27.10.2020

Мотив средства цель: Мотив, цель, средства, сдвиг мотива на цель — Студопедия

Содержание

Мотив, цель, средства, сдвиг мотива на цель — Студопедия

Мотив — основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Цель — это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.



Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства — это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.


Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Сдвиг мотива на цель — механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев — . Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому — то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.

Мотив——цель—— средства——-действия——результат.




Мотив –материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.

Цель– осознанный образ ожидаемого результата.

Виды деятельности:

1. По содержанию:труд,игра, общение, учеба.

Труд– вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Общение- процесс взаимодействия людей, заключающийся в восприятии и понимании и в обмене информации ( коммуникации)

2. По направленности:духовная, практическая, творческая, управленческая.

Творчество –деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Эвристика – наука, изучающая творческую деятельность.

Потребности человека – переживаемая или осознаваемая нужда в чем-либо.

Потребности:

биологические, социальные, идеальные.

Потребности по А. Маслоу.


1.Физиологические, 2.Экзистенциальные, 3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные

Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

Потребности каждого уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Интерес– осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям, имеющих для них важное общественное развитие. Интересы являются побудителями к различным видам деятельности.

 

Способности– индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность различных видов деятельности.

Способности имеют биологическую основу.

Талант— совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной и значимостью.

 

Гениальность– высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Гениальность — культурное явление человеческой природы.

«Сознательное» и «бессознательное» — это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. (З. Фрейд).



 

Бытие– что-либо сущее, существующее вообще (бытие изучает раздел философии онтология).

 

Формы бытия: материальное бытие, духовное бытие, человеческое бытие, социальное бытие.

 

Духовный мир человека (микрокосм) – сложная система внутреннего мира человека, элементами которого являются духовные потребности, мысли, чувства, мировоззрение, эмоции, ценности и т. д.

 

 

Познание.

Познание– процесс, направленный на получение знания.

Знание– объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.

Гносеология – наука о познании.

Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель).

Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант).

Типы познания: чувственное и рациональное.

Формы чувственного познания:

Ощущение– отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.

Восприятие– целостный чувственный образ предмета, явления.

Представление– чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.

 

Формы рационального познания:

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.

Суждение– форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение –форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.

 

Две теории на типы познания:

1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк).

2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)

 

Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.

Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.

Цель познания – получение истины.

 

Истиназнание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.




 

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.

 

 

Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.










ЕГЭ. Человек Тема 6. Деятельность |

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности.  Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество  и самого себя, с целью  удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции,  влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия  бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет  особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная),  в результате которой  появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек  не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена  в них от природы.

 

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная —  в процессе общения человек  получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная —  причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако  в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ).  Поэтому  при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

 

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Мельникова Вера Александровна

Мотив цель средства действия результат





СЛОВАРЬ

Человек —СУБЪЕКТ общественно исторической деятельности и культуры.

Индивид –ЕДИНИЧНЫЙ представитель человеческого рода.

Индивидуальность –НЕПОВТОРИМЫЕ, УНИКАЛЬНЫЕ, СВОЕОБРАЗНЫЕ свойства человека, определяющие его характер, интеллект, потребности, способности.

Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ чертами, свойствами, качественными, которые он реализует В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Человек = БиоПсихоСоциальное существо

ü Биологическое:

· Принадлежит к высшим млекопитающим, особого вида homo sapiens.

· Обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами.

· Имеет скелет.

· Биологические инстинкты жестко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным условиям существования.

ü Социальное:

· Неразрывная связь с обществом. Становление человека происходит лишь при вступлении в общественные отношения.

· Социальная сущность проявляется через такие свойства как: способность и готовность к общественному полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность.

ü Психологическое:

· Психологическое – это совокупность сознания и бессознания внутри душевных процессов (ощущение, восприятие, чувства, воля, память, рассудок и т.д.)

! Биологическое и социальное в человеке тесно взаимосвязано и определяет его психическое развитие, а также своеобразие человеческой личности.

Человек и Животное.

Отличия: Общие черты:

Сознание Целесообразная деятельность

Мышление Биологические существа

Целеполагание Первичные потребности

Преобразовательная деятельность Обладают эмоциями

Прямохождение Инстинкт самосохранения

Членораздельная речь Присваивающая форма деятельности

 

 

Деятельность человека Поведение животных.
1. Преобразующая деятельность (создание искусственных средств существования). 1. Приспособительный характер через мутационные
изменения
2. Изготовление орудий труда. 2. Использование различных природных предметов
3. Продуктивность, творчество, созидательность 3. Потребительский характер.
4. Целеполагание 4. Подчинение инстинктам
5. Трудовые сообщества между людьми 5. Совместное поведение

 

Деятельность человека

способ отношения человека к внешнему миру, состоящий из преображения и подчинения его целям человека.

       
   
 

Материальная = практическаяДуховная = идеальная

(преобразование природыи общества)(преобразование сознания)



— познавательная

Материально- — прогностическая


Производственная — ценностно-ориентировочная

= трудовая

Социально-преобразовательная

(реформы)

Структура деятельности

мотив цель средства действия результат

(условие (осознанный (то с помощью (процессы (конечный продукт

вызывающие образ чего достигается направленные деятельности)

активность результата) результат) на реализацию

субъекта) цели)

Субъект – ТОТ, КТО осуществляет деятельность

Объект – ТО, НА ЧТО направлена деятельность



Виды деятельности человека:

· Творческая:

· Творчество — вид деятельности, порождающий нечто качественно новое никогда ранее не существующее.

· Творчество может выступать как вид самостоятельной деятельности, так и может выступать как компонент какой-либо деятельности

· Характерно только для человека!

· Трудовая:

· Труд– вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата

· Сознательно поставленная цель

· Использование специальных орудий и предметов труда

· Обязательное достижение результата.

· Обязательный уровень квалификации.

· Практическая полезность

· Преобразование внешней среды

· Игровая:

· Игра— вид деятельности, имитирующий реальные действия, целью которых является развлечение и отдых, заполнение досуга.

· Условный характер

· Воображаемая обстановка

· Использование символов и специальных знаков.

· Способна развивать воображение, фантазию

· Не имеет чётко очерченной цели и достижения результата.

· Наличие определенных правил

· Общение:

· Общение — вид деятельности, при котором происходит обмен информацией между субъектами.

· Наличие определенных норм и правил

· Общение не может быть индивидуальным




· ВИДЫ общения:

Ø Между реальными субъектами

Ø Между субъектом и иллюзорным партнёром

Ø Между субъектом и воображаемым партнёром

Ø Между воображаемыми партнёрами.

· Учение (познание):

· Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.

· Осуществляется в определённых учреждениях.

· Может приобретать побочный результат

· Может носить характер самообразования

· Возможно использование приобретённых знаний в нестандартных ситуациях.

Потребности человека

– нужда человека в чём-либо.

ü Классическое разделение:

· Биологические (физиологические, естественные, первичные, органические, витальные): в еде, пище, воде, тепловом режиме, жилище, движении, санитарно гигиеническом благополучии; инстинкт самосохранения.

· Социальные: потребность в общение, общей деятельности, общем признании, самореализации, самопознании, включении в различные социальные группы.

· Духовные (идеальные): потребность в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного, осознание своего места в мире.

ü По А. МАСЛОУ:

 

ВТОРИЧНЫЕ ДУХОВНЫЕ

(ПРИОБРЕТЁННЫЕ) (самопознание,

выражение,

реализация)

 
 

ПРЕСТИЖНЫЕ

(самоуважение, уважение, признание

со стороны других, достижение успеха,

карьерный рост)

 
 

Социальные

(общение, забота, участие в совместной деятельности)

 
 

ЭКЗЕСТЕНЦИАЛЬНЫЕ

(самосохранение, безопасность, комфорт, гарантия в будущем дне)

 
 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

 

Первичные (врождённые)

Способности

индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Уровни развития способностей:

a) Одарённость

b) Талант – совокупность способностей, позволяющих получить особый, уникальный продукт деятельности.

c) Гениальность – высшая ступень развития таланта.

Особенности задатки способности

Не превратятся, если нет

таких факторов как:

· Генетическая предрасположенность

· Социальное окружение

· Собственно желание индивида

Социализация

процесс усвоения индивидом социального опыта и культурных норм, накопленные обществом в целом и необходимые ему для успешного функционирования в обществе.

Этапы:

a) Начальный ( в семье)

b) Средний ( в школе)

c) Завершающий (работа и т.д.)

Агенты социализации Институты социализации

ПервичныеВторичные Первичные Вторичные

Первичная социализация – осуществляется в сфере межличностных отношений.

Вторичная социализация – осуществляется в сфере общественных и социальных отношениях.

Функции социализации:

ü Обучение культурным нормам и образцовому поведению

ü Контроль за усвоением норм и одобрение повеления через поощрение или наказ.

Самопознание

изучение личностью собственных психических и физиологических особенностей.

Методы:

— Анализ собственной деятельности

— Самонаблюдение

— Познание себя путём познания других

— Самооценка (отношение к собственному образу)

Рефлексия – процесс размышления индивида о происхождении в его сознании.

! В процессе самопознания формируется ;я – концепция» — представление человека о самом себе.




Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту











Структура деятельности человека. Цель, мотив деятельности

Любая человеческая осмысленная деятельность целесообразна и мотивирована внутренними либо внешними причинами. Она трансформирует окружающую действительность, и поэтому важно понимать цели и движущие мотивы личности через указанные критерии. Для чего это важно? Для прогнозирования причинно-следственных связей и результатов деятельности индивида. Как сам субъект активности, так и окружающее его общество будут использовать эти критерии в своих целях.

Деятельность

Это осознанная активность человека, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, имеющая определенную цель и мотив. Вся деятельность людей формирует процесс развития общества.

Деятельность – это форма реализации целей людей в обществе. В ее процессе преобразуется и внешний мир в качестве объекта осознанного воздействия, и сам человек. Это происходит в результате совершенствования знаний о мире и своих возможностях. Поэтому так важно знать и учитывать побуждающие мотивы активности и направленность действий людей в обществе, поскольку в конечном итоге они формируют систему социальной жизнедеятельности общества, и от мотивации зависит их эффективность.

Деятельности человека уделяют внимание разные дисциплины. Социология рассматривает ее с точки зрения социальной значимости. Философия – для анализа смыслов и ценностей в действиях людей, для психологии важны структура и виды деятельности человека с точки зрения психической направленности личности, для менеджмента она служит инструментарием мотивации сотрудников.

В процессе изучения разными областями гуманитарного знания была выделена единая основа, характеризующая процесс деятельности. Эта структура и ее элементы составляют принцип целесообразной деятельности, который сохраняется во всех ее видах.

Структура явления

Любая деятельность имеет общую природу и направленность. Достаточно лаконично выглядит структура деятельности человека, схема которой может быть представлена следующим образом: цель → мотив → результат. Но данная цепочка содержит не все звенья. Более того, она характеризуется цикличным характером повторения процесса. И начало подобной цепочки имеет основанием результат предшествующей деятельности. Это, скорее, спираль, которая устремляется к совершенству человека и общества.

Прежде чем поставить цель, человек должен почувствовать потребность и возникающий на ее основе мотив к деятельности. Причем результат не является завершением цепочки, а служит основанием нового этапа активного развития личности от постановки цели (задачи) на основании определенного мотива и до процесса достижения результата с помощью выбранных приемов и средств его достижения. Такова логическая структура и ее этапы. Это звенья одной цепи, и они выступают как структура деятельности человека:

  1. Потребность.
  2. Мотив.
  3. Цель.
  4. Процесс.
  5. Метод (способ) осуществления.
  6. Результат.

Каждый из элементов выполняет определенную функцию, он важен для всего процесса. Без выявленной потребности невозможно определить авторство цели. Такая форма активности не имеет результата либо он отчужден от субъекта деятельности, ему не принадлежит и не служит своему назначению, поскольку обессмысливает весь процесс.

Если процесс подменяет собой результат, у людей теряется интерес к этой сфере активности. Если результат не соответствует ожиданиям, индивид утрачивает смысл и может деградировать ввиду отсутствия важнейшего качества человеческой деятельности – осознанности ее цели.

Анализ и синтез

Формы активности изучаются комплексом наук социально-гуманитарной направленности. Одной из их задач является раскрытие природы целеполагания в деятельности человека с тем, чтобы мотивировать каждого члена общества на социально-значимую активность и предупреждать антиобщественные мотивы и асоциальную направленность в действиях людей.

Анализ всех элементов цепочки позволяет открыть причинно-следственные закономерности взаимодействия мотивов и результатов деятельности, цели и формы процесса, тем самым помогая понять движущие силы общества.

Сама структура не имеет линейной направленности. Она повторяется, пересекается с другими формами и способами действий человека и группы, поглощается, бывает, что и прерывается, не завершившись достижением цели.

Анализ структуры деятельности завершенного цикла дает представление о силе мотивации, о способах приложения энергии для решения задач, о других социально-психологических факторах активности. Он может послужить качественным инструментом для создания мотивационных программ и методов организации трудового процесса.

Знания о причинах и условиях формирования мотивов могут служить эффективным инструментом для создания программ побуждения в процессе трудовой деятельности и профессиональной самореализации людей.

Цель деятельности – ведущий мотиватор

Уровень заявленной человеком цели зависит от его культуры, возможностей, среды, социальных условий. Не всегда он может точно сформулировать цель. Чаще происходит подмена личных целей внешней атрибутикой успешности и ценностями, характерными для определенной нравственной среды общества. Умение сформулировать личную цель деятельности – показатель персонального развития человека.

Цель деятельности – это осмысление ее результата. Эта идея материальная, имеющая пространственно-временную локализацию.

Цели могут быть внутренними, имманентными (внутренне присущими) природе человека и внешними, определяющими деятельность индивида. Внешняя и внутренняя цели могут совпадать. Это лучший вариант во благо общества и личности, поскольку он не провоцирует конфликт интересов.

Если внешняя цель не соответствует интересам личности, то деятельность может достичь результата, но говорить об эффективности допустимо в том случае, если имеется сильный мотив для достижения результата. Если же цель решает важные для личности задачи, она сама по себе может выступить мощным побуждающим фактором. Итак, что такое мотив деятельности? Какую роль он играет?

Мотивационные потребности

Это понятие является настолько важным с точки зрения психических процессов, что существуют многочисленные теории мотивации человека. Одна из самых известных – теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Согласно этой системе, именно потребности являются внутренним двигателем индивида, они побуждают его к созиданию и творчеству, на них базируется структура деятельности человека. Схема Маслоу состоит из нескольких уровней:

  • Стремление удовлетворить физиологическую потребность в еде, доме, тепле.
  • Экзистенциональные потребности: безопасность жизни, неприкосновенность жилья, наличие предсказуемого будущего.
  • Социальная защищенность: потребность в любви, необходимость людям, принадлежность к социальной группе.
  • Духовные потребности в творчестве.
  • Познавательные потребности.
  • Эстетические. Это стремление к гармонизации внутреннего и внешнего мира, к красоте.
  • Потребность в самоактуализации (человек хочет иметь статус, признание, стремится к полному самовыражению).

Все потребности, которые имеют целью личное благополучие индивида, являются базовыми, первичными. Уровень потребности человека в признании обществом, стремление к ведению социальной жизни – все это вторично. Подобные потребности формируются при удовлетворении базовых.

Мотив

Мотив формирует цель, как показывает структура деятельности. Схема ясно демонстрирует важность этого элемента. Следует добавить, что все потребности присущи человеческой природе. Но ведущим мотиватором будет та из них, которая решает самые актуальные задачи по достижению персональных целей.

Мотив, если характеризовать его коротко, – это смысл активности человека, его деятельности.

Для того чтобы понять, что такое мотив деятельности, обратимся к примеру.

Если человек стремится стать руководителем, цель его – приобрести статус начальника, мотив – удовлетворить потребность в признании, результат – высокая должность. В реальной жизни все не так схематично и примитивно, конечно. Мотивы чаще бывают многоуровневыми, как и цели.

Методы и способы деятельности

Анализ структуры деятельности логически заставляет выйти на целый ряд вопросов.

Как взаимосвязаны цель и результат, каким образом влияют эти моменты друг на друга? Что такое мотив деятельности? Каким способом он проявляет себя в процессе достижения цели?

Действительно, если мотив – это внутренний двигатель, то способ или метод достижения цели – это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели. Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса. Несовпадение форм и содержания деятельности с поставленной целью может иметь негативные последствия как для личности, так и для ближнего окружения.

Если человек стремится стать образованным, и его внутренним мотивом является потребность в познании, то покупка диплома никогда не станет адекватной формой реализации цели. Характеристика структуры деятельности всегда дает представление об адекватности цели, способах и результатах процесса.

Процесс – это всегда действия. Характеристика структуры деятельности разных вариантов дает представление о возможных путях развития событий. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам.

Виды деятельности

Деятельность разнообразна. Выбранный путь зависит от разных параметров – возраста, профессии, статуса, сферы деятельности. Рассмотрим некоторые виды, чтобы проследить, как изменяется психологическая структура деятельности человека.

Этот процесс не начинается с совершеннолетием, когда человек становится способен делать свободный и самостоятельный выбор со всей степенью ответственности. Деятельность осуществляется с самых первых дней жизни. Изменяется лишь степень ее осознанности и мотивация.

Младенец, как и сформировавшаяся личность, имеет цель, но ее пока нельзя назвать осознанной. Но им движет сильный мотив – удовлетворение физиологических потребностей. Он уже осуществляет активность на подсознательном уровне рефлексов.

Далее добавляется игровая деятельность. В детском возрасте она является ведущей. На этом этапе уже проявляет себя общая структура деятельности. В ней отражена вся иерархия потребностей Маслоу в свернутом виде.

Следующий закономерный этап – учебная деятельность человека. Цель её – обретение новых знаний, умений, навыков. Это очень значимый вид деятельности.

Она присутствует на всех этапах жизни человека. Можно сказать иначе: любой вид деятельности выполняет учебную функцию.

Как правило, в процессе труда реализуется в полной степени целесообразная деятельность личности. В конечном итоге производится продукт, удовлетворяющий актуальные запросы общества.

Результатом творческого процесса становится произведение искусства. Стремление к самовыражению содержит структура деятельности. Схема демонстрирует тесную связь этого мотива и цели: мотив самовыражения ↔ способ ↔ цель. Но она имеет место не обязательно только в творческой среде. Элемент создания чего-то нового присутствует во всех формах человеческой деятельности, но в разной степени, конечно.

Результат

Финальный этап, ради которого осуществляется любая деятельность, – это запланированный результат. Если он не соответствует ожиданию, человек может испытать фрустрацию – психическое состояние, характеризующее внутреннее опустошение, разочарование. Естественно, такого рода явление не способствует успешности и дальнейшей постановке целей. Поэтому так важно, чтобы результат принес радость. Последнюю нужно отличать от удовольствия. Радость человек испытывает в том случае, если вкладывает в процесс усилия для получения результата. В этом случае сам результат является логичным мотиватором дальнейшей деятельности, потому что людям свойственно стремление к положительным эмоциям.

Результат – это конечный продукт деятельности человека. Одновременно он должен отвечать поставленной цели. Структура деятельности человека совпадает в этой фазе. Достигнув цели и получив результат, индивид выходит на новый уровень потребности, которую нужно удовлетворить.

Результат часто выступает в форме продукта, но он не всегда имеет материальную оболочку.

Результатом может стать цель, приносящая радость от процесса труда. Если результат деятельности соответствует цели, значит, человек достиг положительного результата. Если нет, то формируется отрицательный опыт, который также должен быть учтен при составлении планов на будущее.

Рациональная деятельность и личность

Особого внимания заслуживает деятельность человека, цель которой – самосовершенствование. В ходе реализации этого процесса структура деятельности человека своим предметом и основой имеет личностный потенциал. У каждого из людей есть такая возможность. Но не каждый человек готов работать над собой. Только высокоразвитый индивид понимает, что он сам является лучшим предметом собственного развития. Какие особенности имеются у данного процесса?

  • Способность полностью отвечать за результаты своего развития.
  • Умение достигать успеха в той деятельности, в которой человек себя реализует полностью.
  • Цель имеет глубокий жизненный смысл, как правило, значимый для общества, выходящий за личные потребности отдельного индивида.
  • Высокий уровень организации личного пространства, подчинение способа жизни поставленной цели.

Следует заметить, что любая деятельность человека, цель которой его удовлетворяет, является элементом самосовершенствования. Дело в том, что радость – это всегда открытие собственных границ и возможностей. Кроме того, она еще и обеспечивает и позитивный настрой, который побуждает окружающих к совместной деятельности и способствует увеличению энергии этого процесса.

Еще Аристотель – отец «Логики» – называл целесообразную деятельность великим благом для общества и человека. Все подлинные ценности жизни с течением времени обретают еще большую значимость. Слова Аристотеля, несомненно, актуальны до настоящего времени.

Мотив, цель, средство

Я уже писал в комментариях к темам о трёх звеньях цепочки «мотив-цель-средство». 

Цель – это, собственно, задача (или одна из задач) – чего мы хотим достичь. Она всегда осознаваема.

Мотив – ради чего мы хотим это сделать, что мы получим в результате.

Средство – что нам необходимо (сделать) для достижения этой цели.

Цепочка может быть очень длинной – одни и те же действия и результаты могут быть одновременно мотивом по отношению к одной задаче и средством по отношению к другой.

 

Предлагаю простое упражнение

Напишите на листе бумаге или экране (вверху) любую, актуальную для вас цель. А потом задайте себе вопрос, что я получу, если её достигну, ради чего мне требуется её достигать. И напишите это под ней. Если таких аргументов несколько – выберите из них тот, который важнее для вас (сама по себе эта задача не всегда бывает простой).

Тот же самый вопрос «зачем», «ради чего» задайте по отношению к тому, что вы только что написали, и напишите ответ ниже. И так далее, до тех пор, пока не упрётесь в тупик и не сможете ответить на вопрос «зачем». Т.е., я хочу этого, потому что я хочу этого.

Если вы отвечали честно – вы упрётесь в один из четырёх мотивов. Это и будет то, что Вами движет по жизни. Вот они, других просто нет:

1. Гедонистические мотивы – потребность в удобстве, физическом удовольствии, близком комфортном общении

2. Агрессивные мотивы – потребность в превосходстве, статусе, ощущении силы, влияния и власти

3. Гомеостатические мотивы – потребность в стабильности, надежности, единообразии и структурированности

4. Нарциссические мотивы – потребность в оценке и самооценке, внимании, ощущении собственной индивидуальности 

 

Полезность этого упражнения в том, что в процессе его выполнения можно увидеть, что цели, которые кажутся нам актуальными и значимыми, на самом деле — промежуточные средства достижения чего-то другого, более значимого. Тогда сложную цель можно легко заменить на более простую, а результат будет тот же.

 

Если лень проделывать это упражнение – можете пройти тест, он это сделает за вас.

 

Источник сайт   Математика + психология  читать еще статьи

====================================================

все статьи автора  Сергей Карамзин  в группе  Онлайн тесты, психология и самопознание

 

 

 

 

Сдвиг мотива на цель (А.Н. Леонтьев)

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Пример

Ученик готовится к экзамену. Изначально он читает книгу, потому что перед ним есть четкая цель (или даже необходимость): сдать экзамен. Предмет может и не нравиться ученику, но он внимательно читает данную книгу. Данное действие не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое. Если этому ученику сказать, что экзамен отменяется, он сразу же перестанет читать неинтересный предмет. Но если по ходу чтения и подготовки ответов у ученика возник интерес к данному предмету, новость об отмене экзамена не остановит его. В этом случае как раз и произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным и было необходимо лишь в силу других обстоятельств, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Изначальный мотив сдачи экзамена сдвигается во втором случае на сам процесс чтения.

Пример 2

…Перед нами образ героя повести Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина. Служил он в некоем департаменте чиновником для переписывания казенных бумаг, и виделся ему в этом занятии целый разнообразный и притягательный мир. Окончив работу, Акакий Акакиевич тотчас шел домой. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и принимался переписывать бумаги, которые он принес домой, если же таковых не случалось, он снимал копии нарочно, для себя, для собственного удовольствия. «Написавшись всласть, — повествует Гоголь, — он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра».

Как произошло, как случилось, что переписывание казенных бумаг заняло центральное место в его личности, стало смыслом его жизни? Мы не знаем конкретных обстоятельств, но так или иначе обстоятельства эти привели к тому, что произошел сдвиг одного из главных мотивов на обычно совершенно безличные операции, которые в силу этого превратились в самостоятельную деятельность, в этом качестве они и выступили как характеризующие личность.


Примечание редакции

Каков механизм сдвига мотива на цель? Представляется, что самым вероятным механизмом является элементарное самоподкрепление на основе действия сочетательных рефлексов, смотри Закон параллельного подкрепления. Если ученику становилось интересно во время чтения, если Акакий Акакиевич получал удовольствие от переписывания бумаг, то эти их действия получали естественное подкрепление и становились привлекательными, желанными, к этим действиям возникало уже внутреннее побуждение. Они становились мотивами.

определение мотива по The Free Dictionary

— Вы утверждаете, что имеете один простой мотив во всем, что делаете сами. Первая часть его касалась капитана Ррагге и безоговорочно включала все необходимые объяснения, касающиеся самого этого человека и мотивов, которые привели его к Комб-Ворону. вполне осознают, что эта книга написана, возможно, как раз вовремя, чтобы мотив этих двух или трех глав был оценен в ее древней пикантности. Поступать так, как мы хотели бы, это действительно христианский мотив, как хорошо выразился мальчик. ; и я рад, что мои инструкции принесли такие хорошие плоды.»Есть четыре вида трагедий: комплексные, полностью зависящие от обращения ситуации и признания; жалкие (где мотивом является страсть), такие как трагедии на Аяксе и Иксионе; этические (где мотивы этические ), — такие как Фтиотиды и Пелей. Пусть будущее и самое далекое будут мотивом твоего сегодняшнего дня; в своем друге ты будешь любить Сверхчеловека как свой мотив. Вера в то, что мотив обычно сознательный, облегчает ошибаться относительно наших собственных мотивов, чем относительно других людей.«Пока ведутся поиски преступника, нам лучше попытаться выяснить мотив преступления; это немного продвинет нас», — сказал он. Юстас Макаллан Второй, у вас должен быть очень мощный мотив для того, чтобы изменить ваши исследования. таким образом ». В обществе, в формах которого более сильная фракция может легко объединиться и подавить более слабую, можно справедливо сказать, что анархия господствует, как и в естественном состоянии, когда более слабый человек не защищен от насилия со стороны сильнее; и поскольку в последнем состоянии даже более сильные люди из-за неопределенности своего положения побуждаются подчиняться правительству, которое может защитить слабых, а также их самих; так в первом состоянии более могущественные фракции или партии постепенно побуждаются по схожему мотиву стремиться к правительству, которое будет защищать все стороны, как более слабые, так и более могущественные.Отвечая на мои вопросы, женщина со своей гнусной трактовкой объяснила мой мотив посещения заключенного: «Могу я надеяться, что вы меня извините, когда я ознакомлю вас со своим мотивом?»
.

Разница между намерением и мотивом (со сравнительной таблицей)

intention vs motive Намерение является основным элементом привлечения лица к ответственности за преступление, которое обычно противопоставляется мотиву. Хотя мы часто используем эти два термина как синонимы, с точки зрения закона они различны. намерение означает цель действия, мотив определяет причину совершения действия.

Основное различие между намерением и мотивом состоит в том, что намерение конкретно указывает на психическое состояние обвиняемого, т.е.е. что происходит в его голове во время совершения преступления, тогда как под мотивом подразумевается мотивация, то есть то, что заставляет человека что-то сделать или воздержаться от этого. Давайте взглянем на статью, приведенную ниже, чтобы понять больше различий между ними.

Содержание: Намерение против мотива

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Таблица сравнения

Основа для сравнения Намерение Мотив
Значение Намерение относится к целенаправленному действию и сознательному решению совершить действие, которое запрещено законом. Мотив указывает на скрытую причину, побуждающую человека совершить или воздержаться от совершения определенного действия.
Что это? Объектив Движущая сила
Цель Выражено Подразумевается
Уголовная ответственность Определение уголовной ответственности существенно. Установление уголовной ответственности несущественно.

Определение намерения

В уголовном праве намерение определяется как умышленная цель, которая побуждает человека совершить преступление, запрещенное законом, или которое может привести к незаконному исходу.Применение конкретных средств, повлекшее за собой совершение преступления, выражает намерение подозреваемого.

Говоря более тонко, намерение описывает волю или план человека. Итак, когда действие совершается намеренно, это подразумевает готовность или цель человека сделать это, а не несчастный случай или ошибку, когда ему / ей полностью известны последствия действия. Вот почему намерение является основным элементом установления виновности.

Неважно, с добрым намерением совершено действие или с плохим.Если человек делает что-то целенаправленно и осознанно, что запрещено законом, это влечет уголовную ответственность.

Определение мотива

Мотив можно охарактеризовать как основную цель совершения действия, которая определяет намерение человека. Короче говоря, это побуждение, то есть причина, побуждающая обвиняемого к преступной деятельности.

Мотив, стоящий за уголовным правонарушением, рассматривается как не имеющий отношения к делу при установлении вины лица, поскольку он лишь разъясняет обвиняемому мотивы действий или воздержания от определенных действий.Однако это необходимо для полицейского расследования и других стадий дела.

Ключевые различия между намерением и мотивом

Пункты, приведенные ниже, существенны в том, что касается разницы между намерением и мотивом:

  1. В уголовном праве термин «намерение» объясняется как умышленная причина и известное усилие действовать определенным образом, который не разрешен законом. Напротив, мотив определяется как неявная причина, которая побуждает человека что-то делать или не делать.
  2. Умысел лица может быть определен с использованием определенных средств и обстоятельств, повлекших совершение уголовного преступления. И наоборот, мотив — это причина, которая заставляет человека совершить действие или воздержаться от определенных действий.
  3. Хотя намерение является четко определенной целью преступления, мотивом является скрытая или подразумеваемая цель.
  4. Когда намерение лица является элементом привлечения к уголовной ответственности, оно должно быть доказано вне всяких разумных сомнений.Напротив, мотив не является основным элементом для установления виновности, поэтому доказывать его не нужно.

Заключение

Умысел определяет, намеренно или случайно совершил обвиняемый преступление, а мотив отвечает на вопрос, почему обвиняемый совершил преступление. Проще говоря, мотив побуждает намерение, поэтому последнее возникает из первого.

В каждом уголовном деле умысел подсудимого превыше всего, потому что только с его помощью можно доказать вину или невиновность.С другой стороны, мотив не играет значительной роли при определении виновности или невиновности.

.

Средств до конца — Идиомы по The Free Dictionary

Но Means to An End — это больше, чем роман о поисках свободы одной женщиной: это взаимосвязанная история семейных отношений, повторяющихся циклов и моделей действий и реакций, охватывающая все элементы, которые влияют на смелость и выживание. Я остро осознавал, что Сегодняшний день был средством для достижения цели. Время влияло на моральные суждения таким образом, когда гипотетические сценарии предполагали причинение кому-либо вреда как средство достижения цели, сообщают Сутер и Хертвиг ​​в предстоящем выпуске Cognition.Это, конечно, только средство для достижения цели. Действительно важным во всем этом является валлийский язык и то, как валлийское телевидение может сыграть свою роль в его защите. ВСЕГДА относитесь к своим клиентам, коллегам и деловым партнерам как к самоцелью, а не только как к средству для достижения цели. «Когда мы вмешиваемся в болезнь наркомании, мы используем любовь как средство для достижения цели», — пишут они, — потому что именно средство, а не цель, определяет, кто мы и куда это путешествие приведет нашу семью … «Религия — средство для достижения цели, но не единственное средство.«Эти игры — средство для достижения цели, вот и все», — сказал он. Хотя он хорошо разбирался в цифрах и изучал экономику в колледже Статен-Айленда, Кьеллино сказал это, когда устроился на работу на неполный рабочий день в Title Guarantee Title. Страховая компания во время учебы в колледже была просто средством достижения цели, пока он не получил ученую степень. Брюс Карлсон дал офицерам обзор врага и того, как он использует ислам и использует терроризм как средство для достижения цели. Он сказал, что исламские террористы стремятся ниспровергнуть умеренные страны и установить их контроль.Намерение, вероятно, было в порядке, но средства для достижения цели были проблематичными ». По крайней мере, подростки узнали, как привлечь внимание прессы к своей школе. Форма является таким же средством для достижения цели, как и самоцелью, и этого участка и этой семьи Фоберт приступил к созданию отличительной конкретной формы конкретной фигуры; неотразимый объект сам по себе, который будет укреплять и поддерживать ветхую структуру; открывать и соединять верхний и нижний этажи — для создания желаемого масштаб пространств и переупорядочение пространственной последовательности — чтобы разрушить традиционное расположение передней комнаты, задней комнаты и задней пристройки.Мэсси, баскетбол — это средство для достижения цели, но не самоцель. Точно так же и Сарацины, и Сейл могут похвастаться большими стаями, но Акулы, в частности, используют свою массу как средство для достижения цели, а не просто чтобы задержать их противники, Эндрю Шеридан и Себастьян Шабаль, любящие бежать вперед. Это требует напора, выносливости и решимости; это то, что делают очень успешные люди, не как средство для достижения цели, а как образ жизни.
.

Мотивация — определение, процесс, типы, особенности и важность

Определения мотивации

Слово «мотивация» происходит от латинского слова «Movere». Латинское слово «Movere» означает «двигаться», «вести машину» или «двигаться вперед» и т. Д. Мотивация можно определить как стимулирующую, вдохновляющую и побуждающую сотрудников работать с максимальной отдачей. Мотивация — это психологический термин, означающий, что его нельзя навязывать сотрудникам.Это происходит автоматически изнутри сотрудников, поскольку это готовность выполнять работу.

Джо Келли определил мотивацию как «Мотивация — это процесс, в котором потребности побуждают к поведению, направленному на достижение целей, которые могут удовлетворить эти потребности».

Согласно У. Г. Скоту, «Мотивация означает процесс побуждения людей к действию для достижения желаемых целей».

Согласно Майклу Дж. Джусиусу, «Мотивация — это акт стимулирования кого-то или самого себя, чтобы добиться желаемого курса действий, нажать правильную кнопку для получения желаемых результатов.”

Процесс мотивации

  1. Неудовлетворенная потребность . Процесс мотивации начинается тогда, когда в человеке возникает неудовлетворенная потребность.
  2. Напряжение . Наличие неудовлетворенной потребности дает ему напряжение.
  3. Привод . Это напряжение создает в человеке побуждение влечения, и он начинает искать различные альтернативы, чтобы удовлетворить это влечение.
  4. Поведение при поиске. После поиска альтернатив человек начинает вести себя согласно выбранному варианту.
  5. Потребность удовлетворена. После того, как он долгое время вел себя определенным образом, он оценивает это, удовлетворена ли потребность или нет.
  6. Уменьшение напряжения . После удовлетворения потребности человек получает удовлетворение, и его напряжение снижается.

Например, если у сотрудника возникает потребность зарабатывать больше, эта потребность вызывает у него беспокойство, и он начинает думать, как удовлетворить эту потребность. Чтобы удовлетворить свою потребность, он может подумать о том, чтобы усердно работать в организации и получить повышение, чтобы он начал усердно работать.Через некоторое время он получит поощрения, надбавки или продвижение по службе, которые удовлетворят его потребности.

Но процесс мотивации не заканчивается удовлетворением одной потребности. После удовлетворения одной потребности возникает другая, и тот же процесс продолжается до тех пор, пока потребности не продолжают появляться у людей.

Типы мотивации

  1. Мотивация достижения: Это стремление преследовать и достигать цели. Человек с мотивацией достижения желает достичь целей и продвигаться по лестнице успеха.Здесь достижение важно для его собственного потрясения, а не для сопутствующих ему наград. Это похоже на «кайдзен» подход японского менеджмента.
  2. Принадлежность Мотивация: Это стремление наладить отношения с людьми на социальной основе. Лица с мотивацией аффилированности выполняют работу лучше, когда их хвалят за их благосклонное отношение и сотрудничество.
  3. Мотивация к компетентности: Это стремление быть хорошим в чем-то, позволяющее человеку выполнять работу высокого качества.Люди, мотивированные компетентностью, стремятся к мастерству в работе, гордятся развитием и использованием своих навыков решения проблем и стремятся проявлять творческий подход, когда сталкиваются с препятствиями. Они учатся на собственном опыте.
  4. Power Motivation: Это стремление влиять на людей и изменять ситуацию. Люди, мотивированные властью, хотят оказать влияние на свою организацию и готовы рисковать, чтобы сделать это.
  5. Мотивация отношения: Мотивация отношения — это то, как люди думают и чувствуют.Это их уверенность в себе, их вера в себя, их отношение к жизни. Это то, как они относятся к будущему и как они реагируют на прошлое.
  6. Поощрительная мотивация: Это когда человек или команда получают вознаграждение за свою деятельность. Это отношение «Сделай то и получишь то». Именно виды наград и премий побуждают людей работать немного усерднее.
  7. Мотивация страха: Мотивация страха принуждение человека к действию против воли. Это происходит мгновенно и быстро выполняет работу.Это полезно в краткосрочной перспективе.

Особенности мотивации

  1. Мотивация — психологическое явление . Мотивация — это внутреннее чувство, которое не может быть навязано сотрудникам. Внутренние чувства, такие как потребность, желание, стремления и т. Д., Влияют на поведение человека и заставляют его вести себя определенным образом. Например, желание иметь новый дом, уважение и признание и т. Д.
  2. Мотивация порождает целенаправленное поведение .Мотивация побуждает людей вести себя таким образом, чтобы они могли достичь своей цели. Мотивированный человек не нуждается в надзоре или руководстве. Он всегда будет работать так, как нужно. Например, у человека есть мотив получить повышение, поэтому он будет эффективно работать, чтобы получить повышение.
  3. Мотиваторы могут быть как положительными, так и отрицательными . Для мотивации сотрудников менеджеры используют различные мотиваторы. Некоторые мотиваторы являются положительными, а некоторые — отрицательными. Несколько примеров положительных мотиваторов: продвижение по службе, прирост, бонус, уважение, признание и т. Д.если сотрудник не улучшает свою работу с помощью позитивных мотиваторов, тогда менеджер использует негативные мотиваторы, такие как предупреждение, напоминание, понижение в должности, прекращение приращений и т. д. иногда страх перед негативными мотиваторами также побуждает человека вести себя желаемым образом.
  4. Мотивация — сложный процесс . Мотивация — сложная и трудная задача. Чтобы мотивировать людей, менеджер должен понимать различные типы человеческих потребностей. Человеческие потребности — это умственные ощущения, которые можно точно измерить.Если менеджер их точно измеряет, то каждый человек использует разные подходы для удовлетворения своих потребностей. Некоторых устраивают денежные стимулы, некоторые — неденежные, некоторые — положительные, а некоторые — отрицательные. Таким образом, по мотивам невозможно делать обобщения.
  5. Мотивация — это динамичный и непрерывный процесс . Люди постоянно меняются. Человеческие потребности безграничны и постоянно меняются. Удовлетворение одной потребности порождает другую, поэтому менеджеры должны постоянно выполнять функцию мотивации.

Важность мотивации

  1. Мотивация помогает перейти от отрицательного отношения к положительному. Без мотивации сотрудники стараются выполнять в организации минимум действий. Но мотивация наполняет желание работать на максимальном уровне. Все ресурсы организации бесполезны, пока сотрудники не используют эти ресурсы. Мотивированные сотрудники максимально используют ресурсы.
  2. Мотивация повышает производительность труда сотрудников.Мотивация повышает уровень эффективности сотрудников, что означает, что сотрудники начинают выполнять работу в меру своих возможностей с минимальными потерями времени и ресурсов, потому что мотивированные сотрудники всегда стремятся максимально использовать ресурсы. Мотивация устраняет разрыв между способностью работать и готовностью всегда повышает эффективность.
  3. Помощь в достижении целей организации. Мотивированные сотрудники всегда стараются достичь цели организации и прилагают все усилия для реализации цели организации, поскольку они знают, что с достижением цели организации только они могут достичь своей личной цели.Все сотрудники прилагают свои усилия в одном направлении для достижения цели.
  4. Мотивация создает благоприятную рабочую среду. В мотивации всегда улучшаются отношения между начальником и подчиненными. Когда сотрудники удовлетворяют свои потребности или получают признание и уважение в организации, они всегда протягивают руку поддержки начальству. В организации больше сотрудничества и координации, и все сотрудники работают в командном духе.
  5. Мотивация помогает руководителям вносить изменения.Мотивированные сотрудники проявляют меньшее сопротивление в принятии изменений в соответствии с изменениями в бизнес-среде, потому что они знают, что если изменения не будут реализованы в организации, не только организация проиграет от этого, но и сотрудникам также будет сложно удовлетворить свои потребности. выполнено. Мотивированные сотрудники всегда поддерживают и готовы принять изменения в организации.
  6. Снижение текучести кадров. Мотивация создает у сотрудников уверенность в том, что их потребности удовлетворяются в самой организации.Они всегда выбирают альтернативу: остаться в организации и увеличить свой заработок, вместо того, чтобы покинуть организацию и увеличить свои доходы. Благодаря мотивации текучесть кадров меньше, потому что довольные сотрудники никогда не уходят с работы.

Преимущества мотивации

Преимущества для руководства или организации:
  • Повышение эффективности и производительности сотрудников. Мотивация обеспечивает высокий уровень производительности сотрудников.
  • Лучшее сотрудничество со стороны сотрудников и теплые отношения между сотрудниками и руководством.
  • Снижение показателей невыходов на работу и текучести кадров.
  • Снижение аварийности и аварийности на производстве.
  • Повышение морального духа сотрудников.
  • Быстрое достижение бизнес-целей и благоприятный имидж компании.
Преимущества для сотрудников или рабочих:
  • Сотрудники получают различные денежные и неденежные льготы / льготы, которые обеспечивают им лучшую жизнь и благосостояние.
  • Гарантия занятости и другие льготы благодаря теплым отношениям с руководством.
  • Привлечение работой и удовлетворенность работой.
  • Повышение статуса и возможности участия в управлении.
  • Позитивный подход и отношение сотрудников к компании, руководству и начальству.
  • Снижение текучести кадров, наносящее вред работникам и руководству.
  • Расширение возможностей для улучшения знаний и навыков сотрудников.

Способы повышения мотивации работников

Мотивация — это желание, которое подталкивает человека к хорошей работе. Это влияние, которое заставляет людей вести себя определенным образом. Организации могут мотивировать своих сотрудников производственной линии посредством финансовых вознаграждений, таких как повышение ставок заработной платы или участие в прибыли, а также посредством нефинансовых вознаграждений, таких как расширение рабочих мест и делегирование полномочий, а также использование мотивационных теорий, таких как теория X и Y МакГрегора и теория Элтона Мейо. Эффект хоторна.

Основная причина низкой мотивации — недовольство заработной платой рабочих производственных линий. Они получают вдвое меньше, чем инспекторы контроля качества, не участвующие в производственном процессе. Эти рабочие получают низкую еженедельную заработную плату и премию за выполнение плановых заданий. Это означает, что в случае отключения электроэнергии или поломки оборудования на заводе рабочие не смогут выполнить поставленные задачи и не получат премии.

Это оставляет чувство разочарования, поскольку такие проблемы находятся вне контроля рабочих, и они считают, что с ними обращались несправедливо.Таким образом, в первую очередь следует повысить заработную плату рабочих. В конце концов, по словам Тейлора, сотрудник отдела научного менеджмента хочет денег. Также согласно иерархии потребностей Маслоу, самые основные потребности — это психологические потребности голода, жажды и крова, которые обеспечивается заработной платой. Эта заработная плата, если не по номиналу, должна быть близка к заработной плате ежеквартальных инспекторов, поскольку инспекторы не вносят вклад в результативность компании. Организация будет этим определенно лицом роста затрат труда, но если более высокой зарплатой рабочие дают стимул к работе жесткого тогда производительность я.е. производительность на одного рабочего увеличится.

Это может затем компенсировать рост затрат и привести к увеличению производства товаров.

Тем не менее, именно нефинансовые вознаграждения будут играть важную роль в поддержании высоких уровней мотивации, которые инициируются финансовыми вознаграждениями. Распределение прибыли — это также финансовое вознаграждение, которое поможет работнику почувствовать себя частью бизнеса в годы высоких прибылей, которые им дают процент от прибыли. Тогда они захотят внести свой вклад в подопечные для поддержания этой прибыльности.Расширение вакансий (включая обогащение должностей и ротацию должностей), работа в команде, кружки качества, постановка целей, делегирование полномочий, признание и признание со стороны организации (награды) — все это методы, которые организации могут использовать для мотивации сотрудников.

Расширение задания увеличивает объем работы, чтобы предоставлять более широкие и глубокие задачи. Это будет включать ротацию должностей, когда рабочие могут менять работу через определенное время, что позволяет им выполнять различные задания, и обогащение работы, которая организует работу таким образом, чтобы сотрудники могли полностью использовать свои способности и выполнять работу с меньшим контролем.

Также должно проводиться делегирование, то есть передача подчиненным. Это означало бы сказать рабочим, что они принимают определенные решения относительно выполнения заданий. Расширение прав и возможностей пошло бы еще дальше и дало бы им контроль над тем, как выполнять свои задачи, используя эффективные методы.

Расширение должностей, делегирование полномочий и расширение прав и возможностей — все в соответствии с теорией Y МакГрегора, согласно которой работники любят работать и стремятся к ответственности. Эти методы помогают работникам ощутить большую часть процесса и бизнеса, выполняя более одной задачи, и поощряют их к повышению эффективности.Поскольку на них возложена ответственность, они чувствуют доверие и большую лояльность к фирме. Выполняя задачи, связанные со всем процессом, они получают большее удовлетворение от того, что увидели конечный результат. Они повышают свои навыки, приобретают больше опыта и открывают больше возможностей для своего будущего. Единственная опасность состоит в том, что некоторые работники могут бояться выполнения дополнительных задач, поскольку они боятся неудач и, следовательно, потери работы.

Затем будут созданы кружки по работе в команде и качества.В соответствии с этим рабочие должны быть разделены на группы и выделены участки, в течение которых они несут ответственность как за производство, так и за качество продукции. Таким образом можно было бы удалить инспекторов по качеству и положить конец основной причине демотивации сотрудников. Команды будут регулярно встречаться, чтобы обсуждать качество продуктов и улучшения, а также любые проблемы на производственной линии организации. Затем они представляли свои исследования и результаты руководству, которое могло бы добиться наилучшего результата на производственной линии, а также награждать группу, которая предложила лучшую идею.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *