29.03.2024

Как появились небылицы: Небылицы-перевёртыши :: Общие сведения: svetorusie — LiveJournal

Небылицы-перевёртыши :: Общие сведения: svetorusie — LiveJournal

В детском устном поэтическом репертуаре имеется большой пласт произведений, в которых «развиваются события совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов их противоречит жизненным реальным наблюдениям. Все действия – сплошная логическая ошибка». Эти произведения называют небылицами, перевёртышами, небылицами-перевёртышами. И нет чёткой границы между различными группами этих произведений. О.И. Капица писала: «Сущность небыличных песен сводится к тому, что необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому». Она же характеризовала перевёртыши как произведения, в которых «происходит перестановка объекта действия или же признаков, характеризующих разные предметы». При столь близких характеристиках перевёртышей и небылиц на практике их трудно отличить.

К.И. Чуковский и не делает этого. Все произведения этого рода он относит к одному виду и обозначает их термином «перевёртыши». Введённый им термин сразу же прижился и в науке, и в повседневной речи народа. К.И. Чуковский не только показал, что ребёнка влечёт в «перевёрнутый» мир, где безногие бегают, вода горит, лошади скачут на своих ездоках, а какие-то моторные вместо хлеба едят башмаки, но и доказал закономерность такого влечения, его неизбежность и всеобщность. Исследователь считает перевёртыши умственной игрой. «Ребёнок играет не только камешками, кубиками, куклами, – писал он, – но и мыслями». Приводя богатый и тщательно подобранный материал, исследователь утверждал, что «небывальщина необходима ребёнку лишь тогда, когда он хорошо утвердился в «бывальщине». Утвердившись в каком-то знании, ребёнок начинает превращать его в игру; эта «жажда играть в перевёртыши присуща чуть ли не каждому ребёнку на определённом этапе его умственной жизни».

Учёный убедительно показал педагогическую ценность небылиц-перевёртышей, и, благодаря его трудам, они перекочевали из учёных собраний на страницы детских книжек и миллионам детей доставляют неподдельную радость.

Оксфордские исследователи фольклора Айон и Питер Опи (книга «Фольклор и язык школьников», 1959 и I960) считали, что в основе этой тяги лежит любовь к юмору, пробуждающееся (унаследованное) чувство юмора. Советская исследовательница О.И. Капица также полагала, что, когда «подчеркиваются несвойственные животному обстановка и действия… создаётся впечатление комического». «Некоторые наблюдатели думают, – писал .К. И. Чуковский,– что самая эта тяга к обратной координации вещей порождена в ребёнке стремлением к юмору. Мне кажется, что это не так». Он полагал, что лежит «в основе подобных причуд не юмористическое, а познавательное отношение к миру». Не отрицая наличия в них комического, считал его явлением побочным, второстепенным. «Повторяю, – писал он, – не о комизме хлопочет ребёнок, когда занимается этой игрой: главная его цель, как во всякой игре, – упражнение новоприобретённых сил, своеобразная проверка новых знаний».

К 5 годам у ребёнка уже имеются чёткие реалистические представления об окружающем мире; ребёнок усваивает грамматический строй языка, его основной лексический фонд и даже подготавливается к восприятию метафор и идиом. Очевидно, что к этому времени у него исчезает необходимость «утвердиться в норме». А если так, то тяга к перевёртышам должна исчезнуть. Но она не исчезает. Перевёртыши остаются любимыми произведениями старших дошкольников и даже школьников, которые не только хорошо знают мир реальных вещей, которыми обычно оперируют в перевёртышах, но и познают основы наук, усваивают научно-теоретические представления о мире, пользуются абстрактными (конечно, в доступной соответствующему возрасту дозировке) понятиями. Очевидно, объяснить этот факт без определения истоков жанра невозможно.

К.И. Чуковский рассматривал перевёртыши как собственное творчество детей. А между тем наблюдения показывают, что дети, не знавшие небылиц, перевёртышей, не способны к творчеству в этом жанре, какова бы ни была их «радость от преодоления очередного рубежа в познании мира». Анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, даёт основание утверждать, что они сочинены взрослыми и для взрослых. Для детей характерна стиховая организация текста, произведения В.

И. Даля – прозаические. Текст «Пошёл я на лыко гору драть» даёт картины охоты, которой дети не видели, а текст «Едки трои» вообще не может быть понят детьми-дошкольниками: «Едки трои не посучишь, на тошне заживотит и на ворчале забрюшит (сутки трои не поешь, на животе затошнит и на брюхе заворчит)».

Большинство образов широко бытующих перевёртышей унаследовано (нередко опосредованно, через поэзию пестования) из песен скоморохов. В подтверждение этого тезиса можно сослаться на «скоморошины»:

… На горе корова белку лаяла,
Ноги расширя да глаза выпуча.
Ещё курица под осеком траву секёт,
Как овца в гнезде да яйцо садит …
… Среди моря овин горит,
По чисту полю корабль бежит!
То вам не чудо, не диковинка,
Ещё вот вам чудо чуднее того:
Уж как кутюшка бычка родила,
Поросёночек яичко снёс!
Это вам не чудо, не диковинка …
… По поднебесью медведь летит,
Ушками, лапками помахивает,
Серым хвостиком поправливает;
На дубу кобыла белку взлаяла,
В стойле сука в запрягу стоит,
В осеку овца гнездо свила!

Для художественного приёма скоморохов характерна «перестановка объекта действия», небыличность в узком смысле этого слова. Вполне очевидно, что и небыличный материал, и собственно перевёртыши в фольклоре взрослых вызваны к жизни отнюдь не стремлением «утвердиться в знании». Исходными были эстетические побуждения, в первую очередь стремление к юмору. Сохраняется оно и в детской среде. И не стоит в противоречии с доминирующей познавательной функцией.

Колыбельные песни, прибаутки и другие жанры поэзии пестования ребёнок воспринимает до известной степени пассивно, необходима же целенаправленная работа детского рассудка; необходимо развитие логического мышления. Это – социально-педагогический «заказ», предопределивший возникновение перевёртышей как жанра детского фольклора. Задача перевёртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. Народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей. Интерес ребёнка к перевёртышам поддерживается их редкой эстетической действенностью.

Она достигается в первую очередь за счёт предопределённого перестановкой объектов и обратной координацией действия:

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Конь из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон…

В песнях скоморохов небылицы и перевертыши выступают в своём единстве; в поэзию пестования (колыбельные, прибаутки, докучные сказки), а вслед за ними и в детские песни-перегудки в качестве комического компонента входят только небылицы, то есть произведения, в которых звери, домашние животные одеваются, как люди, выполняют людскую работу, насекомые и птицы очеловечиваются, люди ездят на телятках, козлятках и даже козявках, где женят и хоронят комара, как человека, и пр. и пр. Во всех этих произведениях есть «перестановка объекта действия», но нет «обратной координации действия». Перевёртыши, то есть произведения, в основе построения которых лежит только принцип обратной координации, не взаимодействуют с другими жанрами, бытуют в чистом виде.

После выхода в свет работы К.И. Чуковского «Лепые нелепицы» (1924) к перевёртышам на практике относят и все небылицы. Получается некое двуединство: видно различие, разделение невозможно. Вполне логично стремление В.П. Аникина преодолеть эти противоречия. Он ввёл удачный термин «небылицы-перевёртыши», который полнее определяет внутренний смысл обеих групп этих произведений.

[]

Небылицы-перевёртыши русского фольклора

Небылицы-перевёртыши – что это такое в литературе? Определение небылиц-перевёртышей (не из википедии).

Почему небылицы назвали небылицами-перевёртышами? Этимология слова «небылица».

Когда появились небылицы-перевёртыши на Руси?

Небылицы-перевёртыши как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация небылиц-перевёртышей.

Чем небылицы отличается от перевёртышей и сказок и в чём их сходства.

Примеры небылиц-перевёртышей.

Какие небылицы-перевёртыши были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?


  Читайте также:
    – другие жанры детского фольклора

Контрольные вопросы.

Русский детский фольклор: учебное пособие Контрольные вопросы. Русский детский фольклор: учебное пособие

ВикиЧтение

Русский детский фольклор: учебное пособие
Колядич Татьяна Михайловна

Содержание

Контрольные вопросы

1. Какие произведения относят к небылицам?

2. О чем и почему рассказывается в небылицах?

3. Почему Чуковский назвал жанр нелепицами?

4. Можно ли провести различие между небылицей и перевертышем?

5. Как использовали жанр в народной педагогике?

6. Чем отличается образная система небылиц?

7. Почему основным атрибутивным признаком считается антропоморфизм?

8. Какие используются жанровые модели и почему?

9. Какова рифмовка небылиц?

10. Что такое «небыличные песенки»?

11. Как небылицы связаны с другими жанровыми формами?

12. Как происходит заимствование и по каким атрибутивным признакам?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1. Как вы понимаете смысл высказываний А. Пушкина: «Цель художества есть идеал, а не нравоучение», «Цель поэзии – поэзия!»?2. Что такое «тайная свобода» и какова её роль в деятельности художника?3. Как вы оцениваете высказывание А. Чехова о целях и

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1. Почему после колыбельных песен начинают исполнять потешки и пестушки?2. Почему пестушки играют особую роль в развитии ребенка?3. Что такое «поэзия пестования»?4. Каково содержание пестушек?5. Почему пестушки близки к заговорам?6. Чем пестушки

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1.  Какие особенности закличек позволяют говорить об их связи с обрядовой поэзией?2. К кому и почему обращались в закличках?3. Почему в закличках отмечаются элементы юмористического мироощущения?4. Можно ли говорить о связи закличек с формами игрового

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1. Какие произведения относят к небылицам?2. О чем и почему рассказывается в небылицах?3. Почему Чуковский назвал жанр нелепицами?4. Можно ли провести различие между небылицей и перевертышем?5. Как использовали жанр в народной педагогике?6. Чем

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1. Когда появились загадки?2. Когда и почему произошел переход взрослой загадки в детскую среду?3. Каковы отличия детской загадки?4. Каковы художественные особенности загадок?5. Как построена загадка?6. Почему в загадке особое значение имеет

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1.  На чем основаны современные классификации детских песенок?2. Как сформировался детский песенный фольклор, под воздействием каких обстоятельств?3. Можно ли говорить об игровом начале как свойстве детских песенок?4. Каково содержание детских

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1. Когда появились сказки?2. Каково происхождение сказок?3. Какие разновидности сказок можно выделить?4. Кто является носителями сказок?5. В чем вы видите различие между обработкой, пересказом и стилизацией?6. Какие сказки относятся к детскому

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1. Когда впервые появились «страшные истории»?2. Почему «страшилки» первыми стали записывать литераторы?3. Кто и когда начал записывать «страшные истории»?4. Как используется в литературе поэтика «страшных историй» (структура, композиция, образы,

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1.  Как меняются игры при переходе от взрослых к детям?2. Каковы основные принципы классификации детских игр?3. Что такое ролевые игры?4. Как возникают игры-импровизации?5. Каковы основные типы игровых приговоров?6. Что такое «игровая

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1. Когда и почему начали выделять школьный фольклор?2. Почему школьный фольклор считают самостоятельным разделом детского фольклора?3. Когда появился школьный детский фольклор?4. Каков состав школьного фольклора?5. Когда и почему стали записывать

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1. Когда впервые исследователи научно обосновали появление анекдота?2. Как в названии анекдота отразилось его содержание?3. Почему анекдот постепенно перестает существовать в устной традиции?4. Чем отличается детский анекдот от взрослого?5. Что

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1.  Чем отличаются античные граффити от современных?2. Можно ли назвать граффити синтетичным жанром?3. Почему граффити распространены в определенной среде?4. На какие группы делятся граффити?5. Какие образцы известных вам граффити вы можете

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1. Можно ли считать фольклорную пародию самостоятельным жанром?2. Когда появились школьные пародии?3. Чем пародия отличается от юмористического (шутливого) стихотворения?4. Каковы основные темы пародии?5. Какие формы пародии можно

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1. Почему возникает потребность в создании детского тайного языка?2. Как переходят профессиональные слова из фольклора взрослых в детскую среду и почему?3. Как устроен детский тайный язык?4. Как образуются тайные языки?5. Какие литературные

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1.  Когда и почему появились «садистские стишки»?2. Можно ли выделить жанровые особенности подобного образования?3. Почему иногда идет речь о произведениях, относящихся к «черному юмору»?4. Почему некоторые исследователи относят «садистские стишки» к

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы 1. Какие факторы предопределяют взаимодействие массовой культуры с детским фольклором?2. Приведите примеры устных детских пародий на известные тексты.3. Как современные писатели используют опыт детского фольклора? Приведите

Что такое ложь и откуда она берется?

Автор: Дэрил Уингерд

Ложь – это умышленное искажение фактов с целью введения в заблуждение другого лица в личных целях. Ложь обычно говорят (или пишут), но слова не обязательно требуются. Грех лжи можно совершить, используя молчание, притворное невежество, обманчивую мимику или даже тон голоса. Например, миска для воды у собаки пуста. Вы знали это и должны были заполнить его сами, но надеялись, что кто-то другой заметит и позаботится об этом вместо вас. Твой папа замечает это и спрашивает: «Как давно миска с водой у собаки пуста?» Чтобы избежать его неодобрительной лекции и изобразить из себя прилежного и полезного, вы изображаете изумление и отвечаете приятным и полезным тоном: «О, там пусто? Вот, позвольте мне заполнить его.

Людей не надо учить врать. Ложь — одно из самых естественных выражений, исходящих из человеческого сердца в его падшем состоянии. Но почему ложь такая распространенная человеческая проблема? Почему мы такие обманщики, даже когда мы очень молоды? Откуда вся эта ложь? Я считаю, что большую часть лжи можно отнести к четырем другим греховным характеристикам грешного человека: гордости, жадности, страху и ненависти.

Гордость ведет к лжи, когда вы преуменьшаете или отрицаете недостатки, которые, по вашему мнению, приведут к неодобрению со стороны других, или когда ваша жажда похвалы от других побуждает вас преувеличивать или выдумывать свои хорошие качества или действия. Вы лжете, чтобы сохранить или улучшить свой статус в глазах окружающих. Вы лжете другим, чтобы не иметь дело с тем, что вы (и Бог) знаете о себе как правду.

Жадность ведет ко лжи, когда неправда — это самый простой способ получить то, чего вы жаждете, но не можете получить, говоря правду. Маленький мальчик хочет еще одно печенье, но одно у него уже было, а его мама перед уходом сказала: «Только одно». Итак, когда мама ушла, мальчик спрашивает папу, который не знал о первом печенье: «Папа, можно мне печенье, пожалуйста? Мама сказала, что я могу взять один». Или звонящий мошеннически представляет себя сотрудником местной коммунальной службы и угрожает владельцу бизнеса немедленным отключением электроэнергии из-за неоплаченного счета, если продавец не заплатит немедленно по телефону. А как насчет всех этих фальшивых отработанных часов или ложных заявлений в налоговых декларациях?

Страх ведет ко лжи, когда человек сделал что-то неправильное, глупое, постыдное или незаконное, и стремится избежать неприятных последствий. Маленький ребенок, опасаясь дисциплины, отрицает ответственность за случайно разбитое стекло, демонстрируя глупое изобилие. Ученик лжет о том, почему его домашняя работа не была выполнена, чтобы вызвать сочувствие учителя и избежать плохой оценки. Рабочий врет о причине опоздания на работу — опять — чтобы избежать критики от своего босса. Муж лжет жене о том, что он просматривал в Интернете, чтобы избежать болезненного разоблачения своей греховной привычки.

Ненависть ведет к лжи клеветой или злонамеренными сплетнями. Один человек стремится разрушить репутацию другого человека путем распространения ложной информации. Высказывания цитируются точно, но лишь частично или вне контекста. Действия описываются однобоко, без баланса, который мог бы обеспечить полный рассказ. Вопиющая ложь распространяется со знанием того, что к тому времени, когда правда выйдет наружу, ущерб уже будет нанесен. Такая ложь имеет место на публике, на рабочем месте и даже дома между братьями и сестрами. Ложь, мотивированная ненавистью (и жадностью — подумайте об Иезавели и Навуфее), даже привела к смерти невинных людей.

Ложь — это больше, чем просто изолированное греховное действие. Это свидетельство глубокой испорченности невозрожденного человеческого сердца. Это один из способов показать различные формы зла, обитающие внутри. Как сказал Иисус: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего производит добро, а злой человек из злого сокровища своего производит злое, потому что от избытка сердца говорят уста его» (Луки 6:45).

Мы не должны сильно удивляться, узнав, что ложь — это глубокое зло, учитывая ее самую зловещую связь со злом. Его корни восходят непосредственно к самому дьяволу. Иисус сказал об этом величайшем лжеце, что он «не имеет ничего общего с истиной, потому что в нем нет истины. Когда он лжет, говорит свое, потому что он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44). Бог признает это сходство, приговаривая всех (привычных) лжецов провести вечность в огненном озере, с тем, кому они избрали подражать в жизни (Откр. 20:10, 14; 21:8).

Зная теперь ужас лжи и ее порочный источник, мы, освободившиеся от греха, должны искренне желать никогда больше не лгать.

Copyright © Daryl Wingerd 2020. Разрешено воспроизведение в точной форме.
Все остальные виды использования требуют письменного разрешения www.CCWtoday.org www.BulletinInserts.org

Откуда они взялись?

Вши происходят из разных географических регионов, в зависимости от типа. Возможно, вы хорошо знакомы с головными вшами, которые неприятны, но в целом безвредны. Другими типами являются платяные или лобковые вши.

Вши — чрезвычайно заразные насекомые-паразиты, вызывающие заражение, известное как педикулез.

Термин «вши» может относиться к трем типам насекомых-паразитов, поражающих человека: головные вши ( Pediculus humanus capitis ), платяные вши ( Pediculus humanus corporis ) и лобковые вши ( Pthirus pubis ).

Во многих случаях, когда говорят о вшах, обычно имеют в виду головных вшей. Эти микроскопические насекомые живут в ваших волосах, близко к коже головы.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о вшах и их происхождении.

Вши — насекомые-паразиты. Это означает, что они должны питаться другим живым телом, чтобы выжить. Их источником пищи является человеческая кровь, которую они получают из вашего тела или кожи головы.

Они не могут летать, не летают по воздуху и не могут жить в воде на большом расстоянии от своего хозяина. Головные вши, например, цепляются за пряди волос, когда вы купаетесь.

Но откуда они берутся?

Эксперты делят человеческих вшей на группы на основе их генетического состава. Клада — это группа организмов, которые генетически не идентичны друг другу, но имеют общего предка.

Вклады человеческих вшей, A, B, C, D и F, имеют различное географическое распространение и генетические характеристики.

Например, согласно исследованиям, головные вши клады B, возможно, возникли в Северной Америке, но мигрировали в более отдаленные уголки мира, включая Австралию и Европу.

Виды вшей поражали других приматов, таких как гориллы и шимпанзе, в какой-то момент истории. Примерно 13 миллионов лет назад начали эволюционировать определенные виды, затрагивающие только людей.

Примерно от 42 000 до 72 000 лет назад человеческие вши разделились на головных и платяных. Открытие генетических различий между головными и платяными вшами подтверждает теорию о том, что именно в этот период люди начали носить одежду.

Хотя головные вши остались на коже головы, платяные вши мутировали в паразитов с когтями, которые могут цепляться за более гладкие волокна одежды, а не за тонкие, как игла, стержни волос.

Заразиться лобковыми вшами можно при половом контакте или при контакте с постельным бельем или одеждой. Вы также можете заразиться платяными вшами через одежду или при тесном физическом контакте с человеком, у которого они есть.

Головные вши чаще встречаются у детей младшего возраста, поскольку для передачи им требуется еще больший физический контакт. Обычно вам придется находиться в прямом контакте с человеком, у которого есть вши.

Это может быть обычным явлением в школах или детских садах, где дети часто находятся близко друг к другу. Совместное использование расчесок, щеток, полотенец, головных уборов и других личных вещей может ускорить распространение головных вшей.

Заражение головными вшами может вызвать у людей смущение, потому что вокруг него все еще есть клеймо.

Платяные вши

Платяные вши, как правило, передаются от человека к человеку в местах, где люди имеют тесный физический контакт или совместно используют ресурсы, такие как кровати и одеяла, например, убежища.

Различные факторы могут привести к тому, что человек будет жить в месте, где платяные вши могут легче распространяться. Это может быть связано с социально-экономическим неравенством или несправедливостью в отношении здоровья.

Головные вши

Головные вши — это не то же самое, что платяные вши. Головными вшами могут заболеть люди всех полов, возрастов и рас. Наличие педикулеза не свидетельствует о ненадлежащей гигиене человека, а вши не являются переносчиками болезней.

Они наиболее распространены среди детей независимо от социального, экономического или жилищного положения. Около 19% школьников во всем мире болеют головными вшами.

Здесь ответы на дополнительные вопросы о вшах и их происхождении.

Откуда берутся вши, если не на людях?

Вши могут находиться не на вашем теле, а на одежде или других личных вещах, которыми люди могут делиться. В большинстве случаев они передаются через тесный физический контакт. В редких случаях головные вши могут заползти на вашу одежду, а также на волосы и кожу головы другого человека, но это должно произойти быстро. Вши не могут прожить больше суток без еды.

Могут ли вши исчезнуть сами по себе?

Избавление от вшей требует лечения. Существуют лечебные шампуни, лосьоны и другие формы лекарств, которые могут удалить их. Кроме того, вам нужно будет выбросить или продезинфицировать любые предметы на вашем теле или в вашем доме, которые могут их содержать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *