28.03.2024

Когнитивный подход: Когнитивный подход это

Когнитивный подход в психологии

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола «знать». Психологи, которые придерживаются когнитивного подхода в психологии, утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896— 1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности.

Когнитивный подход в психологии исходит из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента:

  1. само действие,
  2. мысли,
  3. чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.

Внешне похожие поступки могут быть разными, т. к. мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем объективное значение этих ситуаций. Разные люди по-разному видят, интерпретируют ситуации, в которых они действуют, поэтому, соответственно, они могут и реагировать не одинаково.

После реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее. Психолог Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией».

В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мыслительных процессов клиента и доведение до его сознания иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, более эффективными формами, т. е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.

Американский психолог Аарон Бек указывал, что:

«то, как люди думают, определяет то, что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных когнитивных процессов», поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации».

Когнитивный подход в психологии подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека, Джордж Келли (1905—1966) — один из основателей этого направления, считал, что любой человек -это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, но разные люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон и людям предоставляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Любой человек выдвигает гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни, предвидеть будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.

Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами и имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек по-нимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разным углом зрения. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов.

И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события. Келли предположил, что если мы знаем, как человек организует свои конструкты, мы можем правильно судить о его поведении, т. е. узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека, надо чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его на-стоящее и последующее поведение.

Основу когнитивной социальной психологии составляют теории когнитивного соответствия. Это класс теорий, разработанных в западной социальной психологии.

Цель — дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Фундаментальная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной. Если же это возникает (например, в результате противоречивой информации об одном и том же объекте), то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Данная идея развивается такими учеными, как Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Л. Фестингер.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера основывается на идее соответствия и идее каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция

(от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. В теории структурного баланса рассматривается состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению.

В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома основной является идея о том, что средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации. Коммуникация (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия. Одна из основных функций коммуникации состоит в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого из партнеров. По ходу коммуникации возможно изменение отношений к другому человеку или к объекту. Тем самым восстанавливается соответствие.

Ч. Осгуд, П. Танненбаум — авторы теории конгруэнтности (соответствия), считают, что для достижения соответствия в когнитивной структуре человека субъект должен одновременно изменить свое отношение как к другому человеку, так и к тому объекту, который они оба оценивают.

Л. Фестигеру принадлежит создание теории когнитивного диссонанса. Диссонанс есть отрицательное состояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет разные, противоречащие друг другу сведения, мнения или знания об одном и том же объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого человек стремится избавиться. Для этого есть два выхода: изменить свое мнение относительно объекта либо получить новую информацию, которая бы устранила противоречие и согласовывалась с прежними представлениями.

Когнитивный подход к созданию интеллектуальных модулей организационно-технических систем | Трембач

1. Кузнецов О.П. Когнитивная семантика и искусственный интеллект // Искусственный интеллект и принятие решений. 2012. № 4, c. 32–42.

2. Стефанюк В.Л., Жожикашвили А.В. Сотрудничающий компьютер. М.: Наука, 2007.

3. Осипов Г.С. Лекции по искусственному интеллекту – М.: Книжный дом «Либроком», 2014.

4. Гаспариан М.С., Лебедев С.А., Тельнов Ю.Ф. Инжиниринг образовательных программ на основе применения интеллектуальных технологий. Открытое образование. 2017. №1, с. 14–19.

5. Rosch E. Cognitive representations of semantic categories. Journal of Experimental Psychology, 1975. 104, pp. 192–233.

6. Lakoff J. Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal About the Mind. – Chicago. University of Chicago Press, 1987.

7. Гаврилова Т.А., Болотникова Е.С., Гулякина Н.А. Категоризация знаний для создания онтологий. / Материалы 4-й Всероссийской мультиконференции по проблемам управления МКПУ-2011. Т.1. Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ, 2011. С. 62–66.

8. Валькман Ю.Р. Когнитивная семиотика: гештальты и метафоры //Интегрированные модели и мягкие вычисления в искусственном интеллекте. Сборник научных трудов VIII-й международной научно-практической конференции (ИММВ-2015, Коломна). Т.1. – М.: Физматлит, 2015.

9. Лапаева Л.Г., Быченков О.А., Рогаткин Д.А. Нейробиология, понятийные категории языка и элементарная модель мира робота// В кн. Пятнадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ 2016 (3–7 октября 2016г. , г. Смоленск, Россия): Труды конференции. Т.2. – Смоленск: Универсум, 2016. – с. 292–300.

10. Чудова Н.В. Концептуальное описание картины мира в задачах моделирования поведения // Искусственный интеллект и принятие решений. 2012. №2.

11. Рогаткин Д.А., Куликов Д.А., Ивлиева А.Л. Три взгляда на современные данные нейронаук в интересах интеллектуальной робототехники // Modeling of Artificial Intelligence, 2015. Vol. 6, Iss. 2.

12. Трембач В.М. Многоагентная система для решения зада целенаправленного поведения. // В кн. Четырнадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту с между народным участием КИИ 2014 (24–27 сентября 2014г., г. Казань, Россия): Труды конференции. Т.1. – Казань: Изд-во РИЦ «Школа», 2014. – С. 344–353.

13. Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. Изд. 2-е – М.: ЭТС. – 2000.

14. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2001. – 296 с: ил.

15. Axelrod R. The Structure of Decision: Cognitive Maps of Political Elites. – Princeton. University Press, 1976.

16. Кулинич А.А. Ситуационный, когнитивный и семиотический подходы к принятию решений в организациях // Научно-практический журнал «Открытое образование», МЭСИ, №6, 2016, с. 9–17.

17. Sowa J.F. Conceptual Structures – Information Processing in Mind and Machines. Addison-Wesley Publ.Comp. 1984.

18. Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: История. Персоналии. Идеи. Результаты. // Семиотика и информатика. Вып. 36. 1998. С. 274– 323.

19. Редько В.Г. Эволюционная кибернетика М.: Наука, 2001.

20. Алефиренко Н.Ф. Когнитивная семантика: миф или реальность? / Н.Ф. Алефиренко // Вестник ТГПУ. Серия: гуманитарные науки (филология). Тула, 2006. – Выпуск 5 (56). – С. 43–48.

21. Трембач В.М. Решение задач управления в организационно-технических системах с использованием эволюционирующих знаний: монография. – М.: МЭСИ, 2010. – стр. 236.

Cognitive Approach — Psychologist World

Когнитивный подход в психологии — это относительно современный подход к человеческому поведению, который фокусируется на том, как мы думаем.

Предполагается, что наши мыслительные процессы влияют на наше поведение.

Подходы в психологии
  • Поведенческий подход
  • Биологический подход
  • Гуманистический подход
  • Психодинамический подход
  • Социокультурный подход

Напротив, другие подходы принимают во внимание другие факторы, такие как биологический подход, который признает влияние генетики и химического дисбаланса на наше поведение.

Происхождение
  1. Стимул (Внешний фактор)
  2. затрагивает:
  3. Ответ (Поведение человека)

Существует некоторый спор о том, кто создал когнитивный подход, но некоторые источники приписывают этот термин 1950-е и 1960-е годы, с книгой Ульрика Нейссера Когнитивная психология , в которой упоминается человеческий разум, работающий аналогично компьютерам.

Этот подход возник отчасти из-за неудовлетворенности поведенческим подходом, который фокусировался на нашем видимом поведении без понимания внутренних процессов, которые его создают. Он основан на том принципе, что наше поведение порождается серией стимулов и реакцией на них посредством мыслительных процессов.

Сравнение с другими подходами

Когнитивные (что означает «знающие») психологи пытаются создать правила и объяснения человеческого поведения и в конечном итоге распространить их на поведение каждого человека. Гуманистический подход противостоит этому, принимая во внимание индивидуальные различия, которые заставляют каждого из нас вести себя по-разному. Когнитивный подход пытается применить научный подход к человеческому поведению, редукционистский в том смысле, что он не обязательно принимает во внимание такие различия. Однако популярные тематические исследования индивидуального поведения, такие как HM, привели к тому, что когнитивная психология приняла во внимание идеосинхронность нашего поведения. С другой стороны, когнитивная психология признает мыслительный процесс, который влияет на наше поведение, и различные настроения, которые мы испытываем, которые могут влиять на то, как мы реагируем на обстоятельства.

Ключевые предположения
  • Человеческое поведение можно объяснить как набор научных процессов.
  • Наше поведение можно объяснить как серию реакций на внешние раздражители.
  • Поведение контролируется нашими собственными мыслительными процессами, а не генетическими факторами.
Оценка когнитивного подхода

Жизнеспособный подход, который использовался для создания модели процессов памяти с несколькими хранилищами, подтвержденный многими другими экспериментами.

Легко комбинируется с другими подходами. Когнитивно-поведенческая терапия — популярная и успешная форма лечения таких проблем, как обсессивно-компульсивное расстройство.

Учитывает внутренние, невидимые мыслительные процессы, влияющие на наше поведение, в отличие от поведенческого подхода.

В значительной степени зависит от контролируемых экспериментов по наблюдению за человеческим поведением, которые могут не иметь экологической достоверности (по сравнению с поведением в реальной жизни).

Без учета генетических факторов; например наследственные корреляции психических расстройств.

Редукционизм в степени , хотя и учитываются тематические исследования, поведенческий подход пытается применить научный взгляд на человеческое поведение, которое, как можно утверждать, является уникальным для каждого человека.

Когнитивный подход | Психология

Идея о том, что люди осуществляют психические процессы на основе поступающей информации, т. е. человеческое познание, вышла на передний план психологической мысли в середине двадцатого века, игнорируя фокус стимул-реакция бихевиористского подхода. Развился доминирующий когнитивный подход, утверждающий, что сенсорной информацией манипулируют внутренне до того, как будут сделаны ответы — например, под влиянием наших мотивов и убеждений.

Интроспекция – субъективный метод, преимущественно используемый философскими и психодинамическими подходами – был отвергнут в пользу экспериментальной методологии для научного изучения внутренних процессов.

Когнитивный подход предполагает

  • Разум активно обрабатывает информацию от наших органов чувств (осязание, вкус и т.д.).
  • Между стимулом и реакцией находятся сложные психические процессы, которые поддаются научному изучению.
  • Людей можно рассматривать как системы обработки данных.
  • Работа компьютера и человеческого разума схожи — они кодируют и хранят информацию, и у них есть выходные данные.

Изучение внутренних психических процессов

Используя экспериментальные методы исследования, когнитивный подход изучает внутренние психические процессы, такие как внимание, память и принятие решений. Например, исследование может сравнить способности групп запоминать список слов, представляя их либо устно, либо визуально, чтобы сделать вывод , какой тип сенсорной информации легче всего обрабатывать, и может дополнительно исследовать, меняется ли это при изменении слова. виды или личности.

Теоретические и компьютерные модели предлагаются для объяснения и вывода информации о психических процессах. Например, модель обработки информации (рис. 1) описывает разум как компьютер с точки зрения взаимосвязи между поступающей информацией, подлежащей кодированию (от органов чувств), ментальным управлением ею (например, хранением, решением), и, следовательно, управление выводом (например, поведением, эмоцией). Примером может быть художник, смотрящий на живописный пейзаж, решающий, какой цвет краски подходит для данной области, прежде чем нанести выбранный цвет на холст.

Рисунок 1: Блок-схема, показывающая роль обработки мысли, определяемую моделью обработки информации

. В последние десятилетия более новые модели, включая модели Computational и Connectionist , отвлекли некоторое внимание от ранее преобладавшей аналогии с обработкой информации:

  • Вычислительная модель аналогично сравнивается с компьютером, но больше фокусируется на том, как мы структурируем процесс достижения поведенческих результатов (т. е. цели, стратегии и предпринятых действий), без указания, когда и сколько информации обрабатывается. .
  • Коннекционист модель придерживается нейронной линии мысли; он рассматривает разум как сложную сеть нейронов, которые активируются в регулярных конфигурациях, характеризующих известные ассоциации между стимулами.

Роль схемы

Ключевой концепцией подхода является схема, внутренний «сценарий» того, как действовать или чего ожидать от данной ситуации. Например, гендерные схемы предполагают, как ведут себя мужчины/женщины и как лучше всего реагировать соответственно, т.е. ребенок может предположить, что все мальчики любят играть в футбол. Схемы подобны стереотипам и альтернативной обработке поступающей информации; их роль в показаниях очевидцев может быть отрицательной, поскольку то, что кто-то ожидает увидеть, может исказить их память о том, что было действительно свидетелем.

Появление когнитивной нейронауки

Эта смежная область стала преобладать во второй половине двадцатого века, включив в себя методы нейронауки, такие как сканирование мозга, для изучения влияния структур мозга на когнитивные процессы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *