01.12.2020

Достоинства и недостатки беседа в психологии: Плюсы и минусы беседы как метода исследования

Содержание

Плюсы и минусы беседы как метода исследования

Плюсы и минусы беседы как метода исследования

Одним из самых распространенных и эффективных методов исследования психологических особенностей человека является беседа. С ее помощью можно узнать мотивы поведения субъекта, его черты характера, отношение к окружающему миру. Применяется беседа во всех отраслях психологии как метод сбора данных, также для информирования, убеждения и воспитания.

Понятие беседы как метода исследования

Беседа представляет собой вопросно-ответный психологический метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определенную тему.

В процессе разговора специалист наблюдает за вербальными (словами) и невербальными (жесты, позы, тон и тембр голоса, мимика) проявлениями подопечного, затем делает выводы на основе данных наблюдений. Проходит беседа в спокойной, комфортной обстановке, конфиденциально, не записывается на диктофон и не протоколируется. Специалист чаще всего делает определенные заметки в блокноте, чтобы не упустить важных деталей для последующего анализа исследования.

Данный вид исследования может быть, как индивидуальным, так и групповым, с заранее подготовленным списком вопросов, или же специалист получает информацию в ходе непринужденного общения по заданной теме. Также может быть управляемой (по инициативе исследователя, но ответчик может неохотно вести диалог, выдавая односложные ответы) или неуправляемой (по инициативе испытуемого), что является более информативным способом, так как подопечный сам рассказывает, а психолог только наблюдает и записывает.

Проведение беседы

Беседа проходит в несколько этапов:

  1. Первый этап — создание атмосферы, сопутствующего настроения у испытуемого. Стоит сказать о важности его участия, цели разговора и упомянуть о конфиденциальности.
  2. Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов.
  3. Третий этап – детальное изучение проблем, используя переход от общих вопросов к более специфическим. Кульминационный момент беседы, наиболее полное информирование.
  4. Четвертый, последний этап – ослабление напряжения, благодарность за участие.

Плюсы беседы как метода исследования

  • В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами.
  • Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации.
  • Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.).
  • Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию.
  • Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом.
  • Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.

Беседа между 2 людьми

Минусы беседы как метода исследования

  • Необходим высокий уровень профессионализма психолога для проведения результативного исследования (превосходное знание всех этапов данного метода, умение находить индивидуальный подход, располагать к общению).
  • Данный метод требует много времени, что имеет большое значение для массовых опросов.
  • При недостаточном профессионализме исследователя есть вероятность некорректных вопросов, а также нарушения объективности, что негативно сказывается на эффективности беседы, либо она может окончательно прерваться.
  • Недостаточное умение специалиста строить вербальное общение. При данном условии беседа превращается в допрос и возможность результативного взаимодействия с собеседником значительно снижается.
  • При групповых опросах некоторые люди (например, интроверты, люди с психологическими проблемами) чувствуют себя некомфортно, так как нет конфиденциальности.

В любом случае, эффективность проводимого исследования напрямую зависит от уровня профессионализма психолога.

Беседа между мужчинами

Советы и рекомендации

  1. Необходимо заранее подготовить вопросы по исследуемой проблеме, их формулировка должна быть четкой и понятной, с учетом уровня компетентности в них испытуемого, а также вопросы должны побуждать на развернутый ответ.
  2. Стоит подобрать корректные вопросы, учитывая в процессе беседы настроение и субъективный настрой респондента.
  3. Рекомендуется начать разговор с отвлеченной темы, постепенно переходя к запланированной.
  4. Проявление доброжелательности к словам собеседника и неподдельного интереса (паузы, переспрашивание, «эхо», восприятие на себя, т.е. активное слушание) вызывают доверие респондента, что позволяет получить наиболее достоверные данные.
  5. Обязательно проводить исследование в спокойном состоянии. Возбужденное состояние собеседник прочувствует и обратит на себя, что снижает эффективность всей беседы.
  6. Рекомендуется заранее узнать, какая обстановка и время будут наиболее комфортными для субъекта, чтобы результативно провести исследование.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что беседа является одним из основополагающих и эффективных методов исследования в психологии, используется для получения наиболее полной информации об испытуемом за счет совокупности вербальных и невербальных форм общения.

Но наряду с множеством достоинств данного метода существует один самый главный недостаток – профессионализм исследователя. Необходимо уметь организовывать беседу, учитывая все детали: характер и настроение испытуемого на момент общения, обстановка, корректные вопросы, также обязателен навык «чтения» и сопоставления вербальных и невербальных сигналов. Только при условии высокого уровня компетентности специалиста можно достичь желаемого результата в процессе исследования.

Похожие записи

это в психологии метод исследования. Виды, достоинства и недостатки метода

Распространённый диагностический метод опроса в психологии — это беседа, которая позволяет получить информацию о мотивах поведения, выявить необходимые черты характера, особенности субъективного мира личности. Как независимый метод беседа интенсивно используется в консультативной, диагностической и психокоррекционной психологии.

Беседа в психологии — это средство сбора данных, а также инструмент убеждения, информирования, воспитания. Она применяется в медицинской, юридической, политической, возрастной отраслях психологии.

Условия проведения беседы

Квалифицированное применение беседы в психологии — это использование фундаментальных знаний, навыков общения, компетентности практического психолога как специалиста. Вопросы должны быть правильно заданы и сформулированы, иметь логическую взаимосвязь между собой. Но главным условием метода является доверие респондента исследователю.

Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку, предложенные в качестве вопроса. Беседа в психологии — это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему.

Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Вспомогательные действия оказывают анкетирование для сверки достоверности данных и запись разговора на диктофон.

Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной: оценку отношения испытуемого к исследователю, предмету разговора, обстановке, искренность и ответственность личности.

Виды беседы

Виды беседы в психологии подразделяются на следующие:

  • индивидуальная;
  • групповая — в беседе принимают участие несколько испытуемых;
  • структурированная или формализованная;
  • стандартизированная — повышающая лёгкость обработки информации, но снижающая степень познания: не исключено неполное информирование;
  • нестандартизированная — проходит непринуждённо, подготовленные вопросы ставятся по обстоятельствам беседы, из-за чего повышается сложность обработки данных;
  • организационная: по способу проведения — по месту работы, жительства, в офисе психолога.

По инициативе выделяют следующие типы беседы:

  • управляемая — происходит по инициативе психолога, который поддерживает тему разговора. Непропорциональность инициативы может создавать закрытость респондента, упрощение ответов до односложных;
  • неуправляемая — возникает по инициативе ответчика и может принимать форму исповеди, а психолог занимается сбором необходимой информации в поставленных целях, используя умение выслушать.

Структура беседы

Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

  1. Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
  2. Второй этап. Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
  3. Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап — кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
  4. Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Создание атмосферы

Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов.

Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.

Восприятие собеседника

Восприятие бывает двух типов: организационное позволяет правильно воспринимать речь собеседника, эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения.

Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента — ответами, независимо от субъективного восприятия.

Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения.

Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога — направить беседу в соответствующее целям русло.

Виды слушания

Слушание подразделяется на следующие виды:

  1. Рефлексивное: его суть заключается в формировании беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приёмы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.
  2. Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой невербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Техника полезна в случаях: выражение собственной точки зрения респондента, ему нужно выговориться, собеседник затрудняется решить наболевшие проблемы, испытывает неуверенность.

Беседа в психологии: достоинства и недостатки

Преимуществом метода беседы являются предпосылки для правильного понимания вопросов с учётом устной, более раскрепощённой формы ответов.

Недостатками беседы в психологии являются:

  • большие временные затраты, что имеет особое значение при массовых опросах;
  • необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы;
  • возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта.

Совмещение методов

Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии — беседы, эксперимента, опроса, наблюдения — обеспечивает исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность.

Эксперимент в психологии — это исследование в заданных условиях при помощи опосредованного вмешательства исследователя. Можно смоделировать искусственную ситуацию, обстоятельства, при которых испытуемый проявит себя характерным для него образом.

Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависит как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. Содержание информации обоих типов позволяет правильно интерпретировать данные и усовершенствовать достоверность результатов. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.

Беседа

Одним из основных методов психологии и педагогики является беседа.

Беседа предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме. Данный метод применяется на разных стадиях исследования, а его научная ценность состоит в установлении личного контакта с объектом исследования и возможность оперативно получить необходимые данные.

Беседа может быть:

  • Формализованной. Данный вид беседы позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию, т.к. предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию на них ответов;
  • Неформализованной. В этом виде беседы вопросы не жестко стандартизированы, поэтому есть возможность ставить дополнительные вопросы. Как правило, в ходе этого вида беседы между исследователем и респондентом достигается более тесный контакт, а это, безусловно, способствует получению полной и глубокой информации.

Выслушать человека, вызвав его на откровенность – это большое искусство, поэтому к полученной информации надо относиться очень бережно. В ходе беседы исследователь, при необходимости, может для себя делать какие-либо пометки, что поможет восстановить весь ход беседы после завершения работы. Иногда можно использовать технические средства – магнитофон, диктофон, но, респондент должен быть об этом проинформирован.

Беседе предшествует большая предварительная работа:

  • Тщательное продумывание исследователем всех аспектов проблемы, подбор нужных фактов, четкая постановка цели;
  • Определение последовательности задаваемых вопросов;
  • Обязательный выбор места и времени разговора;
  • Использование только тех вопросов, которые связаны с темой беседы;
  • Беседа должна проходить в спокойной обстановке, возбужденное состояние категорически запрещено;
  • Запрещены некорректные вопросы;
  • Обязательный учет настроения собеседника, его субъективное состояние.

Метод беседы имеет свои преимущества и недостатки, т.е. свои плюсы и минусы. Преимущества метода беседы:

  1. Правильная последовательность формулировки вопросов;
  2. Возможность использования, например, карточек для записи вопросов;
  3. Возможнось дополнительного вывода о достоверности ответов в результате анализа невербальных реакций респондента.

Недостатками беседы являются:

  1. Большое количество времени, затрачиваемое на беседу;
  2. Обладание соответствующими навыками проведения результативной беседы.

Виды беседы

В зависимости от конкретных условий работы в психологической практике используются различные виды беседы:

  • Введение в ситуацию эксперимента. Этот вид чаще всего используется для лабораторного исследования. Установление контакта с испытуемым является основной целью беседы этого вида. Важная роль отводится созданию мотивации для участия в эксперименте. В ходе беседы даются необходимые инструкции. Беседа в структуре лабораторного исследования есть важный вспомогательный прием, следующий за экспериментом;
  • Экспериментальная беседа. Она необходима для проверки исследовательских гипотез и имеет строго определенную тематику. В данном виде беседы применяются вопросы двух типов: прямые, например, «тебе нравится учиться в школе?» и косвенные, например, «Где ты больше хочешь учиться – в школе или дома?». Сопоставляя прямые и косвенные ответы можно выявить мотивы учения и действительное отношение детей к учебе и школе. Это служит основанием для вынесения суждения о специфике учебной мотивации;
  • Диагностическое интервью. Данный вид наиболее распространен в психологической практике.
  • Цель интервью заключается в получении разнообразных данных, как о свойствах личности, так и особенностях психического развития. В интервью включают тестовые приемы обследования. Таким образом, объединяя все методы, беседа выполняет не только собственные функции, но и одновременно служит естественным фоном;

  • Психотерапевтическая беседа. Это самый сложный вид беседы, который используется для оказания психологической помощи.
  • Психолог через эту беседу, которая еще называется клиническое интервью, помогает человеку осознать внутренние проблемы, восстановить внутреннюю цельность «Я». Психотерапевтическая беседа очень специфична и решает сложные задачи. Психоаналитические сеансы продолжительны по времени и иногда требуют ряда лет. И, наоборот, обращение к психологу по телефону доверия действует по законам краткосрочной интенсивной терапии.

    Деление перечисленных видов бесед достаточно условно, потому что они все связаны между собой;

  • Стандартизированная и свободная беседа. От того, насколько подробно разрабатывается предварительный план беседы и насколько точно будет осуществлена его реализация, зависит степень стандартизации беседы. Стандартизированная беседа представляет собой по существу жестко запрограммированное интервью по типу анкеты. Противоположностью является свободная беседа, в ходе которой исследователь, в зависимости от ситуации, может свободно менять тактику. Более распространенной на практике является частично стандартизированная беседа. Она сочетает в себе четкую стратегию и относительно свободную тактику. Здесь надо отметить, что свои достоинства и недостатки имеют как высокий, так и низкий уровень стандартизации.
  • Так как стандартизированная беседа гарантирует, что все необходимые вопросы будут заданы, она дает возможность получить сравнимые данные. К тому же она не очень чувствительна к уровню квалификации исследователя и не требует больших затрат времени. Исходя из этого, такая беседа может быть использована при массовых опросах, когда за короткий период надо получить большой объем данных.

    Жестко регламентированная стандартизированная беседа индивидуального своеобразия ситуации не учитывает, поэтому школьники могут воспринимать её как экзаменационную процедуру. Свободная беседа допускает большую гибкость в форме и последовательности вопросов, дает возможность индивидуализировать ситуацию опроса, сохранять естественность и эмоциональный контакт. Именно свободная беседа более предпочтительна в работе с детьми;

  • Управляемая и неуправляемая беседа. Мера управляемости со стороны исследователя может варьироваться в зависимости от целей и содержания беседы. Психолог полностью контролирует содержание в полностью управляемой беседе. Он удерживает беседу в рамках необходимой структуры и руководит ответами ребенка. Напротив, в неуправляемой беседе инициатива переходит на сторону ребенка. Неуправляемая беседа чаще бывает, характерна для ситуации психотерапевтического взаимодействия, потому что нередко приобретает черты «исповеди».
  • Уровень стандартизированности и управляемости беседы прямо соотносятся друг с другом. Высоко стандартизированная беседа в то же время является управляемой и наоборот.

Метод беседы в психологии

Каждый день почти каждому взрослому человеку приходится беседовать с другими личностями. Иногда беседы могут иметь чисто дружеский характер, главная цель проведения которых – хорошо провести время. А существуют и такие беседы, ведение которых предусматривает получение определенных результатов, которыми обе стороны останутся довольны.

Метод беседы в психологии подразумевает вид опроса, который строится на продуманном и подготовленном разговоре, целью которого является получение конкретных сведений, фактов по изучаемому, обсуждаемому вопросу.

Психологический вербально — коммуникативный метод, заключается в предоставлении о том, что беседа являет собой тематически направленный диалог между психологом и респондентом с целью получения сведений от опрашиваемого.

Метод беседы включает в себя некие требования к атмосфере, в которой проводится общение: должен быть заранее намечен план беседы с выделением вопросов, которые подлежат обязательному выяснению. Должна быть создана атмосфера взаимного и непринужденного доверия. Также необходимо уметь применять не прямые вопросы, помогающие получить необходимую информацию.

В случае, когда во время разговора, задающий вопросы судит об изучаемом предмете по речевым реакциям респондента (то есть опрашиваемого), то беседа рассматривается как метод исследования. Так исследуемому следует уметь выяснять достоверность данных, которые предоставляет ему опрашиваемая сторона. Это можно получить при помощи наблюдений, исследований и дополнительной информации, полученной от других лиц.

Беседа как метод диагностики рассматривается в случае общения в форме интервью. С помощью этого метода, человек получает информацию общего содержанию, что направлена на изучение свойств личности, характера человека, выяснение его интересов и склонностей, отношения к определенным людям и т.п.

Рассмотрим плюсы и минусы, которые несет в себе метод беседы.

Преимущества метода беседы:

  1. Возможность задавать вопросы в правильной последовательности.
  2. Возможность пользования вспомогательным материалом (запись вопросов на карточке и пр.).
  3. Анализируя невербальные реакции опрашиваемого человека, можно сделать дополнительный вывод о достоверности ответов.

Недостатки метода беседы:

  1. Требуется большое количество времени.
  2. Необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы.

Необходимо помнить, что правильно проведенная беседа может быть гарантом качества полученной информации.

 

Общее понятие о методе беседы

Текст записи: 

1. Характеристика беседы

Индивидуальная беседа – диагностический метод, который позволяет устано­вить прямой контакт с испытуемым, получить информацию о его субъективном мире, о мотивах его деятельности и поведения.

Метод беседы используется с другими методами, такими, как анкетирование, наблюдение и эксперимент. Однако в практической работе ряда ведущих психологов мира беседа использо­валась как самостоятельный метод исследования (“клиниче­ская беседа” Ж. Пиаже, “психоаналитическая беседа” 3. Фрей­да). Возможности, которые предоставляет этот метод, с точки зрения глубины проникновения в существо исследуемого вопроса, до сих пор еще не полностью используются в исследованиях. В отличие от метода анкетирования  этот метод используется пока сравнительно мало.

Беседа является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. В ходе беседы исследователь выявляет особенности поведения и психического состояния собеседника. Условием успеха беседы явля­ется доверие испытуемого к исследователю, создание бла­гоприятной психологической атмосферы. Полезную информа­цию во время беседы дает внешнее поведение испы­туемых, их мимика, жесты, интонация речи.

Целью метода беседы обычно ставится проверка и уточнение в непос­редственном общении с собеседником ряда непонятных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения социально-психологических и индивидуально-психологических качеств его личности. Кроме того, целью беседы является уточнение структуры мотивационной сферы, так как поведение и деятельность обусловливаются обычно не одним, а несколькими мотивами, которые вероятнее всего можно выявить в общении с собеседником. Беседа позволяет мысленно моделировать любые нужные психоло­гу ситуации. Бесспорно, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. Однако субъек­тивные состояния собеседника могут и не найти выражение в его по­ведении в данных обстоятельствах, но проявляются в иных условиях и ситуациях. Успешное использование беседы как метода исследования возможно при соответствующей квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободного выражения своего мнения. Искусство использования метода беседы состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать и как спрашивать. При соблюдении требова­ний и надлежащих предосторожностей беседа позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или при психологическом анализе документов, информацию о событиях прошлого, настоящего или плани­руемого будущего. Однако во время беседы необходимо отделять личные отношения от содержания беседы.

Достоинством метода беседы является то, что она базируется на личном общении, что устраняет некоторые отрицательные моменты, возникающие при использовании вопросника. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, так как исследователь имеет воз­можность детально объяснить вопрос. Предполагается и большая достоверность ответов, ибо устная форма беседы, которую ведут лишь два лица, создает предпосылки того, что ответы на вопросы не будут оглашены.

Недостатком метода беседы по сравнению с вопросником явля­ется растянутость, довольно медленное накопление данных при обследованиях массового характера. Именно поэтому на практике охотнее прибегают к вопроснику, так как он обеспечивает эконо­мию времени.

В психологии метод беседы широко распространен, хотя чаще всего он используется в комплексе методов исследования (например, для получения ориентировочных данных при социаль­но-психологических исследованиях или психологическом обследо­вании и т. д.). Следует иметь в виду, что нелюбая беседа является специальным научным методом. Беседа, проводимая специалистом, отличается от обычного общения и разговора целенаправленностью, плановостью, точностью форму­лировок. Беседа может вестись на свободные темы и по определенной тематике, целенаправленно с соблюдением определенных правил и без правил. Различие между ними состоит в том, что целенаправленная, так называемая управляемая, беседа строится в строгом соответствии с заданными условиями, которые необходимо точно соблюдать. К таким условиям относятся, напри­мер, постановка вопросов, их очередность, продолжительность раз­говора. Беседа как метод получения психологом данных непосредст­венно от исследуемого предполагает соблюдение ряда требований и условий, а также налагает на психолога особую ответствен­ность. Дело не только в подготовке к проведению беседы на хоро­шем уровне, знании сути дела, но и в умении устанавливать кон­такты с представителями разных социальных и возрастных групп, национальностей, верований  и т. п. В неменьшей мере требуется способность классифи­цировать и реально оценивать факты, проникать в сущность про­блемы. Поскольку беседа ведется в целях сбора определенных сведе­ний, важно записывать ответы. Во многих исследованиях необходимо делать записи непосредственно во время беседы, что предполагает наличие предварительно подготовленных листов, схем. Однако при беседах индиви­дуального плана, когда у психолога просят совета по тому или иному вопросу, записи в процессе разговора делать не рекоменду­ется. Лучше записать ход беседы после ее окончания. И хотя в этом случае может ухудшиться точность сведений, сам факт ведения записей при интимной беседе может вызвать у исследуемого отри­цательную реакцию и нежелание давать правдивые ответы. Именно этим обусловлена сложность метода беседы для пси­холога, который должен досконально проанализировать ответы с тем, чтобы отбросить недостоверные и несущественные, но сосредо­точить внимание на фактах, которые являются в данном случае носителями нужной информации.

Получение информации в беседе основано на вербальной коммуникации исследователя и испытуемого, на прямом социальном взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода. Личный контакт помогает глубже понять мотивы собеседника, его позицию. Гибкость этого метода обеспечи­вает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углубленному пониманию всего кон­текста, а также мотивов отдельных ответов собеседника. Исследователь не просто получает информацию, как при использовании других методов, но, учитывая реакцию отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в необходимое русло. Непосредст­венный контакт испытуемого и исследователя тре­бует от последнего определенных качеств личности, таких как гибкость ума, общительность, умение завоевывать доверие человека, с которым он ведет беседу. Гибкость ума – способность хорошо ориентироваться в ситуации, оперативно принимать оптимальные решения. Общительность – умение войти в контакт, преодолеть предубеждения, завоевать доверие, расположение собеседника.

Индивидуальная беседа протекает в условиях непосредственно­го общения, что увеличивает роль психологического мастерства, разносторонности знаний, быстроты мышле­ния, наблюдательности психолога. Наблюдательность – умение выделять, оценивать отдельные признаки событий.

Если психологу удастся создать атмосферу до­верия и искренности, метод беседы позволит ему по­лучать такую информацию, которую невозможно по­лучить никаким другим методом. При этом необходимо строго следить за тем, чтобы ответы собеседника бы­ли свободны от влияния личных отношений, устано­вившихся между опрашиваемым и опрашивающим, от способа постановки вопроса.

2. Основные виды беседы в психологии

В соответствии с тем, сколько людей принимает участие в беседе, различают беседы индивидуаль­ные (исследователь беседует с одним человеком) и групповые (одновременная работа исследователя с несколькими людьми).

По структуре вопросов различают стандартизированные (структурированные, формализованные), нестандартизированные (неструктурированные, неформализованные) и частично стандартизированные беседы.

Стандартизированная (структурированная, формализованная) беседа предполагает пред­варительную формулировку вопросов и определение их очередности. Получаемая в этом случае информация сравнительно легко может быть обработана, но глубина познания при этом уменьшается. При такой форме беседы не исключена опасность получения не­точных и неполных данных. Стандартизированная бе­седа используется чаще всего тогда, когда необхо­димо выяснить определенные тенденции изучаемых явлений, охватив при этом большое количество людей.

Нестандартизированная (неструктурированная, неформализованная) беседа проходит фокусированно или свободно. Разумеется, иссле­дователь заранее готовит вопросы, которые будут по­ставлены, но их содержание, очередность и формули­ровка определяются ситуацией беседы, зависят от задающего вопросы, который придерживается предва­рительно определенной схемы. Недостатком этой фор­мы работы является сложность обработки полученной информации. Нестандартизированная беседа часто используется в случаях, когда исследователь впервые знакомится с изучаемой проблемой.

Однако обычно самым удобным считается частично стандартизированная беседа. Так же как и другие методы, метод беседы может иметь различные переходные варианты, отвечающие предмету и задачам ис­следования. В тех случаях, когда исследователь уже ориентируется в существующих отноше­ниях и изучает определенный аспект проблемы, он может успешно применить способ частично стандартизирован­ной беседы. Основным условием эффективности при этом являются четко определенные цели и детальная разработка плана исследования.

По организационной форме различают следующие виды беседы: беседа по месту работы, беседа по месту жительства, беседа в кабинете психолога. В зависимости от организационной формы по-разному проявляются особенности беседы.

Беседа по месту работы или занятий проводится, как правило, на рабочем месте или в служеб­ном помещении. Она наиболее целесообразна, когда изу­чаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными проблемами. Например, если беседа с испытуемым проходит в привычных условиях, где он обычно работает или учится, то все обстоятельства, связанные с предметом беседы, быстрее актуализируются в его сознании.

Беседа по месту жительства проводится в домашней обстановке, где человек располагает большим временем и свободой. Она становится пред­почтительной, если предмет беседы касается таких проб­лем, о которых удобнее говорить в неофициальной об­становке, свободной от влияния служебных или учебных отношений. В привычных условиях собеседник охотнее отвечает на вопросы, требующие сообщения конфиденциальной информации.

Беседа в кабинете психолога, как правило, завершает комплексное обследование психологических качеств личности и позволяет получить такую информацию, которую трудно предусмотреть в анкетах и тестах. Беседа приобретает менее официальный характер, чем в служеб­ном помещении.

Независимо от места проведения беседы, стоит по­заботиться об устранении или хотя бы уменьшении влия­ния “третьих” лиц. Опыт показывает, что даже молчали­вое присутствие во время беседы “третьего” лица (коллеги, члена семьи, гостя, соседа) оказывает влияние на психологический контекст беседы и может вызвать смещение в содержании ответов испытуемого.

3. Стандартизированная беседа

Стандартизированная (структурированная, формализованная) беседа — вид беседы, при которой общение исследователя и испытуемого строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией. В стандартизированной беседе обычно преобладают закрытые вопросы. При использовании этого вида беседы исследователь обя­зан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Формулировки вопросов должны быть рассчитаны не на чтение, а на ситуацию беседы. План беседы разрабатывается не в “письмен­ном”, а в разговорном, устном стиле. Например, вопрос может формулироваться так: “Я перечислю Вам разные виды занятий в свобод­ное время. Скажите, пожалуйста, какими из них Вы обыч­но занимаетесь, когда у Вас бывает свободное время?”.

Испытуемый должен внимательно выслушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее продуманного набора. Если в процессе беседы возникает потреб­ность объяснить испытуемому неясное слово или смысл во­проса, исследователь не должен при этом допускать произ­вольного толкования, отклонения от смысла первоначаль­ной формулировки вопроса.

Достоинства этого вида беседы состоят в том, что будет получено максимально полное описание фактов, поскольку исследователь “жестко” ведет испытуемого по плану беседы, не упуская ни одной важной детали. В то же время именно с этим обстоятельством связано возможное влияние фактора престижа: стремление испытуемого соответствовать в своих ответах нормативным требованиям независимо от действительного положения дел.

Таким образом, в ситуации стандартизированной (формализованной) беседы исследователю отводится по преимуществу исполнительская роль. В этой форме беседы влияние исследователя на качество данных может быть сведено к минимуму.

4. Частично стандартизированная беседа

Частично стандартизированная беседа — вид беседы, при которой общение исследователя и испытуемого происходит с применением открытых вопросов и предусматрива­ет меньшую степень стандартизации поведения исследователя и испытуемого. Исследователь разрабатывает подробный план беседы, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формули­ровки в открытой форме, то есть без вариантов ответов. Исследователь воспроизводит вопросы без каких-либо отклонений от заданных формулировок, а испытуемый дает ответы в свободной форме. Задача исследователя состоит в их полной и четкой регистрации. Способ фиксации ответов также стандартен и преду­смотрен инструкцией. Это может быть дословная запись с сохранением лексики испытуемого (в том числе стено­графия или магнитофонная запись). Иногда применяется непосредственная кодировка ответов в ходе беседы. В этом случае после каждого вопроса приводится схема класси­фикации ответов, в которой исследователь отмечает нужные позиции. Например, после вопроса: “Какие газеты Вы читаете?” — в опроснике дается перечень газет, ин­тересующих исследователя, а также предусмотрена пози­ция —  “другие газеты”.

Этот вид беседы требует несколько больших затрат времени и труда: испытуемый дольше обдумывает и фор­мулирует ответы, а исследователь тратит больше времени на их регистрацию. Растут затраты времени на кодировку и последующий анализ содержания ответов. Именно по этим причинам частично стандартизированная беседа с открытыми вопросами применяется реже стандартизированной беседы. Вместе с тем далеко не для всех задач нужна форма­лизованная, унифицированная информация. В ряде случа­ев особую ценность представляет учет как можно более широкого диапазона различий в поведении, мнениях, оцен­ках испытуемых, а такую информацию можно получить, только уменьшив стандартизацию беседы, предоставив исследователю большую свободу в регистрации высказыва­ний испытуемых.

Высказывания испытуемых могут существенно разли­чаться по форме, содержанию, объему, композиции, полноте, уровню информи­рованности, аналитическому проникновению в сущность предложенного вопроса. Все эти особенности полученных ответов становятся предметом анализа. Своеобразная “пла­та” за это уточнение информации — дополнительные за­траты времени на сбор и обработку данных. Подобные взаимозависимости исследовательских задач, качества и содержания информации, а также затрат вре­мени и труда характерны и для других разновидностей беседы.

5. Нестандартизированная (свободная) и фокусированная беседа

Фокусированная беседа является следующей ступенью, ве­дущей к уменьшению стандартизации поведения исследователя и собеседника. Она имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Испытуемых в этом виде беседы заранее знакомят с предметом беседы: они читают книгу или статью, участвуют в ра­боте семинара, методика и содержание которого будут за­тем обсуждаться, и т. д. Предварительно заготавливаются и вопросы для такой беседы, причем их перечень для исследователя обязателен: он может менять их последова­тельность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободная беседа отличается минимальной стандар­тизацией поведения исследователя и испытуемого. Этот вид беседы приме­няется в тех случаях, когда исследователь только присту­пает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в конкретных условиях.

Свободная беседа проводится без заранее подготов­ленного вопросника или разработанного плана беседы. Оп­ределяется только тема беседы, которая и предлагается собеседнику для обсуждения. Направление беседы, ее ло­гическая структура, последовательность вопросов, их фор­мулировки — все зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит беседу, от его представлений о предмете обсуждения, от конкретной ситуации.

Получаемая в данном случае информация не нуждается в унификации для ста­тистической обработки. Она ценна и интересна именно своей уникальностью, широтой ассоциаций, анализом спе­цифики изучаемой проблемы в конкретных условиях. Ответы записываются с максимальной точностью (желательно стенография или магнитофон). Для обобщения ответов применяются тради­ционные методы конент-анализа текстов.[2]

Список использованной литературы

1. Гусев А., Измайлов Ч., Михалевская М. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. – М.: УМК Психология, 2005 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ).

2. Рамендик Д.М. Психологический практикум. Серия: высшее профессиональное образование. – М.: Academia, 2006 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ).

 

 

Метод беседы — Психологос

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Общие сведения

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет скрытно или явно разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы:

  • Управляемая
  • Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

  • Терапевтическая беседа
  • Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
  • Автобиографическая беседа
  • Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
  • Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
  • Телефонная беседа

Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.

Рефлексивное и нерефлексивное слушание

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Три основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

  1. Выяснение (использование уточняющих вопросов)
  2. Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
  3. Словесное отражение психологом чувств респондента
Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

Недостатки беседы как метод исследования. Сущность и специфика психологической беседы

^

6.6. Психологические характеристики типов беседы

Тип беседы
Основные признаки и возможность использования
Достоинства
Недостатки
Стандартизированная Жесткая программа, страте-гия и тактика. Применяют в том случае, если психологом уже установлено сотрудни-чество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит частичный характер. Дают возможность сравне-ния разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Представляются не вполне естественной процедурой, сковывает непосредс-твенность и вызывает к действию защитные механизмы.
Частично стандартизированная Жесткая программа, страте-гия и тактика значительно более свободная. Приме-няют в том случае, если психологом уже установ-лено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема относительно несложна и носит частич-ный характер.
Свободная Программа и стратегия заранее не определены, либо определены только в основных чертах, тактика совершенно свободная. Применяется психологом в случае достаточно длительного общения с собеседником, возможно применение в психотерапевтическом процессе. Ориентирована на конкретного собесед-ника. Позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом. Поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Характеризуется высокими требованиями к профес-сиональной зрелости и уровню психолога, его опыту. Ограничения в применении, касающиеся про-фессиональной зрелости и компетентности психолога.

Различные школы и направления психологии применяют свои стратегии проведения клинической беседы. В ходе беседы исследователь выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Для проверки этих частных гипотез он может давать испытуемому задания, тесты. Тогда клиническая беседа превращается в клинический эксперимент,

^
6.7. Достоинства и недостатки метода беседы.


Достоинства


метода беседы заключаются в следующем: возможность одновременного исследования сторон личности испытуемого; возможность быстрого сбора информации как об одной личности, так и о группе; возможность повторного проведения с целью изучения динамики изменений. Недостатки

метода беседы состоят в следующем: возможно нарушение объективности, т.к. и подбор материала для беседы, и составление вопросов, и установление контакта с испытуемым, и интерпретация содержания беседы находятся в значительной зависимости от личности, умений и профессионального опыта исследователя.

^
Глава 7. МЕТОД УСТНОГО ОПРОСА. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

.

Интервьюирование (от англ., «встреча», «беседа») — метод получения информации в ходе устного непосредственного общения. Предусматривает регистрацию и
анализ ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых.

В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации, обработку полученных результатов.

Возможность применения данного метода в широком диапазоне исследовательских целей позволяет говорить о его универсальности, а многообразие собираемых психологических фактов свидетельствует о значительном потенциале устного опроса. Не случайно интервьюирование издавна используется в работе представителями совершенно различных научных направлений и школ. Более того, трудно назвать сколько-нибудь значимое исследование не только в психологии, но и в любой науке о человеке, где бы не оказалась пригодной информация, полученная со слов опрашиваемых лиц.

В то же время интервьюирование с полным основанием считается одним из наиболее субъективных методов в современном арсенале научного познания. В нем чрезвычайно велик риск получения недостоверного, преднамеренно или случайно искаженного сообщения.

С одной стороны, респондент (от англ., «отвечающий», «опрашиваемый») — человек, участвующий в опросе в роли источника информации, — может отклониться от истины в силу целого комплекса причин. Среди них:

  • податливость реальному или воображаемому давлению опрашивающего;
  • склонность к выражению социально одобряемых мнений;
  • влияние на ответы имеющихся поведенческих установок и стереотипов мышления;

— неотчетливое осознавание собственных мнений, позиций и отношений;

Незнание каких-либо фактов или ложная информированность;

  • антипатия к исследователю;
  • сомнения в последующем сохранении конфиденциальности сообщения;
  • сознательный обман или преднамеренное умолчание;
  • невольные ошибки памяти.

С другой стороны, интервьюер — лицо, непосредственно проводящее опрос, — также способен стать субъектом всевозможных искажений собираемых данных. Поэтому вполне естественно, что обычно предъявляются высокие требования к его научной квалификации, профессиональной компетентности, психологической проницательности, коммуникат

16 Преимущества и недостатки естественных наблюдений в психологии — Green Garage

Натуралистическое наблюдение — это метод исследования, который часто используется социологами и психологами. Он использует технику, которая предполагает наблюдение за объектами, пока они остаются в своей естественной среде. Этот процесс позволяет проводить исследования в ситуациях, когда пребывание в лаборатории либо дорого обходится, либо нереально, либо может повлиять на поведение людей, участвующих в исследовании.

Люди не всегда ведут себя в лабораторных условиях так же, как в естественных условиях. Когда конкретное поведение требует отслеживания, тогда единственный способ наблюдать за ним — это наблюдать за тем, как принимаются решения в конкретных ситуациях и стимулах в реальных условиях. Этот процесс позволяет социологам понять, как люди реагируют.

Он отличается от структурированного наблюдения, потому что он рассматривает поведение, как оно происходит в естественной обстановке, без попытки вмешательства со стороны исследователя.

Есть несколько причин, по которым психологи будут использовать этот метод, а также есть несколько ситуаций, в которых он не подходит. Вот почему каждый раз повторение плюсов и минусов натуралистических наблюдений важно для всего исследовательского процесса.

Список плюсов натуралистических наблюдений

1. Это позволяет исследователям непосредственно наблюдать за людьми в их естественной среде обитания.
Люди по-разному реагируют, когда попадают в ситуацию, которая выводит их из зоны комфорта.Люди в лабораторных условиях могут даже попытаться предоставить конкретные результаты, которые хотят исследователи, или сделать наоборот и попытаться саботировать проект. Применяя подход натуралистического наблюдения, исследователи получают возможность наблюдать непосредственно при оценке объектов, не изменяя их уровень комфорта.

2. Это дает ученым возможность из первых рук взглянуть на социальное поведение.
Люди будут реагировать по-разному в естественных социальных ситуациях по сравнению с тем, как они реагируют в условиях, когда они знают, что их взаимодействия находятся под наблюдением.Социальные исследователи могут наблюдать за выбором в естественных условиях, что может даже позволить им увидеть вещи, которые никогда не могут произойти в лабораторных условиях. Эти уникальные наблюдения могут затем вдохновить на дальнейшие исследования конкретных форм поведения. Этот процесс может затем привести к пониманию, которое может помочь людям преодолеть проблемы и в конечном итоге привести к более счастливой и здоровой жизни, чем это было раньше.

3. Это позволяет исследователям изучать идеи, которыми нельзя иначе манипулировать.
Натуралистическое наблюдение позволяет исследователям изучать концепции, которыми нельзя было бы манипулировать, если бы они находились в лабораторных условиях, из-за вовлеченной этики.В качестве примера возьмем исследование поведения заключенных. Было бы неэтично ограничивать субъектов исследования для создания возможностей для сбора информации, но этот процесс может собирать данные, используя принципы этого метода в реальной тюрьме или тюрьме.

4. Это помогает поддерживать внешнюю валидность исследовательской работы.
Когда социологи наблюдают за поведением, выбор, сделанный в лабораторных условиях, не всегда приводит к обобщению, обнаруживаемому в большей популяции или демографической группе изучаемого.Если первоначальные результаты лабораторных исследований можно увидеть в естественных условиях в аналогичных условиях, то данные, полученные в ходе первоначальной работы, проходят проверку. Это делает результаты работы более правдоподобными и пригодными для использования в будущем.

5. Он позволяет использовать несколько методов сбора данных.
У исследователей есть множество доступных методов, когда им нужно собрать данные с помощью натуралистических методов наблюдения. Они могут записать, сколько раз они видели конкретный выбор или действие в течение определенного времени, сделать видеозаписи вовлеченных людей или создать рассказ наблюдателя, описывающий сеанс.Аудиозаписи также подходят в некоторых ситуациях. Эта структура позволяет исследователям вернуться к наблюдаемым сценариям, чтобы определить, есть ли дополнительная информация, чтобы сделать другой вывод.

6. Он предлагает различные окна для сбора данных, не влияя на результаты.
Исследователям непрактично наблюдать и собирать информацию о каждом моменте жизни человека. Для некоторых людей этот процесс даже нереалистичен при попытке своевременно собрать данные о конкретных снимках.Натуралистическое наблюдение решает эту проблему, позволяя использовать временную выборку и выборку ситуаций в рамках сбора данных.

Первый вариант позволяет собирать образцы в разное время, случайным образом или систематически (или и то, и другое) для сбора информации, которая делает возможным заключение. Исследователи использовали бы второй вариант, чтобы наблюдать за выбором или поведением, когда они появляются в различных условиях.

7. Это создает возможность для более искренних реакций.
Социологи, которые используют подход натуралистического наблюдения в своих исследованиях, могут получать реалистичные и точные реакции от людей, которых они отслеживают, по сравнению с другими методами сбора данных. Этот процесс подходит даже для нечеловеческих субъектов. Люди могут забыть о том, что за ними наблюдают, когда они сталкиваются со стрессовыми или эмоциональными ситуациями, что позволяет исследователям видеть процесс накопления, который в конечном итоге приводит к выбору или поведению.

8.Это может быть безопаснее для исследователей по сравнению с другими методами.
Социологи, использующие метод натуралистического наблюдения, не имеют таких же требований к взаимодействию с людьми или объектами, не относящимися к людям, вовлеченными в их исследовательский проект. Эти исследователи могут наблюдать за естественной средой обитания или окружающей обстановкой из защищенного помещения без ущерба для качества собираемых данных. Поведение непредсказуемо даже в кажущейся спокойной обстановке, поэтому это преимущество часто является главным приоритетом при создании основы для нового исследования.

Список недостатков натуралистических наблюдений

1. Контроль внешних переменных может оказаться сложной задачей.
Возможно, наиболее значительным недостатком натуралистических наблюдений является то, что исследователи иногда могут с трудом определить, какая точная причина поведения или выбора является следствием наличия внешних переменных. Когда вы действуете в естественной обстановке, существует множество факторов давления, которые могут заставить людей реагировать определенным образом, что может не наблюдаться.Тот, кто поссорился дома перед посещением урока, может по-разному отреагировать с точки зрения социализации, чем тот, кто получил новости, которые сделали его счастливым.

2. Он не всегда дает точные данные.
Люди по-прежнему будут реагировать по-разному, если будут знать, что за ними наблюдают, даже если они находятся в естественной обстановке. Есть фактор подотчетности, к которому люди чувствительны, когда имеют дело с личным выбором, этикой и моралью.Если кто-то знает, что его выбор записывается, он попытается вести себя наиболее «правильным» из возможных способов. Для социологов это означает, что люди, участвующие в моей работе, стараются казаться приемлемыми или желанными с социальной точки зрения.

Даже когда исследователи прилагают усилия, чтобы избежать этого недостатка, полностью устранить проблему может оказаться сложной задачей.

3. Это может вызвать проблемы с соответствием собранным данным.
Некоторые люди также будут пытаться вести себя определенным образом или предлагать варианты, которые, по их мнению, будут соответствовать их ожиданиям для целей исследования.В окружающей среде могут быть тонкие подсказки, которые некоторые участники могут видеть, сознательно или нет, которые сообщают им то, что ученые надеются найти с помощью своей работы. Когда эта проблема возникает в условиях естественного наблюдения, некоторые люди могут изменить свое поведение, чтобы «согласиться» с тем, что, по их мнению, исследователи хотят от них видеть.

4. Создает информацию, которая иногда может быть субъективной.
Когда в исследовательском продукте участвует несколько наблюдателей за поведением или выбором, каждый человек может сделать свой вывод из того же поведения, свидетелем которого был каждый.Нередко два исследователя видят одни и те же действия, но затем связывают их с разными причинами.

5. Для завершения натуралистических наблюдений требуется больше времени.
Этот метод исследования требует больше времени по сравнению с другими вариантами, доступными социологам. Для появления определенного выбора или поведения требуется больше времени, особенно когда кто-то может вспомнить, что за ним наблюдают. Даже при всех преимуществах, которые дает естественная реакция при сборе данных, могут потребоваться значительные вложения в количество времени, необходимое для получения результатов.Некоторые проекты длятся несколько лет, прежде чем у них будет достаточно информации для завершения исследовательского процесса.

6. Он не может учитывать потенциальные отвлекающие факторы в окружающей среде.
Исследователи могут контролировать некоторые переменные во время естественного наблюдения, но они не могут контролировать все. Отвлечения могут изменить способ взаимодействия людей друг с другом. Представьте себе классную комнату, где социологи пытаются увидеть, как учатся студенты.Если бы за пределами этой контролируемой среды постоянно раздавался громкий рог, это могло бы изменить взаимодействие вовлеченных людей. Вместо того, чтобы сосредоточиться на учителе, их внимание будет сосредоточено на внешнем шуме. Любые данные, собранные в этот период, будут бесполезны.

7. Он предлагает информацию, которая может иметь ограниченную полезность.
Данные, которые социологи собирают в процессе естественных наблюдений, часто полезны на первых этапах исследовательской программы.Это может помочь исследователям начать формировать основу для мнения или создать возможность, которая приведет к подтвержденным результатам. Как только проект выходит за рамки этого первого этапа, ценность данных становится «удачной или пропущенной» с точки зрения ценности. Вот почему проект может начинаться с этого метода, а в будущем перейти к чему-то другому.

8. Он не может объяснить предвзятость наблюдателя.
Нет никаких твердых выводов, доступных в процессе натуралистических наблюдений, потому что нет способа учесть погрешность наблюдений.Хотя этот недостаток относится практически к любому методу исследования, этот вариант основан на прямом наблюдении за поведением для сбора информации. Даже бессознательная предвзятость может повлиять на окончательные данные, при этом исследователи не знают, что они каким-то образом повлияли на информацию. Это означает, что социологи практически не контролируют ситуацию или результаты, которые они в конечном итоге получают от своих усилий.

Плюсы и минусы натуралистического метода наблюдения доказывают, что он может быть эффективным для наблюдения за людьми в их естественной среде, а не в лабораторных условиях.Это также может иметь ряд недостатков, которые исследователи не могут полностью контролировать. Вот почему к данным, собранным в ходе этого процесса, даже если обобщения могут быть доступны широкой публике, следует подходить осторожно.

Об авторе

Брэндон Миллер имеет степень бакалавра искусств. из Техасского университета в Остине. Он опытный писатель, написавший более ста статей, которые прочитали более 500 000 человек. Если у вас есть какие-либо комментарии или сомнения по поводу этого сообщения в блоге, свяжитесь с командой Green Garage здесь..

Преимущества и недостатки работы психологом

Подходит ли вам карьера психолога? Ну, краткий ответ — это зависит от обстоятельств. У психолога есть свои преимущества и недостатки. В зависимости от того, что вы ищете в жизни и профессии, психология может оказаться для вас подходящей профессией, а может и не оказаться. Но есть вероятность, что если вам нравится помогать людям, сталкиваться с новыми проблемами и вы готовы постоянно учиться и расти, вам понравится психология. Ниже приведены наиболее заметные преимущества и недостатки карьеры психолога.

Преимущества

1. Награда за помощь людям в преодолении трудностей.

Одна из главных причин, по которой психологи называют свою карьеру, заключается в том, что они могут помочь другим людям улучшить качество своей жизни. Многие люди во всем мире борются с инвалидизирующими психическими расстройствами и инвалидностью. Психологи помогают этим людям научиться справляться со своими расстройствами и ограниченными возможностями и преодолевать психические и эмоциональные проблемы.Хотя иногда работа психолога может вызывать стресс, это также очень приятное и полезное занятие.

2. Гибкие графики работы.
В то время как многие психологи тратят много времени на работу, как только вы наладите свою практику, ваш график станет очень гибким. Вы можете устанавливать свои собственные часы, приходить и уходить, когда хотите, и иметь достаточно времени для отпуска. Большинство психологов отмечают, что один из аспектов своей работы, который им нравится больше всего, — это возможность проводить время с семьей и друзьями.Несмотря на то, что психологи, работающие в больницах и клиниках, не обладают большой гибкостью в своем графике работы, они все же сообщают, что имеют большой контроль над своим расписанием и много времени, которое они могут посвятить своей семье и личной деятельности.

3. Высокий потенциал заработка.
По данным Бюро статистики труда, в среднем психологи, работающие полный рабочий день, зарабатывают от 50 000 до 100 000 долларов в год. Те, кто работает неполный рабочий день, очевидно, зарабатывают меньше, но при этом зарабатывают приличную сумму.Психологи, которые могут вести успешную частную практику, могут зарабатывать до 200 000 долларов в год, а психиатры (область, тесно связанная с психологией) в среднем от 150 000 до 200 000 долларов в год. Конечно, деньги сами по себе не должны быть вашей мотивацией для того, чтобы стать психологом, но заработок на жизнь — привлекательное преимущество.

4. Умение работать на себя.
Стать психологом — отличный выбор для карьеры для тех, кто настроен на предпринимательскую деятельность. Многие психологи продолжают создавать свои собственные частные терапевтические практики, когда они получают небольшой опыт и зарекомендовали себя как компетентные профессионалы.По данным Бюро статистики труда США, почти 35 процентов психологов работают не по найму, многие из них владеют собственными практиками и руководят ими. Хотя самозанятость подходит не всем, она дает вам полный контроль над своим временем и потенциалом заработка.

5. Возможность работать с новыми людьми каждый день.
Как психолог вы будете работать с клиентами из всех слоев общества, культур и слоев общества. Вы поможете множеству людей преодолеть умственные и эмоциональные препятствия.И хотя вы столкнетесь с неудачами, награда за помощь детям, взрослым и парам в раскрытии их полного потенциала перевесит любые проблемы, с которыми вы можете столкнуться.

Недостатки

Это правда, психология может быть очень приятной и полезной карьерой, но ни одна карьера не идеальна — и психология не исключение. Ниже приведены несколько потенциальных недостатков, которые следует вдумчиво учитывать любому, кто думает о карьере психолога.

1. Работа с клиентами может быть утомительной и утомительной.
Самая большая награда психолога

.

6 Преимущества и недостатки многоязычия — ConnectUS

Многоязычие — это способность свободно говорить более чем на двух разных языках. Вопреки мнению некоторых обществ, подавляющее большинство населения мира является либо двуязычным, либо многоязычным. В мире, где говорят на более чем 5000 различных языках, многие слова «заимствованы» разными языками, чтобы создать глобальное определение конкретных имен, существительных или описаний. Во многих отношениях каждый человек в некотором роде многоязычен.

Поскольку существует несколько различных определений многоязычия, может быть сложно выявить конкретные преимущества и недостатки этой практики. Некоторые люди рождаются в ситуациях, когда им приходится изучать несколько языков в юности, потому что это единственный способ успешно функционировать в обществе. Другие рождаются с моноязычием и должны начать процесс обучения в более позднем возрасте. Некоторые люди могут читать на другом языке, но затем с трудом могут говорить на нем.

В среднем человеку требуется около шести месяцев, чтобы начать развивать свободное владение другим языком с помощью ежедневных занятий.Некоторые люди могут понять это гораздо раньше. Когда вы успешно выучите свой первый новый язык, чтобы стать двуязычным, стать многоязычным станет намного проще. Зиад Фазах — текущий мировой рекордсмен по количеству языков, на которых он может говорить, в общей сложности 58.

Хотя некоторые языковые эксперты заявляют, что знают более 100 языков, кардинал Джузеппе Меццофанти смог доказать, что он может говорить на 39 разных языках. Сэр Джон Боуринг утверждал, что знает 200 различных языков.Кеннет Хейл также стал свободно говорить на 45 новых языках, иногда имея возможность просто поговорить с кем-то уже через 10-15 минут прослушивания.

Если вы подумываете выучить новый язык в этом году, то следует учитывать следующие преимущества и недостатки многоязычия.

Список преимуществ многоязычия

1. Благодаря многоязычию у вас есть больше возможностей для карьерного роста.
Когда вы говорите на нескольких языках, ваша ценность как сотрудника возрастает экспоненциально с каждым новым языком, который вы изучаете.В Сан-Франциско более 50% семей, которые ищут няню, хотят нанять кого-то, кто свободно говорит на другом языке, кроме их собственного, и это не всегда означает, что это испанский. Идея состоит в том, что когда дети с рождения знакомятся с несколькими языками, они просто изучают два первых языка вместо основного, а затем дополнительного.

Знакомство детей с новыми языками в раннем возрасте дает им фору в их будущей карьере. Если вы можете выучить хотя бы один новый язык, то вы можете заработать до 15% больше на средней должности.Каждый дополнительный язык, который вы знаете, может поднять этот уровень еще на 10%.

2. Это создает возможность для раннего разнообразия.
Спросите среднего ребенка, что его больше всего волнует в жизни, и это не будут вопросы культуры, политические дебаты, иммиграционный статус или религия. Дети хотят проводить время, играя в видеоигры, заводя друзей, сталкиваясь с проблемами в школе и весело проводя время, когда они могут. Доступ к многоязычному образованию дает возможность отметить разнообразие человеческих культур.

Многоязычие — это возможность учиться на различиях, а не бояться их. Когда мы уделяем время изучению различных культур и этнических групп, тогда разнообразие, которое дает это образование, дает человеку дополнительную силу и уверенность в себе. Люди лучше понимают свое место в обществе, когда у них есть доступ к более широкой картине.

3. Многоязычие улучшает рабочую память человека.
Многоязычное образование направлено на улучшение рабочей памяти человека, изучающего несколько дополнительных языков.Это улучшение обеспечивает лучшие возможности обработки информации при воздействии новых звуковых стимулов, идей, концепций и реальных событий. В то же время люди, которые стремятся получить многоязычное образование, испытывают меньший уровень страха и беспокойства, в то же время с меньшей вероятностью страдают психическим расстройством.

У людей, говорящих на нескольких языках, как правило, больше друзей по сравнению со студентами, говорящими на одном языке, несмотря на изоляционные качества, которые некоторые студенты могут испытывать в своих общинах.Когда вы можете свободно общаться с большим количеством людей, соответственно увеличивается количество разговоров, которые в конечном итоге могут привести к формированию дружбы.

4. Изучение одного нового языка облегчает изучение других.
Как только второй язык выучен и ученик может официально называть себя «двуязычным», ему становится намного легче выучить третий язык, затем четвертый и так далее. Каждый дополнительный язык, который человек может свободно овладеть, значительно упрощает быстрое начало разговора на другом языке.Возможности двуязычного образования способствуют развитию мозга, повышают концентрацию учащихся и сокращают время, необходимое для переключения между задачами.

Люди, говорящие на нескольких языках, работают до 10% более продуктивно, чем те, кто говорит на одном языке. Многоязычие также способствует развитию «сверхзадачности», которая представляет собой форму многозадачности, позволяющую людям без задержек переключаться с одной задачи на другую. Только 2% населения имеют такую ​​возможность. Обладая этой способностью, необходимой, когда вы говорите на трех языках или выше, вы можете стать огромным активом для будущего работодателя или для роста вашего собственного бизнеса.

5. Многоязычие позволяет развивать личную мудрость.
Хотя существует множество определений мудрости, люди развивают эту черту в результате своего личного жизненного опыта. Люди, которых называют «старыми душами», обладают обширным опытом, который уникален по сравнению с «средним» человеком в обществе. Когда у вас есть возможность развивать многоязычие, вы можете получить доступ к большему личному опыту через призму разных культур. Ваше свободное владение языком может позволить учиться за границей, общаться с различными общественными группами или даже смотреть различные телепередачи.

Изучение различных культур имеет важное значение для образовательного процесса, но преимущества личного знакомства с ними намного больше. Когда человек имеет доступ к большей мудрости при принятии решений, он может лучше понять разницу между правильным и неправильным в своей жизни. Это значительно упрощает выбор правильного пути.

6. Вы можете путешествовать с большим комфортом, потому что понимаете, что говорят другие.
Хотя одним из недостатков владения несколькими языками является почти постоянная необходимость доказывать свою национальность, многоязычие значительно облегчает путешествие по миру.Вас могут попросить говорить на вашем родном языке или предъявить паспорт в качестве доказательства при прохождении таможни, но преимущества здесь почти всегда перевешивают недостатки. Узнать, что вы заказываете в ресторане, узнать, как добраться до определенного места назначения или запросить рекомендацию, намного проще, когда вы можете говорить на местном языке, а не пытаться использовать Google Translate.

7. Мозг получает множество положительных когнитивных преимуществ.
Когда вы многоязычны, то по мере освоения каждого нового дополнительного языка улучшается не только ваша рабочая память.Ваша общая продолжительность концентрации внимания улучшается по сравнению с теми, кто говорит только на одном языке. Есть е

.

19 Преимущества и недостатки школ смешанного пола — ConnectUS

Школы смешанного пола создают образовательную среду, в которой мальчики и девочки (или мужчины и женщины) получают возможности вместе. Эта система совместного обучения начала развиваться в 19 веке, и сегодня она стала стандартом в большинстве культур по всему миру. Это значительно отличается от образования для лиц одного пола, где каждый отделен от другого.

Старейшим в мире учебным заведением, специализирующимся на совместном обучении, является Dollar Academy в Шотландии.Это младшая и старшая школа, в которой проводятся занятия для детей от 5 до 18 лет, предлагаются дневные системы и возможность проживания для семей в округе и окрестностях. Сейчас здесь обучается около 1250 студентов.

Затем в 1833 году в Оберлине, штат Огайо, был основан первый колледж с совместным обучением, в котором обучались 44 студента, хотя полное равное положение для обоих полов не произошло до 1837 года. Первые женщины, получившие степень бакалавра, сделали это в 1840 году.

Это преимущества и недостатки, которые следует учитывать при разработке структуры и учебной программы для смешанных гендерных школ для каждого сообщества.

Список преимуществ смешанных школ

1. Учащиеся получают больший доступ к разнообразию в смешанных школах.
Когда учащиеся всех возрастов имеют доступ к большему разнообразию образовательной среды, их личный прогресс и оценки обычно выше. Дети, у которых есть классы, в которых есть люди, которые только выглядят или думают так же, как они, создают эхо-камеру, которая поддерживает только одно мировоззрение. Доступ к различным точкам зрения и опыту создает больше возможностей, снижает умственные усилия, необходимые для борьбы со стереотипами, и улучшает общее отношение к учреждению.

Когда мальчикам и девочкам предоставляется доступ друг к другу в раннем возрасте в безопасной среде, такой как школа, им становится легче адаптироваться к меняющимся условиям, когда они становятся старше. Это создает культурные и социальные преимущества, которые могут длиться всю жизнь.

2. Среда совместного обучения ликвидирует разрыв в равенстве.
В прошлом веке наш мир добился значительных успехов в направлении гендерного равенства. Движение женщин за избирательное право во всем мире набирает обороты даже в традиционных обществах, где роль женщин подчиняется мужчинам.Создавая смешанные школы, которые предлагают равные возможности для обоих полов, люди могут начать понимать, что мы в первую очередь люди. Наша гендерная идентичность становится вторичной по отношению к общей социальной роли нашего вида.

Учреждения, которые практикуют эту философию, относятся к своим студентам одинаково, без предпочтения пола. Это означает, что задания даются на основе потребностей, а не предвзятых социальных представлений. Никто не получает особого обращения только потому, что он мальчик или девочка.

3.Это способствует развитию возможностей для социализации.
Студенты, получившие образование в учебных заведениях, поощряющих однополые классы, изо всех сил стараются общаться с представителями противоположного пола после окончания учебы. Эта борьба может повлиять на многие слои их жизни, включая возможности трудоустройства, которые могут потребовать частого взаимодействия с кем-то другого пола.

Создавая возможность практиковать социальное взаимодействие в безопасной среде во время взросления, смешанные школы могут помочь молодым ученикам начать закладывать фундамент для своего профессионального и социального будущего, начиная с детского сада.Знакомя наших детей сейчас, когда есть надзор со стороны взрослых, мы можем подготовить их к жизни в мире, который быстро отказывается от политики сегрегации.

4. Смешанные школы могут подготовить учащихся к реальной жизни.
Хотя есть некоторые преимущества, которые следует учитывать при выборе школы одного пола (особенно для мальчиков) при рассмотрении доступности классов, личного взаимодействия и принятия, школы смешанного пола обеспечивают лучшую подготовку к тому, что произойдет в реальной жизни.Средний человек в течение дня взаимодействует с людьми любого пола. Понимание сходства и различий, существующих между каждым человеком, облегчит налаживание отношений, поиск моментов успеха и конструктивное взаимодействие с будущими клиентами.

Вместо того, чтобы создавать мир, в котором каждый направляется к своей предпочтительной зоне комфорта, смешанные школы предлагают возможность для мира стать меньше, потому что мы привыкли к идее, что у всех должен быть одинаковый шанс осуществить мечту и найти успех, который мы получаем.

5. Совместное обучение может помочь развить лучшие коммуникативные навыки.
Может быть неудобно разговаривать с кем-то, кто чувствует себя чужим. Если вы не сталкиваетесь с различными культурами, этническими группами или полами в годы своего становления, тогда любой, кто находится за пределами ваших личных кругов, будет создавать социальный дискомфорт. Мы должны найти способы общаться друг с другом лицом к лицу, потому что мобильные устройства и экраны компьютеров не всегда доступны.Создавая возможность попрактиковаться в этих взаимодействиях в смешанной школе, это может помочь учащимся стать уверенными в том, как они производят первое впечатление.

«Я не знаю, что родители должны иметь возможность давать своим ученикам более низкое образование», — сказала NPR в 2014 году стратег ACLU Элли Бом. «Многие программы основаны на гендерных стереотипах, которые ограничивают возможности для мальчиков, и поддерживают их. и девочки одинаковы. »

6. Это устраняет любое оправдание сексизма в нашей образовательной среде.
Женщины могут получать многочисленные льготы в течение своей карьеры из-за возможностей, которые предоставляют смешанные школы. По данным исследовательского центра Pew Research Center, 42% женщин в США говорят, что хотя бы раз сталкивались с проблемами дискриминации на работе. Имеется широкий спектр личного опыта, связанный с этой проблемой, от проблем с разрывом в заработной плате до отказа от выполнения важных заданий.

23% женщин говорят, что они пережили лечение на работе, как если бы они не были компетентны в той работе, которую они выполняли.Только 6% мужчин говорят то же самое. Создавая больше возможностей для работы друг с другом в смешанных школах, мы можем начать корректировать наши взгляды с профессиональной точки зрения, чтобы добиться большего равенства.

7. Студенты могут работать в соответствии с учебными успехами своих сверстников.
Девочки могут получить в среднем более чем на 30 баллов по 600-балльной шкале успеваемости почти в любом обществе. Используя данные Программы международной оценки учащихся 2009 года, Маргриет ван Хек, которая работает социологом в Утрехтском университете, обнаружила, что мальчики могут значительно улучшить свои оценки, когда состав их класса составляет 60% или выше для противоположного пола.В этой структуре оценки также выше у девочек.

Девочки набирали в среднем чуть ниже 440 баллов, когда состав их класса составлял менее 60% их пола. Когда они учились в смешанных школах с более чем 60%, то их баллы превышали 450. Мальчики набирали менее 410 в первом примере, а затем почти 430 во втором.

8. Это снижает расходы, с которыми в противном случае столкнулись бы школьные округа.
Школьные округа в Соединенных Штатах часто поддерживают идею создания смешанных школ, потому что это снижает их общие административные расходы.Когда вы предлагаете однополые программы, вы должны перейти с одной программы на три: одну для мальчиков, другую для девочек, а затем также вариант для смешанного пола. Профессор психологии Джанет Хайд из Университета

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *