдельных частях Южной Америки для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение.

Все социальные процессы происходят одновременно и между собой тесно связаны. Они создают возможности для развития групп или постоянных изменений в обществе.

Социологические исследования социальных процессов

Главной целью исследования социальных процессов является объяснение и прогноз поведения субъектов в определенных условиях, диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности, определение адекватности социальных условий в рамках этих общностей.

Выделяется три основных типа социологических исследований:

  1. Разведывательное исследование, основой которого является упрощенная программа и инструментарий, сжатый по объему. Это зондирование общественного мнения и к нему часто прибегают для того, чтобы оценить ход и результаты различных социально-экономических и политических мероприятий;
  2. Описательный характер исследования дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Программа для данного исследования глубоко разработана, а базой является методически отработанный инструментарий. Объектом исследования могут быть районы, регионы, города, крупные предприятия;
  3. Цель аналитического исследования не только углубленное изучение явления, но и всесторонний анализ его структуры и характеристик. Характер аналитического исследования комплексный с различными формами сбора и анализа информации. Его разновидностью является социальный эксперимент.

Лекция 11. Социальные изменения, социальные процессы и движения.





⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 16Следующая ⇒

Цель лекции: изучить концепции социальных изменений; сущность и типологию социальных процессов и социальных движений.

План лекции:

1. Социальные изменения: понятие, подходы к изучению, виды.

2. Социальные процессы: понятие, виды.

3. Социальные движения: понятие, типология.

 

1.Социальные изменения — одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений — эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до нач. ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители — приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу; а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений — эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.



Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу — это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.




М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

 

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур Парсонс Т. О социальных системах. М, 2002. с. 512. . Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность Парсонс Т. О социальных системах. М, 2002. с. 308-310.

Названный подход в России разработан А.С. Ахиезером в сонцепции социокультурной динамики, в которой ее история представлена как постоянное колебание «расколотого общества» между полюсами двух противоположных идеалов — вечевого (соборного, либерального) и авторитарного (абсолютистского, тоталитарного). Раскол между ними обуславливает невозможность медиации, но задает циклическое инверсионное развитие. В ходе каждого исторического цикла осуществляется переход между двумя крайними точками инверсии — от вечевого идеала (соборности) к авторитаризму (абсолютизму) и обратная инверсия. Развитие представляет собой поиск постоянного компромисса между этими полюсами, более удачный — в период развития страны и менее удачный — в период катастроф.

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории на основе мыслительной модели структур общества и его изменения по по принципу кибернетической иерархии различных систем — организмов и личностейт как ступеней растущей степени сложности. Действительно глубокими изменениями являются по Парсонсу те, что затрагивают культурную систему. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе Парсонс Т. О социальных системах. М, 2002. с. 98. .

 

Общество как социальная система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, что находит проявление в стабильности его основных структурных элементов (адаптации). Если соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие, нарушается, но сама конфигурация общественной системы в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными, то утраченное равновесие быстро восстанавливается. Т. е. изменения остаются внутренними (например, рост влияния какой-либо социальной группы, появление нового состава государственных органов и т.д.), а система, интегрируя в себя новые образования, в целом остается неизменной.

Второй вид социального изменения — это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый — это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй — адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый — обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений:

 

1. Природные причины — истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

 

2. Демографические причины — колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

 

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

 

4. Социально-политические причины — конфликты, войны, революции, реформы.

 

5. Социально-психологические причины — привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

 

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…» Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1, от прошлого к будущему. Новосибирск, 1997. с. 92-95. Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

Изучая социальный объект в статике, мы предполагаем, что наблюдаемые его характеристики, как качественные, так и количественные, в течение определенного небольшого промежутка времени практически не изменяются (точнее, происшедшими изменениями можно пренебречь). Формально можно сказать, что в моделях статики время отсутствует.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик».

 

2. Все социальные изменения, происходящие в обществе, взаимосвязаны, взаимообусловлены и приводят к направленным сдвигам в состоянии общества, называемым социальными процессами.

Согласно Питириму Сорокину, «Социальный процесс — это любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или эволюции, короче говоря — любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик».

Социальный процесс — изменение состояния социального объекта. Поскольку социальные процессы разворачиваются во всех сферах общественной жизни и затрагивают все существующие социальные образования, то они различаются по ряду показателей.

Классификация социальных процессов

Пётр Штомпка предлагает классификацию социальных процессов по шести критериям:

· Формы социальных процессов

· Результаты социальных процессов

· Осведомленность населения о социальных процессах

· Движущие силы социальных процессов

· Уровни социальных процессов

· Временной аспект социальных процессов

 

По форме различают направленные и ненаправленные социальные процессы.

 

· Направленные — необратимые социальные процессы, в которая каждая последующая стадия отличается от предыдущей и включает ее результат, а более ранняя стадия подготавливает условия для более поздней. Направленные делятся на однонаправленные, разнонаправленные и ступенчатые.

 

· Ненаправленные — изменения которые носят либо чисто случайный, хаотический характер, не опирающийся на какой-либо образец, либо подчиняются определенным повторяющимся или, по крайней мере, сходим моделям, причем каждая последующая стадия идентична или качественно напоминает предыдущие виды. Различают четыре вида ненаправленных социальных процессов — неупорядоченные, цикличные, спиральные, стагнация.

 

По результатам выделяют два типа социальных изменений — морфогенетические и трансмутационные .

 

· Морфогенетические — это созидательные процессы, ведущие к фундаментальным новшествам, то есть возникновению новых состояний общества, социальных структур и условий существования социума.

 

· Трансмутационные изменения делятся на репродуктивные и трансформационные. Репродуктивные изменения — адаптивные, уравновешивающие, поддерживающие, носящие характер количественных изменений. Трансформационные — некоторые репродуктивные процессы, приводящие к качественным изменениям состояния общества.

 

По осведомленности населения. Американский социолог Роберт Мертон предлагает различать три вида социальных процессов в зависимости от осознания населением их конечных результатов — явные, скрытые и «процессы-бумеранги».

 

· Явные — изменения, смысл которых и их последствия осознаются населением.

 

· Скрытые — изменения, смысл которых не осознается.

 

· «Процессы-бумеранги» — социальные процессы, смысл которых населением осознается, однако их последствия для большинства населения не ясны.

 

В зависимости от того, где находятся движущие силы, провоцирующие изменение состояние социального объекта различают эндогенные и экзогенные.

 

· Эндогенные (движимые внутренними причинами) раскрывают потенциальные возможности, свойства и тенденции, заключенные внутри изменяющегося социума.

 

· Экзогенные (движимые внешними причинами) является реактивными, отвечают на вызов, стимул или давление извне.

 

Уровни социальных процессов соответствуют уровням социальных изменений, которых насчитывается четыре:

1. глобальный уровень

2. уровень больших социальных групп

3. уровень институтов и организаций

4. уровень межличностных отношений

 

В зависимости от времени разворачивания и протекания социальных процессов, различают кратковременные, долговременные и постоянные процессы.

 

· Кратковременные процессы — социальные изменения, время протекания которых меньше времени существования социального объекта.

 

· Долговременные процессы — социальные изменения, происходящие на протяжении всего времени существования объекта.

 

· Постоянные процессы — глобальные социальные процессы, протекание которых не связано с существованием какого-либо одного социального объекта.

 

3.Социальное движение может быть определено как коллективная попытка осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов. Определение должно быть достаточно широким в связи с различным характером самих движений. Многие из них невелики, насчитывают лишь несколько десятков человек, в других участвуют тысячи и даже миллионы. Некоторые движения действуют в рамках законов данной страны, другие являются нелегальными или подпольными. Иногда в результате деятельности социальных общественных движений меняются полностью или частично и сами законы. Например, рабочие объединения, занимавшиеся организацией забастовок, действовали в свое время незаконно, их участникам грозили наказания разной степени тяжести в зависимости от того, в какой стране они действовали. Однако впоследствии соответствующие законы были изменены, забастовка стала допустимой тактикой решения производственных конфликтов. Другие формы экономического протеста во многих странах остаются вне закона и по сей день, например, сидячие забастовки на заводах или на рабочих местах.

Линия раздела между социальными движениями и формальными организациями представляется весьма зыбкой, поскольку хорошо организованные движения обычно усваивают бюрократические черты. Социальные движения могут, таким образом, постепенно превращаться в формальные организации, тогда как организации в свою очередь могут вырождаться в социальные движения, хотя это случается реже. Армия Спасения, например, возникла в качестве национального движения, однако сейчас ей присуще большинство черт постоянно действующей организации. Примером обратного процесса может служить судьба любой политической партии, запрещенной и вынужденной уйти в подполье.

Аналогично, не всегда просто отличить общественные движения от групп интересов — ассоциаций, организованных для оказания давления на политиков с целью благоприятствовать защите интересов этих групп. Примером может служить автомобильная ассоциация, которая отстаивает интересы водителей в парламенте. Но чем является Кампания за ядерное разоружение, которая регулярно пытается влиять на парламент в вопросах ядерного оружия? Группой интересов или частью массового движения? В подобных случаях нельзя дать ясный ответ, поскольку общественные движения часто активно продвигают свои вопросы по официальным каналам, хотя в то же самое время участвуют и в менее традиционных формах деятельности.

Классификация социальных движений

 

Было предложено множество различных способов классификации общественных движений. Пожалуй, самую точную и полную классификацию разработал Дэвид Эберл, описавший четыре типа движений).

1. Движения трансформации нацелены на далеко идущие перемены в обществе или обществах, частью которых они являются. Перемены, за которые ратуют члены этих движений, могут быть катаклизмами, нередко сопряженными с насилием. Примерами могут служить революционные или некоторые радикальные религиозные движения. Скажем, многие движения милленариев предвидят, что с наступлением эры спасения произойдет более или менее полная перестройка общества.

 

2. Движения за реформы (реформистские движения) имеют более простые цели. Их притязания ограничиваются изменением лишь некоторых сторон существующего социального порядка. Свою деятельность они связывают с конкретным видом несправедливости или неравенства. В качестве примера можно привести Женский Христианский Союз, выступающий за трезвость, и группы, выступающие за запрещение абортов.

 

Движения трансформации и реформистские движения ориентируются в основном на перемены в жизни всего общества. Два других типа движений, выделяемых Эберлом, в качестве целей ставят изменение привычек и взглядов индивидов.

 

3. Движения за перевоспитание стремятся оградить людей от порочного, по их мнению, образа жизни. К этой категории относятся многие религиозные движения, поскольку свою цель они видят прежде всего в спасении индивидов. Примером являются секты пятидесятников, которые считают, что показателем истинного достоинства индивида может быть только его духовное развитие19).

 

4. Наконец, движения альтерации (название несколько неудачное) ориентируются на частичные изменения в жизни индивидов. Они не преследуют своей целью полное изменение привычек людей, их занимают лишь отдельные специфические черты. Пример — общество Анонимных Алкоголиков.

 

В качестве основы любого коллективного действия, в частности, социального движения, Смелзер выделяет шесть условий20). Структурное благоприятствование — это общие социальные факторы, стимулирующие создание социальных движений различного типа либо препятствующие ему. Например, с точки зрения Смелзера, социально-политическая система Соединенных Штатов оставляет некоторые направления открытыми для мобилизации вследствие отсутствия четкого государственного регулирования в соответствующих сферах. Так, например, в Америке не существует государственной религии, и люди сами вольны, выбирать религиозную группу (если они вообще хотят этого). Политическая власть относится терпимо ко всем религиозным социальным движениям до тех пор, пока они не нарушают уголовные и гражданские законы.

 

Подобные условия благоприятствуют появлению социальных движений, однако, не порождают их. Структурные напряжения — или, по терминологии Маркса, противоречия — возникают как следствие конфликтных интересов в обществе.

 

Техническое оснащение: мультимедийное оснащение.

Литература:

1. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.

2. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996.

3. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

4. Гидденс Э. Социология. – М., 1999.











Социум и социальные процессы в обществе

В процессе учебно-воспитательного процесса всегда актуальны проблемы взаимоотношений личности и общества, «вечные вопросы» взаимодействия человека в условиях неопределенности современного общества.

Социум – общество, когда его представляют безликой массой и противопоставляют конкретному человеку, индивиду и личности. Та часть общества, которая непосредственно влияет на личность.

Отношение социума и личности – не простое. С одной стороны, не будь социума, не было бы и личности. Социум – почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры. Однако социум имеет свои законы и не всегда ориентирован на интересы конкретного человека, вследствие чего между социумом и личностью возникают конфликты.

Анализ взаимоотношений личности и коллектива невозможно провести без учета изменений этих отношений во времени, а также без изучения различных точек зрения на обозначенную проблему.

«Социум» – это идейная община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, собственность, ресурсы и, в наиболее радикальных коммунах, общую работу и доход; вообще коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда [6]. Это понятие, более близкое социологическим наукам: демографии, социологии, психологии.

В классической науке принято выделять следующие характеристики социума:

— его члены проживают на определенной территории;

— осуществляют совместную деятельность;

— в социуме обязательно имеет место быть распределение общественных благ;

— как следствие, признаком социума является социальное и производственное разделение труда.

Говоря о социуме, мы можем иметь в виду не только население всей страны, но и отдельного города, какой-то определенный слой общества (интеллигенция, студенчество, молодежь и т.д.). Словом, по большей части смысл этого термина зависит от контекста.

Столь широкий спектр значений данного термина отражен и в материалах словарей. Так, в толковом словаре Т.Ф. Ефремовой сказано, что социум – это общность индивидов, имеющих единую культурную, экономическую и социальную жизнь. Н.Г Комлев же считает, что социум представляет собой ту социальную среду, которая окружает каждого человека – наполненную различными взаимодействиями и процессами.

Несмотря на то, что взгляды на понятие социума как раньше, так и сегодня крайне различны, все ученые сходятся во мнении о том, что общество – это не только необходимая для нормального существования каждого человека составляющая, но еще и среда, которая формирует условия для его развития и совершенствования.

Личность – субъект социокультурной жизни, как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

В литературных источниках термин «самоопределение» употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др.      Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. В сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в утрате смысла бытия, в чувстве потери себя.

В психологическом плане самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество. Это субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества.

Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения, за себя, за других людей, за страну. Сегодня важным фактором, определяющим формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация отношений в обществе. По существу, происходит замена профессиональной карьеры – предпринимательской. А это закрывает возможность состояться человеку в профессиональном отношении. Это вызывает тревогу. Переходное состояние экономики обусловило перекос в системе профессиональных ценностей: современный человек (особенно молодой человек) с его личностными особенностями, включающийся в рыночные отношения стремится к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем. Необходимость выживания заставляет его изменить своему призванию и выбрать такую профессию, овладение которой обеспечит более высокие материальные возможности. То есть существует сильная мотивация к овладению «доходной» профессией, но зачастую нет необходимых личностных качеств. Также существует и противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной). [2]

Коллектив – группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

Коллектив отличается рядом важных признаков:

1.          Общая социально значимая цель.

2.          Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

3.          Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

4.          Общий выборный руководящий орган.

В дружном сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному.

Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе.

Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит.

В научных исследованиях выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу – конформизм; 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях – гармония; 3) личность подчиняет себе коллектив – нонконформизм. В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например, коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т.д.

Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.

Идеал взаимоотношений – гармонизация личности и коллектива. По некоторым оценкам, комфортными условия своей жизни в коллективе считает менее 5% опрошенных школьников. Эти ребята наделены редкими природными коллективистскими качествами, а поэтому способны уживаться в любом коллективе, приобрели положительный социальный опыт человеческого общения и к тому же оказались в хороших сформированных коллективах. В этом случае между личностью и коллективом никаких противоречий нет.


Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так называемых неформальных лидеров, а следовательно, и наличие двойных систем ценностей и отношений, эту модель нельзя игнорировать. [3]

Социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.

Социальный процесс проявляется как движение во времени ряда социальных событий или явлений определенной направленности. В нем диалектически сочетаются изменение и постоянство, прерывность и непрерывность Социальная система не может е существовать без процесса, что приводит к определенным изменениям. Процессы происходят на разных уровнях социальной системы: отдельного индивида, социальной группы, организации, общества. Важнейшими признаками социально процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Функционирование и развитие общества происходят в разных формах социальных процессов.

Реформирование общественных отношений требует особого внимания к факторам социальных процессов, условий их течения и направления, своевременного выявления застойных явлений, которые тормозят процессы развития. Проведения широкомасштабных социологических исследований всех сфер общественной жизни является эффективным средством выяснения состояния тех социальных структур в обществе, которые определяют характер, особенности и оптимальности условия социальных процессов. [3]

В настоящее время роль личности в обществе вновь стала очевидной. Мы живем в мире, где один человек может добиться многого и изменить мир вокруг себя.

Нами было проведено исследование (анкетирование) среди учащихся Хабаровского технического колледжа. Большая часть обучающихся согласились с мнением, что важными чертами «достойный член общества» является высокие нравственные ориентиры. Студенты подчеркивали значение в профессиональной деятельности, семье и обществе проявление истинных ценностей, что, по их мнению, является основой взаимоотношения личности и общества. Часть опрошенных были не согласны с подобными ответами. Это еще раз доказывает необходимость обучать молодых умению жить в неопределенных обстоятельствах мира, развивать в них чувство ответственности за свои поступки, иметь логическое представление о жизни, которая не бывает без трудностей.

 

Литература:

1.         Дашина Н.С. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Общая психология, 1999.

2.          Вербець В.В., Субот О.А., Христюк Т.А.Социология. К.: КОНДОР, — 2009.

3.         Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576(747) с.

4.         Стокуэлл, Фостер. Энциклопедия американских коммун. — Чикаго, 1998. » [Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65].

5.         Свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия «Википедия»

6.         Коммуна // Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов.. — СПб.: Норинт, 1998.

Социальные процессы

Социальные процессы – это однородные серии явлений, возникающие в связи с взаимодействием людей; вызывающие изменение состояния и элементов социальной системы.

Серия явлений может быть воспринята как процесс лишь в случае, если:

  • сохраняется идентичность во времени, позволяющая выделить ее из множества других серий;
  • имеется взаимосвязь между предшествующими и вновь возникшими явлениями;
  • предшествующие явления должны вызывать однородное положение вещей.

Социальные процессы могут совершаться в 3 возможных формах, а именно:

  • субъектной, выражающейся в последовательных действиях участников социальных отношений;
  • объектной, выражающейся в последовательном изменении состояния социального явления;
  • технологической, выражающейся в соблюдении, осуществлении определенной техники.

Социологи Э.Берджес и Р.Парк создали одну из классификаций основных социальных процессов. В частности ими были выделены процессы кооперации, приспособления, конкуренции, ассимиляции, конфликта, амальгамизации.

  1. Процесс кооперации может происходить между двумя людьми, а также в малых и больших группах. Его основу составляют согласованные действия людей, направленные на достижение общих целей;
  2. Процесс приспособления, при котором индивид подстраивается под новые условия, принимает ценности и культурные нормы новой среды, так как старая не удовлетворяет имеющихся потребностей. Обязательным условием процесса приспособления является подчинение;
  3. Процесс конкуренции означает борьбу между людьми, их группами или обществами за получение определенных ценностей власти, денег, любви и т.д.). Конкуренция стимулирует деятельность людей, позволяя достигать высоких результатов;
  4. Конфликт означает столкновение интересов людей, различных групп и обществ. Одним из наиболее негативных примеров конфликта является война, когда в целях приобретения каких-либо ценностей происходит столкновение интересов, приводящее к гибели людей.
  5. Процесс ассимиляции, то есть взаимного культурного проникновения, при котором разные группы или общества приходят к общей культуре.
  6. Процесс амальгамизации, то есть биологическое смешение этнических групп и народов, после которого они становятся одним целым.

Социальные процессы и их виды

1) Однонаправленные (однолинейные) процессы. В своем развитии они проходят один и тот же путь или определенную (схожую) последовательность стадий. Примером может послужить цивилизационный подход к развитию государства, где выделяются рабовладельческий, феодальный и капиталистический типы государства, которые последовательно сменяли друг друга;

2) Мультилинейные социальные процессы предполагают наличие нескольких альтернативных путей развития;

3) Нелинейные процессы, когда происходят прорывы или скачки после продолжительного периода роста. Примером здесь может послужить формационный подход к развитию общества. Переход к новой формации происходил в результате качественного скачка в развитии экономики, который приводит к радикальной трансформации государства;

4) Ненаправленные процессы, которые возникают хаотично и имеют случайный характер;

5) Волнообразные социальные процессы, которые повторяются или схожи с предыдущими моделями;

6) Цикличные процессы происходят (повторяются) через определенные промежутки времени;

7) Спиралевидные процессы – сходны между собой, однако различаются по уровню сложности. При этом цикл может быть прогрессивным и регрессивным;

8) Случайные социальные процессы – отдельно взятые частные случаи, когда изменения происходят не по определенному известному образцу;

9) Стагнация – в течение некоторого времени в состоянии системы не происходит каких-либо изменений.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ




«Счастье личности вне общества не­возможно, как невозможна жизнь расте­ния, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок».

А. Н. Толстой

Человек живет в обществе и строит с ним определенные отноше­ния. Само же общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих. Психологическая наука, ее особая отрасль, социальная психология, не могут не уделять внимания психологии людей, живущих и работаю­щих в различных общностях (группах).

Психология тщательно изучает и анализирует закономерности воз­никновения, функционирования и развития общественно-психологичес­ких (синоним: социально-психологических) явлений, обусловленных принадлежностью людей (и их групп) к различным общностям.

Под социальными группами обычно понимаются устойчивые об­щности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регули­руемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроени­ями и переживаниями, нормами жизни и отношений, традициями.

Социально-психологические явления, возникающие в процессе жиз­ни людей в обществе, можно классифицировать по разным основани­ям: по принадлежности к различным социальным общностям (группам), по отнесенности к различным классам психологических явлений, по ус­тойчивости, по степени осознанности и т.д. Основополагающей и ме­тодологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по принадлежности людей к различным со­циальным группам, поскольку именно этот критерий определяет боль­шинство закономерностей и особенностей их функционирования.

Кроме того, следует помнить, что в основе всех социально-психо­логических явлений лежат социальные процессы взаимодействия, вос­приятия, взаимоотношений и общения людей. В ходе производства и потребления материальных благ люди вступают в различного рода со­циальные отношения, в основе которых и лежат их взаимодействие, восприятие и общение. Без правильного понимания их специфики не­льзя хорошо понять психологию людей.




Комментарии

Социальные г р у п п ы-это устойчивые общности с определенным коли­чеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и свя­занных между собой системой налаженных отношений, регулируемых об­щими интересами, ценностями и нормами.

Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.

Большие группы — это общности людей, существующие а масштабах общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим группам могут относиться: этносы (нации), классы, религиозные конфессии, поли­тические и общественные организации, возрастные группы и т.п.

Предприятия, местные организации, территориальные общности (жи­тели одного района, города) можно назвать средними социальными груп­пами.

Малые группы- это небольшие общности, члены которых имеются непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения.

Микрогруппы- это группы, возникающие внутри малых групп и от­личающиеся особой близостью отношений между их членами.

Организованные группы это группы, имеющие четкую организаци­онную структуру и существующие устойчиво длительное время.

В отличие от них неорганизованные группы такой структуры и нала­женных отношений не имеют и являются или только что созданными, существующими непродолжительное время.

Различают также формальные и неформальные группы. Первые имеет заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно офи­циально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и анти­патий.

Слаборазвитые группы это группы, находящиеся на начальном эта­пе своего существования. Их часто называют диффузными.

Высокоразвитые группы- это группы давно созданные, отличающие­ся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы от­ношений, сплоченности и т.д. Обычно их называют коллективами.

Референтные {эталонные) группы-это группы, на которые люди ори­ентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.




Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально состоят и трудятся.

Реальные группы- это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.



8 . 1 . Классификация социальных групп

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, напр., по возрасту, полу и т.д.

Первичные группы — группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми.

Вторичные группы- это группы, состоящие из ряда первичных. В пос­ледних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми.


Комментарии

Взаимодействие — процесс взаимного влияния людей друг на друга, по­рождающий их совместные отношения и связи.

Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объек­тов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Взаимоотношения (синоним: межличностные отношения) — это субъ­ективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и со­провождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Общение — это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения измене­ний в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведен­ческой сферах участвующих в общении людей.

Классовая психология — это социально-психологические явления, воз­никающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения и вза­имоотношений представителей различных классов, а также социально-психологические особенности последних. Обычно к этому виду явлений относят психический склад класса, а также специфику мотивации, настро­ений, отношений, поведения его представителей.

Национальная психология — это социально-психологические явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимо­отношения представителей различных этносов (наций), а также их наци­онально-психологические особенности. Этническая психология существует и проявляется в форме национального самосознания, национального ха­рактера, национального темперамента, национальных интересов и цен­ностных ориентации, чувств, настроений и традиций (ее структурообра­зующая сторона) и национально-психологических особенностей (ее дина­мическая сторона) представителей конкретных этнических общностей.

Политическая психология — это социально-психологические явления и процессы, характеризующие деятельность и поведение людей в борьбе за власть и в интересах конкретных политических организаций.

Религиозная психология — это социально-психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верую­щих в Бога людей. К религиозной психологии обычно относят: религиоз­ную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроения и специ­фику общения верующих; а также их культовое и ритуальное поведение.

Психология малой группы — социально- психологические явления и процессы, возникающие и развивающиеся в малой группе (см. 8.8, 8.14).

Психология семейных отношений — социально-психологические явле­ния и процессы, возникающие в процессе взаимодействия, общения и вза­имоотношений членов семьи как представителей определенной группы.

Социальная психология личности — социально-психологические осо-, бенности человека как личности.

Массовидные социально-психологические явления — это явления, воз­никающие в стихийно возникающих общностях людей. К ним обычно











Явление социальное — это… Что такое Явление социальное?



Явление социальное
элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; все то в социальной действительности, что обнаруживает себя, является. В качестве Я. с. могут выступать предметы, люди, их отношения, действия, мысли и чувства (иными словами, материальные и духовные продукты человеческой деятельности), социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и т. д. Многие Я. с. носят латентный характер и выражают не только очевидные характеристики социальной действительности, но и более глубинные ее процессы, связь которых с данным Я. с. непосредственно не наблюдается. Обнаружение этой связи осуществляется в социальной практике, в том числе и с помощью социологических исследований, когда используются определенные приемы, процедуры и методы получения информации о Я.


с.

Различают Я. с., выражающие второстепенные, случайные связи и отношения, и те, которые свидетельствуют о сущностиых характеристиках социальных объектов. Из совокупности Я. с. социология вычленяет чаще всего последние, т. е. те, которые характеризуют устойчивые, повторяющиеся (массовые) и типичные связи и отношения социальной действительности. Каждое Я. с. отличается определенными эмпирическими признаками, которые могут фиксироваться в покаэчтелях социальных. Массовые (повторяющиеся) Я. с. изучаются с помощью статистических методов. Количественное изучение совокупности Я. с. и интенсивности проявления их признаков способствует осознанию вероятностного характера социальных связей и отношений, позволяет зафиксировать закономерноститенденции (см. Закон социальный). Любое Я. с. может рассматриваться как факт социальный, если его повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость установлены, т. е. если зафиксированы его признаки и свойства.

В этом случае Я. с. становится исходным моментом социологического анализа. Таким образом, социальный факт, включенный в систему социологического знания, превращается в научный факт как элемент эмпирического и теоретического знания, становится фактом социологической науки. В сложном процессе изучения социальной жизни общества Я. с. выступает, с одной стороны, определенным этапом на пути познания ее сущностных характеристик, с другой наиболее простым и непосредственно наблюдаемым элементом этого процесса, исходным пунктом движения социального познания от простого к сложному, от многообразия свойств проявления социальной жизни к ее сущностным характеристикам.

Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины.
Под ред. В. И. Воловича.
1990.

  • Эрозия социальная

Смотреть что такое «Явление социальное» в других словарях:

  • ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — англ. phenomenon, social; нем. Erscheinung, soziale. Элемент соц. реальности, обладающий всей полнотой соц. свойств и признаков; все то в соц. действительности, что обнаруживает себя, является. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — англ. phenomenon, social; нем. Erscheinung, soziale. Элемент соц. реальности, обладающий всей полнотой соц. свойств и признаков; все то в соц. действительности, что обнаруживает себя, является …   Толковый словарь по социологии

  • Социальное явление —   (см. Явление социальное) …   Экология человека

  • Социальное доказательство — (от англ. Social proof), или информационное социальное влияние  психологическое явление, происходящее когда люди не могут определить предпочтительный способ поведения в сложных ситуациях. Предполагая, что окружающие лучше знакомы с… …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ. Содержание: Социальное страхование в царской России . . 194 Социальное страхование в СССР…….. 196 Социальное страхование в капиталистических странах…………………. 204 Социальное страхование в царской России.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Социальное предпринимательство — Социальное предпринимательство  предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками: социальное воздействие (англ. social impact)  целевая… …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ — (social change) различие между нынешним и предшествовавшим состоянием какого либо избранного аспекта социальной организации или структуры. Изучение явления предполагает в качестве логического минимума его идентификацию и использование… …   Большой толковый социологический словарь

  • Явление и смысл —    труд Шпета, посвященный разбору и критике фундаментального соч. основателя феноменологии Э. Гуссерля «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» (Т. 1). Его публикация в 1914 г. (Москва) явилась результатом командировки Шпета… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ — понятие социальной психологии и социологии при обозначении преобладающего состояния чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени. Субъектом С.Н. может выступать как индивид , так и определенная социальная группа и… …   Социология: Энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКИ — (social studies of science) междисциплинарное изучение социальной ситуации создания науки. Данный подход перекликается как с социологией науки, так и с социологией познания, а также с историей и философией науки, хотя те, кто в наибольшей мере… …   Большой толковый социологический словарь

СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

13-14 ноября 2015
Самара, Россия

Форма онлайн-заявки

На своих открытых академических мероприятиях, проводимых два раза в год, Институт исследований социальных явлений, Россия, объединяет ученых и практиков, которые объединяют свои усилия для разработки идей, объясняющих функционирование социальных процессов и явлений. В центре внимания предстоящей конференции — принципы и механизмы социальных ожиданий как в обществе в целом, так и в образовательной среде в частности.

Возможный подход к социальным ожиданиям состоит в том, чтобы определить их как упреждающую рефлексию, которая основана в основном на социальных установках, гендерных, этнических и социальных стереотипах субъекта, а также на реальных потребностях субъекта в отношении объекта отражения. Примером социальных ожиданий на работе является идеальная модель ученика, сформированная в сознании учителя. Образцовый идеальный ученик подтверждает, что учитель играет роль успешного наставника. Этот учитель не только воспринимает учеников, которые соответствуют идеалу, как хороших, но он также видит их как приятных, порядочных, умных и хороших людей в целом.Дети, которые соответствуют противоположной модели «плохих учеников», воспринимаются как равнодушные, агрессивные и в целом плохие люди, поэтому они вызывают у учителя отрицательные эмоции. Образ идеального ученика превращается в стереотипное ожидание, которое влияет на отношение учителя к ответам ученика, общий характер руководства, данного ученику в классе, и утверждения, сделанные учителем в отношении ученика. Возникает парадокс, на самом деле во время классных дискуссий и устных тестов учителя уделяют отстающим ученикам меньше внимания и времени по сравнению с «хорошими», однако под влиянием «стереотипных ожиданий» у учителей создается впечатление, что они тратят большую часть времени. их время направляет отстающих студентов.

Мы полагаем, что социальные ожидания относятся к фактически действующим факторам педагогического процесса, поскольку они проявляются не только в убеждениях участников, но и очень сильно в их поведении. В результате сознательного или бессознательного отношения они часто способствуют именно достижению ожидаемого результата.

Приглашаем участников конференции обсудить способы выявления и методы анализа типичных социальных ожиданий участников педагогического процесса, определить механизмы и качество влияния ожиданий на образовательные результаты.

Основные темы конференции:

— Психологические механизмы формирования и функционирования социальных ожиданий.

— Социальные ожидания субъектов образовательного процесса.

— Теория социальных ожиданий. Социальные ожидания как элемент структуры социального пространства. Социальные ожидания в отношении школы как социального института.

Участники и доклады:

Конференция открыта для всех, кто интересуется данной темой, включая ученых, студентов и практиков.

Приглашаются статьи из всех областей гуманитарных и социальных наук. Особенно приветствуются статьи, написанные в междисциплинарной и международной сравнительной перспективе.

Стоимость участия:

Участие в конференции и публикация докладов бесплатное.

Стоимость пересылки материалов конференции оплачивается участниками.

Как подать заявку:

— Заполните онлайн-форму заявки на сайте www.journal.socialphenomen.org

— Подайте бумажное предложение объемом примерно 1,5 страницы

— После уведомления о принятии представить полный текст статьи (около 10 страниц).

Важные даты

15 сентября 2015 г. — окончание приема заявок и подачи бумажных предложений;

20 сентября 2015 г. — уведомление автора о принятии бумажных предложений;

20 октября 2015 г. — крайний срок подачи статей.

.

социальных явлений и процессов — определение

Примеры предложений с «социальными явлениями и процессами», память переводов

ProjectSyndicate Термины, которые мы используем для описания сложных политических и социальных явлений и процессов, имеют странную двусмысленность. WikiMatrix Когда медиа атрибуты, социальные явления и социально-психологические процессы интегрированы, результатом является то, что Вальтер назвал «гиперличностным». WikiMatrix В 1990 году он разработал основы социологического психологизма — «концепции, которая рассматривает действие и взаимодействие социальных, групповых и индивидуальных психических факторов как предпосылку исследования и объяснения социальных явлений. и процессы ».WikiMatrix Комбинация медиа-атрибутов, социальных явлений и социально-психологических процессов может привести к тому, что CMC станет «гиперличным», то есть превзойдет личное общение. WikiMatrix Как профессор социологии в ETH Zurich, он работал над эволюционной игрой Теория и компьютерное моделирование социальных процессов и явлений на основе агентов. Каждый из них должен рассматриваться отдельно, с точки зрения как анализа и интерпретации этих социальных процессов и явлений, так и разработки и реализации средств их исправления.Возможное влияние на феномены восприятия, включая процессы социального сравнения и чувство смущения, обсуждаются в качестве примера, чтобы проиллюстрировать области, в которых модель может быть плодотворно применена. гастрономия — это научное исследование процессов в кулинарии, социальных и художественных гастрономических явлений.ted2019 Но теперь у нас есть доступ к этим видам данных, которые позволяют нам совершенно по-новому понять социальные процессы и социальные явления, что было невозможно раньше.Следуя этой логике, аналитики социальной последовательности все чаще рассматривают социальные явления как компоненты более крупных и более постепенных процессов, которые могут или не могут демонстрировать тесно связанные последовательные элементы. WikiMatrix Его исследование показывает, что только после события видообразования неокортекс становится достаточно большим, чтобы обрабатывать сложные социальные явления. такие как язык и религия. UN-2 Они включают землетрясения, тропические штормы, засухи, вулканическую активность, наводнения и оползни; Эти явления, связанные с социальными процессами, которые изменяют природную среду, главным образом с вырубкой лесов и изменениями в землепользовании, могут превратить окружающую среду в угрозу и сделать возникновение бедствий весьма вероятным.MultiUnThey включают землетрясения, тропические штормы, засухи, вулканическую активность, наводнения и оползни; эти явления, связанные с социальными процессами, которые изменяют природную среду, главным образом вырубкой лесов и изменениями в землепользовании, могут превратить окружающую среду в угрозу и сделать возникновение бедствий весьма вероятным. с появлением медиа-процессов, призванных связать макро И, наконец, он может быть более активным — как я знаю, последующие ораторы также будут говорить о сегодняшнем дне, — когда люди во всем мире могут участвовать в вики-страницах, фотографировать или наблюдать за выборами и загружать информацию. что позволяет нам объединять информацию для понимания социальных процессов и социальных явлений.Марксизм учит нас анализировать любые социальные явления не как нечто статичное, а через то, что Энгельс называл «непрерывным процессом» и противоречиями, содержащимися внутри. WikiMatrixЭкологическое искусство эволюционировало от формальных проблем, разработанных с землей как скульптурным материалом, к более глубоким отношение к системам, процессам и явлениям в связи с социальными проблемами.cordisПоля и темы исследований, которым Финляндия уделяет приоритетное внимание, включают: — Информационные технологии и телекоммуникации; — Производство, технологические процессы и материалы; — Биотехнологии и технологии здравоохранения; — Бизнес-процессы, методы и практики; — Экологические исследования и технологии; — Развитие сетей и видов транспорта; — Социальные и культурные явления европейского измерения.scielo-abstract Он подходит к двум социальным явлениям, которые обычно считались обратно пропорциональными: процессам «де-индигенизации» и конфигурации колумбийского крестьянства. scielo-abstract В этой статье мы предлагаем схему изучения продовольственной ситуации и ситуации с питанием в Колумбии. с точки зрения социальных детерминант здоровья, предполагая, что это результат процессов и явлений глобального и локального масштаба.

Показаны страницы 1. Найдено 80 приговоры соответствие фразы «социальные явления и процессы».Найдено за 17 мс. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

.

СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

13-14 ноября 2015
Самара, Россия

Форма онлайн-заявки

На своих открытых академических мероприятиях, проводимых два раза в год, Институт исследований социальных явлений, Россия, объединяет ученых и практиков, которые объединяют свои усилия для разработки идей, объясняющих функционирование социальных процессов и явлений. В центре внимания предстоящей конференции — принципы и механизмы социальных ожиданий как в обществе в целом, так и в образовательной среде в частности.

Возможный подход к социальным ожиданиям состоит в том, чтобы определить их как упреждающую рефлексию, которая основана в основном на социальных установках, гендерных, этнических и социальных стереотипах субъекта, а также на реальных потребностях субъекта в отношении объекта отражения. Примером социальных ожиданий на работе является идеальная модель ученика, сформированная в сознании учителя. Образцовый идеальный ученик подтверждает, что учитель играет роль успешного наставника. Этот учитель не только воспринимает учеников, которые соответствуют идеалу, как хороших, но он также видит их как приятных, порядочных, умных и хороших людей в целом.Дети, которые соответствуют противоположной модели «плохих учеников», воспринимаются как равнодушные, агрессивные и в целом плохие люди, поэтому они вызывают у учителя отрицательные эмоции. Образ идеального ученика превращается в стереотипное ожидание, которое влияет на отношение учителя к ответам ученика, общий характер руководства, данного ученику в классе, и утверждения, сделанные учителем в отношении ученика. Возникает парадокс, на самом деле во время классных дискуссий и устных тестов учителя уделяют отстающим ученикам меньше внимания и времени по сравнению с «хорошими», однако под влиянием «стереотипных ожиданий» у учителей создается впечатление, что они тратят большую часть времени. их время направляет отстающих студентов.

Мы полагаем, что социальные ожидания относятся к фактически действующим факторам педагогического процесса, поскольку они проявляются не только в убеждениях участников, но и очень сильно в их поведении. В результате сознательного или бессознательного отношения они часто способствуют именно достижению ожидаемого результата.

Приглашаем участников конференции обсудить способы выявления и методы анализа типичных социальных ожиданий участников педагогического процесса, определить механизмы и качество влияния ожиданий на образовательные результаты.

Основные темы конференции:

— Психологические механизмы формирования и функционирования социальных ожиданий.

— Социальные ожидания субъектов образовательного процесса.

— Теория социальных ожиданий. Социальные ожидания как элемент структуры социального пространства. Социальные ожидания в отношении школы как социального института.

Участники и доклады:

Конференция открыта для всех, кто интересуется данной темой, включая ученых, студентов и практиков.

Приглашаются статьи из всех областей гуманитарных и социальных наук. Особенно приветствуются статьи, написанные в междисциплинарной и международной сравнительной перспективе.

Стоимость участия:

Участие в конференции и публикация докладов бесплатное.

Стоимость пересылки материалов конференции оплачивается участниками.

Как подать заявку:

— Заполните онлайн-форму заявки на сайте www.socialphenomen.org

— Подайте бумажное предложение объемом примерно 1,5 страницы

— После уведомления о принятии представить полный текст статьи (около 10 страниц).

Важные даты

15 сентября 2015 г. — окончание приема заявок и подачи бумажных предложений;

20 сентября 2015 г. — уведомление автора о принятии бумажных предложений;

20 октября 2015 г. — крайний срок подачи статей.

.

социальных явлений — определение — английский

Примеры предложений с «социальными явлениями», память переводов

springer Инвалид — это социальное явление. WikiMatrix Стиль письма, хотя и считался легким для понимания, подвергался критике за чрезмерное упрощение сложных социальных явлений. подавляющая сложность социальных явлений и множество переменных, которые требовали измерения. scielo-abstract В этой статье показана полезность агент-ориентированного моделирования (AbM) для изучения социальных явлений.MultiUn CSB также проводит различные выборочные опросы о социальных явлениях. WikiMatrixJoy James делает еще один шаг вперед, «используя парадигмы интерсекциональности в интерпретации социальных явлений». -abstract Бедность и продовольственная безопасность являются тесно связанными социальными явлениями. Статистика ООН-2 дает точный и надежный портрет экономических и социальных явлений.UN-2 · Подготовка лиц, ищущих помощь, к эффективному пониманию и работе с социальными явлениями WikiMatrix Коллективный интеллект, рассматриваемый как особый вычислительный процесс, обеспечивает прямое объяснение нескольких социальных явлений. UN-2 Он охватывает действия по предотвращению патологических социальных явлений, включая профилактику алкоголизма, курения и т. Д. злоупотребление другими запрещенными наркотиками. WikiMatrix Несмотря на свою приверженность количественному анализу, Конт видел предел в его способности объяснять социальные явления.UN-2 Повышение потенциала институтов социального развития в области сбора данных, анализа и мониторинга социальных явлений (пилотный проект Сент-Люсии). Многообразие В реальной жизни политические, экономические и социальные явления неразрывно связаны друг с другом. и социальные явления EurLex-2 В то время как социальные явления, такие как торговля людьми, организованная преступность, гендерная дискриминация и проституция, тесно связаны, WikiMatrixThe термин бесклассовый был использован для описания различных социальных явлений.WikiMatrix Этот племенной дух локализма и провинциализма пронизывал большую часть греческого мышления о социальных явлениях. UN-2 CSB также проводит различные выборочные исследования социальных явлений. Спрингер Частично современные социальные явления, связанные со здоровьем, понимаются как обработка связанных со здоровьем тем в других функциональных системах. Giga-fren◦ Для сравнения социальных явлений из прошлого и настоящего

Показаны страницы 1. Найдено 471 предложения с фразой социальные явления.Найдено за 15 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки.Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о