22.10.2020

Дзен цитаты: Мудрость жизни в дзен-цитатах

Содержание

Мудрость жизни в дзен-цитатах

Дзен – одно из направлений буддизма. Значение этого слова переводится как «созерцание», «глубокомыслие». Философия дзен строится на понимании того, что человек обретает счастье не путем достижения целей и стечения удачных обстоятельств. Лишь внутренний покой позволяет отпустить привязанности, принять жизнь в настоящем моменте.

Статьи по теме

Короткие цитаты дзен-мастеров

Мудрость дзен помогает не только расслабить тело, обрести внутренний покой, но и реализовать свой потенциал. Людям любых религий полезно ознакомиться с цитатами дзен-мастеров для духовного обогащения. Размышление над их смыслом, изменит привычный взгляд на жизнь, позволит внести в нее необходимые коррективы.

Дзен высказывания мыслителей буддизма:

  • Тхить Нят Хань: «Отпускание дает нам свободу. Это единственное условие счастья. Если в своем сердце вы все еще цепляетесь за гнев, беспокойство или собственность, то не можете быть свободны».
  • Синдзе Ито: «Нирвана означает тушение горящих огней трех ядов: жадности, гнева и невежества. Этого можно достичь, освободившись от неудовлетворенности».
  • Будда: «Вы можете потерять только то, за что цепляетесь».
  • Далай Лама: «Раскройте объятия, чтобы измениться, но не отпускайте свои ценности».
  • Догэн: «Нужно глубоко осознавать непостоянство мира».
  • Тхить Нят Хань: «Пейте свой чай медленно и благоговейно, как будто это ось, на которой вращается Земля – не спеша, равномерно, не торопя будущее».
  • Коун Ямада: «Практика дзен – забывать себя в процессе объединения с чем-то».

Мудрые высказывания о том, как отпустить страх и сожаления

Постичь дзен – значит, осознать, что человек и окружающий мир неразрывны. Наблюдая за мыслями, погружаясь вглубь себя посредством медитации, вы постепенно обретаете умиротворенное состояние. Страхи, сожаления больше не гложут, ведь человек освобождается от эгоизма и иллюзий. Каждый шаг на духовном пути ведет к прекрасным вспышкам озарения.

Дзен-цитаты, способные изменить взгляд на собственную жизнь:

  • Лама Сурья Дас: «Отпустите страх, ожидание, гнев. Откажитесь от необходимости в одобрении. Умрите для всего этого и летите свободно».
  • Пема Чодрен: «Главное послание Будды – не удерживайте то, что блокирует мудрость».
  • Алан Уотс: «Нравится вам это или нет, но перемены происходят. Чем сильнее сопротивление, тем больше боль. Не держитесь за постоянство, определенные обстоятельства. Идите вперед вместе с движением жизни».
  • Тхить Нят Хань: «Радость и счастье возникают при обретении способности отпускать. Вещи, за которые вы цепляетесь, лишают свободы».
  • Далай Лама: «Покой и невозмутимость приходят от того, что вы отпускаете свою привязанность к результату. Освободитесь от предположений, как можно достичь цели. В этом суть принятия».

Цитаты о саморазвитии и познании себя

Будистская философия учит, что самый короткий путь к себе – через созерцание мыслей, дыхания, внутренней тишины. Медитация помогает рассмотреть светлые и темные стороны вашей сущности. Учение тренирует внимательность и чуткость, способствует проявлению творческой энергии.

Через интуитивное понимание открывается смысл некоторых дзен-цитат:

  • «Сильный человек преодолевает препятствие, мудрый – идет до конца».
  • «Даже если вы спотыкаетесь и падаете, это не значит, что выбрали неверный путь».
  • «Всегда смотрите на светлую сторону вещей. Если трудно понять, отполируйте то, что стало тусклым, пока оно не засияет».
  • «Хороший учитель открывает дверь, но в комнату вы должны войти самостоятельно».
  • «Тот, кто указывает на недостатки, не всегда враг. Говорящий о добродетелях, не обязательно ваш друг».
  • «Никто не возвращается из долгого путешествия таким же человеком, каким был раньше».
  • «Ваш дом там, где мысли обретают покой».
  • «Разожмите объятия, чтобы измениться, но не отпускайте свои ценности».
  • «Интуитивное распознавание мгновения – это высший акт мудрости».

Изречения дзен о смысле жизни

История учения началась в V веке. Все течения этой религии объединяются в стремлении отыскать смысл жизни. Главный посыл мыслителей: познав свое тело и ум, вы станете принимать события и людей такими, какие они есть. Внутренняя гармония приведет к тому, что вам будет нравиться большая часть привычного дня. Жизнь в стиле дзен проста – качественно делать то, что необходимо в данный момент.

Несколько дзен-цитат о жизни:

  • «Все, что происходит, всегда случается вовремя».
  • «Цель в жизни – умереть молодым, но сделать это как можно позже».
  • «Лучше быть человеком в течение одного дня, чем тенью целую вечность».
  • «Дзен – это не какое-то волнение, а концентрация на обычной повседневности».
  • «Искусство жить – это беспечное дрейфование, с одной стороны, и небоязливое цепляние за прошлое, с другой. Оно состоит в том, чтобы быть чувствительным к каждому мгновению, рассматривать совершенство нового».
  • «Жизнь не так серьезна, как ум».

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Рассказать друзьям:

буддизм — цитаты и афоризмы

Считается, что дзену невозможно научить. Можно лишь помочь ищущему увидеть собственную природу. Надеемся, вам помогут постичь дзен цитаты, которые мы подобрали для вас. Даже если какие-то из цитат и афоризмов покажутся непонятными — не страшно. Ведь дзен-буддизм предполагает интуитивное понимание собственной природы.

   В котле с кипящей водой нет холодного места.

   Что невыразимо в словах, неистощимо в действии.

   Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке.

   Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом.

   Прямые речи лучше покрасневшего лица.

   Сердитый кулак не бьет по улыбающемуся лицу.

   Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истиным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным.

   Охотящийся за оленем не видит горы. Охочий до золота не видит людей.

   Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся.

   Есть такие, которые, находясь в дороге, не покидают дома. И есть такие, которые, покинув дом, не находятся в дороге.

   Уток, вышитых на ковре, можно показать другим. Но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки.

   Для покоя и сосредоточенности не нужны горы и воды.

   Когда сознание умерло, даже огонь приносит прохладу.

   Когда ты воодушевлен, воодушевись еще больше.

   Правда не скроет собой лжи. Кривое не заслонит прямое.

   Великий муж, который мечтает подняться выше неба, не будет идти там, где уже прошел Будда.

   Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить.

   В гуще белых облаков не видно белых облаков. В журчанье ручья не слышно, как журчит ручей.

   Где много глины, будды велики.

   Чтобы пересечь этот суетный мир, надо знать дорогу.

   На Пути нет хоженых троп. Тот, кто им идет, одинок и в опасности.

   Где кончаются дороги мысли — там начинай внимать. Где слова перестают выражать — там начинай созерцать.

   Утверждением ничего нельзя утвердить. Отрицанием ничего нельзя отвергнуть.

   Искать мудрость вне себя — вот верх глупости.

   Рекомендуем ознакомиться также с основными идеями дзен-буддизма.

5 умиротворяющих цитат дзен, которые изменят вашу жизнь

«Если вас гложет печаль, вы живете в прошлом, если охватывает тревога, вы живете в будущем, и лишь если вы спокойны, вы живете в настоящем».

Автор Клубер На чтение 4 мин. Просмотров 4.3k. Опубликовано

В современном мире спокойствие разума стало для многих практически недостижимой роскошью, так как жизнь с каждым годом становится все более быстрой и хаотичной.

Подумайте вот о чем: каждый день мы торопимся, пытаясь сделать все возможное, чтобы в будущем уже не приходилось так суетиться — чтобы успокоиться, остепениться и прожить остаток жизни так, как хочется нам. Но проблема в том, что эта «жизнь для себя» с каждым днем отодвигается все дальше и дальше в будущее…

Мы проводим жизнь в постоянной погоне за деньгами, успехом, удовлетворением потребностей друзей, родственников и вторых половинок, и в процессе всего этого забываем, насколько важно заботиться о себе самих.

Как правило, мы даже не задумываемся о существовании простых способов, способных успокоить наш разум. И одним из этих способов являются духовные практики, используемые в дзен-буддизме. И дело тут вовсе не в религии, а в тысячелетней мудрости этой философии. Основной целью дзен является проникновение в истинную природу ума.

В современной западной культуре слово «дзен» обозначает отрешенность от бытовых мелочей и погружение в духовные практики.

Прочитайте эти пять цитат, которые способны направить на путь, ведущий к гармонии с собой.

«Если вас гложет печаль, вы живете в прошлом, если охватывает тревога, вы живете в будущем, и лишь если вы спокойны, вы живете в настоящем», ― Лао-цзы.

Прежде, чем зря растрачивать энергию на то, что уже произошло, или же то, что еще только может случиться, стоит взглянуть на текущую жизненную ситуацию и уделить ей максимальное внимание. Запомните раз и навсегда — нет ничего важнее настоящего.

Да, вы, конечно, можете планировать будущее, и это нужно делать, но постарайтесь не увлекаться настолько, чтобы выпускать из внимания настоящее.

«Когда вы считаете, что во всех ваших несчастьях виноват кто-то другой, ваши страдания бесконечны. Лишь когда вы осознаете, что все, что случается в вашей жизни, идет изнутри, вы сможете обрести и радость, и спокойствие» ― Далай-лама.

Когда что-то идет не так, мы зачастую склонны обвинять в этом кого-то другого. Но в большинстве случаев первоисточник всех наших проблем лежит не в других людях и внешних обстоятельствах, а в нас самих.

Любые перемены, которые мы хотим внести в жизнь, должны начинаться изнутри. И прежде, чем укорять в чем-то других людей и давать им советы, загляните в собственную душу. Это поможет достичь того мирного и спокойного состояния, к которому вы стремитесь.

В учения дзен — умение расслабиться и примириться с самими собой.

Как говорит об этом Ошо: «Дзен — это не усилие. Усилие — это напряженность, усилие — это работа, усилие нужно для того, чтобы чего-то добиться. Дзен — это не что-то, чего можно добиться. Дзен — это то, что уже есть в вас самих. Просто расслабьтесь, расслабьтесь так глубоко, чтобы стать откровением для себя самих».

С помощью дзена вы способны достичь состояния полного принятия себя самих и окружающего мира. Через принятие вы медленно достигаете спокойствия и примирения с собой и вашим окружением.

Мир и спокойствие уже есть в нашей душе, нужно лишь отыскать их.

«Когда мы сталкиваемся с настоящей трагедией, мы можем отреагировать на нее двумя способами — либо утратой надежды и погружением в саморазрушительные привычки, либо воспользоваться этим испытанием, чтобы отыскать свою внутреннюю силу», ― Далай-лама.

В жизнь каждого может прийти трагедия, причем совершенно внезапно. Мы не можем это предотвратить, но вот то, как мы справляемся с последствиями, зависит только от нас самих.

Мы можем либо плакать, жалуясь на несправедливость судьбы, либо попытаться найти в своем падении силу, достаточную для того, чтобы не только подняться на прежнюю высоту, но и взлететь еще выше. Все зависит лишь от нас.

«Будьте владыкой вашего разума, иначе он станет властвовать над вами».

Эмоции выводят нас из равновесия, но мы все равно раз за разом поддаемся их влиянию. Дзен же учит нас совсем иному. Он учит тому, как вернуть контроль над разумом и взять жизнь в собственные руки.

Вместо того, чтобы позволять разуму негативно воздействовать на жизнь, мы можем минимизировать это воздействие, а то и полностью избавиться от него. Но добиться этого можно лишь в том случае, если мы научимся регулярно выкраивать немного времени для того, чтобы расслабиться, сделать глубокий вдох и заглянуть вглубь нашей души.

Новое видео:

25 лучших дзен-цитат — POLEZNER

Полезная ссылка: «Какая кредитная карта — лучшая в 2020 году?

Немного мудрости на каждый день.

1. Желание сдаться будет особенно сильным за миг до победы.
2. Хитрость жизни в том, чтобы умереть молодым, но как можно позже.
3. Не говорите, если это не изменяет тишину к лучшему.
4. Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.
5. Сильный преодолеет преграду, мудрый — весь путь.
6. Не бойся медлить — бойся остановиться.
7. У дурака и счастье глупое.
8. Если ты споткнулся и упал, это ещё не значит, что ты идёшь не туда.
9. Хижина, где смеются, богаче дворца, где скучают.
10. Всегда смотри на вещи со светлой стороны, а если таковых нет — натирай тёмные, пока не заблестят.
11. То, что случается, случается вовремя.
12. Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.
13. Не бойся, что не знаешь — бойся, что не учишься.
14. Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами.
15. Как бы сильно ни дул ветер, гора перед ним не склонится.
16. Живи, сохраняя покой. Придет время, и цветы распустятся сами.
17. Друга без изъяна не бывает; если будешь искать изъян — останешься без друга.
18. Несчастье входит в ту дверь, которую ему открыли.
19. Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше.
20. У тех, кто способен краснеть, не может быть чёрного сердца.
21. Лучше один день быть человеком, чем тысячу дней быть тенью.
22. Твой дом там, где спокойны твои мысли.
23. Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки.
24. Если совершишь ошибку — лучше сразу рассмеяться.
25. Лучшее время, чтобы посадить дерево, было двадцать лет назад. Следующее лучшее время — сегодня.

ВАМ ПОНРАВИТСЯ:

Больше полезных новостей — на главной странице блога!

Афоризмы дзен: shaburow — LiveJournal

Дзэнодна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма, сформировавшаяся в Китае в V—VI веках под большим влиянием даосизма и являющаяся доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее.
В широком смысле дзэн — это школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается как одна из влиятельных школ буддизма в Японии, имеющая свою национальную специфику и пришедшая из Китая в конце XII века.
Кроме того, под дзэн понимают практику дзэнских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики.

В хорошем разговоре не все говорится.

Искусный мастер не оставляет следов.

Что невыразимо в словах, неистощимо в действии.

Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке. Прикоснись к цветам, и их аромат пропитает твою одежду.

Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл, откуда пришел.

Журчанье ручья в ночи становится слышнее. Краски гор на закате становятся ярче.

Там, куда не проникают ни свет, ни мрак, повсюду один прекрасный вид.

Я полностью сбросил свою кожу. Осталось одно подлинное естество.

Встречаюсь с ним, но не знаю, кто он. Говорю с ним, но не знаю его имени.

Глупо упрямый — упрямо глуп.
 
На флейте, не имеющей отверстий, играть всего труднее.

Три человека удостоверяют, что черепаха — это черепаха.
 
Густой туман не скрывает благоухания цветов.
 
Хороший торговец прячет свои богатства и кажется нищим.

Тот, кто думает, что обладает сиятельной мудростью, едет впереди осла и позади лошади.

Сверху — ни куска черепицы, чтобы прикрыть голову. Снизу — ни вершка земли, чтобы поставить ногу.

Стоит устам захотеть рассказать — и речь погибает. Стоит разуму захотеть понять свой исток — и мысль умирает.
 
Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным.

 Солнце и луна не могут осветить это полностью. Небо и земля не могут покрыть это целиком.

 Охотящийся за оленем не видит горы. Охочий до золота не видит людей.
 
Небожителям, разбрасывающим цветы, некуда идти. Неверующим, хотящим подглядеть, не на что смотреть.

 Слива в прошлом году, ива в нынешнем: их краски и ароматы все те же, что и в старину.

 У края небес встает солнце и заходит луна. За перилами террасы горы глубоки и воды холодны.

 Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся.

 Когда птицы не поют, гора еще покойнее.

 Высохшее дерево, распустившийся цветок: такова весна за пределами этого мира.
 
С незапамятной древности и во веки веков оно выставляет себя на обозрение всех.

 Когда откупоривают кувшин с соленой рыбой, вокруг с жужжанием роятся мухи. Когда кувшин опорожнен и вымыт, он тихо лежит в холодке.

 Есть такие, которые, находясь в дороге, не покидают дома. И есть такие, которые, покинув дом, не находятся в дороге.
 
Утки, вышитые на ковре, можно показать другим. Но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки.

 Перед моим окном всегда одна и та же луна. Но расцветут сливы — и луна уже другая.

 Для покоя и сосредоточенности не нужны горы и воды. Когда сознание умерло, даже огонь приносит прохладу.

 Когда ты воодушевлен, воодушевись еще больше. Там, где нет одухотворенности, — там одухотворенность есть.
 
В корзине Бездонного покоится ясная луна. В чаше Безмыслия собирается чистый ветер.
Не ищи волос на панцире черепахи и рогов на голове зайца.

 Правда не скроет собой лжи. Кривое не заслонит прямое.
 
Простаки и мудрецы живут вместе. Драконы и змеи обитают вперемешку.

 По закону не дозволяется пронести иголку. Частным образом проедет целый экипаж.
Не завидуй мудрецам. Не гордись своим умом.

 Чтобы написать такие стихи, нужно прежде иметь такое сердце. Чтобы нарисовать такой портрет, нужно прежде постичь такой облик.

 Великий муж мечтает подняться выше неба. Он не будет идти там, где уже прошел Будда.
 
Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить.

 Речь — клевета. Молчание — ложь. За пределами речи и молчания есть выход.
 
В гуще белых облаков не видно белых облаков. В журчанье ручья не слышно, как журчит ручей.
 
Слепота — ясность зрения, глухота — чуткость слуха, опасность — это покой, удача — это несчастье.

 В весенний день, лунную ночь кваканье лягушки оглашает целый мир и объединяет всех в одну семью.
 
Есть нечто, существующее прежде Неба и Земли, не имеющее формы, погребенное в безмолвии. Оно — господин всех явлений и не подвластно смене времен года.
 
Когда наступит великая смерть, осуществится великая жизнь.
 
Где много глины, будды велики. На большой воде корабли высоки.

 Чтобы пересечь этот суетный мир, нужно знать дорогу. Чтобы прописать лекарство, нужно знать причину болезни.
 
Без угломера и циркуля не установишь квадратное и круглое. Без отвеса не определишь прямое и кривое.
 
Над ветками, не имеющими почек, кружат золотые фениксы. Под деревом, не отбрасывающим тени, бродят яшмовые слоны.

 Одна стрела сбивает одного орла. Две стрелы — это уже слишком много.

 На Пути нет хоженых троп. Тот, кто им идет, одинок и в опасности.

 Когда поднимается одна пылинка, в ней содержится вся земля. Когда распускается один цветок, раскрывается целый мир.

 Когда дерево сохнет, листья опадают.

 Принимая наставления, ты должен постигать их исток. Не меряй их собственными мерками.
 
Когда проплывает рыба, вода мутнеет. Когда пролетают птицы, падают перья.

 Пошевелись — и появится тень. Осознай — и родится лед. Но если не двигаться и не сознавать, неминуемо окажешься в норе дикой лисы.
 
Тот, кто, сидя у тигра на шее, хватается за тигриный хвост, не годится даже в ученики.

 Когда голова буйвола исчезает и показывается голова лошади — это не удивительно.
 
Где кончаются дороги мысли — там начинай внимать. Где слова перестают выражать — там начинай созерцать.

 Утверждением ничего нельзя утвердить. Отрицанием ничего нельзя отвергнуть.
 
Одну фразу, существующую до слов, не передадут и тысячи мудрецов. Одна нить перед нашими глазами не прервется целую вечность.
 
Золотой Будда не переправится через плавильный котел. Деревянный Будда не переправится через огонь. Глиняный Будда не переправится через реку.

 Весь мир не спрячешь, близкое и далекое друг друга выявляют, прошлое и настоящее ясно различаются.

 В одной фразе — жизнь и погибель, в одном поступке — свобода и рабство.
 
На вершине священной горы травы растут без корней. Не ведая о весеннем ветре, цветы цветут сами по себе.
 
В десяти пределах света нет стен. В четырех стенах крепости нет ворот.
 
Вдыхая, он не пребывает в мире теней. Выдыхая, он не касается мира вещей.

 Каждый голос — голос Будды. Каждая форма — форма Будды.

 В сухом дереве рев дракона. В древнем черепе ясный зрачок.

 Мой путь лежит за краем голубых небес, — там, где белые облака плывут неостановимо.

 Когда курам холодно, они взлетают на дерево. Когда уткам холодно, они бросаются в воду.

 У хорошего кузнеца скапливаются горы необработанного железа. У дверей искусного лекаря собирается толпа больных.

 На вершине одинокой скалы он свистит при луне и грезит среди облаков. В пучине великого океана он вздымает бурю и скользит по волнам.
 
Прими слепоту за ясность зрения, а глухоту за острый слух. Восприми опасность как обещание покоя, а удачу — как вестницу несчастья.

 Искать мудрость вне себя — вот верх глупости.

 Болеть тысячей болезней не зазорно. Если никогда ничем не болел — это беда.

Цитаты дзен мастеров — Дом Солнца

Таково учение двух низших колесниц. Таковы последствия медитации.

Если ни за что не цепляешься, но так же не держишься и за непривязанность, это – промежуточное благо, половинчатое достижение. Это царство бесформенного; хотя избегаешь ловушки двух низших колесниц, это по-прежнему «болезнь медитации». Таково бремя бодхисаттв.

Когда нет цепляния за непривязанность и полностью утрачено твое «я», это высшее благо, завершение «достижения». Избегаешь ловушек царства бесформенного, болезней медитации, пути бодхисаттв и тогда уже ничто не собьет с толку.

Пробудившийся беспрепятственно проникает в причинность добродетели и знания. Пребывая в жизни, он не связан жизнью; смерть не затрагивает его. Даже находясь в средоточии мирской суеты, пребываешь в таком состоянии, словно широко распахнулись двери и нет никаких препятствий. Нечего покидать, негде оставаться, некому прилагать усилий. Если это произошло, не существует ни этапов, ни шагов, ни высшего, ни низшего; все, вплоть до тел муравьев, — земля незагрязненных чудес. Это непостижимо.

На четырех ступенях медитации и восьми этапах сосредоточения даже святые имеют свои пристрастия. Цепляясь за то, что культивируют, они опьянены вином чистых вещей.

«Будда» — это лекарство для погрязших в привязанностях людей; если ты уже не болен, не стоит продолжать принимать лекарство.

Истина изначально присуща каждому. Все «пробужденные» указывают на эту драгоценность. Но это не вещь; не возможно ни знать ее, ни понимать, здесь нечего утверждать или отрицать. Просто покончи с двойственностью, покончи с представлениями о существовании и не-существовании, о не-существовании и не не-существовании.

Когда не останется и следа от того или иного представления, нечего добавлять, не от чего отказываться; это не мирское и не священное, не свет и не тьма. Это не обладание знанием, но и не отсутствие знания. Это не зависимость, не освобождение. Это невозможно назвать или как-то обозначить. Разве это не истинные слова? Можно ли выделить и полировать пустоту, чтобы создать Будду? Как можно говорить, что пустота синяя, желтая, красная или белая?

Сказано: «Реальность несравнима ни с чем, ибо нет ничего, чему ее можно было бы уподобить; реальность не создана и не выразима». Вот почему сказано: «Реальность пробудившихся невыразима; невозможно быть кем-то у пустых врат истины, как она есть».

Если ты пытаешься стать таким, как Будда, у тебя нет шанса уподобиться ему.

Искать природу Будды, искать пробуждения, вообще искать что-либо, хоть существующее, хоть несуществующее, — значит забыть о корнях и гоняться за ветвями.

Подлинные наставники не цепляются ни за существование, ни за не-существование; они полностью отказались от всякого рода демонических суждений. Когда они говорят, они не запутывают и не заморачивают других. Что бы они ни говорили, они не называют себя учителем; речи их безошибочно наполняют все, как эхо долину. Они достойны доверия и дружбы.

Если кто-нибудь скажет: «Я могу передать Истину; я – учитель, а вы – ученики», — это речи демона, пустые слова. Если ты действительно реализовал Дао, говорить «это Будда, а это не Будда; этот пробужденный, а этот в неведении» и так далее – значит вести пустой разговор о неистинном знании. Поднимать палец и говорить: «Это дзэн! Это Дао!» — значит сбивать с толку других и заморачивать их. Этим только усилишь привязанность учеников. И даже когда слова не произносятся, все равно это не то.

Прямо сейчас не цепляйся ни за что, есть оно или нет; но не цепляйся и за нецепляние и не пытайся понять это. Это называется великой мудростью.

Если утверждаешь, что есть какое-то особое учение, которое можно передать людям, это ересь и слова демона.

Гуйшань

Абсолютно все – и внутреннее, и внешнее – иллюзорно. Все вещи, порождаемые видоизменениями сознания, всего лишь представления; не давай своему сознанию цепляться за них. Если не привязываешься к вещам, как могут они быть препятствием? Оставь их всепроникающему потоку реальности, не держись за них, но и не отбрасывай. Слышать звуки и видеть формы – в этом нет ничего плохого; будь это мир относительный или абсолютный, все просто есть.

Это иллюзорное тело,
Этот дом сновидений –
Лишь явления в пустоте.
Раз никогда не было начала,
Как может быть конец?
Цепляться за чувства,
Значит блуждать от иллюзии к иллюзии.
Чувства появляются и увядают во внешнем,
Заполняя собой три царства мира.
Не мешкая, призови пробужденных учителей,
Приблизься к утвердившимся в истине.
Исследуй свое сознание и тело,
И исчезнет то, что сковывает тебя.
Освободись и от воспринимающего и от его объектов,
Не стремись к ним и не удерживай в памяти.
Когда сознание свободно от беспокойства,
И действие, и бездействие окутаны безмятежностью и покоем.

Когда единое сознание ничем не потревожено,
Мириады вещей пребывают в недеянии.
Яншань

Гуйшань сказал: «Сознание человека Дао простое и прямое, лишенное всякой искусственности. Нет ни отвергания, ни привязанности, нет личного сознания. Во все времена в видении и слышании нет ничего особенного. Более сказать нечего».

Если проникнешь напрямую, чувства обыденного и священного исчезнут и обнажат неизменность и недвижимость, где источник и проявление неразделимы. Это – природа Будды, как она есть.

Гуйшань спросил Яншаня: «Из сорока свитков «Нирвана сутры» в скольких записаны речи Будды, а в скольких речи дьявола?»

Яншань ответил: «Все они суть речи дьявола».
Гуйшань сказал: «Отныне никто ничего не сможет сделать с тобой».

Яншань спросил: «Пребывая в этом мире, что я должен делать?»

Гуйшань сказал: «Я хочу только, чтобы твое восприятие было правильным; я не говорю тебе, как поступать».

Ученик спросил Гуйшаня: «Что такое Дао?»
Гуйшань ответил: «Не осознающее себя сознание есть Дао».

«Я не понимаю», — пожаловался ученик.
Гуйшань сказал: «Найди то, что не понимает».
Ученик спросил: «Что есть то, что не понимает?»
Гуйшань воскликнул: «Это ты сам, и ничто другое!»

Во время беседы Яншань сказал: «Вы должны не запоминать мои слова, а всматриваться в глубь самих себя. С безначальных времен вы отворачивались от света и погружались во тьму, поэтому корни заблуждений ваших необычайно глубоки, и сразу выкорчевать их невозможно. Вот почему для очищения вашего огрубелого сознания мы прибегаем к упражнениям и надлежащим методам. Это подобно тому, как дать ребенку листья желтого цвета, сказав, что они золотые, — только бы он перестал плакать. Но ведь листья на самом деле не золотые, не правда ли?»

Давать учение другим подобно тому, как обманывать детей пустым кулаком — ведь на самом деле в нем ничего нет.

Хуанбо

Будды и все живые существа — это лишь Сознание; нет никакой другой реальности. Это Сознание никогда не рождалось и никогда не исчезало. У него нет ни качеств, ни формы. Оно не принадлежит ни к существованию, ни к не-существованию. Оно ни большое, ни малое. Оно выходит за пределы всех измерений, всех ярлыков, всех противопоставлений. Оно есть Это: когда напрягаешь мысль, отворачиваешься от него. Оно подобно пространству, которое не имеет границ и не поддается измерению.

Это Сознание и есть будда. Будда и чувствующие существа ничем не отличаются друг от друга; дело лишь в том, что чувствующие существа ищут вовне, хватаются за внешние признаки и теряют тем больше, чем больше пытаются найти. Если будешь пытаться использовать сознание, чтобы поймать сознание, никогда не преуспеешь. Стоит лишь перестать искать и отбросить умозаключения, и сознание будды проявится естественно.

Само Сознание и есть будда; будды и есть чувствующие существа. Будучи воплощенным в чувствующих существах, Сознание это не уменьшается; будучи воплощенным в буддах, оно не увеличивается.

Само Сознание и есть будда, нет никакого другого будды и никакого другого Сознания. Сознание незамутнено и чисто, словно пространство, у него нет внешних признаков. Если, в стремлении обрести природу будды, культивируешь мириады практик, это постепенный процесс, но природа будды не обретается в ходе постепенного процесса. Просто пребывай этим Сознанием, и тогда постигать будет нечего. Вот где истинный будда.

Это Сознание подобно пространству, не имеющему ни подделок, ни искажений. Когда восходит солнце, сияние его лучей озаряет землю, но пространство при этом не становится светлым. Когда солнце садится, землю окутывает тьма, но пространство при этом не темнеет. Состояния света и тьмы чередуются, но природа пространства остается открытой, пустой и неизменной. Если созерцаешь будд как озаренных и освобожденных, а чувствующих существ как загрязненных и нуждающихся в освобождении, то с таким пониманием никогда не обретешь пробуждения, ибо веришь в достижения.

Есть только Сознание — обретать нечего. Сознание и есть будда. Ныне постигающие Дао не понимают этого, поэтому на вершине этого Сознания они представляют себе другое, высшее Сознание, они ищут природу будды вовне и культивируют практики, привязанные к внешнему. Все это неправильно; это не приводит к пробуждению.

Подлинное пробуждение – это избавление от личного сознания. Избавление от личного сознания – это избавление от субъекта и его объектов, остается лишь то, что есть. Недвижим, как дерево, непоколебим, как скала, всеприемлющ, как само пространство. Нет ни субъекта, ни объекта, ни направления, ни местонахождения, ни формы, ни внешнего признака; ни приобретения, ни потери.

Что касается «песчинок реки Ганги», то Будда разъяснял, что песчинки не радуются, когда по ним ступают будды, бодхисаттвы, Индра, Брахма и другие божества; но они и не гневаются, когда по ним проходят буйволы, козы, жуки и муравьи. Песчинки не стремятся к обладанию драгоценностями и изысканными благовониями; они не питают отвращения к навозу и грязи. Сознание, подобное им, есть неотделенное Сознание. Это — предел; если стремящиеся к Дао не избавятся от личного сознания, то даже если они будут заниматься практикованием бесконечно долго, они никогда не обретут Дао. Связанные практиками Трех Колесниц, они никогда не смогут обрести освобождения.

В принципе, в природе Будды нет ничего конкретного; она суть открытое восприятие, безмятежная незамутненность и непостижимое блаженство. Если раскроешь ее до конца в себе самом, то вот она — полная завершенность, где нет недостатка ни в чем.

Необходимо просто реализовать изначальное Сознание в восприятии и познавании, осознав, что изначальное Сознание не принадлежит ни восприятию, ни познаванию, но при этом не находится вне восприятия и познавания.

Погруженные в мирские дела люди, когда слышат слова о том, что все будды передают истину Сознания, делают вывод, что смысл этих слов в том, что в Сознании есть какая-то особая истина, которую следует понять или ухватить. И вот они начинают тратить силы на то, чтобы с помощью Сознания найти Сознание. Они не понимают, что Сознание само по себе есть истина, а истина сама по себе есть Сознание.

Это похоже на историю об одном борце, который, не зная, что драгоценный камень на самом деле у него во лбу, повсюду искал его. Он искал его где только можно, но так и не смог найти, пока кто-то знающий не указал ему, где находится драгоценность, после чего он и сам увидел сокровище там, где оно находилось все это время.

Так и те, кто постигает Дао вне собственного Сознания, не понимая, что Сознание и есть будда, ищут его вовне, истощают себя в практиках и упражнениях и пребывают в зависимости от степени своего понимания. Пусть даже они будут усердно и самоотверженно искать в течение целых вечностей — им никогда не обрести Дао. Необходимо лишь избавиться от личного сознания. Нужно лишь увидеть, что все вещи изначально не имеют независимого существования, что они ни что иное, как Сознание. Если не плодить ошибочные представления, тут же обретешь пробуждение.

Линь-Цзи

Ничего не принимайте на веру. Не давайте сбить себя с толку. Если возникает необходимость действовать – действуйте без малейших сомнений и колебаний.

Прямо сейчас чего вам не достает?
Реальность сознания не имеет формы, но пронизывает десять направлений. В глазах она называется зрением, в ушах — слухом, в носу она обоняет, ртом она говорит, руками она схватывает, а ногами — ступает.

Поскольку вы нацелены на достижение высшего, то пытаетесь подражать поведению так называемых совершенных людей, живших давным-давно, в надежде таким образом обрести их состояние сознания. Если вы поймете, о чем я говорю, то будете восседать во главе физических и психических воплощений будды: те, кто считают себя обретшими подлинное и невыразимое пробуждение, будут подобны пребывающим в кандалах и оковах; святые и просветленные будут подобны отбросам из отхожего места; пробуждение и нирвана будут подобны кольям, к которым привязывают ослов.

Почему так? Все преграды внутри вас оттого, что у вас ложные представления. Вы не имеете ничего общего с истинными последователями Дао — они просто проживают жизнь в соответствии с ситуацией, одеваются в соответствии с обстоятельствами, действуют, когда необходимо действовать, садятся, когда необходимо сесть, они и думать не думают о том, чтобы домогаться плодов природы будды.

Цените время! Вы просто пытаетесь постигать дзэн или Дао как объект, находящийся вне вас; вы изучаете термины и лозунги, ищете «природу будды», ищете «мастерство», ищете «учителей», воспринимая все это умозрительно. Исследуйте самих себя.

Будьте самими собой, не действуйте подражательно.

О какой истине я говорю? Я говорю об истине изначального Сознания, которая пронизывает и обыденное, и священное, и чистое, и загрязненное, и абсолютное, и обусловленное, но при этом не является ни абсолютным, ни обусловленным, ни обыденным, ни священным, но способна давать имена абсолютного, обусловленного, обыденного и священного. Того, кто постиг это, не смутят ни абсолютное, ни обусловленное, ни обыденное, ни священное. Если ты ухватишь ее, используй ее напрямую, не наклеивая ярлыков. Вот что называется учением непостижимого.

В учении Будды нет места для приложения усилий; нужно просто быть естественным и не иметь навязчивых идей, делать то, что требует тело: одеваться, есть, ложиться спать, когда тело устало.

Если вы любите священное и презираете обыденное, вы носитесь по волнам океана рождений и смертей.

Что такое будда и что такое дьявол?
Дьявол — это момент сомнения в уме. Если же вы поймете все вещи как нерожденные, а ум — как иллюзорный образ, так, что более не будет ни единой частицы, ни единого феномена, но везде будет безупречная чистота, это и есть будда.

Однако будда и дьявол олицетворяют два царства: чистоты и загрязненности; я утверждаю, что нет ни будды, ни смертного существа, нет ни древности, ни настоящего; обретение происходит мгновенно, не затрачивая ни секунды времени. Нет ни культивирования, ни понимания, ни обретения, ни потери. Во все времена нет ничего другого. Даже если бы кроме этого что-нибудь было, я сказал бы, что это как сон, как пустой образ. Вот что я всегда говорю.

Хунчжи

Там, где вы скрываетесь, не должно быть следов; но не укрывайтесь в бесследном.

Облака естественно свободны – они не имеют намерений; небо всеобъемлюще – оно не знает пределов. Дао отзывается всегда и везде, — оно не нуждается в представлениях; дух всегда в покое – он свободен от мыслей. Следуешь этому и не видишь следов; прямо перед тобой, а не ведаешь как оно приходит.

Светильник ярок, зал пуст; когда женщина работает за ткацким станком, путь челнока совершенен. Вода отражает свет, ночь тиха и безмолвна; рыбак завернулся в свой тростниковый плащ, холодный свет луны озаряет лодку.

Наши средства к существованию – естественное; наши близкие – окружающая реальность. Следуя течению, повинуясь воле ветра, возвращающаяся домой лодка причаливает к берегу. «Освободившиеся» надрываются от хохота; их состояние понятно тем, кто понимает.

Что касается преходящих объектов, то прошлое, настоящее и будущее обновляются вновь и вновь. В недвижимости изначальный свет непостижимым образом приходит в движение. Пребываешь, но не цепляешься ни за что, колесо возможностей поворачивается без усилий; живой, но нерожденный, внезапно оказываешься за пределами иллюзорных феноменов.

Вот как мы используем происходящее, без напряжения откликаясь на зов мира, тотально, без каких бы то ни было исключений, пребывая в пустоте Единого.

Но как на опыте постичь жизнь, не будучи рожденным? Вы понимаете?

Если хочешь знать, что случится весной —
Цветы зимней сливы не ведают об этом.

Каждый всполох пламени огня вечности оставляет горячую золу событий; в пустоте вечного отсутствия исток понимания.

Составляя формы из сознания и объектов, марионетки играют свою роль на сцене. Прорвавшись сквозь раскрашенную ширму, вернешься к истоку — родное поле безгранично и чисто.

Используй свет изначального, чтобы рассеять тьму невежества; используй истинное знание, чтобы вырваться из пут бесконечных сомнений. Рождение и смерть сменяют друг друга, но обиталище подлинной чистоты не затрагивается ими; расставляющие ловушки ситуации причиняют беспокойство, но царство абсолютного покоя и ясности свободно от них. Пусть вовне они изменяются — пустота внутри вас неизменна. Обретя Дао, вы постигаете глубину и забываете об иллюзорных феноменах.

Вот почему древние говорили: «Есть нечто прежде вселенной; бесформенное, изначально в покое, оно порождает мириады форм и никогда не иссякает в циклах перемен».

Но скажи мне, что же это?
Кит выпивает океан до самого дна,
обнажая коралловые ветки.

Белое не имеет цвета, но стоит прежде всех остальных цветов; вода безвкусна, однако все вкусы лучше всего распознаются именно с ней. Дао не имеет начала, но пронизывает всю вселенную; Учение не имеет определенной формы и потому может быть таким или другим.

Долина всегда пуста, однако отзывается эхом на крик; зеркало само по себе чисто, а отражение соответствует форме.

Абсолютно пустое, не оставляющее никаких следов, не запятнутое ничем, покойное и недвижимое, не нуждающееся в словах, как бы сокрытое в тебе естественным образом проявляется.

В этот миг даже будды прошлого, настоящего и будущего не осмелятся назвать себя учителями; в этот миг даже основатели учения не осмелятся провозгласить себя наставниками.

Сокрытое в тебе проявляется непостижимо;
Ступица Дао неподвижна;
Мириады отражений сменяют друг друга, но
Зеркало сознания всегда пусто.
Юнь-Мэнь

Не опирайтесь ни на какие представления. Прямо сейчас, что это?

Мин-Цзяо

ТО, что обладает формой, рождается из того, что не имеет формы; то, что не имеет формы, возникает из того, что обладает формой. Поэтому Дао невозможно отыскать в существовании и невозможно измерить в не-существовании; его нельзя утратить в движении и нельзя обрести в покое.

Ма Цзу

Ваша истинная природа изначально самодостаточна. Лишь те, кто не цепляется за понятия «добра» и «зла», могут считаться «придерживающимися Дао». Принимать «добро» и отвергать «зло», созерцать пустоту и заниматься концентрацией – все это из области надуманного. Если ищешь Дао вовне – все больше отдаляешься от него. Избавься от всех понятий о Дао. Даже если останется лишь понятие о Едином – это все равно будет корнем представления о рождении и смерти. Но когда исчезнет и это понятие, устранится корень представлений о рождении и смерти. Мысли о прошлом, будущем и настоящем беспричинны и никак не связаны друг с другом. Возникая из ничто, уходят в ничто. Это подобно тому, как все потоки стекаются в океан, становясь океанскими водами, имея единый вкус, вмещающий в себя все вкусы.

О просветленных говорят, лишь противопоставляя их заблуждающимся. Но при исследовании обнаруживается, что нет никого, кто бы заблуждался, а значит и нет никого, кто бы просветлялся.

Хуйхай

В: Какой метод мы должны практиковать для того, чтобы достичь освобождения?

О: Его можно достичь только через внезапное озарение.

В: Что такое внезапное озарение?
О: Внезапное означает мгновенное избавление от ложных представлений. Озарение означает осознание того, что озарение – это не что-то, чего можно достигнуть.

В: С чего мы должны начать эту практику?
О: Вы должны начать с самого корня.
В: А что является корнем?
О: Корень – это СОЗНАНИЕ.

О: У сознания нет цвета, такого как зеленый или желтый, красный или белый; оно неизмеримо; оно не исчезает и не возникает; оно свободно и от чистоты и от нечистоты; и оно вечно. Оно – сам покой.

О: Оно невоспринимаемо, потому что его собственной природой является бесформенная «сущность», которая и является восприятием, потому и называется невоспринимаемым, а так как оно не может быть воспринято, то говорится, что эта «сущность» пребывает в абсолютном покое и ни появляется, ни исчезает. Оно существует само по себе и ни от чего не зависит, и это является причиной его ясного восприятия. Оно свободно от того, чтобы делать различия, потому что его собственная природа бесформенна и в своей основе неразделена. Оно постигает все, потому что неразделенная «сущность» обладает бесчисленными, как песчинки Ганги, возможностями; и если бы нужно было охватить все явления без исключения одновременно, оно смогло бы это сделать.

В: Что значит правильное восприятие?
О: Это значит восприятие того, что нет ничего, что следует воспринимать.

В: А что это значит?
О: Это значит, что вы воспринимаете все виды форм, не становясь ими запятнанными в том смысле, что вас не затрагивают мысли о влечении или отвращении.

В: Что значит «никогда не отдаляться от будды»?
О: Иметь сознание, свободное от понятий, которые приходят и уходят, и покой сознания, ненарушаемый окружающими формами, так что оно остается неизменно пустым и невозмутимым, – это и означает «никогда не отдаляться от будды».

В: Что значит выражение «срединный путь»?
О: Оно означает крайности.
В: Я спросил о срединном пути; почему вы говорите, что он означает крайности?

О: Крайности имеют место только в противопоставлении срединному пути. Если вы сначала не постулируете крайностей, откуда вы можете взять понятие срединного пути? Этот срединный [путь], о котором вы говорите, сначала использовался по отношению к крайностям. Поэтому мы должны понять, что срединный [путь] и крайности обязаны своим существованием зависимости друг от друга и что все они преходящи. То же самое правило относится в равной степени к скандхам – форме, ощущению, восприятиям, побуждениям (или волевым актам) и сознанию.

КОГДА ЧТО-ТО СЛУЧАЕТСЯ, НЕ ЦЕПЛЯЙТЕСЬ ЗА ПРОИСХОДЯЩЕЕ. СОХРАНЯЙТЕ ВАШЕ СОЗНАНИЕ НЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННЫМ НИ С ЧЕМ: ВЕЧНО БЕЗМЯТЕЖНОЕ, СЛОВНО ПУСТОЕ, ВСЕГДА ПРОЗРАЧНОЕ И ЧИСТОЕ, ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ОСВОБОЖДЕННОЕ.

Когда Мастер впервые прибыл в Гянзи засвидетельствовать свое почтение Мацзу, последний спросил: «Откуда ты пришел?»

«Из Монастыря Великого Облака в Юэчжоу», – ответил Мастер.

В: «Что ты надеешься получить придя сюда?»
М: «Я ищу здесь Дхарму Будды».
На это Мацзу ответил: «Вместо того чтобы смотреть на сокровищницу, которая, по сути, твоя, ты покинул дом и забрел далеко в своих странствиях. Для чего? У меня здесь нет абсолютно ничего. Что такое эта Дхарма Будды, которую ты ищешь?»

После этого Мастер упал ниц и попросил: «Пожалуйста, скажи мне, на что ты намекнул, когда сказал о сокровищнице, которая, по сути, моя?»

О: «То, что задало вопрос, и есть твоя сокровищница. В ней есть абсолютно все, что тебе нужно, и нет никакого недостатка. Ты этим можешь свободно пользоваться, так зачем этот тщетный поиск чего-то за пределами тебя самого?»

Кто-то спросил: «Праджня очень большая?»
М: «Да».
В: «Насколько большая?»
М: «Она безгранична».
В: «Праджня маленькая?»
М: «Да».
В: «Насколько она мала?»
М: «Она так мала, что невидима».
В: «Где она?»
М: «А где ее нет?»
Бассуй

Что же такое это Сознание? Это – истинная природа всех чувствующих существ, та, что существовала до того, как родились наши родители, а значит, и до нашего собственного рождения, и которая существует и в настоящий момент, неизменная и вечная. Поэтому она названа «Лицом человека до рождения его родителей». Это Сознание – изначально чистое. Когда мы появляемся на свет, оно не создается заново, а когда умираем, оно не погибает. Оно не имеет признаков мужского или женского, как и каких-либо оттенков хорошего или плохого. Его нельзя ни с чем сравнить, поэтому оно называется природой будды. Однако из этой природы Себя исходят бесчисленные мысли, как волны, вздымающиеся в океане, или как образы, отраженные в зеркале.

Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить чашу вина, предложенную ему, ему показалось, что он видит внутри чаши змееныша. Не желая обидеть хозяина, привлекая внимание к этому обстоятельству, он мужественно осушил чашу. Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств, но все тщетно, и человек, теперь серьезно больной, чувствовал, что умирает. Его друг, прослышав о его состоянии, позвал его еще раз в свой дом. Усадив своего друга на то же место, он снова предложил ему чашу вина, сказав, что в ней – лекарство. Когда страждущий поднял чашу, он опять увидел в ней змееныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок над головой гостя, где висел лук. Больной человек тут же понял, что змееныш был отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.

Стать буддой – аналогично этому.

Поэтому просто всматривайтесь в свое собственное Сознание – никто не сможет помочь вам никакими снадобьями. В одной из сутр Будда говорит: «Если вы хотите избавиться от своего врага, вам нужно только осознать, что этот враг – заблуждения». Все явления мира – иллюзорны, они лишены постоянной субстанции. Чувствующие существа в не меньшей степени, чем будды, подобны образам, отраженным в воде. Тот, кто не видит истинную природу вещей, принимает тень за предмет. То есть в дзадзэн состояние пустоты и спокойствия, которое появляется после устранения мыслей, часто путают со своим Лицом до рождения своих родителей. Но эта безмятежность – также еще отражение в воде. Вы должны идти дальше, туда, где от вашего рассудка не будет никакой пользы. В этом безвыходном положении, не зная, что думать и делать, спросите себя: «Кто хозяин?» Он станет вашим близким другом только после того, как вы сломаете свою трость, сделанную из кроличьего рога, или раздробите глыбу льда на куски, бросив ее в огонь. Скажите мне теперь, кто этот ваш самый близкий друг? Сегодня – восьмое число месяца. Завтра – тринадцатое!

Не пытайтесь помешать появлению мыслей, но и не цепляйтесь за каждую, которая появилась. Дайте им появиться и исчезнуть по их прихоти, не боритесь с ними. Вам нужно только непрестанно и всем своим сердцем спрашивать себя: «Что такое мое собственное Сознание?» Не бойтесь ничего, кроме неспособности ощутить свою Истинную природу. Это и есть дзэнская практика. Когда напряженное вопрошание окутает вас с головы до пят и проникнет до основы всех основ, вопрос внезапно разорвется, и сущность сознания будды явит себя, подобно тому как зеркало [спрятанное] в коробке может отражать [окружающее] только после того, как коробка разломана на части. Сияние этого Сознания осветит каждый уголок вселенной, избавленный даже от малейшего пятнышка. Вы будете наконец освобождены от всех пут Шести Сфер, все последствия порочных действий исчезнут. Восторг этого момента нельзя передать словами.

Возьмите человека, очень страдающего во сне, в котором он угодил в ад и подвергается там мучениям. Как только он просыпается, его страдания прекращаются, ибо теперь он освободился от этой иллюзии. Подобно этому через Самоосознание человек избавляет себя от страданий рождения и смерти.

Вы спрашивали меня, как практиковать дзэн в связи с данной фразой из сутры: «Пробудите Сознание, не давая ему куда-либо пристать». Не существует специального метода достижения просветления. Но если вы взглянете прямо в природу своего «я», не позволяя себе отклоняться, цветок Сознания расцветет. Поэтому-то в сутре и говорится: «Пробудите Сознание, не давая ему куда-либо пристать». Тысячи слов, произнесенных буддами и патриархами, сводятся к одной этой фразе. Сознание – это истинная природа, выходящая за пределы всех форм. Истинная природа – это Путь. Путь – это Будда. Будда – это Сознание. Сознание – ни внутри, ни вне и ни где-то между. Оно – ни сущее, ни ничто, ни не-сущее, ни не-ничто, ни будда, ни разум, ни материя. Поэтому-то его и называют Сознанием, лишенным пристанища. Это Сознание видит цвета глазами, слышит звуки ушами. Ищите одного этого хозяина!

Умирающему

Сущность вашего Сознания не подвержена ни рождению, ни смерти. Это ни сущее, ни ничто, ни пустота, ни форма и ни цвет. Это и ни нечто, испытывающее боль или радость. Как бы вы ни старались понять [своим рассудочным умом], что же это, что сейчас больно, вы не сможете. Однако, если вы ни о чем не думаете, ничего не желаете, ничего не стремитесь понять, ни к чему не привязываетесь, а только спрашиваете себя: «Что такое истинная субстанция Сознания и того, кто сейчас страдает?», заканчивая свои дни как облака, тающие в небе, вы, в конце концов, высвободитесь из своей мучительной зависимости от бесконечных изменений.

Мирянину Иппо (Хомма Сёкэну)

Вы встречаете его лицом к лицу, но кто он? Все, что вы ни скажете, будет неверно. А если вы придержите свой язык, вы также будете не правы. Кто же он тогда? На острие флагштока корова рожает теленка. Если вы приходите в этот момент к Самоосознанию, вам не нужно ничего больше делать. Если вы не можете этого, всматривайтесь в себя, чтобы увидеть свою природу будды. Каждый озарен этой природой будды в совершенстве. Ее субстанция у обыкновенных людей такая же, что и у будд, не отличаясь ни в малейшей степени. Но поскольку человек не может заставить себя поверить в это, он привязывает себя к заблуждениям узами нереальности, говоря: «Осознание природы моего Я – выше моих сил. Лучше я буду повторять сутры, отдавать поклоны буддам и вступать на Путь постепенно благодаря милости всех будд». Большинство из тех, кто это слышит, принимает такие слова за правду. Это напоминает то, как если бы один слепой человек вел бы множество слепых не в том направлении. Эти люди не верят по-настоящему сутрам и буддам – наоборот, они не придают им значения. [Ибо если бы они по-настоящему принимали их, они бы знали, что] простое повторение сутр – не более чем взгляд на них извне, и разговоры о будде – лишь иной вариант разговора о сущности Сознания. Сутра говорит: «Сознание, будду и чувствующие существа нельзя разграничивать друг от друга». Соответственно, человек, который не верит в реальность своего собственного Сознания, но говорит, что он верит в будду, подобен тому, кто доверяет символу, отвергая реальную вещь. Как тогда он может постичь это Сознание? Тот, кто хочет только повторять сутры – как голодный человек, отказывающийся от предложенной ему пищи, рассчитывая на то, что он может унять свой голод, только взглянув на меню. Каждая сутра – это всего лишь каталог природы Сознания. Одна из сутр говорит: «Учение сутр подобно пальцу, указывающему на луну». Мог ли Будда предписывать вам признавать палец и не замечать луну? Каждый хранит сутры [их сущность] в своем сердце. Если вы бросаете хотя бы мельком взгляд на природу своего Я, это то же, что прочитать и понять одновременно все сутры, без исключения, даже не держа в своих руках ни одну из них и не прочитав ни слова. Разве это не настоящее чтение сутр? Посмотрите, вот та земная бамбуковая роща – в точности ваше собственное Сознание, а это скопление желтых цветов – не что иное, как высшая мудрость вселенной!

Я прочитал ваше изложение обстоятельно, но в нем отсутствует суть коана. Шестой Патриарх говорил: «Флаг не колышется, ветер не дует, движется только ваше сознание» (Мумонкан, 29). Четко осознать это, значит понять, что вселенная и вы сами – одного корня, что вы и каждая отдельная вещь образуют единство. Журчание ручья и шелест ветра — это голоса хозяина. Зелень сосны, белизна снега, все это — цвет хозяина, того самого, который поднимает руки, переставляет ноги, видит, слышит. О том, кто схватывает это непосредственно, не прибегая к помощи рассудка или интеллекта, можно сказать, что он обладает в определенной степени внутренним осознаванием. Но это еще не полное просветление.

Древний дзэнский учитель [Риндзай] говорил: «Вы не должны цепляться за ту мысль, что вы — это чистая сущность». И еще: «Ваше физическое тело, состоящее из четырех основных элементов, не может слышать или понимать эту проповедь. Пустое пространство не может понять эту проповедь. Тогда что это, что слышит и понимает?» Поразмышляйте со всех сторон над этими словами. Охватите этот коан, как будто вы сжимаете драгоценный меч царя Ваджры. Отсекайте все, что появляется в сознании. Когда возникают мысли земной природы, обрубайте их. Когда возникают понятия буддизма, также отсекайте их. Короче, устраняйте все идеи, будь то об осознании, о буддах или о дьяволах, и день напролет занимайтесь вопросом: «Что это, что слышит эту проповедь?» Когда вы искорените все представления, пока не останется только пустота, а затем вы рассечете даже пустоту, ваше сознание раскроется, и то, что слышит, проявит себя. Упорствуйте, упорствуйте — не останавливайтесь на полпути — пока вы не достигнете состояния, когда вам покажется, что вы восстали из мертвых. Только тогда вы будете способны полностью разрешить этот важнейший вопрос: «Что это, что слышит эту проповедь?»

Я внимательно прочитал ваше письмо.
Давно восхищаясь вами за вашу решимость прийти к Самоосознанию, я с огромным удовольствием узнал, что вы не забыли Великий Вопрос. Ваш ответ был примечательным во всех отношениях. Теперь я хочу, чтобы вы сделали своим коаном следующие слова: «В чем сущность моей Коренной природы?» В своем поиске хозяина, который слышит и говорит, хотя и будут появляться тысячи мыслей, не поддавайтесь им, а только спрашивайте: «Что это?» Тогда всякая мысль и все самовосприятие исчезнет, а за ними последует состояние, очень напоминающее безоблачное небо. Теперь Сознание само по себе не имеет формы. Что же тогда то, что слышит, работает и передвигается? Погружайтесь в себя все глубже и глубже, пока вы более не будете воспринимать ни единого объекта. Тогда оставив и тень сомнения, вы постигнете свою Истинную природу, подобно человеку, пробудившемуся от сна. В этот момент обязательно распустятся цветы на засохших деревьях, а изо льда возгорится пламя. Все, связанное с буддизмом, все мирские заботы, все понятия о добре и зле исчезнут, подобно сну, приснившемуся накануне ночью, и проявит себя одна ваша коренная природа будды. Придя к такому внутреннему пониманию, вы не должны при этом питать иллюзию, что это Сознание – в своей основе природа будды. Если вы будете это делать, то создадите себе еще одну мыслеформу.

Важнейшим для просветления является очищение сознания от всех представлений о себе.

30 вдохновляющих фраз дзен, которые изменят вашу жизнь

Философия дзен берет свое начало с первого века, когда китайская мысль соприкоснулась с основными принципами индуизма посредством буддизма. Этот ключевой момент в истории оставил след в нашей жизни сегодня.

Эта философия была принята в Японии около 1200 года и культивируется под названием «дзен». Оттуда она распространялась по всему миру, силой воздействуя на западную мысль.

Его влияние на нашу культуру и ее интеграция также появились благодаря таким крупным звёздам, как Мадонна, и спортсменам, таким как Тайгер Вудс, которые пользуются преимуществами этой философии, руководствуясь в своей повседневной жизни.

Философия дзен также присутствовала среди влиятельных людей в финансовом секторе, таких как президент Ford Motor Company Уильям Форд; а также Уильям Джордж из Goldman Sachs Group, который известен повторением мантры о прибыльности.

«Когда что-то приходит изнутри, когда это часть вас, у вас нет выбора, кроме как жить этим, выражать это»

— Камал Равикант

Суть дзен не в том, чтобы найти смысл жизни, а в том, чтобы практиковать преодоление собственных барьеров и трудностей.

Философия дзен пытается научить вас обращать внимание на каждый момент, концентрируясь только на здесь и сейчас.

Вот 30 фраз дзен, которые могут изменить вашу жизнь. Они помогут вам взглянуть на жизнь по-другому, более позитивно и найти ответы на многие вопросы, которые могут у вас возникнуть.

1. Соблазн сдаться будет гораздо сильнее перед самой победой.

2. Хитрость в том, чтобы умереть молодым, но как можно позже.

3. Не говорите, если вы не можете улучшить тишину.

4. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.

5. Сила может преодолевать препятствия; мудрость, весь путь.

6. Не бойтесь быть задержанным, бойтесь остановиться.

7. Счастье дурака также глупо.

8. Спотыкание и падение не означают, что вы идете по неверному пути.

9. Хижина, в которой можно смеяться, утешительнее, чем дворец, где тебе скучно.

10. Всегда смотрите на вещи с яркой стороны, и если их нет, полируйте темные стороны, пока они не засияют.

11. Что бы ни случилось, происходит вовремя.


12. Люди, которые указывают на твои недостатки, не всегда твои враги; люди, которые говорят о твоих достоинствах, не всегда твои друзья.

13. Не волнуйтесь, если вы чего-то не знаете; беспокойтесь, если вы не хотите учиться.

14. Учителя могут только открывать двери, остальную часть пути вы делаете самостоятельно.

15. Сколько бы ни дул ветер, гора не согнется.

16. Живи с миром в своей душе. Придет время и цветы расцветут сами собой.

17. Нет друзей без недостатков, но если вы ищете их недостатки, вы останетесь без друзей.

18. Позор приходит через дверь, которую вы открыли.

19. Никто не возвращается из своего путешествия такими, какими они были раньше.

20. Лучше быть человеком на один день, чем быть тенью на тысячу дней.

21. Невозмутимо примите всё, что происходит, ибо наслаждение и страдание это лишь видоизменения ума, которые не имеют отношения к объективной реальности.

22. Дом там, где твои мысли.

23. Люди, которые могут двигать горы, начинали с перемещения маленьких камней.

24. Если вы ошиблись, лучше сразу посмеяться.

25. Лучшее время для посадки деревьев было 20 лет назад. Следующее лучшее время сегодня.

26. То, что определяет счастье каждого человека, — это не само событие, а то, что событие означает для этого человека.


27. Точно так же, как родители заботятся о своих детях, вы должны заботиться обо всей вселенной.

28. Стакан не наполовину полон и не наполовину пуст. Стакан — это просто стакан, и его содержимое постоянно меняется с вашим восприятием.

29. Вы должны создать свой путь, пройдя его. Вы не найдете путь, который уже создан для вас. Нелегко достичь высочайшего понимания истины. Вы должны создать путь, пройдя его самостоятельно; путь не готов и ждет вас. Это как небо: птицы летают, но не оставляют следов на своем пути. Вы не можете следовать за ними, потому что они не оставляют следов.

30. В пещере, куда вы боитесь войти, сокровища, что вы ищете.

Надеемся, что эти фразы могут ответить на многие ваши сомнения, раскрыть ваш разум и показать вам шаги, которые необходимо предпринять, чтобы двигаться вперед здоровым путем, полным самой сущности жизни — себя.

44 цитаты Дзен, чтобы успокоить разум

Иногда что-то настолько простое, как чтение и действительно выслушивание правильных вдохновляющих цитат дзен, может иметь решающее значение для качества вашей жизни. Если вы ищете мощные цитаты дзен, которые помогут вам успокоить ум, у нас есть 44 действительно выдающихся цитаты, которые вы должны рассмотреть.

Что цитаты дзен могут сделать для вас

Мы собираемся обнародовать 44 наши любимые цитаты дзен, и эти цитаты важны, потому что они могут помочь вам взглянуть на свою жизнь в перспективе.Эти цитаты могут помочь вам открыть свой разум, по-другому подумать о трудностях, с которыми вы сталкиваетесь, и даже найти внутреннюю силу и сосредоточиться, чтобы успокоить тревожный ум.

Tonglen Meditation

Как использовать цитаты дзен в ваших интересах

Итак, у вас есть несколько вдохновляющих цитат Дзэн, но как вы можете использовать их в своих интересах? Мы рекомендуем размещать ваши любимые цитаты в том месте, где вы можете видеть их каждый день, или писать разные цитаты Дзен в своем ежедневнике на каждый день или каждую неделю.

Ключ состоит в том, чтобы постоянно повторять эти цитаты дзен и постоянно следить за тем, чтобы вы не только читали эти цитаты, но и действительно думали о том, что они значат для вас.

44 цитаты дзен, чтобы успокоить разум

Вот 44 из наших любимых цитат дзен, которые помогут успокоить ваш разум.

Цитаты дзен о вдохновении

  1. «Когда вы понимаете, что ничего не недостает, весь мир принадлежит вам.” Лао-Цзы
  2. «Когда ты что-то делаешь, ты должен сгореть полностью, как добрый костер, не оставляя никаких следов. ”- Shunryu Suzuki
  3. «И когда они играли, они играли действительно. И когда они работали, они действительно работали »- Сьюз
  4. «Только когда вы можете быть чрезвычайно гибким и мягким, вы можете быть чрезвычайно твердым и сильным» — Zen Proverb
  5. «Дзен — это не какое-то возбуждение, а концентрация на повседневной рутине.”- Shunryu Suzuki
  6. «Каждое утро мы рождаемся свыше. Главное, что мы делаем сегодня ». — Будда
  7. Не следуйте идеям других, но научитесь прислушиваться к голосу внутри себя. — Догэн Зенджи
  8. Основные принципы учений Дзэн — расслабиться и быть в полном мире с самим собой. «Дзен — это не усилие. Усилие — это напряжение, усилие — это работа, усилие — это достижение чего-то. Дзен — это не то, чего нужно достигать. Ты уже такой.Просто расслабься, расслабься так глубоко, чтобы стать для себя откровением ».
  9. «На протяжении всей этой жизни никогда нельзя быть уверенным, что проживешь достаточно долго, чтобы сделать еще один вдох» — Хуан По
  10. «Осведомленность — величайший фактор изменений ». Экхарт Толле
  11. «Практика дзэн — это забвение себя в акте соединения с чем-то ». Коун Ямада

Цитаты дзэн об обретении душевного покоя

  1. «Отпусти, или тебя тащат.» Пословица Дзен
  2. «Когда возникают мысли, тогда возникает все. Когда исчезают мысли, исчезает и все ». Хуанг По
  3. «Благородные люди спокойны и уравновешены. Маленькие люди вечно суетятся и нервничают ». Конфуций
  4. «Все настоящие художники, знают они об этом или нет, творят из места не-ума, из внутреннего покоя ». — Экхарт Толле
  5. «Принять какое-то представление об истине, не переживая его, — все равно что нарисовать торт на бумаге, который нельзя есть.” — Suzuki Roshi
  6. «Сопротивление неприятной ситуации — корень страдания». — Рам Дасс
  7. Не позволяйте поведению других разрушить ваш внутренний мир. — Далай-лама
  8. Наша главная цель в этой жизни — помогать другим. И если вы не можете им помочь, по крайней мере, не причиняйте им вреда. — Далай-лама
  9. Улыбайтесь, дышите и идите медленно. — Thích Nhất Hạnh

Цитаты Дзен об уверенности

  1. «Высший человек ищет в себе; то, что маленький человек ищет, есть в других.” Конфуций
  2. «Доверяйте себе … не Тому, каким, по вашему мнению, вы должны быть, но Тому, кем вы являетесь». — Маэдзуми Роши
  3. «Когда мне хочется танцевать, я танцую. Меня не волнует, танцует ли кто-нибудь еще или смеются ли все надо мной. Я танцую.» — Рэйчел Дэнсон
  4. «Все, что мы есть, есть результат того, что мы думали. Ум — это все. Чем мы думаем мы стали.» — Будда
  5. «Если вы понимаете, что у вас достаточно, вы действительно богаты.”- Лао-цзы
  6. «Самое важное — принять себя и встать на две ноги». — Судзуки Шунрю
  7. «Действуйте без ожидания». — Лао-цзы
  8. «Любовь — это отсутствие суждения». — Далай-лама
  9. «Быть ​​красивой — значит быть собой. Вам не нужно, чтобы вас принимали другие. Тебе нужно принять себя ». — Thích Nhất Hạnh
  10. Пытаться определить себя — все равно что пытаться прикусить собственные зубы.”- Алан Уоттс
  11. «Самореализация не требует усилий. То, что вы пытаетесь найти, — это то, чем вы уже являетесь »- Рамеш Балсекар
  12. «В природе нет ошибки» — Байрон Кэти

Цитаты дзен о взгляде на жизнь в перспективе

  1. «Искать — значит страдать. Ничего не искать — блаженство ». — Бодхидхарма
  2. «Мудрые не судят — они стремятся понять». — Вэй Ву Вэй
  3. «Надо глубоко осознавать непостоянство мира.”- Dogen
  4. «Все как есть. Глядя во Вселенную ночью, мы не делаем сравнения между правильными и неправильными звездами, а также между хорошо и плохо устроенными созвездиями ». — Алан Уоттс
  5. «Как нектар, собирающий пчелы, не портит и не нарушает цвет и аромат цветка; так поступают мудрые по миру ». — Будда
  6. «Ничто не существует в одиночестве. Все связано со всем остальным ». — Будда
  7. «Если вы в депрессии, вы живете прошлым.Если вы беспокоитесь, вы живете в будущем. Если вы пребываете в покое, вы живете настоящим ». — Лао-цзы
  8. «Уходят старые друзья, появляются новые. Это как в дни. Проходит старый день, наступает новый день. Важно сделать это значимым: значимым другом или значимым днем ​​». — Далай-лама
  9. «Уважайте жизнь, уважайте жизнь». Нет ничего более святого, чем жизнь, ничего более божественного, чем жизнь ». — Неизвестно
  10. «Эта роса, как жизнь, увядает; время стремительно ускоряется.В этой короткой нашей жизни избегайте лишних вещей и просто изучайте Путь ». — Догэн Зенджи
  11. «Если вы упустите настоящий момент, вы пропустите встречу с жизнью. Это очень серьезно! »- Thich Nhat Hanh
  12. «В неподвижной точке в центре круга можно увидеть бесконечное во всем ». Чжуан-цзы

Заключение

Эти цитаты Дзен — одни из наших любимых и одни из самых сильных.Теперь, когда у вас есть цитаты, вам нужно начать использовать их в своих интересах.

.

25 цитат и пословиц дзен, которые помогут вам прожить лучшую жизнь

  • Рассказы
    • Повседневные герои
    • Оригиналы Goalcast
    • Знаменитости, вдохновляющие
    • Истории любви
    • Истории успеха
    • Воодушевляющие новости
    • Ваши истории
  • Селф
    • Диета и питание
    • Эмоциональное здоровье
    • Упражнение
    • Медитация
    • Психическое здоровье
    • Мышление
    • Физическое здоровье
    • Назначение
    • Саморазвитие
    • Духовное здоровье
  • Отношения
    • Знакомства
    • Семья
    • Друзья
    • Сердцеед
    • Брак
    • Воспитание
  • Успех
    • Карьерный рост
    • Творчество
    • Предприниматели
    • Финансы
    • Мотивация
    • Производительность
    • Навыки
    • Учеба
    • Путешествия