25.01.2021

Какие бывают виды памяти у человека: классификации по разным основаниям, обзор основных

Содержание

какие бывают и их характеристика

Кто-то лучше запоминает, если услышит, а  кому-то нужно обязательно увидеть или потрогать.  Почему так происходит и существует ли срок хранения данных? Почему мы надолго запоминаем эмоции и вспоминаем по ассоциациям? На эти вопросы отвечает множество классификаций важного процесса. О том, какие виды памяти существуют и чем они характеризуются, читаем дальше.

Память как способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию классифицируют по разным признакам.

1. По времени хранения информации.

В зависимости от того, сколько мы готовы хранить данные различают:

  • Мгновенный тип памяти – информация сохраняется только на время ее воспроизведение (доли секунды).
  • Кратковременный – материал сохраняется дольше, чем на мгновение, но временные рамки все же незначительны (речь о 30 секундах). Объем кратковременной памяти составляет до 10 единиц данных – слов, образов или объектов. Когда к нам поступает новая информация, требующая задействовать именно кратковременный тип, старая автоматически стирается.

Кратковременный тип разделяется на иконическую и логическую память. Первая соответствует послеобразному запоминанию. Например, если закрыть глаза, потом открыть и снова закрыть, не задумываясь над своими действиями, мы на долю секунды запомним образ увиденного. Логическая тоже построена на послеобразном восприятии, но она сохраняет общее представление об объекте на протяжении двух-трех секунд после услышанного или увиденного.

  • Оперативному типу свойственно хранить информацию заранее установленный период. После истечения срока (от пары минут до нескольких дней) материал забывается.
  • Долговременная память направлена на долгосрочное хранение данных. Иногда, чтобы их вспомнить, нужны усилия, а также воля и мышление. Тип считается основным, так как благодаря ему мы помним, как звали первую учительницу и что такое деепричастие.
  • Генетическая память передает информацию по наследству, храня ее в генотипе. Это явление не изучено основательно, существует лишь ряд теорий, как это происходит и что несет в себе генетическая база данных.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

2. По содержанию и принципам восприятия.

В зависимости от того, какой из органов считал и запомнил информацию, различают следующие виды памяти человека:

  • Зрительная памятьсамый развитый способ запоминания, который базируется на зрительном восприятии образов. Родной дом, лица дорогих людей, обложка дневника.
  • Слуховая – то, что мы запоминаем благодаря органам слуха – музыку, речь, остальные звуки. Важна для музыкантов, вокалистов, устных переводчиков. Так мы помним голос бабушки, шум прибоя и так далее.
  • Двигательная – основана на запоминании движений. Для ее развития должно пройти время. Чаще всего раскрыта у спортсменов и тех, кто выполняет повторяющиеся физические действия – массажистов, столяров и так далее.
  • Осязательная – связана с тактильными ощущениями, которые мы запоминаем, ощупывая предметы. Например, холод окна зимой, гладкость шелка, мягкие лапы котенка. Основываясь на зрительных воспоминаниях, осязательные создают целостный и точный образ объекта.
  • Обонятельной называется память, фиксирующая запахи. Обычно она присуща человеку с рождения, но для развития в полном объеме ее следует развивать. Важную роль играет для парфюмеров.
  • Словесно-логическая – базируется на наших мыслях, речи, их взаимосвязи. Если информация была обработана мышлением, она запоминается логически, в противном случае – механически. Этим типом активно пользуются преподаватели. Рассказывая новый урок, они вспоминают знания, усвоенные на предыдущем уроке.
  • Вкусовая память хорошо развита у дегустаторов и поваров высшего ранга. В ее основе – запоминание вкусов (сладкого, горького, соленого).
  • Эмоциональной памятью названо умение хранить ощущения, вызванные эмоциональными переживаниями. От мощности пережитых эмоций зависит прочность фиксирования данных. Хорошая память на эмоции встречается у поэтов, писателей, актеров, творческих личностей.

Все эти виды относятся к образной памяти. Каждый из них имеет разные возможности.

Исследования показали, что, только прослушав информацию, мы можем воспроизвести 10%. Если нам удалось увидеть объект, процент поднимается до 30. Комбинированное взаимодействие (рассказы и наглядности) позволяет цифре вырасти до 50%. Практическая работа, основанная на теоретическо-наглядном обучении, обеспечивает 90 процентный успех.

3. Типы памяти в зависимости от участия воли.

Произвольный тип памяти – мы осознаем то, что запоминаем. Требуется концентрация воли, мышления и некоторые усилия.

Непроизвольный – неконтролируемый, свободный процесс усвоения и воспроизведения материала. Мы не прилагаем усилий, чтобы запомнить происходящее, но важные моменты остаются в «архиве» сами. Благодаря этому типу мы непроизвольно обучаемся новому, постоянно взаимодействуя с миром.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

4. По степени осознанности.

В зависимости от степени осознанности информации, которую мы запоминаем, различают имплицитную и эксплицитную виды памяти.

Имплицитная – это память на неосознанный материал, то есть процесс усвоения материала происходит скрытно, его нельзя наблюдать или контролировать.

Чтобы этот процесс активизировался, должна возникнуть потребность решить важную задачу. В этом случае мы не сознаем степень владения собственными знаниями. Все происходит как бы само собой.

К эксплицитной мы обращаемся сознательно, используя добытую ранее информацию, припоминая или узнавая ее.

5. Исходя из научных целей.

В зависимости от цели исследования различают несколько видов память человека.

Эпизодическая память – фиксирование информации, полученной во время определённой ситуации в конкретных месте, время, обстоятельствах. Например, человек запомнил товарную точку, зафиксировав лица продавцов и расположение магазинов.

Репродуктивная – запоминание последовательности действий. Так, сборщик мебели без схемы соберет сложную конструкцию.

Ассоциативная – базируется на ассоциациях, то есть в функциональных связях между объектами. Например, человек проходя мимо рыбного магазина, вспоминает, что родственники попросили купить его корм для рыбок.

Автобиографическая – характеризуется четким запоминанием на ситуации из собственной жизни. Схожа с эпизодической, но требует самоидентификации и глубокого самоанализа.

6. По средствам запоминания.

В зависимости от использованных для запоминания средств различают три вида памяти.

Непосредственное – техническое запоминание событий, характеризуется примитивностью процесса.

Опосредственное запоминание представляют собой фиксирование информации на этапе развития человека, требует усилий. Для воспоминаний нужны определенные раздражители: записи в блокноте, галочки на руках и так далее. Они стимулируют память и организовывают.

Внутренняя непосредственная память представляет собой высший уровень, когда человек логический воспринимает информацию и осваивает ее главную роль для успешного процесса. Играют роль речь и мышление

Еще существует так называемая феноменальная память. Ее уникальность состоит в возможности запомнить много сложной или бессвязной информации: даты, факты, имена, хронологию событий. Ею обладали Ф. Достоевский, В. Моцарт и другие выдающиеся личности.

Все виды памяти так или иначе связаны. Каждый из них определенный период жизни может преобладать, а потом, наоборот, угасать. Идеально, когда для восприятия объектов задействованы несколько типов. Изучите, как работает каждый из них, чтобы лучше понять себя и свои природные возможности. А чтобы не запутаться и все запомнить, сохраните статью.

Пройти тест на характер человека

что это такое и какими свойствами обладает?

Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.

Что такое память?

Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • темперамента;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Пройти тест на темперамент

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти.

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.

Процессы памяти.

1. Запоминание.

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

2. Сохранение материала.

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

3. Воспроизведение.

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

4. Забывание.

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.

Физиология и психология памяти.

Физиологический аспект.

Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.

Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.

Теории памяти в психологии.

Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.

  • Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
  • Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
  • Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
  • Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.

Как работают законы памяти?

  • Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
  • Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
  • Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
  • Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
  • Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
  • Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
  • Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
  • Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
  • Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
  • Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
  • Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Пройти тест на психологический возраст

Основные виды памяти человека

Память человека является важнейшим элементом его деятельности. На протяжении всей жизни человека все его впечатления, знания  записываются в память. Ее виды  помогают лучше усвоить информацию определенного характера. Проявления памяти исключительно многогранны и могут быть разделены на несколько основных категорий. Разные виды памяти человека характеризуются разными особенностями.

Виды памяти по психической активности

По характеру психической активности различаются следующие виды памяти.

Двигательная память обеспечивает человеку запоминание его движений. Она лежит в основе формирования многих практических и трудовых навыков. В частности, к ним относятся ходьба, умение писать, пользоваться различными инструментами при работе. В некоторых случаях этот вид памяти должен быть развит особенно хорошо для успешной профессиональной деятельности, например, у спортсменов или артистов балета.

Эмоциональная память является памятью на пережитые ранее эмоции и чувства. Сохраненные в памяти переживания становятся причиной для возникновения ассоциаций и действий на их основе в том случае, когда аналогичная или похожая ситуация возникнет вновь.

Образная память характеризуется способностью человека запоминать образы. Это могут быть картины природы, звуки, запахи. Как правило, зрительная и слуховая память играют ведущую роль в жизнедеятельности человека и развиты лучше всего. Остальные виды этой памяти у многих людей развиты значительно хуже, но бывают исключения, чаще всего связанные с профессиональной деятельностью. Обонятельная память у создателей духов или вкусовая у дегустаторов намного превышает обычный уровень. Хорошая осязательная память часто бывает у слепых. Также встречаются люди, обладающие эйдетической памятью — способностью в течение некоторого времени сохранять в памяти мельчайшие детали увиденных предметов.

Словесно-логическая память по своему содержанию представляет собой человеческие мысли на основе языка. Существуют две разновидности такой памяти. В первом случае лучше запоминается основной смысл без акцента на детали, тогда как во втором — запоминание в большей степени буквально.

Виды памяти согласно целей деятельности

Существуют также виды памяти по характеру целей деятельности.

Непроизвольная память отличается тем, что при этом отсутствует сама цель запоминания. Установлено, что этот вид памяти в большей степени развит у детей, а с возрастом заметно ослабевает. Интересной особенностью является то, что в этом случае информация очень часто запоминается надежно, хотя такая цель и отсутствует.

Произвольная память улучшается с возрастом, чему в немалой степени способствует применение специальных приемов заучивания и целенаправленные тренировки.

Память делится на виды и по продолжительности сохранения материала.

Сенсорная память характеризуется тем, что все процессы протекают на уровне рецепторов, а информация в общем случае сохраняется не более чем на полсекунды. Если информация представляет интерес для головного мозга, то происходит ее задержка. В противном случае она стирается полностью и окончательно.

Кратковременная память вступает в работу, когда информация задерживается свыше одной секунды. В течение примерно 20 секунд она подвергается обработке с целью определения степени ее важности. Если мозг признает ее заслуживающей внимания, то элементы информации (цифры, слова, названия предметов, образы) передается дальше. Объем кратковременной памяти весьма мал, одновременно в ней может находиться не более пяти — девяти элементов. Именно из этого количества и происходит отбор, а остальная часть безвозвратно теряется.

Долговременная память представляет собой нечто вроде архивного хранилища неограниченной емкости, где информация, поступившая из кратковременной памяти, проходит классификацию, кодирование и закладывается на долгосрочное хранение.

Память, виды памяти — это важнейшая функция организма, позволяющая  человеку  ориентироваться  в океане информации, окружающей его.

Память: классификация памяти и виды

Память представляет собой психический процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации. Благодаря данным операциям обеспечивается сохранение человеческого опыта.

История исследований

Первые изучения памяти начались еще в древности и связывались с процессом обучения. В Древней Греции, например, принято было считать, что информация проникает в голову человека в виде конкретных материальных частиц, оставляя отпечатки на мягком веществе головного мозга, подобно глине или воску.

Впоследствии автор «гидравлической» модели нервной системы, Р. Декарт, формулирует идею о том, что регулярное применение одних и тех же нервных волокон (пустотелых трубок, по Декарту) снижает их сопротивление движению «жизненных духов» (за счет растяжения). Это, в свою очередь, приводит к формированию запоминания.

В 80-е гг. 19-го века Г. Эббингауз предлагает собственный метод изучения законов так называемой чистой памяти. Прием заключался в запоминании бессмысленных слогов. Итогом стали кривые запоминания, а также определенные закономерности действия механизмов ассоциаций. Так, например, было установлено, что особенно прочно запоминаются те события, которые произвели на человека сильное впечатление. Подобная информация запоминается сразу и надолго. Напротив, менее значимые для человека данные (даже если они более сложны по своему содержанию) в памяти, как правило, надолго не сохраняются.

Таким образом, Г. Эббингауз первый применяет к изучению памяти экспериментальный метод.

Начиная с конца 19-го века и далее процесс памяти пытаются интерпретировать по аналогии с функционированием таких механических приборов, как телефон, магнитофон, электронно-вычислительная машина и др. Если же проводить аналогии с современными технологиями, то здесь имеет место классификация памяти компьютера.

В современной научной школе при анализе механизмов запоминания используются биологические аналогии. Так, например, некоторым видам памяти приписывается молекулярная основа: процесс запечатления информации сопровождается увеличением содержания в нейронах головного мозга нуклеиновых кислот.

Классификация памяти

Психология опирается на следующие критерии в выделении видов памяти:

1. Характер преобладающей психической активности:

  • двигательная,
  • образная,
  • эмоциональная,
  • словесно-логическая.

2. Характер целей деятельности:

  • произвольная,
  • непроизвольная.

3. Продолжительность закрепления/сохранения материала:

  • кратковременная,
  • долговременная,
  • оперативная.

4. Использование мнемотехнических средств:

  • непосредственная,
  • опосредованная.

Характер преобладающей в деятельности психической активности

Несмотря на то что все виды памяти, соответствующие данному критерию, не существуют обособленно, а тесно взаимодействуют между собой, Блонский выявил определенную специфику каждого из видов:

  • Двигательная (моторная) память. Классификация памяти в данном случае направлена на преобладание тех или иных движений. Так, например, этот вид является основополагающим при формировании навыков практической и двигательной деятельности (ходьба, бег, письмо и др. ). В противном случае при осуществлении того или иного двигательного акта нам приходилось бы каждый раз осваивать его заново. При этом существует как определенная устойчивая часть данных навыков (например, каждый из нас имеет свой почерк, манеру подавать руку для приветствия, манеру пользоваться столовыми приборами и т.д.), так и изменчивая (определенное отклонение движений в зависимости от ситуации).
  • Образная память. Классификация памяти направлена на запоминание с точки зрения ведущей модальности (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная). Информация, воспринятая человеком ранее, после формирования образной памяти воспроизводится уже в форме представлений. Специфическими свойствами представлений является их фрагментарность, а также нечеткость и неустойчивость. Соответственно, воспроизведенный в памяти образ может в значительной мере отличаться от своего оригинала.
  • Эмоциональная память. Проявляется в процессе запоминания и воспроизведения чувств. Имеет чрезвычайно важное значение в психической деятельности индивида, так как эмоции являются прежде всего сигналом состояния наших потребностей и интересов, отношения нас с окружающим миром. Чувства, пережитые нами в прошлом и закрепленные в памяти, выступают впоследствии для нас в качестве побудителей/антипобудителей к тем или иным действиям. При этом, как и в предыдущем виде, воспроизведенные в памяти чувства могут существенно отличаться от своего первоначального оригинала (в зависимости от смены характера, содержания и силы определенного переживания).
  • Словесно-логическая память. Направлена на запоминание мыслей индивидом (размышления по поводу прочитанной книги, содержание разговора с друзьями и др.). В то же время функционирование мысли невозможно без участия языковых форм – отсюда название: словесно-логическая память. Классификация памяти, таким образом, включает в себя два подвида: когда необходимо запомнить только смысл материала без точного воспроизведения сопутствующих словесных выражений; когда необходимо также буквальное словесное выражение определенных мыслей.

Характер целей деятельности

  • Произвольная память. Сопровождается активным участием воли в процессе запоминания, закрепления и воспроизведения той или иной информации.
  • Непроизвольная память. Протекание основных механизмов памяти проходит без волевого усилия, автоматически. При этом по силе запоминания непроизвольная память может быть как слабее, так и, напротив, устойчивее произвольной.

Продолжительность закрепления/сохранения материала

Основные классификации памяти, как правило, всегда включают в себя временно́й критерий.

  • Кратковременная память. Сохраняет информацию после прекращения ее восприятия (действия на органы чувств соответствующих стимулов) в течение около 25-30 секунд.
  • Долговременная память. Является доминирующим видом запоминания для индивида, рассчитанным на хранение информации в течение длительного периода. При этом данная информация многократно используется человеком.
  • Оперативная память. Направлена на хранение конкретной информации в пределах решения соответствующей текущей задачи. Собственно, данная задача и определяет специфику оперативной памяти в той или иной ситуации. Классификация оперативной памяти также связана с временны́м критерием. В зависимости от условий решаемой задачи время хранения информации в оперативной памяти может варьироваться от нескольких секунд до нескольких дней.

Использование мнемотехнических средств

  • Непосредственная память. Классификация памяти в данном случае осуществляется с точки зрения наличия/отсутствия определенных вспомогательных приемов-средств. При непосредственном виде запоминания осуществляется процесс прямого воздействия воспринимаемого материала на органы чувств индивида.
  • Опосредованная память. Осуществляется при использовании индивидом специальных средств и приемов в процессе запоминания и воспроизведения материала.

Таким образом, между самой информацией и ее отпечатком в памяти используется дополнительное звено. В качестве подобных звеньев могут выступать специальные пометки, узелки, шпаргалки и т.д.

особенности и их основные характеристики

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Память – вид умственной деятельности и одна из психических функций, работа которой напоминает работу компьютера, ведь сначала информация кодируется, затем сохраняется, и потом уже, по необходимости открывается нужный файл. И сегодня я расскажу о том, какие существуют виды памяти у человека, чтобы вы знали, как ими пользоваться, чтобы эффективно запоминать и управлять информацией.

Введение

Чтобы быть работоспособным, осознанным, хорошо чувствовать себя как физически, так и эмоционально, нам необходима хорошая память. Ведь, как мы будем выполнять свои обязанности, если будем много чего забывать? Для развития и продвижения нам просто необходимо уметь не только улавливать информацию разными способами, но и хранить её, чтобы в подходящий момент воспользоваться. Иначе мы бы были похожими на младенцев, или, если верить мифу, на рыбок, которые могут помнить что-то только 3-4 секунды. Она многолика, поэтому обязательно следует добавлять прилагательное, которое объясняет её направленность и тип, а также уникальна, ведь, по факту, с её помощью мы можем соединить вместе прошлое, настоящее и будущее.

Классификация

Их характеристика определяется по следующим признакам:

По характеру психической деятельности

1. Образная

Это процесс запоминания, воспроизведения и сохранения непосредственно образов и представлений и имеет такие типы:

  • Зрительная – у кого хорошо развита, обычно с воображением не имеют проблем. Необходима людям с творческой профессией, например, художникам, композиторам…
  • Слуховая – запоминание звуков. Когда низкий уровень, становится сложно учить иностранные языки и вообще воспринимать на слух материал.
  • Вкусовая
  • Тактильная
  • Обонятельная

Последние 3 вида необходимы только для удовлетворения естественных, биологических потребностей (о них вы можете почитать в этой статье). Делать на них акцент следует только людям, профессия которых непосредственно связана с ними, к примеру, дегустаторам или парфюмерам.

Существует интересный факт, проводились исследования во время учебного процесса, в ходе которых было выявлено, что число тех студентов, которые прослушали лекцию и на следующий день могли пересказать её, составило только 10%. При этом, процент возрастал до 30 при самостоятельном прочтении, когда было задействовано зрение. Если они её ещё и повторяли, воспроизведя кому-то, то цифра составляла уже 50%. А практическая отработка материала, чтобы закрепить в виде навыка, достигала 90% успеха.

2.Двигательная

Это возможность запоминать и воспроизводить движения. У ребенка она появляется раньше остальных. С её помощью он учится познавать мир и развиваться. Благодаря ей мы, не практикуясь ездить на велосипеде лет 15, садимся, боимся, и при этом уверенно крутим педали, потому что тело помнит, как это делается.

3.Эмоциональная

На самом деле самая надёжная, и проявляется уже у полугодовалых малышей, которые радуются приближению приятных, близких людей и плачут, если появляется тот, кто когда-то напугал и прочее. Так устроена психика, что приятные моменты откладываются более надёжно, чем негативные. Но есть люди, которых называют обидчивыми, в силу того, что у них происходит наоборот.

4.Словесно – логическая

Уделяется внимание словам, мыслям, а также логике. Об этом типе мышления и о том, что он присущий только человеку, я рассказывал в статье об абстрактно логическом мышлении. Таким людям проще запоминать формулы, термины, прочитанные книги… Появляется у ребёнка уже в возрасте 3-4 лет и ухудшается с возрастом. Может быть:

  • Механической – когда принудительно приходится заучивать какой-то набор слов, или просто повторяя текст, не включаясь в его смысл.
  • Логической – когда приходится привлекать ассоциации или ранее изученные термины.

По продолжительности сохранения материала

  1. Мгновенная – удерживает материал, который был получен органами чувств, не обрабатывая его.
  2. Кратковременная, является рабочей, и хранит данные в течение 20 секунд, но в будущем их возможно будет воспроизвести. Очень ценна для нас, так как даёт возможность переработать и отсеять ненужный материал. Обязательным условием для запоминания является обращение внимания. К примеру, вы могли много раз смотреть на свои часы, но если задать вопрос о том, какие именно там цифры, арабские или римские, вы затруднитесь ответить, пока специально не заострите внимание на этом нюансе. Также длительность сохранения зависит от объёма, и когда кратковременная память переполнена, новые данные замещают старые, которые удаляются безвозвратно. Бывали случаи, когда с кем-то знакомились, а потом не могли вспомнить имя? Вот-вот. Но, если это имя для вас важно, вы можете повторить его несколько раз, и оно отложится в следующий тип.
  3. Оперативная. Задаётся определённое время хранения данных, которые после исполнения задачи удаляются. Помните, как бывало в период студенчества, когда за одну ночь готовились к экзамену, а после успешной сдачи как будто наступала амнезия?
  4. Долговременная. Её особенности заключаются в том, что начинает свою работу не сразу, а по прошествии какого-то времени. К тому же данные надёжней закрепляются, если часто воспроизводятся.

По степени осознанности

  • Имплицитная — возникает без участия сознания. Например, человек усваивает ценности общества и семьи, не совсем понимая, как себя ведёт и какими принципами руководствуется в жизни. То есть, не осознаёт те знания, которые у него имеются.
  • Эксплицитная – соответственно осознанное пользование своими знаниями.

По характеру участия воли

  1. Произвольная – что-то пытаемся запомнить, применяя усилия, усердие.
  2. Непроизвольная – автоматически, порой, не обращая внимания. Бывали у вас ситуации, когда вы недоумевали, откуда знаете о чём-то? А всё потому, что когда-то заинтересовались чем-то, но особого значения не придали, а материал отложился.

От целей исследования

  • Генетическая – благодаря ей мы обладаем инстинктами, рефлексами…
  • Эпизодическая – хранит части информации, зафиксировав ситуацию, в которой была получена. Чтоб было понятнее, приведу пример. Вы попадаете в новый город, и прогуливаясь, обращаете внимание на магазины, продавцов, вывески, по которым будете потом ориентироваться, возвращаясь обратно, чтобы не заблудиться.
  • Репродуктивная – это воспроизводство чего-то путём воспоминания. Например, художник пишет портрет девушки, которая впечатлила его в автобусе.
  • Реконструктивная – восстанавливает изначальную форму чего-то. Женщина, потеряв рецепт, пытается вспомнить, какие и в какой последовательности класть продукты в борщ.
  • Ассоциативная – когда мы устанавливаем связи, чтобы воспроизводить нужную информацию. Например, разговаривая с подругой, которая рассказывает, что была в новом ресторане и отведала прекрасный десерт, вам приходит в голову, что забыли купить печенье к чаю.
  • Автобиографическая – это события из жизни, которые удерживаются в голове и проявляются с помощью воспоминаний.

Механизмы

Я приведу здесь основные процессы, которые приходится проходить каждому ежедневно:

  1. Запоминание – это процесс, при котором новое закрепляется при помощи связывания его со старым, уже приобретённым. Является избирательным.
  2. Сохранение – переработка и удержание необходимых данных.
  3. Воспроизведение – извлечение сохранённой информации.
  4. Забывание – избавление от не нужного, или чем очень давно не пользовались. Может быть как позитивным, когда, к примеру, стирает события, которые вызывали неприятные ощущения, мешали двигаться вперёд, или просто перегружали. А также, негативные, когда полезные и нужные данные стираются целыми блоками, и появляется необходимость обратно их изучать.

Заключение

Напоследок хочется сказать, что не только психология уделяет внимание этим сложным процессам с целью изучить характер и направленность личности, а также физиология с биохимией исследуют образование нервных связей и изменение состава нашей РНК (рибонуклеиновая кислота).

О том как развивать свою память вы можете прочитать в статье: «ТОП 10 упражнений для развития памяти у человека».

И вообще, я рекомендую каждый день тренировать свою память, что бы держать мозг в тонусе и в старости сохранить свою активность. Вот лучшие курсы, на территории России по развитию памяти.

На этом всё, уважаемые читатели! Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить интересные рекомендации о том, как прокачать и улучшить свою память. Успехов вам!

Какие виды памяти бывают у человека: их классификация и назначение

К одной из когнитивных функций относится память, которая представляет собой целый комплекс психологических навыков, которые приобретаются через органы чувств,  развиваются и деградируют на протяжении всей жизни человека. Если попытаться разобраться, какие виды памяти бывают у человека, то ее нельзя однозначно разделить на четкие группы. Но все-же попробуем.

Содержание статьи

Классификация видов памяти человека по характеру психической деятельности

Классификацию видов памяти можно сравнить с делением животных: классы, виды, подвиды и т.д. Так и виды памяти различны и имеют много подразделений. Процесс запоминания информации, получаемый по жизни тесно переплетен между ее источниками — зрение, слух, обоняние и т.д. и поэтому имеется множество названий видов памяти, связанных с этими источниками.

Двигательная память

Она же механическая память или моторная. Связана с любыми двигательными навыками. Таким образом дети учатся сначала сидеть, потом ползать и ходить. Разные люди таким образом танцуют один и тот же танец, копируя схожие движения. Тренировка моторной происходит путем повторения одного и того же движения несколько раз. Поэтому, говоря о тех людях, у которых она лучше всего развита, то это несомненно рабочие на конвейере, спортсмены, танцоры.

 

Эмоциональная память

Мир человека всегда наполнен эмоциями. Эмоциональная память закрепляет, удерживает и воспроизводит переживания человека, его эмоции. И чем они ярче и богаче, тем сильнее запоминаются. Все они являются результатом комплексного воздействия на мозг органов чувств человека.

Эмоции не всегда позитивны, а часто негативны. Наиболее яркие очень трудно забыть и в результате с человеком случаются психические расстройства, появляются фобии, от которых трудно избавиться. Турист, заблудившийся в горной пещере или подводник, побывавший в аварийной подводной лодке,могут получить клаустрофобию — боязнь маленьких, замкнутых помещений.

К счастью, центральная нервная система со временем сглаживает краски от полученных эмоций и их воспоминания становится более спокойными.

Смысловая или словесно-логическая память

Одно из коренных отличий человека от животного — умение разговаривать словами. Вот это свойство запоминать услышанные слова и воспроизводить их и есть смысловая память. Для запоминания крупных объемов материала мозг использует короткие мнемонические опоры из слов, которые будучи услышанными помогают вспомнить весь материал. Узнали!? Можно сказать это обычные подсказки, как на школьных уроках.

Наглядно-образная память

Этот вид памяти в разной степени есть у всего живого мира.

Это фиксация, запоминание и мысленное воспроизведение зрительных, звуковых, обонятельных образов.Она делится на множество видов

Эйдетическая память

Этот тип связан больше всего со зрительным каналом и в меньшей степени с остальными каналами передачи информации. Он отвечает за способность человека воспроизводить в мыслях те образы, которые были получены им визуально, тактильно, на слух или при помощи осязания.

Зрительная память

К ней можно отнести и визуальную и фотографическую память.

Она формируются через органы зрения. Причем, стоит сразу отметить, что зрительная память может быть:

  • долгосрочной
  • мгновенной.

Так, например, человек идущий по улице видит проходящих мимо него людей, видит лица, но он их не запоминает. С другой стороны, просмотрев альбом с картинами художников, человек может пересказать его содержание. Обусловлена такая избирательность тем фактом, что мозг будет отфильтровать то, что не нужно, бесполезно и что он не в состоянии запомнить за отведенное время. Кстати, мозг легко может запомнить прохожего, наступившего вам в толпе на ботинок или незнакомца, сказавшего вам «Проходите пожалуйста»!

 

Развитие памяти в процессе эволюции способствовало выживанию человека. Вот пример запоминания и последующих реакций:

Слуховая память

Видов образной памяти, позволяющий человеку запоминать звуки — голоса, шум, крики животных — и затем их воспроизводить или мысленно анализировать и выявлять степень опасности и причину появления. Способствовала выживанию человека в дикой природе, а сейчас — существованию в обществе и возможности продвижения по карьерной лестнице.

Бывает

  • кратковременная слуховая память – помогает человеку быстро понять смысл услышанного и обработать поступающую звуковую информацию. Хранится несколько секунд и дает понять смысл и суть разговора.

После этого услышанная информация может быть забыта или может попасть в

  • долговременную память, где может храниться от нескольких минут и до конца жизни.

Человек, обладающий хорошей слуховой памятью, способен легко, быстро и точно запомнить содержание читаемого текста, смысл событий, логику рассуждений. При этом он достаточно правильно может воспроизводить своими словами полученную информацию.

Музыкальная память

Это разновидность слуховой памяти по сохранению и последующему воспроизведение музыкальных мелодий. Она является сложносоставной, так-как кроме слуха и зрения, при запоминании материала используется и моторная двигательная функция — чаще всего пальцев.

Вкусовая память

Связана с поглощаемыми продуктами. Причем, человек способен не только узнать вкус пищи, которую он когда-то уже пробовал. Но также может полноценно воспроизвести этот вкусовой образ в своей голове. Классический случай — подумайте «лимон» и вы почувствуете его вкус и выделение слюны.

Поэтому вызывает сомнения поговорка: « Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет». Станет слаще, но не сильно, халва не лимон и не вызывает такой бурной реакции.

Осязательная или тактильная память

Это воспроизведение образов при помощи прикосновений. Тактильные чувства хорошо развиты. В связи с чем, человек на ощупь может понять какой предмет находится перед ним, даже если он его не видит. И эти ощущения надолго откладываются в его памяти. Человек легко на ощупь может определить тип поверхности которую он трогает, будь это бетон, дерево, железо, кусок ДСП, чайная ложка или стеклянная чашка.

Обонятельная память

Обонятельный канал передаёт данные о многочисленных запахах, формируя тем самым своеобразную обонятельную категорию.

Именно она помогает классифицировать запахи, относя их к тому или иному предмету.

Болевая память

Необычным видом является болевая.  Эта память способствует выживанию всего животного мира, в том числе и человека. Его ело способно запомнить все болезненные ощущения и ту ситуацию, в которой он их пережил. Поэтому при повторении такой же ситуации, инстинктивно срабатывают защитные механизмы, которые помогают человеку сориентироваться в обстановке и не допустить повторных возникновений дискомфортных ощущений. И это еще мягко сказано! Ее следствием может быть паника.

Кинестетическая или «мышечная» память

Это тип памяти, который мы используем при движениях, привычных или непривычных. Этот тип памяти очень требует для своего поддержания повседневной практики и регулярного повторения. Поэтому когда человек возвращается на сложное производство после длительного перерыва, он вновь проходит небольшой обучение для восстановления утраченных двигательных навыков. Тоже требуется водителям для восстановления после «зимней спячки».

Кратко виды памяти можно различать так

таблица 1:

Классификация памяти по временному промежутку Классификация по способу поступающей информации
  1. Мгновенная (иконическая)
  2. Кратковременная
  3. Длительная
  4. Генетическая (наследственная)
  1. Зрительная
  2. Слуховая (музыкальная)
  3. Обонятельная
  4. Осязательная
  5. Вкусовая
  6. Эмоциональная
  7. Эйдетическая

Этапы обработки информации при запоминании

Если говорить о структуре и механизме восприятия, анализа и отправки на хранение в память любой полученной информации, то это происходит на следующих уровнях.

  1. Сенсорная обработка любых данных. На этот период отводятся доли секунды. Все запоминается кратко и откладывается на более длительное хранение лишь в том случае, если она была проанализирована, как ценная.
  2. На следующем этапе полученные данные отправляются на сохранение. Если они используются в самом ближайшем времени и человек их применяет практически сразу, тогда этот вид называется кратковременной. К нему относятся, например, распоряжения на работе, которые нужно выполнить в течение текущего рабочего дня.
  3. Далее идет долговременная или долгосрочная. Это место является хранилищем всего важного, что будет использовано на протяжении длительного периода жизни. Как правило, сюда относятся все полученные навыки и жизненный опыт, знания и умения, воспоминания и впечатления.
  4. Оперативная память – она схожа с внутренней компьютерной. Этот тип используется тогда, когда нужна работа с небольшими объемами информации на протяжении длительного отрезка времени. Несмотря на ее сходство с кратковременной – между ними существуют все же определенные отличия.
  5. Третичная память – относится к долгосрочным. Чаще всего используется для хранения языковых массивов.

Типы запоминания

Далее, чтобы понять процесс обучения и развития интеллекта, особенно у детей дошкольного возраста, следует рассмотреть подробнее способы запоминания.

Механическое запоминание

Суть ее заключается в том, что все данные усваиваются ровно в том виде, в котором они поступили к человеку или ребенку. Мозг не трансформирует то, что получает, а усваивает в первоначальном виде. В прошлом веке считалось, что так лучше всего учатся иностранные языки, которые требуют механического запоминания. Хотя сейчас появились совершенно другие, более эффективные методики обучения иностранным языкам.

Логическое запоминание

Еще один тип запоминания называется логическим. Он является противоположным механическому. Во время анализа данных происходит их обработка мозгом с дополнительной обработкой и выстраиванием логических цепей. В результате возникают ассоциативные связи и цепи, трансформируемые на основе собственного жизненного опыта и имеющихся знаний. Именно такой вариант хранения образов позволяет более качественно усвоить то, что получено человеком извне.

Классификация видов памяти в зависимости от используемых средств

  • Опосредованная – именно в этом случае анализ потока поступающей в мозг информации происходит с использованием логических, синтезирующих, ассоциативных связей. Такие методики позволяют выстраивать логические последовательности, просчитывая результат своих или чужих действий.
  • Непосредственная – способна только запечатлеть и удержать малое количество потока данных на незначительный период времени.
  • Социальная – она позволяет из общего числа людей выделять тех, которые близки к данному человеку. Причем узнавание происходит по всем органам чувств – зрительному, слуховому, даже обонятельному.

Итог — что из себя представляет память?

Познавательные (когнитивные) навыки и умения являются одними из важнейших характеристик человека, открывающими перед ним неограниченные возможности. От того, насколько они развиты, зависит возможность добиться в жизни успеха. Ведь именно они в совокупности формируют интеллект человека, показывая степень его развития.

Важнейшей мыслительной функцией является память. Она проявляется в возможности сохранить определенную информацию, затем ее воспроизвести в нужной ситуации. Именно она позволяет человеку накапливать опыт и знания. Благодаря способности запоминать происходит совершенствование умений и познание окружающего мира.

Многие виды животных способны к запоминанию, но именно у человека эта функция наиболее интенсивно и совершенно развита, формируя интеллект, который способен к развитию. Каждый индивидуум в популяции отличается своей особенностью к запоминанию и развитию, демонстрирую высокий или более низкий интеллект. Кому-то этот процесс развития дается легче, кому-то труднее. Если говорить об условиях, которые влияют на совершение интеллекта, то к ним можно отнести:

  • наличие генетических нарушений, влияющих на нее;
  • наследственная предрасположенность;
  • общее состояние здоровья;
  • наличие или отсутствие травм мозга;
  • уровень жизни;
  • усилия, прилагаемые для развития способностей;
  • качество образования;
  • интенсивность воспитания как внутри семьи, так и вне ее;
  • качество потребляемых продуктов не только во время взросления ребенка, но и во время развития в утробе матери;
  • экологическая обстановка;
  • отсутствие стрессовых ситуаций;
  • физическая активность, которая позволяет мозгу усваивать большее количество кислорода;
  • возрастные изменения;
  • состояние психического здоровья;
  • проведение специальных игр и тренингов для поддержания качества этой функции;
  • качество жизни на разных этапах развития человека.

Также на разных возрастных этапах, особенно в период интенсивного обучения, стоит учесть, что для запоминания лучше всего подходит та информация, которая является для данного человека значимой и важной. Именно всецелое развитие интеллекта позволяет качественно повлиять на память и другие когнитивные функции.

Процессы, происходящие в памяти

Для того, чтобы какие-либо сведения были отпечатаны в памяти, необходим ряд последовательных операции. Они происходят не только в головном мозге, но и в остальных рецепторах, являющихся проводниками сведений из внешнего мира. Таким образом она включает в себя:

  • Обработку сведений, которые поступают по одному из пяти основных каналов восприятия – зрительному, слуховому, обонятельному, вкусовому, тактильному.
  • Далее происходит процесс запоминания.
  • После чего поток сведений сохраняется в определенном отделе головного мозга.
  • При необходимости она должна воспроизвестись.
  • Постепенно сведения забываются, особенно если ими не пользоваться определенный промежуток времени.

Таким образом можно сделать вывод: чем болеет часто человек пользуется тем, или иным приобретенным навыком, тем сильнее он отпечатывается в головном мозге и на более длительный период запоминается.

И чем ярче образы, возникающие в момент запоминания, тем сильнее они запоминаются.

Соотношение памяти  с интеллектом

Память является неотъемлемой частью всего когнитивного процесса человека – формируя его интеллект и развитие. Когнитивный процесс изучается когнитивной психологией. В свое время эта часть психологии выработала четкий алгоритм, согласно которому человек использует определенную стратегию решения разных проблем. В соответствии с ней он использует следующие виды интеллекта:

  • умственный интеллект используется для обработки любого потока данных, то есть совершает мыслительные действия;
  • социальный интеллект позволяет применять разнообразные социальные поведенческие модели;
  • эмоциональный интеллект ответственен за узнавание и управление своими и чужими эмоциями.

Каждый из видов интеллекта непосредственно завязан на память. Так как именно она позволяет применять ту или иную стратегию, в соответствии с имеющимися знаниями и полученным в течении жизни опытом. Но в тоже время не только она является признаком высокого интеллекта. Помимо этого, мозг должен совершать ряд логических комбинаций, уметь синтезировать и анализировать весь объем знаний. К тому же, бывает еще такая отдельная категория, как творческие способности. Для того, чтобы развивать человека, необходимо применять разные методы. именно разносторонний подход позволяет развить им все когнитивные функции. И не допускает преобладание одного из видов.

Уровни развития и прогресса памяти

За всю свою жизнь человек проходит определенные этапы развития когнитивных навыков:

  1. Моторная – отвечает за двигательные навыки. Именно этот вид формируется одним из первых, поэтому ему так важно уделять особое внимание, для полноценного развития ребенка.
  2. Эмоциональная – связана с ощущениями, как положительными, так и негативными. Способна в течение длительного времени сохраняться и проявляться в виде определенных реакций.
  3. Образная – связана со всеми каналами передачи данных (от зрения, заканчивая осязанием).
  4. Словесно-логическая – является высшим видом развития, присущим человеку. Этот вид связан как с речью, так и со способностью выполнять логический анализ и синтез всего накопленного. Зачастую его называют семантической способностью человека.

В отдельную категорию можно выделить генетическую память – она не имеет опосредованного отношения ко всем когнитивным процессам. Но несмотря на это играет важнейшую роль в поведении человека, как одного из индивидуумов, принадлежащего к определенной группе.

Запоминание, воспроизведение и забывание

Человек способен запомнить, потом воспроизвести и иногда забыть все то, что он получил в потоке данных. Именно воспроизведение того, что было когда-то положено на «хранение» в определенную часть мозга, делает человека человеком. Так как не простое запоминание, а именно правильное его использование позволяет развиваться человеку, проявляя свой интеллект в определенных ситуациях.

Поэтому с этой точки зрения воспроизведение по памяти разделяется на:

  • Произвольное – в этом случае человек прикладывает определенные усилия, чтобы припомнить факт, установить между ним и другими логические связи и применить их на практике.
  • Непроизвольное воспроизведение – когда какой-либо факт всплывает сам с собой, без воздействия дополнительных стимулов. Стоит особо подчеркнуть, что именно этот факт является первым признаком, отделяющим человека от всех остальных животных.

Хотя  этот факт подвергаю сомнению —  ещё никому неизвестно, что думают животные, что у них всплывает в мозгу при виде разных образов. Они не умеют разговаривать и передавать свои мысли словами, а жестов, движений и звуков ещё явно недостаточно для их понимания.

Развитию интеллекта и памяти, в совокупности с синтетическим и аналитическим мышлением, стоит уделять особое внимание не только в раннем детстве, но и на протяжении всей жизни.

Возрастные особенности

Говоря о влиянии возраста на все когнитивные процессы, необходимо уловить назначение различных видов памяти для каждой возрастной группы:

  • образная важна для того, чтобы уметь мыслить ассоциативно, независимо от возраста;
  • словесно-логическую важно развить у дошкольников и поддерживать в дальнейшем на высоком уровне в течение всей жизни. Именно она в старом возрасте, снижаясь, приводит к появлению когнитивных нарушений и в последствии к старческой деменции.

Для того, чтобы поддержать у пожилых людей высокую умственную деятельность и интеллект, дайте мозгу возможность тренироваться и проявлять свое развитие. Примеры упражнений для поддержания памяти пожилых людей — на этой странице.

К тому же необходимо обеспечить его полноценным правильным питанием. Именно это позволит сохранить нейроны мозга в работоспособном состоянии в течение длительного промежутка времени. А это непосредственно влияет на все когнитивные функции мозга.

Анатомия мозга, Анатомия человеческого мозга

Обзор

Мозг — это удивительный орган весом в три фунта, который контролирует все функции тела, интерпретирует информацию из внешнего мира и воплощает сущность разума и души. Интеллект, креативность, эмоции и память — вот лишь некоторые из многих вещей, которыми управляет мозг. Защищенный черепом, мозг состоит из головного мозга, мозжечка и ствола мозга.

Мозг получает информацию через наши пять органов чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус и слух — часто их много одновременно.Он собирает сообщения таким образом, который имеет для нас значение, и может хранить эту информацию в нашей памяти. Мозг контролирует наши мысли, память и речь, движения рук и ног, а также функции многих органов нашего тела.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система (ПНС) состоит из спинномозговых нервов, ответвляющихся от спинного мозга, и черепных нервов, ответвляющихся от головного мозга.

Мозг

Мозг состоит из головного мозга, мозжечка и ствола головного мозга (рис.1).

Рисунок 1. Головной мозг состоит из трех основных частей: головного мозга, мозжечка и ствола мозга.

Cerebrum: — самая большая часть мозга, состоящая из правого и левого полушарий. Он выполняет более высокие функции, такие как интерпретация осязаний, зрения и слуха, а также речи, рассуждений, эмоций, обучения и точного контроля движений.

Мозжечок: расположен под головным мозгом. Его функция — координировать движения мышц, поддерживать осанку и баланс.

Ствол мозга: действует как центр реле, соединяющий головной мозг и мозжечок со спинным мозгом. Он выполняет множество автоматических функций, таких как дыхание, частота сердечных сокращений, температура тела, циклы бодрствования и сна, пищеварение, чихание, кашель, рвота и глотание.

Правое полушарие — левое полушарие

Головной мозг разделен на две половины: правое и левое полушария (рис. 2). Они соединены пучком волокон, называемым мозолистым телом, который передает сообщения от одной стороны к другой.Каждое полушарие контролирует противоположную сторону тела. Если инсульт произошел в правом полушарии мозга, ваша левая рука или нога может быть слабой или парализованной.

Не все функции полушарий являются общими. В целом левое полушарие контролирует речь, понимание, арифметику и письмо. Правое полушарие контролирует творческие способности, пространственные способности, артистические и музыкальные навыки. Примерно у 92% людей левое полушарие доминирует в использовании рук и речи.

Фигура 2.Головной мозг делится на левое и правое полушария. Две стороны соединены нервными волокнами мозолистого тела.

Доли головного мозга

Полушария головного мозга имеют отчетливые трещины, которые разделяют мозг на доли. Каждое полушарие имеет 4 доли: лобную, височную, теменную и затылочную (рис. 3). Каждую долю можно снова разделить на области, которые выполняют очень определенные функции. Важно понимать, что каждая доля мозга не работает в одиночку. Между долями мозга и между правым и левым полушариями существуют очень сложные отношения.

Рисунок 3. Головной мозг делится на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

Лобная доля

  • Личность, поведение, эмоции
  • Решение, планирование, решение проблем
  • Речь: устная и письменная речь (область Брока)
  • Кузовное движение (моторная полоса)
  • Интеллект, концентрация, самосознание

Теменная доля

  • Переводит язык, слова
  • Ощущение прикосновения, боли, температуры (сенсорная полоска)
  • Интерпретирует сигналы зрения, слуха, моторики, органов чувств и памяти
  • Пространственно-зрительное восприятие

Затылочная доля

  • Интерпретирует зрение (цвет, свет, движение)

Височная доля

  • Понимание языка (зона Вернике)
  • Память
  • Слух
  • Секвенирование и организация

Язык

В общем, левое полушарие мозга отвечает за язык и речь и называется «доминантным» полушарием.Правое полушарие играет большую роль в интерпретации визуальной информации и пространственной обработке. Примерно у одной трети левшей речевая функция может располагаться в правом полушарии мозга. Людям-левшам может потребоваться специальное обследование, чтобы определить, находится ли их речевой центр с левой или с правой стороны, до какой-либо операции в этой области.

Афазия — это нарушение языка, влияющее на выработку речи, понимание, чтение или письмо, вызванное травмой головного мозга, чаще всего в результате инсульта или травмы.Тип афазии зависит от пораженного участка мозга.

Площадь Брока: находится в левой лобной доле (рис. 3). Если эта область повреждена, у человека могут возникнуть трудности с движением языка или лицевых мышц, чтобы воспроизводить звуки речи. Человек по-прежнему может читать и понимать разговорный язык, но испытывает трудности с речью и письмом (т. Е. Формирует буквы и слова, не пишет внутри строк) — это называется афазией Брока.

Область Вернике: лежит в левой височной доле (рис. 3).Повреждение этой области вызывает афазию Вернике. Человек может говорить длинными предложениями, не имеющими смысла, добавлять ненужные слова и даже создавать новые слова. Они могут издавать звуки речи, но с трудом понимают речь.

Мнемоника | помощь памяти | Британника

Ранние методологии

Были предприняты многочисленные попытки изобрести мнемонические системы или обобщенные коды для улучшения всесторонней способности запоминания. Греческая и римская система мнемоники была основана на использовании мысленных мест и знаков или изображений с точки зрения расположения интересующих предметов.Этот метод объединяет знакомую структуру (, локус ) и элемент или вещь, которую нужно запомнить ( res ). Этот мнемонический метод называется loci et res, или метод локусов, и является эффективным способом запоминания ряда элементов. Самый обычный метод — выбрать большой дом, в котором комнаты, стены, окна, украшения и мебель по-разному связаны с определенными именами, фразами, событиями или идеями посредством символических картинок. Чтобы вспомнить эти предметы, нужно только мысленно обыскать комнаты дома, пока не будет обнаружено конкретное место, куда их положило воображение.В соответствии с этой системой, если желательно зафиксировать историческую дату в памяти, она локализуется в воображаемом городе, разделенном на определенное количество районов. В каждом районе по 10 домов; в каждом доме по 10 комнат; и в каждой комнате 100 квадратов или мест памяти. Они частично находятся на полу, частично на четырех стенах и частично на крыше. С помощью этой системы традиционную дату изобретения книгопечатания в Европе (1440 г.) можно было зафиксировать в памяти, мысленно поместив книгу или какой-либо другой символ печати в 40-м квадрате четвертой комнаты первого дома Первого дома. воображаемый город.

Более поздние разработки

Связанный метод, называемый связыванием или цепочкой, связывает любую пару элементов — ручку и стул, например, — а затем связывает эти элементы с третьим, цепочка продолжается бесконечно. Взаимодействие, в отличие от простой ассоциации, необходимо — например, можно представить перо, написанное на стуле, — поскольку одно слово помогает вспомнить следующее. Ассоциации могут даже дать ссылку, чтобы рассказать историю. Этот метод зарекомендовал себя как среди школьников, так и среди взрослых.

Похожая техника — это система слов-привязок, вспомогательное средство для запоминания, которое включает связывание слов с числами. Он используется для создания мысленных ассоциаций между элементами, которые нужно запомнить, и элементами, которые уже связаны с числами (последнее — относительно простая задача, поскольку пары элемент-номер часто рифмуются). Например, чтобы вспомнить семь смертных грехов — похоть, гордость, жадность, гнев, леность, зависть и обжорство — номер один можно связать с булочкой, два — с ботинком, три — с деревом, четыре — с дверью, пять с ульем, шесть с палками и семь с небом.Тогда вожделение можно было вспомнить, представив человека, пускающего слюни над булочкой с корицей, о гордости вспомнив, представив человека, полирующего свои дорогие ботинки, о жадности вспомнив, представив слово, свисающее с дерева вместо плода, и так далее.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Более распространенный мнемонический прием — рифма. Группировка элементов в рифмованные стихи уже давно является популярной мнемонической техникой, от «гендерных рифм» латинской грамматики до стихов для запоминания количества дней в месяцах года («Тридцать дней имеют сентябрь, апрель, июнь и Ноябрь… »).Другие примеры включают «i до e, кроме c» и «В 1492 году Колумб плавал по синему океану».

Другой метод, разбиение на части, включает группировку отдельных частей информации таким образом, чтобы их было легче запомнить (например, отношения, иерархическая важность, функция и т. Д.). Например, отдельные цифры 1, 9, 6 и 1 легче запомнить как 1961 год; цифры 6, 2, 5, 4, 3, 9 и 1 можно было бы легче вспомнить как телефонный номер 625-4391; список покупок можно было бы легче запомнить по категории продуктов (т.э., фрукты, овощи и так далее).

Акронимы и акростихи также являются полезными мнемоническими приемами. Акроним — это знакомое или запоминающееся слово, состоящее из первых букв ряда слов, которые необходимо запомнить. Например, широко используемым акронимом для обозначения пяти Великих озер — Гурона, Онтарио, Мичигана, Жуткого и Верхнего — является ДОМ. Акростих — это фраза или предложение, в котором первая буква каждого слова обозначает первую букву в списке слов, которые нужно запомнить. Например, акростих, часто используемый для того, чтобы помочь студентам-математикам запомнить порядок операций, — это «Прошу прощения, дорогая тетя Салли» (скобки, экспоненты, умножение / деление и сложение / вычитание).Акронимы и акростихи могут быть особенно полезны, когда элементы необходимо запоминать в определенном порядке.

Один момент, подчеркнутый мнемонистами, заключается в том, что причудливые изображения могут усилить эффективность вспомогательного средства памяти, явление, известное как эффект причудливости. Эффект странности заключается в том, что элементы, связанные со странными предложениями или фразами, вспоминаются легче, чем элементы, связанные с общими предложениями или фразами. Например, ученик может лучше запомнить пять основных гласных английского алфавита (A, E, I, O, U), визуализируя причудливое предложение «Слон вращается вокруг Урана», а не обычное предложение «Исследователь вращается вокруг Урана».

Научный интерес к мнемонике усилился в 1968 году, когда известный советский нейропсихолог Александр Лурия предположил в Разум мнемониста , что эта область заслуживает более глубокого психологического изучения. Лурия описал человека с синестезией — неврологическим состоянием, при котором стимуляция одного из пяти чувств приводит к одновременной стимуляции одного или нескольких оставшихся чувств, — у которого была замечательная память.

Советский нейропсихолог Александр Романович Лурия с пациентами в 1960-е годы.

Laboratory of Comparative Human Cognition / UC San Diego Jeannette L. Nolen

Функционирование памяти человека

Изучение человеческой памяти издавна было темой, интересной для школы когнитивной психологии. Человеческие воспоминания всех людей никогда не могут быть одинаковыми. Человеческая память относится к процессу приобретения, хранения, сохранения и поиска информации. Человеческая память обладает способностью хранить и вспоминать ранее изученную информацию, но функции, выполняемые человеческой памятью, могут быть небезупречными из-за забывчивости или других нарушений памяти.Нарушения памяти, возникающие в результате болезней, могут влиять на качество жизни и общие когнитивные способности человека.

В психологии человеческая память проходит три стадии:

  1. Этап кодирования (регистрации): Это первый этап человеческой памяти, связанный с обработкой полученной информации и ее сопоставлением. Именно в процессе кодирования человеческий мозг получает информацию из внешнего мира через органы чувств, которые передаются в виде физических и химических стимулов.На этом этапе информация изменяется в удобную или значимую форму.
  2. Сохранение: На этом втором этапе информация хранится в памяти человека в течение очень длительного периода времени. Постоянная запись информации создается в человеческой памяти в результате кодирования.
  3. Извлечение (напоминание или распознавание): На этом этапе информация может быть вызвана или извлечена в соответствии с требованиями ситуации или в ответ на заданный сигнал.Сохраненная информация вызывается или извлекается в наше сознание.

Проблемы могут возникнуть на любом этапе этого процесса. Отвлекающие факторы затрудняют процесс кодирования или извлечения информации из внешнего мира. Проблемы могут иметь место даже на этапах хранения и поиска.

Человеческие воспоминания могут длиться очень короткий период, могут длиться всего несколько секунд или могут длиться в течение короткого периода, в то время как некоторые воспоминания длятся очень долгий период времени, который может составлять недели, месяцы или даже несколько лет вместе, что обычно остаются вне нашего сознательного уровня осознания и могут быть возвращены к сознательному осознанию, когда это необходимо.Закодированная информация может быть использована осмысленно, пройдя через процесс поиска. Факторы, которые влияют на процесс поиска в памяти, — это типы информации, которая используется, и подсказки, которые доступны для поиска информации.

Сценическая модель памяти, предложенная Аткинсоном и Шиффрином в 1968 году.

Сценическая модель памяти считается основным исследованием, которое пытается объяснить функционирование человеческой памяти. Эта теория разграничивает три различных этапа человеческой памяти: сенсорная память, кратковременная и долговременная память.

  1. Сенсорная память: Это первые этапы памяти, которые хранят информацию, извлеченную из внешней среды, в течение очень короткого периода времени, примерно менее секунды для визуальной информации и от 3 до 4 секунд в случае слуховой информации. Информация. Сенсорная память не может контролироваться нашим сознательным осознанием и не участвует в наших когнитивных функциях более высокого уровня.
  2. Кратковременная память: Это также называется активной памятью, поскольку она имеет дело с информацией, которая свежа в нашем сознании, о которой мы в настоящее время думаем и осознаем.Согласно психологии Фрейда, этот вид памяти называется сознательным разумом. Память, хранящаяся в краткосрочной памяти (STM), будет оставаться в течение примерно 20-30 секунд, а затем перейдет к следующему этапу, который является долговременной памятью, если не забыт. Кратковременная память способна хранить только несколько предметов, и то же самое в течение очень короткого периода времени. Информация или элементы могут быть перемещены из кратковременной памяти в долговременную память посредством процесса, который называется репетицией. Примером репетиции может быть ситуация, когда кто-то делится своим номером телефона, и вы продолжаете повторять его про себя, пока не найдете что-нибудь подходящее, чтобы где-нибудь это записать.В этот период, если кто-то прерывает репетицию, задав какой-то вопрос, вы можете забыть номер, потому что он был записан в STM.
  3. Долговременная память: Согласно фрейдистской психологии, Долговременная память связана с бессознательным или предсознательным. На этом этапе процесс хранения информации происходит на постоянной основе. Информация, которая хранится в долговременной памяти (LTM) , обычно остается вне нашего понимания, но может быть вызвана обратно в рабочую память, когда это необходимо.Долгосрочные воспоминания обладают невероятной емкостью, так как некоторые воспоминания остаются в нашей памяти на протяжении всей нашей жизни с момента их создания. Долговременная память бывает разных типов:
    • Декларативная или явная память: Этот вид памяти хранится в сознании и требует сознательного вспоминания. Явная память далее подразделяется на семантическую (например, столица Франции — Париж, которая представляет собой контекстную информацию) и эпизодическую память, которая находится в форме личного опыта (пример: я мог видеть Моналису, находясь в Париже).
    • Процедурная / неявная память: Процедурная или неявная память не основана на сознательном хранении информации или ее извлечении, но по своей природе она неявна. Этот вид памяти используется для приобретения новых двигательных навыков. Некоторые из примеров имплицитной памяти — это обучение езде на велосипеде, поскольку человек не помнит сознательно, как ездить на велосипеде, но это происходит само по себе.

Как память организует информацию?

Память объединяет связанную информацию в группы с помощью процесса, называемого кластеризацией.Кластеризация включает в себя категоризацию или группировку информации, которая очень схожа по своей природе, поскольку она облегчает поиск, а также повторный вызов информации. Другой метод, с помощью которого информация может быть организована и вызвана, — это модель семантической сети . Согласно этой модели, определенные переживания запускают наши предыдущие связанные или связанные воспоминания. Вид определенного места может вызвать прошлые воспоминания, которые должны были быть связаны или связаны с этим местом.

Авторство / ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно.Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

Каков объем памяти человеческого мозга?

Объем памяти человеческого мозга среднего взрослого человека может хранить триллионы байтов информации. В Стэнфордском исследовании сообщалось, что одна кора головного мозга имеет 125 триллионов синапсов. В другом исследовании сообщалось, что 1 синапс может хранить 4,7 бита информации.Нейроны — это клетки, которые обрабатывают и передают сообщения в головном мозге, а синапсы — это мосты между нейронами, по которым передаются передаваемые сообщения. Запуск чисел — 125 триллионов синапсов — 4,7 бит / синапс и около 1 триллиона байтов, равных 1 ТБ (терабайту).

Этот объем памяти составляет более 74 терабайт (только в коре головного мозга)

Если у вас есть относительно новый компьютер, планшет или смартфон, вы понимаете фразу «мегабайты» и «гигабайты», эти знания могут помочь оценить огромные объемы хранения информации в вашем мозгу.

Персональные компьютеры раннего поколения имели — в лучшем случае — несколько мегабайт на жестком диске для хранения информации. Это несколько миллионов единиц цифровой памяти — в то время казалось много, но по сегодняшним меркам мало.

Например, современные смартфоны нередко имеют « гигабайт » (16 ГБ, 64 ГБ, 128 ГБ) емкости памяти или больше.

Чтобы представить это в перспективе, компьютер на борту первого космического корабля Apollo, который приземлился на Луну, имел операционную систему с объемом памяти всего 64 килобайт (64 КБ).Компьютер в этом примере может обрабатывать чуть более 64 тысяч байтов, что составляет чуть более 64 тысяч символов информации. Сегодня у большинства цифровых тостеров больше вычислительной мощности, чем у Apollo 11, и ваш средний смартфон буквально на световые годы опережает компьютер, который управлял этим космическим кораблем.

Возвращаясь к человеческому мозгу, согласно статье 2010 года в журнале Scientific American , объем памяти человеческого мозга, как сообщается, равен 2.5 петабайт объема памяти. В качестве числа « петабайт » означает 1024 терабайта или миллион гигабайт, поэтому мозг среднего взрослого человека может хранить эквивалент 2,5 миллиона гигабайт цифровой памяти .

Для сравнения, согласно Computerworld , Yahoo — интернет-гигант — создал специально построенное «хранилище данных» объемом 2,0 петабайт . Yahoo использует огромную емкость этого хранилища данных для анализа поведения полумиллиарда посетителей в месяц.«Это не только самая большая база данных в мире, но и самая загруженная», — сообщает журнал.

Для сравнения: собственное массивное хранилище данных IRS, которое отслеживает более 300 миллионов американцев и многие другие миллионы предприятий, имеет емкость 150 терабайт памяти. И все же вычислительный центр Yahoo 2.0 петабайт , который может обрабатывать 24 миллиарда «событий» в день, на целых 20 процентов меньше, чем емкость одного человеческого мозга.

Человеческий мозг — действительно чудо, с большим количеством возможностей, чем большинство из нас может представить.По мере появления новых исследований — это только вопрос времени, когда мы действительно узнаем, сколько человеческий мозг может хранить. Человеческий мозг и нервная система подвержены тем же проблемам, что и любая другая часть нашего тела, и мы в ЦНС здесь, чтобы помогать людям управлять — или возвращать — свой мозг и нервную систему на максимальную работоспособность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *