29.03.2024

Зона общения предназначенная для общения с малознакомыми людьми: Зоны общения в психологии

Зоны общения

Личное пространство человека состоит из 4 зон общения.

1. Интимная зона (15-45 см) имеет очень важное значение, поскольку воспринимается человеком как личная собственность. Вторгаться в эту зону могут только самые близкие: супруги, родители, любовники, дети, близкие друзья, родственники, домашние животные.

2. Личная зона (46-122 см) – это расстояние, на котором мы предпочитаем держаться от знакомых людей на вечеринках, во время общения или на работе.

3. Социальная зона (122-360 см). На таком расстоянии мы держимся от незнакомых людей: сантехников и плотников, ремонтирующих наши дома, почтальонов, продавцов, новых сотрудников – словом, от всех, кого мы знаем недостаточно хорошо. 4. Публичная зона (более 360 см). Обращаясь к группе людей, мы предпочитаем стоять на таком расстоянии.

Эти расстояния уменьшаются при общении двух женщин и увеличиваются, если общаются двое мужчин.

Угловое расположение (В1)

Такое положение обычно занимают люди, ведущие неформальную, дружескую беседу. Эта позиция позволяет поддерживать зрительный контакт, делать разнообразные жесты и наблюдать за жестами собеседника.

Угол стола образует частичный барьер, чтобы никто из собеседников не чувствовал угрозы. При таком расположении не происходит территориального деления стола. Это наиболее стратегическое положение для проведения презентации. Переместив стул в положение В1, можно снять напряженность и повысить свои шансы на позитивный исход мероприятия.

Позиция сотрудничества (В2)

Если собеседники мыслят одинаково или вместе работают над одной проблемой, они часто располагаются таким образом. Это одна из наиболее выгодных позиций для представления своего проекта, поскольку она позволяет установить зрительный контакт и дает возможность копировать жесты собеседника. Эта позиция настолько удобна потому, что собеседник В может передвинуть свой стул, а собеседник А при этом не почувствует вторжения на свою территорию.

Такое расположение позволяет во время переговоров подключить третью сторону.

Предположим, продавец проводит второе собеседование с клиентом и хочет привлечь к переговорам технического эксперта. В этом случае подобное расположение сработает идеально: технический эксперт может расположиться в положении

С напротив покупателя А. Продавец сядет либо на место В2 (сотрудничество), либо на место В1 (угловое расположение). Это позволит продавцу оставаться «на стороне покупателя» и задавать эксперту вопросы по поручению клиента.

Оборонительная позиция, позиция соперничества (В3)

При таком расположении противники садятся напротив друг друга. Стол в этом случае выполняет роль барьера, что сразу же создает оборонительную атмосферу, атмосферу соперничества.

В деловой обстановке так садятся соперничающие друг с другом коллеги или начальник и подчиненный. Такое расположение на собственной территории сразу же позволяет установить отношения «начальник–подчиненный».

Если сотрудник В хочет убедить сотрудника А в чем-либо, соперническая позиция значительно снижает шансы на успешное проведение переговоров, если только она не была избрана как часть спланированной стратегии. Например, если А – это начальник, которому предстоит отчитать подчиненного, соперническая позиция придаст дополнительный вес его словам. С другой стороны, если сотрудник В хочет, чтобы А почувствовал себя более влиятельной и властной персоной, он может намеренно сесть напротив.

Независимая позиция (В4)

Такую позицию занимают люди, которые не хотят общаться с другими. Обычно так сидят посторонние в читальных залах, на скамейках в парке. Такое размещение говорит о том, что мы не настроены воспринимать чужие идеи. Если ваша задача – организовать открытую дискуссию, такого расположения следует избегать.

    1. Сводные таблицы невербальных проявлений

Что такое проксемика в психологии, невербальные коммуникации

Человек является социальным существом и не может жить без общения и взаимодействия с другими людьми. Но каждый индивид имеет свое личное физическое пространство, которое он в общении с одними людьми сокращает, а с другими, наоборот, увеличивает. Это зависит от типа взаимоотношений.

Психологи давно изучают особенности пространственных отношений между людьми. Этим занимается определенная область психологии, которая называется проксемика. Давайте рассмотрим, что же изучает эта наука.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Как зародилась проксемика?
  • Виды дистанций во время общения
    • Интимная дистанция
    • Личная дистанция
    • Социальная дистанция
    • Публичная дистанция
  • Пространственное расположение собеседников

Как зародилась проксемика?

Американский психолог и антрополог Эдвард Холл был одним из первых, кто начал изучать такую сферу психологии, как пространственные отношения между людьми. Он утверждал, что каждый человек стремится иметь свое личное физическое пространство и самостоятельно организовывать его. Это является его биологической потребностью.

Изучая особенности пространственных отношений между людьми, Эдвард Холл в 1969 году написал книгу «Молчаливый Язык», в которой и осветил вопросы, посвященные пространственным отношениям. Также он ввел в психологию термин «проксемика», обозначив им физическую дистанцию, которую соблюдают люди в процессе общения.

Таким образом, проксемика – это область психологии, изучающая пространственные условия общения людей.

Существуют и другие науки, изучающие особенности невербальной коммуникации, например, кинесика и такесика. Первая исследует жесты, мимику и пантомимику человека, вторая – невербальное общение людей, осуществляемое с помощью прикосновений друг к другу.

Виды дистанций во время общения

Эдвард Холл выделял четыре типа дистанций, которые соблюдают собеседники в процессе коммуникации: интимная, личная, социальная и публичная дистанция. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Интимная дистанция

Интимную дистанцию человек соблюдает только в общении с самыми близкими людьми – членами семьи, возлюбленными. Близкие друзья тоже зачастую используют при общении интимную дистанцию. Она составляет от 15 до 50 см. Чем более близкие отношения между собеседниками, тем короче их дистанция. Например, влюбленные пары часто стремятся сократить свою дистанцию до минимума.

Психологи подметили, что размер интимной дистанции варьируется у представителей разных стран. Это связано с особенностями культуры и традиций каждого народа.

Находясь в интимной зоне, собеседники имеют возможность прикасаться друг к другу. Недостаточно коммуникабельные люди стараются расширить свою интимную дистанцию, особенно при общении с малознакомыми людьми. Как правило, они избегают толпы и общественного транспорта, где пассажиры вынуждены буквально прижиматься друг к другу.

Индивиды, склонные к агрессии, неосознанно стремятся увеличить свою интимную дистанцию. Для этого они могут сидеть, развалившись на стуле, размахивать руками во время беседы, широко расставлять ноги. Проникновение другого человека в их интимную зону зачастую вызывает агрессию и недовольство.

Люди, которые симпатизируют друг другу, стараются держаться на близком расстоянии. Если же человек испытывает к своему собеседнику неприязнь, он неосознанно стремится отодвинуться от него подальше. Любящие супруги имеют очень короткую интимную дистанцию. Супружеские пары, которые недовольны своими отношениями, наоборот, увеличивают свою интимную зону.

Личная дистанция

Личная зона используется в дружеском и деловом общении. Ее расстояние составляет от 50 до 120 см. Личную дистанцию также можно разделить на ближнюю и дальнюю. Ближняя предназначена для общения с друзьями и родственниками, а дальняя – для коллег и деловых партнеров.

На размеры личной дистанции влияют и национальные особенности. Например, в России принято находиться к собеседнику гораздо ближе, нежели в США. Американцы предпочитают общаться друг с другом на более далеком расстоянии, а россияне такое положение вещей могут воспринять, как неуважение или высокомерие. Поэтому люди, приезжающие в чужую страну, нередко испытывают дискомфорт.

Кроме национальных особенностей, на личную дистанцию влияют и индивидуальные характеристики человека. Например, экстраверты, оптимисты, коммуникабельные и уверенные в себе люди стараются держаться поближе к собеседнику. А вот интроверты, люди, имеющие негативное мировосприятие, неуверенные в себе и страдающие комплексами, наоборот, стремятся увеличить расстояние между собой и собеседником.

На личную дистанцию влияют и возрастные факторы. Дети и пожилые люди любят находиться на близком расстоянии, а молодежь и люди среднего возраста располагаются подальше от собеседника. Это объясняется степенью уверенности в себе и личной защищенностью.

Социальная дистанция

Расстояние, предназначенное для общения с малознакомыми и незнакомыми людьми, а также деловыми партнерами, пересекаться с которыми приходится не очень часто, называется социальной дистанцией. Ее величина составляет 120–350 см. Именно на таком расстоянии обычно держатся люди, которые незнакомы друг с другом.

Социальная дистанция позволяет отвести взгляд от собеседника, если общаться с ним не хочется, и тем самым показать ему свою незаинтересованность в предмете беседы.

Публичная дистанция

Эта дистанция предназначена для выступлений перед аудиторией. Ее величина составляет от 350 до 750 см. Именно на таком расстоянии обычно располагается человек, выступающий перед группой. В маленьких помещениях лектор, оратор или артист располагается на более близкой дистанции к зрителям, а в больших залах – на более дальней. Публичная дистанция не предназначена для знакомства, а только для выступлений.

Пространственное расположение собеседников

Проксемика изучает не только расстояние, на котором держатся собеседники, но и особенности их ориентации в пространстве по отношению друг к другу. Специалисты по бизнес-тренингам знают, что успех деловых переговоров во многом зависит от атмосферы, которая царит в кабинете. Поэтому они рекомендуют руководителям рассаживать деловых партнеров таким образом, чтобы они были психологически настроены на конструктивное общение.

Очень часто во время делового или дружеского общения собеседники сидят за столом. Исходя из этого, психологи выделяют четыре вида позиций, которые участники общения могут занимать.

  • Угловое расположение. В этом случае собеседники размещаются по диагонали, разделяемые углом стола. Обычно так общаются друзья, родственники и хорошие приятели. В такой позиции хорошо видно собеседника, и можно свободно наблюдать за его жестами и пантомимикой. Угол стола выступает в качестве небольшого разделительного барьера, необходимо для поддержания психологического комфорта индивида. В угловом расположении нет разделения стола на территории.
  • Позиция делового общения. В этом случае собеседники располагаются рядом, по одной стороне стола. Такое расположение обычно занимают люди, которые выполняют совместную работу. В этой позиции очень удобно вместе просматривать документы.
  • Конкурирующе-оборонительная позиция. В этом случае собеседники сидят друг напротив друга по разные стороны стола. Такую позицию занимают оппоненты, каждый из которых имеет свой взгляд на обсуждаемую проблему. Именно такое расположение партнеров часто можно увидеть на деловых переговорах. Собеседники, находящиеся в конкурирующе-оборонительной позиции, разделены столом, а это не способствует созданию атмосферы доверительной, непринужденной беседы. Если партнеры желают найти решение проблемы, которое устроит обе стороны, им желательно занять другую позицию, например угловую.
  • Независимая позиция. В этом случае люди располагаются по разные стороны стола подальше друг от друга, а если они сидят на скамейке, то стараются отодвинуться. Такое расположение свидетельствует о том, что они не заинтересованы в общении друг с другом. Людей, сидящих таким образом, можно увидеть в читальном зале библиотеки, в кафе или на скамейке в парке.

Недаром руководители многих фирм стараются проводить деловые переговоры не за прямоугольным, а за круглым столом. Стол, лишенный углов, подсознательно настраивает партнеров на миролюбивую беседу. Собеседники, сидящие за круглым столом, чувствуют себя в одинаковом положении, поэтому больше склонны к компромиссам.

Подводя итог, можно сказать, что проксемика является нужной и полезной областью психологии. Изучая особенности пространственных отношений между людьми, можно понять характер любого собеседника или делового партнера и найти к нему подход.

Модель окна Джохари

История

Необходимо улучшить самосознание и личностное развитие людей, когда они находятся в группе. Оконная модель «Джохари» — это удобный метод, используемый для достижения этой задачи понимания и улучшения связи между членами группы. Американские психологи Джозеф Люфт и Гарри Ингхэм разработали эту модель в 1955 году. Эта идея возникла в результате изучения групповой динамики в Калифорнийском университете и позже была усовершенствована Джозефом Люфтом. Имя «Джохари» произошло от соединения их первых двух имен. Эта модель также обозначается как модель обратной связи/раскрытия самосознания.

Введение

Модель окна Джохари используется для улучшения восприятия человеком других людей. Эта модель основана на двух идеях: доверие можно приобрести, раскрывая информацию о себе другим и узнавая себя на основе их отзывов. Каждый человек представлен моделью Джохари через четыре квадранта или оконного стекла. Каждые четыре окна означают личную информацию, чувства, мотивацию и то, известна ли эта информация или неизвестна вам или другим с четырех точек зрения.

Модель окна Джохари

В этой модели интерпретируется метод передачи и приема обратной связи. Джохари представлен в виде обычного окна с четырьмя панелями. Две из этих панелей представляют себя, а две другие представляют часть, неизвестную для себя, но для других. Информация передается с одной панели на другую в результате взаимного доверия, которое может быть достигнуто за счет общения и обратной связи, полученной от других членов группы.

1. Открытая/самостоятельная площадка или арена – Здесь информация о человеке, его отношениях, поведении, эмоциях, чувствах, навыках и взглядах будет известна как человеку, так и другим.

В основном это область, где происходят все коммуникации, и чем больше становится арена, тем более эффективными и динамичными будут отношения. «Запрашивание обратной связи» — это процесс, который происходит путем понимания и прослушивания обратной связи от другого человека. Таким образом, открытая площадь может быть увеличена по горизонтали, уменьшая слепую зону. Размер арены также можно увеличивать вниз и, таким образом, уменьшая скрытые и неизвестные области, раскрывая свои чувства другому человеку.

2. Слепое я или слепое пятно – Информация о себе, которую знают другие в группе, но вы не будете знать об этом. Другие могут интерпретировать вас иначе, чем вы ожидаете. Слепое пятно уменьшается для эффективного общения за счет поиска обратной связи от других.

3. Скрытая область или фасад – Информация, которая известна вам, но будет скрыта от других. Это может быть любая личная информация, которую вы не хотите раскрывать. Это включает в себя чувства, прошлый опыт, страхи, секреты и т. д. Мы храним некоторые из наших чувств и информации настолько конфиденциальными, насколько это влияет на отношения, и, таким образом, скрытая область должна быть уменьшена путем перемещения информации в открытые области.

4. Неизвестная область – Информация, о которой не знают ни вы, ни другие. Это включает в себя информацию, чувства, способности, таланты и т. д. Это может быть связано с травмирующим прошлым опытом или событиями, которые могут быть неизвестны на протяжении всей жизни. Человек будет в неведении, пока не обнаружит свои скрытые качества и способности или не наблюдая за другими. Открытое общение также является эффективным способом уменьшить неизвестную область и, таким образом, эффективно общаться.

Пример

Линда устроилась на работу в организацию. Ее коллеги немного знали о ней, и в этом контексте неизвестные и скрытые области будут больше, а открытая область будет меньше. Поскольку остальные мало что о ней знают, слепое пятно также будет меньше, а модель будет выглядеть так, как показано на рис. 1.

Линда проводила большую часть своего свободного времени, делая наброски в офисе, который был ее любимым времяпрепровождением и ее совместным занятием. рабочие нашли ее очень застенчивой и неуловимой. Благодаря этой оценке она поняла, какая она, старалась быть более разговорчивой и больше взаимодействовала с другими коллегами. Это помогло ей увеличить свою открытую область и, таким образом, уменьшить скрытые и неизвестные области. (Рисунок 2)

Благодаря обратной связи, которую Линда получила от своих коллег, она могла хорошо работать в офисе, и ее реальная работоспособность могла быть получена в результате эффективного взаимодействия между коллегами.

Невербальное общение | Культурные различия

Перейти к содержимому
  • Просмотреть увеличенное изображение

Различия в невербальной коммуникации между культурами возникают из-за того, как разные люди во всем мире интерпретируют действия в социальном взаимодействии. Понимание культурных различий в невербальном общении важно для тех, кто хочет работать в международном бизнесе.

Типы невербального общения зависят от культуры и страны. Но области различий, как правило, попадают в следующие восемь областей. Каждый из них представляет собой область, в которой люди, ведущие бизнес в других частях мира, должны понимать различия невербальной коммуникации между культурами и то, как к ним подготовиться.

Зрительный контакт 

Зрительный контакт свидетельствует об уверенности на Западе, но может рассматриваться как грубый или вызывающий в некоторых частях Азии и Ближнего Востока. Кроме того, существуют гендерные правила в отношении зрительного контакта, и во многих восточных культурах женщинам не рекомендуется устанавливать зрительный контакт с мужчинами, поскольку это выражает авторитет или сексуальный интерес.

Прикосновение 

Прикосновение часто используется в общении, даже в деловой обстановке, с такими обычаями, как рукопожатие. Но в других культурах прикосновение к другим людям считается неприемлемым. Те, кто живет в Азии, как правило, придерживаются более консервативного подхода, когда дело доходит до прикосновений, с поклоном, как правило, заменяющим рукопожатие. Другой пример различий с прикосновениями — это поглаживание кого-то по голове. В США это считается милым и проявляет привязанность к детям. Но в некоторых азиатских культурах прикосновение к голове детей или взрослых считается неуважением. США более консервативны в других областях, например, не целуют в щеку, как это делают во многих частях Европы.

Жесты 

Многие бизнесмены, работающие на международном уровне, приучают себя сводить жесты рук к минимуму, поскольку они представляют собой нечто вроде минного поля. Например, указание на кого-то другого считается оскорблением в большинстве стран мира, но в некоторых местах это часто используется просто как ссылка. Полинезийцы высовывают язык, чтобы приветствовать людей, но в других частях мира это не принято. Самый распространенный жест в мире — это кивок, но даже он может означать разные вещи в разных культурах.

Физическое расстояние 

Эмпирическое правило здесь, где бы вы ни находились, заключается в том, чтобы предоставить людям больше места, чем, по вашему мнению, им может понадобиться. Подходите ближе, только если вас пригласили. Люди в разных культурах по-разному относятся к физическому расстоянию. Однако лучше никогда не входить в чье-либо личное пространство, примерно на 2 фута. Если это не личная близость, многим людям такая близость неудобна.

Выражение лица 

Хорошая новость заключается в том, что выражения счастья, печали, гнева и страха универсальны. Плохая новость заключается в том, что не во всех культурах их можно использовать в бизнес-среде. Японцы, например, стараются сохранять нейтральное выражение лица, считая, что показ своих эмоций обременяет другого человека.

Внешний вид 

Консервативный стиль одежды — лучший выбор. В некоторых местах в Соединенных Штатах допускается очень расслабленная внешность, в то время как в других даже открытое плечо или нога воспринимаются как повод для обиды. Лучший выбор — просто одеться консервативно. Вы также можете ослабить свой гардероб, если станет очевидно, что это приемлемо.

Осанка 

Опять же, традиционный маршрут – лучший. Не сутультесь, когда сидите, и не сидите со скрещенными ногами. Обращайтесь к людям, когда они говорят с вами, и кивайте достаточно, чтобы показать, что вы обращаете внимание на то, что они говорят. Помните о том, где вы сидите на собраниях — в некоторых культурах существует строгая иерархия того, кто где сидит.

Параязык 

Параязык относится к голосовому общению, но не к словам. Это включает в себя тон голоса, громкость, скорость речи и интонацию. Параязык является ключом к пониманию контекста или значения используемых слов. Важно помнить об этих проблемах и понимать, что они неразличимы в электронных письмах и текстах, поэтому нужно очень осторожно подходить к выбору слов.

Высококонтекстная и низкоконтекстная 

Еще один способ помочь в понимании культурных различий в невербальной коммуникации – понять разницу между культурами высокого и низкого контекста.

Культуры с высоким контекстом больше полагаются на невербальное общение, чем культуры с низким контекстом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *