28.01.2021

Открытый стиль общения: Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации



В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стилей общения, их позитивных и негативных проявлений в пространстве педагогических коммуникаций. Также приведена иная классификация, основанная на более тонком научном подходе на основании анализа психологических механизмов, определяющих коммуникативную стратегию человека.

Ключевые слова: образование личности, стили педагогического общения, педагогическое взаимодействие.

Образование — это не просто деятельность, направленная на развитие личности, это помощь в изменении внутреннего эмоционально-когнитивного опыта ребенка, вследствие его обучения и воспитания. То есть, помощь в осознании ребенком своих собственных устремлений и возможностей, в развитии его способностей и личностного роста в целом. Предполагается, что эта деятельность способствует развитию духовных потребностей в познании, рефлексии, красоте, творчестве и раскрытию «индивидуальных дарований личности в согласии с предпосылками и побудительными мотивами…».

Успешность развития личности обучающегося зависит от благополучной психологической ситуации. А одним из оснований этого благополучия является правильно выбранный стиль педагогического общения.

Общение взрослого с ребенком, учителя с учениками — это сотрудничество, которое создаёт зоны ближайшего развития личности, её индивидуальные качества, потребности и мировосприятие.

Непосредственное, живое общение рождает эмоции, переживания, аффекты, что является условием личностного роста обучающегося. А эффективность этого общения, его влияние, оказываемое на ученика, зависит от выбранного учителем стиля общения.

Стиль педагогического общения — это некоторый набор типичных требований и приемов обучающего и воспитательного характера, в которых заключены ожидаемые результаты ответного поведения обучающихся. Стиль педагогического общения или руководства выражается в различных формах организации деятельности учителя и ученика и их общения.

Педагогическое общение в целом имеет определенную специфику. Эта специфика обусловлена различными планируемыми позициями (функциональными, социальными и т. д.), ролями субъектов общения. В процессе педагогического общения преподаватель исполняет свои ролевые обязанности по руководству образовательным процессом.

Эффективность этого выбора и действия этих форм зависит, в том числе, и от уровня профессионального педагогического уровня учителя. Стиль педагогического общения состоит из возможностей педагога к коммуникации, характера взаимоотношений учителя и учеников их личностных и межличностных особенностей. Будучи категорией, социально и нравственно насыщенной стиль общения прямо отражает педагогическую культуру учителя, а также общую культуру педагога.

Отечественная психолого-педагогическая наука традиционно выделяет три основных стиля педагогического взаимодействия: авторитарный, демократический и либеральный.

В рамках научной дискуссии предлагается иная классификация стилей педагогического взаимодействия, произведенная на основании анализа психологических механизмов, определяющих коммуникативную стратегию человека. Такая классификация позволяет выделить три принципиально различных по своей психологической природе стиля: авторитарный, манипулятивный и диалогический.

Для полного, разностороннего и эффективного раскрытия содержания стилей педагогического общения из иной классификации необходимо взять несколько критериев: — понимание или непонимание других участников общения и специфика этого понимания; — развитие, которое получают (или не получают) участники педагогического взаимодействия.

Авторитарный стиль проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса на личности авторитара, в единоличном осуществлении управленческих функций, в использовании преимущественно распоряжений, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении самоанализа и самоконтроля педагога и значительно сдерживает развитие самостоятельности и активности обучающихся. «Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми» [3].

Как показывают многочисленные исследования, в психологической природе авторитарного стиля педагогического взаимодействия лежат бессознательно действующие психологические защиты, сокрытие глубинного недоверия к самому себе, к своим собственным способностям и возможностям как в личностном, так и в профессиональном пространстве («кризис компетентности»).

Либеральный стиль в большинстве случаев принимают как негативное явление. Описывают его следующим образом: общение характеризуется тенденцией стремления преподавателя в наименьшей степени включаться в работу на уроке. Такие преподаватели лишь формально исполняют свои прямые обязанности, ограничиваясь исключительно преподаванием. Результатом выбранной стратегии считается недостаток контролирования деятельности обучающихся и динамики формирования их личность. Как правило, успеваемость в классах либеральных преподавателей неудовлетворительна. Непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях характерных для либерального преподавателя. «Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения». [3]

Однако, в научном сообществе существует другое мнение. Либеральный (от лат. liberalis — свободный) означает «отдающий приоритет свободе», признающий свободу человека ключевой ценностью. Свобода — это главное, что отличает человека от всего нечеловеческого. Согласно экзистенциальной философии смысл свободы состоит в том, что человек не является объектом, формирующимся под воздействием социума, равно как и не является «продуктом» генетического начала, а выбирает самого себя, созидает свою личность собственными действиями и поступками в каждый момент своей жизни. Таким образом, человек свободен в творении собственной жизни, несёт полную ответственность за всё в ней совершённое. По словам Н. А. Бердяева: «Свобода есть не право человека, а его обязанность» [1, с. 325]. Приведенное мнение позволяет признать неточность классификации данного стиля. Либеральность как термин являет собой традиционность и тем самым неверно интерпретируется. Именно поэтому и появляются последующие проблемы: — данный стиль невозможно выявить по каким-либо критериям, так как их не существует; из-за достаточного контроля, регламентации, стандартизации и нормативности образовательной сферы со стороны государства в целом и регионов в частности вынуждено отсутствует деятельностная свобода.

Демократичный стиль взаимодействия. Для него свойственны широкая связь с учениками, выражение доверия и почтения к ним, педагог старается нормализовать и укрепить эмоциональный контакт с классом, не подавляя их. В своей педагогической деятельности учителя, придерживающиеся демократического стиля, активизируют интеллектуальную увлеченность и мотивацию относительно познавательной деятельность. Если ребенок ощущает напряжение, негатив в свою сторону от учителя, безразличие к собственным переживаниям, непонимание, у него возникает отрицательное отношение к учителю. Это порождает агрессию и противоречия во взаимопонимании учителя и ученика. Демократический стиль помогает практически полностью избежать этого. Ведь между способами общения ученика и учителя существует прямая зависимость с формированием у ученика мотивов учения. Доброжелательное, доверительное отношение способствует учению, увеличивает уверенность в собственных силах и мотивирует на активное получение новых знаний умений и навыков.

Существует мнение, которое в корне меняет суть демократического стиля взаимодействия и иллюстрирует его как неверно названным стилем коммуникации.

Демократический стиль (от греч. demos — народ и kratos — власть) дословно означает «власть народа». Данное определение может быть корректным в политическом контексте, но не в педагогическом. При использовании понятия «демократический стиль педагогического взаимодействия» возникает необходимость определить, кого в пространстве педагогических коммуникаций считать народом: учащихся, учителей, родителей или администрацию образовательных учреждений. Поскольку все перечисленные категории, безусловно, попадают в номинацию «народ», то появляется неопределённость и сложность при идентификации реальных носителей «педагогической власти». Соответственно возникают проблемы в выявлении критериев коммуникативной стратегии педагога и стилевой идентификации в процессе осуществления педагогической деятельности.

В связи с возникшей дуалистичностью мнений в классификации стилей педагогического общения возникла необходимость в иллюстрации несколько иной классификации. Таким образом, в рамках данной работе приводим еще два стиля педагогического общения.

Манипулятивный стиль (от лат. manipulus — кисть руки, горсть). Он проявляется в латентной централизации учебно-воспитательного процесса, при внешней, кажущейся «демократичности». То есть педагог-манипулятор не навязывает обучающимся и воспитанникам свои цели и ценности, он старается сделать так, чтобы дети приняли их в качестве собственных. Манипулятор — это психологически грамотный авторитар, который понимает, что авторитаризм не выгоден ему самому и, используя более тонкие техники управления поведением, он может добиться больших успехов в своей профессиональной деятельности. Разница между авторитарным и манипулятивным стилями заключается в том, что в первом случае направленность на «коммуникативный диктат» имеет явную форму, а в манипулятивном — скрытую. Манипулятивный стиль отличается стремлением субъекта манипулирования максимально полно и глубоко понять других участников общения, но самому остаться «нераскрытым». Манипулятор может отличаться высоким уровнем креативности в общении, коммуникативной гибкостью и умением понять (а точнее «вычислить») другого человека. Наиболее актуальной для манипулятора является задача понять потребности, интересы, а также «точки уязвимости» объектов манипулирования и захватить их в поле своего влияния. Очевидно, что система оценивания, существующая в современном школьном образовании не столько ориентирована на получение информации о качестве знаний учащихся, сколько на управление их сознанием и поведением. Манипулятивный стиль также отличается особой спецификой: как правило, развитие получает субъект манипулирования за счёт объектов манипулирования. Педагоги-манипуляторы активно используют различные методы и приёмы активизации учебной и внеучебной деятельности, стимулируют познавательные интересы школьников (в обход их собственных смыслов и целей). Манипулятор часто выдаёт себя повышенным вниманием к различного рода психологическим методикам «эффективного воздействия», «эффективного общения», суггестивным технологиям и т. п. Несмотря на то, что в большинстве ситуаций манипулятор оказывается более успешным чем авторитар, психолого-педагогические и социальные последствия для объектов манипулятивного воздействия могут быть ещё более негативными, чем в случае воздействия авторитарного. Как зарубежные, так и отечественные исследователи единодушны во мнении, что манипулятивное воздействие не только блокирует развитие человека (объекта манипуляции), его свободу и ответственность, но и несёт разрушительные последствия для его личности (потеря аутентичности, конгруэнтности, невротизация и т. д.). В психологической природе манипулятивного стиля взаимодействия (так же, как и в случае авторитарного стиля) лежат бессознательно действующие психологические защиты, неполные и мнимые компенсации, акцентуированные черты характера. Если авторитар чаще побуждаем бессознательным стремлением к самоутверждению, то манипулятор — сознательным стремлением к превосходству, в связи с чем и для самого манипулятора последствия его манипуляций могут быть не менее негативны. Манипулятор, живя в постоянном психологическом напряжении, идёт по пути к неврозу, а иногда и к психозу [16, с. 36].

Диалогический стиль (от гр. dia — проходящий, идущий насквозь; гр. logos — понятие, мысль, идея, разум) — стиль общения, построенного на диалоге. Нередко под диалогом ошибочно понимают общение двух людей, путая приставки «di» (два, двойной) и «dia» (сквозь). В правильном понимании диалог трактуется как симметричные, равнозначные межличностные отношения, утверждающие право каждого быть понятым и понимать другого; право на взаимопринятие и взаимоуважение. Диалогический стиль педагогического общения проявляется в стремлении всех участников педагогического взаимодействия к построению общения на принципах паритета, взаимопонимания, сотворчества и сотрудничества. Диалог не просто выступает как средство общения, но и является одним из базисных условий самоактуализации и личностного роста. «Учитель и ученик совместно идут к общей цели — самоактуализация и личностный рост каждого» [18, с. 142]. Диалогический стиль характеризуется направленностью на понимание другого. Но в отличие от манипулятивного общения, где проблема понимания других участников общения также важна, диалогическое коммуникативное пространство основывается на взаимопонимании: «я делаю всё, чтобы понять другого, но также делаю всё, чтобы сам был понят другим» [18, с. 146]. Необходимо отметить, что диалогический стиль создаёт наиболее оптимальные возможности для полноценного развития и личностного роста всех участников общения. Профессиональная позиция педагогов, выстраивающих свою деятельность на диалоге, основана на признании ученика равноправным участником педагогического взаимодействия и ответственным субъектом свободного личностного самоопределения и самоактуализации. Свою миссию такие учителя видят не в исполнении свойственных традиционной системе обучения ролей ретранслятора стандартизированного учебного содержания, надзирателя и контролёра и т. п., а в выполнении функций «со-творческого» помощника, квалифицированно содействующего личностному росту ребёнка. Таких учителей психологическая наука определяет как профессиональных фасилитаторов (от англ. to facilitate — помогать, способствовать) — тех, кто оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации.

Приведенные авторами данной работы мнения дают понять, что при более тонком научном подходе выявляются некоторые неточности в определениях, а следовательно, и в классификации стилей коммуникации педагог-обучающийся. Эти на первый взгляд мелкие неточности являются достаточно серьезным основанием для ошибочного определения критериев, позволяющих с достаточной степенью достоверности выявить тот или иной стиль взаимодействия. Соответственно, это неблагоприятным образом скажется на выборе валидного направления, способа осуществления педагогической деятельности и общения с участниками учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / Н. А. Бердяев; сост. и послесл. П. В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. — М.: Республика, 1995.
  2. Братченко С. Л., Рябченко С. А. Авторитарный стиль педагогического общения — а что же дальше? // Магистр, 1996. — № 3.
  3. Братченко С. Л. Гуманистически ориентированный и традиционный подходы в образовании: сущность разногласий // Альтернативное образование в Санкт-Петербурге. — СПб.: Проект “Гражданская инициатива”, 1997.
  4. Братченко С. Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию // Образование и культура Северо-Запада России: Вестник Северо-Западного отд. РАО. — СПб, 1996. — Вып. I.
  5. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: метод. пос. для школьных психологов. — Псков, 1997.
  6. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.
  7. Глазков А. В. Взаимосвязь психологической готовности педагога к инновациям и стиля педагогической деятельности // Проблемы теории и практики современной психологии: ХI ежегод. Всерос. науч.-практ. конф студентов, аспирантов и молодых учёных с междунар. участием. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2012.
  8. Глазков А. В. Взаимосвязь организационной лояльности и когнитивного стиля 101 ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4’2017 «полезависимость — поленезависимость» на примере педагогических работников // Вестник Бурятского университета. — 2012. — Спецвыпуск D. — УланУдэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. — С. 166–170.
  9. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / пер. с англ. предисл. А. Я. Варга. — М.: Междунар. академия, 1994.
  10. Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1993.
  11. Подлиняев О. Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях: уч. пос. Изд. 4-е, испр. и доп. — Иркутск: ФГБОУ ВО «ИГУ», 2016.
  12. Подлиняев Олег Леонидович Стили педагогического общения и их психологическая природа // Педагогический ИМИДЖ. 2016. № 3 (32).
  13. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
  14. Рябченко С. А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: автореф. дисс…. канд. психол. наук. — СПб, 1995. 14. Сластёнин В. А. и др. Педагогика: учебник для студ. высших пед. учёб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  15. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования: уч. пос. для студентов пед. учёб. заведений. — Ставрополь, 2007.
  16. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / пер. с англ. А. Малышевой. — Минск: Полифакт, 1992.
  17. Combs A. Humanistic Education: Too Tender for a Tough World? — Phi Delta Kappan, 1981. — Vol. 62. — № 6.
  18. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80`s. Columbus-Toronto-London-Sydney: Charles E. Merrill Company, A Bell & Howell Company, 1983.
  19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Москва: Проспект, 2017. — 160 с.
  20. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. Учебное пособие. — СПб.: Нестор-История, 2016. — 180 с.
  21. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Учебно-метод. Пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов /пер. с финн. А. Ойттинен. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Е. Г. Речицкой — М.: Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС, 2016. — 175 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, педагогическое взаимодействие, авторитарный стиль, демократический стиль, диалогический стиль, личностный рост, стиль, участник общения, стиль общения, учебно-воспитательный процесс.

§ 6. Стили общения — Всё о человеческом общении и ораторском искусстве

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применить.

Декарт

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим. Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить. Однако если исходить из того, что стиль общения – это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный – деловыми, а гуманистический – межличностными.

В дальнейшем мы будем исходить из того, что стиль общения – это скорее предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций. Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в основном манипулятивный стиль, это не значит, что его общение с ближайшим другом тоже будет деловым.

Ритуальное общение. Здесь главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая «маска» с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одного – знания правил игры.

В подобном стиле осуществляются многие контакты, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, не имеют и не могут иметь никакого результата.

Например, день рождения. Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3–4 раза в год, сидят по несколько часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров, в сущности, не меняются, кроме того, каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, это абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Случается и такое, но гораздо чаще мы получаем от такого рода встреч удовольствие. Зачем нам это нужно?

Описанная ситуация – типичный случай ритуального общения, при котором главным является подкрепление связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повышение самооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнер – лишь необходимый атрибут, а его индивидуальные особенности несущественны. Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и тогда, когда видим в первый раз. Важно только одно – его компетентность относительно конкретного ритуала.

Вспомним широко известное выражение, что зануда – это человек, который в ответ на вопрос: «Как живешь?» начинает подробно рассказывать, как он живет. Иными словами, мы понимаем или воспринимаем человека как зануду только тогда, когда он выходит за рамки ритуала. Если же он не выходит за них (например, на сакраментальный вопрос отвечает «нормально «), то мы о нем не можем сказать ничего конкретного, да это нам и не нужно.

В ритуальном общении для нас существенно следование роли – социальной, профессиональной или межличностной.

Скажем, на вопрос: «Как живешь?» надо отвечать что-то вроде: «нормально «, «прекрасно «, «отлично » и т.д., а вот ответ: «отвратительно», предполагающий в дальнейшем вопрос: «А что так ? » и последующую беседу на эту тему, – это уже выход из ритуала приветствия и переход к другому общению. Человек, отвечающий, что он живет отвратительно, уже выходит за рамки своей ритуальной роли.

Для ритуального общения очень важно, с одной стороны, правильно распознать ситуацию общения и представить себе, как в ней себя вести – с другой.

Например, кто-то уходит из гостей. Он уже одет, стоит в дверях, но все не уходит, что-то говорит, говорит – десять минут, полчаса. Человек не распознает ситуацию, в которой должен происходить ритуал прощания, а продолжает существовать в ситуации «застольной беседы «. Гость не выполняет ролевые ожидания, и его начинают воспринимать как надоедливого, назойливого человека.

Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ритуальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участвуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, что мы делаем.

Мы много раз здороваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в одной организации, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем у них «Как дела?», узнаем, что нормально, говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который «плохо ходит», смеемся. И такое общение человеку тоже необходимо – представьте себе, какова была бы ваша реакция, если вдруг все перестали бы с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, так как лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует о социальной изоляции и воспринимается им в качестве таковой.

Отсюда следует, насколько большое значение человек придает ритуальному общению. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни. Оно бывает лишь прологом к другому общению – манипулятивному.

Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Что важно продемонстрировать собеседнику в манипулятивном общении? Только то, что поможет достижению цели. В ма-нипулятивном общении мы «подсовываем» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.

Не следует делать вывод, что манипуляция – это негативное явление. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, управление всегда включают в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Манипулятивное общение – чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте – отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.

Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководителя среднего ранга, которому часто звонят по телефону. Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппонента выше – один тон, если ниже – другой. Это типичный пример манипулятивного общения, и каждый про себя будет объяснять, что «так и надо, иначе ничего не сделаешь». Однако многим это неприятно.

И наконец, существует обратное влияние манипулятивного общения на личность, которая его использует. Существует манипулятивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хорошей техники по его использованию и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно).

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном общении, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Ситуации гуманистического общения всем известны – это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение. Оно связано

с настроенностью и целями партнеров. Но здесь следует указать на ситуации, когда данное общение и даже его отдельные элементы неуместны.

Например, телефонисты справочных служб раздражаются на тех клиентов, которые, вместо того чтобы быстро задать вопрос, пытаются сначала вступить с ними в доверительное общение: представиться, познакомиться, рассказать о своих проблемах, причинах обращения в справочную службу и т.д.

Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру). Это не означает, что гуманистическое общение не предполагает социальной детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается социальным (т.е. связанным с жизнью и отношениями людей в обществе). Однако в данном общении (больше, чем в других видах) прослеживается зависимость от индивидуальности. В гуманистическом общении партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.

Например, мы можем за два часа беседы хорошо узнать случайного попутчика в поезде и быть уверенным, что мы его правильно поняли. При этом мы можем плохо понимать или совсем не понимать, что представляет собой как человек секретарша нашего руководителя, с которой мы «общаемся» чуть ли не ежедневно уже много лет подряд.

Наш попутчик, с которым мы откровенно поговорили, пытаясь понять друг друга и не преследуя больше никаких целей (какие могут быть «дела» с незнакомым человеком), «открылся » нам, мы его «почувствовали «. А общение с секретаршей всегда носит в той или иной степени манипулятивный характер, следовательно, и воспринимаем «мы ее очень ограниченно – только по отношению к тем функциям, которые она должна выполнять в наших делах.

Основным механизмом воздействия в гуманистическом общении является внушение, суггестия – самый эффективный из всех возможных механизмов. Важно помнить, что это обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют друг другу, и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели (с привлечением различных примеров) проблему общения в целом, а также остановились на структуре, содержании, характеристике элементов общения, механизмах воздействия на партнера по общению. В главе II мы перейдем к проблеме делового общения, но для этого необходимо основательно усвоить то, что изложено в главе I.

Стили общения в конфликтных ситуациях

Как вы справляетесь с конфликтами? Испытываете ли вы сильный стресс в ситуациях, когда вам необходимо сказать своим друзьям или близким, что вы недовольны их действиями? Даже во взрослом возрасте многие из нас не имеют представлений о том, как грамотно разрешать конфликты, а также разбираться в своих желаниях, потребностях и чувствах. Это объясняет, почему разногласия с окружающими для некоторых превращаются в настоящую борьбу не только с другими людьми, но и с самим собой.

В современном мире очень важно уметь спокойно и конструктивно улаживать конфликтные ситуации. Если вы четко понимаете, почему испытываете те или иные чувства и чем они вызваны, то гораздо легче справляетесь с конфликтами и налаживаете общение с людьми без потери контроля над собственными эмоциями. При этом важно научиться быть восприимчивым к нуждам других, уметь выслушивать их мнение и разбираться в мотивах их поведения. Понимание различных стилей общения – это то, что может помочь вам действовать более ответственно и спокойно во время ссор и споров с окружающими. Важно четко представлять себе не только то, как другие люди строят взаимоотношения друг с другом, но и как вы сами взаимодействуете с близкими, друзьями, коллегами или просто незнакомцами.

Стили общения – это всего лишь различные способы построения отношений с окружающими людьми. Вы, вероятно, используете некоторые из них, когда речь заходит о конфликтных ситуациях. Однако ваш стиль общения может меняться в зависимости от того, с кем именно вы вступаете в спор. Например, при ссоре с родным братом вы улаживаете конфликт иначе, чем при возникновении недопонимания с другом или любимым человеком. Вот четыре наиболее распространенных стиля общения в рамках конфликтных ситуаций.

Агрессивный

Агрессивное общение часто бывает довольно громким. Подумайте о поведении, напоминающем издевательства: здесь есть множество оскорблений, являющихся вопиющими и требующими ответной реакции. Люди, вынужденные иметь дело с теми, кто ведет себя агрессивно, могут чувствовать себя задетыми и ощущать острую потребность в самозащите. Еще один возможный сценарий – это ответная агрессия с вашей стороны в те моменты, когда вы хотите быть услышанным.

Пассивно-агрессивный

Во время пассивно-агрессивного взаимодействия агрессия часто проявляется косвенным образом с помощью хитрости и контроля. Если вы чувствуете себя бессильным, злым или обиженным, то можете ответить в саркастической или крайне мрачной манере. Вы также можете отреагировать на конфликт как человек, которого обычно называют двуличным. Ведь можно просто сказать человеку, что все хорошо, но при этом продолжать действовать злонамеренно за его спиной, распространяя слухи или причиняя ему вред иными способами. Тот, кто вынужден справляться с вашим пассивно-агрессивным поведением, скорее всего, будет чувствовать себя задетым, смущенным и обиженным.

Пассивный

Главная характеристика пассивного поведения – это покорность. Если человек ощущает себя бессильным и неспособным выйти победителем из того или иного конфликта, то он начинает действовать пассивно, любыми способами избегая конфликтных ситуаций. Пассивное общение связано с такими проблемами, как восприятие себя как жертвы, неспособность выражать свои истинные чувства и потребности, избегание конфронтаций, извинение за поведение, которое на самом деле кажется вам правильным. Пассивный стиль коммуникации часто действует “успокаивающе”, заставляя вас чувствовать себя еще более беспомощным и виноватым – своеобразный замкнутый круг. Ваш оппонент в конфликтной ситуации с большой долей вероятности воспользуется преимуществами такого поведения с вашей стороны. Он просто проигнорирует ваши потребности и чувства, навязав вам свои интересы.

Ассертивный

Ассертивное поведение* – это идеальный стиль общения, устанавливающий баланс между пассивным и агрессивным типами коммуникации. Это самый здоровый и наиболее эффективный способ общения, который гарантирует, что в конфликтной ситуации никто не пострадает. Если никто не будет кричать и проявлять агрессию, то у каждого будет возможность открыто и честно поделиться своим мнением.

При подобном способе взаимодействия важно четко понимать, чего вы хотите и какие чувства испытываете, а также понятно доносить свою точку зрения до вашего оппонента. Это не гарантирует, что вы получите желаемое, но ассертивное поведение поможет сохранить уважение и достоинство, как вам, так и другим людям. Говорите спокойно и с нормальной для вас громкостью, ваша поза при этом должна быть открытой и уверенной, также не забывайте поддерживать зрительный контакт. Так вы проявите уважение к оппоненту и будете достойно выглядеть в его глазах. Если вы предпочитаете общаться в ассертивной манере, то значительно повышаете свои шансы на мирное разрешение конфликтной ситуации и нахождение компромисса, удовлетворяющего обе стороны.

Распознавание стилей общения и понимание их особенностей будет полезно вам как при построении рабочих, так и личных отношений. Ассертивный стиль взаимодействия с окружающими помогает чувствовать себя легко и уверенно, позволяя вам понимать самого себя и при этом устанавливать четкие границы в общении с другими людьми. Чем чаще вы практикуете ассертивный стиль общения, тем легче налаживаете контакты с самыми разными личностями.

*Ассертивность — это способность человека отстаивать свои интересы не нарушая при этом чужих.

Демократический стиль общения — КиберПедия

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Авторитарный стиль общения

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания; его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям — с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие их качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.


Либеральный стиль общения

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристи­ки. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Исследования показали, что после ушедшего педагога-«автократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника.


В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Чтобы подтвердить, какой большой вклад могут внести учителя в развитие положительной самооценки и веры в себя у ребенка, приведем результаты одного классического эксперимента, проведенного в американской школе психологом Р. Розенталем. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста, и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Результаты этого эксперимента свидетельствуют, что Я-концепция зависит от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям. Первое: учитель верил, что ребенок в самом деле способный, и начинал различать в нем потенциал, который раньше, без указаний со стороны, мог остаться незамеченным. Открыв такие способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку; а похвала стимулирует положительное отношение ребенка к себе, веру в свои силы. Второе направление: веря в потенциал ребенка, учитель, вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребенка как на наиболее способного. Это отразится в его общении с учеником уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия, которое позволяет эффективно развивать эти способности.

Этот феномен получил название «эффект Пигмалиона», которое восходит к известному античному мифу о скульпторе, изваявшем статую прекрасной Галатеи и оживившем ее силой своей любви. Отношение к статуе как к живой женщине сделало чудо. «Эффект Пигмалиона» формулируется следующим образом: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит. Спроецируем эту закономерность на нашу тему Я-концепции. Итак, если мы относимся к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даем ему это понять — мы создаем предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм самореализующегося предсказания («эффект Пигмалиона»), но в обратную сторону. Ребенок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.

Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения — важная часть педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным.

Плодотворное педагогическое общение одной из своих целей ставит также задачу повышения уровня межличностных отношений в реальном коллективе учащихся. Очень трудно решать эту задачу, не зная действительных ценностных ориентации коллектива в целом и конкретных личностей в нем. По данным исследований, наиболее привлекательные качества, определяющие межличностные отношения и взаимные симпатии учащихся, — отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову, а также ряд качеств, связанных с волевой сферой личности.

Эти результаты, конечно, отражают положительные моменты в межличностных отношениях и ценностях учащихся. Педагог может и должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных ценностей учащихся. Повышать уровень межличностных отношений в группе можно, используя в качестве опор те представления о системе положительных качеств личности, которые уже сложились в коллективе. Педагогу следует замечать и поощрять проявление этих качеств в межличностных отношениях учащихся, акцентировать на них внимание, рассматривать их как ценность в процессе собственного педагогического общения, не забывать о месте, которое занимают указанные качества в восприятии другого человека как личности, и т.д. Имеется множество других конкретных способов улучшить отношения в коллективе.

Высокие достижения в учебе являются даже негативным фактором в социально-психологическом аспекте. Обычно в литературе рекомендуют: «Нельзя при всех ругать ученика». Я же для себя сделал вывод: нельзя при всех и хвалить учащегося за учебные достижения. Этим ему можешь даже навредить. В смысле установления контактов в группе.

Понятно, что призывы педагогов к равнению на лучших учащихся не произведут эффекта до тех пор, пока педагогический коллектив не направит свои усилия (не только вербально, но и организационно) на исправление описанной выше системы ценностей. Вместе с тем ясно, что эту проблему невозможно решить лишь методами педагогического и психологического порядка. Повышение мотивации учения учащихся, превращение учебной успешности в значимую ценность межличностных отношений, конечно, невозможно до тех пор, пока в целом в обществе не будет установлено правильное соотношение между социальным успехом человека и его уровнем образования.

Эффективное педагогическое общение помогает осуществить педагогическую этику.

“Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)

Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она – фундаментальный элемент культуры, хотя редко является “в чистом виде”.

Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает отпечаток на сознание и поведение личности. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль.

Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.

Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.

Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям “не как к средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д.

Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;

– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;– деловой тон общения;

– внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;

– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

– в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный “барометр” учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

29. Формы становления педагогического мастерства учителя начальных классов. Проблемы подготовки учителей за рубежом на современном этапе.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения — это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности.

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя — профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.

Следующий компонент педагогического мастерства — это общая культура педагога, своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения.

По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней. Внутренняя культура — совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения.

Внешняя культура — это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности, в нашем случае — педагогическая.

Признаками педагогической культуры учителя является интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство.

В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.

Гуманистическая направленность личности педагога — это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Проявления гуманистического стиля взаимоотношения учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства педагога.

Пути формирования педагогического мастерства

Что думает каждый педагог о своей профессии в момент принятия решения о том, что он станет Учителем? Это — замечательная, благородная и благодарная профессия. Он представляет себя стоящим у доски, вдохновенно и увлеченно излагающим свой любимый предмет группе жаждущих знаний, исследований и открытий счастливых детей.

Но порою, суровая школьная действительность очень скоро рассеивает эти мечты в прах. Учитель лишается свой мечты — учить. Он постепенно начинает ощущать себя надсмотрщиком, погоняющим «шайку» ленивых учеников, основное желание которых любой ценой избежать какой бы то ни было работы. Они лгут, жалуются, плачут, предают друг друга и думают только о том, чтобы их оставили в покое, и они смогли «перевалить» в следующий класс.

Учителю смешно, страшно и обидно, что результаты его труда оцениваются по успешности написания школьниками контрольных работ и сдачи ими экзаменов — разве он не бился изо всех сил, чтобы эти существа запомнили хоть что-нибудь, и разве он виноват в их лени?!

Судьба, о которой столько мечталось, превращается в великую педагогическую битву. Учитель воюет с учениками, чтобы выжить. Он боится каждого нового класса, нового дня. Он отпихивает от себя новые педагогические методики.

Каждый учитель, проработав немного в школе, пытается выяснить, почему все так плохо, первыми под удар попадают преподаватели, — они внушили педагогические иллюзии и не показали реального мира во всей его черноте. Затем возникает мысль о радикальном изменении отношения нового поколения к обучению — «Мы такими не были». Потом начинается обвинение системы образования в целом: классы слишком большие, программы переусложнены и чересчур часто меняются, и уж слишком мало платят. Наконец, учитель приходит к мысли, что это он виноват, не ту профессию выбрал, он просто не может быть хорошим учителем. За всем этим стоит разочарование, чувство собственной неполноценности и несостоятельности.

Во всех перечисленных причинах есть доля истины. Хотя за время обучения педагога в колледже и вузе не могло произойти столь уж радикальных изменений в психологии школьников. Конечно, классы переполнены и зарплата небольшая. Однако само по себе увеличение зарплаты и уменьшение количества детей в классах не может привести к появлению полной удовлетворенности в работе.

Проблема состоит не в том, что учителя не знают педагогики или недостаточно компетентны в своем предмете, не знают чему и как надо учить. Просто у них нет возможности это делать. Почему так происходит? Потому, что есть важный момент в педагогической профессии — создание соответствующих отношений с учениками, владение педагогическим мастерством, педагогическими технологиями, которые придают педагогической деятельности другое качество, постоянное самосовершенствование, получение удовольствия от своей работы…

По мнению Томаса Гордона, бытует восемь мифов, связанных с «идеальным образом» учителя. Послушайте каждый из них и согласитесь или опровергните.

· Хороший учитель спокоен, не суетится, всегда в одном настроении. Он всегда сдержан и никогда не показывает сильных эмоции.

· Хороший учитель не имеет предубеждений или пристрастий. Для него все дети одинаковы — черные и белые, умные и глупые, мальчики и девочки.

· Хороший учитель может и должен скрывать свои настоящие эмоции от школьников.

· Хороший учитель способен обеспечить стимулирующую обстановку в классе при постоянном соблюдении порядка и спокойствия.

· Хороший учитель всегда хорош. Он никогда ничего не забывает, не оборачивается к ученикам, то плохой, то хорошей стороной. Не делает ошибки.

· У него нет любимчиков.

· Хороший учитель может ответить на любой вопрос.

· Хорошие учителя всегда поддерживают друг друга, выступают «единым фронтом» по отношению к ученикам.

Можно ли все время быть именно таким? Не кажется ли вам, что образ «хорошего» учителя теряет человеческие черты, и он все больше становится похожим на ангела.

Можно для реализации качеств педагога предложить и другую модель «хорошего» учителя: «Хороший учитель — это счастливый учитель». Запишите этот девиз и докажите ниже согласны вы с ним или нет. Если нет, то предложите свой вариант.

От учителя, его личностных качеств, профессионального мастерства зависит многое в судьбе учащихся. Учитель может воспитывать прекрасных учеников, которые всю жизнь будут вспоминать его как свой идеал, но он же может искалечить жизнь, ум и способности своих учеников. Как сказал народный художник России и учитель А.А. Мыльников: «Педагогическая профессия коварна. Можно всю жизнь быть педагогом, но так и не стать Учителем. Только ученик может назвать педагога Учителем. Несущественно, что о вас не вспоминают плохо, тревожно, что не вспоминают хорошо». Как вы понимаете это высказывание?

Научить профессии учителя нельзя, но научиться ей можно. Состоится учитель-мастер или нет, зависит не только от системы обучения, но и от усилий тех, кто учится. Нередко можно встретиться с мнением, что овладение этим сложным искусством — дело только времени и опыта. Во многом это действительно так. Но исследования отечественных ученых показали, что не только опытом и стажем работы определяется уровень педагогического мастерства учителя. Важно на этапе становления педагогического мастерства сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность.

Иван Андреевич Зазюн выделяет ряд этапов формирования педагогического мастерства:

· Формирование идеала профессиональной деятельности.

· Овладение педагогической техникой (умение в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать).

· Профессиональное самовоспитание, саморазвитие.

ISTJ Навыки общения

ISTJ воспринимаются в общении как открытые и естественные, а также точные и по существу, но они также могут быть несколько формальными. Они отличные приверженцы правил и норм общения в своей социальной среде.

ISTJ иногда затрудняются обсуждать более тонкие чувства души: темы любви и лирические стихи могут не вызывать у них сильной эмоциональной реакции.

Ежедневный круг общения ISTJ, скорее всего, будет состоять из его близких друзей, родственников и знакомых — многие из последних двух также будут иметь тип восприятия / мышления (ST) (ESTJ, ISTJ, ESTP или ISTP).

ISTJ

, как правило, имеют большое количество деловых контактов, потому что они востребованы всякий раз, когда возникает необходимость определить, какие практические шаги или действия необходимо предпринять в отношении важного вопроса. Их деловое общение обычно включает обмен мнениями и практическими решениями, а также обсуждение управленческой деятельности.

Какой у вас тип личности? Пройди тест!

ISTJ часто довольно общительны с людьми, которые также относятся к сенсорному / мыслящему типу (ST), включая типы личности ESTJ, ISTJ, ESTP и ISTP. Представители этой группы имеют похожий способ восприятия мира и, по большей части, придерживаются фактов и их прямых последствий.ISTJ легко делятся своим опытом и наблюдениями с другими ST, и, в свою очередь, склонны понимать опыт или мнения других ST.

В общении с интуитивно-мыслящими (NT) типами личности, включая ENTJ, INTJ, ENTP и INTP, ISTJ должны находить свое общение на логике и концепциях. Иногда им приходится изо всех сил пытаться найти аргументацию, понятную людям из этой группы. Это может ограничить разговор тем, что одинаково легко понять обеим сторонам — по большей части, касанием фактов и их прямых последствий, что основано на их единственном общем типологическом мышлении знаменателя (T).

В своем общении с сенсорными / чувствующими (SF) типами личности, включая ESFJ, ISFJ, ESFP и ISFP, ISTJ должны стремиться ограничить свое общение обсуждением реального опыта. В таком общении легко участвовать обеим сторонам. Однако некоторым представителям типа ISTJ может быть трудно говорить о чувствах, тогда как для представителей типов SF чувства играют очень важную роль. В этих случаях ISTJ могут вернуться к чему-то, к чему могут иметь отношение обе стороны.

ISTJ сочтут наиболее сложным общаться с представителями интуитивно-чувствительных (NF) типов личности, таких как ENFJ, INFJ, ENFP и INFP. В своем взаимодействии с представителями этой группы ISTJ должны подчеркивать концепции, идеи и чувства. Однако ISTJ находят довольно утомительным построение диалога таким образом. Им приходится изо всех сил пытаться найти аргументацию, которую люди из этой группы легко усвоят, и, возможно, просто захотят завершить беседу. Чтобы установить уровень обсуждения, который обе стороны сочтут приемлемым, ISTJ должен заранее «настроиться» на стиль общения, совместимый с группой NF.

Как определить, к какой группе типов личности принадлежит другой человек?

Что помогает успешному общению для ISTJ:

  • предмет обсуждения затрагивает аспекты практического решения
  • предмет обсуждения в основном касается конкретных, текущих вопросов
  • предмет обсуждения требует четкого понимания того, как разворачиваются события, а также понимания логических связей между ними.
  • В общении участвуют люди из группы ST или SF

Что мешает успешному общению для ISTJ:

  • предмет обсуждения в большей степени относится к абстрактным и теоретическим вопросам
  • предмет обсуждения имеет отношение к более тонким чувствам души (e.г., любовь)
  • длительное общение с людьми из группы ЯФ

Подробнее о коммуникационных стратегиях »

Гендерные различия в стилях общения

Говорят, что мужчины и женщины настолько разные, что они, должно быть, с разных планет. Знаменитая книга Джона Грея « мужчин с Марса, женщины с Венеры » популяризировала эту теорию только благодаря названию, даже когда язык твердо прижался к щеке.

На самом деле все мы пришли с Земли, но у мужчин и женщин разные способы говорить, думать и общаться в целом. Просто подумайте, как вы отреагируете на конкретный стимул и как кто-то из противоположного пола может отреагировать, если столкнется с такой же ситуацией. В результате обширного исследования полов было обнаружено множество различий.

Однако большинство людей не вникают в подробности того, почему есть разница. Скорее, они преувеличивают стереотипы или сосредотачиваются на поверхностных проблемах вместо того, чтобы глубже копаться в том, почему гендеры действуют так или иначе.

Цель сообщения

Взрослея, мальчики и девочки часто оказываются изолированными, что ограничивает их возможность общаться исключительно с людьми своего пола, изучая особую культуру, а также свои гендерные нормы.

Это приводит к различиям в общении между мужчинами и женщинами, в результате чего оба пола склонны к общению по разным причинам. Например, мужчины с большей вероятностью общаются как способ сохранить свой статус и независимость, в то время как женщины склонны рассматривать общение как путь к созданию дружбы и построению отношений.

Для мужчин общение — это, помимо прочего, способ вести переговоры о власти, стремиться к победам, избегать неудач и давать советы. Для женщин общение — это способ сблизиться, найти понимание и найти равенство или симметрию.

Большая часть этого общения происходит с использованием невербальных сигналов. Согласно Psychology Today , более половины всего общения в разговоре происходит в невербальной форме.

Гендерные различия в невербальных сигналах

Невербальное общение является неотъемлемой частью нашего общения.Но каждый пол использует разные невербальные сигналы при общении.

Существует семь типов невербального общения.

Выражения лица

Наши лица могут демонстрировать более 10 000 выражений лица. Но в целом мужчины используют меньше выражений лица, чем женщины. Мужчины тоже меньше улыбаются. Женщины, как правило, в значительной степени полагаются на мимику, в том числе кивание головой и зрительный контакт, потому что в детстве их учили «более умиротворяющему языку тела», согласно Science of People.

Продвиньте свою коммуникационную карьеру

Чтобы узнать больше о коммуникации с общественностью, рассмотрите онлайн-степень бакалавра по связям с общественностью и рекламе Университета Пойнт-Парк.

Узнать степень

Параязычный

Параязык, определяемый как «нелексический компонент речевого общения, например интонация, высота и скорость речи, шумы колебания, жесты и мимика», женщины используют гораздо чаще, чем мужчины. Это включает в себя жесты, такие как «ммм», «ах» и «ах», а также кивание головой.Эти жесты — способ сказать: «Я слушаю и понимаю, что вы говорите», не говоря на самом деле. Мужчины также используют параллельный язык во время общения, но делают это реже, и обычно это делается просто для подтверждения чьего-то комментария или для того, чтобы сказать: «Я согласен».

Физическое пространство

Мужчины гораздо чаще управляют личным пространством и используют его, чем женщины. Мужчины часто предпочитают личное общение с возможностью пожать руку или похлопать кого-нибудь по плечу. Женщинам обычно комфортно разговаривать с кем-то бок о бок и более комфортно находиться в непосредственной близости с другими женщинами.

Сенсорный

Хотя между тем, как мужчины и женщины общаются посредством физического прикосновения, есть некоторые различия, есть много общего из-за нашей генетической структуры. Обычно мужчины используют похлопывания, похлопывания по спине и прикосновения плеч, чтобы продемонстрировать свое доминирование. Мужчины используют вступительное рукопожатие, чтобы задать тон предстоящему общению. Женщины, с другой стороны, могут протянуть руку и коснуться чьей-то руки или предложить объятия, чтобы установить связь и выразить поддержку. Исследователь Пол Зак, однако, обнаружил, что прикосновение выделяет в нашем мозгу гормон под названием окситоцин, сообщает Science of People.Гормон обнаруживается в увеличенном количестве, когда люди обнимаются или занимаются сексом.

Осанка

Мужчины обычно занимают более широкую позу и стоят, расставив руки подальше от тела и расставив ноги. Женщины с большей вероятностью будут держать руки ближе к телу и скрещивать ноги.

Жесты

Согласно исследованию невербальной коммуникации, женщины учатся в детстве «выстраивать свое тело лицом к другому человеку» и сидеть спокойно, используя больше жестов руками.Женские жесты также обычно более плавные. Между тем мужчины используют резкие, направленные движения.

Попадание в глаза

Женщины обычно используют более прямой зрительный контакт во время общения, чтобы установить прочную связь и развить отношения. Однако мужчины чаще всего используют зрительный контакт как вызов власти или положению.

Преодоление недопонимания

Коммуникационный процесс сложен, и добавление в него гендерных различий только усложняет его.Однако это не означает, что мы не можем лучше понять, как мы общаемся.

Женщины отличаются от мужчин принадлежностью к разным субкультурам — и наоборот. Когда один пол понимает субкультуру другого и причины для самовыражения определенным образом, общение может быть улучшено.

Цель гендерной коммуникации не в том, чтобы изменить стиль общения другого человека, а в том, чтобы понять его и адаптироваться к нему.

Вот несколько советов по преодолению недопонимания между полами, особенно на рабочем месте или в социальных сетях:

Не поддавайтесь стереотипам

Не все подходят к обобщениям о мужчинах и женщинах.Будь то ваша генетика или среда, в которой вы выросли, многие факторы могут диктовать ваши действия. Люди могут сильно отличаться от нормы.

Оставайтесь в курсе

Поймите, что у мужчин и женщин разные стили общения. Не обижайтесь, когда человек противоположного пола реагирует или действует не так, как вы ожидали.

Будьте внимательны

Обратите внимание, что вы можете подсознательно продвигать стереотипы и предубеждения, которые подавляют открытое общение между полами.

Распознать

Есть много разных стилей лидерства и силы в общении.

Получить информацию

Узнайте о различных стилях общения, используемых мужчинами и женщинами, и постарайтесь понять контекст для обоих полов. Не бойтесь распознавать различия и адаптировать свой стиль общения к чужому.

Стать лидером

Зная различия в общении между полами, вы можете эффективно управлять и работать в разнообразной среде, а также создавать прочные отношения, которые помогут вам на этом пути.Чтобы узнать больше об общении с общественностью, рассмотрите возможность получения степени бакалавра по связям с общественностью и рекламе в университете Пойнт Парк.

Эффективное общение на рабочем месте

Способность эффективно общаться на рабочем месте является важным жизненным навыком, и у каждого есть свой собственный стиль, который они естественным образом адаптируют и развивают в соответствии с различными средами, в которых они работают. Наша потребность обучать, информировать, убеждать или развлекать движет нашим коммуникации.

Стиль общения каждого человека представляет собой уникальное сочетание его собственных врожденных навыков и навыков, приобретенных как формально, так и на собственном опыте. Что делает некоторых людей лучше в общении, чем других, так это их способность адаптировать свой стиль к сообщению, окружающей среде и обмену.

Хотя люди могут отдавать предпочтение определенному способу общения, они могут изменить свое поведение на другие стили общения, если это необходимо для соответствия конкретной ситуации.Эта гибкость помогает им выглядеть знающими, уверенными и чуткими.

Существует четыре основных стиля общения, пятый из которых представляет собой комбинацию двух или более из четырех. Каждый из четырех стилей описывает, как вы действуете в большинстве своих коммуникаций. Например, вы обычно:

• Принимать активное участие в коммуникациях?
• Общаться и сопереживать другим?
• Найдите время подумать и ответить?
• Следуйте логическому пути?

Или вы обнаружите, что обычно используете комбинацию из четырех?

Чтобы узнать, какой способ общения вы предпочитаете, честно и объективно прочтите следующие утверждения.Выделите те, которые, по вашему мнению, лучше всего описывают, как вам нравится вести себя при общении с другими людьми.

Не пытайтесь соотнести их с какой-либо ситуацией, просто подумайте, описывает ли это ваши естественные чувства при общении. Чем честнее вы сделаете свой выбор, тем лучше вы поймете, как вы на самом деле общаетесь.

После того, как вы прочтете все утверждения, посмотрите, сколько выделений у вас есть в каждом разделе.Если один из разделов доминирует над основными моментами, то это ваш естественный стиль общения и именно он будет тем, как вы проводите большинство ваших обменов.

Если в каждом разделе одинаковое количество основных моментов, то вы «комбайнер», то есть человек, который использует различные стили общения, с радостью меняя их между собой для достижения своей цели.

Определив предпочитаемый стиль общения, вы должны спросить себя:

Соответствует ли ваше коммуникативное поведение стилю общения вашей организации? Если нет, что вы можете сделать, чтобы сделать их более совместимыми?

Это самый эффективный стиль общения для вашей должности? Если нет, какой стиль лучше всего подходит для вашей роли? Сможете ли вы научиться корректировать свой стиль общения?

Могут ли ваши нынешние коммуникативные навыки улучшить вашу карьеру? Если нет, как их развить?

Вооружившись ответами на эти вопросы, вы сможете определить, насколько ваши текущие коммуникативные навыки коррелируют с вашей ролью и организацией.Это поможет вам определить наилучшие способы восполнить эти пробелы в ваших коммуникативных навыках в соответствии с любой ситуацией, с которой вы столкнетесь.

Чем больше вы сможете адаптировать свой стиль к ситуации и окружающей среде, тем эффективнее будет ваше общение. Это умение, которое коммуникаторы-комбайнеры демонстрируют во всех своих обменах.

Один из наиболее эффективных способов развития и улучшения ваших коммуникативных навыков — это активный поиск новых возможностей, которые проверят вашу способность адаптироваться и раздвинуть границы вашего обычного стиля.Чем больше вы общаетесь в самых разных ситуациях, тем больше у вас возможностей работать с любыми коммуникационными средами независимо от контекста или обстоятельств.

Каждый из стилей общения имеет свои особенности, как показано на схеме. Об этом полезно знать по двум важным причинам. Во-первых, это помогает вам понять, как другие могут вас воспринять при обмене. Во-вторых, вы сможете определить те же атрибуты у тех, с кем общаетесь.Контрольный список стиля общения поможет вам определить свой предпочтительный стиль общения, чтобы вы относились к нему с уверенностью и сочувствием.

Вас также могут заинтересовать:
Эффективное общение на рабочем месте | Распознавание стилей общения на рабочем месте | Перцепционные предпочтения | Отношение к коммуникации | Коммуникационные исследования | Использование принципа РЕЗУЛЬТАТ | Барьеры для общения .


Ключевые точки

  • Стиль общения каждого человека представляет собой уникальное сочетание его собственных врожденных навыков и навыков, приобретенных как формально, так и на собственном опыте.
  • У большинства людей есть предпочтительный стиль или комбинация стилей, которые они используют в большинстве своих коммуникаций.

Сегодняшний выбор для наших читателей: рекомендовано

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *