25.07.2021

Рациональные способы запоминания: Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания — Студопедия

Содержание

Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания — Студопедия

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.

Запоминание — процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление — кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.


Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

ü узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;

ü воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

ü припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

ü реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Одна и та же информация может быть запомнена по разному. Различают следующие основные способы запоминания: рациональный (логический, смысловой), механический и мнемотехнический.

Рациональный — основан на установлении логических, смысловых связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и уже накопленными знаниями. Это наиболее эффективный способ.

Механический — его мы называем «зубрежкой». Он самый неэффективный, но, бывает, становится необходимым. Ориентируйтесь здесь на законы повторения и усиления первоначального впечатления.

Мнемотехнический — способ опосредованного запоминания. То, что необходимо запомнить, по определенным правилам или ассоциативно переводится в другую знаковую систему, в иные образы, которые запоминаются легче.

Запоминание, его виды и рациональные приемы его организации — Студопедия

Запоминание (англ. memorizing) — процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе З. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей. В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти различают произвольное Запоминание и непроизвольное Запоминание; далее — запоминание механическое и смысловое, а также опосредствованное и непосредственное.

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание.

В отличие от непроизвольного запоминанияпроизвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой опреде­ленную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно­го его запоминания. Например, заучиваются стихи, определения, законы, 4’орму-лы, исторические даты и т. д. Следует отметить, что при прочих равных условиях произвольное запоминание

заметно продуктивнее непреднамеренного запоми­нания.


Мнемическая деятельность — специальная деятельность, цель кото­рой — запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти.

Выделяют осмысленное и механиче­ское запоминание.

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запо­минания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во време­ни. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторе­ние материала.


В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутрен­них логических связей между отдельными частями материала. Два положения, из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что сле­дуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически. Поэтому ос­мысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается глав­ным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механи­ческого.

Современные приёмы и методы запоминания — Студопедия

В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации:

1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках следует лучшее запоминание. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрироваться и анализировать.

2. Ассоциация образов. Прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.

3. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или высказываний, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.

4.

Личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. При комментировании необходимых для запоминания вещей о них помнится значительно больше.


5. Организация материала в категории. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если занести подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории.

6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться по сторонам и дать себе время спровоцировать вспоминание.

7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти.


Существует также целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Эта система называется мнемотехникой. Она основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или цифр для облегчения его запоминания. Мнемотехника предлагает также замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие зрительное, слуховое или кинестетическое представление и связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания.

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность цифр, список телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, новые иностранные слова, грамматические правила и т.п. Очень чётко и полно она сформулирована О. Эренбергом в книге «Приёмы запоминания информации». Эренберг предлагает следующие приёмы, облегчающие запоминание:

1) Рифма — один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала. Этот способ нашел также широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому при столкновении с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией стоит попробовать зарифмовать ее.

2) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

3) Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка».

4) Метод расположения предметов — 

способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местоположения. Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. (Метод Сократа и Цицерона, о котором упоминалось ранее). Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности.

5) Применение слов, способствующих запоминанию.

6) Нахождение связи между цифрами и буквамиЭтот метод широко используется для запоминания чисел. Слова имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз помогает «перевести» числа в слова. К примеру: 2 — л (лебедь), 4 — ч, 6 — б, 7 — к (коса), 8 — в, 9 — д, 0 — о и т.д. Подставляя к имеющимся буквенным значениям цифр другие буквы, мы легко запомним получившиеся слова: 67 — бук, 90 — дом и т.д.

7) Использование картинокСуть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинкина основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания.

8) Использование цепочек. При запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.

2.3 Методы и приёмы запоминания в учебном процессе.

Психологи предлагают использовать следующие правила сохранения знаний в процессе учёбы:

1. Выделение того, что нужно запомнить.

2. Отвлечение от всего постороннего и сосредоточение внимания на тех объектах, которые нужно запомнить.

3. Выделение в объектах главное и второстепенное, нахождение связи между объектами, использование мнемотехники.

4. Выделение в сложном материале смысловых вех.

5. Опора на свой тип памяти, активизация образных представлений.

6. Систематическое повторение и воспроизведение усвоенного.

7. Различение узнавания и воспроизведения.

8. В случае затруднений можно вспомнить обстановку заучивания, идти от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.

Запоминание материала по этой системе предполагает составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, смысловую и пространственную группировку материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение материала с уже имеющимися знаниями и др.

Прогноз ситуациитакже относится к приёмам запоминания. Заключается он в следующем: до начала запоминания следует подумать о том, что произойдет, если не удастся запомнить нужное. Можно прогнозировать и приятные последствия, если они достаточно важны для человека.

Перевод на знакомый язык сложной и не всегда доступно изложенной в учебниках и научной литературе информации также относится к важным мнемоническим приёмам.

Лучшему усвоению материала способствует его эмоциональное восприятие. Вовлечение в запоминание эмоций играет первостепенную роль при запоминании.

Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, чем не усвоить или забыть главный смысл.

Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить поставленную задачу. Связи могут быть смысловыми (логические связи между абзацами, параграфами) и структурными (вид и порядок расположения информации на листе). К примеру, число 7415216 легче запомнится как 741 — 52 — 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, это значительно облегчит его запоминание.

Опорные сигналы или знаковое моделирование также поможет лучше запомнить материал.

Сохранению в памяти информации способствует её повторение. Первое повторение материала следует осуществить через 30-40 мин., второе — в течение дня, третье — на следующий день, с третьего по седьмой день — по одному повторению. Правильно организованное повторение означает не простое перечитывание материала много раз подряд, а прочтение и незамедлительное его воспроизведение. Чередование чтения и воспроизведения должно осуществиться минимум 2 раза. «Условие быстрого и полного запоминания материала — чередование повторений и воспроизведений в процессе заучивания «Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти».

Условиями успешного запоминания учебной информации являются отсрочка воспроизведения материала на несколько дней, распределение времени его изучения, уделение пристального внимания изучаемому материалу, его понимание, и осмысление материала, а также его структурирование.

При этом следует дать себе установку на запоминание: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Следует также дать себе установку на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Самостоятельность и активность в работе с запоминаемым материалом также будут способствовать его запоминанию: активная, содержательная работа над материалом даже при отсутствии осознанной установки на запоминание может привести к прочному его усвоению.

Для осмысленного запоминания изучаемого материала требуется его смысловая группировка — разбивка, членение на части с выделением главного и существенного в каждой части. Кроме этого, необходимо нахождение и выделение в каждой из частей смысловых опорных пунктов, т.е. мыслей, выражений и образов, определяющих суть данной части и устная или письменная формулировка этой сути в виде кратких заголовков каждой из частей. Наконец, необходимо установление связей между выделенными частями и понимание логической последовательности их расположения, составление общего плана расположения учебного материала.

Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания.

Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.

Запоминание — процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление — кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

ü узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;

ü воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

ü припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

ü реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

 

Виды памяти

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

  • по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
  • по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
  • по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с.

  1. Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем — лишь воспоминание о том, что оно было.
  2. Поводите карандаш или просто палец взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий за движущимся предметом.
  3. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Последите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память

Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается 5-6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.

Долговременная память.

Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит несколько десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро.

Оперативная память

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, кускам. При этом мы удерживаем “в уме” некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться.

Двигательная память

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Один психолог признавался, что он совершенно не в состоянии воспроизвести в памяти музыкальную пьесу, а недавно услышанную оперу может воспроизвести лишь как пантомиму. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, “золотые руки”.

Эмоциональная память

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание. Эмпатия — способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, герою книги основана на эмоциональной памяти.

Образная память

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память, как правило, хорошо развиты, и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память

Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.



Читайте также:

 

Приемы произвольного запоминания

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

На основе известной информации о произвольном смысловом запоминании можно сформулировать некоторые практические рекомендации по улучшению памяти.

1. Огромную роль в процессах запоминания и воспроизведения играет речь, следовательно, то, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может воспроизводиться зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т.е. если слово — не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше мы думаем над материалом, чем активнее стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается.

2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся после его прочтения.

3. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом базируется один из способов улучшения запоминания учебного материала дошкольниками и младшими школьниками, стараясь сделать материал таким, чтобы он вызывал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекая их внимание.

4. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находился в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

5. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти. Наибольшую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания на понимание различных текстов, составлению по ним планов. Использование записей (к примеру, стенографии), составление различных схем объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки — все это примеры употребления различных мнемотехнических средств.

Далее рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, подходящими любому здравомыслящему человеку.

Чтобы что-либо запомнить быстро и качественно (надолго), рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:

а) мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легко представимым в воображении предметом. Этот предмет далее связать с каким-нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое;

б) оба предмета в воображении соединить каким-либо причудливым образом друг с другом в единый, фантастический предмет;

в) мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет.

Перечисленных действий достаточно для того, чтобы в нужный момент времени вспомнить запоминаемое, причем благодаря этим действиям оно сразу же переводится из кратковременной памяти в долговременную.

Следует иметь в виду один прием, основанный на формировании ассоциаций. Если, например, необходимо наилучшим образом запомнить нечто, можно поставить перед собой дополнительную задачу нахождения ответа на вопросы «что это мне напоминает» и «на что это похоже».

В данном случае действует закономерность: чем больше ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяется мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается и сам материал.

Для наилучшего запоминания материал рекомендуется повторять незадолго до сна. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, накапливающимися в течение дня и накладывающимися друг на друга, отвлекающими внимание.

Необходимо только сделать оговорку, что любые приемы по улучшению запоминания должны выбираться человеком в соответствии с особенностями его восприятия.

Мышление. Мышление и речь.

Мышление — это высший познавательный процесс. — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. (понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях) — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно — исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Связь мышления и речи

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, со­вершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.

Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь—«озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.

28. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Правила определения понятий

Логические формы мышления

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.

Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими

Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.

Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком – либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.

Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.

Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать.

Теоретическое понятие – это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.

Суждения образуются двумя способами:

непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.

Истинное суждение – это объективно верное суждение.

Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.

Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса.

Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам.

Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.

Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Правила определения понятий

Соблюдение данных правил является обязательным во избежание совершения логических ошибок. Эти правила следующие:

1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен совпадать с объемом определяющего, они должны быть равнозначащими понятиями. Эта соразмерность легко проверяется через перестановку мест членов определительного суждения. Приведем примеры. «Наука о законах и формах правильного мышления есть логика». Если переставить местами это логическое уравнение, то можно обнаружить тождество, как и в первом случае. Иное дело, когда мы прибегнем к таким примерам: «Молодой человек, обладающий дипломом, есть специалист». Если переставить местами определяемое и определяющее, то можно заметить, что понятие «специалист» шире понятия «молодой человек с дипломом». Значит, в этом случае данное правило нарушено.

2. Нельзя допускать круга в определении, т.е. когда определяющее само разъясняется через определяемое понятие. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке – тавтологии. Вот некоторые примеры тавтологии: «Преступник – это человек, совершивший преступление»; «Сравнительная аналогия» (из газеты «Телегород», № 21, 2003). Здесь видно, что определяющее понятие повторяет сказанное в определяемом, не раскрывая его значения. Во избежание этой ошибки нужно помнить, что определяемое и определяющее понятия равны по объему, но не тождественны по своему содержанию, представляют самостоятельные понятия.

3. Определение не должно быть только отрицательным. Ведь целью определения является ответ на вопрос: чем является данный предмет, отображенный в понятии. Для этого необходимо выявить и перечислить в утвердительной форме его существенные признаки. Отрицательное определение отмечает лишь отсутствующие признаки, т.е. указывает, чем не является данный предмет. Однако негативный момент в составе определяющего понятия иногда необходим, он более четко выделяет предмет нашей мысли. Например, понятие «невидимый мир» не дает позитивного представления об этом мире, но подчеркивает сам предмет, который отображен в понятии.



Читайте также:

 

Запоминание: виды, условия эффективного запоминания

Запоминание: виды, условия эффективного запоминания

Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга.

В отличие от непроизвольного запоминания, произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания – это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание, а затем и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание – специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется запоминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала текст прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется его общий смысл, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.

Таким образом, для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мнемические приемы.

 

Мозговой штурм

Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это не казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно применяется также для группового решения задач, и это получило название мозгового штурма .

Мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, административных и других задач. Процедура проста. Собирается группа людей для того, чтобы свободно ассоциировать на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строительства нового центра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.

Творческое мышление в группе основывается на следующих психологических принципах (Осборн, 1957):

1. Групповая ситуация стимулирует процессы выработки новых идей, что является примером своего рода социальной помощи. Было обнаружено, что человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе, чем когда он работает один. В группе он находится под воздействием многих различных решений, мысль одного человека может стимулировать другого и т. д. Вместе с тем эксперименты показывают, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.

2. Кроме того, групповая ситуация вызывает соревнование между членами группы. До тех пор, пока это соревнование не вызовет критических и враждебных установок, оно способствует интенсификации творческого процесса, так как каждый участник старается превзойти другого в выдвижении новых предложений.

3. По мере увеличения количества идей повышается их качество. Последние 50 идей являются, как правило, более полезными, чем первые 50. Очевидно, это связано с тем, что задание все больше увлекает участников группы.

4. Мозговой штурм будет эффективнее, если участники группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Качество идей, предложенных ими на следующем собрании, будет выше, чем на первом. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их «созревания».

5. Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людьми, так как обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом.

 

32. Методы изучения мышления.
До XX века существовал только метод самонаблюдения.
Лущихина выделяет следующие методы:
1) Метод наблюдения. Регистрируется эмоциональные компоненты поведенческих реакций.
2) Метод беседы.
3) Анкетирование.
4) Лабораторный эксперимент. Масса недостатков. Необходимо создавать помехи.
5) Тестирование. Необходима всегда норма для выборки. Всегда, таким образом, необходимо сравнение.
6) Самонаблюдение.
7) Моделирование мыслительных процессов. Конкретное моделирование очень сложно. Обычно математическое, абстрактное моделирование.
8) Психофизиологические методы. Показатели сложности, степени заинтересованности. Вживание электродов.
Желательно пользоваться всегда батареей методов.
Конкретные методы практически всегда диагностируют те или иные свойства мышления.
Примеры методик: методика Лачинса, «Словесный лабиринт», методика Выготского-Сахарова, Цепной ассоциативный эксперимент.

 


33.Природа и виды воображения. Воображение и творчество

Процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений называют воображением.Оно направлено на создание продуктов, не имеющих в реальной действительности аналогов и заменяющих ее. Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика:воображение, вероятно, характерно только для человека и определенным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

Воображение является процессом познания, оно может предсказать тенденции развития действительности, задавая направления для этого пути. Степень активности воображения обусловливает его классификацию. Выделяют два типа воображения. К пассивному воображениюотносят сон, грезы, мечты, к активному– репродуктивное и творческое воображение.

Видения, являющиеся человеку либо во сне, либо в бреду, не зависят от его желаний видеть именно этот образ. Грезы подразумевают возможность по собственному усмотрению вызвать их содержание. Мечты – более активный вариант грез, это образ желаемого будущего, более связанного с действительностью, чем грезы. Их человек обычно старается претворить в реальность.

Воссоздание образов, сотворенных другими, связано с репродуктивным воображением. При этом регулируется не только содержание, но и яркость, живость образов.

Наибольшую активность и субъективность предлагает творческое воображение, когда содержание продукта полностью зависит от автора, от его мыслей, чувств, опыта.

В воображении (как и в мышлении) используются несколько операций: комбинирование, агглютинация, гиперболизация, типизация. Агглютинация – особый вид комбинирования, он соединяет несоединимые в реальности части.

Яркость и выразительность образа повышает гиперболизация. Она выдвигает на первый план только какие-то отдельные его черты. С намеренным усилением какой-то одной черты образа связано акцентирование. Особенность его в том, что здесь выделяют деталь, которая становится доминантной.

Воображение связано и с такими сторонами психики, как мышление, эмоции, память.

Сильные эмоции стимулируют работу воображения, но не только чувства вызывают воображение, но и воображение увеличивает переживания.

Воображение в трудных ситуациях при решении сложных проблем заменяет мышление, помогая восполнить недостающее воображение.

Функции воображения:1)представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи; 2) регулирование эмоциональных состояний; 3) произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций; 4) формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их внутри, манипулируя образами; 5) планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

 

Воображение и творчество

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.
Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.
Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.
Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи).
2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
4. Проверка.
Другой ученый — Г. С. Альтшуллер — разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.
Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.
По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».
Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

 

Запоминание: виды, условия эффективного запоминания

Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга.

В отличие от непроизвольного запоминания, произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания – это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание, а затем и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание – специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется запоминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала текст прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется его общий смысл, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.

Таким образом, для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мнемические приемы.

 



Читайте также:

 

9 способов запоминать больше и учиться быстрее — Clockify Блог

Возможно, вы здесь, потому что вам нужны советы о том, как быстро запомнить этот тест, который выйдет на следующей неделе. Или, может быть, вам предстоит репетиция в театре, и характерные черты просто не сохранятся.

Мы предложим эффективные и быстрые советы по каждому типу материала, который вам необходимо изучить, пока вы не найдете идеальный. Однако мы также научим вас, как избежать расстройства запоминания, превратив его в забавное и полезное пространство для вашего мозга.

Запоминание — это навык?

Как бы сурово это ни звучало, мы все вместе стали слишком ленивы, чтобы что-то вспоминать. И зачем нам улучшать память, если на ладони есть еще один крошечный мозг, который все запоминает за нас? Смартфоны становятся умнее, поэтому мы можем освободить пространство для других дел.

Есть универсальный фаворит в высказываниях, связанных с мозгом: « Используй, или потеряй ». Ум нужно тренировать, как и ваше тело.

Итак, запоминание — это навык .

Чем меньше мы стараемся активно запоминать информацию, тем более ленивым становится наш мозг. Становится труднее приобретать новые навыки и учиться. Не говоря уже о том, что он закладывает основу для более быстрого разрушения нейронов по мере взросления. Несмотря на то, что наш разум должен быть молодым и быстрым до старости, мы сталкиваемся с универсальным разочарованием из-за того, что пытались запомнить единственный номер телефона или имя человека задолго до этого.

Как улучшить память?

Еще в 2017 году было проведено исследование, целью которого было доказать, как обычные люди могут использовать стратегии, разработанные чемпионами по запоминанию, и добиваться таких же долгосрочных результатов.Мартин Дреслер, один из авторов, упоминает, что даже эти сверхчеловеки запоминания на самом деле практикуются всего за несколько недель до соревнований, от получаса до часа в день. В остальное время они могут практиковаться время от времени.

Однако он также заявляет, что никакая техника не поможет, если вы не будете ее активно использовать. Итак, чтобы в полной мере воспользоваться списком стратегий, которыми мы собираемся поделиться, вам нужно сделать практику запоминания привычкой.

Например, когда наступает время для умственной тренировки, вы можете использовать секундомер, чтобы узнать, сколько времени вам нужно, чтобы что-то вспомнить.Чтобы видеть реальные результаты, также полезно следить за своим прогрессом. В настоящее время существует множество приложений для отслеживания времени, которые предлагают расписания и графики, отображающие ваш прогресс за выбранный период времени.

Кроме того, вы можете выбрать один из многочисленных трекеров привычек, чтобы практиковаться каждый день или каждые несколько дней.

Лучшие техники запоминания

Если вам нужно заставить себя что-то запомнить, ясно, что вашему мозгу сложно понять, почему это имеет отношение к вашим знаниям.Вот почему каждая техника запоминания сводится к очень простому основному руководству: трансформируйте часть информации без контекста, чтобы она имела смысл лично для вас.

И учитывая то, что каждый мозг по-своему усваивает новую информацию, методов запоминания бесчисленное множество. В этом списке вы найдете некоторые из них, подходящие для разных способов обучения.

1. Повторение с интервалом

Часто рекомендуемый метод для лучшего запоминания, особенно при экзаменах и изучении языка, — это техника с увеличенным интервалом.

Герман Эббингауз ввел термин «кривая забывания». Это графическое изображение того, как наш мозг со временем забывает информацию, если она не повторяется через определенные промежутки времени.

В честь запоминания: 10 доказанных преимуществ для мозга

В наши дни обучение памяти привлекает много внимания. Информированные преподаватели часто считают заучивание наизусть ненужным и даже вредным упражнением, вместо этого предпочитая учить творчеству и решению проблем.Хотя мы согласны с тем, что творческие аналитические уроки — отличный способ учиться, стоит отметить, что запоминание все еще может играть важную роль в обучении, независимо от вашего возраста. Читайте дальше, чтобы узнать о 10 преимуществах запоминания в школе и за ее пределами.

  1. Запоминание тренирует ваш мозг запоминать:

    Хотя запоминание стихов может не казаться особенно важным, это важная задача для тренировки вашего мозга, чтобы запоминать вещи.Этот тип задания на запоминание тренирует ваш мозг, давая ему силы запоминать больше информации. Запоминание отрывков или стихов с течением времени (а не зубрежка) — очень эффективный способ сделать ваш мозг более восприимчивым к запоминанию.

  2. Запоминание бросает вызов вашему мозгу:

    Так же, как когда вы занимаетесь в тренажерном зале, постоянные и сложные упражнения являются ключом к поддержанию мозговой активности.Такие задачи, как запоминание, — очень полезный способ улучшить психическое здоровье вашего мозга.

  3. Механическое обучение улучшает нейронную пластичность:

    Ирландские исследователи обнаружили, что с помощью расширенных упражнений по механическому обучению учащиеся могут вспомнить больше информации. Механическое обучение приносит пользу гиппокампу, ключевой структуре мозга эпизодической и пространственной памяти человека.В своей группе участников в возрасте 55-70 лет эти исследования отметили, что повторная активация структур памяти способствует нейрональной пластичности в стареющем мозге.

  4. Детские стишки учат ритмическим образцам:

    Повторение одних и тех же детских стишков снова и снова для маленьких детей предлагает запоминание путем повторения, что является очень важным инструментом запоминания для детей. Пока родители читают знакомые стихи, дети изучают ритмические паттерны, обучая их равновесию и симметрии.

  5. Запоминание предлагает упражнение умственной гимнастики:

    Следует поощрять тех, кто зациклен на спортивной статистике: нейробиологи считают, что «умственная гимнастика», как и запоминание фактов из спортивной истории, может сделать ваш мозг более быстрым и подвижным. Хотя исследователям еще предстоит найти прямую связь, они все же считают, что существует правдоподобная связь между навязчивыми идеями о спортивных результатах и ​​более гибким мышлением.К тому же, как отмечает нейробиолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Артур Тога, такое упражнение, как чтение результатов спортивных соревнований, «вовлекает гораздо больше круговоротов», чем, скажем, просмотр спортивных передач по телевизору.

  6. Знание высвобождает силы мозга:

    Студенты, которые «просто знают» уравнения, функции, определения и другие заученные факты, могут сэкономить силы мозга; умственные способности, которые можно использовать для других целей. Если основные концепции и информация усвоены, учащиеся могут перейти к большему и лучшему, вместо того, чтобы тратить время на поиск слов или выполнение простых вычислений на калькуляторе.

  7. Упражнения на память помогают студентам практиковать концентрацию:

    Взрослому может быть трудно вспомнить, что вы ели на ужин прошлой ночью, но вы можете вспомнить Геттисбергское обращение, которое вам приходилось декламировать в начальной школе. Почему это? Ответ — сосредоточенность. По мере того, как ученики тратят время на запоминание отрывков, таблиц и всего чего угодно, они учатся находить фокус. Педагоги обнаружили, что учащиеся, от которых требовалось запоминать с раннего возраста, часто имеют больше возможностей сосредоточиться на учебных задачах в старших классах школы и колледжа.

  8. Навыки памяти необходимы для изучения новых концепций:

    Студентка Государственного университета Вебера Паула Фит (Paula Fiet) углубилась в исследовательский проект рабочей памяти и обнаружила, что недоразвитая кратковременная память может быть причиной проблем некоторых студентов с усвоением концепций в математике и чтении. Фит объясняет, что «вам нужна рабочая память, чтобы учиться» или для того, чтобы хранить в уме достаточно информации, чтобы понять, что вы изучаете.Исследование Фита показало, что «дети с плохой рабочей памятью не получают достаточно информации в своем сознании за один раз, чтобы понять, что происходит». Учащиеся, выполняющие упражнения, направленные на формирование кратковременной памяти, заметили улучшение своей рабочей памяти и способности к обучению.

  9. Рабочая память важна для творчества:

    Так же, как сильная рабочая память хороша для обучения, рабочая память также важна для творчества.Голландские исследователи обнаружили, что полупрофессиональные виолончелисты могли выступать более творчески с большей емкостью рабочей памяти. Но при когнитивной нагрузке участники хуже справлялись с творческой задачей. Учащиеся, которые учатся концентрировать внимание и развивать свою рабочую память с помощью заданий на запоминание, могут освободить свой ум и стать более творческими.

  10. Тренировка памяти может предотвратить снижение когнитивных функций:

    Формирование памяти может стать здоровой привычкой на всю жизнь.Исследователи из Национального института здоровья и старения обнаружили, что взрослые, прошедшие короткие периоды тренировки памяти, были лучше способны поддерживать более высокие когнитивные функции и повседневные навыки даже через пять лет после прохождения тренировки. Практика запоминания позволила пожилым людям отсрочить типичное снижение когнитивных функций на 7–14 лет. Студенты, которые начинают практиковать тренировку памяти сейчас, могут оставаться сообразительными и в ближайшие годы.

Почему механическое запоминание важнее, чем вы думаете

Если вы в последние несколько лет читали блоги или статьи о стратегиях обучения, вы, вероятно, заметили сильную обратную реакцию против упражнений и практики в пользу «конструктивистской» деятельности и «проектного обучения.”

Фактическое запоминание фактов, как утверждают многие, является устаревшей образовательной практикой, поскольку в настоящее время любой может просто погуглить факт по запросу или найти его в Википедии. Мантра состоит в том, что мы должны сосредоточить все школьные занятия на приобретении навыков , а не знаний.

Мы не согласны — и не только потому, что мы создали самое эффективное веб-приложение и мобильное приложение для «умных карточек» из когда-либо созданных. Есть способ повысить вовлеченность студентов. Вот как.

Ценность запоминания

Знание наизусть важнее, чем вы думаете

Есть множество случаев, когда знание, которое вы говорите прямо на кончике языка, может иметь огромное социальное и профессиональное значение.

Например, вчера вечером на мероприятии по установлению контактов, когда я случайно спросил нигерийского предпринимателя, какая часть его бизнеса ведется на английском языке по сравнению с его родной йорубой, он сразу же стал более вовлеченным в наш разговор. Как будто тот простой факт, что я, , знал, , что на йоруба говорят в Нигерии, увеличивал мой социальный авторитет и, следовательно, наше взаимопонимание.

То же самое и с профессиональными настройками. Если я, продавец фармацевтических препаратов, разговариваю с врачом о конкретном препарате для пищеварения, и он спрашивает, влияет ли оно на процесс перистальтики , то это будет выглядеть непрофессионально, если мне придется вытащить свой медицинский словарь, чтобы найти слово.Эти факты должны быть прочно закреплены в моем мозгу, чтобы я мог сразу получить к ним доступ!

В большинстве ситуаций требуется более индивидуальное обучение. Конечно, большинство преподавателей-конструктивистов будут утверждать, что симуляции из реальной жизни, обучение на рабочем месте и обучение на основе проектов более эффективны для изучения новых концепций, чем механическое запоминание. Проблема в том, что ни одна экономически эффективная конструктивистская деятельность не гарантирует, что вы познакомитесь со всеми необходимыми вам концепциями — или что вы полностью запомните факты, которым вы подверглись .Если вы действительно хотите получить полный спектр знаний по данной теме, наиболее гарантированный и эффективный способ сделать это — сознательно изучить , используя проверенную временем практику повторений — в частности, повторение на основе уверенности с использованием инструмента как Brainscape.

Brainscape — это платформа для веб-обучения и мобильного обучения, которая поможет вам узнать что-либо быстрее, используя когнитивные науки. Присоединяйся к миллионы студентов, учителей, изучающих языки, экзаменуемых и корпоративные стажеры, которые удваивают свои результаты обучения.Визит brainscape.com или найдите нас в App Store .

Когда не запоминание мешает обучению — математика с плохими рисунками

Поскольку я уже писал раньше о пороках запоминания, теперь пора замолвить словечко о нем. В частности, я хотел бы поделиться рифмованной фразой, которую я только что придумал:

Я понимаю, что это маленький голос ребенка. Но выслушайте меня.

Во-первых: знания имеют значение. Я имею в виду имена, даты, факты, формулы — они необходимы.Они ценные. Они являются частью того, что значит быть образованным. Любой, кто принижает факт вспоминания фактов или рекламирует Википедию как подходящую замену человеческому мозгу, упускает что-то важное в природе опыта.

«Критическое мышление» — не противоположность «фактическому знанию». Критическое мышление опирается на фактическое знание. Критическое мышление — это разумное манипулирование фактами: знание того, на что следует обратить внимание, а что отбросить, как синтезировать и устанавливать связи, когда искать новые данные и какие именно данные искать.

Если критическое мышление — это способность строить башни, то кирпичи — это факты. Они вам как бы нужны, и запоминание может помочь.

Проблема не в запоминании как таковом.

Проблема в том, что запоминание распространяется, как сорняк, и начинает заменять разум. Проблема в «ASTC», «FOIL» и других мнемонических сокращениях, которые обходят реальные математические рассуждения. Проблема в том, что вся алгебра или исчисление сводится к перебору формул, происхождение и цель которых вы не понимаете.Вот тогда математика перестает быть математикой и превращается в урок «Следование рецептам 101», куда менее значимый и стоящий урок.

Какое решение? Запоминайте в начале года… и никогда, никогда больше. Запоминание (механическое или мнемоническое) служит нам лучше всего, когда дает нам отправную точку. Гораздо проще построить хорошо интегрированные и тесно связанные структуры знаний, если у вас есть несколько основных фактов, на которых можно строить.

Если вы посещаете урок химии, запомните несколько первых строк таблицы Менделеева.

Если вы изучаете курс американской истории, то запомните основные войны и годы, когда они произошли.

Если вы изучаете курс тригонометрии, запомните SOHCAHTOA.

Запомните это в День №1. Это даст вам скелет, и вы проведете остаток времени, добавляя плоть и мускулы к этой голой кости. Но не запоминайте больше, чем нужно. Например, не запоминайте, что sin (π / 2) = 1.Рассудите , почему sin (π / 2) = 1, на основе более элементарных фактов, а затем запомните это, потому что это часть взаимосвязанной структуры знания.

Запоминание — не суть обучения. Но это полезный инструмент для начала.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Опубликовано

Мыслить, не запоминать, по математике |

Моя жизненная миссия — помогать учителям ставить задачи, требующие от учеников мысли , а не просто запоминания .Вот несколько идей и ресурсов для этого в математике.

Содержание

  1. Как мы сюда попали?
  2. В отличие от других
  3. В чем вопрос
  4. Угадай мой номер
  5. Открытый средний
  6. Визуальные паттерны
  7. Не могли бы вы…

Обязательно к прочтению

Если вы еще не читали эти статьи, сохраните их на будущее, чтобы понять, почему стоит за этими идеями.

Затем, к конкретным идеям.

1. Как мы сюда попали?

Это может быть ежедневная разминка. Чтобы добавить сложности, мы начинаем с конца и просим учащихся придумать несколько путей, которые могли бы нас туда привести.

Например, напишите на доске большую цифру «17» и спросите своих учеников: «Придумайте десять, нет двадцати, каких пятидесяти способов добраться до 17?»

Некоторые простые пути включают:

Это отличные отправные точки, но они включают некоторые ограничения, заставляющие учащихся искать еще более творческие способы достижения 17:

  • Вы должны сделать ровно трех шагов (10 + 3 + 4, 8 × 2 — 1)
  • Необходимо использовать десятичную дробь (34 × 0.5)
  • Вы должны включить квадратный корень (√81 × 2 — 1)

Существует буквально бесконечное количество способов прийти к этому единственному числу, и это задание побуждает студентов использовать свои различные математические инструменты. Начинайте каждый день с нового числа. Попробуйте использовать дроби, десятичные дроби и отрицательные числа.

Это работает для всех возрастов, потому что мы можем попросить учащихся использовать концепции уровня своего класса. Ученики начальной школы могут просто складывать и вычитать. Верхний элементарный класс может включать дроби или деление.

Задача сложная, а не просто трудная. В нем высокий потолок.

2. В отличие от других

Распространенная математическая задача — попросить учащихся определить шаблон, дается:

3, 6, 9, 12

Но, используя тот же набор чисел, мы можем задать другой вопрос: какое число не похоже на другие?

Конечно, «правильного» ответа не существует. 12 может быть наиболее очевидным выбросом, потому что это двузначное число, но студенты могут сказать:

  • 3 — единственное простое число
  • 9 — единственный идеальный квадрат
  • Мы можем удвоить 3, чтобы получить 6, и удвоить 6, чтобы получить 12, но 9 не соответствует этому шаблону

Опять же, учащиеся с большим количеством математических инструментов смогут придумать больше причин для исключения определенных чисел.

Обновление

: Мэри Бурасса создала огромный ресурс образцов, который она называет «Какой из них не принадлежит?»

Я также разработал несколько видеороликов «Not Like The Others» на Byrdseed.TV.

3. В чем вопрос?

Вдохновленный Дэном Мейером, покажите интригующее изображение и спросите своих учеников: «Какой вопрос мы можем задать?» Обязательно скажите им, что им не нужно решать эту задачу, иначе они будут бояться задавать сложные вопросы!

Например, покажите это изображение переполненного стадиона.

Какой вопрос мы могли бы задать, даже если еще не знаем, как на него ответить?

Возможные вопросы:

  • сколько человек на стадионе
  • сколько люди потратили на билеты
  • сколько хот-догов было продано в этой игре

Отличным источником таких изображений является собственный 101QS.com Дэна, сайт, посвященный изображениям с потенциальными математическими приложениями.

4. Угадай мой номер

В качестве варианта «20 вопросов» позвольте классу задать определенное количество вопросов, чтобы определить число, которое «находится в вашей голове».”

Вопросы могут включать:

  • Он четный или нечетный?
  • Положительный или отрицательный?
  • Целое или нецелое число?
  • Рациональное или иррациональное?
  • Больше 10 или меньше 10?

Конечно, как только у них возникнет идея, ученики могут выбрать свои собственные числа и работать в группах, чтобы практиковаться вместе, или сделать , вы, , угадать, , их число .

5. Открытый средний

Open Middle принадлежит моему реальному другу Роберту Каплински (среди прочих).

Этот пример порядка операций мне нравится больше всего. Используя цифры 0-9 (только один раз на номер), сделайте максимально возможное число:

Зайдите на OpenMiddle.com, чтобы увидеть подсказку и решение.

6. Визуальные паттерны

Fawn Nguyen (и компания) собрали восхитительный ресурс для обозначения и обобщения паттернов, названный Visual Patterns. В каждом случае показаны первые несколько итераций шаблона, а затем учащиеся должны определить 43-ю итерацию .Вот один пример (от Мэтта Водри):

Сколько будет мест при 43 столах?

Зайдите на VisualPatterns.org, чтобы увидеть решение, а также более 200 других шаблонов.

7. Вы бы предпочли?

Джон Стивенс делится ситуациями, которые просят студентов задаться вопросом: , что лучше? Независимо от того, выбирают ли они кредитную карту или решают, какие обстоятельства приведут к увеличению денег, дети должны обосновать свое мышление своими математическими навыками.Проверь, ты бы предпочел?

У вас есть любимый ресурс, чтобы убедиться, что дети думают, а не просто запоминают по математике? Отправьте его мне: [email protected]

Дифференциальная информация в вашем почтовом ящике.

Я буду отправлять вам одно или два электронных письма в месяц, чтобы помочь вам лучше понимать и различать одаренных студентов.

Получите бесплатные ресурсы прямо сейчас!

Byrdseed.TV: Math Differentiated For You

Проекты по математике, перекрестные дисциплины, сложные математические курьезы и дифференцированные уроки, которые заставят ваших учеников задуматься.

Загляните в математический архив Byrdseed.TV!

Byrdseed.TV: Дифференциация сделана для вас

Нет времени создавать дифференцированные уроки? Byrdseed.TV наполнен готовыми ресурсами, чтобы сэкономить ваше время (и порадовать ваших учеников).

Зайдите на Byrdseed.TV сегодня! Обзор

: Методы запоминания английских слов 于 小 鸥. Цель: узнать ситуацию с запоминанием слов учениками Цель: узнать ситуацию учеников

Презентация на тему: «Обзор : Способы запоминания английских слов 于 小 鸥».Цель: узнать ситуацию с запоминанием слов учащимися. Цель: узнать ситуацию учащихся »- стенограмма презентации:

1 Обзор : Методы запоминания английских слов 于 小 鸥

2 Цель: узнать ситуацию с запоминанием слов учащимися Цель: узнать ситуацию с запоминанием слов учащимися, чтобы узнать эффективные методы, чтобы узнать эффективные методы Время: 5 ~ 24 апреля Время: 5 ~ 24 апреля Object: Class1Object: Class1 Наши учителя английского языка Наши учителя английского языка Друзья из разных университетов Друзья из разных университетов Как это сделать: Как это сделать: интервью, анкета Интервью, анкета

3 Часть 1 Проблемы запоминания английских слов

4 Статистика от 241 учеников 1 класса (разные университеты) Общие проблемы с—— правописание Китайское значение суффикс / префикс близкое произношение близкое правописание характеристика () словосочетания Класс 1 Редко употребляемые слова использование слова Постоянная память !!!

5 Часть 2 Методы, которые я получил в результате опроса

6 Будьте похожи с правилами написания. Разделите слово на несколько частей. Мгновенное запоминание (визуальный смысл). Используйте словарь. Пересматривайте снова и снова. Записывайте слово много раз 法 法 Связь 联想 法 Запоминайте примеры предложений 标 标 Ознакомьтесь с фонетическими символами 音 标 1 / 1 2/2 4/1 4/3 5/4 6/2 7/7 8/6 11/10 Класс 1


8 фонетические символы 音 标 правила написания словообразования 构词 法 1.Запомните в соответствии с фонетическими символами 音 标 и правилами орфографии и словообразования 构词 法 Не могу вспомнить ① написание s ss ② суффикс / префикс s ss например, помощь высокомерие посещаемости

9 2. Разделите слово на несколько частей (требуется некоторое воображение) Не могу запомнить суффикс / префикс и длинные слова Например, анонимный = a- 没有 + -ноним 名字 + -ous → 匿名 的 иерархия = hier 高 + -archy 支配 、 统治 → 等级 制度 трещина = cre- 生长 + -vice 罪恶 → 裂缝

10 Не знаю, как использовать слово.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *