17.04.2024

Внутриролевой конфликт это: Внутриролевой конфликт это

Ролевой конфликт это…

Всем привет! На связи с Вами Андрей Пучков. И сегодня мы затронем такую совсем небольшую тему из обществознания, раздела «Социальная сфера». Ролевой конфликт — это тема, которая не включена в КИМ ЕГЭ. Но для полноты картины представлять себе, что это за социальное явление, безусловно надо. Ведь чем больше вы будете представлять себе,  тем лучше будете ориентироваться в социальной реальности.

Понятие

Прежде чем объяснять сложное понятие, надо сначала разобраться с простыми. Социальная роль — это ожидаемая модель поведения, ориентированная на данный социальный статус. С тем, что означает последний термин, смотрите в этой статье.

Каждый статус предполагает ролевое поведение, некую модель поведения. Причем оно абсолютно ожидаемо от человека с данным статусом. Например, статус кондуктора в автобусе предполагает поведение по изъятию у пассажиров денежных средств в уплату проезда.

Статус работника полиции предполагает поведение, то есть некие действия, направленные на пресечение противоправной деятельности каких-либо людей или социальных групп, преступных организаций и пр.

Статус врача предполагает поведение по отношению к пациенту, которое выявит те или иные заболевания. Например, врач задает вопросы пациенту о его самочувствии, о том, какие лекарства он принимал, также поведение врача предполагает прослушивание пациента, проведение тестов на рефлексы, выдачу направлений сдачу дополнительных анализов и пр.

Так вот в процессе социального взаимодействия, может возникнуть ролевой конфликт. Ролевой конфликт — это противоречие между двумя и более ролями, двумя и более моделями поведения. Такое противоречие наступает тогда, когда ситуация требует от человека соответствия двум или более социальным статусам. События такие бывают не часто, но случаются.

Например, преподаватель в вузе преподает в той же группе, в которой учится его сын или дочь. Таким образом, он вынужден выполнять две роли: роль отца (матери), и роль преподавателя. Разумеется, такое противоречие возможно только в том случае, если сын или дочь будут апеллировать к роли отца (матери) в вузе, на занятии.  

Ну например, прогуляло чадо семинар, а преподаватель поставил прогул. А затем стал сурово спрашивать с такого студента материал. И поставил за незнание оценку «неудовлетворительно». И тут чадо начнет: «Ну папа, ну как же так? Я же твой сын (дочь), давай не будешь ставить два?!». Вот в такой ситуации и будет происходить ролевой конфликт.

Все вышесказанное справедливо с позиций социологии. В психологии же считается, что же считается, что такое противоречие в поведении всегда есть следствие внутриличностного конфликта, когда личность не может выбрать должное поведение, что порождает противоречие внутри личности. 

Важно понимать, что внутриличностные конфликты не всегда бывают ролевыми, в социальном значении этого понятия. Например, у директора фирмы случилась неприятность, не связанная с его работой. Например, директор магазина — женщина — серьезно поссорилась с мужем, и тот уехал из дома и не появляется уже несколько дней. Разумеется, такой директор на своей непосредственной работе будет в постоянном напряжении и не сможет эффективно выполнять свои обязанности. Такой конфликт сложно отнести именно к социологии, он будет больше внутриличностным: человек из-за личных проблем не может хорошо работать.

Эту грань нужно четко видеть и знать. Кстати, в последнее время в тестах ЕГЭ по обществознанию то и дело возникает подобное задание во второй части, в котором требуется написать определение и два предложения к нему.

В обществознании же больше имеется в виду социальное значение рассматриваемого явления. Имейте это в виду при выполнении тестовых заданий.

Виды

Ролевые конфликты бывают межролевыми и внутриролевыми. Вышеприведенные примеры относятся преимущественно к межролевым конфликтам. Внутриролевые связаны с разными ожиданиями от данной роли. Например, воспитатель в детском саду. Дети ожидают от нее веселых игр. А начальство, что воспитатель будет более-менее строгим с детьми, чтобы они слишком не распоясывались. Таким образом возникает внутриролевое противоречие.

Остальной материал по этой теме выходит далеко за рамки школьного курса, поэтому не будем нагружать вас лишний раз.

Понравилась статья? Поставьте лайк, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Вступайте в нашу группу Вконтакте.

Поделиться в соц. сетях

    Содержание ролевых конфликтов у сотрудников отдела безопасности ФСИН России //Психологическая газета

    • #социальная психология
    • #военная психология
    Автор
    • Щелокова Екатерина Галиуловна

    Неочевидность ролевого конфликта и источников его возникновения создает дополнительные трудности для работы с ними в условиях организации. Целью исследования стало определение содержания ролевых конфликтов у сотрудников отдела безопасности ФСИН России. Объект исследования — ролевые конфликты сотрудников, осуществляющих служебную деятельность. Предмет исследования — содержание ролевых конфликтов сотрудников отдела безопасности ГУФСИН России по Челябинской области. В качестве гипотезы выступило предположение, что содержание ролевых конфликтов у сотрудников имеет сложную субъективную природу, в которой можно выделить когнитивный и эмоциональный компоненты, неодинаково проявляющиеся в общей структуре конфликта.  

    Методики исследования: шкалы семантического дифференциала «Моя работа» в модификации

    Н.Н. Мельниковой, а также анкета ролевого конфликта, специально разработанная для целей исследования на основе материалов интервью с сотрудниками организаций и опросников диагностики ролевого конфликта С.И. Ериной [1], а также S. Pandey. Анкета включает шесть шкал в соответствии с диагностируемыми типами конфликтов: личностно-ролевой, внутриролевой, межролевой, ролевая перегрузка, ролевая недогрузка, ролевая неопределенность. 

    В исследовании приняло участие 30 сотрудников отдела безопасности одной из ФКУ ИК в структуре ГУФСИН России по Челябинской области, из них мужчин — 21, женщин — 9, со стажем работы в организации от 6 месяцев до 12 лет. 

    На основе параметров эмпирических распределений результатов по когнитивному и эмоциональному компонентам ролевого конфликта (РК) все сотрудники были распределены на 3 группы: с низким, средним и высоким уровнем РК по каждому из описанных типов.

    Выявлено, что у 16% сотрудников не выражен ни один тип РК. У остальных 84% можно предположить наличие РК по одному и более типам. На основе этого можно сделать выводы о большой распространенности РК у сотрудников отдела безопасности, что, вероятно, обусловлено скорее организационными факторами (спецификой служебной деятельности в системах обеспечения безопасности [2]), чем личностными. 

    Содержание РК также анализировалось по характеру и степени взаимосвязей между типами РК. Обнаружено, что внутри эмоционального компонента связей между типами РК больше, чем внутри когнитивного (14 против 10). На основе этого можно предположить, что на уровне осознания человек дифференцирует источник РК более четко, чем на уровне переживания. Эту особенность эмоционального переживания конфликта можно объяснить явлением экспансии, т.е. вовлечения в конфликт других сфер внутриличностного пространства. 

    Кроме того, был проведен корреляционный анализ с целью поиска взаимосвязей между типами РК и параметрами восприятия работы.

    Все выявленные значимые взаимосвязи являются отрицательными: чем выше РК, тем меньше работа понятна, стабильна, согласованна и целостна. Наиболее тесные связи со шкалами семантического дифференциала обнаружены по когнитивному компоненту РК (7 связей на уровне р≤0,001) по сравнению с эмоциональным (2 связи на уровне р≤0,001). Это можно объяснить тем, что структура эмоционального компонента РК по сравнению с когнитивным сложнее и богаче по количеству и характеру взаимосвязей с другими факторами, где на первое место выходят личностные, а не организационные факторы, как это, вероятно, имеет место в структуре когнитивного компонента конфликта. 

    В качестве мер по снижению и профилактике РК можно предложить проведение социально-психологических тренингов, а также различные формы внутрикорпоративного обучения на рабочем месте. 

    1. Ерина С.И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2000. — 108 с. 
    2. Натаров В. И. Профессиональное здоровье и надежность человека в системах обеспечения безопасности // Ананьевские чтения — 2019: Психология обществу, государству, политике: материалы международной научной конференции, 22–25 октября 2019 года / Отв. ред. И.А. Самуйлова. — СПб: Скифия-Принт, 2019. — С. 102-103.

    Источник: Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.): материалы международной научной конференции, 8–11 декабря 2020 года / Под общ. ред. А.В. Шаболтас, Е.Л. Солдатовой. Отв. ред. А.К. Кулиева. — СПб: Скифия-принт, 2020.

    Опубликовано 14 января 2021

    Автор

    Щелокова Екатерина Галиуловна

    кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология управления и служебной деятельности», Южно-Уральский государственный университет
    Челябинск

    Информация для студентов и преподавателей


    Крис Дрю, доктор философии

    О курсе «Уверенность в написании эссе»

    Что говорят мои ученики

    «ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


    Джессика Т.
    Студент социальных наук

    «Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


    Салли Р.
    Бакалавр педагогических наук

    «Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


    Кристин С.
    Молодежная студентка

    «Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


    Джеймс Л.
    Бакалавр гуманитарных наук Студент

    Take the Essay Writing Course

    As Featured In

    The Economist

    Readers Digest

    Times Higher Education

    eLearn Magazine

    What I Teach


    Academic Writing Навыки

    Поиск


    Советы по учебе в колледже

    Поиск


    Руководства по тематическому исследованию

    Поиск


    Поиск руководств по изучению

    Top Academic Prission и учебные навыки

    Как написать внедрение.

    Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

    Как не прокрастинировать во время учебы

    Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

    Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

    Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

    Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

    Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

    Моя идеальная формула структуры абзаца

    Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

    Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

    Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

    Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

    Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

    Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

    Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%. Вот как.

    Как написать выводы с помощью моего метода заключения 5 Cs

    Стильно завершите свое эссе с помощью этого простого и эффективного метода написания выводов.

    Оставайтесь на связи

     

           

    Учитель в ролевом конфликте. Внимание к родителям

    Содержание

    1. Введение

    2. Ролевой конфликт и учитель
    2.1. Конфликт ролей – определение
    2.2. Ролевые конфликты между родителями и учителями

    3. Решения и стратегии

    4. Заключение

    5. Библиография

    1. Введение

    В последние годы работа учителя становится все более и более напряженной, так как многие исследования выгорания доказывать. Одной из причин этого может быть то, что на учителей оказывают давление различные факторы, например, необходимость соответствовать собственным ожиданиям, родители, которые все больше и больше вовлекаются в школьную и классную жизнь, чувство, что они не хуже других. коллеги, текущие изменения в учебной программе и структурные изменения, которые требуют все большего и большего от учителей, социальных ожиданий или статуса и многих других аспектов. Школа — это социальная система, и учителя — очень важная часть этой системы, но, к сожалению, этому факту уделяется мало внимания. Многие исследования, пытающиеся проанализировать систему «школа», в основном сосредоточены на учениках и мало на учителях.

    Будущему учителю очень важно уметь справляться с высоким уровнем стресса, но многие из них не чувствуют себя комфортно в роли преподавателя. Особенно молодым учителям часто бывает трудно почувствовать себя учителем, даже если есть много хороших советов и теорий об успешном управлении классом. Но ничто из этого не может заменить опыт, который каждый учитель должен получить самостоятельно. Чувствовать себя комфортно в роли и, следовательно, быть в состоянии избежать многих стрессовых ситуаций, не приходит сразу, это процесс, который развивается с опытом и временем. Многие молодые учителя не справляются с новыми трудностями, но и более опытным учителям приходится сталкиваться с конфликтами. Во всех возрастных группах и классах будут возникать ролевые конфликты, с которыми учителя должны иметь дело, поэтому очень важно анализировать, где возникают эти проблемы, и находить решения, поскольку решение этих конфликтов может помочь им чувствовать себя более комфортно перед классом. и в их роли.

    Существует множество различных типов ролевого стресса, но решающим фактором всегда будут проблемы с родителями. У них много разных ожиданий от учителей, часто разных и нечетко определенных, но они хотят лучшего для своих детей в связи с тем, что образование стало очень важным в наши дни. Поэтому данная курсовая работа фокусируется на конфликтах между учителями и родителями и пытается найти решения, как их избежать и как с ними справляться. Это может помочь молодым учителям, а также более опытным учителям стать более уверенными в классе и заранее избегать стрессовых ситуаций с родителями и учениками.

    2. Ролевой конфликт и учитель

    В этой главе рассматриваются ролевые конфликты, с которыми приходится сталкиваться многим учителям в течение их карьеры. Знание о возможных предстоящих конфликтах в классе и с собственной личностью как учителя может помочь заранее предотвратить стресс и рабочую нагрузку. Поэтому будет определен термин «ролевые конфликты» и проанализированы важные факторы ролевого стресса между родителями и учителями. Решения и стратегии будут обсуждаться позже, в третьей главе данной курсовой работы.

    2.1. Конфликт ролей – определение

    Прежде чем приступить к обсуждению различных конфликтов ролей, которые могут возникнуть, важно прояснить, что именно подразумевается под термином «конфликт ролей». Г. Р. Грейс описывает это следующим образом:

    «Несмотря на различия в используемых терминах, центральным компонентом всех формулировок является несовместимость. Таким образом, ролевой конфликт, ролевое напряжение или ролевой стресс связаны с проблемами личности, возникающими в результате ролевой несовместимости». 1

    В дополнение к этому существуют различные формы несовместимости, например, между ролями или внутри конкретной роли. Это так называемые межролевые конфликты и внутриролевые конфликты. Межролевой конфликт возникает, когда у человека две или более позиций и ролевые ожидания от этих позиций несовместимы. 2 Это может быть, например, роль отца и мужа. Внутриролевой конфликт возникает, когда причина конфликта возникает из разных источников внутри роли. 3 Преподаватели сталкиваются с межролевыми конфликтами, а также с внутриролевыми конфликтами, что еще больше усложняет их преодоление.

    Кроме того, существует «несовместимость ожиданий от роли или между ролевой ориентацией и конкретным социальным или культурным контекстом, несовместимость между ролевыми ожиданиями и личностными установками индивидуума». 4 Ролевой конфликт существует, если существуют значительные различия для различных ожиданий. 5 Исследование, проведенное Масгроувом, доказывает, что степень разногласий в соответствии с рейтингом различных категорий (дисциплина, преподавание, личность и организация) между учителями, родителями, учениками и директором школы может измерять ролевые конфликты, с которыми приходится сталкиваться учителю. 6

    Ролевой стресс также может развиться, «потому что человек воспринимает, что другие возлагают на него разные ожидания как на человека, занимающего одну должность, или потому что ожидания одного или нескольких членов ролевого набора противоречат собственной концепции роли человека ». 7 Примечательно, что ролевые ожидания не имеют четкого определения, фактически они представляют собой набор ожиданий. Это конфликты между идеалом и реальностью.

    2.2. Ролевые конфликты между родителями и учителями

    Уилсон предположил, что все роли, которые требуют высокой преданности другим людям, подвержены внутренним конфликтам и неуверенности. 8 Так что учителя определенно одни из них. Помимо всех других обязанностей, учителя должны следить за тем, чтобы общение между родителями, учениками и ими было в порядке. Это может происходить в письмах или заметках, а также на родительском собрании. Но есть и другие факторы, по которым учителя могут не соответствовать ожиданиям родителей относительно своей роли.

    В этой главе рассматриваются причины этого и делается попытка объяснить реакцию обеих сторон.

    Родители играют большую роль в школе, и у них разные требования к школе и учителям. В настоящее время родители все больше и больше участвуют в работе класса, и их взгляды на учителей сильно изменились по сравнению с тем, что было 60 лет назад. Стало обычным подвергать педагогические методы сомнению, вернее, их часто критикуют. Если учителей спрашивают о родителях, они проявляют общее недоверие из-за ожиданий родителей. 9 С другой стороны, взаимодействие между родителями и учителями описывается как «чтобы хорошо ладить друг с другом».

    10

    Но почему это так? Углубляясь в тему, выявляются интересные аспекты, например, социальный статус родителей и связанные с этим различные ожидания от того, чего может достичь школа. Родители, принадлежащие к верхнему среднему классу, ожидают, что их дети будут успешными в школе. 11 Учитель выступает в роли наблюдателя, источника информации и оценщика. 12 Эти родители, кажется, поддерживают школьную систему, но ожидают, что учитель поможет их детям получить хорошее образование для дальнейшей карьеры, поэтому эти родители часто отправляют своих детей в среднюю школу, также вопреки мнению учителя. рекомендация. В отличие от родителей из рабочего класса, которые в основном отправляют своих детей в неполные средние школы и склонны прислушиваться к советам учителей. 13

    Школа рассматривается как орган, который берет на себя ответственность за образование и воспитание детей. Ожидается, что учитель возьмет на себя роль воспитателя

    14 . 15 Это проблема, потому что нет четкого разделения ответственности за обучение дома и за обучение в школе. 16 В классе от 30 до 40 учеников очень трудно оправдать ожидания каждого родителя из-за разных подходов к обучению и других социальных, религиозных и политических убеждений. 17 Это может даже привести к шокирующему факту, что некоторые учителя перестанут задавать критические вопросы в классе. 18 Проблема возникает, если родители пытаются передать воспитательную ответственность учителю, который в основном является работой родителей. 19 Конфликт возникает, если роль учителя и роль родителя не разделены четко. Это может привести к мнению, что школа или учителя сделают что-то против тревожного поведения их ребенка. Иногда родители чувствуют себя непосильными для своего ребенка и пытаются обвинить учителя или школу.
    20

    Эти аспекты влекут за собой различные последствия, которые также происходят бессознательно. Родители из высших слоев среднего класса принимают активное участие в общении с учителем, участвуют в днях открытых дверей, проявляют общий интерес к учебе своих детей. 21 Это подтверждает учителя в его положении и его работе и обязательно повлияет на его поведение по отношению к ученику. В отличие от этого, родители из рабочего класса не часто участвуют и, как правило, менее активны и плохо говорят. 22 Это показывает учителю социальную дистанцию ​​между родителями и им, и ему труднее идентифицировать себя с их социальным статусом. 23 Даже если учителя чувствуют близость к родителям, они, как правило, принимают решения в свою пользу только в том случае, если они могут идентифицировать себя со своими ценностями, что затрудняет работу ученика с родителями из рабочего класса, которые часто неуклюжи в контакте с школа и учитель.

    24

    Другая проблема заключается в том, что роль учителя наследует сильное положение, потому что он или она может решать об успехе или неудаче ученика, что делает учителя возможным противником, представляющим интерес для родителей. 25 Оценки обеспечивают процесс отбора, и многие родители реагируют оскорбительно, если их ребенок не достигает ожидаемого успеха. Учителя часто реагируют недоверчиво и расстроенно, потому что разочарованы отсутствием поддержки со стороны родителей. 26 Родители склонны критиковать учителя и осуждать его только в том случае, если ученик не показывает желаемых оценок. 27 Это, конечно, дилемма, поскольку исследования доказывают, что оценки не являются эффективным методом измерения усилий и результатов ученика, но учитель должен иметь надежный инструмент для измерения работы ученика.

    […]


    1 Благодать: Ролевой конфликт и учитель, с. 2.

    2 См. цит. п. 3.

    3 цит. п. 4.

    4 См. цит. п. 2.

    5 См. цит. п. 3.

    6 См. Грейс: Ролевой конфликт и учитель, с. 3.

    7 Благодать: ролевой конфликт и учитель, с. 6.

    8 См. цит. п. 14.

    9 См. Lange-Garritsen: Strukturkonflikte des Lehrerberufs, p. 20.

    10 См. цит. п. 20.

    11 Cf Combe: Kritik der Lehrerrolle, p. 211.

    12 См. цит. п. 211 ф.

    13 Cf Combe: Kritik der Lehrerrolle, p. 212 ф.

    14 Больше в смысле работника по уходу за детьми

    15 См. Combe: Kritik der Lehrerrolle, p. 212.

    16 См. Lange-Garritsen: Strukturkonflikte des Lehrerberufs, p. 21.

    17 См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *