28.07.2021

История создания духов: возникновение духов и создание ароматов в России и Европе, где и когда появился первый флакон парфюма

Содержание

возникновение духов и создание ароматов в России и Европе, где и когда появился первый флакон парфюма

Что может быть более волнующим, чем тонкий невидимый аромат, оставляющий шлейф еле уловимых ассоциаций и воспоминаний. Случайно почувствовав знакомые нотки, тут же неосознанно реагируешь на них, наслаждаешься мимолетным мгновением. Они волнуют, обольщают, интригуют, завораживают, даже соблазняют. В чем секрет такого воздействия, каковы законы их сочетаемости? Как один парфюм для каждого отдельного человека может стать особенным? Ведь происходит настоящее волшебство, когда запах «подстраивается», становится «своим» – уникальным. Какова же история создания, возникновения и развития парфюма и парфюмерии вообще? В мире благоуханий существуют свои законы и традиции. Неспроста эту сферу деятельности считают искусством. Рассмотрим эти и некоторые другие вопросы подробнее.

Истоки в Древнем Египте

Издавна люди обращали внимание на особенности разнообразных благовоний, их силу и влияние. Эти знания использовались шаманами и другими представителями различных культов для своих обрядов. С их помощью в древности окуривали жилища, совершали жертвоприношения и даже вводили в транс. Далее аромамасла стали применять в косметических целях, наноситься на кожу, волосы или одежду.

История происхождения, создания ароматов духов, искусственных запахов и развития парфюмерии неразрывно связана с эволюцией самого человечества. Принято считать, что прообразы современных парфюмеров появились еще в Древнем Египте. Существует версия, что это искусство перенято из Месопотамии, где жила некая женщина-парфюмер по имени Таппути. Такие факты были извлечены из клинописных табличек, датируемых II тысячелетием до н.э. Но подробностей расшифровать не удалось, других источников не найдено, поэтому основную информацию об этом периоде берут из древнеегипетских папирусов.

Исследователи условно выделяют два направления в этой сфере того времени:

  • Культовое (религиозное, для храмов) – в процессе ритуалов сжигали ароматические вещества для получения определенного запаха паров. Бытовало верование, что сладкие благоухания привлекают благосклонность богов. Окуривание едким дымом с резкими и неприятными ароматами отпугивало злых существ, болезни и несчастья, голод и неурожай.
  • Бытовое (народное) – проявлялось в распространении аромамасел. Они наносились на тело, одновременно увлажняя и питая кожу. Этими средствами даже обозначали свой статус и место в обществе. Так, социальная «верхушка» египтян использовала благоухания лилии для демонстрации своей элитарности.

Использование других парфюмированных средств было дорогим удовольствием. Поэтому его могли себе позволить лишь богатые люди.

Технология извлечения эфирных масел была достаточно трудоемким процессом. Они добывались из растений, которые сначала нужно было тщательно измельчить. Далее добавлялась вода, массу отжимали и прессовали. Через определенное время масла всплывали на поверхность.

Не менее интересна история появления духов и парфюмерии на Ближнем Востоке. В этом прославились израильские города Эйн-Геди и Эйн-Бокек. Тут извлекали аромамасла из загадочного растения афарсемон и добавляли в ароматические мази. Их использовали для помазания великих царей. Рецепт такого средства держался в строгой тайне.

Античные времена

Само слово «парфюм», которым мы пользуемся сегодня, произошло от латинского per fumum, что дословно переводится как «через дым». Уже этот факт свидетельствует о роли античного мира в становлении искусства создания духов.

Древние греки всю свою деятельность и окружающую среду воспринимали через призму божественного пантеона. Каждое божество играло большую роль в их жизнедеятельности. Промыслом богов, а не человека считалась и парфюмерия. Примечательно, что каждый аромат ассоциировался с конкретным божеством. Например, Афродита связывалась с фиалковыми и розовыми нотками. Согласно преданию, именно она дала человечеству парфюм. Многие названия ароматических композиций включали в себя имена богов.

Купание в ванной – популярная гигиеническая процедура в Античности. Это был настоящий ритуал со множеством уходовых и косметических средств. Важную роль в нем играли духи. Разные запахи предназначались для определенных частей тела.

В Древней Греции впервые стали использовать метод дистилляции, который позволил получить парфюмированную жидкость (ту форму, что мы применяем сегодня). Это процессы испарения смеси и конденсации паров, которые впоследствии охлаждались. Для извлечения природных ароматов греки помещали растения в масла с различной температурой. Популярными были нотки мирры, фиалки, корицы, ладана, кедрового дерева.

Отношение Рима к парфюмерии

Римляне во многом переняли традиции эллинов в воспроизводстве душистой воды. Но они не остановились на месте и продолжили развитие отрасли, наладив экспорт товаров в страны Африки, Индию, Аравию. Отсюда же получали экзотическое сырье для изготовления и распространения новой продукции.

В Древнем Риме благовония были чрезмерно востребованы, их обожествляли. Они использовались везде: для одежды и тела, для помещений и мебели, даже в качестве специй и приправ. Особенно страдали розы, поскольку ради наслаждения благоуханием их просто истребляли. Это привело к необходимости привозить цветы из других стран.

Римляне верили в целебные свойства запахов. Они заметили, что некоторые успокаивают нервы, другие – избавляют от головной боли, третьи – лечат бессонницу. Фактически именно тут мы находим истоки распространенного сегодня направления – ароматерапии.

На берегу Средиземного моря берет свое начало история флакона для духов, который сменил глиняный сосуд. Искусство выдувания стекла было перенято у сирийцев. Вскоре мастерство достигло таких высот, что появились пузырьки самой разной формы: бутоны цветов, колбы, вазы и др. Некоторые умельцы изготавливали их из цветного стекла, делали росписи.

Вклад арабских стран

С завоеванием Европы активное формирование «пахучего» ремесла отошло на второй план. Тогда начинается его расцвет на Востоке.

Еще в VI в. до н.э. распространилось использование благоухающих изделий. Исламские культуры значительно повлияли на развитие отрасли, пополнили ее новыми ингредиентами, извлеченными из растений Аравийского полуострова и его окрестностей.

Арабские и персидские мастера усовершенствовали технологию дистилляции, придумав перегонный куб. Некоторые исследователи приписывают это изобретение аравийскому ученому и философу Аль-Кинди (или Алкиндус). Им было написано первое дошедшее до нас письменное руководство для парфюмеров. В нем подробно описывалось, как создается парфюм: история появления ароматов, рецепты пахучих масел, бальзамов, мазей и лекарств.

Перегонный куб того времени по принципу действия и устройству очень напоминает современный самогонный аппарат. Благодаря ему, вещества с разной объемной массой и плотностью разделяются естественным путем. Вода опускается на дно сосуда, а эфирные масла, полученные из растений, цветов, кореньев, древесных смол, поднимаются на поверхность в нерастворенном виде.

Тут их и собирают в отдельные емкости для дальнейшего использования.

Технология создания на основе натуральных ароматических масел сохранилась в арабских странах и сегодня. Тогда как европейские производители за основу берут спиртосодержащие вещества. Масляный парфюм характеризуется большей концентрацией, процесс раскрытия букета отличается от спиртового. Он «срабатывает» более плавно по мере впитывания в кожу.

Эпоха раннего Ренессанса

Быстрое развитие торговых отношений и культурное взаимодействие приводит к актуализации этого мастерства в Европе. Европейская знать открывает для себя практическую сторону использования ароматизированной косметики. На многие годы центром отрасли становится Венеция. Сюда свозят различные пряности с Востока, где они успешно перерабатываются и используются.

Происхождение парфюма в жидкой форме на основе спирта и эфирных масел связывают с 1370 годом. По легенде, некий монах преподнес подарок в виде микстуры из розмарина венгерской королеве Елизавете, которая в то время болела. Это была ароматическая вода, которая возымела на королеву исцеляющий эффект.

В раннем Ренессансе духи применяют для нейтрализации неприятного запаха кожаных изделий, в частности, перчаток. Потом главной причиной использования ароматных композиций становится маскировка естественных человеческих испарений и зловонных улиц жилых кварталов.

1608 год ознаменовался строительством первой парфюмерной фабрики во Флоренции. Она была создана в одном из монастырей, ее мастерами стали простые монахи, которые получили покровительство знати и даже Папы Римского.

Становление парфюмерии профессией: главные этапы

В начале XVIII в. торговец специями из Кельна выпустил ароматическую жидкость «Кельнская вода». Через некоторое время она попала на прилавки Франции и очень полюбилась французам, особенно Наполеону. Они дали ей свое название – eau de cologne (одеколон).

Первые попытки воспроизведения запахов искусственным путем приблизили создателей душистой воды эпохи Возрождения к технологиям, используемым сегодня.

Если изначально «пахучее» ремесло объединяло в себе парфюмеров и перчаточников, то после Великой Французской революции выделилось два отдельных направления. Начиная с XIX века это производство перестает быть кустарным. Появляется все больше крупных компаний и фабрик по распространению духов. «Отцами» этого профессионального мастерства тех времен принято называть Ж. Герлена, Ф. Коти и Э. Дальтроффа. Они предложили новаторские подходы к технологии создания благоухающей продукции, описали новые теории в научном обосновании, чем заслуженно увековечили свои имена.

Настоящим поворотным моментом стала идея объединения парфюмерного и модельного бизнеса. Впервые это новшество появилось в начале ХХ в. у П. Пуаре, который дополнил свои линии одежды подходящими ароматами. Эту идею продолжила Габриэль Шанель, выпустив известный всему миру флакон Chanel №5.

Новатором в индустрии запахов называли Франсуа Коти, благодаря объединению натуральных и синтетических веществ в одном букете.

Он создал свой Chypre, положивший начало целой группе шипровых композиций.

Внедрение синтетических ингредиентов произвело настоящую революцию. За счет появления альдегидов значительно возросло количество новой продукции. Она стала группироваться по направлениям: цветочная, ванильная, пудровая, восточная, амбровая, морская и др.

История возникновения парфюмерии и первых духов в России

Сегодня отечественному производителю сложно конкурировать с импортными брендами, особенно класса люкс. Но на рубеже XIX-XX вв. российское производство переживало расцвет. Рассмотрим главные особенности его становления:

  • Парфюмерная продукция начала повсеместно появляться в XVIII веке на прилавках аптек.
  • Специалистами изначально были выходцы из других стран (в основном европейских).
  • Несмотря на популярность французской косметики, отечественная тоже была высокого качества.
  • К концу XIX в. построено около 30 крупных фабрик, на которые регулярно для сотрудничества приглашаются французские специалисты.
  • Большое внимание обращают на внешнюю упаковку, поскольку это был самый распространенный и желанный подарок, который, как правило, предназначался даме. Некоторые флаконы выглядели как настоящее произведение искусства. Для их создания привлекались именитые архитекторы и скульпторы (например, Фаберже).
  • Чтобы понять, когда и где появились первые духи в России, нужно упомянуть компанию «Ралле и Ко», основанную в 1843 г. французским подданным. Это было самое успешное предприятие в этой области, удостоенное чести поставлять парфюм Двору Его Императорского Величества, что считалось высшей наградой. После революции оно было национализировано в фабрику «Свобода», производящую мыло и косметику.
  • 1872 г. – открытие магазина благовонных товаров Брокара, который выпустил общедоступный одеколон «Цветочный».
  • В 1913 г. «Brocar и Ко» сотворили к 300-летию дома Романовых флакон «Любимый букет императрицы», который позже стал называться «Красная Москва».
  • После 1917 г. эта лавка переименовывается в «Товарищество», национализируется и становится фабрикой «Новая Заря».

Изучая историю того, как и откуда появились духи и парфюм в России, мы находим французские корни. Заграничные идеи во многом трансформировались и обрастали русскими чертами. Такой симбиоз был продуктивен для становления российской косметической промышленности.

Современная парфюмерная индустрия

Сегодня это ремесло переросло в настоящую индустриальную отрасль, которая достигла высот и продолжает активно развиваться. Выпускаются сотни композиций, синтетические компоненты максимально приближены к натуральным, букет одного флакона может содержать до 100 составляющих.

Вместе с тем, инновационные технологии значительно облегчают деятельность парфюмеров. Извлечение эфирных масел, затрудняющее производство парфюма в ранние эпохи, в современных условиях не составляет труда. Научные познания и достижения в области химии позволяют комбинировать множество соединений, имитирующих самые разные запахи. И эти открытия постоянно продолжаются.

Непростым остается вопрос, как создаются ароматы духов: процесс создания сегодня стал и сложнее, и проще одновременно. Мода на состав образцов постоянно меняется. В последние десятилетия популярны фруктовые композиции.

В наше время у покупателя нет проблемы с выбором, личные предпочтения у каждого индивидуальны, поэтому крупные торговые площадки предлагают широкий ряд различной продукции. Примером ассортимента на любой вкус и проверенного качества можно назвать компанию AromaCode. Тут представлены оригинальные и селективные образцы элитной парфюмерии, разнообразие которой постоянно обновляется.

История появления парфюмерии: открываем завесы прошлого

Когда мы вдыхаем приятный запах, будь то запах чисто постиранной одежды или спелых фруктов, то этот аромат неосознанно сохраняется у нас в памяти. Запахи могут заставить нахлынуть былые воспоминания или испытать незнакомые доселе чувства. Повседневно встречаемые ароматы грамотно сочетаются в парфюме. Духи создают уникальный волнующий запах на теле, интригуют и завораживают . Потребителям благоухающей продукции будет любопытно узнать, как создавалась парфюмерия в далеком прошлом.

Зарождение духов в Древнем Египте

Считается, что первые ароматные композиции появились в древнем Египте. Не исключено, что традицию изготовления духов египтяне переняли из Месопотамии. В одной из клинописных табличек от второго тысячелетия до н.э. были найдены сведения о женщине-парфюмере по имени Таппути. Поскольку подобной информации расшифровано было очень мало, основные данные берут с папирусов Древнего Египта.

На тот момент существовало 2 вида парфюмерии:

  • Храмовая. В религиозных обрядах для придания дыму особого запаха сжигались различные сорта ароматических веществ. С помощью сладких благовоний привлекали богов и отталкивали злых духов, виновников чумы и других болезней.
  • Народная. Бытовая парфюмерия была представлена ароматическими маслами. Состав наносили на кожу вместо солнцезащитного средства. Мужская и дамская элиты египетского общества использовали аромат лилий, чтобы обозначить свой статус.

Предположительно, изготовлением парфюмерии занимались на Ближнем Востоке в израильских городах Эн-Геди и Эн-Бокек. Специализировались там на производстве ароматов из афарсемона. Ценные мази на основе загадочного растения употребляли для помазания царей. Рецепт изготовления продукта хранился в строжайшей тайне.

Другие парфюмерные вещества использовались в храмах в качестве благовоний и мазей. Богатые люди применяли пахучие смеси для ухода за телом и получения удовольствия.

Одним из доступных способов добывания эфирных масел того времени являлось прессование. Растения измельчали, затем, после добавления воды, отжимали. По истечении некоторого времени масло всплывало на поверхность.

Парфюмерия в античные времена

В Греции считалось, что парфюмерия – это промысел богов. Каждое божество олицетворялось с определенным ароматом. Так, богине красоты и любви Афродите соответствовал запах розы и фиалки. Существует легенда, в которой говорится, что Афродита была первой, кто привнес духи в человеческий мир. Вполне объяснимо, что в названиях парфюмерных композиций всегда присутствовали имена греческих идолов.

Обязательной уходовой процедурой древних греков считалось отпаривание в ваннах. Ритуал требовал обильного применения духов. Важно, что каждый аромат предназначался для определенной части тела.

Греция внесла огромный вклад в создание ароматных веществ. Здесь впервые изобретены жидкие духи. Для получения последних использовался метод дистилляции – испарение жидкости с последующим охлаждением и конденсацией паров. Для извлечения запахов растения погружались в горячие или холодные масла. Самыми распространенными ароматами у греков были мирра, фиалка, ладан, корица и кедровое дерево.

Позиция Рима по отношению к парфюмерии

Увлекательное течение по изучению духов распространилось через Средиземное море в более отдаленные окраины Европы. Вскоре стал стремительно развивать «ароматную» отрасль Рим. Парфюм был привезен в огромную империю Юлием Цезарем. Бытует утверждение, что во время правления императора было сожжено огромное количество ладана, больше, чем могла произвести Аравия.

Последователи Цезаря не ограничивались духами и подмешивали в состав другие виды косметических средств. Римляне щедро добавляли ароматические компоненты в воду для купаний, разбрызгивали по постели, подмешивали к винам и другим напиткам. Изысканно пахнущие крема и мази показывали статусность и богатство их владельцев, ценные смеси могли приобрести только знатные люди.

Повышенный интерес к парфюмерии среди римского населения приводит к пониманию важности развития благоухающего производства. Ученые начинают испытывать примитивные методы конденсации. К примеру, естествоиспытатель и писатель Плиний Старший собирает на слой шерсти масло из канифоли (смолы).

Затишье в византийский период

Влияние христианства в Византии отрицательно сказалось на парфюмерной промышленности. Религия, основанная на учениях Христа, отвергала тщеславие и влияние Древнего Рима и Греции. Но поскольку в библейских заветах есть упоминания о растениях ладан и мирра, душистые вещества не переставали использовать во время религиозных церемоний.

Несмотря на общее снижение популярности парфюмерии, высшие слои общества любили душиться. Императрица Зоя, испытывающая страсть к красивым предметам, нанимала придворных парфюмеров в христианскую цитадель Константинополя. Византия сыграла свою роль в парфюмерной промышленности и послужила основой для производства духов в последующие периоды.

Духи в арабских странах

Учитывая, что самые популярные ингредиенты для изготовления парфюма были найдены вокруг Аравийского полуострова, неудивительно, что исламские культуры смогли повлиять на развитие и распространение «пахучего» ремесла. Благоухающие изделия стали активно применяться еще в VI веке до н.э.

Арабский философ и ученый Аль-Кинди известен своей работой по изоляции алкоголя. Он первый, кто описал производство чистого спирта путем дистилляции вина. Многие считают его отцом современной парфюмерии. Аль-Кинди изобрел множество различных ароматов из масел редких растений и цветов. В своей работе «О химии благовоний и дистилляции» он раскрывает 100 секретов и рецептов по созданию духов, масел и мазей.

Венеция – средневековый центр торговли

Венеция стала проводником торговли между западом и востоком. Островной город – главный канал, через который сырье из ладана достигает территории Европы.

Актуальным изобретением становится помандер. Роскошный сосуд шарообразной формы, изготовленный из золота и серебра, наполнялся ароматическими веществами. Из искусных украшений выходили благоухающие запахи мускуса, амбры, цибета, корицы, розмарина и других душистых трав.

В XIII-XIV веках ученые интересовались процессом перегонки многокомпонентных веществ. Испытатели были полны решимости отделить в соединениях “существенные” части от “несущественных”. Благодаря упорству естествоиспытателей начинает расти центр производства ароматов Грасса на юге Франции.

Духи в эпоху раннего ренесанса

В 1370 году создаются первые жидкие духи, в состав которых входит алкоголь и эфирные масла. В качестве подарка один аскет презентует парфюмерное изделие венгерской королеве Елизавете. В композицию «Вода королевы Венгрии» был добавлен магический розмарин. По преданию, правительница в то время сильно болела, а после употребления напитка чудным образом поправилась и помолодела.

В раннем ренессансе духи используются для нейтрализации натурального аромата кожаных аксессуаров, к примеру, перчаток, сумочек, курток. Духами обрызгивают предметы гардероба, дабы обозначить социальную принадлежность и достаток. «Мастера по изготовлению перчаток» («Les Maitres Gantiers») становится единственной значимой и разрешенной королем Людовиком XIV фабрикой по изготовлению и торговле духами. В конце XVII века они переименовались в “Мастера парфюмерии”.

Во французском городе Монпелье строятся крупные заводы по изготовлению душистой продукции. Для выращивания цветов выделяется около 100000 акров земли.

В начале 1800-х годов, чтобы максимизировать процесс изготовления духов, парфюмеры повышают содержание алкоголя в своих изделиях. Следующим важным шагом, определяющим будущее духов, является попытка воспроизвести запах отдельных фруктов и растений синтетическим путем. Эти нововведения сделали парфюмерию такой, какой мы её знаем сегодня.

История российской парфюмерии

Результатом поступления первых благовоний и пряностей на русскую землю стали торговые отношения Киевской Руси с Византией. В VII-VIII веках Ромейская империя активно сотрудничала с восточными странами Индией и Китаем, богатыми на душистые, целебные травы. Немудрено было появиться интригующим и незнакомым продуктам в домах русских людей. Особое распространение получил рецепт настоя из мяты. В народе дистиллят назывался «холодец». Оценив приятный освежающий запах травы, жидкость стали использовать в качестве дезодоранта и средства для полоскания рта.

В XVI-XVII веках Российское государство пробует парфюмерные изделия Западной Европы. И только в конце XIX века зарождаются отечественные предприятия по изготовлению косметических и ухаживающих средств. Поскольку все виды туалетных вод, одеколонов и благовоний были составлены из растений и трав, продавались флакончики в аптекарских лавках. Этот факт поспособствовал изменению интересов провизоров. Многие из них углубились в изучение «ароматной» области. К таковым относится и великий А.М. Остроумов. 

Интенсивные эксперименты по поиску и созданию искусственных композиций начали проводиться во второй четверти XX века. Вместе с духами на поток было поставлено производство мыл, лосьонов, кремов и остальных средств по уходу. Ароматные жидкости и мази требовали оригинальных упаковок. Бурными темпами стала развиваться стекольная промышленность.

На благо страны усердно трудились иностранцы. Генрих Брокар, в первое время работающий на одном из российских парфюмерных предприятий, создал собственную компанию с символичным названием «Брокар и Ко». Его духи «Персидская сирень» стали известны и популярны далеко за пределами России.

Высоким качеством продукции отличалась фабрика «А.Ралле и Ко». Четырежды ей присваивалась награда «Государственный герб России». В коллекции Альфонса Ралле насчитывалось более 160 уникальных ароматов. 

Известным экспериментатором того времени являлся Адольф Су. Наряду с кондитерским делом он был ответственен за товарищество «А.Сиу и Ко». Под названием «Одоръ-ди-фемина» выпускали сразу 3 продукта: мыло, духи и одеколон. Высокие круги аристократии могли позволить себе душистое изделие «Свежее сено». 

С приходом революции частные компании были национализированы, и большая часть фирм закрылась. Резкий спад развития парфюмерной промышленности отразился на дальнейшем развитии отрасли. На сегодняшний момент известна лишь одна крупная компания, занимающаяся производством благовоний. Это та самая фабрика, которую открывал в 1864 г. Генрих Брокар. Нынче она называется «Новая заря».

Современная парфюмерная индустрия

Эксперименты по поиску синтетического сходства компонентов натуральным продуктам выводят парфюмерию на новый уровень. Делается возможным массовое производство, оптимизируется транспортная логистика. Выпускаются новые формы ароматов, которые еще легче создавать и распространять. Данный факт способствует сокращению затрат на изготовление продукции и уменьшению розничной стоимости изделий. Теперь ароматным содержимым флакончиков могут воспользоваться не только элитные слои общества.

Состав парфюмерных изделий стал существенно «богаче». Туалетные воды и духи щедро наполняются компонентами растительного и синтетического происхождения. Одна бутылочка с ароматной жидкостью может содержать до 100 ингредиентов. Перестает быть проблемой добывание эфирных масел.

Широкие познания в области химии делают возможным создание сложных композиций. Удается получить путем синтеза кумарин, терпинеол, эвгенол, обладающие запахами свежего сена, сирени, гвоздики соответственно, и многие другие популярные ароматные вещества.

Как делают духи? Этапы производства парфюмерии, состав парфюма, необходимое оборудование

Парфюмерия, так или иначе, присутствует в жизни практически каждого современного человека, однако для большинства потребителей все еще остается тайной за семью замками сама процедура производства духов. Между прочим, приоткрыть завесу тайны не только интересно, но и полезно, потому попробуем детальнее вникнуть в загадки парфюмеров.

Сырье для изготовления

Полный перечень ингредиентов, используемых в современной парфюмерии, знают разве что заядлые специалисты, поскольку суммарно там порядка 3,5 тысяч наименований.

При этом в состав не то что отдельной композиции, но и преобладающего количества модельных рядов входит лишь примерно треть из них – хотя бы потому, что остальные две трети являются слишком редкими, чересчур специфическими или попросту очень дорогими.

Все сырье делится на составляющие растительного, животного и синтетического происхождения.

  • Основным растительным сырьем является в первую очередь спирт того или иного вида – он является одним из наиболее востребованных растворителей, благодаря которому духи приобретают жидкую форму и имеют свойство быстро улетучиваться с поверхности кожи, хотя сам запах остается. В качестве ароматизаторов могут быть использованы практически любые пахучие части растений – чаще всего это цветы или плоды, но в той же роли могут использоваться листья, травы и так далее. Наконец, некоторые вязкие вещества растительного происхождения, вроде смол и жиров, могут быть использованы в качестве фиксатора аромата – благодаря им пахучий экстракт не может быстро испариться вместе со спиртом, а оставляет длительный, основательный шлейф.
  • Животных компонентов в современной парфюмерии сравнительно немного, и в большинстве случаев они выполняют функции не ароматизатора (хотя бывают редкие исключения), а именно фиксатора запаха. Их не так много, но они прекрасно известны всем, кто интересуется парфюмерной отраслью, ведь амбра, мускус и бобровая струя на слуху буквально у каждого. Сами по себе эти материалы не столько пахнут, сколько откровенно воняют, и вряд ли вызвали бы хоть какие-то приятные ассоциации у нюхающего, но зато они же прекрасно захватывают чужой запах.

Проблема использования натуральных веществ животного происхождения состоит в том, что их производство нельзя поставить на поток, и объемы получаемых ингредиентов совершенно недостаточны для того, чтобы наладить массовый выпуск духов. Ввиду этого, сырье становится очень дорогим, а вместе с ним дорожает и сама парфюмерия.

  • Предсказуемым выходом из положения, используемым в лучших традициях нашего времени, является применение синтетических веществ, которые могут выступать во всех вышеперечисленных ролях – ароматизаторами, фиксаторами и растворителями. На самом деле химическая промышленность существенно удешевляет парфюмерное производство, потому даже продукцию на основе, казалось бы, общедоступных компонентов нередко производят из синтетики.

В дешевом сегменте товаров даже духи из роз делают на основе лабораторных ингредиентов, а настоящие цветы, возможно, вообще не были задействованы.

Необходимое оборудование

Для производства парфюмерии нужно оборудование, набор которого сильно зависит от того, по какому методу создают конкретную композицию или отдельные ингредиенты для нее. В частности, даже эфирные масла, являющиеся одним из главных ароматических компонентов почти любых духов, производят на фабрике одним из четырех способов.

  • Механический отжим – самая старая технология. Тут, конечно, правильнее было бы говорить не столько о масле, сколько о соке, в котором, помимо прочего, присутствуют и ароматические масла. Древние парфюмеры использовали для этого метода получения масел ручной пресс, сегодня же он во многом потерял популярность, а немногие производители перешли на механические аналоги.
  • Дистилляция. Суть процесса в том, что источник потенциального масла кипятится в воде, пока жидкость не начнет испаряться, захватывая с собой ароматные частички. Соответственно, для этого метода необходимы специальные закрытые котлы с возможностью сбора дистиллята.
  • Анфлераж. В этом случае используется свойство жира (и некоторых других веществ) впитывать в себя аромат, источаемый растениями или любыми другими ароматизаторами. Для этого способа изготовления ароматических масел нужно большое количество стеклянных подносов, поскольку каждый будет занят на протяжении нескольких дней. Поверхность смазывается тонким слоем жира, поверх которого выкладываются ароматические агенты. Если растение увядает (процесс испарения, соответственно, прекращается), его заменяют другим, и так до тех пор, пока жировой слой не потеряет способность захватывать запах. После этого жир соскабливают и очищают от кусочков растений – получается так называемая помада. Помаду растворяют в спирте и с помощью вибростолов (еще одного обязательного приспособления) на протяжении длительного времени трясут, пока не получится абсолют – обычно очень густая жидкость, представляющая собой ароматический концентрат высочайшего качества.
  • Растворение методами экстракции (если растворитель летучий) и мацерации (нелетучими растворителями) – самые современные и актуальные способы. В обоих случаях для изъятия запаха у исходного сырья используются химические вещества, имеющие свойство соединяться с пахучими примесями. В больших чанах этот процесс происходит с неизбежным захватыванием посторонних примесей в виде смол, восков и так далее, в результате чего получается конкрет – еще одно сырье, из которого получают вышеупомянутое вещество абсолют, но уже куда более концентрированное, чем помада. Далее в закрытых системах конкрет перегоняют со спиртом, который извлекает посторонние примеси, оставляя на выходе концентрат с очень мощным запахом.

Этапы создания парфюма

Изготавливать духи правильно – значит, соблюдать последовательность большого количества действий, которые в итоге направлены на создание полноценного ароматического шедевра. Для начала надо подобрать правильный букет, и именно это, наверное, наиболее сложный этап, ведь по-настоящему узнаваемые, знаковые композиции создают только те мастера, кто не просто долго учился, а еще и обладает недюжинным талантом.

Специалист может потратить многие месяцы на поиски сочетания компонентов, которые прекрасно пахнут вместе, а потом еще столько же – на то, чтобы установить идеальные пропорции.

Большинство производителей мира на самом деле не занимаются производством компонентов, а закупают их уже готовыми в виде помады, конкрета или абсолюта, потому им важно подобрать поставщика, обеспечивающего надлежащее качество сырья. Если же речь идет о каком-нибудь гиганте парфюмерной промышленности, который привык сам обеспечивать собственные потребности, то там захват аромата должен наладить сам парфюмер.

Когда все ингредиенты есть, их снова растворяют в спирте, теперь уже высококачественном – с концентрацией не менее 70%. В качестве растворителя может использоваться жидкость как натурального, так и синтетического происхождения. Специалист обязан знать, какой именно спирт сумеет эффективно растворить ароматизатор, не влияя на его первоначальный аромат и не провоцируя чрезмерное удорожание продукции. Для улучшения свойств парфюма в рецепт может быть добавлен еще один ингредиент – антиокислитель, благодаря которому повышается стойкость аромата.

Доведение получившейся смеси до нужных кондиций – процесс небыстрый, потому массе надо дать отстояться не меньше двух-трех недель. Получившаяся жидкость подлежит последующей фильтрации, призванной удалить из состава то, что не растворилось или может считаться посторонними вкраплениями. На выходе получается прозрачная, но все-таки не лишенная определенного оттенка жидкость. Если новые духи все-таки получились бесцветными, напоминающими воду, то такой результат обычно считается не слишком хорошим, и парфюмеры делают продукт более привлекательным с визуальной точки зрения, подкрашивая его специальными красителями.

После этого сам парфюм фактически готов, но нужно еще правильно его разлить. Для этого надо использовать только идеально сухую тару. Разлив парфюмерную продукцию во флаконы и упаковав в коробки, можно налаживать каналы поставки, начинать рекламную кампанию, которая зажжет новое наименование на небосклоне лучших ароматов. При этом специалисты неоднократно отмечают, что себестоимость производства продукции топовых брендов обычно находится на уровне примерно 15%, тогда как все остальное – это расходы на рекламу и доставку, а в первую очередь – плата за модный ярлык.

Иными словами, не всегда приобретение более дешевой парфюмерии означает, что вы теряете в качестве – непосредственно производственные расходы в итоговом ценнике не столь существенны.

Дизайн флакона

Правильная подача на рынке – это уже половина успеха для любого товара, и уж тем более для того, который непосредственно связан с красотой и эстетизмом. В крупных компаниях существуют целые отделы, которые занимаются разработкой дизайна емкостей для розлива, потому что уже одна форма флакона может заставить женщину как заинтересоваться незнакомым ароматом, так и продемонстрировать полное равнодушие. Для дорогих брендов недопустимо разливать свою парфюмерию в посуду стандартных форм, потому для оформления нанимаются профессиональные дизайнеры и художники.

Собственно, в историю нередко входят не те парфюмы, у которых совершенно особый аромат, а те, у которых принципиально не к чему придраться – просто потому, что даже внешняя оболочка соответствует самым высоким ожиданиям.

Понимание этого приводит к тому, что бренды всячески изощряются и выпускают флаконы, в точности передающие название аромата, будь то некая роковая женщина или очарование парижской ночи.

создание, развитие, становление, интересные факты

Вдохновляющие, легкие, изящные или страстные — ароматы присутствуют в жизни человека с давних времен. Парфюмерия прочно обосновалась в современном мире, это особенное искусство. Создание ароматов доступно людям с чрезвычайным талантом. При этом история парфюмерии насыщена интересными фактами, что заставляет ценить любимые запахи.

Ароматы из древности

Точное место зарождения парфюмерного искусства неизвестно. Считается, что это Месопотамия или Аравия. Первый в мире профессиональный химик, человек по имени Тапутти, упоминается в клинописной табличке II века до н. э. Возможно, это была женщина. Итальянские археологи обнаружили в 2005 году огромный завод для производства духов на Кипре. Он был построен более 4 000 лет назад.

В древнеегипетских летописях упоминаются парфюмерные средства. В гробнице фараона Тутанхамона были обнаружены около 3 000 сосудов, которые содержали древние благовония. Даже спустя 300 веков, средства источали аромат. Поэтому в истории парфюмерии египтяне считаются одними из основателей этого искусства.

В Греции ароматические масла и благовония широко использовались как в религиозных, так и в бытовых целях. В городе Родос изготавливались емкости необычной формы. Мази и масла наносили на тело в целях гигиены и просто для удовольствия.

Значительный вклад в развитие парфюмерии внесла исламская культура. Главными нововведениями в истории были:

  • изобретение способа извлечения ароматов при помощи паровой дистилляции;
  • внедрение нового сырья: мускуса, амбры, жасмина, розы, которые до сих пор являются основными ингредиентами в парфюмерии.

С распространением христианства значительно уменьшилось употребление духов на Ближнем Востоке. Но в мусульманских странах благовония продолжали использовать. В распоряжении парфюмеров был широкий выбор специй, трав, цветов, смол, ценных пород дерева. В истории парфюмерии зафиксировано, что арабы и персы веками торговали душистыми ингредиентами с Западом.

Ароматы Запада

С падением Римской империи и нашествием варваров западная культура ослабла. Это коснулось и парфюмерного искусства. Но уже к XII веку благодаря укреплению торговли и освоению дистилляции ситуация изменилась. Не последнюю роль в этом сыграл рост университетов в крупных городах и развитие алхимии. Средневековое общество, вопреки расхожему мнению, уделяло большое внимание гигиене. Люди принимали ароматные ванны и стирали белье с душистыми средствами.

Появился новый сосуд для хранения ароматических смесей − помандер. Это был шар из металла с отверстиями, через которые просачивался запах. В XIV веке в обиход вошли жидкие духи, состоящие из эфирных масел и спирта. Они стали называться «туалетная вода». По легенде пожилая королева Венгрии Елизавета, используя такую воду, помолодела и вылечилась от всех болезней.

Великие географические открытия сильно повлияли на историю индустрии ароматов. Марко Поло привозил из путешествий новые ингредиенты: перец, гвоздику и мускатный орех. В XV веке была открыта Америка, и лидерами торговли стали Испания и Португалия. Расширился состав туалетной воды, смешивались цветочные ароматы, мускус, амбра, пряные травы.

Тайны венецианских парфюмеров добрались до Франции, которая быстро стала европейским косметическим центром. Выращивание цветов для эфирных масел выросло до промышленных масштабов. В основном в Грассе, который и по сей день считается столицей парфюмерии.

История развития

В Эпоху просвещения духи и масла использовались особенно активно. Например, дворец короля Людовика XV получил название «ароматный двор», так как ежедневно оттуда доносились разнообразные приятные запахи. Ароматические жидкости использовались для кожи, вееров, париков, перчаток и даже мебели.

После промышленной революции производство парфюмерии приобрело невиданный размах в Европе. В 1709 году Джованни Паоло Феминис создал «кельнскую воду» − одеколон. В составе присутствовали виноградный спирт и масла нероли, лаванды, лимона, бергамота, розмарина.

В XIX веке парфюмерные компании стали популярной идеей, а современная индустрия обязана этим Жану Герлену, Франсуа Коти и Эрнесту Дальтрофу. В парфюмерии начали использоваться не только органические, но и синтетические вещества.

Развитие этой сферы в начале ХХ века привело к огромному разнообразию ароматических средств. Появилось семейство шипровых ароматов, изменялась мода на типы запахов. Популярность насыщенных духов падала, а цветочные становились востребованы.

В 1921 году парфюмеры открывают свойства альдегидов. Цена на духи существенно снижается.

В 60-е годы женский парфюм стал более легким и приятным. Наступил расцвет мужских ароматов.

В 80-х снова стали актуальны тяжелые и пряные запахи, появилась мода на озон и морские ноты.

С приходом 90-х вернулась естественная цветочная палитра. Современные мастера продолжают эксперименты с композициями и флаконами. Парфюмерные новинки появляются практически ежедневно.

Интересные факты

  • Наполеон Бонапарт использовал по два флакона «кельнской воды» в день. А императрица Жозефина любила духи настолько, что через полвека после ее смерти в королевском будуаре еще чувствовался аромат мускуса.
  • Советские духи «Красная Москва» − реплика парфюмерной композиции «Любимые духи императрицы», которую создал французский мастер Август Мишель в подарок Марии Федоровне Романовой.
  • Самые дорогие в истории мира духи − Clive Christian΄s Imperial Majesty. Они продаются во флаконе из горного хрусталя, инкрустированном золотом и бриллиантами. Стоимость − более 200 тысяч долларов.
  • Американский биолог Шереф Манси и австралийский парфюмер Люси МакРей разрабатывают новый вид духов: капсулы для приема внутрь. По утверждению авторов, тело человека вместе с потом будет выделять неповторимый аромат.

Парфюмерия имеет длинную и насыщенную событиями историю. С момента зарождения и до сегодняшнего дня был пройден долгий и трудный путь. Легенды, факты и разные люди складывают полную картину развития этой сферы. А современное разнообразие ароматов позволяет выбрать идеальный парфюм на любой вкус.

история создания, философия бренда, особенности ароматов

Показ первых линий одежды модного дома Christian Dior – Corolla и Figure 8 (на американский манер New Look) состоялся 12 февраля 1947 года. Именно к этому событию был приурочен выпуск новых духов Miss Dior. Они должны были стать олицетворением свежего взгляда молодого модельера на женщин послевоенной Франции. Ведь Диор считал запах неотъемлемой частью образа, такой же, как прическа, сумка или туфли. Он хотел, чтобы женщина была одета в Dior с головы до ног.

Романтичные и элегантные наряды мастера покорили мир. Модные журналы называли Кристиана «цезарем моды». Благодаря предприимчивости Диора духи Miss Dior тоже стали символом нового времени. Женщинам пришло время меняться, вновь становиться обворожительными и стильными. Кристиан создавал свои ароматы не только для элиты. Он мечтал сделать каждую женщину красивой и счастливой.

История дома Christian Dior

Создатель дома – Кристиан Диор родился в 1905 году в нормандском городке Гранвиль на побережье пролива Ла-Манш. Родители прочили ему карьеру дипломата, но мальчик мечтал об искусстве. Он учился архитектуре, рисовал эскизы платьев и шляпок и даже печатался в «Фигаро».

Вернувшись с фронта в 1941 г., К. Диор сначала работает в известном доме моделей «Люсьен Лелонг», а уже через год создает собственную парфюмерную мастерскую. Но попытки покорить мир ароматов пока не приводят к успеху.

Основную ставку в этот период он делает на производстве одежды и в 1946 открывает модный дом Christian Dior при денежной поддержке фабриканта М. Буссака. К выходу новой коллекции одежды требуется придумать такой аромат, который бы олицетворял саму любовь.

Друг детства – парфюмер Серж Хефтлер Луише создает для Кристиана духи Miss Dior Original. Широкая публика необычный шипрово-цветочный запах не оценила, но уже через некоторое время парфюм вырос в коллекцию ароматов и стал активно продаваться по всему миру.

1947 – год основания парфюмерного дома, как отдельного направления деятельности. Сам Кристиан Диор никогда не занимался созданием ароматов, но этот вид творчества его очень занимал. Поэтому он приглашал лучших парфюмеров Франции для работы над духами своего бренда.

В 40-70-х годах прошлого века, парфюмерный дом Диор создавал роскошные и благородные запахи, которые подчеркивали общую направленность модного дома. Они – современная классика. Но модные веяния 80-х сильно повлияли на Dior, он стал слишком простым и ординарным. Ароматов выпускалось все меньше. Из шедевров тех лет можно вспомнить лишь Poison.

С приходом руководство Жан Франко Ферре в 1989 году стиль бренда резко изменился: появилась тяга к роскоши и элегантности, как это было при самом Кристиане Диоре. В 90-х парфюмерный дом выпустил два женских аромата, покоривших мир: Dolche Vita и Dune. Они словно пропитаны любовью и жаждой жизни.

Новый всплеск популярности духов начался в 1999 году с парфюмерной коллекцией J’adore, а в дальнейшем – Miss Dior. Они стали отправной точкой в коммерциализация бренда. Многочисленные фланкеры старых и новых ароматов выходят на подиум и исчезают бесследно по сей день.

Парфюмеры, работавшие для марки Диор

В разные годы с домом парфюма сотрудничали:

  • Эдмонт Рудницка – Создал всего шесть композиций, но каждый – шедевр: Diorama (1948), Diorissimo (1956), Eau Fraiche (1955), Eau Sauvage (1966), Diorella (1972), Dior-Dior (1976). Некоторые ароматы вошли в легендарную коллекцию творений Господина Диор.
  • Калис Беккер – Для парфюмерного дома Диор создала всего один аромат, зато какой – знаменитый J’adore (1999).
  • Франсуа Демаши – Для бренда творит с 2007 года и тоже привнес в копилку несколько роскошных форматов: фланкеры Miss Dior, продолжение коллекции J’adore, Addict, Midnight Poison, Dior Passage, Dune, Dolce Vita, Joy by Dior.
  • Эдуард Флешье – Сотрудничает более 30 лет. Создал легендарный Poison и фланкеры коллекции.

Также ароматы создавали: Беатрис Пике, Гай Робер, Поль Вачер, Пьер Бурдон, Маурис Рожер, Оливье Польж, Терри Вассер, Жан Мартель, Жан Луис Сьюзак, Кристин Нагель, Жако Кавлье, Эдуард Флетчер и многие другие.

Философия бренда

Среди парфюмерных домов Диор отличается особым утонченным вкусом. Ведь эти ароматы были призваны лишь оттенять женскую красоту. Первые духи уже стали классикой. Но и те, что созданы в последние годы, не идут вразрез с концепцией Dior.

Вы не встретите жесткой вульгарности даже в тех ароматах Диор, которые предназначены соблазнять. Женственность, нежность, радость и душевная сила – вот суть большинства духов бренда. Месье Диор мечтал делать женщин не только красивыми, но и счастливыми. Современный бренд Cristian Dior направлен на коммерческий успех. Но, тем не менее, ароматы все также прекрасны и также вдохновляют нас.

Парфюмерные магазины предлагают десятки флакончиков с заветной аббревиатурой CD. Цена впечатляет, но мы знаем – это того стоит! За 70 лет своего существования бренд стал мерилом качества, стиля и элегантности. Не об этом ли мечтал месье Диор?

История создания духов. Факты и комментарии. Много видео.

Древний Египет: жертвоприношения, парфюмерные лавки. Аромат свежескошенной травы, запах свежего хлеба — многие ароматы дошли до нас из глубокой древности. История создания духов насчитывает несколько тысячелетий. Тонкий аромат, который окутывает таинственную незнакомку, заставляет оглянуться ей вслед, чтобы ещё раз почувствовать завораживающий запах. Отправимся и мы в путешествие во времени, туда, где рождались первые ароматы.

Магическая субстанция ароматов переносит нас в Древний Египет, где в храмах проходили жертвоприношения. Чтобы перебить запах горелого мяса и создать для молитвы особую атмосферу, применяли благовония. Слово «парфюм» в переводе с французского обозначает запах дымящегося ладана. По сути, ладан является

запахам целебные свойства, используя их в банных процедурах. Находки современных археологов на Кипре, в Пиргосе, служит доказательством тому, что четыре тысячелетия назад для получения ароматов применялись перегонные кубы, трубки, ёмкости для смешивания. В качестве сырья использовались не только травы, цветы, но и специи, смолы хвойных деревьев. Нашествие варваров перенесло развитие парфюмерии на Восток. Но сейчас уже 21 век и купить арабские духи можно, практически, в каждом специализированном магазине.

История духов и ароматерапия

Древний Восток – дистилляция и розовая вода. Первый век нашей эры вознёс на пик популярности ароматерапию, которая стала возможной благодаря дистилляции, которую изобрёл Авиценна. Эксперименты с розами привели к получению розовой воды, которая ценилась арабами дороже золота. Жидкости, которые применялись в качестве парфюмерии, представляли собой измельчённую смесь трав, лепестков, масел и источали очень сильные запахи.

Европа Средневековья – ароматическая вода и первая парфюмерная фабрика. Духи, отдалённо напоминающие современные парфюмы, стали появляться в Средневековой Европе с развитием торговли после походов крестоносцев. История возникновения духов сохранила легенду о первой ароматической воде, благодаря которой произошло чудесное исцеление королевы Венгрии.

В XIV веке появилась ароматическая вода, которая представляла собой духи на основе спирта и эфирных масел. Самыми распространёнными были ароматы розы, жасмина, фиалки и лаванды. А пользовались ароматической водой для того, чтобы заглушить неприятный запах немытого тела. Ароматными лосьонами с запахами мускуса, камфары, сандала обтирали лицо и тело, наносили на одежду, подушки и перчатки.

Бытует мнение, что католическая церковь была против водных процедур, чтобы избежать разврата, который царил в древнеримских термах. Так или иначе, но водные процедуры в эпоху Средневековья были не в чести, что отчасти способствовало развитию парфюмерии. Да и водостойкой туши в те времена не было.

История создания духов — Франция город Грасс

Первая парфюмерная фабрика появилась в монастыре Санта Мария Новелла. История создания духов связана с Францией, городом Грасс. В городе, окружённом полями, на которых выращивали мимозы, лаванду, розы, иланг-иланг, жасмин. Там и по сей день занимаются производством душистой продукции сорок парфюмерных домов. Большинство которых основаны в восемнадцатом и девятнадцатом веках. И сбор цветочного урожая даже в третьем тысячелетии проходит по традиции вручную. За час, например, рабочие могут собрать не более семи килограммов роз.

Создание духов требует смешивания нескольких сотен цветочных эссенций, поэтому натуральная парфюмерия стоит немалых средств. Япония, Китай – культура использования ароматов. Китайская и японская культуры ароматов связаны с буддийскими обычаями. Благовония в Китае и Японии применяют для ароматизации помещения. Саше, душистые палочки – это изобретения восточной культуры, в основе которой специи и ароматическая древесина.

Россия – ароматические соли

История создания духов в России связана с ароматическими солями, так как баня была популярна не только в простонародье. Первоначально ароматы были связаны только с богослужением. И лишь в Петровскую эпоху появились мешочки с нюхательной солью, аромат которых успокаивал или бодрил. Затем ароматными мешочками стали перекладывать бельё, чтобы придать приятный запах.

Новая история – парфюмерная революция. Научные открытия девятнадцатого века  произвели настоящую революцию в «ароматном» мире. Включение в состав духов синтетических веществ поставило производство духов на производственную основу. Век двадцатый соединил парфюмерию и модельный бизнес и положил начало современной парфюмерной моде. Позволил домам высокой моды дополнять свои коллекции брендовым парфюмом.